Технология совместного получения каустической соды и хлора основана на методе электролиза водного раствора хлорида натрия, который требует больших затрат электроэнергии на единицу продукции.
Наиболее электропотребляющим производством является производство аммиака. Это связано со значительным потреблением электроэнергии (более 50 %) компрессорами для сжатия синтез-газа и большими объёмами производства аммиака.
Выводы. На основании вышесказанного следует, что использование кластерного анализа позволяет определить наиболее электроемкие и электропотребляющие химические производства и направления инвестиций в каждый из этих объектов анализа, а также является основанием для разработки программ по повышению энергоэффективности и снижению энергоёмкости в данных химических производствах.
Литература
1. Системное энергосбережение // Сообщество «Рупек». - URL:http://www.rupec.ru/analytics/?ID=3821.
2. Энергоэффективная Россия // Отчёт, подготовленный экспертами McKinsey & Company. - 2009. - 160 с.
3. Готова Н.В. Системное энергосбережение // Нефтехимия Российской Федерации. - 2011. - №5 (10). -
С. 24-28.
4. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. -URL:http://www.gks.ru.
5. Международное энергетическое агентство. - URL: http://www.iea.org.
6. Мандель И.Д. Кластерный анализ. - М.: Финансы и статистика, 1988. - 176 с.
7. Ким Дж.-О., Мьюллер Ч.У., Клекка У.Р. Факторный, дискриминантный и кластерный анализ. - М.: Финансы и статистика, 1989. - 215 с.
УДК 338.1 (571.52)+338.109.8 Д.В. Доржу
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ АПК РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
В статье рассмотрены особенности развития агропромышленного комплекса Республики Тыва. Предложены меры по восстановлению и развитию агропромышленного производства, направленные на улучшение экономического положения, обеспечение продовольственной безопасности как в регионе, так и в стране в целом.
Ключевые слова: Республика Тыва, агропромышленный комплекс, государственная поддержка, продовольственная безопасность.
D. V. Dorzhu
THE MODERN ISSUES OF AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX DEVELOPMENT IN THE TUVA REPUBLIC
The development peculiarities of the agro-industrial complex in the Tuva Republic are considered in the article. The measures for the agricultural production rehabilitation and development aimed at improving the economic situation and food security provision, both in the region and in the country as a whole are suggested.
Key words: Republic of Tuva, the agro-industrial complex, state support, food security.
Агропромышленный комплекс (АПК) имеет особое значение в экономике страны. Он относится к числу основных народнохозяйственных комплексов, определяющих условия поддержания жизнедеятельности общества. Значение его не только в обеспечении потребностей людей в продуктах питания, но и в том, что он существенно влияет на занятость населения и эффективность всего национального производства [1, 2, 5, 7, 9, 11, 17].
В Республике Тыва агропромышленный комплекс является одним из наиболее социально значимых секторов ее экономики. Ведущей отраслью (73%) сельского хозяйства является отгонное животноводство, преимущественно овцеводство и мясо-молочное животноводство. Развиты также козоводство и коневодство. Выращиваются зерновые и кормовые культуры, картофель и овощи. С учетом степени использования производственного потенциала, разнообразия природных условий в большинстве районов республики сложилась четкая специализация сельскохозяйственного производства. Так, в центральной подтаежностепной зоне (Пий-Хемский, Кызылский, Улуг-Хемский, Чеди-Хольский районы) развито мясомолочное скотоводство, мясо-шерстное овцеводство, овоще-картофелеводческое производство, птицеводство; в западной степной зоне (Монгун-Тайгинский, Бай-Тайгинский, Барун-Хемчикский, Сут-Хольский, Дзун-Хемчикский, Чаа-Хольский, Овюрский районы) - мясное скотоводство, мясо-шерстное овцеводство, козоводство и яководство; в южной зоне сухих степей (Эрзинский, Тес-Хемский, Тандинский районы) -грубошерстное овцеводство, мясное скотоводство, козоводство и табунное коневодство; в восточной лесостепной зоне (Тоджинский, Тере-Хольский, Каа-Хемский районы) - мясо-молочное скотоводство и оленеводство [6, с. 30].
