Современные проблемы тактики военно-воздушных сил и пути их решения
Полковник С.Н. КУРИЛОВ
Подполковник А.Н. КИРЮШИН, кандидат философских наук
Полковник запаса Ю.Н. МОИСЕЕВ, кандидат военных наук
АННОТАЦИЯ
ABSTRACT
Рассматриваются проблемы тактики военно-воздушных сил (ВВС), связанные с изменением условий ведения боевых действий, обусловленных новыми технологиями и их реализацией в существующих и перспективных системах вооружения.
The paper looks at tactical problems in the Air Force related to the altered conditions of combat actions owing to new technologies and their implementation in the existing and advanced weapon systems.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
KEYWORDS
Тактика ВВС, проблемы тактики ВВС, новые системы вооружения, искусственный интеллект (ИИ), формы боевых действий, способы боевых действий.
Air Force tactics, Air Force tactics problems, new weapon systems, artificial intelligence, forms of combat actions, methods of combat.
РАССУЖДЕНИЯМ о проблемах тактики ВВС и путях их решения предшествует необходимость ознакомления с теми изменениями, которые произошли и происходят на основе новых технологий и изобретений в сфере вооруженной борьбы в последние десятилетия.
Стремление США в обозримом будущем сохранить технологическое превосходство в военном отношении над остальными странами, прежде всего Россией и Китаем, привело к разработке Пентагоном третьей стратегии компенсаций (Third Offset Strategy)1, в которой были определены приоритетные направления в разработке инновационных систем вооружений, которые кардинально меняют характер и способы ведения войны, выводя их на новый уровень.
В рамках этой стратегии выделен ряд приоритетных направлений разработки вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ), к которым относятся гиперзвуковые летательные аппараты (ГЗЛА) и авиационные средства поражения (АСП), робототех-нические и автономные беспилотные системы вооружения, современные системы управления, обеспечивающие наблюдение и управление силами и средствами ведения вооруженной борьбы, достижение превосходства которых основано на использовании искусственного интеллекта (ИИ).
Реализация Third Offset Strategy в перспективе должна уменьшить затраты на вооружение и обеспечить повышение его эффективности на основе: широкого применения беспилотных аппаратов; интеллектуализа-
Интеллектуализация образцов вооружений, военной и специальной техники обеспечивается переходом
на технологии искусственного интеллекта, которые позволяют автоматизировать решение все большего количества боевых задач, действовать скрытно и автономно в условиях, сопряженных с большим риском для человеческой жизни. Вооруженные силы зарубежных стран ежегодно принимают на вооружение значительное количество
новых комплексов вооружения различного назначения с элементами искусственного интеллекта.
ции и роботизации образцов ВВСТ; разработки автономных комплексов вооружения (КВ) различного назначения; развития swarm технологий (swarm — от англ. стая, рой), предполагающих массированное применение полу- и автономных КВ в рамках единого замысла; применения высокоточного оружия (ВТО), в том числе нетрадиционных систем оружия, способного с высокой точностью и в короткие сроки поражать цели на больших расстояниях2.
Интеллектуализация образцов ВВСТ обеспечивается переходом на технологии ИИ, которые позволяют автоматизировать решение все большего количества боевых задач, действовать скрытно в автономных режимах в условиях, сопряженных с большим риском для человеческой жизни. По данным иностранной печати, вооруженные силы зарубежных стран ежегодно принимают на вооружение значительное количество новых комплексов вооружения различного назначения с элементами ИИ.
Особую озабоченность среди зарубежных инновационных авиационных разработок, реализуемых на основе технологий ИИ, вызывают КВ Пентагона Gremlin и Loyal Wingman, обозначившие новый уровень угроз национальной безопасности Российской Федерации3.
