Научная статья на тему 'Социальнопсихологическая адаптация детей и подростков как критерий риска воздействия факторов внутришкольной среды'

Социальнопсихологическая адаптация детей и подростков как критерий риска воздействия факторов внутришкольной среды Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY-ND
260
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / ДЕТИ И ПОДРОСТКИ / ВНУТРИШКОЛЬНАЯ СРЕДА / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ADAPTATION / CHILDREN AND ADOLESCENTS / INTRASCHOOL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сетко Андрей Геннадьевич, Терехова Е. А., Тюрин А. В.

Приведены результаты исследования социально-психологической адаптации обучающихся образовательного учреждения с круглосуточным пребыванием г. Оренбурга. Показано, что под воздействием комплекса неблагоприятных факторов внутришкольной среды снижается уровень социально-психологической адаптации обучающихся, что проявляется увеличением в процессе обучения числа детей с дезадаптацией в коммуникативной и учебной сферах и характеризуется эмоциональным неблагополучием, высоким уровнем тревожности в обычной жизни и в учебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сетко Андрей Геннадьевич, Терехова Е. А., Тюрин А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social and psychological adaptation of children and ado-lescents as criterion of risk of influence of factors of the intra school environment

Results of the research of social and psychological adaptation of students of educational institution with the round-the-clock stay of Orenburg are given in article. It is shown that under the influence of a complex of adverse factors of the intra-school environment the level of social and psychological adaptation of students decreases that is shown by increase in the course of training of number of children with disadaptation in communicative and educational spheres, and characterized by emotional trouble, high level of uneasiness in usual life and in educational activity.

Текст научной работы на тему «Социальнопсихологическая адаптация детей и подростков как критерий риска воздействия факторов внутришкольной среды»

сентябрь м (зос) зНиСО

39

© Сетко А. Г., Терехова Е.А., Тюрин А. В., 2018 УДК 316.4/6:159.922.2] :613.955

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ КАК КРИТЕРИЙ РИСКА ВОЗДЕЙСТВИЯ ФАКТОРОВ

ВНУТРИШКОЛЬНОЙ СРЕДЫ

А.Г. Сетко, Е.А. Терехова, А.В. Тюрин

ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава России,

ул. Советская, 6, г. Оренбург 460000, Россия

Приведены результаты исследования социально-психологической адаптации обучающихся образовательного учреждения с круглосуточным пребыванием г. Оренбурга. Показано, что под воздействием комплекса неблагоприятных факторов внутришкольной среды снижается уровень социально-психологической адаптации обучающихся, что проявляется увеличением в процессе обучения числа детей с дезадаптацией в коммуникативной и учебной сферах и характеризуется эмоциональным неблагополучием, высоким уровнем тревожности в обычной жизни и в учебной деятельности.

Ключевые слова: социально-психологическая адаптация; дети и подростки; внутришкольная среда.

A.G. Setko, E.A. Terekhova, A.V. Tyurin □ SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF CHILDREN AND ADO-LESCENTS AS CRITERION OF RISK OF INFLUENCE OF FACTORS OF THE INTRA SCHOOL ENVIRONMENT □ Orenburg State Medical University of the Ministry of Health of Russia, 6, Sovetskaja str., Orenburg, 460000, Russia.

Results of the research of social and psychological adaptation of students of educational institution with the round-the-clock stay of Orenburg are given in article. It is shown that under the influence of a complex of adverse factors of the intra-school environment the level of social and psychological adaptation of students decreases that is shown by increase in the course of training of number of children with disadaptation in communicative and educational spheres, and characterized by emotional trouble, high level of uneasiness in usual life and in educational activity.

Key words: social and psychological adaptation, children and adolescents, intra-school environment.

В настоящее время активно осуществляется модернизация системы образования: разрабатываются новые образовательные стандарты и программы обучения, развиваются инновационные образовательные учреждения [1, 5], среди которых особое место занимают различные типы образовательных учреждений с круглосуточным пребыванием учеников, в том числе кадетские училища. Процесс обучения в данных учреждениях связан с круглосуточным воздействием на детский организм факторов внутришкольной среды, которые оказывают негативное влияние на состояние здоровья кадетов [10]. В условиях воздействия интенсивных умственных и физических нагрузок на организм обучающихся в совокупности с необходимостью соблюдения строгого распорядка дня, подчинением воспитателям, общением только со сверстниками одного пола пристальное внимание необходимо уделять уровню не только биологической, но и социально-психологической адаптации кадетов, т. к. именно ее уровень определяет успешность обучения детей в данном учреждении. На сегодняшний день в современной литературе имеется целый ряд работ, посвященных изучению уровня социально-психологической адаптации учащихся различных форм обучения [4, 7, 11, 13], в то время как изучение данного вопроса в отношении обучающихся кадетских образовательных учреждений остается малоизученным [2, 6], что определяет актуальность данной темы.

