Современные проблемы введения в оборот неиспользуемых земель обороны и
безопасности
Modern problems of introduction of unused land defence and security
УДК 332.332 Мельникова Анастасия Алексеевна,
аспирант кафедры экономики недвижимости, ФГБОУ ВО ГУЗ, [email protected] Мурашева А.А.,
руководитель д.э.н., проф. кафедры «Экономика недвижимости» ФГБОУ ВО ГУЗ Аннотация: В статье рассмотрены особенности управления землями обороны, в частности перспективные механизмы вовлечения их в хозяйственный оборот. Дана краткая классификация таких земель и критерии отнесения земель обороны к той или иной группе.
Ключевые слова: неиспользуемые земли, земельный оборот, земли военных территорий.
Земли являются одним из самых важных природных ресурсов Российской Федерации. Порядок и условия использования земель установлены в ст. 93 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории РФ, защите и охране Государственной границы РФ, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ и иными федеральными законами. [1]
Важно отметить, что на землях обороны и безопасности расположены не только военные части, полигоны, территории государственной границы, но и складские помещения для хранения техники, вооружения, а также территории, которые отведены под хозяйственное обеспечение военных объектов и предприятий. Например, на них могут
располагаться скважины для добычи воды в целях питьевого и хозяйственно-бытового обеспечения того или иного военного объекта.
На сегодняшний день достаточно остро стоит проблема «простаивания» земель, которые по тем или иным причинам больше не используются.
Например, это могут быть:
- земли бывших военных частей или полигоны, которые были ликвидированы;
- земельные участки, на которых производилась разработка полезных ископаемых, или производилась добыча воды из скважины для питьевого или хозяйственно-бытового обеспечения военного объекта или поселения;
- земли, отведенные под хранение или складирование техники, припасов и прочих военных объектов, которые на сегодняшний день более не используются.
Важно отметить, что таких земель достаточно много по всей территории Российской Федерации. Например, на территории Краснодарского края по состоянию на сегодняшний день из всего состава земель обороны и безопасности было зафиксировано по регламентирующим документам 33,618 тысяч га неиспользуемых земель, что составляет 23,07 % от общей площади земель обороны и безопасности Краснодарского края (согласно Приказа Федеральной службы лесного хозяйства Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации № 86/136
от 13 апреля 1999 г. «Об утверждении актов о передаче (приемке) лесов, расположенных на землях обороны»). [4]
Возникает ситуация, что с течением времени эти земли никак не используются, не оформляются, то есть лежат «мертвым грузом», при этом нет правоустанавливающих документов на эти земли. И если обратиться к кадастровой карте, то информация о данных землях просто отсутствует. Наличие подобного рода информационных «пробелов» о землях обороны и безопасности является очень большой проблемой, и нуждается в принятии мер по ее устранению.
Важно также отметить, что «простаивание» такого рода неиспользуемых территорий идет в разрез с концепцией рационального использования земель в соответствии с национальным докладом не только Краснодарского края, но и Российской Федерации в целом.
Таким образом, можно сделать вывод, что решение данной проблемы является необходимым для обеспечения актуальной информацией о состоянии земель обороны и безопасности на территории, а также для организации рационального землепользования на испрашиваемой территории с целью охраны земель.
На протяжение нескольких лет, были предложены различные варианты решения подобных проблем:
1. Рекультивация земель.
Данные мероприятия проводились в том случае, когда на земельном участке велись работы по геологическому изучению и оценке месторождений полезных ископаемых с целью их последующей добычи (в случае, если земли использовались под разработку скважин, применялась методика консервирования или запечатывания, для ликвидации угрозы загрязнения).
Однако необходимо отметить, что далеко не все недропользователи после «отработки» месторождения или скважины проводили мероприятия, по ликвидации нанесенного ими ущерба окружающей среде. Возникали угрозы загрязнению водных источников, которые вследствие разработки скважины не были запечатаны, согласно действующим нормативно-правовым актам.
2. Передача земель муниципальным образованиям.
За время «простаивания» неиспользуемых земель нередко возникали ситуации, когда губернаторы, главы администрации муниципальных образований обращались напрямую к военным образованиям с просьбой предоставить им в пользование земельные участки под собственные нужды.
Здесь основной проблемой становилось то, что передача земель осуществлялась без оформления соответствующих документов и постановки на кадастровый учет. Основным документом, по которому можно было понять сколько гектар земли было передано тому или иному муниципальному образованию стал Приказ Федеральной службы лесного хозяйства Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации № 86/136 от 13 апреля 1999 г. «Об утверждении актов о передаче (приемке) лесов, расположенных на землях обороны»). Но и этот документ недостаточно информативен. В нем указано лишь название административного района, на котором расположены испрашиваемые земли для передачи и количество гектар, которые были переданы, но в нем нет ни схем, ни иного картографического материала, по которому можно понять какую именно территорию передали муниципальным образованиям для использования.
