Научная статья на тему 'Современные проблемы профессиональной переподготовки, повышения квалификации медицинских работников и пути их решения в регионах'

Современные проблемы профессиональной переподготовки, повышения квалификации медицинских работников и пути их решения в регионах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
342
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MEDICAL STAFF / HEALTH REGIONS / MEDICAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS / MEDICAL INSTITUTIONS / CLINICS / МЕДИЦИНСКИЕ КАДРЫ / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / РЕГИОНЫ / МЕДИЦИНСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чернышова Т. С.

Эффективным механизмом снижения остроты проблем, имеющихся в сфере дополнительного медицинского образования, способно стать создание в рамках взаимовыгодного сотрудничества образовательных, лечебно-профилактических учреждений, специализированных клиник, при финансовой поддержке инвесторов, медицинских центров. Благодаря такому сотрудничеству появляется возможность решения проблемы отсутствия современных оборудованных клинических баз у медицинских образовательных учреждений и проблемы отсутствия в клиниках квалифицированного персонала, готового работать на современном высокотехнологичном оборудовании. Автор приходит к выводу, что повышение качества медицинского образования возможно при условии стратегического соответствия ведущих целей региональной и федеральной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чернышова Т. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN PROBLEMS OF PROFESSIONAL RETRAINING, ADVANCED TRAINING OF MEDICAL WORKERS AND THEIR SOLUTIONS IN REGIONS

An effective mechanism to mitigate existing in the field of continuing medical education problems would be the establishment within the framework of mutually beneficial cooperation of educational, medical institutions, special clinics with financial support from investors, medical centers. Thanks to this cooperation there is a possible solution to the problem of lack of modern equipped clinical bases in medical educational institutions and the lack in the clinics of qualified personnel willing to work on modern high-tech equipment. The author comes to the conclusion that improving the quality of medical education is possible under condition of conformity of the leading strategic objectives of regional and federal policies, and factors that determine the functioning of the regional health systems politics of a region.

Текст научной работы на тему «Современные проблемы профессиональной переподготовки, повышения квалификации медицинских работников и пути их решения в регионах»

в группы социального риска. Главной из причин этого является низкое принятие себя и заниженная самооценка [4, с. 23].

Как показывает наше исследование, отличительной чертой воспитанников детского дома является присущее им состояние социально-психологической отчуждённости от других людей, самих себя. Формальное дисциплинирование воспитанников приводит к отчуждению. Как известно, именно акцент на дисциплинарные моменты во многом провоцирует вышеперечисленные нарушения общения, характерные для воспитанников детского дома. В итоге у воспитанников формируется деформированное представление о жизни, что затрудняет их социализацию после выхода из детского дома в самостоятельную жизнь, в общество.

В рамках нашего исследования определение процесса адаптации является наиболее подходящим к нашему случаю. Такая адаптированность может выражаться в социальной ответственности и моральной зрелости старшеклассников. Старшеклассник осуществляет адаптацию на всех уровнях: индивидуальном, групповом и социальном. Итак, процесс социальной адаптации рассматривается в трёх структурных уровнях: а) общество (макросреда); б) социальная группа (микросреда); в) сам индивидуум (внутриличностная адаптация). Основной акцент в процессе социальной адаптации старшеклассников мы делаем на два последних уровня, поскольку детский дом является закрытым учреждением интернатного типа и выход в макросреду крайне ограничен.

Таким образом, термином «адаптации» мы обозначаем с одной стороны свойства человека, характеризующие его устойчивость и приспособление к условиям окружающей действительности. С другой стороны - сам процесс приспособления чело-

Библиографический список

века к меняющимся условиям, который является двусторонним: взаимодействие личности и среды.

Термин «активность» является общенаучным и применяется в разных науках самостоятельно, так и в сочетаниях с другими словами. Понятие «активность» (от латинского «akktivus») - действие, поступок, деяние, в русском языке - нечто деятельное, энергичное, развивающееся. Поскольку социальная активность составляет компонент социализации, мы особое внимание уделяем её трактовке. В работах теоретиков социальная активность определяется как уровень активности, степень проявления возможностей и способностей человека как члена социума, устойчивое активное отношение личности к отдельным общностям или обществу в целом и отражает превращение личности из объекта в субъект социального действия и общественных отношений.

