Применение разведывательно-
ударных групп беспилотных летательных аппаратов малого класса по объектам аэродромных участков дорог
Подполковник А.В. АНАНЬЕВ, кандидат технических наук
Майор А.Г. РЫБАЛКО
Подполковник Л.Б. РЯЗАНЦЕВ, кандидат технических наук
Подполковник Р.П. КЛЕВЦОВ
АННОТАЦИЯ ABSTRACT
Обоснована значимость аэродромных участков дорог в военных конфликтах. Проведен анализ объектов разведки и огневого поражения на аэродромных участках дорог для разведывательно-ударных групп беспилотных летательных аппаратов малого класса. Обоснована важность применения малогабаритных радиолокационных станций с синтезированием апертуры для ведения видовой радиолокационной разведки, необходимой для получения максимально достоверных разведывательных данных об объектах действий.
Аэродромные участки дорог, объекты удара, беспилотные летательные аппараты малого класса, видовая радиолокационная разведка.
The paper substantiates the significance of airfield sections of roads in military conflicts. It analyzes the reconnaissance and fire destruction targets at airfield road sections for groups of smaller reconnaissance and assault UAV. It also justifies the importance of using miniature radar stations with synthesizing apertures for imagery radar intelligence needed for obtaining highly authentic intelligence data, including in conditions of camouflage.
KEYWORDS
Airfield road sections, targets of attack, smaller unmanned aerial vehicles, imagery radar intelligence.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
ТЕОРИЯ и практика применения авиации в военных конфликтах XX—XXI веков и в военных учениях дает примеры использования автомобильных дорог общего пользования в качестве взлетно-посадочных полос (ВПП) в случае отсутствия в данном районе пригодных аэродромов или невозможности их эксплуатации по различным причинам.
Так, в Нижне-Силезской наступательной операции 1-го Украинского фронта в феврале 1945 года линия фронта быстро отодвигалась на запад от аэродромов базирования авиации 4-й Воздушной армии, а оборудовать новые грунтовые ВПП из-за распутицы было крайне сложно. Тогда командир 9-й гвардейской истребительной авиационной дивизии гвардии полковник А.И. Покрышкин пошел на оправданный риск и успешно посадил самолет на автомагистраль Бреслау-Берлин шириной 9 метров. Маневр Покрышкина стал хрестоматийным и вошел в учебники авиации. А вслед за командиром посадили самолеты на автостраду и другие летчики дивизии. Это был единственный случай в истории мировой авиации, когда целая истребительная авиадивизия в течение полутора месяцев успешно действовала с аэродромного участка дороги (АУД) длиной в один километр, проходившего через лесной массив*.
Использование АУД не утратило своего значения также в теории и практике современных военных конфликтов, в которых нападающая сторона, как правило, наносила по противнику массированные ракет-но-авиационные удары (МРАУ)1. Обороняющаяся сторона, вскрыв факт подготовки противником к нанесению МРАУ, предпринимала и естественно будет предпринимать в будущих военных конфликтах ответные действия в виде ответно-встречных (встречных) массированных огневых ударов (МОУ). Последствиями таких ударов для противника будут выведение из строя его авиационной инфраструктуры, без которой средства воздушного нападения (СВН) действовать эффективно не могут: ВПП и магистральные рулежные дорожки (МРД) аэродромов базирования самолетов тактической авиации (ТА), пункты системы управления и наве-
дения авиации, компоненты системы обеспечения боевых действий — склады боеприпасов и авиационного топлива, элементы логистики (железнодорожные узлы и станции, автомобильные развязки в районах аэродромов). Следовательно, для обеспечения возможности использования уцелевших после удара сил и средств авиации весьма логичным для противоборствующих сторон будет скрытая подготовка в мирное время аэродромных участков дорог. Разветвленная структура магистральных автомобильных дорог в Европе позволяет создать на каждом операционном направлении порядка 5—8 АУД, при этом логично предположить, что 2—3 из них будут оборудоваться в качестве ложных объектов для введения противника в заблуждение.
