УДК 339.9
ОЦЕНКА ТРАНСГРАНИЧНЫХ ФАКТОРОВ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ХОЗЯЙСТВА В ПРИГРАНИЧНЫХ РАЙОНАХ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
Ойдуп Тана Михайловна к.соц.н.
Кылгыдай Ай-кыс Чамдаловна
Тувинский институт комплексного освоения природных ресурсов Сибирского отделения Российской академии наук, Кызыл, Россия
Полулях Юрий Г еоргиевич д.э.н., профессор
Ададимова Любовь Юрьевна к.э.н., доцент
СГАУ им Н.И. Вавилова, руководитель сектора ГНУ Поволжский НИИ экономики и организации АПК Россельхозакадемии, Саратов, Россия
Ойдуп Чойганма Кыргысовна к.г-м.н.
Тувинский институт комплексного освоения природных ресурсов Сибирского отделения Российской академии наук, Кызыл, Россия
Статья посвящена вопросам разработки и осуществления инвестиционного проекта по закупке скота или мяса после промышленного забоя на территории Монголии для его глубокой переработки и реализации на территории Тувы и других регионов РФ
Ключевые слова: ПРИГРАНИЧНЫЕ ТЕРРИТОРИИ, ТРАНСГРАНИЧНЫЕ ФАКТОРЫ, СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ОПРОСЫ, ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ, СФЕРЫ СОТРУДНИЧЕСТВА, НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ
UDC 339.9
ESTIMATION OF TRANSBOUNDARY FACTORS OF THE TERRITORIAL ORGANIZATION OF ECONOMY IN FRONTIER TERRITORIES OF TYVA REPUBLIC
Oydup Tana Michaylovna Cand.Soc.Sci.
Kylgyday Ai-kys Chamdalovna
Tuvinian Institute of Exploration of Natural Resources, Siberian Branch of the RAS, Kyzyl, Russia
Polulyakh Yuriy Georgievich Dr.Econ.Sci., professor
Adadimova Lyubov Yurievna Cand.Econ.Sci., senior lecturer
SGA U of N.I. Vavilov, the head of sector of State Scientific Educational Establishment of Volga region scientific and research institute of Economical and agrarian and industrial complex Rosselhozacademiee, Saratov, Russia
Oydup Choyganma Kirgisovna Cand. Geol-Math. Sci.
Tuvinian Institute of Exploration of Natural Resources, Siberian Branch of the RAS., Kyzyl, Russia
The article is devoted to developing and implementing an investment project of the purchase of livestock or meat after slaughter industry in Mongolia for deep processing and distribution in the territory of Tuva and other regions of Russia
Keywords: FRONTIER TERRITORIES, TRANSBOUNDARY FACTORS, SOCIOLOGICAL INTERROGATIONS, FOREIGN ECONOMIC RELATIONS, SPHERES OF COOPERATION, DIRECTION OF DEVELOPMENT.
Трансграничное положение региона является ресурсом территории и может именоваться как «ресурс границы», который при условии правильного и активного использования, способствует социальноэкономическому развитию и культурно-этническому общению.
В настоящее время для Республики Тыва вопросы приграничного экономического сотрудничества с соседней Монголией становятся все более актуальными в связи с расширением российско-монгольской внешнеэкономической деятельности на основе естественного географического положения и культурно-этнической близости народов.
Направления тувинско-монгольского сотрудничества
Протяженность тувинско-монгольского приграничья - 1313 км, или 38% от всей российско-монгольской границы. Республика Тыва граничит с четырьмя аймаками Монголии: Баян-Улгий, Увс, Завхан, Хувсгел [7].
Первый договор между Республикой Тыва и Монголией был подписан в 1926 г.: «стороны официально признали друг друга,
договорились об обмене дипломатическими представительствами, регулировалось положение приграничного населения, оговаривались условия провоза через границу товаров, предусматривалось установление телеграфного и почтового сообщения»[3]. С этого времени тувинско-монгольские отношения развиваются на договорной основе в рамках межгосударственного партнерства.
В июле 2009 г. Правительство Тувы и администрация Хубсугульского аймака Монголии подписали Протокол мероприятий по выполнению «Соглашения о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве 2004 г.», в котором на территории Монголии планируется создание совместных предприятий по забою скота для импорта мяса в Туву, а также бартер племенных животных - республика готова поставлять оленей в обмен на монгольских верблюдов. Прописаны меры по расширению приграничной торговли. В Кызыле намечается создать предприятие по производству сувениров с применением опыта хубсугулских мастеров, для чего умельцы из Тувы пройдут стажировку в Монголии.
