Научная статья на тему 'Современные проблемы состояния здоровья школьников в условиях комплексного влияния факторов среды обитания'

Современные проблемы состояния здоровья школьников в условиях комплексного влияния факторов среды обитания Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1106
221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ / ОЦЕНКА РИСКА / ФАКТОРЫ ШКОЛЬНОЙ СРЕДЫ И ОБРАЗА ЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сетко Ирина Михайловна, Сетко Нина Павловна

Представлен анализ современной научной литературы о влиянии различных факторов внутришкольной среды и организации учебного процесса на здоровье школьников. Показано, что для проведения эффективной профилактики заболеваемости обучающихся недостаточно разработана система прогнозирования нарушений здоровья на основе комплексного анализа с использованием современных информационно-аналитических технологий, не раскрыты механизмы коррекции нарушений в организме обучающихся на уровне функционирования школьно-обусловленных систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сетко Ирина Михайловна, Сетко Нина Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN PROBLEMS OF HEALTH STATUS OF SCHOOLCHILDREN IN CONDITIONS OF INTEGRATED INFLUENCE OF FATCHORS OF ENVIRONMENT

The analysis of the modern scientific literature on the influence of various factors of the intraschool environment and the organization of the educational process on the health of schoolchildren is presented. It is shown that for the effective prevention of the incidence of trainees, a system for predicting health disorders based on complex analysis using modern information and analytical technologies is not sufficiently developed, mechanisms for correcting violations in the body of students at the level of functioning of school-conditioned systems are not disclosed.

Текст научной работы на тему «Современные проблемы состояния здоровья школьников в условиях комплексного влияния факторов среды обитания»

ОБЗОРНАЯ СТАТЬЯ

УДК 613.955

И. М. СЕТКО, Н. П. СЕТКО

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ КОМПЛЕКСНОГО ВЛИЯНИЯ ФАТКОРОВ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ

ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава России

I. M. SETKO, N. P. SETKO

MODERN PROBLEMS OF HEALTH STATUS OF SCHOOLCHILDREN IN CONDITIONS OF INTEGRATED INFLUENCE OF FATCHORS OF ENVIRONMENT

Orenburg State Medical University

РЕЗЮМЕ

Представлен анализ современной научной литературы о влиянии различных факторов внутришкольной среды и организации учебного процесса на здоровье школьников. Показано, что для проведения эффективной профилактики заболеваемости обучающихся недостаточно разработана система прогнозирования нарушений здоровья на основе комплексного анализа с использованием современных информационно-аналитических технологий, не раскрыты механизмы коррекции нарушений в организме обучающихся на уровне функционирования школьно-обусловленных систем.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ, ОЦЕНКА РИСКА, ФАКТОРЫ ШКОЛЬНОЙ СРЕДЫ И ОБРАЗА ЖИЗНИ.

SUMMARY

The analysis of the modern scientific literature on the influence of various factors of the intraschool environment and the organization of the educational process on the health of schoolchildren is presented. It is shown that for the effective prevention of the

Сетко Ирина Михайловна - к. м. н., доцент кафедры гигиены и эпидемиологии; тел. 8 (3532) 50-06-06, доб. 642; e-mail: [email protected]

Сетко Нина Павловна - д. м. н., профессор, заведующая кафедрой гигиены и эпидемиологии; тел. 8 (3532) 50-06-06, доб. 642; e-mail: [email protected]

incidence of trainees, a system for predicting health disorders based on complex analysis using modern information and analytical technologies is not sufficiently developed, mechanisms for correcting violations in the body of students at the level of functioning of school-conditioned systems are not disclosed.

KEY WORDS: SHEALTH OF SCHOOLBOYS, RISKLISK, FACTORS OF SCHOOL ENVIRONMENT AND LIFESTYLE.

Состояние здоровья детей и подростков является одним из важных показателей развития страны. Реформа современной школы выдвинула перед образовательными учреждениями необходимость формирования адаптивной, здоровой личности, способной самостоятельно приобретать знания и трансформировать их к постоянно меняющимся требованиям жизни. В условиях социально-экономических преобразований, происходящих в стране, обостряется противоречие между растущей потребностью в здоровых людях и ухудшающимся здоровьем детей [37]. Результаты широкомасштабных исследований, проводимых в регионах нашей страны, подтверждают негативные тенденции в состоянии здоровья детей и подростков, проявляющиеся в снижении доли здоровых детей и росте хронической заболеваемости [16, 61]. Известно, что практически здоровых детей в России около 14-16% (I группа здоровья), различные

функциональные отклонения имеют около 50% детей (II группа здоровья), а 35-40% имеют хронические заболевания, в том числе около 5% детей имеют заболевания, приведшие к инвалидности [3, 4, 5]. Охрана и укрепление здоровья обучающихся базируются на создании условий обучения и воспитания, соответствующих санитарным нормам и правилам, гигиеническим нормативам; выполнение которых априори гарантирует сохранность здоровья обучающихся.

В современных условиях внутришкольная среда рассматривается как динамическая многокомпонентная система, включающая в себя ряд физических, химических, психосоциальных и других факторов, под воздействием которых учащиеся находятся в течение 11 лет своей жизни и большую часть дня (более 70% времени). Это требует формирования школьной среды в гармонии с растущими потребностями и возможностями детского организма, тем более что фактор внутришкольной среды определяет 12,5% заболеваемости в начальных классах, а к окончанию школы его значение возрастает почти в 2 раза [42, 43, 55, 69].