В последующем на подготовленные АУД возможно оперативное перебазирование части сил тактической, разведывательной и военно-транспортной пилотируемой, а также беспилотной авиации. Очевидно, что разместить полноценную авиационную группировку на АУД весьма проблематично. Наиболее вероятно, противник будет использовать АУД в тактической глубине в качестве аэродромов (площадок) подскока для дозаправки топливом и подвески авиационных средств поражения (АСП) при подготовке к нанесению последующих МРАУ2. Также возможно использование сети АУД для размещения эскадрилий самолетов ТА при выводе их из-под удара с основных аэродромов базирования. Нельзя исключать и возможность размещения на АУД ограниченного числа дежурных сил ТА, выполняющей задачи противовоздушной обороны (ПВО) при действии из положения дежурства на земле. То есть формирование из тактических истребителей так называемых «за-
сад на земле» в 5 и 15-минутной готовности, основной задачей которых будет перехват ударных групп оперативно-тактической авиации (ОТА), в частности многофункциональных самолетов до рубежа применения ими своего оружия. Следовательно, возникает необходимость разработки средства, способного снизить риски потери самолетов ОТА на маршрутах полета к объектам удара от противодействия тактических истребителей ПВО противника с АУД в тактической глубине.
По мнению авторов, таким средством является разведывательно-ударные группы (РУГ), созданные на базе беспилотных летательных аппаратов малого класса (БПЛА МК) с различной целевой нагрузкой3. В состав РУГ входят БПЛА МК с разведывательным оборудованием на борту и ударные БПЛА МК. Проведенные экспериментальные исследования по применению ударных БПЛА МК показали возможность высокоточной
доставки свободно падающих неуправляемых контейнеров (СНК) на удаления порядка нескольких сотен километров4. Поэтому целью данной статьи является определение объектов разведки АУД для организации разведывательно-ударных действий БПЛА МК, в том числе с учетом перспективных малоразмерных средств радиолокационной разведки.
Рассмотрим возможный вариант расположения АУД на местности и выполним оценку размещаемых на нем основных элементов как возможных объектов действий разведывательно-ударных групп БПЛА МК. Аэродромный участок дороги — участок автомобильной дороги и прилегающей к ней территории, подготовленный для обеспечения взлета, посадки, стоянки и обслуживания самолетов штатными средствами наземного обеспечения полетов (СНОП). На рисунке 1 представлен типовой вариант размещения АУД на автомобильной дороге5.
Рис. 1. Общий план аэродромного участка дороги
Для временного базирования авиации может использоваться как заранее подготовленный АУД, так и участок дороги, удовлетворяющий
определенным техническим требованиям нормативных документов. Так, для того чтобы самолеты ТА имели возможность совершать взлет и по-
садку, участок дороги должен быть, прямолинейным, его протяженность должна быть не менее двух километров, а ширина дорожного покрытия при этом не менее 16 метров6. Кроме того, основание и покрытие на данном участке должны иметь достаточную для применяемых типов ЛА несущую способность.
Проведенные экспериментальные исследования по применению ударных БПЛА МК показали возможность высокоточной доставки свободно падающих неуправляемых контейнеров на удаления порядка нескольких сотен километров.
Анализ проводимых учений и экспертная оценка автомобильных дорог для взлета и посадки легких, маневренных истребителей с минимальным разбегом показали, что в качестве взлетно-посадочной полосы (ВПП) подойдет любая трасса, отвечающая двум условиям — отсутствие разделительного барьера и прямой участок длиной в километр7. По результатам анализа зарубежных открытых источников, в которых представлены фотоснимки и необходимая инфраструктура АУД, а также изложен порядок применения ТА с них, авторами разработана обобщенная схема типового аэродромного участка дороги, показанная на рисунке 2.
Рассмотрим основные элементы АУД: (1) летное поле — часть АУД, на которой расположена летная полоса, рулежные дорожки, места стоянок воздушных судов и площадки специального назначения; (2) летная полоса — часть летного поля АУД, предназначенная для обеспечения взлета
и посадки воздушных судов (ВС); (3) открытая стоянка самолетов — специальная площадка на летном поле АУД, предназначенная для кратковременного размещения и обслуживания самолетов ТА; (4) стоянка самолетов с быстровозводимыми укрытиями (каркасными ангарами) — специальная площадка, предназначенная для размещения и обслуживания самолетов ТА (рис. 3); (5) стоянка средств наземного обеспечения полетов (СНОП) — специальная площадка, предназначенная для размещения автомобильной техники аэродромно-технического обслуживания авиатехники (заправки топливом, эксплуатационными жидкостями и газами, подвоза авиационных средств поражения (АСП)), эксплуатационного обслуживания АУД (подготовки летной полосы к взлету и посадке самолетов, устранение дефектов дорожного покрытия), ликвидации последствий различных чрезвычайных ситуаций (пожарный и другие автомобили); (6.1, 6.2) полевые склады АСП и горюче-смазочных материалов; (7) места размещения летного и инженерно-технического состава (ЛС, ИТС) представляют собой легко возводимые помещения модульного типа, как правило, замаскированные; (8) вертолетные площадки территориального охранения — специальные площадки, предназначенные для размещения разведывательных вертолетов, вертолетов огневой поддержки и общего назначения, а также поисково-спасательных вертолетов; (9) зона размещения личного состава территориального охранения, также используются помещения модульного типа; (10) пункт управления полетами на АУД и радиолокационная станция (РЛС) системы навигации и посадки. Данные элементы предназначены для управления экипажами тактической авиации в воздухе при заходе на посадку
в сложных метеорологических условиях и ночью; (12) средства объектовой ПВО АУД — батарея зенитных ракетных комплексов малой дальности (ЗРК МК) типа «Авенджер».