Основная идея программы Gremlin заключается в следующем: любая система противовоздушной обороны (ПВО) имеет ограничения по пропускной способности и может поразить только определенное число воздушных целей за определенный промежуток времени. Массовое появление беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) (рис. 1) совместно с крылатыми ракетами (КР) первого эшелона на внешних границах зоны поражения средств ПВО противника сформирует плотность налета средств воздушного нападения
Рис. 1. Летные испытания БПЛА X-61A по программе Gremlins в ноябре 2019 года
(СВН), превышающую огневые воз- выполнять боевые задачи прикрытия
можности системы ПВО по их пора- пилотируемой авиации способами
жению, создаст условия для дезор- заслонов в воздухе, патрульного со-
ганизации системы управления ею. провождения, вызова огня на себя по
Преодолевшие ПВО СВН самосто- «ложной цели», а в определенных слу-
ятельно распределятся по объектам чаях вплоть до тарана истребителей
удара, осуществляя полет к ним в ав- противника в воздухе. Также пред-
тономном режиме. усмотрена возможность постановки
По концепции Loyal Wingman активных радиоэлектронных помех
БПЛА планируется применять в еди- и поражения наземных целей. ном боевом порядке с самолетами Данные обстоятельства определя-
стратегической, военно-транспорт- ют будущие изменения в структуре
ной, тактической и специальной и составе авиационных подразде-
авиации (рис. 2). При угрозе атаки лений, в которые будут входить не
истребителей противника они будут только пилотируемые самолеты, но
Рис. 2. Единый боевой порядок БПЛА с пилотируемыми самолетами по концепции Loyal Wingman
и приданные БПЛА, отличающиеся от применяемых сегодня более высокой степенью автономности. Пилот определяет цели и момент начала выполнения задачи по поражению целей или их подавлению средствами РЭБ, все остальное осуществляется автономно в автоматическом режиме.
Следующий важный аспект в изменении условий ведения боевых действий связан с единой системой управления беспилотными средствами вооружения. На данный момент реализована концепция С2 («наблюдаю, управляю») в рамках «объединение — отдельный объект управления», где под объектом на сегодня может быть самолет, танк и другая боевая техника.
Данная система управления позволяет реализовать следующие принципы поражения: в минимальное время; в заданное время; с минимально возможными затратами. При этом действия всех сил и средств, находящихся под управлением, отличаются высокой степенью координации и отвечают цели боевых действий. Все это стало возможным только при внедрении в систему управления технологий ИИ.
Таким образом, развитие вооружения и систем управления с использованием ИИ позволит:
во-первых, отказаться от применения пилотируемой авиации в зонах поражения зенитных ракетных систем и комплексов (ЗРС, ЗРК), перейдя к применению в них КР, БПЛА, управляемых авиационных бомб (УАБ). Убедительные примеры этого можно наблюдать в Сирийской Арабской Республике и в конфликте между Азербайджаном и Арменией в Нагорном Карабахе;
в о - вто ры х, интеллектуализация АСП позволит автономно действовать по объектам с учетом их функционала, определяя оптимальный маршрут полета и порядок воздействия по ним;
в-третьих, массовое применение БПЛА совместно с КР первого эшелона в массированных ракетно-авиа-ционных ударах (МРАУ), на внешних границах зон поражения зенитных ракетных войск (ЗРВ) создаст плотность налета СВН, превышающую их огневые возможности по уничтожению воздушных целей, и сформирует условия для дезорганизации системы управления ПВО и ее успешного преодоления;
в-четвертых, применение гиперзвуковых средств поражения вообще позволит игнорировать существующие на сегодня системы ПВО.
В результате кардинальное изменение в тактике применения СВН вероятного противника, позволяющее ему эффективно решать поставленные задачи, создает определенные проблемы военной авиации России и необходимость поиска путей эффективного противодействия им.
К основной проблеме можно отнести необходимость повышения эффективности применения авиации. Эффективность выполнения боевой задачи отражает степень полезной отдачи выделенных сил и средств через результат и боевую мощь действия. Решая проблему повышения эффективности действий авиации, необходимо устранить ряд специфических проблем: соответствие оптимальности решений командиров поставленным боевым задачам; соответствие возможностей техники условиям боевого применения; достоверность и достаточность информации; взаимодействие человека с техникой; повышение живучести в процессе выполнения боевой задачи.
Решение проблемы соответствия оптимальности решений поставленным боевым задачам зависит от уровня подготовки авиационных командиров и офицеров штабов, их способности правильно определять потребный и наносимый противнику
ущерб, оценивать свои возможности при распределении сил и средств по оперативным задачам и операционным направлениям, а также способности всесторонне обеспечить боевые действия своей авиации.
Соответствие возможностей техники условиям боевого применения достигается путем коренного усовершенствования авиационных боевых комплексов, внедрения новых систем управления, наведения и обеспечения, а также разработки тактики, которая должна наиболее полно раскрывать возросшие боевые качества авиационных комплексов.
Достоверность и достаточность информации об обстановке, их анализ и принятие решения являются практической частью тактики, так как правильность решения зависит от наличия и качества информации о противнике. К главным качественным характеристикам информации относятся: достоверность, определяющаяся точностью и своевременностью разведывательных данных, непрерывностью их доставки; достаточность, характеризующаяся количеством данных, необходимых для принятия решения.