Следовательно, одной из важных задач реформирования системы школьного образования является «оздоровление» внутришкольной среды. Необходимо, чтобы вопросы приведения условий обучения детей в соответствии с требованиями современного санитарного законодательства и стали приоритетными. Вместе с тем в настоящее время наблюдается неблагоприятная ситуация с организацией искусственного освещения в школах (29,68% замеров не соответствуют гигиеническим нормативам).

В Российской Федерации в последние годы удельный вес образовательных организаций, в которых уровень искусственной освещенности не соответствовал гигиеническим требованиям, составил 15%, в Оренбургской области - 14,5%. По данным А. Н. Поляковой (2013), в 23,6% случаев освещенность в учебных помещениях при люминесцентном освещении недостаточная и не соответствует санитарным нормам.

Снижение уровня освещенности в учебных комнатах на фоне увеличения зрительных

нагрузок привело к большому росту учащихся с патологией зрения. В России в 2015 году по результатам медицинских осмотров детей и подростков в возрасте до 17 лет установлено увеличение числа школьников с понижением остроты зрения в конце первого года обучения в 1,43 раза по сравнению с их осмотром перед поступлением в школу.

В ряде регионов имеются еще школы, которые работают в 2-3 смены. При этом классы нередко переполнены, что не соответствует санитарно-гигиеническим требованиям и приводит к снижению учебной площади на одного учащегося в среднем в 1,5 раза по сравнению с принятым расчетным нормативом. Следствием этого является повышение температуры и влажности, бактериальной загрязненности, увеличение содержания органических веществ, ухудшение ионного состава воздуха, что резко изменяет самочувствие и настроение учащихся, способствует быстрому нарастанию утомления. К концу учебного дня в учебных помещениях температура воздуха может повышаться на 5-6 градусов С, более чем в 3 раза могут возрасти концентрация углекислоты и содержание органических веществ. В сочетании с изменениями физических свойств воздуха это придает помещениям специфический запах, что вызывает у учащихся ряд субъективных расстройств [24-25]. В России удельный вес организаций, в которых параметры микроклимата не соответствовали гигиеническим требования, составил 8,5%, в Оренбургской области - 9,5%. По данным А. Т. Зулькарнаевой с соавт. (2012), в 76,5% случаев параметры микроклимата в образовательных организациях не соответствовали гигиеническим требованиям [15].

Распространенность острых респираторных заболеваний среди учеников младших классов зависит от режима проветривания и площади учебных помещений, а также от планировки зданий [38, 55, 68, 72]. Установлено, что в хорошо проветриваемых помещениях работоспособность учащихся в 1,5-2 раза выше по сравнению с таковой у детей, занимающихся в непроветриваемых помещениях [24, 25, 26, 30]. Оптимальные

условия воздушной среды в образовательных учреждениях могут быть установлены при «пульсирующем» режиме проветривания классного помещения [42, 43]. Исследования по изучению организации общеобразовательных учреждений [13, 33-36, 73] показали, что большинство школ функционируют на основе минимальных гигиенических регламентов к большинству средовых факторов. Ведущим фактором риска развития патологии опорно-двигательного аппарата является неправильно подобранная мебель. Лишь в 14,22% учебных заведений наблюдается удовлетворительная обеспеченность мебелью [34, 36, 29].

Удельный вес общеобразовательных организаций в России, в которых мебель не соответствовала гигиеническим требованиям, составил 17,5%, в Оренбургской области - 21,6%. В исследованиях А. Н. Поляковой [59] установлено, что школьная мебель (ученические столы и стулья) в начальных классах в 45% случаев не соответствуют росту учащихся, в классе имеется лишь один номер мебели, что делает невозможным правильный подбор и расстановку школьной мебели. По данным А. Т. Зулькарнаевой и соавт. (2012), большинство младших школьников весь период обучения в начальной школе проводят за партами, не соответствующими их росту, лишь у 7,4-13,3% учащихся 3-х классов и 22,5-37,6% учащихся 4-х классов ученическая мебель соответствует антропометрическим данным, и приводит к нарушению осанки, зрения, про-грессированию начальных форм сколиотической деформации позвоночника у детей.

В Российской Федерации в 2015 году по результатам периодических медицинских осмотров детей и подростков в возрасте до 17 лет включительно наблюдалось увеличение числа детей со сколиозом в конце первого года обучения в 1,78 раза по сравнению с их осмотром перед поступлением в школу, с нарушением осанки в конце первого года обучения - в 1,29 раза по сравнению с их осмотром перед поступлением в школу. В Оренбургской области увеличилось число школьников со сколиозом в 2,1 раза, с нарушением осанки - в 1,9 раза, с понижением остроты зрения - в 1,6 раза в конце первого года

обучения по сравнению с показателями перед поступлением в школу.

Одним из факторов образовательной среды, влияющих на физическое и психическое здоровье обучающихся, являются высокие учебные нагрузки [1, 41], при этом с несогласованными режимами и расписаниями занятий работали 3,8% общеобразовательных учреждений, из них 0,9% школ не представили на согласование соответствующие документы. Согласно имеющимся в научной литературе данным, установлено, что недельная нагрузка во всех классах превышает максимально допустимую, имеет место нерациональное распределение недельной учебной нагрузки [7, 19, 32, 59, 64]. В исследованиях Е. С. Богомоловой и соавт. (2008) установлено, что в учебном расписании встречаются строенные уроки, которые приводят к быстрому снижению работоспособности и развитию утомления. На смежных уроках располагаются близкие по характеру учебных действий предметы, что вызывает монотонность учебного процесса и снижает усвояемость материала. В работах И. М. Сетко и Е. И. Кузнецовой [44] получены данные, согласно которым в образовательных учреждениях выявлено превышение учебных часов за неделю, прослеживается чёткая тенденция высокой учебной нагрузки в начале недели, максимум которой приходится на пятницу и субботу.