Цель исследования - изучить особенности социально-психологической адаптации обучающихся в условиях воздействия факторов внутришкольной среды общеобразовательного учреждения с круглосуточным пребыванием.

Материалы и методы. Объектом исследования явились 536 обучающихся кадетского

училища г. Оренбурга в динамике с 5-го по 10-й класс обучения в возрасте 12-17 лет.

Изучение комплекса факторов внутри-школьной среды и организации учебно-воспитательного процесса, оказывающих влияние на здоровье кадетов, проведено по десяти основным показателям в соответствии с гигиеническими требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10 [9], СанПиН 2.4.5.2409-08 [8] и интегральной балльной оценкой по методике А.Г. Сухарева и Л.Я. Каневской (2002) [12]. Данная методика позволила дать оценку условиям обучения и воспитания и определить степень риска их воздействия на организм обучающихся, которая имеет трехуровневую шкалу в зависимости от суммы баллов: 100-95 баллов - риск не выражен, 95-65 - слабая степень риска, менее 65 - сильная степень риска. Согласно суммарной оценке всех изучаемых десяти показателей условия обучения и воспитания классифицируются как оптимальные (1 000950 баллов), допустимые (949-850 баллов), умеренно опасные (849-550 баллов), опасные (549350 баллов) и очень опасные (349 и менее баллов).

Социально-психологическая адаптация обучающихся с 5-го по 10-й класс оценена с помощью анкетно-опросного метода с использованием анкет, разработанных академиком А.А. Барановым и соавторами (2005) с определением вида социально-психологической дезадаптации, и социометрического эксперимента по методике В.Б. Шапырь (2004) с определением уровня коммуникативной успешности [3].

Результаты исследования. Внутришколь-ная среда характеризовалась несоответствием гигиенических требований по микроклимату учебных помещений в летний период года, где температура воздуха превышала допустимые значения до 5 °С.

40

ЗНиСО сентябрь до (ж)

При оценке учебно-воспитательного процесса установлены нарушения в его организации, проявляющиеся в превышении учебной недельной нагрузки в 5-м классе на 1 час, и нерациональном составлении расписания занятий в течение учебного дня и недели без учета трудности предметов и физиологической динамики работоспособности кадетов. Определено, что в пятых, шестых и девятых классах высокая учебная нагрузка приходилась на начало учебной недели, в девятых и десятых классах на конец недели, что не соответствовало гигиеническим периодам работоспособности. Вместе с этим в пятых, седьмых, восьмых и девятых классах на середину учебной недели приходилась низкая учебная нагрузка, что не соответствовало периоду высокой и устойчивой работоспособности.

В режиме дня обучающихся выявлены нарушения продолжительности основных компонентов. Установлено сокращение времени для выполнения домашних заданий: у учеников пятых классов на 24 %, шестых—седьмых на 37 %, восьмых-девятых на 10 %, десятых на 33 %; длительности прогулок на открытом воздухе у кадетов пятых классов на 74 %, шестых—девятых на 58 %, десятых на 50 %; продолжительности ночного сна у пятиклассников на 10 % и увеличение времени, отведенного на личную гигиену, утреннюю гимнастику и прием пищи, у учеников шестых—девятых классов на 35 %, десятых классов — на 69 %.

Анализ питания показал, что оно является нерациональным и неадекватным, о чем свидетельствует повышенная энергетическая ценность рационов питания на 39,0—48,0 %, избыточное содержание макронутриентов от 19,0 до 88,0 % и микронутиентов от 52,0 до 229,0 %; витаминов от 19,0 до 131,0 %, за исключением пониженного содержания витамина А — от 49,0 % до 51,0 %, а также несбалансированность белков, жиров и углеводов, кальция и фосфора, кальция и магния, белка и витамина С, что значительно снижает усвояемость этого витамина при его повышенном содержании.

На основании полученных результатов была проведена комплексная оценка условий обу-

чения и воспитания, согласно которой условия обучения были оценены в 837 баллов и характеризовались как умеренно опасные (рис. 1).