Формирование социальной активности старшеклассников, на наш взгляд, требует: осознания общественных явлений, составляющих отношения, социальные и нравственные ценности общества; развития социальных качеств и способностей; включение в практическую деятельность, освоения новых социальных ролей.

Таким образом, проблема социализации старшеклассников в условиях детского дома является важной, актуальной, требующей дальнейшего исследования. Проведённое исследование открывает новые перспективы в изучении проблемы теории и практики социализации воспитанников детского дома; поиск новых условий эффективного проектирования социализации воспитанников детского дома; изучение инновационных педагогических технологий социализации воспитанников детского дома.

1. Доскин В.А. Развитие и воспитание детей в домах. Москва: Владос, 2007.

2. Овчарова РВ. Взаимодействие семьи, детского сада и школы в предупреждении педагогической запущенности детей. Архангельск: Издательство Архангельского областного ИГЖРО, 2006.

3. Снежко Л.М. Диалектика объективных условий и субъективного фактора в процессе социализации личности. Автореферат диссертации ... кандидата философских наук. Москва,2003.

4. Юнг К.Г. Аналитическая психология. Прошлое и настоящее. Москва: Мартис, 1997.

Referenœs

1. Doskin V.A. Razvitie i vospitanie detej v domah. Moskva: Vlados, 2007.

2. Ovcharova R.V. Vzaimodejstvie sem'i, detskogo sada i shkoly v preduprezhdenii pedagogicheskoj zapuschennosti detej. Arhangel'sk: Izdatel'stvo Arhangel'skogo oblastnogo IGZhRO, 2006.

3. Snezhko L.M. Dialektika ob'ektivnyh uslovij i sub'ektivnogo faktora v processe socializacii lichnosti. Avtoreferat dissertacii ... kandidata filosofskih nauk. Moskva,2003.

4. Yung K.G. Analiticheskaya psihologiya. Proshloe i nastoyaschee. Moskva: Martis, 1997.

Статья поступила редакцию 02.11.15

УДК 378

Chernyshova T.S., postgraduate, North-Caucasus Social Institute (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]

MODERN PROBLEMS OF PROFESSIONAL RETRAINING, ADVANCED TRAINING OF MEDICAL WORKERS AND THEIR SOLUTIONS IN REGIONS. An effective mechanism to mitigate existing in the field of continuing medical education problems would be the establishment within the framework of mutually beneficial cooperation of educational, medical institutions, special clinics with financial support from investors, medical centers. Thanks to this cooperation there is a possible solution to the problem of lack of modern equipped clinical bases in medical educational institutions and the lack in the clinics of qualified personnel willing to work on modern high-tech equipment. The author comes to the conclusion that improving the quality of medical education is possible under condition of conformity of the leading strategic objectives of regional and federal policies, and factors that determine the functioning of the regional health systems politics of a region.

Key words: medical staff, health regions, medical educational institutions, medical institutions, clinics.

Т.С. Чернышова, аспирант, Северо-Кавказский социальный институт, г. Ставрополь, E-mail: [email protected]

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ, ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В РЕГИОНАХ

Эффективным механизмом снижения остроты проблем, имеющихся в сфере дополнительного медицинского образования, способно стать создание в рамках взаимовыгодного сотрудничества образовательных, лечебно-профилактических учреждений, специализированных клиник, при финансовой поддержке инвесторов, медицинских центров. Благодаря такому сотрудничеству появляется возможность решения проблемы отсутствия современных оборудованных клинических баз у медицинских образовательных учреждений и проблемы отсутствия в клиниках квалифицированного персонала, готового работать на современном высокотехнологичном оборудовании. Автор приходит к выводу, что повышение качества медицинского образования возможно при условии стратегического соответствия ведущих целей региональной и федеральной политики.

Ключевые слова: медицинские кадры, здравоохранение, регионы, медицинские образовательные учреждения, лечебно-профилактические учреждения.

