Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТОРГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В ВИРТУАЛЬНОЙ СРЕДЕ'

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТОРГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В ВИРТУАЛЬНОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
110
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
управление / тенденции / торговые отношения / виртуальная среда / электронная торговля / электронная коммерция / management / trends / trade relations / virtual environment / electronic commerce / electronic commerce

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А К. Берко, А О. Жукова

Изучение тенденций развития торговых отношений в виртуальной среде имеет большое значение для бизнеса, потребителей и общества в целом, поскольку помогает адаптироваться к изменениям, оптимизировать процессы и повысить конкурентоспособность на рынке. В статье исследованы тенденции развития торговых отношений в виртуальной среде с учетом особенностей развития производства и торговли в России, а также доступности и возможностей интернет-среды. Были проанализированы онлайн-рынки и классифицированы по трем категориям, что поможет учитывать тенденции и своевременно корректировать стратегии взаимоотношений предприятий. Дальнейшие исследования в этой области могут быть посвящены влиянию искусственного интеллекта и аналитики данных, безопасности онлайн-торговли, влиянию социальных медиа, экологическим аспектам онлайн-торговли, развитию виртуальной и дополненной реальности. Дальнейшие исследования в этих областях помогут не только лучше понять современные тенденции виртуальной торговли, но и разработать стратегии для оптимизации процессов онлайн-торговли, улучшения пользовательского опыта и обеспечения конкурентоспособности компаний в цифровой экономике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF TRADE RELATIONS IN THE VIRTUAL ENVIRONMENT

Studying trends in the development of trade relations in a virtual environment is of great importance for business, consumers and society as a whole, as it helps to adapt to changes, optimize processes and increase competitiveness in the market. The article examines trends in the development of trade relations in a virtual environment, taking into account the peculiarities of the development of production and trade in Russia, as well as the accessibility and capabilities of the Internet environment. Online markets were analyzed and classified into three categories, which will help take into account trends and timely adjust the relationship strategies of enterprises. Further research in this area could focus on the impact of artificial intelligence and data analytics, online trading security, the impact of social media, environmental aspects of online trading, and the development of virtual and augmented reality. Further research in these areas will not only help to better understand current trends in virtual commerce, but also develop strategies to optimize online commerce processes, improve user experience, and ensure companies are competitive in the digital economy.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТОРГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В ВИРТУАЛЬНОЙ СРЕДЕ»

Учитывая приведенные принципы, на которых основывается консалтинговая деятельность, можно предположить, что на этом рынке могут представить консультационные услуги и вузы. Аргументы в пользу такого предположения следующие:

- вузы обладают значительным интеллектуальным потенциалом - квалифицированным кадрами преподавателей и научных сотрудников;

- у многих преподавателей есть опыт в выполнении разного рода проектов и уникальный опыт обучения взрослых;

- сама профессия вузовского преподавателя предполагает постоянное повышение квалификации, профессиональный рост, овладение новыми знаниями;

- вузовский коллектив - это атмосфера постоянного обмена профессиональными знаниями и опытом, возможность быстро найти соответствующего специалиста для получения квалифицированного ответа на возникающие при консультировании вопросы;

- многие преподаватели и научные сотрудники имели опыт работы в консалтинговых организациях или являются действующими консультантами.

Кроме того, в вузах обучаются студенты, в том числе магистранты и аспиранты. Именно они являются потенциальной базой поддержки той консультационной деятельности, которую может осуществлять вуз.

В частности, Сибирский университет потребительской кооперации имеет многолетний опыт взаимодействия с кооперативным организациями Центросоюза РФ. Вхождение в единую систему обязывало преподавателей и научных сотрудников оказывать информационную поддержку практиков в виде обучения, повышения квалификации, а также проводить научные исследования. Взаимодействие строилось частично на коммерческой основе. Деятельность сотрудников вуза оплачивалась самим вузом, а часть - кооперативными организациями. Механизм этого взаимодействия включал предоставление возможности студентам прохождения практической подготовки в организациях и на предприятиях потребительской кооперации, сбора материалов для выполнения курсовых и выпускных квалификационных работ, а аспирантам - для ведения научных исследований.

Со временем этот механизм ослабел. Кооперативные организации стали частью бизнес-среды и фактически превратились в бизнес-субъектов. Прежний, формальный характер взаимодействия организаций в системе Центросоюза РФ, стал тормозом ее развития.

Не вдаваясь в подробности возникшего противоречия, лишь отметим, что в сложившихся условиях продуктивное и взаимовыгодное сотрудничество вуза и кооперативных организаций как бизнес -субъектов возможно в форме предоставления различных консалтинговых услуг на возмездной основе.

И здесь пригодится уже использовавшийся ранее и показавший себя продуктивным описанный выше механизм. То есть в оплату стоимости консультационных услуг будет входить предоставление вузу возможности осуществлять практико-ориентированную подготовку будущих специалистов.

Такой механизм взаимоотношений будет выгоден обеим сторонам. В том числе и потому, что кооперативные организации получат услуги консалтинга от специалистов, которые хорошо знают особенности системы, к тому же проходящие на их базе практику студенты могут стать реальными помощниками в процессе практической деятельности.