По данным А. В. Гущенко и соавт. (2010), Т. В. Тарасовой и И. Ш. Туаевой (2015), длительность перерывов между уроками не соответствует гигиеническим требованиям, что совместно с нерационально составленным учебным расписанием способствует быстрому снижению работоспособности и развитию утомления. Т. В. Тарасовой и И. Ш. Туаевой (2015) и Е. С. Богомоловой с соавт. (2008) показано, что количество уроков физической культуры в неделю не соответствовало гигиеническим требованиям. Уроки физкультуры расположены в расписании без учета недельной динамики работоспособности, не используются как «уроки переключения» со статического на динамический компоненты учебной деятельности. Разработанная в последние годы модульно-блочная система обучения

показала свою эффективность и здоровьесбе-регающий эффект. Согласно исследованиям М. И. Степановой и соавт. [60], А. В. Суворовой и И. Ш. Якубовой [9], В. Р. Кучмы, Л. М. Сухаревой [29], учебная нагрузка учащихся в классах, обучающихся по данной системе, не превышала максимально допустимые величины при 6-дневной учебной неделе, а расписание занятий учащихся, в основном, соответствовало физиологической суточной и недельной работоспособности, имелось чередование предметов по трудности и содержанию.

Влияние высоких учебных нагрузок достаточно продолжительное время в ряде случаев не соответствует функциональным возможностям организма школьника и приводит к развитию школьно-обусловленной патологии [23-29, 41, 44-51, 58]. В многочисленных научных исследованиях показана прямая зависимость между гигиеническими факторами организации учебно-воспитательного процесса и работоспособностью и адаптационными возможностями школьников [3-5, 23-29, 44-51].

По мнению многих ученых, проблема адаптации детей и подростков к условиям среды обитания характеризуется значительным разнообразием [27]. Процесс адаптации многие исследователи рассматривают не только как приспособление растущего организма к среде, но и как активное приспособление среды к функциональным возможностям детей и подростков [2]. Причем установлено, что на разных этапах развития один и тот же действующий фактор имеет неодинаковое значение для организма ребенка. В одних случаях он может быть чрезвычайным, стрессорным, в других - физиологическим [1, 2, 44-51].

Отличительной чертой современного обучения и воспитания детей стала компьютеризация образовательных учреждений. Общими нарушениями продолжают оставаться: использование устаревшей компьютерной техники, небезопасной для здоровья детей; расстановка технических средств без учета гигиенических требований; несоблюдение требований к кубатуре и площади кабинетов; в отделке помещений используются

полимерные строительные материалы; используемая мебель не отвечает требованиям эргономики. При оценке ЭМП процент несоответствия замеров гигиеническим нормативам в учебных комнатах составил 34,98% [27-28].

Интегрирование в учебный процесс различных интернет-ресурсов привело к необходимости использования в школьных помещениях системы Wi-Fi, которая дополнительно является источником СВЧ-излучения к электромагнитным полям, характерных для компьютеров, и при этом используются нормативы, установленные для взрослых, без учета морфофункциональных особенностей [27-28]. Более того, современные информационные технологии обеспечивают сегодня стремительный рост информационно-ресурсной базы, свободный доступ к разнообразным информационным ресурсам, дистанционность, интерактивность, возможность формирования социальных образовательных сетей и образовательных сообществ, что формирует новую цифровую среду обитания детей, характеризующейся комплексом факторов, обладающих потенциально негативным эффектом воздействия на развитие и здоровье детей [27-28]. Авторами показано, что информация, передаваемая на экран компьютера, создает трудности её зрительного восприятия и понимания, в 2,5 раза повышается амплитуда и частота движений глаз, а высокая яркость изображения вызывает повышенную активацию зрительных центров. В комплексе эти факторы способствуют изменению мозговых стратегий обработки воспринимаемой информации, повторение которых в процессе развития мозга может приводить к нарушению созревания структур головного мозга [27, 74]. Кроме этого, В. Р. Кучмой, Л. М. Текшевой, О. А. Вятлеевой (2013) доказано, что при чтении текста с экрана компьютера по сравнению с бумажным носителем возрастает количество движений глаз, существенно возрастает электроэнцефалографическая активность головного мозга, свидетельствующая о более выраженном утомлении центральной нервной системы и эмоциональном напряжении, повышается активность симпатической нервной системы в регуляции сердечного ритма.

Важным фактором, повышающим неспецифическую резистентность организма детей к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды, является качество питания и его организация. В результате действия факторов внутришкольной среды, и тем более в условиях современного обучения с интенсивными интеллектуальными нагрузками, предъявляются повышенные требования к функциональному состоянию различных органов и систем организма учащихся и, как следствие, к необходимости оптимальной нутриентной обеспеченности организма школьников всеми эссенциальными питательными веществами [3-5, 10-12, 14-18, 20-22, 51, 53, 54, 56, 57].

