ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
2013 История Выпуск 3 (23)
УДК 323.11(470;5 81)
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИИ В АФГАНИСТАНЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЁ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
В.М. Топорков
Академия Федеральной службы безопасности РФ, 119602, г Москва, Мичуринский проспект, д.70 [email protected]
Анализируется состояние российско-афганских отношений, сложившееся в последнее десятилетие, делается вывод об утрате достигнутого к концу 70-х гг. ХХ в. уровня советско-афганских взаимовыгодных двухсторонних связей и обосновывается мысль о необходимости экономического возвращения России в эту страну. Акцентируется внимание на угрозах национальным интересам Российской Федерации, сформировавшимся в регионе в последние десятилетия. Среди этих угроз выделяются намерения США разместить свои военные базы на территориях государств, политическое и экономическое сотрудничество с которыми имеет давние традиции и прямо затрагивает проблему обеспечения военной безопасности России и её союзников. Угрозой является возрастающий поток наркотиков, поступающих в Россию и страны СНГ через границы республик бывшего СССР.
Ключевые слова: Афганистан, интересы России, сотрудничество, коалиционные силы, потери НАТО, наркотрафик, интересы США, восстановление экономики, помощь, Центральная Азия.
Афганская тема продолжает оставаться в умах значительной части населения на постсоветском пространстве. Многие участники советско-афганских отношений сожалеют об утрате их большого позитивного потенциала, накопленного за шестьдесят лет взаимовыгодного сотрудничества двух государств. Однако события последних двадцати лет в Афганистане и Центральной Азии дают надежду на их восстановление.
Первые попытки установления связей России с Афганистаном на принципиально иной, чем в СССР, основе относятся к лету 1992 г. С уходом с политической арены просоветского правительства Наджибуллы Российская Федерация признала провозглашенное новыми властями Исламское Государство Афганистан. Намерения двух стран развивать взаимовыгодные отношения были зафиксированы в том же году в майской российско-афганской декларации, ставшей основой развития отношений Российской Федерации и Афганистана.
В августе 1992 г. в связи с расширением боевых действий между группировками афганских моджахедов была временно прекращена деятельность посольства и других российских учреждений в столице Афганистана. Позже и генеральное консульство в Мазари-Шарифе перебазировалось в г.Хайратон, непосредственно к советской границе. С этого времени, как пишет В.Коргун, Россия надолго выбыла из активных участников афганских событий [Каргун, с.308-314].
Тем не менее и в таких условиях, при режиме талибов, Россия, отказавшись от его официального признания, продолжала поддерживать политические и торговые отношения с администрацией афганского президента Б.Раббани. Значительную нагрузку в этой связи несло генеральное консульство Российской Федерации в г. Мазари-Шарифе, перемещавшееся периодически в более безопасные места. Благодаря сохранившимся связям ряда российских ведомств с видными функционерами исламских партий афганских моджахедов, включая полевых командиров (в частности А.Ш.Масудом), Россия в середине 90-х гг. оказала значитльную помощь «Северному альянсу» в его борьбе с талибами, поддержку на международной арене и в ООН [Информ. сервер, 2009].
С поражением талибов к полноценной работе в Афганистане приступили и дипломатические учреждения Российской Федерации - посольство (декабрь 2001 г.) и генеральное консульство в Мазари-Шарифе (октябрь 2002 г.). С этого времени в отношениях двух стран обозначились положительные сдвиги. С Афганистаном был начат регулярный диалог, в том числе и на высшем уровне..: в марте 2002 г. в Москве, в июне 2002 г. в Алма-Ате, в ноябре 2003 г. в Путраджае (Малайзия), в июне 2004 г. в Ташкенте, в январе 2005 г. в Астане, в июне 2006 г. в Алма-Ате, в августе 2007 г. в Бишкеке. В августе 2008 г. в рамках саммита Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) состоялась встреча Х.Карзая с президентом России Д.А.Медведевым [Информ. сервер].
© В. М. Топорков, 2013
Россия и Афганистан поддерживают межпарламентские связи. С 2007 г. Афганистан имеет статус наблюдателя в Межпарламентской ассамблее стран СНГ. Спецслужбы России и Афганистана, советы безопасности двух стран взаимодействуют в организации противодействия терроризму, экстремизму и наркопреступности. По мере своих возможностей Россия способствует преодолению Афганистаном последствий разрушительного внутреннего конфликта.