В структуре продукции сельского хозяйства на долю населения приходится 90 процентов общей продукции, сельскохозяйственных организаций (включая малые подсобные) - 9 процентов и крестьянских (фермерских) хозяйств - 1 процент [3, с. 34].
Республика Тыва является зоной рискованного земледелия. Динамика годовых объемов валовой продукции в растениеводстве в значительной степени зависит от климатических условий. За последнее десятилетие сбор зерновых культур не превышал 26 тыс. тонн, а за последние 3 года посевные площади уменьшились на 16,6 тыс. гектаров [6, с. 31].
Одним из важнейших факторов обеспечения воспроизводства плодородия почв и развития сельскохозяйственного производства здесь является оросительная мелиорация, уровень развития которой в настоящее время не позволяет вести расширенное воспроизводство и становится серьезным ограничителем развития животноводства.
В настоящее время ведущим научным учреждением по разработке научных и технологических основ ведения сельскохозяйственного производства в экстремальных условиях Тувы является Тувинский научноисследовательский институт сельского хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук. В своих научных изысканиях тувинские ученые учитывают тот факт, что Тува является животноводческим регионом, поэтому основной целью их является создание адаптированных кормовых культур для отрасли. Дорогую кукурузу, например, с успехом заменяет суданка. Кроме большой массы она дает и собственные семена. Из кукурузы - силос жидкий (дает 70-80% влажности при закладывании), а из суданки, как отмечают животноводы, корм лучшего качества. Отдел занимается и технологиями возделывания культур.
В 2008 году зарегистрирован в государственном реестре селекционных достижений, допущенных к использованию, сорт пшеницы «Чагытай». К почетному списку «Сделано в Туве» в 2011 году ученые Тувы прибавили и два типа овец - горный и степной тип. В нескольких опорных хозяйствах института идет работа по созданию коз с однородной полутонкой шерстью, известной нам как ангорка. Ведутся в институте и очень необходимые для страны и республики работы по сохранению генофонда тувинских яков [10].
Однако производство сельскохозяйственной продукции в Туве значительно ниже среднероссийского уровня. Развитие важнейшей составляющей агропромышленного комплекса республики мясного скотоводства сдерживается низкой долей мясного скота в хозяйствах и его недостаточной продуктивностью. По этой причине республика ежегодно недополучает 500 тонн говядины.
Производство мяса и мясных изделий в основном обеспечивается за счет промышленной переработки мясного сырья частными предприятиями - ООО АПК «Урянхай» и ООО «Мясной двор». Производством колбасных изделий заняты только субъекты малого предпринимательства. Рыбоводством занимаются 2 малых предприятия: ООО «Кызыл Рыба» и ООО «Тыварыбахоз». Потребность в сельскохозяйственной продукции покрывается в основном за счет ввоза ее из близлежащих регионов.
В республике практически не ведется селекционная работа. Охват искусственным осеменением коров в хозяйствах всех категорий Российской Федерации составляет 71 процент, в Республике Тыва -1 процент; овцекозоматок - 59 процентов, в республике - не проводится [15]. Одной из основных причин такого положения является сокращение государственной поддержки племенного дела и распад в подавляющем большинстве крупных сельскохозяйственных предприятий.
Племенные и генофондные хозяйства республики имеют лицензии на разведение и содержание тувинских короткожирнохвостых овец и коз советской шерстной породы, лошадей верхнеенисейской и тувинской пород, оленей тувинской популяции, маралов. Однако выделяемые им финансовые дотации крайне недостаточны. Поэтому для Тувы с ее сельскохозяйственно -животноводческой специализацией и преобладанием животноводства в аграрном секторе восстановление селекционно-племенной работы является первостепенной задачей. Ее решение позволит прекратить спад производства продукции в животноводстве, необходимы меры по государственному регулированию и поддержке племенного дела.
