Научная статья на тему 'Формирование универсальных учебных действий на уроках информатики с помощью сетевых сервисов'

Формирование универсальных учебных действий на уроках информатики с помощью сетевых сервисов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
536
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / COGNITIVE UNIVERSAL LEARNING ACTIONS / КОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / COMMUNICATIVE UNIVERSAL LEARNING ACTIONS / СЕТЕВЫЕ СЕРВИСЫ / NETWORK SERVICES / REGULATIVE UNIVERSAL LEARNING ACTIONS / PROJECT ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Круподерова Елена Петровна, Никитина Нина Викторовна

В статье рассмотрены дидактические возможности сетевых сервисов для формирования регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся. Приведены примеры формирования универсальных учебных действий при изучении различных тем на уроках информатики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Круподерова Елена Петровна, Никитина Нина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF UNIVERSAL LEARNING ACTIVITIES IN INFORMATICS LESSONS WITH NETWORK SERVICES

The didactic possibilities of network services for the formation of regulative, cognitive and communicative universal educational activities of students are considered in the article. Examples are given of the formation of universal learning activities in the study of various topics in computer science lessons.

Текст научной работы на тему «Формирование универсальных учебных действий на уроках информатики с помощью сетевых сервисов»

призвано формировать готовность студентов к созданию индивидуального ЗОЖ, побуждать к моделированию и контролю поведенческой активности на всех уровнях собственной жизнедеятельности, сделать их авторами и создателями своего собственного здоровья.

Выводы. Обозначим актуальные аспекты формирования здорового образа жизни студентов вуза:

- «образ» как одна из форм отражения реальности переходит в действие и становится «образом жизни», охватывая всевозможные аспекты жизнедеятельности человека: труд, быт, досуг, формы удовлетворения материальных и духовных потребностей, мировоззрение, ценности, нормы и правила поведения людей и т.д.;

- взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии «здоровый образ жизни» -категории, отражающей качество, уклад и стиль жизни, определяющей качество взаимодействия между условиями жизни и моделями поведения;

- разрабатывая индивидуальный ЗОЖ, необходимо более тщательно работать с изначальными образами через познание, осмысление и осознание реалий действительности, создание новых моделей бытия, основанных на внутренней потребности быть здоровым; тогда новые формы поведения будут внутренней логической потребностью реализации нового замысла - ЗОЖ;

- установка на ЗОЖ формируется в результате определенного педагогического воздействия, предусматривающего обучение научному пониманию данной категории, формирование новых ценностных установок, выработку индивидуального поведения, основанного на устойчивой мотивации к ЗОЖ; управление образом жизни студентов происходит в системе образования и воспитания, в условиях социокультурного образовательного пространства, обладающего многообразными зонами развития, возможностями создания педагогических условий реализации педагогических воздействий;

- приобщение к ЗОЖ как педагогическая стратегия основана на целенаправленных действиях педагога по созданию определенных педагогических условий включения личности в процесс организации индивидуального ЗОЖ и достижения генеральной цели развития гармоничной личности;

- приобщение студентов к ЗОЖ необходимо начинать с духовного аспекта, предусматривающего активную деятельную позицию в жизни, основанную на понимании высших аспектов бытия, что освобождает дополнительную энергию, мобилизует ресурсы, включает механизмы самоорганизации и ЗОЖ.

Таким образом, приобщение студентов к ЗОЖ, решая общие (информационные, практические) и специфические (ценностно-ориентационные, воспитательные, оздоровительные) задачи, будет способствовать решению глобальной задачи современности - воспитанию нового человека - здорового, способного бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих его людей.

Литература:

1. Игнатова, В.В. Педагогические факторы духовно-творческого становления личности в образовательном процессе: Монография. - Красноярск: СибГТУ, 2000. - 272 с.

2. Игнатова, В.В. Педагогические стратегии как предмет системного анализа / В.В. Игнатова, В.С. Нургалеев // Мир человека: Научно-информационное издание. Вып. 1. - Красноярск: СибГТУ, 2001. -С. 112-122.

3. Колбанов, В.В. Валеология: Основные понятия, термины и определения. Изд. 2. - СПб.: Деан, 2000. - 256 с.