Источники:

1. Сайт рейтинговой группы RAEX [Электронный ресурс] - URL: https://raex-rr.com/b2b/consulting/technical_audit_and_consulting/2023/analytics/ consulting analytics 2023/ (дата обращения 01.04.2024).

2. Подгорный, В. В. Управление консалтинговым бизнесом: учебное пособие для обучающихся образовательной программы магистратуры направления подготовки 38.04.01 «Экономика» / В. В. Подгорный. — Донецк: Донецкая академия управления и государственной службы, 2021. — 168 c. — Текст: электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/123512.html (дата обращения: 03.04.2024).

EDN: SBVQHE

А.К. Берко - к.э.н., доцент кафедры маркетинга и логистики, Донецкая академия управления и государственной службы, Донецк, Донецкая Народная Республика, Россия, [email protected],

A.K. Berko - candidate of economic sciences, associate professor of the department of marketing and logistics, Donetsk Academy of Management and Public Administration, Donetsk, DPR, Russia;

А.О. Жукова - к.э.н., доцент кафедры менеджмента непроизводственной сферы, Донецкая академия управления и государственной службы, Донецк, Донецкая Народная Республика, Россия, [email protected];

A.O. Zhukova - candidate of economic sciences, associate professor of the department of Non-Production Sector Management, Donetsk Academy of Management and Public Administration, Donetsk, DPR, Russia.

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТОРГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В ВИРТУАЛЬНОЙ СРЕДЕ MODERN TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF TRADE RELATIONS IN THE VIRTUAL ENVIRONMENT

Аннотация. Изучение тенденций развития торговых отношений в виртуальной среде имеет большое значение для бизнеса, потребителей и общества в целом, поскольку помогает адаптироваться к изменениям, оптимизировать процессы и повысить конкурентоспособность на рынке. В статье исследованы тенденции развития торговых отношений в виртуальной среде с учетом особенностей развития производства и торговли в России, а также доступности и возможностей интернет-среды. Были проанализированы онлайн-рынки и классифицированы по трем категориям, что поможет учитывать тенденции и своевременно корректировать стратегии взаимоотношений предприятий. Дальнейшие исследования в этой области могут быть посвящены влиянию искусственного интеллекта и аналитики данных, безопасности онлайн-торговли, влиянию социальных медиа, экологическим аспектам онлайн-торговли, развитию виртуальной и дополненной реальности. Дальнейшие исследования в этих областях помогут не только лучше понять современные тенденции виртуальной торговли, но и разработать стратегии для оптимизации процессов онлайн-торговли, улучшения пользовательского опыта и обеспечения конкурентоспособности компаний в цифровой экономике.

Abstract. Studying trends in the development of trade relations in a virtual environment is of great importance for business, consumers and society as a whole, as it helps to adapt to changes, optimize processes and increase competitiveness in the market. The article examines trends in the

development of trade relations in a virtual environment, taking into account the peculiarities of the development of production and trade in Russia, as well as the accessibility and capabilities of the Internet environment. Online markets were analyzed and classified into three categories, which will help take into account trends and timely adjust the relationship strategies of enterprises. Further research in this area could focus on the impact of artificial intelligence and data analytics, online trading security, the impact of social media, environmental aspects of online trading, and the development of virtual and augmented reality. Further research in these areas will not only help to better understand current trends in virtual commerce, but also develop strategies to optimize online commerce processes, improve user experience, and ensure companies are competitive in the digital economy.

Ключевые слова: управление, тенденции, торговые отношения, виртуальная среда, электронная торговля, электронная коммерция.

Keywords: management, trends, trade relations, virtual environment, electronic commerce, electronic commerce.

Введение

Исследование современных тенденций развития торговых отношений в виртуальной среде представляет собой актуальную проблему, которая требует внимания и изучения. Виртуальная среда становится все более важной для бизнеса, поскольку многие компании переходят к онлайн-торговле и цифровым платформам для продажи товаров и услуг.

Современные тенденции развития торговых отношений в виртуальной среде представляют собой динамичный процесс, который непрерывно изменяется под влиянием новых технологий и потребностей потребителей. Виртуальные магазины становятся все более популярными, предлагая широкий ассортимент товаров и услуг, доступных с любого устройства, подключенного к сети Интернет.

Объем рынка электронной коммерции в Российской Федерации растет с каждым годом за счет увеличения количества онлайн-пользователей. На данный момент свыше 70 % россиян старшей 12 лет посещают ecommerce площадки хотя бы раз в месяц. Особенно сильный рост пришелся на 2020 год из-за COVID-19. В России после карантина 2020 года число онлайн-заказов возросло на 78 %, в мире объем рынка e-commerce превысил отметку в 10 трлн долларов. Аналитики ожидают, что в 2024 году реальный объем онлайн -продаж превысит прогнозируемый на 1,6 трлн рублей.

Основная часть

Развитие торговых отношений в виртуальной среде имеет огромное значение в современном мире, поскольку позволяет компаниям достигать большей аудитории, снижать издержки, улучшать удобство покупок для потребителей, быстро реагировать на изменения рынка и предоставлять персонализированные услуги. Виртуальная торговля также способствует глобализации бизнеса, повышает эффективность маркетинга и продвижения товаров, а также обеспечивает доступ к новым технологиям для улучшения процессов продаж и обслуживания клиентов.

