А.В. Кожухов
СОВРЕМЕННЫЕ РОССИЙСКО-АФГАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: МОДЕЛЬ С ДОМИНИРУЮЩИМ ЭЛЕМЕНТОМ
MODERN RUSSIAN-AFGHAN RELATIONS: THE MODEL WITH THE DOMINANT ELEMENT
В статье рассматриваются современные российско-афганские отношения, анализируются элементы модели двустороннего сотрудничества двух стран. Устанавливается, что вектором, способным стать движущей силой развития современных российско-афганских отношений, является антинаркотическое сотрудничество. Оно может выступить доминирующим фактором, который свяжет все элементы предлагаемой модели в единую систему.
Ключевые слова: Россия, Афганистан, незаконный оборот наркотиков, система отношений, доминирующий элемент, направления сотрудничества.
In this article the system of modern Russian-Afghan relations is analyzed, and the elements of bilateral cooperation model of the two countries are scrutinized. It is revealed that antinarcotic cooperation is the vector which is able to become a driving force behind the development of the modern Russian-Afghan relations. It may turn into a dominant factor that connects all of the elements of the proposed model into a single system.
Key words: Russia, Afghanistan, drug trafficking, system of relations, dominant element, directions of cooperation.
В одной из предыдущих работ мы предложили идею, согласно которой наиболее соответствующей современным российско-афганским отношениям является модель с доминирующим элементом [1]. Эта модель включает в себя политический, экономический, религиозный, военно-технический, культурный, религиозный, гуманитарный элементы. Немаловажным считается элемент сотрудничества двух стран в сфере безопасности, состоящий из таких компонентов, как совместное противодействие террористической и наркотической угрозам. Рассмотрим каждый из указанных элементов с целью определить, какой из них способен в ближайшей перспективе стать доминирующим и определить всю российскую политику в Афганистане. Кроме этого, проведем анализ присутствия и степень влияния на Афганистан других государств в указанных секторах.
Российско-афганский политический диалог ведется на регулярной основе, в том числе и на высшем уровне. Президенты России и Афганистана
часто встречаются на «полях» различных международных мероприятий. Как правило, российская позиция на подобных переговорах остается неизменной на протяжении многих лет и заключается в том, что российское руководство выражает свою готовность оказывать всестороннюю поддержку законному правительству Афганистана. В очередной раз это сделал президент России В.В. Путин в ноябре 2014 г. в ходе встречи с представителями ОДКБ, выразив готовность «подставить плечо нашим афганским друзьям, для того чтобы ситуация в этой стране сохранялась стабильной и имела перспективы развития» [2].
Имеется много других примеров успешного политического сотрудничества двух стран. Например, бывший президент Афганистана Х. Карзай в 2014 г. в свете присоединения Крыма к России заявил о том, что афганцы уважают волю крымчан [3]. Эксперты увязывают такую публичную поддержку России в том числе с тем, что позицию по Крыму нужно рассматривать в контексте проблемы «зоны племен» в отношениях с Пакистаном. Возможно, часть афганской элиты надеется рано или поздно вернуться к «крымскому сценарию»: добиться проведения референдума на спорных территориях, отчужденных еще в эпоху англо-афганских войн, и затем вернуть их в состав Афганистана
[4].
Однако следует отметить, что в целом политические импульсы российско-афганского сотрудничества довольно слабы, и это особенно контрастирует с активным политическим сотрудничеством Афганистана с другими странами. Для сравнения, президент США Б. Обама за период своего президентства четырежды посещал Афганистан. Последний раз он был в Афганистане в мае 2014 г., где выступил перед военнослужащими воинского контингента США [5]. Когда в период с июля по сентябрь 2014 г. выборный процесс в Афганистане грозил новым витком политического кризиса и волной межэтнических распрей, посредником в переговорах между конкурирующими кандидатами выступила американская администрация. В частности, в этот период в Афганистан несколько раз совершал визиты государственный секретарь США Дж. Керри [6]. В результате между кандидатами была достигнута договоренность о формировании правительства политического единства.
