Научная статья на тему 'Современные технологии и инструменты реализации электронной торговли'

Современные технологии и инструменты реализации электронной торговли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
8
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
электронная торговля / цифровизация торговли / ChatGPT / блокчейн / акции / промокоды / рассрочка / ДОС-атака / мошенничество / кража денег. / electronic commerce / digitalization of trade / ChatGPT / blockchain / promotions / promo codes / installments / DOS-attack / fraud / theft of money.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шафиева Эльмира Тлостанбиевна, Абазов Андемиркан Борисович

В статье анализируются современные технологии и инструменты реализации электронной торговли. Отмечается, что электронная экономика стремительно развивается с начала XX века. Цифровые технологии могут оказывать влияние не только на уже существующие торговые площадки, но и на процесс создания новых. Развиваются такие сферы, как дополнение реальности, хранение данных в больших объемах, промышленный интернет вещей, производственные (аддитивные) технологии, нейросети, квантовые технологии, технологии беспроводной связи (5G), искусственный интеллект, системы распределенного реестра (блокчейн), робототехника и сенсорика и др. Одним из важных условий для развития цифровизации является внедрение СЦТ и подготовка соответствующих специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern technologies and tools for the implementation of electronic commerce

The article analyzes modern technologies and tools for the implementation of electronic commerce. It is noted that the electronic economy has been developing rapidly since the beginning of the XX century. Digital technologies can have an impact not only on existing trading platforms, but also on the process of creating new ones. Areas such as augmented reality, large-volume data storage, industrial Internet of things, manufacturing (additive) technologies, neural networks, quantum technologies, wireless communication technologies (5G), artificial intelligence, distributed registry systems (blockchain), robotics and sensors, and much more are developing. One of the important conditions for the development of digitalization is the introduction of STT and the training of relevant specialists.

Текст научной работы на тему «Современные технологии и инструменты реализации электронной торговли»

DOI 10.47576/2949-1878_2023_11_105

УДК 339:004

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИНСТРУМЕНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ

Шафиева Эльмира Тлостанбиевна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры высшей математики и информатики, Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет имени В. М. Кокова, Нальчик, Россия, [email protected]

Абазов Андемиркан Борисович,

кандидат юридических наук, доцент кафедры деятельности органов внутренних дел в особых условиях, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, Нальчик, Россия

В статье анализируются современные технологии и инструменты реализации электронной торговли. Отмечается, что электронная экономика стремительно развивается с начала XX века. Цифровые технологии могут оказывать влияние не только на уже существующие торговые площадки, но и на процесс создания новых. Развиваются такие сферы, как дополнение реальности, хранение данных в больших объемах, промышленный интернет вещей, производственные (аддитивные) технологии, нейросети, квантовые технологии, технологии беспроводной связи (5G), искусственный интеллект, системы распределенного реестра (блокчейн), робототехника и сенсорика и др. Одним из важных условий для развития цифровизации является внедрение СЦТ и подготовка соответствующих специалистов.

Ключевые слова: электронная торговля; цифровизация торговли; ChatGPT; блокчейн; акции; промокоды; рассрочка; ДОС-атака; мошенничество; кража денег.

UDC 339:004

MODERN TECHNOLOGIES AND TOOLS FOR THE IMPLEMENTATION OF ELECTRONIC COMMERCE

Shafieva Elmira T.,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Higher Mathematics and Computer Science, Kabardino-Balkarian State Agrarian University named after V. M. Kokov, Nalchik, Russia, [email protected]

Abazov Andemirkan B.,

Candidate of Law, Associate Professor of the Department of Internal Affairs in Special Conditions, North Caucasus Institute of Advanced Training (Branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nalchik, Russia

The article analyzes modern technologies and tools for the implementation of electronic commerce. It is noted that the electronic economy has been developing rapidly since the beginning of the XX century. Digital technologies can have an impact not only on existing trading platforms, but also on the process of creating new ones. Areas such as augmented reality, large-volume data storage, industrial Internet of things, manufacturing (additive) technologies, neural networks, quantum technologies, wireless communication technologies (5G), artificial intelligence, distributed registry systems (blockchain), robotics and sensors, and much more are developing. One of the important conditions for the development of digitalization is the introduction of STT and the training of relevant specialists.