Важно отметить, что использование цифровых технологий по-прежнему значительно отличается в разных странах. В 8 странах в топе рейтинга распространённость Интернета находится на уровне более 99, а в 55 странах - от 90 %. В России этот показатель составляет 88,2 %.

Пожалуй, самые любопытные результаты 2022 года касаются количества времени, которое пользователи проводят в Интернете. В сравнении с годом ранее оно сократилось почти на 5 %. Согласно отчёту GWI, среднестатистический пользователь теперь проводит в Интернете на 20 минут в день меньше, чем в прошлом году [1].

Электронную торговлю можно классифицировать по двум признакам - «что продают» и «кому продают» (рисунок 1).

Рисунок 1 - Классификация электронной торговли

В настоящее время Китай является ведущим мировым рынком онлайн-торговли. В 2021 году доля сегмента e-commerce в Китае впервые превысила половину всех розничных продаж по всему миру. После Китая идут Южная Корея с 28,9 %, США с 15 % и Западная Европа с 12,8 %. Объем онлайн-продаж в Китае составил $2,3 трлн в 2020 году, почти $2,8 трлн в 2021 году, и ожидается около $3,1 трлн в 2022 году.

В США рынок e-commerce в 2020 году составил $709,8 млрд и ожидается превышение отметки в $1 трлн к 2024 году. Почти половина (45 %) всех электронных торговых операций в стране осуществляется через мобильные приложения.

Согласно данным Ассоциации компаний интернет-торговли, объем рынка электронной коммерции в России в 2021 году составил 3,6 трлн руб., что на 13 % больше, чем годом ранее.

В России рынок онлайн-торговли демонстрирует стабильный рост. В 2021 году объем рынка электронной коммерции в России составил около 3,6 трлн рублей, что на 13 % больше, чем в предыдущем году. Этот рост связан с увеличением числа интернет-пользователей, развитием инфраструктуры онлайн-платежей и повышением уровня доверия потребителей к онлайн-покупкам.

На рисунке 2 представлены самые быстрорастущие рынки e-commerce. В России самый быстрорастущий рынок e-commerce.

Размер рынка, млрд долл.

Рисунок 2 - Самые быстрорастущие рынки e-commerce

По прогнозам экспертов, в 2023-2024 годах рост электронной торговли может замедлиться из-за мировой инфляции, что приведет к снижению среднего чека из-за увеличения внимания покупателей к цене товара. В то же время, электронная коммерция обгоняет традиционных розничных продавцов, привлекая клиентов из разных городов и стран и экономя их время. Заказ товаров из любой точки мира с доставкой домой становится все более популярным.

Среди основных сегментов российского рынка онлайн-торговли можно выделить продажи товаров для дома и быта, электроники, модной одежды и обуви, косметики и товаров для здоровья, а также продуктов питания. Также наблюдается рост популярности кросс-бордерных онлайн-покупок, когда российские потребители заказывают товары из-за рубежа через интернет-магазины.

Одним из ключевых факторов развития онлайн-торговли в России является увеличение мобильного интернет-трафика и использование мобильных устройств для совершения покупок. Таким образом, российский рынок онлайн-торговли продолжает динамично развиваться и предоставляет новые возможности как для потребителей, так и для бизнеса.

В России наблюдается значительный рост маркетплейсов. Согласно данным Sellermarket, на 2023 год в стране функционируют 65 маркетплейсов. Также популярны фулфилмент-компании, которые помогают продавцам с логистикой при работе с онлайн-площадками. Многие продавцы выбирают не только свои интернет-магазины для продажи товаров, но также используют маркетплейсы и социальные сети.

Рассмотрим самые попудярные маркетплейсы РФ.

На заре существования Вайлдберриз (Wildberries, ВБ) продавал только одежду, сейчас же ВБ торгует всеми разрешенными законодательством товарами, причем - не только в России. У ВБ - самое большое количество точек выдачи заказов в СНГ, что и делает популярность маркетплейса такой высокой. Пользователей (то есть потенциальных денег) на ВБ крайне много, поэтому продавцов тоже много - если будете заходить на площадку, то приготовьтесь к огромной конкуренции и озаботьтесь высоким рейтингом продавца. Интересный факт напоследок: Wildberries занимает 9-е место в мировом ТОПе маркетплейсов.

Посещаемость в месяц составляет 342 850 000 чел. Стандартная комиссия - 19 %, могут реализовывать товары ИП, ООО, самозанятые. Периодичность выплат - раз в 2 недели.

Авито - одна из самых популярных торговых платформ в СНГ. Если смотреть на список популярных категорий, то Авито - универсальная площадка, тут можно продать практически что угодно. Аудитория сайта в основном состоит из людей, ищущих б/у и дешевые вещи, поэтому средний чек будет небольшим. С другой стороны, конкуренция здесь - ниже, чем у торговых площадок, потому что конкуренция в основном с физлицами.