Протоколом предусматривается обмен преподавательскими кадрами, студентами и учащимися, повышение квалификации педагогических работников из Монголии на базе Тувинского госуниверситета, подготовка Кызылским училищем искусств специалистов для аймачного театра. Стороны договорились об открытии в Туве монгольской туристической фирмы, а также о реализации совместных проектов в сфере экологического туризма[1].
Торговля
Особое внимание уделяется торгово-экономическому
сотрудничеству между регионами (аймаками и кожуунами). Его целью является рост уровня и качества жизни населения за счет повышения эффективности внешней торговли товарами и услугами, роста налогооблагаемой базы, расширения рынков сбыта, привлечения инвестиций и новых технологий в экономическую, научно-техническую и социально-культурную сферы.
Тувинско-монгольское приграничное сотрудничество сегодня базируется на обслуживании внешнеэкономических связей и развитии приграничной торговли. Экономический эффект такого сотрудничества связан с расширением рынка сбыта для одних участников приграничных связей, и получением более дешевых товаров и услуг - для других. Расширение торговли способствует созданию новых рабочих мест для населения приграничных районов. В районных центрах с. Эрзин и с. Хандагайты открыты торговые центры, где регулярно проводятся международные ярмарки.
По данным Сибирского таможенного управления Федеральной таможенной службы России, объем внешнеторгового оборота Республики Тыва за январь-сентябрь 2010 г. составил 5,1 млн дол. (в 2,8 раза больше, чем за период в 2009 г.). Внешнеторговые операции осуществлялись с
Узбекистаном (34,8% от стоимостного объема товарооборота), Китаем (33,6%), Монголией (31,1%) и Сингапуром (0,5%). В структуре товарооборота доля экспорта составила 39,4%, импорта - 60,6%. Наибольший удельный вес в товарной структуре экспорта заняли поставки асбеста в Узбекистан и Монголию (86,4% от стоимостного объема экспорта). В структуре импорта доминировала машиностроительная продукция - 55,4%[9].
Торговля с Монголией, занимая третье место в экспорте и последнее
- в импорте Сибирского федерального округа, демонстрировала не только самый высокий темп роста объемов, но и самую обширную номенклатуру товаров - свыше 1500 наименований. Монголия представляет для округа важный рынок сбыта, куда вывозятся только готовая к употреблению продукция сибирских нефтеперерабатывающих заводов, сжиженный газ, широкий спектр товаров народного потребления, машин и оборудования, продовольствия, зерна и др.[4]
Планы на будущее
В области расширения сотрудничества необходимо вовлекать в межгосударственный обмен новые направления. Выяснить, какие сферы могут стать выгодными для каждой из сторон, удалось с помощью социологического опроса[8] жителей приграничных кожуунов Тувы, а также граждан Монголии, которые на момент опроса находились на территории тувинского приграничья.
За дальнейшее развитие торговых связей высказывается более 70% респондентов с обеих сторон (таблица 1). В оценках других возможных сфер партнерства мнения тувинцев и монголов расходятся.
Таблица 1 - РАСПРЕДЕЛЕНИЕ МНЕНИЙ О НАИБОЛЕЕ
ПЕРСПЕКТИВНЫХ СФЕРАХ СОТРУДНИЧЕСТВА ТУВЫ И МОНГОЛИИ, % (Сумма ответов превышает 100%, так как по методике опроса можно было выбрать несколько вариантов)
Сфера сотрудничества Тувинцы Монголы
Торговля 77,1 (1) 75,0 (1)
Сельское хозяйство 55,3 (2) 35,2 (4)
Туризм 42,9 (3) 22,7 (5)
Образование 39,1 (4) 39,8 (3)
Транспорт, связь 10,8 (5) 18,2 (8)
Наука 10,3 (6) 5,7 (9)
Производство 10,3 (7) 19,3 (7)
Промышленность 6,2 (8) 20,5 (6)
Энергетика 4,6 (9) 42,0 (2)
Затрудняюсь ответить 1,8 (10) 2,3 (10)
Для тувинцев в тройку приоритетных направлений, кроме торговли, вошли сельское хозяйство и туризм, а для монголов - энергетика и образование. Каждая из сторон заинтересована в той сфере, которая наиболее слабо представлена в ее регионе и может быть удовлетворена при содействии контрагента.