Об искренней заинтересованности Российской Федерации в восстановлении дружественных отношений свидетельствует урегулирование в августе 2007 г. вопроса о долгу Афганистана Советскому Союзу (более 11 млрд. долларов). Другим важным шагом на пути возрождения российско-афганских связей стало создание в феврале 2007 г. при Торгово-промышленной палате России Российско-Афганского делового совета. В 2002-2005 гг. Россия безвозмездно передала Афганистану военное имущество на 200 млн. долларов. Кроме того, она оказывает помощь в ремонте авиационной техники. На курсах в России обучено порядка 160 офицеров афганских силовых структур. В других вузах афганцам выделено 75 мест. В это же время, несмотря на собственные трудности, Россия оказала Афганистану гуманитарную помощь на 30 млн. долларов.
В условиях присутствия в Афганистане войск США и западной коалиции Россия вынуждена считаться с данным фактом и проводить свою афганскую политику весьма осторожно и взвешенно. В этой связи введение в 2001 г. иностранных войск в Афганистан под предлогом ликвидации очага международного терроризма не вызвало протеста России. Однако отсутствие реальных результатов, связанных с наведением порядка в Афганистане, усиление угрозы международной безопасности из-за беспрецедентного по масштабам распространения афганских наркотиков и другие проблемы вынуждает российское руководство корректировать свою политику в регионе Центральной Азии. В марте 2009 г. президент Д.А.Медведев в интервью Би-Би-Си заявил, что «Афганская тема ... является одной из самых проблемных... мы поддержали усилия американцев ... по предотвращению террористической угрозы, которая исходила из этой страны, в том числе и в ходе переговоров с нашими ближайшими соседями... Мы отвечали просто: это меры антитеррористические, и мы рекомендуем нашим партнёрам, в том числе из Центральной Азии, помогать в этом направлении. Другой вопрос, что рано или поздно .должна появиться нормальная, развитая политическая структура Афганистана. Невозможно управлять Афганистаном при помощи альянса .управлять Афганистаном из-за границы. Афганистан должен найти свой путь в демократию» [Политические., с. 46-103].
В первом десятилетии ХХ1 в. Исламская Республика Афганистан несколько поправила свое экономическое положение. По оценкам некоторых международных организаций, в 2006-2007 гг. экономический рост в стране составил 7,5%, а валовый внутренний продукт в денежном выражении увеличился от 7,5 до 9 млрд. долларов. Из них 33% дало сельское хозяйство, 21% - промышленность, 13% - опий и переработка наркотиков, 33% - сфера обслуживания. При заметном увеличении в сравнении с периодом советско-афганских связей числа грамотных ( 28,7% населения) уровень безработицы составляет 40% [Там же, с.26-46]. Вместе с тем ощущается острый недостаток квалифицированной рабочей силы. В Афганистане с помощью иностранных инвесторов предпринимаются попытки реализации ряда экономических проектов. Приоритет отдаётся восстановлению разрушенных войной объектов - Кабульского политехнического университета, городской инфраструктуры. Много говорят и пишут о строительстве в течение ближайших тридцати лет «Нового Кабула» - города-спутника столицы, рассчитанного на 3 млн. жителей. Существенная часть средств вкладывается в реконструкцию дороги Герат-Маймане. Ведется линия электропередач из приграничного с Узбекистаном порта Хайратон до г. Пули-Хумри. Последний проект призван разрешить проблему снабжения Кабула электричеством из Таджикистана. С помощью иранских властей строится железная дорога из Ирана в Герат протяженностью порядка 200 километров. В случае завершения этого проекта Афганистан получит выход к морским портам Персидского залива и через них в мировой океан [Сажин, 2010].