Высокая интенсивность процессов обмена веществ у детей и подростков требует регулярного поступления достаточных количеств основных пищевых веществ и энергии, необходимых для осуществления нормальной жизнедеятельности, в том числе для нормального развития и функционирования растущего организма [6]. Полноценное и адекватное питание обеспечивает оптимальное функционирование всех органов и систем организма учащегося [3-5, 5-6, 33-36, 39-40].

Доказано направленное действие компонентов пищи, таких как макро- и микронутриен-ты, на процессы высшей нервной деятельности, скорость умственных реакций, оперативное и абстрактное мышление и в конечном итоге на уровень интеллекта. Изначальное формирование и последующая активация морфофункци-ональных блоков, ответственных за получение и передачу информации, тесно связаны с метаболизмом пищеварительных субстратов и состоянием различных видов обмена веществ. Из всех многочисленных пищевых веществ особое место в питании растущего организма ребенка занимают белки. Отсутствие любой из незаменимых аминокислот в получаемой ребенком пище отрицательно сказывается на его состоянии: в организме снижается синтез тканевых белков, начинают интенсивно распадаться собственные белки, за счет которых покрывается дефицит в данной аминокислоте [31]. Ключевое

значение во влиянии на уровень интеллекта принадлежит белковому обмену. Так, одни из первых попыток повлиять на интеллектуальные функции человека были связаны с открытием молекулярных основ долговременной памяти, ассоциированных со структурными конформа-ционными изменениями в нейронах и синтезом белка. Открытие структурных изменений нейронов в ходе формирования нейронной памяти дало основание предполагать ключевую роль синтеза белка в консолидации памяти, т. е. переводе информации из кратковременной в долговременную форму хранения [66]. Помимо этого, важно соответствие аминокислотного состава белков потребностям растущего организма. Многие аминокислоты, в частности а-глутамат и а-аспартат, являются предшественниками медиаторов ЦНС. Незаменимые аминокислоты являются источником синтеза пептидных гормонов, участвуют не только в обусловленности синаптической активности клеток ЦНС, но и способствуют обеспечению оптимальных условий роста нейрона за счет формирования микроокружения, участвуют в синтезе белков и гликопротеидов мембраны нейронов, в формировании ионных каналов, обеспечивающих основные функции нейрона - проводимость и возбудимость. Между тем обновление белков мембраны нейрона происходит в течение 2-5 дней, и, значит, организм, прежде всего в детском возрасте, нуждается в постоянном поступлении легкоусвояемого белка. Следовательно, имеющаяся научная база представляет веские основания для того, чтобы предполагать достаточно аргументированно с нейрофизиологических позиций связь между белковым метаболизмом, сбалансированностью по белковой составляющей экзогенно поступающего в организм с пищей белка и состоянием интеллектуальных характеристик индивидуума [66]. Последние достижения молекулярной биологии стали материальной основой для дополнительного обоснования с позиций нейропсихонутрициологии постулата об особой важности сбалансированности питания для детей и подростков и прежде всего его белковой составляющей.

Важную роль для растущего организма имеют ш-3-полиненасыщенные жирные кислоты, которые участвуют в построении клеточных мембран головного мозга и нейросетчатки, реализации иммунного ответа, противовоспалительных реакциях, а также в улучшении когнитивных функций, таких как память и внимание [20-22].

Среди пищевых факторов, имеющих особое значение для поддержания здоровья, работоспособности, особенно в период усиленного роста и развития, важнейшая роль принадлежит витаминам и минеральным веществам [2, 53-54]. Известно, что такие важные показатели здоровья растущего организма, как физическое развитие и психофизиологический статус, могут служить основой критериальной оценки как благоприятного, так и неблагоприятного воздействия факторов окружающей среды [1, 53-54].

Результатом нерационального и неадекватного питания является пониженная физическая и умственная работоспособность, нарушения в антропометрическом, иммунологическом, антиоксидантном и микроэлементном статусе организма детей [53, 54]. Дисбаланс рациона питания школьников влияет, в первую очередь, на защитные силы организма, подавляет реакции неспецифической резистентности, создает условия для нарушения функций органов и систем, является риском развития ложных заболеваний [10-12, 64]. В структуре алиментарно-зависимых заболеваний у детей школьного возраста лидирующее место занимают заболевания желудочно-кишечного тракта (хронические гастродуодениты, язвенная болезнь желудка двенадцатиперстной кишки, функциональная диспепсия, заболевания гепатобилиарной системы), эндокринные и сердечно-сосудистые заболевания [11]. Кроме этого, большинство исследователей питания детей школьного возраста констатировали, что нарушение питания по количественному и качественному составу приводит к отставанию в физическом развитии, нервно-психическом, развитию таких дефицитарных состояний, как гиповитаминоз, недостаток железа, кальция; широкому распространению дисбактериозов.