4. Красноперова, Н.А. Некоторые аспекты формирования здорового образа жизни // Физическая культура и спорт ХХ1 века: Сб. трудов регион. Научно-практич. Конференции. - Красноярск: Изд-во «Гротеск», 2002. - 304 с. - С. 269-273.

5. Красноперова, Н.А. Приобщение студентов к здоровому образу жизни // Красноярский край: Освоение, развитие, перспективы: Тез. докл. регион. студ. науч. конф. / Краснояр. гос. аграр. ун-т. -Красноярск, 2002. - 300 с. - С. 283-284.

6. Кульневич, С.В. Педагогика личности от концепций до технологий : учеб. пособие / С.В. Кульневич. - Ростов-н/Д: Творческий центр «Учитель», 2001. - 160 с.

7. Пономарев, В.В. Приобщение студентов к здоровому образу жизни в процессе обучения в вузе / В.В. Пономарев, Н.А. Красноперова // Физическая культура и спорт ХХ1 века: Сб. трудов регион. научно-практич. конференции. Красноярск: Изд-во «Гротеск», 2002. - 304 с. - С. 263-268.

Педагогика

УДК:372.8

кандидат педагогических наук, доцент Круподерова Елена Петровна

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород); студентка Никитина Нина Викторовна

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород)

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ С

ПОМОЩЬЮ СЕТЕВЫХ СЕРВИСОВ

Аннотация. В статье рассмотрены дидактические возможности сетевых сервисов для формирования регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся. Приведены примеры формирования универсальных учебных действий при изучении различных тем на уроках информатики.

Ключевые слова: регулятивные универсальные учебные действия, познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, сетевые сервисы.

Annotation. The didactic possibilities of network services for the formation of regulative, cognitive and communicative universal educational activities of students are considered in the article. Examples are given of the formation of universal learning activities in the study of various topics in computer science lessons.

Keywords: regulative universal learning actions, cognitive universal learning actions, communicative universal learning actions, project activity, network services.

Введение. В основу разработки Федерального государственного образовательного стандарта общего образования положен системно-деятельностный подход, который предполагает признание существенной

роли активной учебно-познавательной деятельности. В качестве основных условий реализации основной образовательной программы названы овладение учащимися ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования, и использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа.

Это нашло отражение в формулировке метапредметных результатов, включающих «освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные)» [9].

Подтверждением важности организации деятельности по формированию универсальных учебных действий обучающихся является включение «Примерной программы развития универсальных учебных действий, включающей формирование компетенций обучающихся в области учебно-исследовательской и проектной деятельности» в Примерные основные образовательные программы [9]. Целью программы развития УУД является обеспечение организационно-методических условий для реализации системно-деятельностного подхода, положенного в основу ФГОС, с тем, чтобы сформировать у обучающихся способности к самостоятельному учебному целеполаганию и учебному сотрудничеству.

Разработка и внедрение концепции формирования универсальных учебных действий в систему общего образования потребовали изменения используемых технологий обучения, нового инструментария.

Формирование универсальных учебных действий на уроках информатики обсуждается в [2, 13]. На первый взгляд кажется, что информатика - это метапредмет, и каждая тема в нем сама по себе уже на уровне содержания способствует формированию УУД. Действительно, информатика в большей степени, чем любая другая учебная дисциплина, способствует в первую очередь формированию ИКТ-компетентности. В рамках информатики изучаются такие понятия, как система, системный подход, моделирование. Но эти и другие понятия превращаются в УУД только тогда, когда обучающийся осознанно научится их использовать в своей деятельности.

Эффективным дидактическим инструментом для реализации системно-деятельностного подхода в обучении являются сервисы сети Интернет. Интернет стал неотъемлемой частью среды развития молодежи. Молодые люди активно используют Интернет для поиска информации, для досуга и творчества, для дистанционного обучения, как среду общения и самореализации. Но образовательные возможности Интернета используются далеко не в полной мере. Применение Интернета в образовательной деятельности не раскрывает глубокой сущности новых способов жизни человека в информационной среде.

Таким образом, несмотря на достаточное внимание исследователей к проблеме формирования универсальных учебных действий обучающихся, в т.ч. на уроках информатики, актуальным является поиск теоретических основ и практических путей формирования и развития регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД на уроках информатики на основе использования сервисов сети Интернет.