Очевидно, что такую регулярность визитов руководителей администрации США обеспечивает присутствие в Афганистане американского воинского контингента, который, к тому же, является своеобразным рычагом давления на афганские власти в плане принятия политических решений. Более того, вновь избранный президент Афганистана А. Гани на следующий день после своей инаугурации подписал с США и НАТО соглашения о безопасности, ко-
торые закрепляют порядок нахождения до 2024 г. американского воинского контингента и их западных союзников численностью около 15 тыс. человек
[7].
В истории дипломатии принято судить о внешнеполитическом векторе государства по первому визиту за рубеж вновь избранного главы государства. Традиционно такой визит подчеркивает, кого новый глава государства и его кабинет видят в качестве основного стратегического партнера в период правления. А. Гани свой первый визит совершил в Китай, в ходе которого был подписан ряд важных соглашений [8].
По нашему мнению, все это указывает на то, что в ближайшей перспективе политический фактор вряд ли сможет стать доминирующим в российско-афганских отношениях.
Попытка увидеть в качестве доминантного элемента российско-афганское экономическое сотрудничество также обречена на неудачу. Это объясняется тем, что на протяжении длительного времени Россия была отстранена от активного участия в афганском экономическом процессе, но в этом преуспели другие государства: США, Китай, Пакистан, Иран, Индия, Турция. Только на долю США приходится до 100 млрд долларов, потраченных на экономическую реконструкцию страны.
Тем не менее, для развития экономического сотрудничества наших стран имеются определенные предпосылки. В 2007 г. под эгидой Торгово-промышленной палаты РФ был создан Российско-Афганский деловой совет [9]. В 2011 г. в ходе официального визита президента Афганистана Х. Карзая в Москву было подписано Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве [10], которое определяет основные условия двусторонних отношений в торгово-экономической сфере. Создана Российско-Афганская межправительственная комиссия по торговле и экономическому сотрудничеству [11]. Другим положительным моментом экономической модели российско-афганской сотрудничества можно считать списание в 2007 г. афганского государственного долга перед Россией на сумму свыше 11 млрд долларов [12].
Тем не менее, слабость российского экономического присутствия в Афганистане явно заметна на фоне других стран. Особо следует отметить Китай, у которого экономическое сотрудничество с Афганистаном является одним из приоритетных направлений. Китайские компании активно участвуют в реконструкции Афганистана и в тендерах на освоение и разработку природных ресурсов. Пекин принимает участие в различных проектах по реконструкции инфраструктурных проектов, таких как Кабульский госпиталь, Парванский ирригационный комплекс, обучение технического персонала. Также Китай ос-
вободил от налогообложения 95 % товаров, ввозимых из Афганистана. Китайская компания выиграла тендер на разработку крупнейшего в Афганистане медного месторождения Айнак, в развитие которого в следующие пять лет Китайская металлургическая группа (КМГ) инвестирует около 4 млрд долларов. Кроме этого, КМГ планирует развивать железнодорожное сообщение и эксплуатацию угольных шахт, построить 400-мегаваттную угольную электростанцию [13]. В китайско-афганском экономическом «пакете» имеется еще много иных дорогостоящих проектов.
Нельзя оставить без внимания и такой аспект российско-афганского экономического сотрудничества, как военно-технический. Специальный представитель президента РФ по Афганистану З.Н. Кабулов отмечает, что военно-техническое сотрудничество началось примерно через два года после установления первого постталибского правительства в Афганистане, когда между военными ведомствами наших государств был заключен протокол о сотрудничестве. В 2002-2005 гг. объемы пакета составили порядка 170 млн долларов [14].