Выявлено, что для экономики республики характерны высокие темпы снижения объемов производства, превышающие кризисный уровень; величина ВРП (валовой региональный продукт) на душу населения почти вдвое меньше среднероссийского значения. В значительной части сельских территорий республики, где аграрное производство отсутствует, население практически не имеет возможности обеспечить минимальный уровень жизни своей семье, увеличивается уровень латентной безработицы. Причем уровень безработицы выше среди сельских жителей (62%) и наблюдается тенденция в сторону ее увеличения (в 2005 г. - 51%, в 2009 г. - 60%). Это объясняется тем, что работу здесь найти гораздо труднее, чем в городе: ограничена сфера приложения труда, плохо организовано производство и реализация сельхозпродукции, не столь развита инфраструктура [12,13].
В то же время Тува была традиционно сельскохозяйственным регионом и ранее имела развитое сельское хозяйство. Поэтому развитие сельского хозяйства в регионе остается доминантным и представляет собой основной показатель качества жизни населения, 51% которого проживает в сельской местности. В районах, где сохранились сельскохозяйственные организации, жители заняты в аграрном производстве и имеют возможность получать реальные доходы. Этому, на наш взгляд, могут способствовать создание и развитие малых предприятий в сельской местности, мини-цехов по переработке продукции растениеводства и животноводства (переработка ягод, грибов, других даров природы, мяса, шкур КРС и МРС, молока, рыбы), в том числе освоение серийного выпуска национальной продукции; развитие малого предпринимательства в сфере традиционных видов деятельности (оленеводство, охотничий промысел, промысловое рыболовство, сбор дикорастущих растений и ягод, изготовление сувенирных изделий, пошив меховых изделий) [6, с. 24].
Все это предопределяет необходимость государственной поддержки аграрного сектора экономики республики в целях ликвидации его деградации, реализации комплекса мер по повышению эффективности функционирования хозяйствующих субъектов АПК, создания условий для эффективного развития сельских территорий и повышения благосостояния сельхозтоваропроизводителей и членов их семей, формирования полноценной производственной и рыночной инфраструктуры. Решение этих задач позволит сформировать в регионе систему устойчивого развития АПК.
В последние годы государственная политика в области сельского хозяйства стала приобретать более позитивный характер, что подтверждается принятием Федерального закона «О развитии сельского хозяйства», реализацией приоритетного национального проекта «Развитие АПК», принятием Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы», а также Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации. В 2009 г. введена новая система поддержки сельского хозяйства регионов РФ за счет федерального бюджета, в которой предусматривается осуществление поддержки экономически значимых программ развития сельского хозяйства субъектов РФ.
В Республике Тыва наряду с мерами, принятыми на федеральном уровне, начиная с 2008 г., реализуется Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг., охватывающая весь спектр направлений развития агропромышленного комплекса, продовольственного обеспечения республики и устойчивого развития сельских территорий. Данная программа направлена на улучшение условий функционирования сельского хозяйства, увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции, повышение эффективности агропромышленного комплекса, решение социальных задач.
В 2008 г. была разработана антикризисная программа Правительства Республики Тыва, привлечены значительные ресурсы из федерального бюджета на антикризисные меры. Важной мерой явилась реализация республиканской целевой программы «Снижение напряженности на рынке труда Республики Тыва», на которую направлено 384,3 млн рублей, в том числе из федерального бюджета 362,5 млн рублей. Ситуация
на рынке труда республики остается сложной. Уровень безработицы в республике пока еще выше, чем в среднем по России, хотя этот разрыв уже начал сокращаться.
В агропромышленном комплексе открыты 12 новых производств. В 2009 г. проведена технологическая модернизация птицефабрики «Енисейская», с 2010 г. возобновил работу тепличный комбинат, построена молочно-товарная ферма в с. Ильинка. Начато производство минеральной воды, травяных бальзамов. В Эрзинском, Улуг-Хемском и Сут-Хольском кожуунах запущено оборудование по выделке кожи. В Чеди-Хольском кожууне действует цех по переработке молока, в Дзун-Хемчикском и Монгун-Тайгинском кожуунах запущен мини-цех по производству войлока.