Посещаемость в месяц составляет 390 900 000 чел. Стандартная комиссия - 5 %, могут реализовывать товары ИП, ООО, самозанятые. Периодичность выплат - до 5 рабочих дней с момента покупки.

Если Wildberries занимает 9-е место в общем рейтинге российских и зарубежных маркетплейсов, то Озон занимает 10-е. Крупный маркетплейс универсальной тематики, в Топе выдачи можно найти как товары для дома, так и детские, женские, мужские и далее по списку. Поскольку Озон напрямую конкурирует с ВБ в роли догоняющего, условия у него в целом поприятнее, чем у ВБ: меньше комиссия, отзывчивее саппорт. Складов у Ozon, как и пунктов выдачи, меньше, чем у ВБ, поэтому продумать логистику будет немного сложнее, а товар будет в среднем дольше ехать до покупателя.

Посещаемость в месяц составляет 316 000 000 чел. Стандартная комиссия - 11-17 %, могут реализовывать товары ИП, ООО, самозанятые. Периодичность выплат - раз в 2 недели.

AliExpress - уаркетплейс предлагает максимально простую регистрацию — только с помощью ИНН. Комиссия от 5 %. 35 млн пользователей в месяц. Категории товаров - буквально от А до Я, от мелкой бижутерии до огромного дивана в гостиную.

Бонус - 0 % комиссии на первые 100 проданных товаров. В своих условиях площадка довольна гибкая -можно настроить и удобный график выплат, и выбрать самый оптимальный вариант доставки.

Молодой для маркетплейсов (возрастом около 5 лет) проект, отвоевавший свой «кусок» рынка благодаря усилиям Яндекса. Раньше назывался «Беру» и был совместным проектом Яндекса и Сбера, сейчас полностью принадлежит Яндексу и называется «Яндекс.Маркетом». Популярность маркетплейса среди селлеров обуслов-

лена низкими комиссиями, пользователям же нравятся скидки, дешевые товары и отличный поисковый алгоритм. Но в одном аспекте маркетплейс сильно уступает другим популярным торговым площадкам - пункты выдачи, их не то чтобы много. Склады маркетплейса позволяют работать по FBO с адекватными комиссиями.

Посещаемость в месяц составляет 196 700 000 чел. Стандартная комиссия - 0-13 %, могут реализовывать товары ИП, ООО, самозанятые. Периодичность выплат - раз в день, раз в неделю, раз в 2 недели, раз в месяц.

Все инструменты - крупнейшая сеть (и маркетплейс) товаров для ремонта, возглавляет рейтинги лучших маркетплейсов в СНГ по этому направлению. Входит в ТОП-5 посещаемых площадок на рынке маркетплейсов в РФ. Не берет комиссию ни за продажи, ни за FBO - просто отгружаете им свои товары и продаете их через маркетплейс. Если что-то нет так - менеджеры платформы предлагают оперативно решить проблему. Из минусов - работают только с брендами, то есть нужно быть либо представителем крупного бренда, либо владельцем собственного.

Посещаемость в месяц составляет 50 400 000 чел. Стандартная комиссия - 0 %, могут реализовывать товары ИП (бренды), ООО. Периодичность выплат - индивидуально.

Леруа Мерлен - крупный маркетплейс с физическим присутствием - основу бизнеса составляют «реальные» магазины, параллельно с ними развивают маркетплейс. Стать поставщиком для площадки сложно - нужно пройти длительную проверку, включающую предоставление всех документов и контрольную закупку. Хранить товар в любом случае будете на своем складе, маркетплейс может помочь только с доставкой и размещением на витрине.

Посещаемость в месяц составляет 38 700 000 чел. Стандартная комиссия - 0 %, могут реализовывать товары ИП, ООО со своими складами и всеми документами на товар. Периодичность выплат - раз в 2 недели.

До конца 2024 года поддержка электронной коммерции в России регулируется национальным проектом «Цифровая экономика». Основные цели этого документа заключаются в увеличении внутренних инвестиций в развитие цифровой экономики за счет всех источников (в процентном соотношении к валовому внутреннему продукту страны) минимум в три раза по сравнению с 2017 годом, а также в создании устойчивой, безопасной и общедоступной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объемов данных.

Поддержка электронной коммерции в России осуществляется через различные меры и программы, как частные, так и государственные. Вот несколько способов, которыми поддерживается электронная коммерция в России:

1. Законодательство: регулирование электронной коммерции в России осуществляется законодательно, в том числе Федеральным законом «О защите прав потребителей» и другими нормативными актами.

2. Развитие платежных систем: популярные платежные системы, такие как Яндекс.Деньги, WebMoney, Qiwi и другие, облегчают процесс онлайн-платежей для потребителей и продавцов.

3. Развитие логистики: улучшение системы доставки и логистики помогает ускорить процесс доставки товаров в онлайн-торговле.

4. Поддержка стартапов и предпринимательства: государственные программы поддержки предпринимательства и стартапов могут включать финансовую помощь, консультации и обучение.

5. Реклама и маркетинг: различные маркетинговые инструменты и рекламные кампании могут помочь интернет-магазинам привлечь больше клиентов.

6. Обучение и консультации: проведение семинаров, вебинаров и конференций по электронной коммерции помогает предпринимателям развивать свои навыки и знания.