Более того, Афганистан заинтересован в развитии военно-технического сотрудничества. В первую очередь, афганцев интересуют российские боевые и транспортные самолеты и вертолеты, а также оружие. Надежность, простота и имеющийся опыт использования нашей военной техники могут стать залогом самодостаточности и укрепления афганской армии. Уже в сегодняшних непростых условиях российские вертолеты применяются специальным авиакрылом сил обеспечения национальной безопасности Афганистана для выполнения специальных операций по борьбе с террористами и уничтожению нарколабораторий, расположенных в труднодоступных горных районах.
В системе безопасности Афганистана использование вертолетной техники силами национальной безопасности - это возможность контролировать всю территорию страны, в том числе труднодоступную. Возможно, поэтому остающиеся в Афганистане силы западной коалиции, несмотря на передачу ответственности за поддержание безопасности афганским властям, контроль и ответственность за эксплуатацию воздушного пространства Афганистана оставили за собой, по меньшей мере, до 2017 г. [15]
Любопытный факт состоит в том, что назначенный в августе 2014 г. командующий Международными силами содействия безопасности в Афганистане и американской группировки генерал Дж. Кемпбелл положительно охарактеризовал участие российских вертолетов в операциях по поддержанию безопасности в Афганистане, назвав их «козырной картой» (перевод мой -
А.К., в оригинале game changer) афганских сил национальной безопасности в деле обеспечения безопасности [16].
Как видим, на военно-техническое сотрудничество Россия еще пока может опереться в Афганистане, и это преимущество - едва ли не единственное. Но способно ли такое сотрудничество стать доминирующим в отношениях между нашими странами? Думается, что в обозримом будущем нет. Здесь важно подчеркнуть, что «вертолетный пакет» был заключен в контексте закупок США российской авиатехники для афганских сил национальной безопасности [17], и, соответственно, он не может рассматриваться как высокое достижение российско-афганского военно-технического сотрудничества.
По праву значительное место в системе российской внешней политики занимает гуманитарное направление, наша способность оказывать незамедлительную помощь попавшим в беду людям. Речь идет о помощи при природных катаклизмах, с которыми сталкивается человечество. Российские спасатели не обошли стороной и Афганистан. Самый свежий пример - помощь пострадавшим от наводнения в провинции Бадахшан весной 2014 г. 2 апреля на расположенный у горы кишлак Хобо Барик сошел оползень. Жертвами стихии стали около з0о человек, среди которых было много детей. Российская сторона отреагировала незамедлительно [18].
Как говорится, «друзья познаются в беде». В данном случае мы видим, что Россия постоянно оказывает помощь гуманитарного характера своему южному соседу. Если случается природная катастрофа, Россия делает все возможное, чтобы помочь и облегчить страдания народа Афганистана. Так было много раз в прошлом. В годы Великой Отечественной войны Афганистан тоже оказывал помощь Советскому Союзу. Эта помощь включала поставки ваты, одеял, хлопка, мяса, цитрусовых, лекарственных трав. Афганистан был нейтральным в годы войны, но колоссальная советская экономическая помощь Афганистану в 1920-1930-е гг. (и позже), причем в основном безвозмездная, не могла не повлиять на отношение афганцев к нашей стране в военный период [19].
В данном сегменте Россия остается одним из главных акторов по части выделения незамедлительной помощи, но отсутствие системности у этого элемента не позволяет ему быть доминантным в российско-афганской модели отношений.
Думается, что основой культурного элемента наших отношений в ближайшей перспективе должно стать открытие Российского центра науки и культуры в Кабуле. Предполагается, что центр станет площадкой для проведения мероприятий, направленных на укрепление российско-афганской
дружбы и сотрудничества. Здесь будут проходить выставки, откроются классы русского языка и библиотека русской литературы [20]. Но для этого потребуется немало времени. Во-первых, Российский центр еще не начал свое функционирование. Во-вторых, сегодняшняя афганская молодежь делится на две части, одна из которых вкусила так называемые ценности западной свободы, а другая пребывает за чертой бедности и либо погибает, либо, что встречается чаще, уходит в горы пополнять ряды боевиков. При таких условиях культурный элемент тоже не может быть доминирующим в модели российско-афганских отношений.