По мнению некоторых наблюдателей, процессу восстановления Афганистана способствует присутствие войск США и западной коалиции. Однако это не совсем так. Эта ситуация играет в развитии страны двоякую роль. С одной стороны, присутствие иностранных войск сдерживает возможный очередной виток гражданской войны в стране, позволяет осуществлять какие-то экономические проекты, с другой - сопротивление части афганцев иностранному вмешательству во внутренние дела не способствует в обозримом будущем созданию приемлемых условий для дости-
жения в Афганистане гражданского мира и начала полномасштабного восстановления страны. Одним из путей выхода из возникшей ситуации США видят увеличение своих воинских контингентов, поскольку расчет на увеличение этих контингентов из других стран оказалось во многом необоснованным. В парламентах многих европейских участников международной коалиции не только усиливалась критика пребывания своих войск в Афганистане, но и выдвигаются требования сокращения функций их в этой стране и даже полного вывода. В качестве иллюстрации таких настроений можно привести признание британского посла в Афганистане Ш. Коупера-Коулза: «Присутствие коалиционных сил в Афганистане не решает проблему, а лишь осложняет ее. Иностранные войска поддерживают режим, который без их помощи уже давно бы рухнул, и только затрудняют выход из кризиса» [Политические., 2010, с.46-103].
Наличие иностранных войск в Афганистане не только создаёт проблемы этой стране, но и вызывает озабоченность соседних с ним государств, включая Российскую Федерацию. «. Конфликт все еще далек от своего окончательного разрешения и, по-прежнему, продолжает вызывать напряженность в регионе, представляя реальную угрозу стабильности и безопасности для Центральной Азии и всего мирового сообщества» [Политические., 2010, с.8-26.]. Кыргызский учёный У. Сайдалиев в свой диссертации «Международная антитеррористическая операция в Афганистане и её влияние на геополитику Центральной Азии» на уровне показал, что «превращение Афганистана в логово международного терроризма и религиозного экстремизма тесно связано с последствиями политики США по отношению к Демократической Республике Афганистан, заложником которого они сами стали». Более того, он утверждает, что «суть американской стратегии, начиная с 1990-х гг. отчетливо направлена на достижение мирового господства. В этом плане Афганистан занимает особую стратегическую важность и геополитическую значимость». По его мнению, «под лозунгом борьбы с движением "Талибан", международным терроризмом США удалось проникнуть вглубь Большой Центральной Азии, разместив там свои военные базы» [Сайдалиев, 2010, с.19].
То, что геополитическими задачами США являются сдерживание России и Китая, противостояние Ирану, отмечают практически все ученые-востоковеды. «Недаром они стремятся получить постоянный статус для своих военных баз в Афганистане. Это можно рассматривать как свидетельство намерений США надолго сохранить свое военное присутствие в регионе, что не может не беспокоить Россию.» [Материалы., 2006, с.2]. Потенциальную угрозу государствам Центральной Азии со стороны находящихся в Афганистане войск США и НАТО видят и иранские наблюдатели. По их мнению, Соединенные Штаты и западные страны интересуют имеющиеся в регионе запасы энергоносителей, кроме того, они стремятся ограничить историческое влияние Ирана и России [Асиай-е., 2011, с.64].
К такому заключению приводит даже самый простой анализ того, что происходит с иностранными войсками в Афганистане. По состоянию на 2010 г. контингент США занимает первое место в составе международных сил (ММСБ) и насчитывает порядка 30 тыс. военнослужащих. Другие 32 тыс. американских солдат и морских пехотинцев призваны участвовать в операции «Несокрушимая свобода». При этом задачи сил НАТО и участников операции «Несокрушимая свобода» постепенно сближаются, как полагает эксперт по вопросам НАТО и Афганистана в лондонском Центре европейских реформ Т. Валасек. «Основное различие между ними, если таковое вообще существует, - объясняет он, - заключается в том, что цель "Несокрушимой свободы" - поимка .лидеров "Аль-Кайды" и "Талибана" в Афганистане. Что же касается войск НАТО, то они несут функцию миротворцев, призванных помочь афганскому правительству взять под контроль ситуацию в стране. Естественно, различия между их задачами сглаживаются потому, что силам НАТО исполнять роль миротворцев в Афганистане оказалось не так просто. Так что миротворческие силы превратились в обычных военных» [Политические., С.46-103]. О серьёзности проблем для США и их союзников в Афганистане свидетельствуют следующие данные. В 2007г. вследствие событий военного порядка в стране погибли более 6,5 тыс. человек, в основном афганцев, произошло более 140 террористических атак, убито 925 сотрудников афганских правоохранительных органов, 110 солдат США, 41 - Великобритании, 30- Канады, 40 - военнослужащих из других стран. С октября 2001 г. по февраль 2009 г. количество погибших из международной коалиции составило 1062 в том числе, из США - 640, Великобритании - 143, Канады - 108. За один из летних месяцев
2009 г. число погибших военных представлявших НАТО, достигло 76, из которых 45 - военнослу-
жащие США. «К весне 2010 года потери только американцев в Афганистане превысили 1 тысячу военнослужащих (к примеру в Ираке их потери составили 4 тыс. чел.)» [Washington Post, 2010]. по неофициальным данным погибли несколько десятков тысяч талибов, около 50 тысяч мирного населения. С точки зрения М.Шарипова, «на ближайшее время можно пожелать США и их союзникам проводить комплексную политику, которая предусматривала бы использование невоенных средств возвращения Афганистана к нормальной жизни. Однако основной путь к нормализации ситуации в этой стране видится в наращивании усилий всего международного сообщества по мирному (экономическому, социальному и политическому) восстановлению Афганистана» [Политические., с.46-103].