Формулировка цели статьи. Цель статьи состоит в обосновании дидактических возможностей сервисов сети Интернет для формирования регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся на уроках информатики.

Изложение основного материала статьи. Проблема формирования универсальных учебных действий обсуждается в [1,11, 12]. Авторы подчеркивают, что формирование и развитие универсальных учебных действий обеспечивает обучающимся умение учиться, саморазвиваться и самосовершенствоваться.

В «Примерной программе развития универсальных учебных действий» [9] описываются основные принципы, состав и характеристики универсальных учебных действий. Подчеркнуто, что задачи на применение УУД могут строиться как на материале учебных предметов, так и на практических ситуациях, встречающихся в жизни обучающегося и имеющих для него значение.

Хорошими дидактическими возможностями для формирования универсальных учебных действий обладают сервисы сети Интернет. Возможности Интернета для организации творческой, исследовательской, проектной деятельности обучающихся трудно переоценить. Сегодняшний этап развития Интернета характеризуется активным использованием социальных сетевых сервисов (сервисов Веб 2.0), позволяющих организовать эффективное сотрудничество участников сетевого взаимодействия.

Использованию сетевых сервисов в образовании, в т.ч. для формирования УУД, посвящены многочисленные исследования. Например, [3, 4, 5, 7, 8, 10 ]. Однако, проблема использования сетевых сервисов для формирования универсальных учебных действий обучающихся на уроках информатики не достаточно изучена. В то же время, организованная с использованием сетевых сервисов деятельность обучающихся на уроках информатики может быть направлена на формирование целого спектра регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.

Рассмотрим дидактические возможности сетевых сервисов как инструмента формирования регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий на уроках информатики. Отличительной особенностью ФГОС является ориентация на развитие коммуникативной компетентности обучающихся. Рассмотрим такое УУД, как умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. Организация групповой работы по сбору результатов наблюдений, опросов; планированию различных мероприятий может осуществляться с помощью документов совместного редактирования, таких как Google-документы, Google-таблицы, Google-презентации, Google-рисунки.

Например, при изучении темы «Информация и информационные процессы» обучающиеся могут заполнить таблицу совместного редактирования «Свойства информации». Столбцы: Свойство, пример наличия свойства (например, актуальности), пример отсутствия свойства (например, информация не актуальная), фамилия автора примера, комментарий одноклассников и учителя. При изучении темы «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией» обучающиеся могут создать совместную презентацию на тему «Внешние устройства ЭВМ».

Учебное сотрудничество и совместная деятельность могут организовываться и через проведение «мозговых штурмов» на on-line досках, с использованием ментальных карт. Для этого можно использовать такие сервисы, как http://www.twiddla.com, http://www.stixy.com, https://ru.padlet.com, http://www.mindmeister.com, http://www.mind42.com. Например, при изучении темы «Мультимедиа» на on-line интерактивной доске обучающиеся высказывают мнение о том, какими должны быть эффективные презентации.

В ходе совместной учебно-исследовательской деятельности обучающиеся могут создавать коллективные творческие работы: интерактивные газеты, ленты времени, инфографику. Для этого существуют такие сервисы, как, http://wikiwall.ru, http://www.timetoast.com, https://piktochart.com, https://www.easel.ly, https://ru.padlet.com. Примеры тем для on-line лент времени: «История вычислительной техники», «История Интернета», «История языков программирования», «Информационные революции» и т.п.

Совместная подготовка вики-статей в виде гипертекстовых энциклопедий по разным темам возможна на сайте http://letopisi.org. Другой пример - вики-сайт Нижегородского государственного педагогического университета им. К.Минина. Здесь проводятся олимпиады по сетевым сервисам для старшеклассников. Это пример формирования универсальных учебных действий во внеурочной деятельности [6].

Рассмотрим другое коммуникативное УУД: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей. Для его формирования хороший дидактический потенциал имеют блоги (примеры сервисов: http://www.livejournal.ru, http://www.blogger.com, http://www.wordpress.com, https://mailblog.mail.ru). Обучающиеся могут вести собственные блоги, писать комментарии в блоге учителя информатики.

Рассматриваемое коммуникативное УУД может формироваться и через ведение сетевого портфолио работ в течении учебного года или другого временного интервала; создание продуктов проектной, учебно-исследовательской деятельности. Для этого могут использоваться вики, Google-сайт, блоги.