Исследованиями НИИ гигиены детей и подростков АН России установлено, что среди младших школьников отмечается высокая распространенность факторов риска, обусловленных образом жизни (Кучма В. Р., 2016). Показано, что уровень двигательной активности у 59,8% девочек и 43,1% мальчиков не соответствует критериям Всемирной организации здравоохранения. 1/3 детей занимаются физической культурой только на школьных уроках, а продолжительность прогулок на открытом воздухе составляет менее 2 часов в день у 57,6% школьников. В динамике обучения с 1-го по 4-й класс увеличивается доля лиц с дефицитом ночного сна с 65,3% до 83,3% и увеличивается число школьников, работающих с компьютером с 74,5% до 88,0%. Причем каждый второй ребенок проводит за компьютером по 1 часу в день, 15,4% - по 2 часа и более. Среди младших школьников пробовали курить 13,9% мальчиков и 6,4% девочек. Употребляли алкоголь 23,3% мальчиков и 16,8% девочек. Исследованиями Н. П. Сетко, Ю. Ю. Суетновой (2007) показано, что приоритетными социально-гигиеническими факторами, неблагоприятно влияющими на здоровье городских школьников, являются употребление алкогольных напитков, курение, низкая двигательная активность, в то время как на здоровье сельских учащихся -низкий материальный достаток семьи, неудовлетворительные жилищные условия, курение и употребление алкогольных напитков.

Важной проблемой в структуре общественных отношений являются особенности и успешность социализации и самореализации личности детей и подростков. В. Г. Сахаров (2017) установил изменения личности современных старшеклассников, проявляющиеся в повышении независимости, эгоистичности, агрессивности, авторитарности, альтруизма, возрастания значимости и ценности их собственного «Я».

Эффективность профилактики заболеваемости обучающихся, в том числе школьно-обусловленных заболеваний, во многом определяется уровнем развития систем прогнозирования нарушений здоровья на основе комплексного анализа совокупности факторов образовательной

среды и мониторинга здоровья с использованием современных информационно-аналитических технологий, математического моделирования средств аппаратно-программных комплексов. Однако в существующей научной литературе пока ещё недостаточно данных по оценке риска здоровью учащихся, в том числе апробации уже предложенных методов и использования методологии оценки риска здоровью обучающихся.

Таким образом, имеющиеся научные литературные данные свидетельствуют о том, что малочисленны комплексные исследования по оценке факторов риска нарушения здоровья учащихся, не раскрыты механизмы коррекции нарушений в организме обучающихся на уровне функционирования школьно-обусловленных систем.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Анохин, П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса/ П. К. Анохин. - М.: Медицина, 1968. - 548 с.

2. Адаптационные резервы организма учащихся в условиях многофакторного воздействия образовательной среды: монография/ Н. П. Сетко, А. Г. Сетко, Е. В. Булычева [и др.]. - Оренбург, 2010. - 268 с.

3. Баранов, А. А. Состояние здоровья детей в Российской Федерации/А. А. Баранов //Педиатрия. - 2012. - № 91 (3). - С. 9-14.

4. Баранов, А. А. Актуальные проблемы сохранения и укрепления здоровья детей в Российской Федерации / А. А. Баранов, А. Г. Ильин //Российский педиатрический журнал. - 2011. - № 4. - С. 7-12.

5. Баранов, А. А. Особенности состояния здоровья современных школьников / А. А. Баранов, Л. М. Сухарева //Вопросы современной педиатрии. - 2006. -№ 6. - С. 23-32.

6. Батурин, А. К. Питание подростков: современные взгляды и практические рекомендации/А. К. Батурин, Б. С. Каганов, Х. Х. Шарафетдинов. - М., 2006. - 54 с.

7 Богомолова, Е. С. Оценка физического развития детей и подростков с использованием стандартов разного территориального уровня / Е. С. Богомолова, Ю. Г. Кузмичев, С. А.Чекалова // Материалы Х Всероссийского съезда гигиенистов и санитарных врачей. - М., 2007. - С. 474-478.

8. Внутренние болезни и функциональные расстройства в подростковом возрасте. Охрана здоровья подростков / Под редакцией Л. Т. Антоновой, Г. Н. Сер-дюковской. - М.: Промедэк, 1993. - 394 с.

9. Гигиена учебного процесса и состояние здоровья школьников при блочно-модульном обучении: монография / А. В. Суворова, И. Ш. Якубова, Н. П. Иванова. - СПб.: Изд. СЗГМУ им. И. И. Мечникова. - 2014. - 160 с.

10. Горелова, Ж. Ю. К вопросу о состоянии питания школьников /Ж. Ю. Горелова, В. Р. Кучма, О. А. Кизенко [и др.] // Мед. помощь. - 2000. - № 6. - С. 7-10.

11. Горелова, Ж. Ю. Современные проблемы питания подростков /Ж. Ю. Горелова, Д. В. Синякова, А. В. Мосов // Материалы IX Всероссийского съезда гигиенистов и санитарных врачей «Гигиеническая наука и практика на рубеже XXI века». - 2001. - Т. 1. - 726 с.

12. Горелова, Ж. Ю. Современные проблемы питания подростков /Ж. Ю. Горелова, Д. В. Синякова, А. В. Мосов // Материалы IX Всероссийского съезда гигиенистов и санитарных врачей «Гигиеническая наука и практика на рубеже XXI века». - 2001. - Т. 1. - 726 с.

13. Давыденко, Л. А. Физическое развитие школьников образовательных учреждений Волгограда/Л. А. Давыденко //Гигиена и санитария. - 2004. - № 2. - С. 45-48.

14. Дюдяков, А. А. Гигиеническая оценка и коррекция рационов питания десткого населения региона / А. А. Дюдяков, Р. С. Рахманов, А. Е. Груздева, Ю. В. Ко-ротунов // Материалы IX Всероссийского съезда гигиенистов и санитарных врачей «Гигиеническая наука и практика на рубеже XXI века». - М., 2001. -Т. 1. - С. 738.