и посадке; (11) приводные радиостанции системы посадки — элементы радиомаячной группы, предназначены для безопасного снижения воздушных судов (ВС) по глиссаде
Рис. 3. Тактические истребители в укрытиях каркасного типа
В таблице 1 представлены некоторые наиболее важные объекты разведки для РУГ БПЛА МК, которые могут быть использованы для привязки кадров при ведении дораз-ведки БПЛА МК, приведены их характеристики. В таблицу 2 включены наиболее уязвимые объекты АУД, которые могут выбраны в качестве объектов удара РУГ БПЛА МК и соответственно координаты которых подлежат разведке.
Для обеспечения разведданными по типовым объектам удара для РУГ БПЛА МК на АУД наиболее актуаль-
В настоящее время основным средством ведения воздушной разведки в ВКС РФ является авиационный комплекс Су-24МР и следующий ему на смену Су-34 в разведывательном варианте. Однако в оперативной глубине применение таких комплексов существенно затруднено.
ной является космическая видовая разведка в различных физических полях (оптическая, инфракрасная, радиолокационная), которую не всегда возможно выполнить по погодным и другим условиям. В этом случае необходимо выполнение разведывательных полетов авиационных разведывательных комплексов, которые сопровождаются высокой вероятностью их уничтожения средствами ПВО и затрудняются сложными метеорологическими условиями. В настоящее время основным средством ведения воздушной разведки в ВКС РФ является авиационный комплекс Су-24МР и следующий ему на смену Су-34 в разведывательном варианте. Однако в оперативной глубине применение таких комплексов существенно затруднено, вследствие противодействия комплексов ПВО противника и трудностью передачи снимков местности в масштабе времени, близком к реальному. Альтернативой является изготавливаемый по лицензии беспилотный комплекс разведки «Форпост», который также заметен для средств ПВО.
Следовательно, наиболее актуальным средством воздушной раз-
ведки, способным заходить в зону ПВО противника, являются БПЛА МК в разведывательном варианте. Применение БПЛА МК позволит сохранить предельный порог акустической, тепловой, оптической и радиолокационной заметности при ведении скрытой видовой разведки. Ключевым фактором эффективности
управления и передачи существенных объемов разведывательных данных является устойчивый информационный обмен внутри группировки БПЛА МК, обеспечить который можно путем создания аэромобильного компонента воздушно-наземной сети связи, образуемого группировкой БПЛА.