На развитие агропромышленного комплекса республики в 2007-2011 годы направлено 2447,5 млн рублей, в том числе из федерального бюджета 1375,6 млн рублей, республиканского - 1072 млн рублей. Сельхозпроизводителям ежегодно субсидируется стоимость приобретаемых семян зерновых и кормовых культур, затраты на овцеводство, племенное животноводство, оленеводство, табунное коневодство; возмещаются затраты на уплату банковских процентов по полученным кредитам.
За счет республиканского бюджета приобретено 200 голов племенного молодняка молочного направления и 600 голов племенного молодняка мясного направления герефордской породы. Для обновления стада завезено 100 голов оленей из Эвенкии [18].
Принимаются организационно-экономические меры по улучшению инновационного и инвестиционного климата в республике, по увеличению поставок (по системе федерального лизинга) племенного скота, техники и оборудования для животноводства в целях повышения генетического потенциала животных и улучшения условий их содержания. Поголовье крупного рогатого скота на 1 января 2011 г. в хозяйствах всех категорий, включая личные подсобные хозяйства, не состоящие на самостоятельном балансе, составило 224,7 тыс. гол., что в 5,5 раза больше по сравнению с уровнем 2000 г. Численность овец и коз увеличилась за этот же период в 2,5 раза, лошадей - почти в 3 раза [12, с. 23].
Позитивные изменения в животноводстве во многом наблюдаются за счет воспроизводства стада сельскохозяйственных животных. Развитие отрасли в современных условиях направлено на увеличение производства продукции за счет повышения продуктивности всех видов животных, улучшения селекционноплеменной работы, технологии содержания и кормления. В результате ожидается улучшение обеспечения населения республики продуктами питания. Такие результаты стали возможны благодаря системной, активной государственной поддержке, проводимой в последнее десятилетие. Значительный импульс развитию сельского хозяйства придал национальный приоритетный проект "Развитие АПК" и продолжившая его Государственная программа развития сельского хозяйства.
Реализация приоритетного национального проекта «Развитие АПК» осуществлялась в соответствии с Соглашением о сотрудничестве между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Правительством Республики Тыва от 17 марта 2006 года № 132/17 и дополнительным соглашением к нему от 12 апреля 2007 года №255/17. Национальный проект «Развитие АПК» в республике реализовывается по трем основным направлениям: ускоренное развитие животноводства, стимулирование развития малых форм хозяйствования в аграрном комплексе и обеспечение жильем молодых специалистов (или их семей), работающих в АПК на селе.
Согласно проекту, увеличение производства продукции и экономическая эффективность животноводства, в том числе производства молока, осуществляются через концентрацию производства, укрупнение хозяйств, строительство и модернизацию крупных животноводческих комплексов, привлечение для этих целей значительных инвестиций.
Однако здесь существует ряд проблем. Проблема масштабности привлечения сельхозтоваропроизводителей к участию в нацпроекте обусловлена не только субъективными (в частности, отсутствие экономических кадров на предприятиях, способных составить нормальный бизнес-план с оценкой эффективности и окупаемости проекта), но и объективными причинами. Отдельные товаропроизводители, желающие участвовать в национальном проекте в части развития животноводства, не могут взять кредиты в банках из-за отсутствия залоговой базы. А именно привлечение кредитных ресурсов банков на строительство и реконструкцию животноводческих помещений, как известно, является индикатором участия в проекте. Дело в том, что банки работают только с платежеспособными клиентами - теми, у кого есть прибыль по итогам года и залог. Для них одним из главных принципов кредитования является возвратность займа. Поэтому возникли проблемы для тех хозяйств, где положение дел пока еще не столь благополучно. Для решения данной про-
блемы, связанной с отсутствием залогового обеспечения для получения кредитов, принято постановление Правительства Республики Тыва о залоговом фонде для предоставления его ресурсов на конкурсной основе для обеспечения обязательств хозяйствующих субъектов, в том числе сельскохозяйственных товаропроизводителей. Приняты постановления Правительства Республики Тыва «О предоставлении государственных гарантий Республики Тыва для обеспечения кредитов ОАО «Россельхозбанк», предоставляемых сельскохозяйственным товаропроизводителям на развитие сельскохозяйственного производства и перерабатывающей промышленности» от 24 декабря 2007 года № 1088, «О внесении изменений в распределение государственных гарантий Республики Тыва для обеспечения кредитов ОАО «Россельхозбанк», предоставляемых сельскохозяйственным товаропроизводителям на развитие сельскохозяйственного производства и перерабатывающей промышленности» от 28 сентября 2007 года №895. Для обеспечения кредитов сельхозтоваропроизводителям предусмотрена государственная гарантия Республики Тыва на 29 млн рублей.
