АФ 7universum.com
UNIVERSUM:
ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ
СОВРЕМЕННЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗАВИСТИ
Горшенина Надежда Викторовна
начальник отдела формирования контингента, старший преподаватель
кафедры гуманитарных дисциплин, Волжский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования
«Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)»
РФ, г. Чебоксары E-mail: Gorshenina83@mail.ru
MODERN PSYCHOLOGICAL RESEARCH CONCEPTION OF ENVY
Gorshenina Nadezhda
head of the contingent department, senior lecturer of the Department of social-humanitarian disciplines of the Volga branch of the Federal State budgetary educational institution of higher professional education «Moscow State automobile and road Technical University (MADI)»,
Russia, Cheboksary
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена современным психологическим концепциям исследования зависти. Автор раскрывает результаты экспериментальных исследований и универсальную природу зависти. Целью научной работы является анализ теоретических и практических исследований универсальной природы зависти. Автор описывает исследования социально-демографической структуры зависти, зависть в структуре отношений субъектов, испытывающих трудности общения.
Горшенина Н.В. Современные психологические концепции исследования зависти // Universum: Психология и образование : электрон. научн. журн. 2014. № 4(5) .
URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/1217
ABSTRACT
The article is devoted the modem psychological research conception of envy. The author reveals the results of experimental studies of envy and the universal nature of envy. The purpose of scientific work is the analysis of theoretical and practical research of universal nature of envy. The author describes research on the socio-demographic structure of envy, envy in the structure of relations of the subjects, which has communication difficulties.
Ключевые слова: зависть, «белая» зависть, «черная» зависть,
завистливость.
Keywords: envy, admiring envy, malignant envy, notions envy.
Вопросами изучения зависти психологи задались сравнительно недавно. За последние десятилетия были опубликованы работы в области психологии, направленные на исследование данного психологического явления. В большей мере авторы раскрывали эмоциональное переживание зависти, чаще всего рассматривая и оценивая проявления зависти c морально-этических позиций.
В психологии, в отличие от философских подходов к категории зависти, где чаще всего рассматривается ее деструктивное начало, дается анализ зависти как полноправной составляющей эмоциональной системы личности, как важного аспекта психики человека.
Обратимся к современным психологическим концепциям, раскрывающим психологическую природу столь неоднозначного и всеобъемлющего психологического явления.
Как отмечает О.Р. Бондаренко, в последнее время существуют попытки продемонстрировать, что зависть имеет конструктивные предпосылки, понимается как «орган познания» глубинных стремлений личности, как стимул, для повышения требований на эмансипацию и свои права в социуме [3].
В 1997 г. К. Муздыбаев опубликовал работу, направленную на исследование социально-демографической структуры зависти, исследуя
зависть в разрезе негативного влияния на личность, испытывающей зависть. В своем исследовании К. Муздыбаев определил предрасположенность разных социальных групп к завистливости; установил поведенческие, когнитивные и личностные корреляты зависти. Он интерпретирует зависть как исключительно негативное явление, которое имеет антисоциальное, деструктивное и дисфункциональное качество. Он выявил, изучая аттитюды к успеху и везению в социальных группах, что именно студенты проявляют больше чувства зависти к успешному однокласснику или однокласснице во всех случаях, нежели представители других социальных групп. Кроме того, изучая социально-демографическую структуру завистливости, К. Муздыбаев предоставляет данные по возрастным периодам о том, что завистливость у взрослых на протяжении жизненного пути достигает максимального значения от 18 до 24 лет, от 30 до 34 лет, от 55 до 59 лет.
К. Муздыбаев установил, что самую высокую и статистически значимую склонность к зависти проявляют студенты, ориентированные на достижение и по возрасту, и по образовательной деятельности, и самая низкая степень зависти проявилась у служащих государственного сектора экономики [7].
Е.П. Ильин описал внешние и внутренние факторы, способствующие формированию зависти. К внутренним факторам он относит особенности личности, проявляющиеся в эгоизме, себялюбии и тщеславии. Наличие у личности злобной зависти говорит о неспособности завидующего человека достичь того уровня, на котором находится другой человек, данное проявление рассматривается автором как бессилие.
К внешним факторам Е.П. Ильин относит близость в статусном положении завидующего субъекта к объекту зависти. Сам завистник сравнивает сложившееся положение, свои достоинства и результаты своих достижений со статусом тех субъектов, кто стоит близко к нему по социальной лестнице. В результате близость создает благоприятные условия для сравнения, что делает жизнь другого субъекта наиболее прозрачной для восприятия [5].