Keywords: electronic commerce; digitalization of trade; ChatGPT; blockchain; promotions; promo codes; installments; DOS-attack; fraud; theft of money.

Торговля через Интернет пользуется большой популярностью во всем мире, она стала востребованной и в России. К ней привыкли не только покупатели, но и продавцы, которые считают дурным тоном не иметь представительства своего магазина в сети. Распространены не только магазины, но и аукционы, маркетплейсы, различные электронные формы, позволяющие осуществлять платежи, получать товары и услуги.

Цифровизация торговли значительно изменила жизнь общества, сделала товарооборот намного удобнее и быстрее. Для того чтобы что-то купить, больше не нужно никуда ехать, достаточно иметь под рукой смартфон или компьютер, способный выходить в Интернет. Возможность связи такого рода ускоряет и общение между персоналом, руководством, партнерами, дает возможность решить различные вопросы быстро, без личной встречи [7].

В некоторых сферах человека заменяет электроника или значительно упрощает его работу. Например, использование искусственного интеллекта, инновационных технологий улучшает сервис и качество в электронной торговле. Бизнес-процессы значительно ускорились, их работа стала бо -лее качественной и отлаженной. Многие про -блемы и организационные вопросы руководство компаний решает онлайн. Интернет дал возможность проводить семинары, встречи, собеседования, обучение удаленно. Можно быстро найти товар или интересующую информацию благодаря системам быстрого поиска. Они с каждым разом становятся все умнее, дают максимально точные ответы согласно запросам пользователей.

Блокчейн часто применяется для обеспечения транзакций в электронном формате, помогает разрабатывать и создавать децентрализованные платформы, которые применяются для торгов. Повышение безопасности виртуальной среды достигается не только за счет использования определенных программ, но и при помощи биометрических технологий, например систем распознавания лиц, сканеров отпечатков пальцев. Это не только защищает транзакции, но и значительно их упрощает. ChatGPT применяется не только в торговле, но и в сео-продвиже-нии товаров и услуг. Программа создает различные тексты, может работать как чат-агент

и помогать пользователю выбирать и заказывать товар, отвечать на вопросы.

Для эффективной работы ChatGPT применяет различные боты. Они обрабатывают информацию, могут отвечать быстро на большой поток запросов, что живому сотруднику было бы сделать сложно или невозможно из-за необходимости отвечать на каждый запрос вручную, выбирать информацию, писать ответ. Покупатель может обратиться к программе на любом языке, она даст понятный ответ на том же. Это особенно удобно, если торговая площадка работает в нескольких странах. Не нужно нанимать переводчиков или искать перевод для ответа в специальных интернет-сервисах или программах.

Такая программа упрощает и ускоряет взаимодействие продавца и покупателя, повышает вероятность совершения сделки, так как исчезает языковой барьер, вырастает скорость ответа. Люди не хотят ждать, им требуется получить ответ на заданный вопрос немедленно. Если клиент не сможет найти нужный товар или ему потребуется долгое время разбираться в меню сайта, он уйдет и сделает заказ в другом магазине. Поэтому важно, чтобы все работало максимально быстро, просто и удобно. ChatGPT как раз необходим для решения этих проблем. Это оптимальный вариант для многих бизнес-процессов. Он полезен для проведения электронных сделок купли-продажи [1; 7].

Еще одна эффективная, хотя и не самая новая технология, - видео. Она позволяет повысить продажи, так как клиент может рассмотреть товар со всех интересующих его сторон, посмотреть, как он работает, понять, где его применяют. Многие посетители сайтов не хотят читать тексты: они больше нужны поисковым системам. Большинство покупателей просматривает изображения или смотрит обзоры в видеоформате. Именно поэтому их наличие на сайте позволит покупателю сделать выбор в пользу вашего магазина. Конечно, информацию о товаре лучше писать: чем она более полная, тем лучше, так как многих интересуют характеристики товара. Они позволяют понять, подходит этот предмет или нет.

Многие покупатели лучше запоминают информацию, которую они видели в ролике, а не прочитали. Наличие на сайте контента в

видеоформате повышает продажи на 80 %, а это довольно высокий результат. Имеет смысл оставить возможность рассылать видеоконтент. Если он интересен, пользователи будут им делиться. Таким образом, вы не только повысите продажи, но и сможете привлечь больше клиентов.