В условиях экспансии США в Центральную Азию геополитические интересы России требуют защиты возможными в современных условиях способами, включая восстановление политических и экономических связей с Афганистаном. Активизации этого процесса способствуют переосмысление частью афганской правящей элиты исторического опыта отношений двух стран, затянувшаяся гражданская война и разрушенная экономика, негативные последствия длительного присутствия в Афганистане войск США, НАТО и других западных стран. Удовлетворение интересов России в этой связи возможно на путях расширения политических связей с государствами Центральной Азии, Афганистаном, его поддержки на международной арене, вовлечения в Шанхайскую организацию сотрудничества, увеличение роли государства в вовлечении российского бизнеса в оказание Афганистану содействия в восстановлении его экономики.
Однако еще в 2011 г. возможности сотрудничества России и Афганистана в полной мере не использовались. Отношения между двумя странами восстанавливаются весьма неспешно, не в тех масштабах, которые можно предположить. Даже подписание российскими государственными и частными компаниями десятков протоколов и меморандумов относительно добычи углеводородов, энергетики, транспорта, телекоммуникаций и др. с афганскими фирмами не приносят ожидаемых результатов [Материалы., 2010, с.3].
Вместе с тем Афганистан занят поиском инвесторов для восстановления своей экономики. В мае 2009 г. афганцы пригласили международные компании участвовать в разработке месторождений углеводородов на севере страны. А эти месторождения были разведаны и освоены благодаря советско-афганскому сотрудничества. По оценкам министерства горнорудной промышленности и шахт Афганистана в настоящее время запасы месторождений газа в провинции Джаузджан и Сари-Пуль превышают 50 млрд. кубометров, а запасы нефти составляют примерно 7-10 млн. тонн. Афганские власти рассчитывали получать ежегодно от добычи этих полезных ископаемых до 1,5 млрд. долларов [Политические., с.46-103]. По словам члена Совета Федерации Федерального собрания РФ Р.Г.Искужина, в 2002 г., поддерживая контакты с афганскими властями, он организовал розыск в Екатеринбурге и выезд в г.Шеберган одного из работавших здесь в советское время главных инженеров газовых промыслов. Ветераны-афганцы из числа персонала объектов добычи и переработки газа были в восторге от самого факта приезда к ним уже далеко не молодого инженера. Однако ещё более они поразились тому, что он привез с собой записи, по которым сверял свою память и делал замечания по работе оборудования, установленного 30-40 лет назад. Другим любопытным наблюдением Р.Г. Искужина стало то, как непросто афганцы решают проблему восстановления возведенных в Афганистане с помощью СССР в 1960-70-х гг. электростанций. ГЭС Наглу, лопасти генераторов которой имеют специфику, определяемую необходимостью работать под давлением падающей с большой высоты воды, не взялись реставрировать ни японцы, ни другие зарубежные фирмы. Они заявили, что им легче построить новую станцию. Но для афганцев это связано с большими финансовыми затратами, поэтому они были вынуждены обратиться к российским энергетикам, у которых сохранилась соответствующая технико-экономическая документация.