По итогам боевого применения авиации в военных конфликтах последних десятилетий перспективным средством получения информации были признаны БПЛА, и они заняли прочное место в программах развития авиации. Одним из преимуществ БПЛА считалась их неуязвимость, оказавшаяся выше, чем у пилотируемых самолетов. БПЛА имеют небольшие геометрические размеры и малую эффективную отражающую поверхность (ЭОП). Обнаружение их наземными и бортовыми самолетными РЛС значительно затруднено, а поражение с помощью наводимого радиолокаторами оружия становится маловероятным. В настоящее время разрабатывается программа, пред-
усматривающая перенесение центра тяжести разведывательных усилий в оперативное звено, предполагающее информационное обеспечение тактического уровня боевых действий. Реализовать ее планируется совместными усилиями Сухопутных войск и Воздушно-космических сил, намеревающихся создать автоматизированную систему сбора и обработки сведений от разведывательной сети источников. Таким образом, достоверность и достаточность информации, необходимой для планирования и ведения боя (нанесения удара), должны обеспечиваться автоматизацией процесса воздушной разведки, совмещением разведки с нанесением удара (принцип «обнаружил — уничтожил»), внедрением способов радиоэлектронной разведки, созданием новых систем анализа и распределения информации о противнике.
Российскому военно-промышленному комплексу (ВПК) и Вооруженным Силам (ВС) предстоит в ближайшей перспективе преодолеть отставание от США в области создания и производства перспективных БПЛА самолетного и вертолетного типов, маловысотных и стратосферных, разведывательных и разведывательно-ударных, истребителей и постановщиков помех, ретрансляторов и радиолокационного дозора и наведения (РЛДН). Это обеспечит повышение их боевой мощи, сокращение потерь авиационной техники и летного состава, снижение стоимости эксплуатации авиационной группировки.
Взаимодействие человека с техникой. Уровень развития тактики ВВС в каждом из военных конфликтов конца XX — начала XXI столетия определялся состоянием системы «человек-техника», т. е. возможностями боевых авиационных комплексов и людей, управлявших ими. Опыт последних из них показал, что в этой системе наметились рассогласования,
вызванные нарушениями связей между составляющими ее элементами.
Во-первых, вместе с расширением боевых возможностей авиационной техники неизбежно происходило и ее усложнение. Самолеты последних поколений получили новое радиоэлектронное оборудование, поисковые, навигационные и прицельные системы. Резко возрос объем работы экипажа по управлению самолетом и оружием.
Во-вторых, огромные встречные скорости, быстродействие систем привели к увеличению темпа боя. Каждый этап боя (удара) стал менее продолжительным, но более трудоемким. Летчик, штурман, оператор вынуждены в полете за меньшее время выполнять больше механических операций.
В-третьих, оснащение системы ПВО противника новыми ЗРК (MEADS, THAAD, SL-AMRAAM, NASAMS, Arrow 3 и др.), истребителями (F-22, F-35 и др.), самолетами РЭБ (EA-18 Squadrons) значительно увеличило количество угроз, возникающих в боевом полете. Сохранить боеспособность в подобной ситуации может только тот летчик, который мгновенно реагирует на них вводом в действие средств и способов эффективной защиты (не прекращая пилотирования самолета).
В итоге усложнение авиационных комплексов и условий боевого полета привело к тому, что человек, управляющий техникой, оказался на пределе своих физических возможностей. В динамичной обстановке современного боя летчику требуется действовать с максимальной быстротой. При этом навыки автоматического выполнения операций в кабине самолета могут быть достигнуты только в процессе целенаправленных и продолжительных тренировок на современных учебных комплексах, знание теории здесь помогает мало. Внедре-
ние «умных» бортовых машин неразрывно связано с дальнейшим расширением информационного поля, преобразованием осведомительной информации в командную, которую не требуется обдумывать, а надо только исполнять.
ИИ на первом этапе внедрения должен определять: наиболее выгодный маршрут полета для преодоления ПВО; наилучшее позиционное положение самолета в воздушном бою с допустимыми углами атаки и минимальными перегрузками; оптимальный маневр, направление и параметры атаки наземной защищенной цели.
В настоящее время главная проблема боя формулируется так: первым обнаружить противника, скрытно сблизиться с ним и нанести упреждающий удар. В ближайшем будущем она дополнится требованием первым оценить обстановку и принять решение с помощью бортовых экспертных систем, которые «подскажут», как распределить силы и куда нанести удар.
Передав автоматическим системам часть «черновой» работы, летчик получил возможность в полете осуществлять не только механические, но и мыслительные процессы, в которых заменить его пока не было возможности. А решать ему приходилось уже новые, более сложные задачи. Главная из них — способ нанесения ракетного удара с большей дальности и нейтрализации подобного удара, если к нему первым изготовился противник. В условиях острого дефицита времени следует упредить противника, раньше его оценить обстановку, сложившуюся на дальних рубежах, и принять обоснованное решение. Запас времени на этот творческий процесс может обеспечить только техника, способная создать более обширное, чем у противника, информационное поле.