7. Инновации и технологии: поддержка инноваций и использование новых технологий помогают современным интернет-магазинам быть конкурентоспособными.

Эти и другие меры способствуют развитию электронной коммерции в России и делают ее более доступной как для потребителей, так и для продавцов.

Электронная коммерция будет продолжать свой рост. Согласно данным Nasdaq, к 2040 году до 95 % всех покупок будут осуществляться онлайн. Среди мировых тенденций в развитии онлайн-торговли можно выделить следующие аспекты, представленные в таблице 1.

Таблица 1 - Тенденции развития торговых отношений в виртуальной среде

№ п/п Наименование тенденции развития торговых отношений Характеристика

1 2 3

1 BNPL (buy now, pay late) Модель оплаты, которая позволяет покупателям приобретать товары сразу, а оплачивать их позже, обычно в рассрочку или частями. Эта тенденция становится все более популярной среди потребителей, предоставляя им большую гибкость и комфорт при покупках.

2 Блокчейн Технология, обеспечивающая безопасность и прозрачность цифровых транзакций. В сфере торговли блокчейн может использоваться для улучшения процессов управления цепочкой поставок, аутентификации продуктов и обеспечения безопасности данных.

3 ChatGPT в e-commerce Использование искусственного интеллекта для автоматизации общения с клиентами в онлайн-магазинах. ChatGPT помогает улучшить качество обслуживания клиентов, предоставляя быстрые и точные ответы на их вопросы.

4 Экосистемы Создание цифровых экосистем, объединяющих различные компании и сервисы для обеспечения полного цикла услуг для потребителей. Экосистемы позволяют улучшить пользовательский опыт и повысить лояльность клиентов.

5 No-code и Low-Code Технологии, позволяющие создавать приложения и веб-сайты без необходимости программирования. Эти инструменты упрощают процесс разработки и позволяют компаниям быстрее реагировать на изменения на рынке

6 Livestream shoppin Формат онлайн-шопинга, в котором продавцы демонстрируют товары в реальном времени через видеотрансляции. Эта тенденция позволяет потребителям получать более подробную информацию о продуктах и делать осознанный выбор.

7 Голосовой поиск Технология, позволяющая пользователям искать информацию или товары с помощью голосовых команд. Голосовой поиск упрощает процесс поиска и делает онлайн-шопинг более удобным для потребителей.

8 Дополнительная реальность (AR), искусственный интеллект и ме-тавселенная Использование передовых технологий для создания интерактивных и инновационных пользовательских интерфейсов в онлайн-торговле. Эти технологии помогают улучшить пользовательский опыт и привлечь новых клиентов.

9 Рост PWA Прогрессивные веб-приложения, которые сочетают в себе преимущества веб-сайтов и мобильных приложений. PWA обеспечивают быструю загрузку, работу в оффлайн-режиме и удобство использования, что делает их популярными среди онлайн-торговцев.

10 «Умные» подборки товаров Использование алгоритмов машинного обучения для персонализации предложений товаров на основе предпочтений и поведения покупателей. Эта тенденция помогает повысить конверсию и улучшить пользовательский опыт.

Продолжение таблицы

1 2 3

11 Гибкая облачная инфраструктура Использование облачных технологий для улучшения масштабируемости, гибкости и безопасности онлайн-торговых платформ. Облачная инфраструктура позволяет компаниям быстро адаптироваться к изменяющимся условиям рынка.

12 Разнообразие способов оплаты Предоставление потребителям широкого выбора способов оплаты товаров, включая электронные кошельки, криптовалюту, рассрочку и другие методы. Это помогает удовлетворить различные потребности клиентов и повысить конверсию.

13 Бурный рост маркетплейсов Платформ, объединяющих продавцов и покупателей для проведения торговых операций. Маркетплейсы предоставляют широкий ассортимент товаров, удобство покупок и возможность сравнения цен, что делает их популярными среди потребителей.

14 Роботы-доставщики Использование автоматизированных роботов для доставки товаров клиентам. Роботы-доставщики повышают эффективность доставки, сокращают время доставки и уменьшают затраты на логистику.

15 Чат-боты Программные агенты, способные взаимодействовать с пользователями через чат-интерфейс. Чат-боты используются для автоматизации обслуживания клиентов, предоставления информации о продуктах и услугах, а также обработки заказов в онлайн-торговле

Одной из основных тенденций является персонализация предложений для каждого потребителя. Благодаря анализу данных о покупках и поведении пользователей, магазины могут создавать уникальные предложения, учитывающие индивидуальные потребности и интересы каждого клиента. Другой важной тенденцией является развитие рынка мобильной торговли. С развитием смартфонов и планшетов все больше потребителей предпочитают делать покупки через мобильные приложения. Удобство и доступность такого способа покупок делают его все более популярным среди потребителей всех возрастов. Кроме того, виртуальная реальность и дополненная реальность начинают активно внедряться в сферу онлайн-торговли, предлагая потребителям уникальные возможности увидеть товары в реальном масштабе или создавать виртуальные примерки одежды и аксессуаров.