Тува, оставаясь аграрной животноводческой республикой, сельское хозяйство которой ощутило негативные последствия трансформационного периода 1990-х годов, до сих пор испытывает в этой стране дефицит внутренних животноводческих ресурсов. В свою очередь, сельское хозяйство Монголии активно развивается. В расчете на душу населения в приграничных аймаках поголовье скота в два, иногда и в три раза превосходит аналогичный показатель по тувинскому приграничью (таблица 2). Поэтому массовые закупки жителями Тувы продуктов сельского хозяйства Монголии объективно обусловлены.
Таблица 2. - ПОГОЛОВЬЕ СКОТА ПРИГРАНИЧНЫХ РАЙОНОВ ТУВЫ И МОНГОЛИИ, данные 2009 г. (голов на душу населения)
Кожууны /Аймаки Всего Мелкий рогатый скот Крупный рогатый скот Лошади
Республика Тыва 3,4 2,9 0,4 0,1
Монгун-Т айгинский 11,4 10,2 1,1 0,1
Овюрский 17,3 16,0 0,9 0,4
Т ере-Хольский 3,3 1,4 1,2 0,6
Тес-Хемский 6,0 5,1 0,7 0,2
Эрзинский 10,7 9,3 1,1 0,3
Монголия 16,0 14,2 1,0 0,8
Баян-Улгий 12,7 11,5 0,7 0,5
Завхан 35,6 32,3 1,7 1,6
Увс 29,2 27,0 1,3 0,9
Хувсгел 31,6 27,5 2,9 1,3
Для Монголии весьма актуально развитие сотрудничества с Тувой в сфере энергообеспечения. Хотя Тува сама регулярно испытывает энергодефицит и зависима от поставок электроэнергии из соседних сибирских регионов, для энергетических компаний России направление по обеспечению электроэнергией северных аймаков Монголии является престижным. К этому их побуждает конкуренция со стороны китайских энергетических компаний, которые активно расширяют свое присутствие на монгольском рынке. Богатейшие природные ресурсы страны давно привлекают китайский бизнес, однако Монголия долгие годы не допускала китайский капитал на свою территорию. Сегодня Китай проводит активную инвестиционную политику в Монголии, особенно в развитии инфраструктуры и горнодобывающих отраслях, успешно вытесняя с ее рынка не только Россию, но и другие страны[4].
Туризм как сфера взаимного партнерства, по мнению обеих сторон, имеет все шансы для успешного развития. Тува обладает природноландшафтными и рекреационными преимуществами, богата историкоархеологическими и культурными объектами, минеральными источниками. У Монголии тоже есть все предпосылки: привлекательные туристические объекты, желание населения посетить
достопримечательности соседней страны. Респондентам из Тувы и Монголии хорошо известны природно-культурные объекты на территории своих районов. Более 70% опрошенных считают, что они привлекательны для жителей соседней страны (таблица 3). В то же время лишь менее половины участников опроса осведомлены о природных объектах на соседней территории, и у них есть желание посетить ее в качестве туристов.
Таблица 3 - РАСПРЕДЕЛЕНИЕ МНЕНИЙ РЕСПОНДЕНТОВ О НАЛИЧИИ ПРИРОДНЫХ ОБЪЕКТОВ НА ПРИГРАНИЧНЫХ ________ТЕРРИТОРИЯХ ТУВЫ И МОНГОЛИИ, %._______
Варианты ответов Природные объекты на своей территории Природные объекты на противоположной территории
Тувинцы Монголы Тувинцы Монголы
Да 70,7 76,1 47,8 43,2
Нет 14,4 8,0 15,7 17,0
Затрудняюсь ответить 14,9 15,9 36,5 39,8
Образование как перспективную сферу развития партнерских отношений тувинцы ставят на четвертое место, а монголы - на третье. По неофициальным данным, в 2010 г. в Монголии обучалось около 70 тувинских студентов, а в Туве - около 20 чел. из Монголии. Интерес к российскому образованию в Монголии высок, особенно в приграничных аймаках. Но в последнее время, в связи с ориентацией развития Монголии на Запад, молодежь отдает предпочтение образованию в других странах. В Туве же наоборот, с каждым годом все большим спросом пользуется восточное направление - Монголия, Китай и др.