Большое количество медико-демографических, экономических, кадровых, организационных проблем в системе здравоохранения российской Федерации подлежат решению на региональном уровне. В ходе реализации Государственной программы РФ «Развитие здравоохранения» и Национального проекта «Здоровье», российская система здравоохранения оснащается высокотехнологичным медицинским оборудованием, порождая новую проблему - отсутствие квалифицированных кадров для работы на нем. Проведенная в 2010 году в более полутора тысяч лечебно-профилактических учреждений общероссийская проверка на предмет использования установленного по нацпроекту «Здоровье» диагностического оборудования выявила, что свыше 77 % из него не функционирует, наряду с отсутствием лицензий, возможности приобретения дорогих расходных материалов, в качестве обоснования простоя оборудования вскрылась проблема отсутствия медицинских специалистов, способных на нем работать. Зачастую, на современном этапе уровень подготовки специалистов системы здравоохранения, не соответствует требованиям этой сферы.

Выявленная проблема существует не только в государственных и муниципальных медицинских учреждениях, но и в частных медицинских центрах. Большинство сотрудников многочисленных частных клиник являются молодыми специалистами, не владеющими соответствующими компетенциями. Следовательно, одной из ведущих задач регионов является повышение квалификации и устранение дефицита квалифицированных медицинских кадров. В связи с чем, именно на региональном уровне следует находить возможные механизмы для её решения. В ходе поиска и реализации путей решения задач следует интегрировать глобальные тенденции развития образования в систему медицинского образования РФ, меняя структуру учебных планов и программ, создавать систему непрерывного профессионального образования, в которой практические навыки студентами должны осваиваться с первого курса обучения. При этом качественное обучение практическим навыкам и подготовка квалифицированного специалиста возможны на соответствующем современному этапу развития медицинской науки оборудовании, которого, как правило, нет, ни в медицинских вузах, ни в региональных медицинских учреждениях, являющихся их клиническими базами. В сложившейся ситуации одним из решений можно предложить эффективное сотрудничество государства и бизнеса, способного инвестировать дополнительные финансовые средства, взаимодействуя на обоюдовыгодных условиях с государственными образовательными и медицинскими учреждениями, с целью решения социально значимых проблем. То есть механизмом снижения остроты обозначенных проблем способно стать создание в рамках взаимовыгодного сотрудничества образовательных, лечебно-профилактических учреждений, специализированных клиник при финансовой поддержке инвесторов, медицинских центров. Благодаря такому сотрудничеству появляется возможность решения проблемы отсутствия современных оборудованных клинических баз у медицинских образовательных учреждений и проблемы отсутствия в клиниках квалифицированного персонала, готового работать на современном высокотехнологичном оборудовании [1; с. 2].

С целью внедрения указанных проектов в регионах наряду с формированием соответствующей нормативно-правовой базы, между властью и представителями деловой среды должны сложиться основанные на взаимном доверии отношения, что возможно при трансформации их отдельных задач в единую социально значимую цель совершенствования системы здравоохранения в регионах и в Российской Федерации в целом. Представителей деловой среды не заинтересует реализация подобных проектов при условии единоличного утверждения приоритетов, планов и направлений развития органами государственной власти. Следовательно, эффективным станет взаимодействие, при котором бизнес будет иметь достаточный инструментарий для фактического участия в решении общественно значимых проблем. В этой же связи, не менее важным является создание в регионах ассоциаций частных медицинских клиник.

Таким образом, взаимовыгодное сотрудничество представителей бизнеса, учреждений профессионального образования и органов власти в системе здравоохранения регионов может способствовать эффективному решению целого ряда проблем на уровне страны в целом. На современном этапе общественно-экономического развития страны, объединяясь в ассоциации, в некоммерческие общественные организации, профессиональное сообщество, представители деловой среды здравоохранения, квалифицированные медицинские специалисты, другие граждане Российской Федерации, взаимодействуя друг с другом и с органами государственного управления способны принимать участие в решении социальных проблем и оказывать положительное влияние на общественное развитие. Особое значение в этом сотрудничестве имеют учреждения профессионального образования медицинской сферы. Являясь социально-экономическим институтом, при взаимодействии с региональными органами здравоохранения, учреждение высшего медицинского образования играет одну из ведущих ролей в решении проблем здравоохранения. Сотрудничество образовательного и практического сегментов системы для лечебно-профилактических учреждений не менее эффективно.