Приоритетными неблагоприятными факторами внутришкольной среды и организации учебно-воспитательного процесса, оказывающими влияние на состояние здоровья обучающихся, идентифицированы неправильное размещение зданий образовательного учреждения, их воздушно-тепловой режим, нерациональная организация питания и учебно-воспитательного процесса.

Комплекс неблагоприятных факторов внут-ришкольной среды и организации учебно-воспитательного процесса оказал негативное влияние на уровень социально-психологической адаптации учеников, проявляющийся в увеличение числа детей, имеющих нарушение социально-психологической адаптации с 67 % в 5-м классе до 80,0 % в 10-м классе (рис. 2).

При анализе распределения кадетов в зависимости от вида дезадаптации в динамике обучения установлено увеличение числа обучающихся с дезадаптацией в учебной сфере с 35,0 % в 5-м классе до 44,0 % в 10-м классе, что, вероятно, связано с несоответствием возрастающих требований, предъявляемых к обучающимся, и их функциональных возможностей. Число обучающихся с дезадаптацией в коммуникативной сфере увеличилось с 24 % в 5-м классе до 51,0 % в 10-м классе (рис. 3).

В результате проведенной оценки уровня коммуникативной успешности установлено, что в процессе обучения большинство кадетов имели средний уровень коммуникативной успешности (от 30,9 % в 8-м классе до 60,6 % в 5-м) (рис. 4).

В процессе обучения выявлено увеличение числа обучающихся с высоким уровнем коммуникативной успешности с 28,4 % в 5-м классе до 37,5 % в 9-м классе. При этом количество кадетов с низким уровнем коммуникативной успешности находилось в пределах от 11,0 % в 5-м классе до 15,2 % в 9-м; наибольший процент обучающихся 7-го класса имел низкий уровень коммуникативной успешности (30,3 %).

Сильная степень риска менее 65 баллов

Слабая степень риска от 65 до 94 баллов

Рнсж не niqnxai от 95 до lOO банк»

Примечание. Показатели (в баллах от 0 до 100): 1 - санитарная ситуация; 2 - оборудование помещений училища; 3 - водоснабжение, канализация, санитарное оборудование помещений; 4 - световой режим; 5 - воздушно-тепловой режим; 6 - организация учебно-воспитательного процесса; 7 - организация физического воспитания; 8 - условия и организация питания; 9 - санитарно-

противоэпидемический режим; 10 - медицинское обеспечение детей в училище. Note. Indicators (in points from 0 to 100): 1 - sanitary situation; 2 - equipment of school premises; 3 - water supply, sewerage, sanitary equipment of premises; 4 - light regime; 5 - air-heat regime; 6 - organization of educational process; 7 - organization of physical education; 8 - catering conditions; 9 - sanitary-anti-epidemic regime; 10 - medical care of children in college.

Рис. 1. Балльная оценка показателей комплексной характеристики условий обучения и воспитания

Fig. 1. Point assessment of indicators of complex characteristics of the training and education conditions

сентябрь м (Зое) зНиСО

41

ч

SS

J ктрмальная

20

60

80

100 %

Рис. 2. Распределение кадетов в зависимости от уровня социально-психологической адаптации (%) Fig 2. Distribution of cadets depending on the level of social and psychological adaptation (%)

□ В учебной сфере И В коммуникативной сфере

^ В поведенческой сфере И Эмоциональное неблагополучие

50 45 40

35

30 25 20 15

10 5 0

42,9

35,2

44,5 43 7

7,9 7,7 3,2|| 4,1

nli^

8,41

31,1

Я

0,5 0 1-1 1,6 — »»рп

7,6 7,4 >..'! 0

3'9 3,3 2,7

Рис. 3. Распределение кадетов в зависимости от вида социально-психологической дезадаптации (%) Fig. 3. Distribution of cadets depending on the type of socio-psychological disadaptation (%)

чъ

CO

TO riö

3» »

о

Рис. 4. Распределение кадетов в зависимости от уровня коммуникативной успешности (%) Fig. 4. Distribution of cadets depending on the level of communicative success (%)

Заключение. Показано, что под влиянием факторов внутришкольной среды снижается уровень социально-психологической адаптации, о чем свидетельствует увеличение в процессе обучения числа кадетов с дезаптацией в учебной и коммуникативной сферах, что обусловлено постоянным нахождением обучающихся в стенах закрытого учреждения, где процесс обучения характеризуется соблюдением строгого режима дня, нахождением под присмотром воспитателей и сводит время на личное отвлечение к минимуму, а общение - только с однокласс-

никами. В таких условиях внутришкольная среда становится ведущим фактором, а ее комфортность определяет адаптацию детей и подростков в данной организации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ахмадуллина Х.М., Ахмадуллин У.З., Тимошенко К. Т.