Коммуникативные умения развиваются и через участие в телеконференциях, вебинарах. Примеры сервисов: https://hangouts.google.com, https://www.skype.com, http://www.anymeeting.com, https://buzzumi.com. Проведение on-line опросов, создание видео-интервью в рамках учебно-исследовательской деятельности, проектной деятельности также требует умений выражать свои мысли и потребности.

Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий является одной из основных задач предмета информатики. При этом обучающиеся учатся использовать информационные технологии с учетом этических и правовых норм, осваивают способы безопасной работы в информационно-образовательной среде.

Рассмотрим сетевые сервисы, использование которых позволит формировать познавательные универсальные учебные действия. Первое из них - это умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. Например, для выделения общих признаков двух или нескольких предметов или явлений подойдут диаграммы Венна. Их можно нарисовать с помощью Google-рисунка или любого другого on-line графического редактора. А также можно использовать сервисы http://www.gliffy.com или https://cacoo.com. Выявлять и называть причины события, делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения можно с помощью построения причинно-следственных карт, кластеров, лент времени, карт знаний, визуальных словарей.

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы - второе познавательное УУД. Для его формирования необходимо организовать работу обучающихся над анализом различных источников информации с представлением результатов анализа с помощью вики-статей, on-line лент времени, ментальных карт, скринкастов, инфографики.

Учитель может создавать ля обучающихся интерактивные рабочие листы. Интерактивный рабочий лист (ИРЛ) - электронный ресурс, созданный учителем с помощью документов совместного редактирования для самостоятельной работы ученика на уроке или в качестве домашнего задания. Прототипом ИРЛ являются рабочие листы (Worksheets), выполненные в обычном текстовом или табличном редакторе и широко использовавшиеся в обучении с использованием компьютера до массового появления сетевых социальных сервисов. Функция совместного редактирования и хранения документов, которую привнесли сетевые сервисы в развитие этого вида дидактических средств, обеспечивает важную добавочную ценность материалов - интерактивность. Задания листа направлены на преобразование исходного материала листа, активную работу ученика с ним.

Для развития мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем можно предложить совместный подбор закладок на ресурсы по различным темам, их аннотирование, создание вебмиксов с ресурсами, создание ментальных карт как результата сбора и структурированного представления информации.

Рассмотрим возможности формирования регулятивных универсальных учебных действий с помощью сетевых сервисов. Рассмотрим такое УУД, как умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. Анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты обучающиеся могут через их обсуждение в документах совместного редактирования, с помощью страниц обсуждения на вики-сайтах, с помощью социальных сетей. Для постановки цели деятельности на основе определенной проблемы и выявления существующих возможностей ее решения хороши различные графические визуализаторы. Формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели, обосновывать логическую последовательность шагов можно с помощью различных сетевых сервисов для автоматизации планирования (например, http://www.symphonical.com, http://www.pivotaltracker.com, http://trello.com, и др.).

Следующее регулятивное УУД - умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Для овладения этим УУД обучающиеся могут обсуждать возможные варианты решения задачи, сравнивать предполагаемые стратегии и выбирать способы решения проблемы через взаимодействие в блогах, на вики-сайтах, в Google-группах и Google-сообществах, через on-line опросы, с помощью on-line средств визуализации. Для составления различных планов хорош Google-календарь. Определять свои потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения обучающиеся могут, используя «мозговые штурмы» на on-line досках типа http://www.stixy.com, http://en.linoit.com.

Третье регулятивное УУД - это умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. Обучающийся сможет определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности. Это может выполняться в результате организации сотрудничества с помощью различных средств совместного редактирования документов, личных и групповых блогов. Возможно ведение

различных on-line журналов и дневников проектов, размещение фото и видео отчетов в сети для дальнейшего их анализа.

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения -очень важное УУД. Самооценка, взаимооценка может осуществляться в документах совместного редактирования, на вики-страницах обсуждений, в ученических сообществах, с помощью инструментов визуального ранжирования, on-line SWOT-анализа и др.

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности - также важное регулятивное УУД. Для анализа успешности групповой работы, оценки собственного вклада обучающихся в работу группы можно использовать on-line опросы, например, с помощью Google-форм.