Повышение живучести в процессе выполнения боевой задачи.
Живучесть определяется уровнем боевых потерь, т. е. отношением числа сбитых противником самолетов к количеству произведенных самолетовылетов. Уровень потерь авиации в локальных войнах по сравнению с итоговыми показателями Второй мировой войны изменился мало, что отражает равномерное развитие средств воздушного нападения и средств защиты. Однако в связи с повышением боевых возможностей и, соответственно, стоимости самолетов количество последних в составе ВВС всех стран уменьшилось. Цена каждой потери резко возросла, проблема выживаемости выдвинулась на первый план.
С учетом полученного в локальных войнах опыта наметилось два направления снижения уровня потерь самолетов и летного состава: совершенствование тактики уклонения и повышение защитных свойств техники.
Тактика уклонения оказалась наиболее слабой в борьбе с войсковой ПВО, совершенствующейся качественно и количественно. Избежать поражения от огня маловысотных зенитных комплексов, подвижных и скрытных, становилось все труднее. «Уход» на средние высоты вызвал необходимость повысить эффективность приемов «нейтрализации» — постановку помех средствам обнаружения и наведения зенитных комплексов средней дальности. Однако по мере увеличения высоты точность попадания авиационных бомб в цель снижалась до неприемлемого уровня.
Средства индивидуальной защиты — бортовые передатчики активных помех, тепловые и радиолокационные «ловушки», широко применявшиеся в локальных войнах, повышали живучесть самолетов в ближнем бою и в борьбе с войсковой ПВО в диапазоне малых высот. Изменения в такти-
ке — уход на большие высоты, бой на средних дистанциях заставили искать новые средства и способы снижения уязвимости авиации. Наиболее перспективной в настоящее время считается концепция малозаметности, опирающаяся на уменьшение радиолокационных и тепловых демаскирующих признаков самолетов. Снижение демаскирующих признаков должно оказать существенное влияние на тактику всех родов авиации, однако наибольшие надежды возлагаются на приемы скрытного вторжения в воздушное пространство противника на большой высоте на гиперзвуковой скорости.
При решении этой проблемы возникают противоречия, так как при устойчивой тенденции увеличения стоимости самолетов есть стремление в то же время не отойти от требований экономии. Малозаметность — первый вариант решения. Второй вариант — создание высокоточного оружия, обеспечивающего уменьшение наряда сил на поражение одного типового защищенного объекта и повышение выживаемости. Третий вариант — сохранение в строю существующей авиационной техники в течение более длительного времени за счет ее усовершенствования. Четвертый вариант — решение основных боевых задач более дешевыми самолетами. Решением проблемы живучести должно стать снижение допустимых потерь в боевом вылете до 0,1 % от участвующих в нем сил.
Непосредственное влияние на тактику действий авиации должна оказать концепция, сочетающая управление, связь и разведку. Материальную базу ее составляют личный состав, методы его работы, технические средства управления и системы связи, которые должны обеспечить все аспекты деятельности командиров и штабов, т. е. добывать, обрабатывать, анализировать и обобщать данные о противнике и своих войсках, делать
конкретные выводы, вырабатывать решения, доводить их до подчиненных и контролировать исполнение. В тактическом звене будут реализо-вываться программы разведки, РЭБ и противодействия системам боевого управления вероятного противника.
С учетом одновременного поступления на вооружение авиационных боевых комплексов пятого поколения, внедрения технологии «стелс» тактика ВВС должна вступить в очередной этап своего развития. Поэтому сейчас от моделирования боя и удара военными специалистами осуществляется переход к моделированию боевых действий — исследованиям более высокого уровня: на стыке тактики и оперативного искусства.
Что же больше всего влияет в настоящее время и будет влиять в обозримом будущем на развитие тактики и оперативного искусства? Прежде всего, на наш взгляд, растущие возможности СВН, а также наземных и морских управляемых средств поражения, большая часть которых является высокоточными.