Необязательно ограничиваться показом товара, можно снять эмоциональный ролик, который покупатель запомнит. Этим приемом часто пользуется телевизионная реклама. Многие люди до сих пор помнят те ролики из 90-х, но совершенно не ориентируются в современных вариантах, так как в них отсутствует идея и индивидуальность. Положительная реакция со стороны зрителя может повысить доверие к продавцу или товару и повысить вероятность покупки. Главное - убедить покупателя, что предлагаемый товар ему действительно нужен [3].

Видео можно использовать и как обучающие ролики, если требуется какая-то инструкция к товару. Опять же, посмотрев ролик, покупатель быстрее поймет, что делать с товаром, чем изучая бумажную инструкцию. Для электронной торговли видео играет важную роль. Оно повышает окупаемость товара, делает само предложение более интересным и понятным для покупателя, повышает его лояльность.

Вовлекающие технологии нужны для того, чтобы не только привлечь внимание покупателя, но и задержать его, вызвать живой интерес к предлагаемому товару. Для этого существуют разнообразные стимулирующие механизмы и инструменты. Например, можно использовать промокоды, проводить акции, лотереи, розыгрыши призов, делать различные предложения, действующие ограниченное время. Такие механизмы привлекают покупателей, многие из них стараются получить выгоду и участвуют в предложенных ме -роприятиях [2; 5; 6]:

- Акции - это основной способ стимулировать покупки. Они предлагают более выгодные, чем в обычнее дни условия покупки. Могут предлагаться скидки, подарки, кэшбек, бесплатная доставка. Сроки действия акций, как правило, ограничены.

- Можно провести различные розыгрыши, часто их проводят в цифровом формате, например, «колесо фортуны». Покупатель запускает программу, изображенное колесо

крутится и выдает какой-нибудь приз. Это может быть скидка, подарок, иные приятные вещи, например, купон.

- Промокоды - они тоже дают скидку, но действуют ограниченное время. Этот способ позволяет заставить покупателя совершить покупку в указанный период. За счет этого повышается средний чек покупателя, стремясь сэкономить, он может купить то, что не планировал покупать в ближайшее время.

- Рассрочка - отличный способ привлечь покупателей. Хорошо подходит для относительно дорогих и дорогих товаров. Не каждый человек готов сразу отдать большую сумму, даже если она у него есть. Намного удобнее платить по частям, особенно если за это не предусмотрено высоких процентов. Такой способ может значительно повысить покупательскую способность. Кроме этого, люди будут покупать то, что не могут себе позволить, если нужно вносить всю сумму сразу, кредиты они не всегда хотят брать и не всегда кредитные организации дают деньги. Рассрочку может предоставлять или сам магазин или сотрудничающий с ним банк. Главное - организовать ее таким образом, чтобы покупатель мог оформить ее за несколько минут, пользуясь мобильным приложением или сервисами самого магазина. Многие предпочитают платить частями или после получения товара.

К основным проблемам электронной торговли можно отнести следующие факторы [3; 5; 6]:

- Низкая безопасность. Пользователей достаточно часто атакуют мошенники, кибер -преступники, которые без прямого контакта с жертвой пытаются украсть деньги с ее счета. Некоторые пользователи просто опасаются заказывать что-то в малоизвестном магазине, так как не уверены, что товар им действительно пришлют.

- Высокая конкуренция. Среди электронных площадок для торгов конкуренция довольно плотная, так как покупатель может выбирать между российскими и зарубежными площадками. Кроме этого, их достаточно много, еще больше продавцов на этих ресур -сах. Большая конкуренция влечет дополнительные затраты на рекламу и маркетинг.

- Проблемы логистики и доставки. Часто у интернет-площадок нет собственной службы доставки, и они пользуются сторон-

ними компаниями. Из-за этого получение товара может задерживаться. Могут возникать другие сложности, например товар могут потерять или повредить. Пользователям нравится быстрая и бесплатная или недорогая доставка. Если доставка будет дорогой или очень долгой, они постараются найти другой магазин. На электронных торгах покупатели редко могут написать обращение к продавцу лично, поэтому часто клиент не может получить ответ на интересующий его вопрос. Создание обратной связи позволит повысить число заинтересованных покупателей, которые обратятся именно к выбранному продавцу.