В области развития производства на приграничной территории и монголы, и тувинцы предлагают много вариантов организации бизнеса. Для тувинских респондентов интерес представляет сельскохозяйственная деятельность: обработка кожсырья и шерсти, переработка мяса и молока, для монгольских - развитие лесопереработки. Хотя респонденты с обеих сторон в равной степени выделяют туризм как перспективную сферу деятельности, только тувинцы считают необходимым развивать его как
бизнес в виде организации туристических баз отдыха. Кроме того, они видят много других сфер для бизнеса: выращивание овощей, рыболовство, розлив воды, связь, организация досуга и т.д.
Важным фактором развития внешнеэкономических связей между Тувой и Монголией является состояние дорожной инфраструктуры в обеих республиках. Планы продлить проектируемую железнодорожную ветку Курагино - Кызыл через государственную границу в Монголию открывают новые перспективы для развития экономических отношений. Предположительная протяженность ветки Кызыл - Госграница по трассе Кызыл - Самагалтай - Эрзин - Цаган-Тологой - 250 км, оценочная стоимость - 27,8 млрд руб.
Монголия уже приступила к разработке технико-экономического обоснования строительства в западной зоне железнодорожной сети. Если появится линия от границы до Кызыла, то западные аймаки Монголии получат возможность выхода на железные дороги России. В этом случае предлагается следующий маршрут: Кызыл (Тува) - Тээл-Улаангом (аймак Увс) - Ургамал (аймак Завхан) - Дэлгэр (аймак Г овь-Алтай) - Шинэжинст (аймак Баянхонгор) - Гурвантэс и Шивээхурэн (аймак Умнуговь)[6]. Строительство железной дороги в приграничных районах Тувы и Монголии выведет партнерство на более высокий уровень, позволит приступить к разработке новых месторождений по обе стороны границы.
Однако жители приграничных территорий относятся к этой идее далеко не однозначно. С монгольской стороны ее поддерживают почти 70% опрошенных, а с тувинской - лишь около 40% (таблица 4).
Таблица 4 - РАСПРЕДЕЛЕНИЕ МНЕНИЙ РЕСПОНДЕНТОВ О НЕОБХОДИМОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ В ___________________МОНГОЛИЮ ЧЕРЕЗ ТУВУ, %.________________________
Варианты ответов Тувинцы Монголы
Да, нужна 37,8 69,3
Нет, не нужна 51,4 13,6
Затрудняюсь ответить 10,8 17,0
При ответе на вопрос о возможных последствиях строительства железной дороги через Туву в Монголию, мнения респондентов также разошлись. Половина монгольских участников опроса видит только положительные аспекты, 27,3% ожидают как положительных, так и отрицательных последствий. Среди тувинских респондентов больше тех, кто не может определиться с четкой оценкой железнодорожного проекта (43,4%), и лишь 13,9% тувинцев рассчитывают на позитивный результат. Наиболее пессимистично настроены 27,0% опрошенных респондентов из Тувы и 11,4% - из Монголии (таблица 5).
Таблица 5- РАСПРЕДЕЛЕНИЕ МНЕНИЙ РЕСПОНДЕНТОВ О ВОЗМОЖНЫХ ПОСЛЕДСТВИЯХ СТРОИТЕЛЬСТВА ЖЕЛЕЗНОЙ _________ДОРОГИ ЧЕРЕЗ ТУВУ В МОНГОЛИЮ, %.________
Варианты ответов Тувинцы Монголы
Только положительные 13,9 50,0
Как положительные, так и отрицательные 43,4 27,3
Принесет одни минусы 27,0 11,4
Затрудняюсь ответить 15,7 11,4
Неоднородность тувинского приграничья, с точки зрения наличия естественных ресурсов, исторических и экономических особенностей не позволяет рассматривать всю приграничную территорию как единое целое. Эрзинский, Овюрский и Тес-Хемский кожууны с большей концентрацией населения и более благоприятными природными условиями отличаются от высокогорного Монгун-Тайгинского и изолированного Тере-Хольского кожууна. Эти различия еще больше усиливаются в связи с освоением природных богатств, развитием промышленности, сельского хозяйства, строительства, туризма и других отраслей.
По нашему мнению, наиболее полно и достоверно ответить на вопрос о возможностях и потенциале конкретного кожууна могут не только данные статистики и экономические расчеты ученых, но и само население района - посредством участия в социологическом опросе. В частности, на вопрос о том, какие виды деятельности наиболее
перспективно развивать на территории вашего кожууна?» получены
следующие ответы (таблица 6).