Однако уже сейчас в данном сегменте у России найдется сразу несколько оппонентов, наиболее яркими из которых, на наш взгляд, являются Турция и Иран. Подробнее влияние иранской культуры в Афганистане рассмотрим ниже, в разделе о религиозных отношениях, т.к. Иран умело сочетает эти два элемента. Что же касается Турции, то под ее патронатом находится работа нескольких провинциальных восстановительных команд. Свою деятельность Анкара проводит через Турецкое международное агентство по развитию и сотрудничеству (Turkish International Cooperation and Development Agency). В Афганистане сегодня действуют три офиса данного учреждения в Кабуле, Вардаке и Мазари-Шарифе, которые считаются основным инструментом распространения турецкого влияния [21].
Основные цели этих проектов сфокусированы на социально-культурном направлении, включая восстановление школ, больниц, мечетей, оказание медицинской помощи сельским жителям, обучение афганских женщин основам медицинского обслуживания, строительство спортивных центров. Кроме этого, следует добавить к этим проектам, финансируемым турецким правительством, высокое участие турецкого частного бизнеса, который с 2002 г. инвестировал в афганскую экономику порядка 2 млрд долларов [22]. Как видим, Турция является примером проведения в Афганистане политики «мягкой» силы. Россия пока заметно отстает на этом направлении, и если нынешнее положение вещей сохранится, то Москва еще не скоро сможет вернуть себе нишу культурных отношений, как некогда было у СССР.
Еще одним важным направлением сотрудничества остается подготовка в российских вузах и специализированных учебных заведениях национальных кадров для государственных учреждений, полицейских и военных структур Афганистана - образовательный элемент сотрудничества. Согласно данным официального сайта Посольства России в Афганистане, на 2014/2015 учебный год выделено 150 государственных стипендий для приема на обучение в федеральных государственных образовательных учреждениях
за счет российской стороны, из них 140 - для обучения по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры, 10 - для аспирантуры [23]. В 2013/2014 учебном году на бюджетную основу в российские вузы было принято 145 человек, а квота была всего 90 мест. Согласно данным МИД России, всего в настоящее время в российских высших учебных заведениях обучается 570 афганцев, в том числе 447 - по государственной линии.
Следует отметить, что зарубежные страны осуществляют поддержку Афганистана в образовательной сфере по двум направлениям. Первый - это обучение за границей, второй - открытие учебных заведений в самом Афганистане и их оснащение. Например, с 2001 г. в афгано-турецких центрах прошли обучение 3000 афганских студентов [24]. Ежегодно совет по культурному сотрудничеству Индии выделяет для Афганистана 675 мест для обучения [25], Пакистан выделил 3000 учебных грантов для обучения афганцев в своих образовательных учреждениях [26].
Наконец, самым влиятельным спонсором образовательного процесса в Афганистане, с которым пока никто и близко не может сравниться, остаются США. В период с 2002 по 2013 гг. американское правительство потратило на различные образовательные программы порядка 1,1 млрд долларов. В системе высшего образования оказало содействие 12 общественным и 11 частным университетам, подготовило 1410 преподавателей учебных заведений (29 % из которых - женщины), помогло получить ученые степени магистров 145 преподавателям учебных заведений (женщины - 46 %) [27]. По данным Агентства по международному развитию США ^АЮ), с 2006 по 2011 гг. по программам начального образования было обучено 105 тыс. афганцев (65 % - девочки) из труднодоступных деревень, подготовлено 74 тыс. учителей, предоставлено 114 тыс. учебников. При поддержке Агентства число студентов, обучающихся в университетах, увеличилось с 7,8 тыс. в 2001 г. до 123 тыс. в 2013 г. [28]. Как видим, эти числа на порядок превышают то, что предлагает Афганистану в области образования Россия.
