Управленческая функция организационной культуры является развитием предыдущих и выражается в том, что она дополняет, а порой и заменяет некоторые функции управления персоналом. В частности, организационная культура снижает затраты на реализацию таких управленческих функций, как организация, мотивирование и контроль. При развитой организационной культуре не нужно регламентировать каждый шаг работника, отдельно мотивировать его на выполнение поставленной задачи и контролировать его деятельность, достаточно обозначить «конечную точку» и координировать продвижение работника к ней. Однако само поддержание и тем более формирование новой организационной культуры в современных организациях требует определенных затрат [1].
В заключении можно отметить, что формирование и поддержание позитивной, здоровой организационной культуры используется в управленческих целях как эффективный инструмент, позволяющий сплотить персонал организации, мобилизовать их на достижение общих целей, стимулировать инициативу, обеспечивать лояльность и взаимопонимание между сотрудниками. Чувство сопринадлежности людей к социально-профессиональной группе с соответствующими идеалами, ценностями нормами и правилами повышает их мотивацию, общую управляемость и, соответственно, эффективность совместной жизнедеятельности как коллективов, так и отдельных ее членов.
Литература
1. Базаров Т.Ю. Управление персоналом. Практикум. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 239 с.
2. Гандапас Р. Корпоративная культура. Огнем и мечом [Электронный ресурс].: http://www.radislavgandapas.com/materials.
3. Евтихов О.В. Психология управления персоналом. - СПб.: Речь, 2009.
319 с.
УДК 159.99
СОВРЕМЕННЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ
Евтихов Олег Владимирович,
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития Сибирский федеральный университет, г. Красноярск, Россия evtikhov2003@mail. т
В статье описаны рационально-экономическая профессионально-предпринимательская и организационно-командная психологические концепции управления с соответствующими когнитивными стереотипами и управленческими принципами
Ключевые слова: управление, концепция управления, принципы управления.
MODERN PSYCHOLOGICAL CONCEPTS OF MANAGEMENT
Evtikhov Oleg
Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Russia evtikhov2003@mail. ru
In article is rational-economic is professional-enterprise and organizational-command psychological concepts of management with corresponding когнитивными stereotypes and administrative principles.
Keywords: management, the management concept, management principles.
В настоящее время в литературе описаны разные концепции управления, которые порой противоречиво представляются в различных управленческих школах. Наверное это и неплохо, учитывая, что любая из них по определению умозрительна. В психологических концепциях управления отражены стереотипы понимания руководителем своих управленческих функций, основанные на его обобщенных представлениях о месте человека как личности и профессионала в организации, а также значимости социально-психологических факторов в организации управленческого взаимодействия.
Концепции управления реализуются в соответствующих принципах, которых придерживается руководитель в своей профессиональной деятельности. В свою очередь изучения различных концепций управления полезно для формирования и расширения профессионально-управленческого мировоззрения руководителя.
Некоторые концепции, а также принципы управления описаны в работах А.М. Столяренко [1], Т.Ю. Базарова и Б.Л. Ереминой [2], Ф. Тейлора [3], А. Файоля [4], М. Вебера [5] и других авторов. В этой статье предпринята попытка описания обобщенной модели, основанной на том, чему руководителем уделяется первостепенное внимание в процессе управленческой деятельности: интересам сотрудников, интересам профессиональной деятельности или интересам организации. В соответствии с этим можно выделить рационально-экономическую, профессионально-предпринимательскую и организационно-командную концепции управлении.
Рационально-экономическая концепция управления. В рамках этой концепции первостепенное значение присваивается функции каждого работника (выполняемому им труду), а организация представляется как система упорядоченных отношений между подразделениями и сотрудниками внутри подразделений. Соответственно, функционировать она должна подобно отлаженному механизму: алгоритмизировано, эффективно, надежно и предсказуемо.
В основе концепции лежат следующие когнитивные стереотипы: 1) работники изначально пассивны и нуждаются во внешнем управлении и постоянном контроле со стороны руководства. Поэтому непосредственный руководитель каждой группы работников должен уделять особое внимание контролю и стимулированию (подталкиванию) подчиненных к работе; 2) побудительным мотивом для работников в первую очередь является экономический интерес. Поэтому стимулирование должно быть основано на премировании и разумном сочетании штрафных санкций.
Среди основных принципов рационально-экономической концепции управления выделяются следующие:
- Единство руководства: подчиненные получают приказы только от одного начальника.
- Строгая управленческая вертикаль: цепь управления от начальника к подчиненному спускается сверху вниз по всей организации и используется как канал для коммуникации и принятия решения.
- Рациональность контроля: число людей, подчиненных одному начальнику, должно быть таким, чтобы это не создавало проблемы для коммуникации, координации и контроля.
- Баланс между властью и ответственностью: бессмысленно делать кого-либо ответственным за какую-либо работу, если ему не даны соответствующие полномочия.
- Ритуализация дисциплины: подчинение и проявление внешних знаков уважения должны осуществляться в соответствии с принятыми правилами и нормами.
- Управленческая твердость: для подчинения индивидуальных интересов работников общему делу необходимо проявлять управленческую твердость.
- Взвешенное материальное вознаграждение: стимулирование деятельности каждого сотрудника за счет заслуженного, но не ведущего к переплате, материального вознаграждения.