Немаловажное значение также имеют и способы боевого применения СВН, совершенствованию и апробированию которых в последних войнах уделяется большое внимание. Знание этих способов исключительно важно для развития тактики соединений, частей и подразделений в борьбе с наземным и воздушным противником, поскольку позволяет выработать эффективные приемы противодействия и защиты. К числу новых особенностей ведения боевых действий авиацией, влияющих на выбор способа боевых действий, можно отнести: применение ВТО для поражения наиболее важных и ключевых объектов с целью достижения тактической внезапности; непрерывность воздействия авиации на противника путем повышения интенсивности полетов ночью и в сложных метео-
условиях; использование возросших возможностей пилотируемой авиации благодаря увеличению ее боевого радиуса действий и скорости полета на малых высотах; массирование действий противника на решающих направлениях, а в перспективе — переход к нанесению ударов по всей территории театра военных действий (ТВД); комплексное применение бортового оружия (противорадиоло-кационных ракет (ПРР), авиационных бомб свободного падения (АБ) и УАБ) и средств РЭБ для подавления сил и средств ПВО; разнообразие приемов действий армейской авиации (применение смешанных групп боевых и разведывательных вертолетов, самолетно-вертолетных групп, самостоятельные разведывательно-ударные боевые действия специализированных ударных вертолетов и др.); применение во все возрастающих масштабах БПЛА для решения широкого круга задач (ведения воздушной разведки и целеуказания, поражения наземных и морских целей, постановки помех, провоцирования на включение радиоэлектронных средств, ведения информационного противоборства и др.).
Современная тактика Вооруженных Сил России, именуемая тактикой интерактивных, многомерно-объемных действий с присущими ей положительными и негативными чертами принимается нами как основа в исследовании. Вместе с тем считаем, что она нуждается в совершенствовании. На наш взгляд, к числу тенденций, которые просматриваются в развитии способов тактических действий с перспективной на ближайшие 7—10 лет, можно отнести: расширение «бесконтактных боев», смена приоритетов огневого поражения с уничтожения войск (сил) противника на уничтожение его ключевых объектов систем разведки, управления и связи, переход от тотального физического
Усложнение авиационных комплексов и условий боевого полета привело к тому, что человек, управляющий ими, оказался на пределе своих физических возможностей. При этом в динамичной обстановке современного боя летчику требуется принимать решения с максимальной быстротой. Передав автоматическим системам часть «механической» работы, летчик получает возможность осуществлять в полете мыслительные процессы. Но внедрение «умных» бортовых машин связано с дальнейшим расширением информационного поля, преобразованием осведомительной информации в командную, которую надо только исполнять.
уничтожения группировок и объектов противника к дезорганизации его систем материального и технического обеспечения; доминирование дистанционного противоборства над «контактным»; повышение удельного веса «дальнего огневого поражения», обусловившее размывание пространственных границ фронта и тыла; ведение дистанционных маневренно-огневых (маневренно-ударных) действий войск; отсутствие сплошного фронта, наличие открытых флангов и промежутков в боевом построении; увеличение глубины одновременного и последовательного огневого (энергетического) поражения противника; охват активными действиями всей тактической зоны; увеличение пространственного размаха воздушно-наземного маневра, применение его новых форм; изме-
нение количественно-качественного состояния тактических группировок при общем снижении плотности сил и средств на решающих направлениях путем повышения удельного веса ударно-огневых самонаводящихся систем, сил быстрого развертывания; разнообразие применяемых тактических приемов — точечных, избирательных глубоких ударов ВТО, рейдовых действий по тылам противника аэромобильных отрядов и групп; массовый ввод в действие вертолетов-истребителей, вертолетов-поставщиков радиопомех; формирование зонально-очаговой, объектовой борьбы; повышение роли воздушных боев смешанным составом самолетно-вертолетных подразделений; комплексное воздействие разнородным составом сил и средств воздушно-космического нападения на объекты системы управления, разведки, РЭБ, ПВО и материально-технического обеспечения противника.
Таким образом, реализация всего комплекса действий, которые должны входить в состав современной тактики, — дело сложное и, как любое новшество, требует дополнительных исследований, а главное, более системного подхода к подготовке и ведению боя. Это, в свою очередь, вызывает необходимость совершенствования существующих и разработки новых методов работы командиров и штабов по организации боя, которые в наибольшей степени отвечали бы современным условиям.
ПРИМЕЧАНИЯ 1 Dombrowski Peter. America's Third Offset Strategy: new military technologies implications for the asia pacific. URL: https://www.rsis.edu.sg/wp-content/ uploads/2015/06/PR150608_Americas-Third-Offset-Strategy.pdfAsia Pacific (дата обращения: 24.02.2020).
2 Raphael S. Cohen Air Force Strategic Planning Past, Present, and Future. URL: http://www.rand.org/pubs/research_reports/ RR1765.html (дата обращения: 27.02.2020).
3 Моисеев С. Искусственный интеллект: состояние развития и перспективы применения в военной авиации // Аэрокосмическое обозрение. 2020. № 3. С. 42—46.