Конечно, к основным проблемам электронной торговли относятся случаи мошенничества и ДОС-атак, кражи личных данных и денег. Именно поэтому важную роль играет повышение мер безопасности. Существует достаточно много способов защиты клиентов и информации, специальных программ,

поэтому есть возможность защитить данные и средства клиентов. Технический прогресс постоянно совершенствуется, появляются новые алгоритмы защиты [4-7].

В России электронная торговля только начала развиваться, поэтому у нее есть огромный потенциал, но придется решить многие проблемы, в первую очередь связанные с безопасностью, сложностями доставки и высокой конкуренцией. Одним из основных факторов остается безопасность, так как пользователей могут отпугивать кибератаки и мошенники. Если обеспечить максимальный комфорт пользователей и безопасность их данных и средств, развитие электронной торговли пойдет быстрее. Решение этих проблем вызовет больший интерес у покупателей, и они будут чаще совершать сделки через Интернет. Кроме этого, важную роль играет скорость доставки. Чем она выше, тем магазин привлекательнее для покупателя.

Список источников _

1. Азарян Е. М., Махноносов Д. В. Стратегия цифровой трансформации электронной торговли // Экономика и управление: проблемы, решения. 2023. Т. 3. № 7 (139). С. 183-190.

2. Боташева А. Б., Забара Д. А. Информационные технологии в торговле // Наука и технологии: перспективы развития и применения. Сборник статей III Международной научно-практической конференции. Петрозаводск, 2023. С. 60-66.

3. E-commerce: что это, принцип работы, виды электронной коммерции. М., 2022. URL: https://practicum.yandex. ru/blog/chto-takoe-e-commerce/ (дата обращения: 20.09.2023).

4. Корева О. В. Электронная торговля: современные технологии и инструменты реализации // Тенденции и технологии управления процессами и системами в современной экономике : материалы II Всероссийской конференции / редкол. И. Р. Ляпина [и др.]. Орел, 2023. С. 195-206.

5. Мировой рынок e-commerce: развитие не остановить. М., 2022. URL: https://journal.openbroker.ru/investments/ mirovoj-rynok-e-commerce/ (дата обращения: 20.09.2023).

6. Санкции и параллельный импорт ускорили развитие российской онлайн-торговли. М., 2022. URL: https:// journal.open-broker.ru/research/razvitie-rossijskoj-onlajn-torgovli/ (дата обращения: 20.09.2023).

7. Ченцов А. Ю. Развитие платежных сервисов под влиянием цифровых технологий // Тенденции экономического развития в XXI веке : материалы III Международной научной конференции / редкол. А. А. Королева (гл. ред.) [и др.]. Минск, 2021. С. 1042-1043.

References _

1. Azaryan E. M., Makhnonosov D. V. Strategy of digital transformation of electronic commerce. Economics and management: problems, solutions. 2023. Vol. 3. No. 7 (139). Pp. 183-190.

2. Botasheva A. B., Zabara D. A. Information technologies in trade. Science and technology: prospects for development and application. Collection of articles of the III International Scientific and Practical Conference. Petrozavodsk, 2023. Pp. 60-66.

3. E-commerce: what is it, the principle of operation, types of e-commerce. M., 2022. URL: https://practicum.yandex. ru/blog/chto-takoe-e-commerce / (accessed: 09/20/2023).

4. Koreva O. V. Electronic commerce: modern technologies and implementation tools. Trends and technologies of process and system management in the modern economy : materials of the II All-Russian Conference / Editorial Board I. R. Lyapina [et al.]. Orel, 2023. Pp. 195-206.

5. The world market of e-commerce: development cannot be stopped. Moscow, 2022. URL: https://journal.openbroker. ru/investments/mirovoj-rynok-e-commerce / (accessed: 09/20/2023).

6. Sanctions and parallel imports accelerated the development of Russian online commerce. Moscow, 2022. URL: https://journal.open-broker.ru/research/razvitie-rossijskoj-onlajn-torgovli / (accessed: 09/20/2023).

7. Chentsov A. Yu. Development of payment services under the influence of digital technologies. Trends in economic development in the XXI century : materials of the III International Scientific Conference / Editorial board A. A. Korolev (ch. ed.) [et al.]. Minsk, 2021. Pp. 1042-1043.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.