С учетом вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что предпринимаемые меры не оказались достаточно эффективными для решения проблемы введения в оборот неиспользуемых земель.
Нами предлагается введение комплексного подхода для введения в оборот неиспользуемых земель обороны и безопасности на территории Краснодарского края.
На территории Краснодарского края был реализован «пилотный» проект по передаче неиспользуемых земель обороны и безопасности. Земельные участки на территории ГО «Горячий Ключ» были переданы ОАО НК Роснефть для обустройства скважин, после получения соответствующей лицензии на право проведения работ подобного вида.
При этом были оговорены условия, что данные земельные участки передаются с некоторыми «обременениями». По этим условиям недропользователь обязуется провести комплексные кадастровые работы на данной территории, а также поставить испрашиваемый земельный участок на кадастровый учет. Таким образом, на испрашиваемый земельный участок появятся правоустанавливающие документы.
Принимая во внимание подобный опыт, в качестве возможных инструментов для решения проблемы предлагается следующее:
1. Обязать на стадии выдачи лицензии уполномоченному органу согласовывать выдачу с балансодержателем испрашиваемой территории. Данное предложение рекомендуется реализовать путем внесения изменений в пункт 23 Главы III Приказа Минприроды России от 29 сентября 2009 г. № 315 «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр» (с изменениями и дополнениями).
2. Добавить пункт, регламентирующий недропользователю проведение комплексных кадастровых работ и постановки на кадастровый учет земельного участка для определения наиболее рационального использования испрашиваемой территории с целью охраны земель.
3.Также предлагается в качестве законодательной инициативы начать работу по приведению размеров используемых земельных участков к размерам горных отводов, которые представляются в пользование в соответствии с лицензией на право пользование недрами.
Это очень важное направление кадастровой деятельности, так горный отвод имеет большие пространственные границы, чем земельный участок. Эта информация также должна учитываться при постановке на кадастровый учет земельного участка.
Возможно также введение формулировки: «земельный участок в границах горного отвода» при формировании пакета документов на земельный участок.
Таким образом, на неиспользуемые земельные участки будут формироваться правоустанавливающие документы, а соответствующая информация будет заноситься в реестр для заполнения тех информационных «пробелов», о которых было упомянуто ранее. Предложенные мероприятия помогут предотвратить возникновение конфликта интересов при оформлении лицензий на право пользования недрами на землях обороны и безопасности, что позволит рационально использовать земельные участки и предотвратить загрязнение данных земель и окружающей среды в целом.
Список использованной литературы
1. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-Ф3 (ред. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) / Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
2. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) / Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
3. Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 30.09.2017) «О недрах»
4. Приказ Федеральной службы лесного хозяйства Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации № 86/136 от 13 апреля 1999 г. «Об утверждении актов о передаче (приемке) лесов, расположенных на землях обороны».
5. Фомин А.А., Шаповалов Д.А., Лепехин П.П. Создание общедоступных информационных систем управления земельными ресурсами в сельском хозяйстве. Московский экономический журнал. 2019. № 1. С. 45.
6. Рубанов И.Н., Фомин А.А. Органическое сельское хозяйство: распространение и перспективы развития в Российской Федерации. Международный сельскохозяйственный журнал. 2018. № 6 (366). С. 50-55.
7. Рубанов Н.И., Фомин А.А. Рынок биопродуктов в растениеводстве. Московский экономический журнал. 2018. № 3. С. 2.
8. Фомин А.А. Состояние и перспективы формирования экономических механизмов регулирования земельных отношений. Московский экономический журнал. 2018. № 5-3. С. 19.
9. Fomin A. Import substitution in the agro-industrial complex of Russia. International Agricultural Journal. 2018. Т. 61. № 1. С. 1.
10. Tikhomirov A.I., Fomin A.A. Macroeconimic factors in realizing export potential for animal production. International Agricultural Journal. 2018. Т. 61. № 3. С. 4.
11. Volkov S.N., Fomin A.A. Provision of effective regulation of land relation and efficient agricultural land use. International Agricultural Journal. 2018. Т. 61. № 3. С. 8.
12. Пантелеев А.А., Жадан А.В., Фомин А.А., Шаповалов Д.А. Методика и требования к проведению пилотных испытаний на промышленных предприятиях. В книге: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ НЕФТЕХИМИИ материалы IX международной научно-практической конференции. 2016. С. 11 -12.
13. Рубанов И., Фомин А. Рынок биопродуктов. Международный сельскохозяйственный журнал. 2016. № 2. С. 19.