№ п/п Элемент АУД Количество и месторасположение элемента на АУД Размеры элемента (длина, ширина), м Тип и количество размещаемых объектов Маскировочные мероприятия, Возможность по разведке (требуемый вид разведки)
1 Летное поле Основной элемент АУД 3000— 3500х 40—60 Летная полоса, рулежные дорожки, места стоянок воздушных судов и площадки специального назначения Не маскируется, возможно создание ложных элементов на похожих участках дороги на удалении 5—15 км от основного АУД Обнаружение с помощью оптической и радиолокационной разведки
2 Стоянка самолетов открытого типа и с быстро-возводимыми укрытиями Расположена слева (справа) от начала летной полосы на удалении 50—70 м, сопрягается с летной полосой рулежными дорожками 150—200 х50—100 2—4 тактических истребителей типа F-16, F-15, F-18, F-22, Rafal, Tornado, находящиеся в 5 и 15-минутной готовности к взлету по задачам ПВО При отсутствии АТ имитация под автомобильную парковку, возможно размещение пневматических макетов авиационной техники и возведение ложных пневматических ангаров Обнаружение с помощью оптической разведки
3 Стоянка средств наземного обеспечения полетов (СНОП) Располагается рядом с каждой стоянкой самолетов на удалении 50—100 м 50—100 х 25—250 1—2 т/заправщика, 1 автомобиль (тележка) заправки спецжидкостями, 1 автомобиль (тележка) заправки газами, 2 автомобиля обслуживания покрытия АУД, 2 автомобиля с энергоустановкой, пожарный, санитарный автомобили, дежурный тягач Стоянка СНОП может располагаться в естественных укрытия (леса, кустарники). Возможно размещение макетов автомобильной техники Обнаружение с помощью оптической разведки
Таблица 1
Характеристики наиболее важных элементов аэродромного участка дороги
Наиболее уязвимые объекты разведывательных и ударных действий РУГ БПЛА МК в составе АУД
Таблица 2
№ п/п Наименование объекта Количество и тип объектов воздействия БПЛА МК Приоритет воздействия и требуемый тип поражения Тип и количество АСП БПЛА МК для поражения одного объекта Требуемое кол. ударных БПЛА МК для поражения одного объекта Примечание
1 Дежурная пара (звено) тактических истребителей на открытой стоянке 2 (4) тактических истребителей типа F-16, F-15, F-18, F-22, Rafal, Tornado Высокий, тип «С» — срыв выполнения задачи по перехвату ВЦ из положения дежурства на земле АСП осколочного типа воздушного подрыва (тип 1) — 4 АСП осколочного типа наземного подрыва (тип 2) — 4 АСП кумулятивного типа (тип 3) — 4 АСП типа «ударное ядро» (тип 4) — 4 АСП типа ПОМ (тип 5) — 16 АСП (тип 1) — 1 АСП (тип 2) — 1 АСП (тип 3) — 1 АСП (тип 4) — 1 АСП (тип 5) — 4
2 Дежурная пара (звено) тактических истребителей стоянке с укрытиями каркасного типа 2 (4) тактических истребителей типа F-16, F-15, F-18, F-22, Rafal, Tornado Высокий, тип «С» — срыв выполнения задачи по перехвату ВЦ из положения дежурства на земле АСП осколочного типа воздушного подрыва (тип 1) — нецелесообразно АСП осколочного типа наземного подрыва (тип 2) — нецелесообразно АСП кумулятивного типа (тип 3) — нецелесообразно АСП типа «ударное ядро» (тип 4) — 12 АСП типа ПОМ (тип 5) — 16 АСП (тип 1) — 0 АСП (тип 2) — 0 АСП (тип 3) — 0 АСП (тип 4) — 3 АСП (тип 5) — 4 Нанесение ущерба ТИ за счет пробивного воздействия АСП (тип 4) через укрытие и минирование зон выруливания
3 Личный состав (ЛС, ИТС) при обслуживании авиационной техники 4—8 человек летного состава, 16—20 человек ИТС, 20—30 человек о б служив ающе го персонала Высокий, тип «А, В» — летный и инженерно-технический состав Средний, тип «В, С» — обслуживающий персонал АСП осколочного типа воздушного подрыва (тип 1) — 8 АСП осколочного типа наземного подрыва (тип 2) — 8 АСП кумулятивного типа (тип 3) — нецелесообразно АСП типа «ударное ядро» (тип 4) — нецелесообразно АСП типа ПОМ (тип 5) — 16 АСП (тип 1) — 2 АСП (тип 2) — 2 АСП (тип 3) — 0 АСП (тип 4) — 0 АСП (тип 5) — 4
Задачами воздушной разведки с использованием БПЛА МК в части, касающейся АУД, могут являться: вскрытие факта оперативной подготовки АУД к использованию (формирование «засад» тактических истребителей на АУД); вскрытие факта перебазирования сил и средств авиации на АУД; выявление ложных объектов (целей) на АУД; вскрытие объектов удара на АУД, которые могут быть назначены в качестве целей для РУГ БПЛА МК; доразведка и целеуказание ударным группам БПЛА МК, определение метеорологических условий в районе объекта действий; использование разведданных для формирования в режиме реального времени программными (алгоритмическими) методами состава ударных групп БПЛА МК (количество ударных БПЛА МК с разными типами средств поражения) и рационального распределения огневого воздействия по объектам поражения (направление захода, точки прицеливания, высота и скорость применения АСП); контроль результатов боевого применения ударных БПЛА МК по объектам воздействия на АУД.