Для помощи обучающимся в планировании и управлении своей деятельностью учитель готовит различные документы по формирующему оцениванию.

Выводы. Мы проанализировали дидактические возможности различных сетевых сервисов для формирования универсальных учебных действий обучающихся на уроках информатики. Анализ показал, что сетевые сервисы обладают достаточным потенциалом для формирования у обучающихся различных УУД, что составляет деятельностную компоненту метапредметных результатов, определенных ФГОС.

Литература:

1. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А., Карабанова О. А., Молчанов С. В., Салмина Н. Г. Проектирование универсальных учебных действий в старшей школе. // Национальный психологический журнал. 2011. № 1(5). С. 104-110.

2. Жиркова В. С. Методы и приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках информатики // Молодой ученый. — 2014. №6. С. 88-91.

3. Круподерова Е.П., Плесовских Г. А. Учебная проектная деятельность с использованием сервисов Веб 2.0 как способ формирования универсальных учебных действий обучающихся. // В мире научных открытий. Красноярск: Научно-инновационный центр. 2015, № 10. С. 602 -609.

4. Круподерова Е.П., Калиняк Т.И. Сетевые сервисы для построения информационно-коммуникационной предметной среды. // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 513. С. 144-150.

5. Круподерова Е.П., Круподерова К.Р. Формирование метапредметных результатов в учебной проектной деятельности с помощью сервисов Веб 2.0. // Нижегородское образование. 2012. № 3. С. 149-153.

6. Круподерова Е.П., Короповская В.П. Освоение учителями информатики технологии вики. //Информатика и образование. 2008. № 10. С. 50-52.

7. Круподерова К.Р., Шевцова Л.А. Формирование информационно-образовательной среды на основе облачных технологий. // Педагогическая информатика. 2015. № 2. C. 37-43.

8. Круподерова К.Р., Бездетко К.А., Егорова Т.А. Учебная проектная деятельность на уроках технологии с использованием ИКТ - инструментов как способ формирования УУД // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-8. С. 112-118.

9. Реестр примерных основных общеобразовательных программ [Электронный ресурс] URL: http://fgosreestr.ru/node/2068.

10. Самерханова Э.К., Круподерова Е.П. Развитие информационно-образовательной среды вуза в условиях модернизации педагогического образования. Н.Новгород. Мининский университет. 2017. 140 с.

11. Технологии развития универсальных учебных действий учащихся в урочной и внеурочной деятельности: учебно-методическое пособие. / Под общей редакцией С.С. Татарченковой. Санкт-Пб.: КАРО. 2015. 112 с.

12. Турчен Д.Н. Концепция формирования универсальных учебных действий в современном российском образовании // Интернет-журнал «Науковедение». 2014. № 1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://leda29.ru/uploads/com_files/11_2014_7_koncepciya_formir-ya_uud_v_obrazovanii.pdf

13. Чайка Л.В. Развитие универсальных учебных действий старшеклассников на уроках информатики // Вестник РУДН. Серия «Информатизация образования». 2013. № 4. С. 23-25.

Педагогика

УДК:37.02

кандидат педагогических наук, доцент Канянина Татьяна Ивановна

Нижегородский институт развития образования (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Круподерова Елена Петровна

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Круподерова Климентина Руслановна

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород)

ЦИФРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ПОСТРОЕНИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ИНФОРМАЦИОННО-

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Аннотация. В статье обоснован дидактический потенциал сервисов Веб 2.0 как инструментов для построения предметных информационно-образовательных сред. Приведены примеры использования сервисов совместного хранения информации; совместной работы с документами; сервисов on-line визуализации (карт знаний, лент времени, инфографики); on-line интерактивных досок; конструкторов интерактивных заданий; сервисов управления проектами.

Ключевые слова: предметная информационно-образовательная среда, цифровые инструменты, сервисы Веб 2.0.

Annotation. The article substantiates didactic potential of Web 2.0 services as tools for constructing subject information and educational environments. Examples of the use of services for joint storage of information, joint work with documents; on-line visualization services (knowledge maps, time lines, infographics), on-line interactive boards, constructors of interactive tasks, project management services are given.

Keywords: subject information and educational environment, digital tools, Web 2.0 services.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.