С возрастанием конкуренции и разнообразия предложений виртуальной торговой площадки все чаще ориентируются на создание удобного и интересного пользовательского опыта, предлагая различные бонусы, акции и программы лояльности. Главным принципом успешного онлайн-бизнеса становится удовлетворение потребностей клиентов и предоставление им уникального сервиса. Магазины стремятся не только сделать процесс покупки быстрым и удобным, но также сделать его увлекательным. Это представляет вызов для традиционного маркетинга, поскольку требует новых подходов к привлечению и удержанию клиентов в онлайн-среде.

Электронная торговля сегодня активно внедряет персонализацию через интеллектуальный подбор товаров, индивидуальные рекомендации, онлайн-стилистов и другие инструменты. Искусственный интеллект анализирует ваши предыдущие покупки и предпочтения, чтобы предложить персонализированные рекомендации, учитывая ваши уникальные потребности. Например, розничные сети уже используют данные генетических тестов и базовых медицинских показателей для подбора товаров.

Один из заметных трендов в сфере розничной торговли - это гибридные форматы, где традиционные офлайн-магазины и сети расширяют свою деятельность в онлайн, предоставляя возможность самовывоза или онлайн-покупок. Примером таких гибридных форматов являются магазины Amazon Go, где клиенты могут приобрести товары без необходимости проходить через кассу или общаться с продавцами, используя приложение и систему камер с технологией распознавания лиц.

В настоящее время наблюдается противоположная тенденция, когда известные компании отказываются от посредников и переходят к прямому взаимодействию с потребителями через концепцию direct-to-consumer. Например, Nike прекратила сотрудничество с Amazon и начала активно продавать свою продукцию через свой собственный сайт и партнерские платформы, такие как Foot Locker и Nordstrom Inc. Этот подход помогает избежать конкуренции со схожими товарами и подделками на маркетплейсах, а также улучшает понимание клиентов через анализ customer journey - пути, который проходит потребитель от принятия решения о покупке до оплаты товара. Однако такую стратегию могут позволить себе лишь крупные и популярные бренды, в то время как для большинства производителей сотрудничество с маркетплейсами остается наиболее эффективным способом продаж.

В общем, развитие онлайн-ритейла в России следует мировым тенденциям, однако есть несколько особенностей. Особое внимание уделяется безопасности и скорости транзакций, включая применение двухфактор-ной аутентификации и системы быстрых платежей. В период пандемии в России стало популярным использование вендинговых аппаратов, включая технологии интернета вещей. Эти инновации позволяют владельцам собирать данные о продажах и остатках товаров в реальном времени, а также отслеживать состояние автоматов и анализировать предпочтения клиентов.

Также широко распространены программы лояльности, направленные на привлечение и удержание клиентов, такие как бонусные системы, партнерские программы и скидки за отзывы. Недавним трендом для России стало использование виртуальных ассистентов (чат-ботов) и голосовых помощников в электронной торговле. По данным агентства Markswebb, чат-боты уже обрабатывают две трети клиентских запросов в банковской сфере, телекоме и онлайн-ритейле. Некоторые российские онлайн-ритейлеры, такие как Ozon, «Сима-ленд» и «Утконос», активно используют эту технологию. Топ-15 трендов электронной торговли в России представлен в таблице 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 2 - Тренды электронной торговли в России [2]

Ранг Тренды Индекс значимости, % Область электронной торговли

1 Стриминговые сервисы 1 Поиск и заказ товаров и услуг

2 Мобильные приложения 0,67 Поиск и заказ товаров и услуг; доставка и логистика

3 Продажи в соцсетях 0,59 Поиск и заказ товаров и услуг

4 Бесконтактные платежи 0,27 Обеспечение безопасности участников торговли

5 Двухфакторная аутентификация 0,22 Защита данных

6 Виртуальные ассистенты (чат-боты) 0,16 Поиск и заказ товаров и услуг

7 Голосовые помощники 0,14 Поиск и заказ товаров и услуг

Продолжение таблицы

Ранг Тренды Индекс значимости, % Область электронной торговли

8 Доставка еды 0,14 Доставка и логистика; обеспечение безопасности участников торговли

9 Вендинговые аппараты 0,13 Доставка и логистика; привлечение клиентов

10 Доставка бытовой техники 0,12 Доставка и логистика; обеспечение безопасности участников торговли

11 Бесконтактная доставка 0,11 Доставка и логистика

12 Программы лояльности 0,11 Привлечение клиентов

13 Экспресс-доставка 0,09 Доставка и логистика

14 Интернет вещей 0,08 Доставка и логистика; привлечение клиентов

15 Системы быстрых платежей 0,06 Защита данных

Таблица 2 рассчитана на основе более 8,5 тыс. публикаций, отобранных алгоритмами системы iFORA из массива профессиональных российских СМИ [2].

Различные факторы оказывают влияние на развитие торговых площадок и виртуального рынка [3].