Еще одна проблема, которая требует своего решения, это проблема скотокрадства. Как отмечают представители Минсельхозпрода, если бы не было этой масштабной проблемы, скота бы в Туве было много. Некоторые хозяйства отказываются заводить домашних животных, будучи уверенными, что их все равно украдут. В Туве за последние 5 лет отмечаются резкие колебания в динамике преступлений, связанных с кражами скота. Так, в 2007 году было совершено 505 краж скота, в 2008 - 322, в 2009 - 336, в 2010 - 327, в 2011 году - 476 и за 5 месяцев 2012 года совершено 186 краж скота. Наряду с кражами ежегодно регистрируются около 200 фактов пропажи животных [16].
Причин данного вида преступлений несколько. Во-первых, низкий социальный уровень жизни населения и безработица. Во-вторых, отсутствие правовой базы, обязывающей владельцев и руководителей хозяйств, органов местного самоуправления и администраций районов по организации выпаса, учёта, паспортизации скота, а также отдельных лиц, предприятий и коммерческих структур, принимающих и реализующих мясо похищенного скота, позволяет им заниматься этим видом деятельности безбоязненно. Идея законодательного урегулирования проблемы скотокрадства предпринималась в начале 2000 года юристом В. Даржа. Разработанный им кодекс животновода активно обсуждался и даже был направлен в Государственную думу РФ, но там, в связи с противоречиями федеральному законодательству, был отклонен. Отсутствие правовой базы является поощрением противоправной деятельности лиц, занимающихся кражами скота.
В 2011 году в Верховный Хурал (Парламент) Республики Тыва был направлен проект Закона «О мерах по организации содержания, сохранности и учету сельскохозяйственных животных (скота), профилактике скотокрадства и правонарушений, связанных с оборотом мяса и мясопродуктов на территории Республики Тыва». Он разработан правовым отделом МВД по Республике Тыва с учетом предложений правового управления УФСБ России по Республике Тыва, Департамента ветеринарной службы Республики Тыва [8,16]. В настоящее время данный законопроект находится на рассмотрении в парламенте республики, направлен всем субъектам законодательной инициативы. Несомненно, что его принятие важно и поможет в борьбе со скотокрадством. Вместе с тем очевидно и то, что здесь необходимы не только закон и решительные действия полиции, но важны также и профилактическая работа и занятость населения.
На территории республики активно реализуются инвестиционные проекты, начатые в рамках приоритетного национального проекта «Развитие АПК», который придал мощный импульс развитию республики и большинству регионов России. Благодаря поддержке федерального и республиканского бюджетов, объем финансирования сельского хозяйства вырос за 3 года в 2,2 раза, по итогам 2010 года эта сумма составила свыше 4,4 млрд руб. Однако действующий в настоящее время механизм государственной поддержки не в полной мере учитывает специфику дотационных аграрных регионов, а также их природные и социальноэкономические особенности.