15. Зулькарнаева, А. Т. Влияние отдельных факторов на состояние здоровья школьников / А. Т. Зулькарнаева, Е. А. Поварго, Т. Р. Зулькарнаев [и др.] // Здоровье населения и среда обитания. - 2012. № 8. - С. 29-31.

16. Ибрагимова, Е. М. Состояние здоровья и медико-социальные особенности подростков, обучающихся по разным программам профессиональной подготовки в колледжах / Е. М. Ибрагимова, Е. И. Шубочкина // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. - 2013. - № 4. - С. 22-26.

17. Истомин, А. В. Эколого-гигиенические проблемы оптимизации питания населения/ А. В. Истомин, Н. П. Мамчик, О. В. Клепиков; под ред. акад. РАМН проф. А. И. Потапова. - М, 2001. - 420 с.

18. Княжев, В. А. Правильное питание. Биодобавки, которые Вам необходимы / В. А. Княжев, В. А. Ту-тельян, Б. П. Суханов. - М.: Медицина, 1998. -112 с.

19. Ковешникова, И. И. Гигиеническая оценка организации учебного процесса в школах г. Кемерово / И. И. Ковешникова, Л. П. Почуева, И. П. Овчинникова// Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». - 2006. - Т. 8, № 8. - С. 369.

20. Конь, И. Я. Актуальные проблемы организации питания школьников / И. Я. Конь, Л. Ю. Волкова, С. А. Димитриева //ЗНиСО. - 2007. - № 5 (194). - С. 4-9.

21. Конь, И. Я. Исследование влияния рыбьего жира как источника ^-3 полиненасыщенных жирных кислот на когнитивные функции дошкольников 5-6 лет / И. Я. Конь, Н. М. Шилина, М. М. Коростелева, С. В. Бу-данцева //Педиатрия. - 2009. - Т. 87, № 1. - С. 84-88.

22. Конь, И. Я. Омега-3 полиненасыщенные жирные кислоты в профилактике и лечении болезней детей и взрослых/И. Я. Конь, Н. М. Шилина, С. Б. Вольфсон // Леч. врач. - 2006. - № 4. - С. 55-59.

23. Кучма, В. Р. 2018-2027годы - десятилетие детства в России: цели, задачи и ожидаемые результаты в сфере здоровьесбережения обучающихся/В. Р. Кучма // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. - 2017. - № 3. - С. 4-14.

24. Кучма, В. Р. Вызовы XXI века: Гигиеническая безопасность детей в изменяющейся среде (Часть I) / В. Р. Кучма // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. - 2016. - № 3. - С. 4-22.

25. Кучма, В. Р. Вызовы XXI века: Гигиеническая безопасность детей в изменяющейся среде (Часть II) / В. Р. Кучма // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. - 2016. - № 4. - С. 4-24.

26. Кучма, В. Р. Санитарно-эпидемиологическое благополучие детей и подростков в современных условиях: проблемы и пути решения/В. Р. Кучма, Л. М. Сухарева //Здоровье населения и среда обитания. - 2012. -№ 8. - С. 4-6.

27. Кучма, В. Р. Физиолого-гигиеническая оценка восприятия информации с электронного устройства для чтения (ридера) / В. Р. Кучма, Л. М. Текшева,

О. А. Вятлева, А. М. Курганский // Гигиена и санитария. - 2013. - № 1. - С. 22-26.

28. Кучма, В. Р. Гигиеническая безопасность жизнедеятельности детей в цифровой среде / В. Р. Кучма, Л. М. Сухарева, П. И. Храмцов //Здоровье населения и среда обитания. - 2016. - № 8 (281). - С. 3-10.

29. Кучма, В. Р. Санитарно-эпидемиологическое благополучие детей и подростков в современных условиях: проблемы и пути решения / В. Р. Кучма, Л. М. Сухарева //Здоровье населения и среда обитания. - 2012. -№ 8. - С. 4-6.

30. Маслова, О. И. Новые технологии оценки состояния познавательной сферы у детей. Физиология роста и развития детей и подростков / О. И. Маслова, С. В. Дзюба, И. Б. Немковский, Н. Д. Макулова; под редакцией А. А. Баранова, Л. А. Щеплягиной. - М., 2000. - С. 403-419.

31. Могильный, М. П. Оборудование предприятий общественного питания: Тепловое оборудование:учебное пособие для вузов /М. П. Могильный, Т. В. Калашнова, А. Ю. Баласанян; под ред. М. П. Могильного. 2-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2005. - 192 с.

32. Мыльникова, И. В. Гигиеническая оценка учебной нагрузки в общеобразовательных учреждениях Иркутской области/И. В. Мыльникова // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 6. - иЯЬ: Ы1р:/Ымм.%с1е.псе-ейисайоп.ги/ги/аг11скЫ1тШ=25597 (дата обращения: 19.06.2018)

33. Онищенко, Г. Г. Актуальные задачи гигиенической науки и практики в сохранении здоровья населения/ Г. Г. Онищенко //Гигиена и санитария. - 2015. - № 3. -С. 5-10.

34. Онищенко, Г. Г. Итоги и перспективы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации / Г. Г. Онищенко // Гигиена и санитария. - 2012. - № 4. - С. 4-12.

35. Онищенко, Г. Г. Проблема улучшения здоровья учащихся и состояние общеобразовательных учреждений / Г. Г. Онищенко // Гигиена и санитария. - 2005. -№ 3. - С. 40-43.