Учитывая, что Россия - многоконфессиональная страна, в том числе и мусульманской религии, между Россией и Афганистаном налажены контакты по линии религиозного диалога. В частности, у Афганистана есть живой интерес к религиозному устройству России в целом и жизни российских мусульман в частности. Так, в конце 2013 г. Совет муфтиев России посетила большая делегация представителей афганских средств массовой информации [29]. В рамках встречи заместитель председателя Совета муфтиев России Рушан хазрат Аббясов рассказал гостям из Афганистана о таких крупных проектах, как Московский международный конкурс чтецов Корана, Выставка
Moscow Halal Expo, Союз мусульманок России, Всероссийский мусульманский лагерь. В 2011 г. между Советом муфтиев России и представителями афганской уммы было заключено соглашение о сотрудничестве в противодействии наркотикам. В соглашении особая роль отводится афганской стороне, которая призвана активизировать антинаркотическую пропаганду путем регулярных проповедей, осуждающих распространение наркомании [30].
Однако при рассмотрении религии как возможного доминантного элемента российско-афганских отношений следует учитывать несколько важных аспектов. Согласно ст. 2 действующей Конституции Исламской Республики Афганистан, «религией Афганистана является священная религия Ислам» [31]. В России же, согласно ст. 14 Конституции, «никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» [32].
По нашему мнению, в религиозном сегменте в Афганистане на сегодняшний день преобладают две силы - арабские страны и Иран. Это обусловливается давними расхождениями между суннитами и шиитами. Между тем, все различия между течениями в исламе фактически сводятся к вопросам правоприменения, а не догматики. Ислам считается единой религией всех мусульман, но между представителями исламских течений существует ряд разногласий. Имеются также значительные несовпадения в принципах юридических решений, характере праздников, в отношении к иноверцам.
Учитывая, что Иран является эпицентром ислама шиитского толка и единственным шиитским соседом Афганистана, религиозные связи между иранцами и хазарейцами очень крепки, ведь шииты составляют почти пятую часть афганского населения. Исторически так сложилось, что хазарейцы всегда участвовали в сражениях на стороне персов и почитали шиитских имамов в Иране и Ираке. Сегодня же Иран финансирует строительство шиитских мечетей и учебных заведений в Афганистане. Многие политики и лидеры хаза-рейцев получают образование и повышение квалификации, политическую и иную поддержку в Иране. Также между Ираном и хазарейцами Афганистана очень сильны культурные связи. Государственный язык Ирана фарси очень близок государственному языку Афганистана дари, который, по сути, является его наречием. Используя близость религиозных подходов, Иран прочно обосновался в культурной и образовательной сферах Афганистана, распространяя свое влияние через персоговорящее население, телевидение и радиовещательные персидские каналы, а также печатные издания [33]. Иранское правительство ежегодно финансирует массовые празднования шиитских религиозных праздников и поминовения в основных городах, где популяция мусульман-шиитов очень высока (Герат, Балх, Кабул) [34].
Итак, мы видим, что религиозная ниша России в Афганистане слаба перед влиятельными Ираном и Саудовской Аравией, и вряд ли может быть доминирующей в отношениях наших стран. Но почитание всеми мусульманами священного Корана может обеспечить точки соприкосновения афганских и российских мусульман независимо от принадлежности к суннизму или шиизму. Вопрос только в том, что же станет такой точкой соприкосновения и к каким результатам приведет?
Мы умышленно поставили сотрудничество Афганистана и России в сфере безопасности в завершение нашего анализа. Это связано с тем, что искомой доминантой, а именно направлением российско-афганских связей, способным придать им новый импульс, по нашему мнению, должно стать разрешение проблемы афганского наркопроизводства и, как следствие, наркотрафика. Ведь сегодня именно наркотрафик представляет собой серьезнейшую угрозу национальной безопасности России, равно как угрозу региональной и глобальной безопасности. Доминантность же антинаркотического сотрудничества в российско-афганской модели отношений заключается в том, что именно этот вектор способен стать движущей силой развития нашей модели, как бы связывая ее элементы в единую систему.