В процессе выстраивания отношений с Афганистаном в условиях присутствия США и войск западной коалиции может представлять интерес иранский опыт. Так, Афганистан рассматривается Тегераном в качестве перспективной площадки для укрепления своего экономического и политического влияния в регионе. Эта страна для Ирана имеет не менее важное значение, чем для России. Он последовательно развивает отношения с Кабулом на двусторонней основе. Уже сейчас Иран входит в первую десятку стран, инвестирующих средства в экономику Афганистана. С марта 2010 г. по февраль 2011 г. объем ненефтяного экспорта Ирана в ИРА составил 1,2 млрд. долларов США. По прогнозам аналитиков Иранской компании по продвижению торговли, к марту 2012 г. этот по-
казатель достигнет 2 млрд. долларов за счет увеличения экспорта инженерно-технического оборудования для легкой и нефтехимической промышленности Афганистана, а также развития ираноафганской приграничной торговли.
Для Российской Федерации Иран является в определенной степени конкурентом в плане оказания влияния в Афганистане. поэтому важно знать и учитывать слабые места в ирано-афганских отношениях. К числу их относится наличие общей протяженной границы, что требует решения большого комплекса проблем, связанных с трансграничной преступностью - контрабандой наркотиков, нелегальной миграцией, терроризмом. По данным Штаба по борьбе с наркотиками ИРИ, в
2010 г. общий объем изъятых в Иране наркотических средств составил 400 тонн. Несмотря на то что ежегодно на борьбу с афганским наркотрафиком Тегеран выделяет около 800 млн. долларов США, большая часть которых идет на укрепление ирано-афганской границы, добиться существенных успехов в пресечении афганской наркоугрозы не удается.
Существенной проблемой для Ирана остается нелегальный поток афганских беженцев. По данным ООН в настоящее время на территории Ирана проживают около 3 млн. граждан Афганистана, и только 1027000 имеют регистрацию или разрешение на проживание в стране. Беспомощность афганских властей в решении этого чувствительного для обеих стран вопроса, а также незначительное международное финансирование реабилитационных программ, реализуемых Тегераном в отношении беженцев, вынуждает руководство ИРИ периодически прибегать к кардинальным мерам - массовой депортации афганцев. Безусловно, это вызывает критику в Кабуле.
Основным фактором, сдерживающим усилия Ирана по вовлечению ИРА в сферу своего влияния, является антииранская политика США. Беспокойство в этом контексте вызывают планы Соединенных Штатов оставить на территории ИРА свои военные базы. В этих условиях иранское руководство вынуждено использовать все возможные способы для поддержания добрососедских отношений с Кабулом, направленные в первую очередь, на предупреждение превращения Афганистана в плацдарм для недружественных шагов в отношении ИРИ. И среди них - финансирование афганских чиновников, лояльность которых ежегодно обходится Тегерану в 1 млн. долларов США. При этом официальный Кабул, погрязший в коррупции, не только не скрывает этого факта, но и использует его в качестве примера для запада, который в последнее время забывают вовремя пополнять афганскую «кормушку». Тегеран контактирует и с вооруженной оппозицией, хотя официально это опровергает.
Таким образом, несмотря на жесткое противостояние с США, Ирану удаётся проводить в отношении Афганистана выгодные меры, Российская Федерация, как известно, находится в более предпочтительном положении и просто обязана участвовать в разрешении афганских проблем.
Что же мешает процессу восстановления связей двух стран? По мнению В.Г.Коргуна, до 2007 г. этому препятствовало требование России возвратить долги бывшего СССР и встречное требование Афганистана - компенсировать ущерб, нанесенный в ходе боевых действий советских войск на территории их страны. Сегодня же в Афганистане доминирующие позиции занимают «религиозные консерваторы и либералы прозападного толка» [Корзун, с.312], которые под влиянием недавнего прошлого ориентируются на новых покровителей и спонсоров. Они не принимают российское предложение решить вопрос о возвращении граждан двух стран на родину. Как известно, только официально в России проживает более 60 тыс. афганцев, в большинстве своем служивших режиму НДПА в 1978-1992 гг. Российские же власти, занятые разрешением сложнейших проблем внутреннего и внешнего порядка, судя по всему, пока ещё не готовы уделить афганскому направлению международной политики должного внимания.