и др. Влияние внутришкольной среды на здоровье учащихся в свете реформирования системы образования // Вестник ВЭГУ. 2015. № 2 (76). С. 233-242.

2. Ашвиц И.В., Ширинский В.А. Гигиеническая оценка здоровья воспитанников кадетского корпуса // Вестник Уральской медицинской академической науки. 2009. № 3 (26). С. 6-7.

42

ЗНиСО сентябрь до (ж)

3. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. и др. Оценка нервно-психического здоровья и психофизиологического статуса детей и подростков при профилактических медицинских осмотрах: пособие для врачей. М., 2005. 137 с.

4. Володина Е.А. Особенности адаптационных резервов организма младших школьников в условиях образовательного пространства: автореф. дисс. ... к.м.н. Оренбург, 2007. 23 с.

5. Гребнева Н.Н., Сазанова Т.В., Арефьева А.В. Сохранение здоровья детей и подростков в условиях современных образовательных реформ // Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2010. Т. 12. № 10. С. 482-483.

6. Жилина Е.А., Собчук Е.В., Доскин В.А. и др. Психоэмоциональное состояние воспитанников кадетского корпуса // Вопросы современной педиатрии. 2006. № 1. С. 202.

7. Лозинский А.С., Сетко Н.П., Булычева Е.В. Особенности формирования биологической и социально-психологической адаптации у современных гимназистов при различных программах обучения // Здоровье населения и среда обитания. 2010. № 7 (208). С. 14-18.

8. Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования: СанПиН 2.4.5.2409-08: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/ 902113767 (дата обращения: 04.07.2018).

9. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях: СанПиН 2.4.2.2821-10: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/12183577/53f89421bbdaf 741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 04.07.2018).

10. Сетко А.Г., Терехова Е.А. Гигиеническая оценка факторов внутришкольной среды и организации учебно-воспитательного процесса и их влияние на адаптационные резервы организма обучающихся кадетского училища // Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Профилактическая медицина - 2017». СПб, 2017. С. 41-50.

11. Сетко Н.П., Соснина Е.В. Особенности формирования нервно-психического статуса гимназистов начального звена обучения // Здоровье населения и среда обитания. 2007. № 12 (177). С. 30-32.

12. Сухарев А.Г., Каневская Л.Я. Комплексная оценка условий воспитания и обучения детей и подростков в образовательном учреждении: методическое пособие. М., 2002. 206 с.

13. Хамаганова Т.Г., Даниленко О.В. Психическое здоровье школьников и социально-психологическая адаптация // Санитарный врач. 2011. № 12. С. 19-20.

REFERENCES

1. Akhmadullina Kh.M., Akhmadullin U.Z., Timoshenko K.T. et al. Vliyanie vnutrishkol'noj sredy na zdorov'e uchashchikhsya v svete reformirovaniya sistemy obrazovaniya [Influence of the school environment on the health of students in the light of the reform of the education system]. Vestnik VEGU, 2015, no. 2 (76), pp. 233-242. (In Russ.)

2. Ashvits I.V., Shirinskij V.A. Gigienicheskaya otsenka zdo-rov'ya vospitannikov kadetskogo korpusa [Hygienic assessment of the health of the students of the cadet corps]. Vestnik Ural'skoj meditsinskoj akademicheskoj nauki, 2009, no. 3 (26), pp. 6-7. (In Russ.)

3. Baranov A.A., Kuchma V.R., Sukhareva L.M. et al. Otsenka nervno-psikhicheskogo zdorov'ya i psikhofiziologicheskogo statusa detej i podrostkov pri profilakticheskikh meditsinskikh osmotrakh: Posobie dlya vrachej [Evaluation of neuropsycho-logical health and psychophysiological status of children and adolescents during preventive medical examinations: manual for physicians]. Moscow, 2005, 137 p. (In Russ.)