36. Онищенко, Г. Г. О санитарно-эпидемиологическом благополучии общеобразовательных учреждений Российской Федерации / Г. Г. Онищенко // Гигиена и санитария. - 2004. - № 4. - С. 3-5.

37. Оценка здоровьесберегающего потенциала биме-стровой модели организации учебного года в школе /

И. К. Рапопорт, С. Ю. Степанов, О. С. Панина, И. В. Рябова, С. Б. Соколова, М. А. Поленова // Здоровье населения и среда обитания. - 2015. -№ 8. - С. 13-16.

38. Полупансион как современная технология формирования здоровьесберегающей среды младших школьников в условиях гимназического образования: диссертация ... кандидата медицинских наук: 14.00.07/Е. В. Кир-насюк [Место защиты: ГОУВПО «Оренбургская государственная медицинская академия»]. - Оренбург, 2004. - 110 с.: ил.

39. Полякова, А. Н. Оценка качества питания детей г. Иваново и области / А. Н. Полякова, В. Л. Старо-думов, Н. Б. Денисова, В. В. Желтякова // Вестник Ивановской медицинской академии. - 2005. - Т. 10, № 1-2. - С. 89-90.

40. Полякова, А. Н. Фактическое питание детей в организованных коллективах города Иваново/А. Н. Полякова, Н. Б. Денисова, Г. Н. Кашманова // Вопросы детской диетологии. - 2006. - Т. 4, № 5. - С. 38-41.

41. Результаты донозологической диагностики состояния здоровья учащихся современного образовательного учреждения / А. Г. Сетко, С. П. Тришина, Е. А. Терехова, М. М. Мокеева // Здоровье населения и среда обитания. - 2015. - № 6. - С. 26-29.

42. Сердюковская, Г. Н. Социальные условия и состояние здоровья школьников / Г. Н. Сердюковская. - М. : Медицина, 1995. - С. 24.

43. Сердюковская, Г. Н. Научно-исследовательская деятельность НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков в 1993-1998 гг. / Г. Н. Сердюковская, Л. М. Сухарева, Б. З. Воронова [и др.] // Гигиена и санитария. - 2000. - № 3. - С. 34-38.

44. Сетко, И. М. Современные подходы к оценке гигиенической безопасности внутришкольной среды как фактора риска инфекционной заболеваемости школьников / И. М. Сетко, Е. И. Кузнецова // Медицинский альманах. - 2011. - № 4 (17). - С. 136-138.

45. Сетко, Н. П. Актуальные проблемы развития школьной медицины на современном этапе / Н. П. Сетко, А. Г. Сетко //Лечение и профилактика. - 2017. - № 1 (21). - С. 57-62.

46. Сетко, Н. П. Гигиенические проблемы формирования здоровья школьников в системе гимназического образования: монография/Н. П. Сетко, А. Г. Сетко, М. М. Мокеева. - Оренбург, 2010. - 211 с.

47. Сетко, Н. П. Современные подходы к охране психического здоровья детей и подростков (обзор литературы) / Н. П. Сетко, Г. В. Садчикова // Оренбургский медицинский вестник. - 2017. - Т. V, № 2 (18). - С. 4-7.

48. Сетко, Н. П. Фундаментальные основы формирования здоровья будущих первоклассников / Н. П. Сетко, Е. В. Булычева, А. Я. Валова // Педиатр. - 2017. -Т. 8. - С. 291-292.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

49. Сетко, Н. П. Функциональное состояние организма младших школьников при разных формах организации учебного дня / Н. П. Сетко, Е. В. Булычева // Вопросы школьной университетской медицины и здоровья. -2013. - № 1. - С. 18-21.

50. Сетко, Н. П. Функциональные адаптационные резервы организма студентов как основа количественной оценки здоровья в условиях современного высшего образования/Н. П. Сетко, Е. В. Булычева, И. М. Сетко // Материалы V Национального конгресса по школьной и университетской медицине с международным участием «Здравоохранение и медицинские науки - от области образования к профессиональной деятельности в сфере охраны и укрепления здоровья детей, подростков и молодежи». - Москва, 2016. - С. 276-278.

51. Сетко, Н. П. Физиолого-гигиенические аспекты сохранения индивидуального здоровья школьников / Н. П. Сетко, Г. Н. Ларионова //Российский педиатрический журнал. - 2003. - № 2. - С. 48-49.

52. Сетко, Н. П. Функциональное состояние и адаптационные возможности организма школьников в условияхреформирования образования/Н. П. Сетко, Е. А. Володина, Е. Ю. Суетнова //Вестник Оренбургского государственного университета. - 2005. -№ 11. - С. 72-76.

53. Сетко, Н. П. Экологическая оценка фактического питания и алиментарного статуса сельских школьников, проживающих на территории Оренбургской области / Н. П. Сетко, У. Г. Малахова // Вестник ОГУ. - 2005. - № 3. - С. 51-55.

54. Сетко, Н. П. Экологическая характеристика фактического питания и алиментарного статуса сельских школьников младших классов, проживающих на территории Оренбургской области /Н. П. Сетко, У. Г. Малахова // Вестник ОГУ. - 2006. - № 4. -С. 121-126.

55. Сидоренко, Г. И. Роль социально-гигиенических факторов в развитии заболеваний среди населения / Г. И. Сидоренко, Е. Н. Кутепов // Гигиена и санитария. - 1997. - №1 - С. 3-6.