В ряду других обстоятельств, играющих отрицательную роль в отношениях России иАфга-нистана, можно назвать следующие: отсутствие в Афганистане гарантий полной безопасности для иностранного бизнеса; экономические трудности в России; стремление США, западных стран, Китая, Турции, Ирана закрепиться в регионе; дискриминация, проводимая на афганском рынке в отношении российских безнесструктур силами, не заинтересованными в возвращении России в страну; деятельность международных и национальных государственных и негосударственных структур, направленная на содействие производству, переработке и распространению в мире афганского героина; деятельность радикальных исламских структур в регионе, стремящихся дестабилизировать обстановку.
Отсутствие инициативы и желания у российского бизнеса вкладывать средства в Афгани-
стане объяснятся наряду с названными обстоятельствами и тем, что у афганских властей отсутствуют средства для финансирования экономических проектов. Коммерциализация внешней торговли России не позволяет сегодня поставлять в Афганистан оружие, поскольку платить ему нечем. Другая проблема - Российская Федерация в отличие от СССР не готова кредитовать афганские проекты по целому ряду причин, которые хорошо известны. Советский Союз развивал отношения с Афганистаном прежде всего из политических соображений, сознательно неся большие финансовые расходы (напомним, списанный в 2007 г. долг Афганистана составлял более 10 млрд. долларов). Экономическая отдача от сотрудничества с этой страной ожидалась в отдаленной перспективе, после создания основ афганской экономики, развития инфраструктуры, подготовки достаточного количества квалифицированных рабочих и т.д. Россия не в состоянии взять на себя аналогичные обязательства, а бизнес умеет считать деньги.
Развивая связи с Афганистаном, Россия может опираться на целый ряд благоприятствующих этому процессу факторов. Так, по мнению В.Михайлова, общий позитивный потенциал сотрудничества и традиции дружбы намного превосходят по значению проблемы, который осложняли наши отношения в определенные периоды истории и которые навсегда остались позади [Сборник материалов, 2006]. В сравнении с другими государствами мира Россия в сотрудничестве с Афганистаном имеет существенные преимущества, например, она «обладает всей необходимой техникоэкономической экспертизой, соответствующими технологиями и конкретным опытом строительства и эксплуатации многих базовых хозяйственных объектов в этой стране. Со стороны российских предпринимателей проявляется заинтересованность в налаживании сотрудничества в области энергетического и транспортного секторов, горнодобывающей промышленности и строительной индустрии. За последние три года российский бизнес вложил в афганскую экономику свыше 34 млн. долл. Не исключается и возможность осуществления в Афганистане проектов в энергетической и транспортной сферах совместно с США» [Информационный.., 2010].
На международной конференции по вопросам содействия восстановлению Афганистана, состоявшейся в Токио в 2002 г., афганцы в числе приоритетных выделили восстановление транспортных артерий, ирригационных сооружений и энергетических объектов. В ходе длительной гражданской войны экономическая инфраструктура Афганистана в значительной части пришла в упадок. В этой связи для её восстановления требуется не только финансовая помощь, но и большое число специалистов соответствующего профиля, а также техника. То обстоятельство, что к концу 80-х гг. ХХ в. из 336 объектов афганской промышленности 154 были построены с помощью СССР, объясняет стремление президента Карзая продолжить сотрудничество с Россией. В 2002 г. были даже подписаны 26 соответствующих документов. Но процесс, как уже отмечалось, едва теплится [Сборник материалов, 2007, с.47].
Восстановлению связей России и Афганистана способствуют также такие факторы, как всё более самостоятельная политика государств Центральной Азии, осознающих свое место в исламском мире и в мировой политике в целом; списание в 2007 г. Россией долга Афганистана, накопившегося в период торгово-экономических отношений с СССР; значительная «привязанность» экономики Афганистана к России; заинтересованность Афганистана в восстановлении военнотехнических связей, доказавших свою эффективность в годы советско-афганского сотрудничества; рост антиамериканских и антизападных настроений в исламском мире; стремление Афганистана участвовать в деятельности Шанхайской организации сотрудничества, интерес к ОДКБ; создание в парламентах двух стран групп «Россия и Афганистан», их попытки активизировать сотрудничество; нецелевое использование международными неправительственными организациями и иностранными компаниями средств, выделяемых мировым сообществом на восстановление экономики страны и др.