Наряду с имеющимися положительными тенденциями в сельском хозяйстве сохраняется ряд системных проблем, сдерживающих дальнейшее развитие отрасли. Основными проблемами АПК являются: спад производства, сокращение посевных площадей, поголовья скота, что произошло в результате неустойчивости производственно-хозяйственных связей, инфляции; удорожание кредитных ресурсов, сокращение государственного финансирования, снижение покупательской способности потребителей сельскохозяйственной продукции, неудовлетворительное состояние сельскохозяйственных земель.
Нехватка свободных денежных средств не позволяет большинству предприятий проводить полноценную техническую и технологическую модернизацию основных фондов. Также существуют проблемы в обес-
печении ГСМ из-за финансового состояния сельхозпроизводителей и их низкой платёжеспособности, а также опережающего роста цен на нефтепродукты по сравнению с ценами на сельскохозяйственную продукцию.
Проблемы на селе прежде всего связаны с невысокой доходностью сельскохозяйственных товаропроизводителей в условиях сохраняющегося диспаритета цен, низкой производительности и оплаты труда, недостатка финансовых ресурсов для освоения новейших технологий. Так, в 2012 г. среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников сельского хозяйства в Республике Тыва была в два раза меньше среднереспубликанского уровня по всем отраслям экономики в целом.
Серьезной проблемой аграрного рынка труда в республике является состояние кадрового потенциала аграрного сектора: ухудшение качественного состава кадров сельского хозяйства, острая нехватка специалистов, способных эффективно работать в рыночных условиях. Требует коренного улучшения организация государственной поддержки руководителей и специалистов АПК, прежде всего молодых выпускников учебных заведений аграрного профиля. Необходимо продолжение и расширение практики работы по подготовке резерва кадров, прежде всего руководителей хозяйств, по государственной поддержке этого направления кадрового обеспечения АПК.
Результаты анализа показывают, что уровень «старения» трудового потенциала сельского хозяйства выше, чем в экономике республики, низкок уровень образования кадров. Проблема закрепления кадров в сельском хозяйстве остается пока нерешенной. Для создания комфортных условий проживания в сельской местности актуальной задачей для республики является развитие адекватной социальной инфраструктуры. За 2007-2012 годы в рамках республиканской целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» направлено 527,9 млн рублей, в том числе из федерального бюджета - 354,3 млн рублей, республиканского бюджета - 173,6 млн рублей. Улучшили жилищные условия 1482 сельские семьи. Введено 98,8 тыс. кв. метров жилья, приобретено квартир площадью 6,6 тыс.кв. метров в сельской местности. В сельских районах построено 7 фельдшерско-акушерских пунктов [10, с. 5].
Мероприятия по развитию социальной инфраструктуры предусматривают продолжение работ по энергообеспечению сельских районов республики, строительство и реконструкцию дорожно-транспортной сети, общеобразовательных школ, детских садов и медицинских учреждений, осуществление жилищного строительства в сельской местности и обеспечение доступным жильем молодых специалистов.
Таким образом, можно выделить следующие основные социально-экономические проблемы АПК Республики Тыва: это, в частности, высокий физический и моральный износ основных фондов, низкая инвестиционная привлекательность отрасли в совокупности с высокой кредиторской задолженностью и отсутствием ликвидного залога. Снижается численность населения в сельской местности, все острее стоит проблема кадров. Одной из насущных проблем, несмотря на определенные подвижки в этой сфере, продолжает оставаться недостаточное государственное регулирование рынков сельскохозяйственного сырья и продовольствия [3,4].