Ежегодный урон от афганского наркопроизводства для России составляет 1,5 млн только героиновых наркозависимых [35] - это означает подрыв нашего генофонда. Налицо очевидный факт: лидирующий вектор (в нашем случае антинаркотический) значительно превосходит другие элементы модели по своей интегральной силе. Что ж еще способно заставить сплотиться, как не смертельная угроза нашему будущему в прямом смысле этого слова?
Сегодня немало тревог вызывает и то, что доходы от наркотрафика идут на поддержку и финансирование экстремистских и террористических группировок. Наркосообщества являются наиболее распространенной формой транснациональных организованных преступных групп, в изобилии присутствующих в Афганистане и распространяющих свое влияние на страны Центральной Азии, что угрожает безопасности и стабильности всего Евроазиатского региона.
По нашему мнению, антинаркотический вектор российско-афганских связей должен быть преобладающим и нести в себе функцию рационального регулирования. Благодаря этому часть проблем в политике России в Афганистане, таких как разбросанность, несистематичность, выжидательность, может быть успешно решена.
В ходе анализа мы убедились, что все основные сферы сотрудничества заняты и в той или иной степени поделены между другими внешнеполити-
ческими акторами. Это не удивительно, поскольку Россия слишком длительное время не развивала связи с Афганистаном по этим направлениям, что привело к утрате ею позиций в таких областях, как экономика, политика, культура, образование, гуманитарное сотрудничество. Именно поэтому укрепление российско-афганских связей на современном этапе должно быть связано, в первую очередь, с развитием доминирующего фактора - антинаркотического сотрудничества. Доминирующим является элемент, вносящий наибольший вклад в достижение целей функционирования системы и интегрирующий в нее остальные необходимые элементы.
Одновременно будут развиваться другие элементы отношений между Россией и Афганистаном, если в них во главу угла будет поставлена антинаркотическая проблема. Для усиления антинаркотического сотрудничества необходимо повышать его привлекательность, укреплять его взаимосвязь с другими элементами российско-афганских отношений, добиваться резонанса в развитии доминирующего и других факторов этих связей. Другие элементы на это не способны. Например, в экономическом взаимодействии существует жестокая конкуренция, кто больше внес средств в восстановление Афганистана и кто должен от этого получить больше прибыли. В политике обязательно возникает соперничество в отношении геополитического контроля за афганским и близлежащим пространством. В антинаркотической же политике не может быть соперничества, потому что наркотики - это абсолютное зло, и любое содействие его искоренению должно восприниматься только как положительный вклад в развитие Афганистана.
Эффективное развитие российско-афганского антинаркотического сотрудничества создаст предпосылки для развития остальных элементов сотрудничества двух стран - в сфере безопасности, экономического, политического, военного, гуманитарного и пр. Перспективы развития сотрудничества России и Афганистана во многом зависят от согласованной эволюции этих элементов. Именно антинаркотический фактор способен наилучшим образом интегрировать все остальные элементы российско-афганского сотрудничества для наиболее полной реализации национальных интересов нашей страны.
Список использованных источников и литературы
1. Михайленко А.Н., Кожухов А.В. Доминирующий фактор в российско-афганских отношениях // Этносоциум и межнациональная культура. -2014. - № 10 (76). - С. 134-143.