Таблица 6 - СРАВНЕНИЕ ОТВЕТОВ НАСЕЛЕНИЯ ПРИГРАНИЧНЫХ КОЖУУНОВ О НАИБОЛЕЕ ПЕРСПЕКТИВНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (сумма ответов превышает 100%, так как по методике __________опроса можно было выбрать несколько вариантов)._____
Виды деятельности Кожууны
Овюрский Эрзинский Тес- Хемский Монгун- Тайгинский Тере- Хольский
Животноводство 92,2 81,4 79,0 78,6 77,8
Растениеводство 8,9 12,7 21,0 15,7 11,1
Туризм 32,2 27,5 19,0 58,6 55,6
Лесопереработка 12,2 19,6 31,0 5,7 18,5
Переработка рыбы 0 7,8 4,0 22,9 25,9
Сбор и обработка дикоросов 6,7 3,9 7,0 0 3,7
Добывающая промышленность 10,0 3,9 3,0 0 0
Торговля 68,9 61,8 47,0 30,0 33,3
Распределение ответов объективно отражает потенциал и потребности кожууна. Так, например, более 70,0%, опрошенных во всех кожуунах отмечает животноводство, как наиболее перспективный вид деятельности, поскольку во всех муниципальных образованиях имеются благоприятные климатические условия. В Эрзинском и Тес-Хемском кожууне помимо традиционных видов скота можно разводить верблюдов, а в Монгун-Тайге и Тере-Холе - яков (сарлыков).
Наличие в Эрзинском и Овюрском кожуунах таможенных пропускных пунктов, а также активно формирующейся торговой инфраструктуры привело к тому, что торговля как вид деятельности для опрошенных респондентов из этих кожуунов стала одним из приоритетных направлений. При этом, торговля, в силу своей экономической эффективности, привлекательна даже для таких труднодоступных районов как Тере-Хольский (33,3%) и Монгун-Тайгински (30,0%).
В Тере-Хольском, Монгун-Тайгинском имеется большое количество пресных озер, идеально подходящие для организации рыбного промысла, поэтому население этих районов в качестве приоритетного направления деятельности выбирает переработку рыбы. Также природа этих районов настолько уникальна и неповторима, что развитие туризма поддерживается большинством населения, в отличие от других районов.
На основе полученных данных с помощью кластерного анализа удалось выделить два микрорайона-кластера: 1 - Эрзинский, Тес-Хемский и Овюрский; 2 - Тере-Хольский и Монгун-Тайгинский (рисунок).
Рисунок 1. Кластерный анализ структуры Тувинского приграничья
їй---------1.......... --------------------------1---------
40 ■
її 35 ■ ■
■і' ,
ос
о
га
З- зо ■ ■
Е
гс
га
8
а'
| 25 ■ ■
5
=
га
20 ■
15 ■ ■
Ю-------------- ------------------.------------------,-----
Тере-Ясльский Тес-)4емский Эрзинский
Моні^н-Тайпинский 0 & юрский
Рисунок. Кластерный анализ структуры Тувинского приграничья
Кластер №1 - ориентирован в первую очередь на развитие животноводства, торговли и только на третьем месте стоит туризм;
кластер №2 - ориентирован на развитие животноводства и
туристических услуг; торговля находится на третьем-четвертом местах.
Сгруппировать кластеры в данном виде мы смогли путем определения тесноты связи или наименьшего расстояния. Так, наименьшее расстояние определяется между Тере-Хольским и Монгун-Тайгинским районами. Далее можно выделить пару из Овюрского и Эрзинского. Тес-хемский кожуун стоит несколько обособленно, но при этом его теснота связи больше со второй группой кожуунов, чем с первой. Таким образом, мы выделили два кластера. Данные результаты можно использовать для корректировки существующих комплексных программ социальноэкономического развития муниципальных образований[5].
В программах представлены актуальные направления, которые позволят совершить определенный экономический прорыв в каждом из районов, что положительно отразиться на всех других сферах жизнедеятельности. В качестве ключевых направлений выделены развитие транспортного обеспечения, стройматериалов и переработка продукции животноводства, от молока и мяса, до шерсти и шкур животных.