Решение этих проблем как стратегических задач обозначено в рамках Концепции социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
Без развитого сельского хозяйства и прогрессивного АПК позитивное развитие экономики Республики Тыва и повышение благосостояния общества невозможно, должна проводиться всесторонняя работа на всех уровнях. В современных условиях развитие АПК Республики Тыва, как и страны в целом, происходит неоднозначно. С одной стороны, имеют место положительные результаты: наметился рост производства в ряде отраслей. Но с другой стороны, остаются и продолжают развиваться негативные процессы, которые преобладают над положительными сдвигами, что в целом позволяет оценить положение в отрасли как сложное, не отвечающее задачам развития экономики. Главной негативной тенденцией в сельском хозяйстве является сокращение всех элементов производственного потенциала как отдельных предприятий, так и отрасли в целом. Сельское хозяйство находится в таком положении, что применение разовых мер уже недостаточно для вывода его из кризиса. Более конкретными мерами можно назвать национальные проекты в сфере развития АПК, предполагающие крупные перемены. Решение проблем АПК необходимо начинать с анализа ситуации и изучения современного состояния развития региональных систем, где основными направлениями его развития являются: формирование эффективной конкурентной среды посредством антимонопольного регулирования, развитие рыночной инфраструктуры, ликвидация административных барьеров на пути движения аграрной продукции, создание и развитие специализированных кредитных институтов,
подготовка квалифицированных кадров для сельского хозяйства, поддержка инновационной деятельности, сохранение и воспроизводство природных ресурсов сельского хозяйства.
Реализация предложенных мер по восстановлению и развитию агропромышленного производства в рамках стратегии государства должна улучшить общее экономическое положение, обеспечить продовольственную безопасность как в регионе, так и в стране в целом.
Литература
1. Амосов А. Прогноз ситуации в агропромышленном комплексе до 2008 года // Экономист. - 2007. - № 12.
2. Абалкин Л. Аграрная трагедия России // Вопросы экономики. - 2009. -
№9. - С.4-14.
3. Балакина Г.Ф., Анайбан З.В. Современная Тува: социокультурные и этнические процессы. - Новосибирск: Наука, 1995. - 140 с.
4. Балакина Г.Ф. Стратегии развития депрессивного региона / отв. ред. С.В. Парамонова. - Кызыл: ТувИКОПР СО РАН, 2009. - 344 с.
5. Булатов А. О выживании агропромышленного комплекса // Рос. экон. журн. - 2007. - № 5-6. - 69-75 с.
6. Доклад Председателя Правительства РТ Кара-оола Ш.В. О результатах за 2007 год и основных направлениях деятельности на период до 2010 года. - Кызыл, 2008. - 151 с.
7. Емельянов А. Финансово-экономическое положение сельского хозяйства: пути оздоровления // Экономист. - 2006. - №8. - С.87-93.
8. Закон, который поможет в борьбе со скотокрадством: мат-лы круглого стола по обсуждению проекта закона. URL: http://www.tuvaonline.ru.
9. Калугина З.И. Фадеева О.П. Новая парадигма сельского развития // Мир России. - 2009. - № 2. -С.34-49.
10. Отчет Правительства Республики Тыва о результатах деятельности за 2007-2011 годы // Тувинская правда. - 2012. - 24 апреля.
11. Постановление Правительства РФ от 14 июля 2007 г. № 446 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы". - URL:http://base.garant.ru.
12. Республика Тыва в цифрах: стат. бюл. по кожуунам / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Тыва. - Кызыл, 2011. - 214 с.
13. Республика Тува в цифрах и фактах: занятость и безработица относительно других регионов. -URL:http://www.tuvastat.ru/.
14. Социально-экономическое положение Республики Тыва за 2007 год: отчет пресс-службы МВД по РТ Правительства Республики Тыва // Тувинская правда. - 2008. - №11. - 31 января.
15. Стратегия развития АПК Республики Тыва до 2020 года / Министерство сельского хозяйства Российской Федерации; Федеральное государственное бюджетное учреждение; Специализированный центр учета в агропромышленном комплексе: новости // Официальный сайт Республики Тыва. -URL:http://www.tuva.ru.
16. Стражи порядка Овюрского кожууна обсудили с чабанами проблемы скотокрадства. Пресс-служба МВД по РТ // Официальный сайт Министерства внутренних дел по Республике Тыва. -URL:http://17.mvd.ru/news.
17. Ушачев И. Научное обеспечение программы развития сельского хозяйства на 2008-2012 гг. // Экономист. - 2008. - № 4. - С.19-30.
18. Эвенкийские олени пропишутся в Тыве // Тувинская правда. - 2009. - 22 сентября.