2. Встреча с членами Совета Парламентской Ассамблеи ОДКБ // Официальный сайт Президента России. - 06.11.2014. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/news/46970
3. Хамид Карзай поддержал решение крымчан о воссоединении с Россией // RT. - 22.03.2014. - Режим доступа: russian.rt.com/article/25038
4. Мендкович Н.А. Афганский контекст украинского кризиса // Afghanistan.ru: всё об Афганистане. - 05.05.2014. - Режим доступа: http://afghanistan.ru/doc/74263.html
5. Rosenberg M., Shear M.D. Obama Makes Surprise Trip to Afghanistan // The New York Times. - May 25, 2014. - URL: http://www.nytimes.com/2014/05/26/world/asia/obama-in-afghanistan.html?_r=0
6. Donnelley P. John Kerry Makes Surprise Dawn Visit to Kabul to Broker Peace between Afghan Presidential Rivals Both Claiming Victory // Daily Mail. - July 11, 2014. - URL: http://www.dailymail.co.uk/news/article-2688551/US-Secretary-State-John-Kerry-makes-surprise-dawn-visit-Kabul-try-stop-bitter-rivals-Afghan-election-campaign-claiming-victory.html; Rouyee Z. Kerry Visit Cements Power-Sharing Scheme // Afghanistan today. - August 11, 2014. - URL: http://www.afghanistan-today.org/article/?id=759
7. Recknagel Ch. Explainer: Key Points in U.S.-Afghan Bilateral Security Agreement // Radio Free Europe. - September 30, 2014. - URL: http://www.rferl.org/content/explainer-bsa-afghan-us-security-agreement-bsa/26613884.html?utm_source=Sailthru&utm_medium=email&utm_term=%2AAf Pak%20Daily%20Brief&utm_campaign=2014_The%20South%20Asia%20Daily%2 010.1.14
8. Tiezzi S. Can China Save Afghanistan? // The Diplomat. - October 31, 2014. - URL: http://thediplomat.com/2014/10/can-china-save-afghanistan/
9. Российско-афганское сотрудничество // Торгово-промышленные ведомости: издание Торгово-промышленной палаты РФ. - 15.11.2012. - Режим доступа: http://www.tpp-inform.ru/analytic_journal/2909.html
10. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Исламской Республики Афганистан о торгово-экономическом сотрудничестве // МИД России. - Режим доступа: http://www.mid.ru/BD0MP/spd_md.nsf/0/931 D15778A9DA93143257E36002E0C1 B
11. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Исламской Республики Афганистан о создании Российско-Афганистанской межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству // МИД России. - Режим доступа:
http://www.mid.rU/BDOMP/spd_md.nsf/0/0B281E43AAEF2E6743257E36002E0CC 1
12. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Исламской Республики Афганистан об урегулировании задолженности Исламской Республики Афганистан перед Российской Федерацией по ранее предоставленным кредитам // МИД России. - Режим доступа: http://www.mid.rU/BD0MP/spd_md.nsf/0/F3A1A86A12C82E6643257E36002E0AA 8
13. China and Afghanistan: China's Interests, Stances, and Perspectives: a Report of the CSIS Russia and Eurasia Program. - March, 2012. - P. 7.
14. Интервью спецпредставителя Президента Российской Федерации по Афганистану, директора Второго департамента Азии МИД России З.Н. Ка-булова агентству ИТАР-ТАСС, 19 февраля 2014 г. // МИД России. -20.02.2014. - Режим доступа: http://www.mid.ru/bdomp/ns-rasia.nsf/1083b7937ae580ae432569e7004199c2/44257b100055e10444257c8500 47c582!0penDocument
15. Graham-Harrison E. Afghanistan President Welcomes US Plan to Withdraw Troops by 2016 // The Guardian. - May 28, 2014. - URL: http://www.theguardian.com/world/2014/may/28/afghanistan-president-welcomes-us-plan-withdraw-troops; См. также: Smith J. NATO Promises Afghans Air Support after 2014 as It Shuts Key Base // Stars and Stripes. - October 26, 2014. - URL: http://www.stripes.com/news/middle-east/nato-promises-afghans-air-support-after-2014-as-it-shuts-key-base-
1.310559?utm_source=dlvr.it&utm_medium=twitter&utm_term=%2ASituation%20R eport&utm_campaign=SitRep1027
16. Department of Defense Press Briefing by Gen. Campbell via satellite in the Pentagon Briefing Room // U.S. Department of Defense. - October 2, 2014. - URL: http://www.defense.gov/Transcripts/Transcript.aspx?TranscriptID=5512&utm_sour
17. США намерены закупать российские вертолеты для Афганистана // Аргументы и факты. - 14.08.2014. - Режим доступа: http://www.aif.ru/money/company/1316396
18. Россия приступает к крупномасштабным поставкам гуманитарной помощи в Афганистан // Newsru.com. - 28.06.2002. - Режим доступа: http://www.newsru.com/russia/28jun2002/pomosh.html
19. Чичкин А. СССР помогали многие страны в годы войны // Российская газета. - 09.05.2013. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/05/09/pomosch-site.html
20. Sieff K. As U.S. War Ends, Russia Returns to Afghanistan with Series of Investment Projects // The Washington Post. - March 21, 2014 - URL: http://www.washingtonpost.com/world/asia_pacific/as-us-war-ends-russia-returns-to-afghanistan-with-series-of-investment-projects/2014/03/21/11 fab228-a5fc-11 e3-b865-38b254d92063_story.html
21. Karda§ S. Turkey's Regional Approach in Afghanistan: A Civilian Power in Action // SAM Papers. - 2013. - № 6. - P. 7.