Для качественного решения задач разведки необходимо задействование нескольких физических полей, в том числе видимого и инфракрасного диапазонов длин волн. Кроме того, наряду с оптическими средствами активно развиваются средства видовой радиолокационной разведки (ВРЛР), которые размещаются как на аппаратах космической группировки8, так и на пилотируемых и беспилотных летательных аппаратах. Это обусловлено рядом принципиальных преимуществ, заключающихся прежде всего в возможности круглосуточного наблюдения за районами разведки независимо от освещенности в условиях плохой оптической видимости при наличии облаков, тумана, дыма и пыли9. Кроме того, имеется возмож-
В складывающихся условиях наиболее актуальным средством воздушной разведки, способным заходить в зону ПВО противника, являются БПЛА МК в разведывательном варианте. Применение
БПЛА МК позволит сохранить предельный
порог акустической, тепловой, оптической и радиолокационной заметности при ведении скрытой видовой разведки.
ность автоматического обнаружения движущихся целей, обнаружения объектов, укрытых растительностью и средствами маскировки10, а также более скрытого применения БПЛА за счет ведения ВРЛР на значительном удалении от трассы полета летательного аппарата.
Для оценки возможности вскрытия ТА средствами ВРЛР в работе проведен летный эксперимент, включающий разведывательный полет легкого вертолета над аэродромом гражданской авиации. На рисунке 4 показан маршрут разведывательного полета и район съемки земной поверхности при проведении летного эксперимента.
Для вскрытия самолетов на открытой стоянке использован макетный образец малогабаритной радиолокационной станции с синтезированной апертурой антенны (РСА), разработанный АО «НПП «Радар ммс» (г. Санкт-Петербург) совместно с ВУНЦ ВВС «ВВА» (г. Воронеж), тактико-технические характеристики которой представлены в таблице 3. В качестве носителя использован вертолет Robinson,
показанный на рисунке 5. Тактико-технические характеристики РСА обеспечивают возможность ее установки на БПЛА малого класса типа
«0рлан-10» и «Феникс», а при дальнейшей доработке антенн с уменьшением их массы до 0,2—0,4 кг — и на БПЛА ближнего действия.
Рис. 4. Фотоплан района проведения летного эксперимента: 1 — маршрут разведывательного полета; 2 — район съемки земной поверхности
Таблица 3
ТТХ малогабаритной РСА
Параметр Значение
Длина волны 5,5 см
Мощность излучаемого сигнала 1 Вт
Максимальная дальность действия до 11 км
Разрешающая способность (реальная) 0,5 м
Масса комплекта 0,16 кг (радиолокационный модуль) 0,9 кг (антенны)
Поляризация Горизонтальная, вертикальная
Режимы работы Полосовой, телескопический
Наряду с оптическими средствами активно развиваются средства видовой радиолокационной разведки, которые размещаются как на аппаратах космической группировки, так и на пилотируемых и беспилотных летательных аппаратах. Это обусловлено рядом принципиальных преимуществ, заключающихся в возможности круглосуточного наблюдения за районами разведки независимо от освещенности в условиях плохой оптической видимости.
Рис. 5. Малогабаритная аппаратура РСА, закрепленная на вертолете Robinson: 1 — радиолокационный модуль; 2 — приемная антенна; 3 — передающая антенна
На рисунке 6 представлено радиолокационное изображение (РЛИ) аэродрома и самолетов на двух стоянках. Удаление до ближней границы кадра радиолокационного изображения относительно марш-
а)
рута полета вертолета — 200 м, до дальней границы — 3 км, удаление до самолетов на стоянке а)— 0,9 км, на стоянке б) — 1,5 км; время съемки (синтезирования апертуры) — 1 с.
б)
Рис. 6. Радиолокационные и оптические изображения части ВПП и самолетов на стоянках аэродрома
Анализ результатов съемки показывает возможность обнаружения и распознавания самолетов и объектов на аэродроме для последующего определения их координат и огневого поражения.
Время формирования кадра РЛИ зависит от размеров кадра и деталь-
ности. В таблице 4 представлены временные затраты на формирование РЛИ для различных значений детализации, определяемой шагом Д между отдельными пикселями РЛИ. Формирование РЛИ осуществлялось на ЭВМ с процессором Ме1Соге-17-3770 3,4 ГГц, 8 ядер.