Использование этой управленческой концепции может быть эффективно в организациях, деятельность которых высоко структурирована и не нуждается в творческом решении исполнителей, при управлении работниками с низким уровнем квалификации, а также в социальных системах с высоким уровнем субординации взаимодействия. Соответственно, более эффективным оказывается авторитарный стиль управления. Успешность специалиста оценивается по тому, насколько точно он следует должностным инструкциям и насколько качественно выполняет служебные обязанности.
Профессионально-предпринимательская концепция управления. В рамках этой концепции человек рассматривается не просто как сотрудник, эффективно выполняющий свои должностные инструкции, а как особый профессионально-личностный ресурс, который необходимо рационально использовать и развивать.
В основе этой концепции лежат следующие когнитивные стереотипы: 1) работников в первую очередь интересуют их личные цели, и только в этом контексте для них могут быть ценными специфические цели и задачи организации. Наиболее значимая цель, к которой они не равнодушны, - это достижение успеха и максимальной отдачи от собственной деятельности. Поэтому каждому из них необходимо предоставить максимум возможностей для проявления ими профессиональных качеств и способностей, направленных на получение желаемого результата, и поощрять их соответственно полученному ими результату; 2)решающим фактором эффективности деятельности организации являются предприимчивость и профессиональная инициатива работников. Поэтому лучший способ заставить организацию хорошо работать - нанять настойчивых, агрессивно настроенных на дело профессионалов и постоянно сохранять над ними контроль.
Среди основных принципов профессионально-предпринимательской концепции управления выделяются следующие:
- Персонифицированность профессиональной мотивации: мотивация деятельности сотрудников осуществляется через трансформацию организационных целей и задач в индивидуальные цели специалистов.
- Внутренняя самоорганизация и внешний контроль: создание условий, где возможность самоорганизации каждого работника могла бы гармонично сочетаться с внешним контролем над результативностью его деятельности.
- Гибкость регулирования оплаты труда: обеспечение функционирования «прозрачной» и понятной системы вознаграждения каждого сотрудника исходя из выполненной им работы.
- Внутренняя конкуренция: формирование системы сравнения каждым специалистом результатов собственной деятельности с результативностью других специалистов в организации.
- Стимулирование профессионального роста: организация системы повышения квалификации специалистов и стимулирования их профессионального развития.
Использование этой концепции управления показывает свою эффективность в социальных системах, успешность которых зависит от совокупности личных профессиональных вкладов сотрудников (брокерские, риэлтерские, юридические организации).
Организационно-командная концепция управления. В рамках этой концепции человек рассматривается как профессионал и личность в контексте профессионального взаимодействия и межличностных взаимоотношений в коллективе.
В основе концепции лежат следующие когнитивные стереотипы: 1) человек является социальным существом, которое включено в контекст группового взаимодействия и зависит от оценки и поддержки окружающих людей; 2) наиболее полно индивидуальные навыки и умения каждого специалиста реализуются в совместной деятельности; 3) групповое мнение является не менее важным источником стимулирования сотрудников, чем материальное вознаграждение.
Исходя из этого, в процессе управления особое внимание уделяется формированию здорового социально-психологического климата в коллективе, взаимной поддержки, удовлетворенности сотрудников трудом. Широко используются коллективные формы поощрения и наказания. Руководитель не только осуществляет формальное (должностное) взаимодействие с сотрудниками, но и активно контактирует с неформальными лидерами в коллективах, во многом именно через них осуществляя координацию и общий контроль деятельности.
Среди основных принципов организационно-командной концепции управления выделяются следующие:
- Идеологизация функционирования: разработка и трансляция миссии организации, формирование корпоративной организационной и профессиональной культуры.
- Конкретизация групповых целей: для того чтобы каждый индивидуум мог сочетать свои личные цели с целями коллектива (команды), сам коллектив должен ясно представлять, к чему он стремится.
- Внутренняя самоорганизация коллективов: создание условий для самоорганизации профессиональных коллективов.
- Общественное стимулирование и контроль: создание общественных формирований (профсоюзов, женсоветов и т. п.) и привлечение их к анализу проблем и оценке результатов.
- Коллегиальность управления: привлечение сотрудников и рабочих групп к разработке и принятию управленческих решений.
- Делегирование полномочий: широкое применение руководителем практики делегирования полномочий подчиненным в той степени, в которой они готовы их продуктивно использовать.
Использование этой концепции наиболее эффективно в социальных системах, деятельность которых основана на творческом потенциале сотрудников, а ее успешность зависит от коллективного вклада всех работников.
В заключение можно отметить, что нельзя выделить какую-либо из рассмотренных выше концепций управления как абсолютно эффективную или неэффективную. Эффективность каждой из них зависит от специфики деятельности, типа организационной культуры, особенностей внутриорганизационной социальной ситуации и других факторов и условий. Вместе с тем использование руководителем той или иной концепции управления предъявляет различные требования к его профессионально-психологической компетентности, отражается в стиле руководства и предполагает различное сочетание должностного и личностного влияния.
Литература
1. Базаров Т.Ю., Еремина Б.Л. Управление персоналом. - М.: ЮНИТИ, 2007. 516 с.
2. Столяренко А.М. Психологические и педагогические проблемы управления. М., 1982.
3. Taylor F. Principies of Scientific Management. - N.Y., 1911. P.114-115.
4. Fayol H. Administration industrielle and generale. - Paris, 1919. P. 21-40
5. Veber M. The Theory of Social and Economic Organizations. - N.Y. 1947.
P. 325.