Л.С. Архангельская исследовала зависть в структуре отношений субъектов, испытывающих трудности общения, раскрывая анализ отношений респондентов в разные периоды жизни, который проходил на базе следующих критериев:
• отношения, преобладающие в момент обращения за психологической помощью;
• отношения участников исследования в период жизни, предшествующий обращению за психологической помощью;
• отношения, преобладающие у респондентов в детском возрасте;
• отношения участников исследования в ситуации восприятия успехов других личностей;
• предмет зависти у респондентов.
Описанный Л.С. Архангельской комплекс отношений и переживаний, которые сопровождают субъектов, указывают на мало осознаваемое либо завуалированное завистливое отношение личности [1].
В.А. Лабунская, раскрывая особенности отношений между субъектами, определяет разные виды зависти: «зависть-требовательность», «зависть — стремление к превосходству (соперничество)», «зависть-безнадежность».
В результате характеристики данных видов зависти В.А. Лабунская приходит к выводу о том, что каждому виду зависти соответствуют разные переживания и разные способы поведения, подразумевающие деструктивную природу зависти. Автор раскрывает отрицательную природу зависти, интерпретируя, что зависть всегда сопровождается отрицательными переживаниями, направленными на объект зависти, которые проявляются во враждебности, ненависти, агрессивности [6].
Е.Е. Соколова анализирует зависть с точки зрения конструктивного начала, выявляя в завистливости роль стимула, который является своеобразным толчком к самосовершенствованию и самореализации личности [8].
Особый вклад в исследование завистливости субъектов вносит Т.В. Бескова, которая не только описала детерминанты зависти,
но и разработала методический инструментарий исследования зависти.
Т.В. Бескова разработала опросник для исследования социальнопсихологического феномена зависти. Опросник включает вопросы, направленные на выявление самооценки зависти, на представление о зависти других к себе. В своих исследованиях в области соотношения зависти и мотивации достижения она пришла к выводу, что мотивация достижения связана с завистью к предметам — к собственному социальному превосходству и материальным благам, а зависть других к их семейным и дружеским отношениям. То есть чем выше мотивация достижения, тем больше личность убеждена, что завидуют ее социальному превосходству, материальным благам и его высокоразвитой личности. Кроме того, зависть не является проявлением мотивации достижения, но представления человека об интенсивности зависти других к себе связаны с доминированием у него данного вида мотивации [2].
Изучая особенности проявления зависти в межличностном взаимодействии субъектов, Т.В. Бескова выявила, что любые проявления зависти сдерживаются, нейтрализуются и скрываются; она предположила, что «вероятнее всего, именно о «белой» зависти говорят в лицо, а о «черной» — предпочитают молчать» [2, с. 105].
Т.В. Бескова определила, что собственная зависть не всегда осознается субъектом: у человека присутствует желание выглядеть лучше перед самим собой, худшее ожидается чаще со стороны, предполагаемая зависть других повышает самооценку личности.
В своих исследованиях, направленных на изучение зависти как моральноэтического качества субъекта учебной деятельности, мы выявили, что уровень завистливости определяет жизненную направленность, поскольку иерархия ценностей респондентов с высоким и средним уровнем завистливости направлена на индивидуально-личностное пространство, тогда как иерархия ценностей респондентов с низким уровнем — на личностное и социальное
пространство. Кроме того, выявились корреляционные зависимости между проявлениями завистливости личности, уровнями проявления «зависти-неприязни», «зависти-уныния» и самооценкой, уровнем притязаний, личностной конкурентоспособностью и коэффициентом человечности [4].
Таким образом, исследование зависти является одной из сложных проблем в области психологии и заслуживает более детального и глубокого анализа.
Список литературы:
1. Архангельская Л.С. Зависть в структуре отношений субъектов, испытывающих трудности общения: дис. канд. психол. наук: 19.00.05. — Ростов н/Д, 2004. — 222 с.
2. Бескова Т.В. Социальная психология зависти / Бескова Т.В. — Саратов: ИЦ Наука, 2010 . — 192 с.
3. Бондаренко О.Р., Лукан У. Психологическое консультирование: зависть и психическое здоровье // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. — 2008. — № 2. — С. 265—273.
4. Горшенина Н.В. Взаимосвязь завистливости личности и ценностных ориентаций // Вестник Чувашского университета. Гуманитарные науки. — 2013. — № 4. — С. 202—205
5. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. — СПб.: Питер, 2002. — 752 с.
6. Лабунская В.А. О соотношении зависти, безнадежности и надежды
как способа преобразования пространства общения субъекта // Материалы конференции «Психология общения — 2006: на пути
к энциклопедическому знанию». Психологический институт РАО. — М., 2006. — С. 97—111.
7. Муздыбаев К. Психология зависти // Психол. журн. — 1997. — Т. 18. — № 6. — С. 3—12.
8. Соколова. Е.Е. Психология зависти // Педология. Новый век. — 2002. — № 10. — С. 10—14.