4. Volodina E.A. Osobennosti adaptatsionnykh rezervov orga-nizma mladshikh shkol'nikov v usloviyakh obrazovatel'nogo prostranstva: avtoref. diss. ... kand. med. nauk [Features of adaptive reserves of the organism of younger schoolchildren in

the conditions of educational space: summary of the thesis ... of PhD in Medicine]. Orenburg, 2007, 23 p. (In Russ.) 3

5. Grebneva N.N., Sazanova T.V., Arefeva A.V. Sokhranenie z:^ zdorov'ya detej i podrostkov v usloviyakh sovremennykh obra- ^^ zovatel'nykh reform [Preserving the health of children and adolescents in the conditions of modern educational reforms]. Elek-tronnyj nauchno-obrazovatel'nyj vestnik «Zdorov'e i obrazova- r-—' nie v XXI veke», 2010, vol. 12, no. 10, pp. 482-483. (In Russ.) 1=

6. Zhilina E.A., Sobchuk E.V., Doskin V.A. et al. Psikhoemo-tsional'noe sostoyanie vospitannikov kadetskogo korpusa [Psy-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

choemotional state of students of the cadet corps]. Voprosy i_p

sovremennojpediatrii, 2006, no.1, pp. 202. (In Russ.) |—~

7. Lozinskij A.S., Setko N.P., Bulycheva E.V. Osobennosti formirovaniya biologicheskoj i sotsial'no-psikhologicheskoj adaptatsii u sovremennykh gimnazistov pri razlichnykh lit

programmakh obucheniya [Features of the formation of i_p

biological and socio-psychological adaptation of students with — various training programs]. Zdorov'e naseleniya i sreda obitaniya, 2010, no. 7 (208), pp. 14-18. (In Russ.) i-

8. Sanitarno-epidemiologicheskie trebovanija k organizatsii pi-tanija obuchajushchikhsja v obshcheobrazovatel'nykh uchrezh-denijakh, uchrezhdenijakh nachal'nogo i srednego profession-al'nogo obrazovanija: SanPiN 2.4.5.2409-08 [Sanitary-epide-miological requirements for catering of students in educational institutions, establishments of primary and secondary vocational education: SanPiN 2.4.5.2409-08]. Available at: http:// docs.cntd.ru/document/902113767 (accessed 04.07.2018). (In Russ.)

9. Sanitarno-epidemiologicheskie trebovanija k uslovijam i or-ganizatsii obuchenija v obshcheobrazovatel'nykh organizatsi-jakh: SanPiN 2.4.2.2821-10 [Sanitary and epidemiological requirements for the conditions and organization of training in educational institutions: SanPiN 2.4.2.2821-10]. Available at: http://base.garant.ru/12183577/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4d db4c33/ (accessed 04.07.2018). (In Russ.)

10. Setko A.G., Terekhova E.A. Gigienicheskaya otsenka faktorov vnutrishkol'noj sredy i organizatsii uchebno-vospitatel'nogo protsessa i ikh vliyanie na adaptatsionnye rezervy organizma obuchayushchikhsya kadetskogo uchilishcha [Hygienic assessment of the factors of the intra-school environment and the organization of the educational process and their impact on the adaptation reserves of the organism of the students of the cadet school]. Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj kon-ferentsii s mezhdunarodnym uchastiem «Profilakticheskaya meditsina-2017», Saint-Petersburg, 2017, pp. 41-50. (In Russ.)

11. Setko N.P., Sosnina E.V. Osobennosti formirovaniya nervno-psikhicheskogo statusa gimnazistov nachal'nogo zvena obu-cheniya [Features of the formation of the neuropsychological status of primary school students]. Zdorov'e naseleniya i sreda obitaniya, 2007, no. 12 (177), pp. 30-32. (In Russ.)

12. Sukharev A.G., Kanevskaya L.Ya. Kompleksnaya otsenka us-lovij vospitaniya i obucheniya detej i podrostkov v obrazova-tel'nom uchrezhdenii: metodicheskoe posobie [Comprehensive assessment of the conditions of education and training of children and adolescents in an educational institution: methodological guide]. Moscow, 2002, 206 p. (In Russ.)

13. Khamaganova T.G., Danilenko O.V. Psikhicheskoe zdorov'e shkol'nikov i sotsial'no-psikhologicheskaya adaptatsiya [Mental health of schoolchildren and socio-psychological adaptation]. Sanitarnyj vrach, 2011, no. 12, pp. 19-20. (In Russ.)

Контактная информация:

Сетко Aндрей Геннадьевич, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой гигиены детей и подростков с гигиеной питания и труда ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава России e-mail: [email protected]

Contact information:

Setko Andrey, Doctor of Medical Sciences, Professor, Head of the Department of Hygiene of Children and Adolescents with Nutritional and Occupational Hygiene, Orenburg State Medical University of the Ministry of Health of Russia e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.