Об опасности для Российской Федерации усиления позиций США, НАТО и стран Запада в регионе Центральной Азии говорится много. Их цели очевидны и не может быть никаких сомнений, что будут приняты меры для их достижения. России жизненно необходимо защищать свои позиции в регионе. Экономическое сотрудничество в связи с положением в Афганистане занимает подчиненное положение и носит обеспечивающий характер применительно к большой политике. Россия не сможет в ближайшей и близкой перспективе решить свои политические задачи в Афганистане через экономическую привязку этой страны к себе - ей это просто не под силу. Тем не менее, отказываться от содействия восстановлению афганской экономики не следует. Даже если рос-
сийский бизнес не пожелает по уже названным причинам идти в Афганистан, России надо изыскать возможность, по примеру Китая, государственного страхования рисков, связанных с деятельностью российских компаний в Афганистане. Эта страна объективно нуждается в помощи России и ждёт её. Нельзя упускать предоставляемый историей шанс восстановить былые дружественные связи, отвечающие насущным национальным интересам народов двух стран и региона в целом. По мнению В.Коргуна, решение задач восстановления связей двух стран лежит в заключении «нового межгосударственного договора между Россией и Афганистаном» [Материалы., с.5].
В августе-сентябре 2011 г. в Кабуле произошли два важных события, свидетельствующих о сложности задачи для США оставить в Афганистане военные базы. В начале сентября 2011 г. бывший министр иностранных дел Афганистана Сепанта во главе делегации находился в США, где обсуждался проект договора между двумя странами. Проектом договора предусматривалось сохранение в Афганистане четырех военных баз США. В связи с этим афганские парламентарии потребовали от Сепанты разъяснений, и визит в США получил огласку. Представители афганской элиты подвергли резкой критике двойную политику руководства своей страны и выступили против сохранения военных баз США в Афганистане. На состоявшемся в начале сентября семинаре афганских улемов было также подчеркнуто, что стратегическое партнерство Афганистана с США противоречит Корану и канонам ислама. Они обратились ко всем исламским деятелям страны не допустить этого [Аброр, 2011].
21 января 2011 г. состоялся визит президента Афганистана Х.Карзая в Российскую Федерацию. В ходе встречи с президентом Д.Медведевым была выражена готовность России оказать помощь в развитии энергетики Афганистана, строительстве ГЭС. Рассмотрены также вопросы восстановления торгово-экономических связей, для чего предусмотрено создать совместную комиссию. Российские перспективы в Афганистане связаны с одним немаловажным обстоятельством: афганцы помнят не только войну, но и то позитивное, что несло с собой даже военное присутствие СССР: сооружение народно-хозяйственных объектов, эксплуатация действующих, строительство домов, возможность учебы и обеспечение работой. Сегодня этого в Афганистане крайне мало. У одного поколения афганцев имеется возможность сравнить два мира и две системы, пусть даже и не совсем понятных большинству населения страны. Однако слова «шурави» и «амрики», «пиндо-сы», как представляется, в головах простых афганцев всё более выкристаллизовываются, и они склоняются к тому, что вчерашний «враг» предпочтительнее сегодняшнего «друга». И это действительно так: шестидесятилетний потенциал советско-афганских отношений не удастся размыть даже десятилетним участием СССР во внутреннем конфликте страны и многолетним отвлечением Российской Федерации от афганских проблем. Это даёт надежду на достойное возвращение России к участию в делах Среднего Востока и Афганистана.
Библиографический список
Коргун В.Г. Россия и Афганистан: Исторические пути формирования образа России в Афганистане. М.: Книжный дом «Либроком», 2009.
Информационный сервер МИД России. 16.03.2009 [Электронный ресурс] URL:
//http://www.ln.mid.ru/ns-rasia.nsf7OpenDocument (дата обращения)
Информационный сервер МИД России [Электронный ресурс] URL: http://www.mid.ru/bdomp/ns-arch.nsf. (дата обращения)
Политические и экономические реалии современного Афганистана в условиях геостратегической экспансии Запада: сб. статей. М.: ИВ РАН, 2010.
Сажин В.И. Двусторонние российско-афганские отношения на современном этапе [Электронный ресурс] URL: http://www.iimes.ru 21.11.2005. (дата обращения)
Сайдалиев У. Международная антитеррористическая операция в Афганистане и её влияние на геополитику Центральной Азии: автореф. дис. . канд. полит. наук. Бишкек, 2009.