Неустойчивость цен и проблемы с логистикой негативно сказываются на бизнесе, особенно на офлайн-ритейлеров, которые сталкиваются с большими убытками. После пандемии данный сегмент рынка уже находился в затруднительном положении. Магазинам трудно поддерживать ассортимент, и некоторые из них были вынуждены закрыться из-за снижения посещаемости. В результате владельцам бизнеса необходимо искать новые стратегии и возможности для роста. Это требует времени и финансовых вложений. Например, создание нового бренда вместо ушедшего может быть разумным шагом. В данной ситуации логичным путем развития является выход на электронные торговые площадки (ЭТП) и маркетплейсы.

Глобальная политическая обстановка оказала влияние на логистику товаров, вынудив владельцев бизнеса перестраивать свои цепочки поставок. Изменения в условиях торговли способствуют развитию параллельного импорта и кроссбордерной торговли. Для многих компаний в сфере торговли и производства привлекательным вариантом становится интеграция основного бизнеса с онлайн-ритейлом.

Экономические эксперты утверждают, что производителям необходимы готовые решения, направленные на снижение издержек и открытие новых каналов сбыта. Все эти факторы способствуют повышению экономической эффективности предприятий и стимулируют увеличение объема продаж, что увеличивает спрос на IT -решения для электронной коммерции, такие как электронные торговые площадки, интернет-магазины и мар-кетплейсы.

Заключение

Использование различных каналов продаж обеспечивает охват каждого сегмента целевой аудитории. Некоторые предпочитают поисковики для поиска нужной информации, другие предпочитают социальные сети или конкретные интернет-магазины. Есть также люди, которым важно посетить физический магазин, чтобы оценить товар, потрогать его или примерить.

Разнообразные каналы продаж активно задействуются на всех этапах воронки продаж. Например, потенциальный клиент может первоначально ознакомиться с веб-сайтом компании, узнать о продуктах и подписаться на рассылку. Затем он может получать информацию о скидках и персонализированные предложения по электронной почте. После этого пользователь может снова вернуться на сайт или на специализированную страницу, где совершит покупку. Чтобы подобрать оптимальные каналы, которые позволят выстроить долгосрочные отношения с клиентами, нужно исследовать, что мотивирует клиентов покупать. Полезно составить карту пути клиента, выяснить, какие его потребности закрывают продукты компании.

При продвижении товаров и услуг играет важную роль правильный выбор форматов рекламы. Просто качественные фотографии товаров уже недостаточны для привлечения внимания пользователей. Сегодня все более популярны информативные видео, 3D-моделирование и виртуальная примерка товаров.

Согласно данным Wyzowl Video Survey, 91 % компаний используют видео как эффективный инструмент продаж. Кроме того, развитие коротких видеороликов на различных платформах становится еще одним трендом. Пользователи часто предпочитают посмотреть видео, чем читать длинные текстовые описания товаров.

Продажи через социальные сети также активно растут. По прогнозам McKinsey, объем рынка социальной коммерции достигнет $2 трлн к 2025 году. Создание и развитие страниц бренда в социальных сетях позволяет формировать сообщество вокруг продуктов, делиться информацией о них и поддерживать общение с клиентами.

Омниканальность предоставляет покупателям возможность переключаться между различными платформами, просматривать актуальные предложения, выбирать товары, откладывать их или сразу оформлять покупку с использованием удобного способа оплаты.

Таким образом, современные тенденции развития торговых отношений в виртуальной среде свидетельствуют о необходимости постоянного развития и адаптации к новым технологиям и требованиям рынка. Только те компании, которые смогут следить за изменениями и предлагать потребителям уникальные и инновационные решения, смогут долгосрочно успешно конкурировать в онлайн-торговле. Дальнейшие исследования в области развития торговых отношений в виртуальной среде могут охватывать следующие направления:

1. Влияние искусственного интеллекта и аналитики данных: исследование того, как использование искусственного интеллекта и аналитики данных влияет на эффективность онлайн-торговли, персонализацию предложений, прогнозирование спроса и управление запасами.

2. Безопасность онлайн-торговли: анализ новейших методов обеспечения безопасности онлайн-платежей, защиты личных данных потребителей и предотвращения мошенничества в виртуальной среде.

3. Влияние социальных медиа: исследование воздействия социальных медиа на покупательское поведе-

ние, стратегии маркетинга в социальных сетях и использование влиятельных личностей для продвижения товаров и услуг.

4. Экологические аспекты онлайн-торговли: оценка воздействия электронной коммерции на окружающую среду, поиск экологически устойчивых методов упаковки, доставки и утилизации товаров при онлайн-продажах.

5. Международная онлайн-торговля: исследование особенностей международной онлайн-торговли, включая культурные различия, таможенные процедуры, логистику и платежные системы.

6. Развитие виртуальной реальности и дополненной реальности: анализ влияния развития технологий виртуальной реальности и дополненной реальности на онлайн-торговлю, создание интерактивных платформ для покупок и улучшение потребительского опыта.

Дальнейшие исследования в этих областях помогут не только лучше понять современные тенденции виртуальной торговли, но и разработать стратегии для оптимизации процессов онлайн-торговли, улучшения пользовательского опыта и обеспечения конкурентоспособности компаний в цифровой экономике.

Источники:

1. Берко, А. К. Внедрение персонализированных рекламных сообщений в онлайн-торговлю и их влияние на поведение потребителей / А. К. Берко, В. Ю. Лунина. - Текст : электронный. // Новое в экономической кибернетике. - 2024. - № 1. - С. 84-94. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=65312856 (дата обращения: 22.05.2024). - Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.