Таблица 4
Время формирования РЛИ при различном разрешении
Разрешение РЛИ А, м
5,0 3,0 2,0 1,0 0,5 0,25
Время формирования РЛИ, с 2,0 4,5 8 30,8 120 454
Анализ таблицы 4 показывает, что время, затрачиваемое на формирование РЛИ, может быть от единиц секунд до нескольких минут и более. То есть на этапе предварительного выявления объектов удара целесообразно осуществлять формирование РЛИ с низкой степенью детализации 2—5 м, что позволит получать информацию в масштабе времени, близком к реальному времени. Формирование РЛИ с высокой детальностью (разрешение менее одного
метра) может осуществляться для определения интересующих районов местности по предварительным снимкам.
В последующих опытах были получены снимки с детализацией близкой к оптическим изображениям, в том числе наблюдалась радиолокационная тень деревьев, что является дополнительным демаскирующим признаком (рис. 7), который может быть использован при нанесении ударов.
Рис. 7. Снимок по результатам ведения видовой радиолокационной разведки с детальностью оптического изображения и явлением «радиотени»
Таким образом, возможность получения разведданных о самолетах на стоянках авиационной техники с использованием малоразмерных РСА БПЛА МК доказана на практике. Детализация снимков позволяет использовать их для вычисления координат самолетов как минимум на открытых стоянках для ударов БПЛА МК.
Проведенный в работе анализ размещенных на АУД объектов позволяет определить в масштабе времени, близком к реальному, рациональные средства, порядок и последовательность их поражения, а также боевую зарядку для каждого БПЛА МК;
На этапе предварительного выявления объектов удара целесообразно осуществлять формирование РЛИ с низкой степенью детализации 2—5 м, что позволит получать информацию в масштабе времени, близком к реальному времени.
сформировать различные группы тактического назначения (ГТН) и их общий боевой порядок; провести доразведку объектов удара и осуществить их целеуказание ГТН.
ПРИМЕЧАНИЯ
* Александр Покрышкин совершил первую в истории авиации посадку на автостраду. URL: https//miasskiy. ru/20190218-aleksandr-pokryshkin-sovershil-pervuyu-v-istorii-aviacii-posadku-na-avtostradu (дата обращения: 31.05.2019).
1 Усиков А.В., Рукшин А.С. Военное искусство в локальных войнах и вооруженных конфликтах. М.: Военное издательство, 2008.
2 Тимофеев Н.П., Куприянов Ю.Ф. Тактическая авиация ВВС США и НАТО в локальных конфликтах. Екатеринбург: Изд-во УГУ, 2015.
3 Ананьев А.В., Петренко С.П., Филатов С.В. Оценка путей организации управления формированиями беспилотных летательных аппаратов при обеспечении боевых действий пилотируемой авиации // Военная Мысль. 2019. № 1. С. 74—82.
4 Ананьев А.В., Филатов С.В., Рыбалко А.Г. Статистическая оценка ударных возможностей беспилотных летательных аппаратов малой дальности при решении задач пилотируемой авиации // Известия Тульского государственного универ-
ситета. Технические науки. 2018. № 12. С. 455—460.
5 В условиях, максимально приближенных к боевым. URL: https:// yuripasholok.livejournal.com/5608235.html (дата обращения: 10.03.2019).
6 Могилянец Р.И. Выбор участков автомобильных дорог для вынужденной посадки самолетов // Труды БГТУ. 2013. № 2. Лесная и деревообрабатывающая промышленность. С. 93—96.
7 Использование аэродромных участков дорог ВВС Финляндии. URL: https:// andrej-kraft.livejournal.com/61366.html (дата обращения: 11.03.2019).
8 Купряшкин И.Ф., Лихачёв В.П. Космическая радиолокационная съемка земной поверхности в условиях помех: монография. Воронеж: «Научная книга», 2014.
9 Лихачёв В.П., Рязанцев Л.Б., Черед-ников И.Ю. Применение беспилотных летательных аппаратов для ведения тактической радиолокационной разведки // Военная Мысль. 2016. № 3. С. 24—29.
10 Болкунов А.А., Рязанцев Л.Б., Сидоренко С.В. К вопросу оценки радиолокационной заметности вооружения, военной и специальной техники с применением беспилотных летательных аппаратов // Военная Мысль. 2017. № 9. C. 70—73.