Тем не менее, на наш взгляд, иногда предлагаются направления, которые не всегда объективно отражают потребности и возможности самого района, а в некоторых случаях не учитываются уникальные особенности конкретного кожууна, что наводит на мысль о шаблонности подхода при выборе «точек роста». Например, во всех приграничных районах ожидаеться организация пунктов по забою и шоковой заморозки мясной продукции, однако для работы подобного цеха необходим бесперебойный источник электрической энергии, но все районы без исключения испытывают существенный энергодефицит. В тоже время, развивать рыбную отрасль предлагается только в Тере-Хольском кожууне, однако рыбными ресурсами богаты еще Монгун-Тайгинский и Эрзинский районы, а последний имеет преимущество над другими в виде транспортной доступности. Ожидается развитие туристической базы
только в Тере-Хольском районе, хотя аналогичный проект может найти свою успешную реализацию во всех кожуунах.
Новые сферы партнерства
Проведенные исследования позволяют констатировать, что ресурс границы неисчерпаем, и на данном этапе республики Тува и Монголия стоят в начале его освоения. Необходимо в полной мере воспользоваться явными преимуществами трансграничного положения. Оценка различных факторов территориальной организации хозяйства в приграничных районах Республики Тыва позволила, во-первых, выделить наиболее перспективные сферы для дальнейшего сотрудничества Тувы и Монголии; во-вторых, выяснить направления, в которых более всего заинтересованы и тувинцы, и монголы; в-третьих, определить экономическую ориентацию приграничных районов Тувы.
Сходство хозяйственной деятельности, культурных традиций и быта во многом обусловливают приоритетность всестороннего использования и развития потенциала тувинско-монгольского приграничного сотрудничества [2]. Вместе с тем результаты деятельности в сельском хозяйстве, как ни парадоксально, существенно различаются. При серьёзном сокращении производства мяса в хозяйствах Республики Тыва, в соседних аймаках достаточно остра проблема его сбыта, что негативно сказывается на уровне жизни монгольских скотоводов-кочевников. Логически вытекающим из создавшейся ситуации выходом является развитие торговых и производственных связей между субъектами стран-соседей. Тем более что через территорию республики осуществляется как легитимный, так и нелегальный транзит мяса из западных аймаков Монголии в регионы России.
В этой ситуации, опираясь на достигнутые договорённости, правительство Республики Тыва еще в 2003 г. приступило к разработке и осуществлению инвестиционного проекта по закупке скота или мяса после
промышленного забоя на территории Монголии для его глубокой переработки и реализации на территории Тувы и других регионов РФ. На первом этапе это должно способствовать восстановлению и модернизации мясоперерабатывающих предприятий за счёт импортного сырья. Кроме того, получат развитие овчинно-меховое, ковровое и кожевенное производства, которые впоследствии будут стимулировать восстановление и развитие собственного животноводства.
Цель проекта - реализация мероприятий по импорту мяса в рамках Соглашения об экономическом сотрудничестве между Правительствами Республики Тыва и Монгольской Народной Республики.
Задачи проекта:
- создание мобильных или стационарных модульных легко монтируемых и демонтируемых пунктов забоя скота на территории Убсу-Нурского, Завханского, Ховдинского аймаков Монголии, где проводится первичная переработка мяса и шкур;
- организация цеха по производству мясных консервов и консервных банок на территории Тывы;
- разработка предварительных комплексных ветеринарных мероприятий, условий вакцинации, осуществление контроля за транспортировкой мясопродуктов и кожсырья;
- организация поставок кожсырья из Монголии для развивающегося кожевенного и овчинно-мехового производства Тывы.
В процессе разработки данного инвестиционного проекта было рассмотрено несколько вариантов, различающихся между собой степенью переработки мяса и используемым оборудованием — от реализации мяса в тушах и полутушах до мясных консервов с применением как российского, так и зарубежного оборудования. Общими для всех вариантов стали закупка живого скота на территории аймаков Монголии, его забой и
первичная переработка (до получения туш и полутуш в замороженном виде) на убойных пунктах, создаваемых участниками проекта на территории Монголии, транспортировка через государственную границу на территорию Республики Тыва.