2. Топ-15 трендов электронной торговли в мире и России / Институт статистических исследований и экономики. - Текст : электронный. - URL: https://issek.hse.ru/news/533597272.html (дата обращения: 22.05.2024).

3. Статистика интернета и соцсетей на 2023 год - цифры и тренды в мире и в России. - Текст : электронный. - URL: https://www.web-canape.ru/business/statistikaintemeta-i-socsetej-na-2023-god-cifiy-i-trendy-v-mire-i-v-rossii/ (дата обращения: 19.05.2024).

5. Маркетинг и логистика в системе конкурентоспособного бизнеса / Т.В. Ибрагимхалилова, Н.В. Агаркова, А.К. Берко [и др.]. - Текст : электронный. - Донецк: Донецкий национальный университет, 2022. - 345 с. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48358037 (дата обращения: 20.05.2024). -Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.

6. Козлов В. С. Принципы и тенденции развития процессов бизнес-планирования как инструмент менеджмента в современных экономических условиях / В. С. Козлов, А. О. Жукова // Сборник научных работ серии «Государственное управление». - 2023. - № 32. - С. 231-239.

EDN: SYNHKF

О.В. Бурдюгова - кпед.н., доцент кафедры управления персоналом, сервиса и туризма, Оренбургский государственный университет, Оренбург, Россия, [email protected],

O.V. Burdyugova - candidate of pedagogical sciences, associate professor of the Department of Personnel Management, Service and Tourism, Orenburg State University, Orenburg, Russia;

Л.В. Докашенко - к.э.н., доцент кафедры управления персоналом, сервиса и туризма, Оренбургский государственный университет, Оренбург, Россия, [email protected],

L.V. Dokashenko - candidate of economics, associate professor of the Department of Personnel Management, Service and Tourism, Orenburg State University, Orenburg, Russia;

М.В. Горбунова - магистр Института менеджмента, экономики и предпринимательства, Оренбургский государственный университет, Оренбург, Россия, [email protected],

M.V. Gorbunova - Master's student at the Institute of Management, Economics and Entrepreneurship, Orenburg State University, Orenburg, Russia.

ЦИФРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В СИСТЕМЕ МОТИВАЦИИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ DIGITAL TOOLS IN THE SYSTEM OF MOTIVATION AND STIMULATION OF THE ORGANIZATION'S STAFF

Аннотация. Активная цифровизация управленческих процессов приводит к постепенному изменению поведенческих стратегий сотрудников, развитию новых систем коммуникации в организации. В современных условиях цифровой среды необходима гибкая челове-коцентричная система взаимодействия с сотрудниками, в основе которой - ценности, интересы, потребности и мотивы, потенциал персонала. Процесс управления организациями невозможен без грамотной мотивации и стимулирования сотрудников к достижению поставленных целей. На модели трудового поведения персонала оказывают влияние применяемые в организации методы и формы мотивации и стимулирования сотрудников. В статье раскрывается специфика трансформации мотивационных процессов в условиях цифровизации, определены преимущества и возможные ограничения в применении цифровых инструментов в системе мотивации и стимулирования персонала. Представлены внедренные в практику российских компаний примеры цифровых проектов в системе мотивации и стимулирования персонала организации; обоснована результативность их применения для сотрудников и организации. Материалы работы будут интересны специалистам в области управления человеческими ресурсами и экономики труда, нацеленным на оптимизацию ресурсов, повышение эффективности бизнес-процессов и конкурентоспособности организации.

Abstract. The active digitalization of management processes leads to a gradual change in employee behavioral strategies and the development of new communication systems in the organization. In modern conditions of the digital environment, a flexible human-centered system of interaction with employees is needed, based on values, interests, needs and motives, and the potential of the staff. The process of managing organizations is impossible without competent motivation and stimulation of employees to achieve their goals. The models of staff work behavior are influenced by the methods and forms of motivation and stimulation of employees used in the organization. The article reveals the specifics of the transformation of motivational processes in the context of digitalization, the advantages and possible limitations in the use of digital tools in the system of motivation and stimulation of personnel are identified. Examples of digital projects implemented in the practice of Russian companies in the system of motivation and stimulation of the organization's personnel are presented; the effectiveness of their application for employees and the organization is substantiated. The materials of the work will be of interest to specialists in the field of human resource management and labor economics, aimed at optimizing resources, improving the efficiency of business processes and the competitiveness of the organization.

Ключевые слова: система мотивации и стимулирования, цифровые инструменты, управление персоналом, человекоцентричность, коммуникации, поощрения, вовлеченность сотрудников, лояльность, конкурентоспособность.

Keywords: motivation and incentive system, digital tools, personnel management, human-centricity, communication, incentives, employee engagement, loyalty, competitiveness.

Введение

В современных условиях цифровизации экономики и задач по повышению производительности труда актуальным трендом становится разработка и активное внедрение инновационных технологий и цифровых инструментов в систему мотивации и стимулирования персонала, оплаты труда, позволяющие развивать личност-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.