56. Синода, В. А. Гигиеническая оценка и модель оптимизации питания детского населения Тверской области /В. А. Синода, А. В. Истомин, А. Ф. Выскубов, В. Т. Галкин, А. В. Черткова // Здоровье населения и среда обитания. - 200б. - № 9 (126). - С. 28-31.

57. Скальный, А. В. Биоэлементы в медицине/А. В. Скальный, И. А. Рудаков. - М. : Изд. дом «Оникс 21 век» : Мир, 2004. - 272 с.

58. Современные подходы к гигиенической диагностике здоровья детского населения/Н. П. Сетко, И. М. Сетко, Е. В. Булычева [и др.] // Оренбургский медицинский вестник. - 2016. - Т. IV, № 2 (14). - С. 24-31.

59. Средовые факторы образовательного учреждения и состояние здоровья учащихся [Электронное издание] /А. Н. Полякова, Е. В. Селезнева, Н. Б. Денисова, Т. В. Позднякова // Вестник новых медицинских технологий. - 2013. - № 1. - С. 242.

60. Степанова, М. И. Профилактика нарушений здоровья школьников в процессе обучения /М. И. Степанова, З. И. Сазанюк, М. А. Поленова [и др.] // Российский педиатрический журнал. - 2011. - № 3. - С. 46-49.

61. Сухарева, Л. М. Заболеваемость учащихся 1 и 2 классов Москвы / Л. М. Сухарева, Л. С. Намазова, И. К. Рапопорт [и др.] // Вопросы современной педиатрии. - 2006. - Т. 5, № 1. - С. 783.

62. Сухарева, Л. М. Особенности заболеваемости школьников за последние 50 лет / Л. М. Сухарева, И. К. Рапопорт, Л. Ф. Бережков [и др.] // Гигиена и санитария. - 2009. - № 2. - С. 21-25.

63. Сухарева, Л. М. Заболеваемость московских школьников в динамике обучения с 1-го по 9-й класс /Л. М. Сухарева, Л. С. Намазова-Баранова, И. К. Рапопорт //Российский педиатрический журнал. - 2013. - № 4. - С. 48-53.

64. Тарасова, Т. В. Гигиеническая оценка расписания уроков в школах РСО-АЛАНИЯ / Т. В. Тарасова, И. Ш. Туаева // Фундаментальные исследования. Медицинские науки. - 2015. - № 1. -С. 1926-1929.

65. Тимербулатов, И. Ф. Гигиеническая оценка организации учебного процесса в общеобразовательных учреждениях крупного города /И. Ф. Тимербулатов, Т. Р. Зулькарнаев, Р. А. Алешина [и др.] // Гигиена и санитария. - 2009. - № 2. - С. 82-84.

66. Ткаченко, Е. И. Новая парадигма нейропсихонутрици-ологии / Е. И. Ткаченко, Ю. П. Успенский //Клиническое питание. - 2005. - № 4. - С. 15.

67. Ткачук, Е. А. Гигиеническая оценка напряженности учебного труда школьников / Е. А. Ткачук, И. В. Мыльникова, Н. В. Ефимова //Экология человека. - 2014. -№ 6. - С. 20-24.

68. Токаренко, И. И. Экологическая ситуация и заболеваемость населения в Запорожье / И. И. Токаренко, Б. Я. Иванов // Гигиена и санитария. -1994. - № 7. -С. 24-26.

69. Туровец, Г. Л. Анализ связей между факторами среды и состоянием здоровья детей и подростков / Г. Л. Туровец, М. Б. Пахомов, Е. В. Орлова // Гигиена и санитария. - 1986. - № 5. - С. 82-84.

70. Тутельян, В. А. Актуальные проблемы гигиены питания и пути их решения / В. А. Тутельян // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Госсанэпидслужбе России 80 лет: реальность и перспективы». - М., 2002. - 4.2. - С. 285-288.

71. Физическое развитие детей и подростков Российской Федерации : Сборник. мат-лов (выпуск VI) / Под ред. акад. РАН и РАМН А. А. Баранова, член-корр. РАМН В. Р. Кучмы. - М. : Издательство «ПедиатрЪ», 2013. -192 с.

72. Эколого-гигиенические проблемы исследования иммунного статуса человека в популяции /Г. И. Сидоренко, Г. И. Захарченко, М. П. Морозов, Н. Ф. Кошелев. - М. : Промедэк, 1992. - С. 1-3.

73. Ямпольская, Ю. А. Состояние здоровья учащихся выпускных классов особенности и функциональные возможности современных подростков //Глава 3.2. Гигиенические проблемы школьных инноваций / Ю. А. Ямпольская ; под ред. В. Р. Кучмы, Л. М. Сухаревой, М. И. Степановой. - М. : НЦЗД РАМН, 2009. - С. 81-98.

74. Takeuchi, H. Sassa / Takeuchi H., Taki Y., Hashizume H., Asano K., AsanoM., Sassa. URL: http://www.nature.com/ mp/journal/vaop/ncurrent/full/mp2015193a.html - aff1 Y., Yokota S., Kotozaki http:// www.nature.com/mp/ journal/vaop/ncurrent/full/mp2015193a.html - aff7 Y., Nouchi R., Kawashima R. Impact of videogame play on the brain's microstructural properties: cross-sectional and longitudinal analyses. Mol.Psychiatry.2016: Jan 5; [e-pub]. http://www.nature.com/mp/journal /vaop/ncurrent//full/ mp2015193a.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.