Прорабатывались следующие возможности:
- реализация оптовым организациям или непосредственным потребителям - мясокомбинатам Абакана, Красноярска, Кемерово и Новосибирска, а также спецпотребителям - через госзаказ в случае выигрыша на тендерных торгах (в республиках Тыва, Хакасия и Алтай, Красноярском крае, Иркутской, Кемеровской и Новосибирской областях);
- доставка продукции непосредственным потребителям на территории Тывы, а также в вышеуказанных регионах;
- производство колбас и других мясных изделий, включая мясные консервы, на комбинате «Тывамясо» и их последующая реализация оптовым организациям или непосредственным потребителям как в Кызыле, так и с доставкой к местам потребления.
На все эти варианты накладывались различия в техническом оснащении и технологических решениях. В частности, рассматривались возможности использования отечественного оборудования: по забою и первичной промышленной переработке скота в модульном стационарном исполнении, изготовлению консервных банок, как из жести, так и из алюминиевых рулонов, создание миницехов консервирования мяса. Альтернативой являлось использование аналогичного импортного оборудования.
К сожалению, проект до сих пор не реализован по ряду причин, в том числе и связанных с неустойчивостью международного сотрудничества и нерешительностью сторон, но он сохраняет актуальность
и имеет перспективу на фоне последних дипломатических контактов между Россией и Монголией.
Литература
1. В Кызыле подписан протокол о совместных тувинско-монгольских проектах // Тувинская правда. - 2009. - №19. (16770). - 25 июля.
2. Гаврилов И.О. Тува - Монголия: сотрудничество набирает обороты // Тувинская правда. - 30.11.2002; Кручкин Ю. Монголия. Энциклопедический справочник. - М.: Улан-Батор, Пекин, 2000; Монголия — наш деловой партнер // Коринф. - 2001. - № 26; Прокопьев Ю. Монголия смотрит на север: южный сосед готов поставлять в Сибирь мясо, шерсть и студентов // Российская газета. - 24.01.2003. - С. 21; Мельников А.А. Сотрудничество Тувы и Монголии в сфере переработки сельскохозяйственной продукции/ Проблемы и перспективы государственно-правового регулирования экономических отношений. Сборник материалов I Международной научнопрактической конференции. - Пенза, 2003. - С. 97-98.
3. История Тувы: в 3 т. - Том II. - Новосибирск: Наука, 2007. - С. 337.
4. Ковалева Г.Д. Успеет ли Сибирь на Восточный экспресс? // ЭКО. - 2010. - №11. - С. 5-21.
5. Комплексная программа социально-экономического развития Тере-Хольского кожууна Республики Тыва (2006 - 2010 гг. и 2006-2015 гг.). Одобрена постановлением Правительства Республики Тыва от «9» декабря 2006 г. № 1398. - Кызыл, Минэконом РТ, 2006; Комплексная программа социально-экономического развития Монгун-Тайгинского кожууна Республики Тыва (2006 - 2010 гг. и 2006-2015 гг.). - Кызыл, Минэконом РТ, 2006; Комплексная программа социально-экономического развития Эрзинского кожууна Республики Тыва (2006 - 2010 гг. и 2006-2015 гг.). Одобрена постановлением Правительства Республики Тыва от «14» сентября 2006 г. № 419. -Кызыл, Минэконом РТ, 2006; Комплексная программа социально-экономического развития Тес-Хемского кожууна Республики Тыва (2006 - 2010 гг. и 2006-2015 гг.). -Кызыл, Минэконом РТ, 2006; Комплексная программа социально-экономического развития Овюрского района (кожууна) Республики Тыва (2006 - 2010 гг. и 2010-2015 гг.). Одобрена постановлением Правительства Республики Тыва от «20» октября 2006 г. № 1244. - Кызыл, Минэконом РТ, 2006.
6. Монголы предлагают продлить железнодорожную ветку Курагино-Кызыл (ЦКЬ: http://www.tuvaonline.ru/2007/04/28/railwav-mongolia.html).
7. Ойдуп Т.М., Кылгыдай А.Ч. Вопросы политико-правового трансграничного сотрудничества на тувино-монгольском участке российской государственной границы // Националные интересы: приоритеты и безопасность, 2011, №29. -С.56.
8. Социологический опрос был проведен в августе 2010 г. в Эрзинском, Тес-Хемском, Тере-Хольском, Овюрском и Монгун-Тайгинском кожуунах.
9. Тува в 2,8 раза увеличила внешнеторговый оборот (ЦКЬ: http://www.tuvaonline.ru/2010/12/03/tuva-v-28-raza-uvelichila-vneshnetorgovvv-oborot.html).