Материалы конференции Россия-Афганистан [Электронный ресурс] URL: http://www. Fergana.ru. 2006. (дата обращения)
Асиай-е маркази ва кавказ. Бахор. Техран. 2011. № 83.
Washington Post.- 24.02.2010; Эттелаат. Техран, 23.03.2010.
Сборник материалов международной конференции «Россия - Афганистан: в совместных поисках путей восстановления добрососедских отношений», Москва, февраль 2006 г.» / отв. ред. В. Г. Кор-
гун, В. Ф. Сычев. Бердск: [Б. и.], 2007.
Аброр. - Техран, 17.09.2011 г.
Дата поступления рукописи в редакцию 08.05.2013
RUSSIAN NATIONAL INTERESTS IN AFGHANISTAN AND THE PROSPECTS OF ITS REGIONAL POLICY
V.M. Toporkov
Academy of the Federal Security Service, Michurinsky ave., 70, 119602, Moscow, Russia [email protected]
The essay gives a survey of relations between Russia and Afghanistan during the last decade. The aim of the essay is to determine some factors which influence the policy of both countries in the sphere of rebuilding and development of bilateral relations. It is stated that mutually beneficial level of bilateral relations has been lost since the 1970s and that economic return of Russia to Afghanistan is needed. The author pays special attention to the threats for Russia in the sphere of national security since the early XXI century, especially the US plans for locating military bases in the territory of Russian allies, which directly effect both their and Russian military security. Another threat is increasing level of drug trafficking to Russia and CIS countries through the borders of the former Soviet republics. Another problem is terrorists’ training, with Russian citizens among them, in tribal zone of Afghanistan. In the author’s opinion Russia lost its part in Afghan energy market which was used by other countries including Iran in their interest. Since the measures taken by Russia in order to rebuild relations are not sufficient, the author argues the possibility of reinforcing the process by historical objective and subjective factors. The necessity of the reconstruction of objects build with the help of the USSR is the priority because the Afghan government is interested in Russian investments. That is why the Russian government should support Russian business in trade relations with Afghanistan.
Key words: Afghanistan, Russia's interests, cooperation, coalition forces, the NATO losses, drug traffic, the US interests, economic recovery, aid, Central Asia.
References
Korgun V.G. Rossiya i Afganistan: Istoricheskie puti formirovaniya obraza Rossii v Afganistane. M.: Knizhnyy dom «Librokom», 2009.
Informatsionnyy server MID Rossii. 16.03.2009 [Elektronnyy resurs] URL: //http://www.ln.mid.ru/ns-rasia.nsf/OpenDocument (data obrashcheniya)
Informatsionnyy server MID Rossii [Elektronnyy resurs] URL: http://www.mid.ru/bdomp/ns-arch.nsf. (data obrash-cheniya)
Politicheskie i ekonomicheskie realii sovremennogo Afganistana v usloviyakh geostrategicheskoy ekspansii Zapada: cb. statey. M.: IV RAN, 2010.
Sazhin V.I. Dvustoronnie rossiysko-afganskie otnosheniya na sovremennom etape [Elektronnyy resurs] URL: http://www.iimes.ru 21.11.2005. (data obrashcheniya)
Saydaliev U. Mezhdunarodnaya antiterroristicheskaya operatsiya v Afganistane i ee vliyanie na geopolitiku Tsen-tral'noy Azii: avtoref. dis. . kand. polit. nauk. Bishkek, 2009.
Materialy konferentsii Rossiya-Afganistan [Elektronnyy resurs] URL: http://www. Fergana.ru. 2006. (data obrash-cheniya)
Asiay-e markazi va kavkaz. Bakhor. Tekhran. 2011. № 83.
Washington Post.- 24.02.2010; Ettelaat. Tekhran, 23.03.2010.
Sbornik materialov mezhdunarodnoy konferentsii «Rossiya - Afganistan: v sovmestnykh poiskakh putey voss-tanovleniya dobrososedskikh otnosheniy», Moskva, fevral' 2006 g.» / otv. red. V. G. Korgun, V. F. Sychev. Berdsk: [B. i.], 2007.
Abror. - Tekhran, 17.09.2011 g.