22. Kaya K. Turkey's Role in Afghanistan and Afghan Stabilization // Military review. - July-August 2013. - P. 24.
23. Условия получения гражданами Афганистана российских государственных стипендий // Посольство Российской Федерации в Исламской Республике Афганистан. - Режим доступа: http://www.afghanistan.mid.ru/edu_01.html
24. Bonfield C. Regional Dynamics and Strategic Concerns in South Asia. Turkey's Role // A Background Paper of the CSIS Program on Crisis, Conflict, and Cooperation. - January 2014. - P. 3.
25. Das B. Afghan Students Flock to India's Universities // Aljazeera. -June 3, 2013. - URL: http://www.aljazeera.com/indepth/features/2013/04/201342211228401708.html
26. Pakistan not Abandoning its projects in Afghanistan // Embassy of Pakistan. - URL: http://pakembassykabul.com/news_events.php
27. Korshak S. $92 Million USAID Project to Help Higher Education // USAID. - August 21, 2014. - URL: http://www.usaid.gov/afghanistan/news-information/press-releases/92-million-usaid-project-help-higher-education
28. Данные с официального веб-сайта Агентства США по международному развитию. - URL: http://www.usaid.gov/sites/default/files/documents/1871/Fact%20Sheet%20Educati on%20Sector%20FINAL%20July%202014.pdf
29. Заместитель председателя Совета муфтиев России провел встречу с делегацией журналистов из Афганистана // Совет муфтиев России. - Режим доступа: http://www.muslim.ru/articles/116/4883/
30. Серенко А. Инициатива соглашения, подготовленного Советом муфтиев России, может служить примером для постсоветского пространства Центральной Азии // Независимая газета. - 28.09.2011. - Режим доступа: http://www.muslim.ru/articles/105/2300/?sphrase_id=8911
31. Afghanistan's Constitution of 2004. - URL: https://www.constituteproject.org/constitution/Afghanistan_2004.pdf
32. Официальный сайт Конституции Российской Федерации. - Режим доступа: http://www.constitution.ru/10003000/10003000-3.htm
33. The Shia Factor for the Stabilization of Afghanistan: Iran and the Hazara // Stimson. - September 27, 2010. - URL: http://www.stimson.org/spotlight/the-shia-factor-for-the-stabilization-of-afghanistan-iran-and-the-hazara/
34. Afghan Shias Observe Ashura under New Tolerance // WikiLeaks. -January 15, 2009. - URL: http://search.wikileaks.org/plusd/cables/09KABUL77_a.html
35. International Narcotics Control Strategy Report. Vol. 1. Drug and Chemical Control / United States Department of State, Bureau for International Narcotics and Law Enforcement Affairs. - March 1, 2006. - Р. 91.
Коротко об авторе
Кожухов Алексей Владимирович - соискатель Факультета национальной безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Электронная почта: [email protected]
Briefly about author
Kozhukhov Alexey Vladimirovich - applicant of Department of National Security, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration. E-mail: [email protected]