В свете вышесказанного, эффективные преобразования в системе практического здравоохранения и медицинского образования возможны при взаимодействии органов управления здравоохранением в регионах и медицинских образовательных учреждений. Зачастую трудности конструктивного взаимодействия связаны с нечётко сформулированными принципами, целями, задачами и структурой деятельности. Анализ материалов, находящихся в открытом доступе по взаимодействию вузов, медицинских учреждений и органов управления здравоохранением показывает, что существующая нормативно-правовая база всех уровней должным образом не способствует эффективному взаимодействию и не способствует эффективной профессиональной социализации студентов [3; 4].

Сегодня именно регионы и региональные образовательные системы способны уменьшить остроту проблем путём создания региональных отраслевых систем образования, предусматривающих передачу функций по решению региональных проблем в области медицинского образования региональному органу управления здравоохранением, организационную форму интеграции медицинских образовательных учреждений и клинических лечебно-профилактических учреждений, придание медицинскому учреждению высшего профессионального образования, обладающему высоким образовательным, научным и лечебным потенциалом, статуса системообразующего элемента [5].

Совершенствование медицинского профессионального образования предполагает разработку образовательных программ с учётом национально-региональных особенностей, особенностей медицинских образовательных, клинических лечебных учреждений, региональных органов управления, потребности региона в медицинских кадрах. Таким образом, продуктивным решением региональных проблем сферы здравоохранения может стать объединение территориальных профильных образовательных учреждений с практическим сектором сферы - клиниками, медицинскими центрами и др. Подобные объединения - консорциумы предполагают не просто заключение соглашений о сотрудничестве, но и возможность создания отдельного юридического лица. В качестве сотрудничающих сторон в консорциумах могут участвовать и государственные, и негосударственные образовательные и лечебно-профилактические учреждения.

Функции контроля над последипломным образованием и допуска врачей к самостоятельной медицинской деятельности должны осуществляться медицинским сообществом. При этом формированию саморегулирующихся объединений, медицинское сообщество которых несёт ответственность за качество профессиональной деятельности каждого специалиста, должны способствовать государственные предпосылки. Однако профессиональное развитие медицинских специалистов предполагает не менее значимые качества: внутренний самоконтроль и мотивацию к обучению и совершенствованию.

Библиографический список

1. Денисов И.Н. Основные направления совершенствования подготовки врачебных кадров. Экономика здравоохранения. 2013; 3.

2. Обрамов С.Л. Здравоохранение Российской Федерации. Подходы и проблемы. Санкт-Петербург, 2014.

3. Саенко Л.А. Профессиональная социализация студентов средствами дистанционного обучения: проблемы, задачи, перспективы. Мир науки, культуры, образования. 2015; 3 (52): 108 - 111.

4. Саенко Л.А., Затеева Т.Г. Профессиональное образование как базовый процесс профессиональной социализации. Дискуссия. 2014; 5 (46): 123 - 127.

5. Светличная Т.Г. Актуальные проблемы кадрового обеспечения здравоохранения на региональном уровне. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2014; 1.

Referencеs

1. Denisov I.N. Osnovnye napravleniya sovershenstvovaniya podgotovki vrachebnyh kadrov. 'Ekonomika zdravoohraneniya. 2013; 3.

2. Obramov S.L. Zdravoohranenie Rossijskoj Federacii. Podhody iproblemy. Sankt-Peterburg, 2014.

3. Saenko L.A. Professional'naya socializaciya studentov sredstvami distancionnogo obucheniya: problemy, zadachi, perspektivy. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 3 (52): 108 - 111.

4. Saenko L.A., Zateeva T.G. Professional'noe obrazovanie kak bazovyj process professional'noj socializacii. Diskussiya. 2014; 5 (46): 123 - 127.

5. Svetlichnaya T.G. Aktual'nye problemy kadrovogo obespecheniya zdravoohraneniya na regional'nom urovne. Problemy social'noj gigieny, zdravoohraneniya iistorii mediciny. 2014; 1.

Статья поступила в редакцию 04.11.15

УДК 378.2

Musayeva R.A., Cand. of Sciences (Biology), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia),

Е-mail: timur [email protected]

Shamsiyeva A.A., Cand. of Sciences (Biology), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia),

Е-mail: timur [email protected]

FORMING OF READINESS OF BACHELOR STUDENTS OF PEDAGOGICAL EDUCATION TO USE INTERACTIVE TEACHING TECHNOLOGIES. In the work the authors study a process of making bachelor students of pedagogical education be prepared for the use of interactive teaching technologies. The authors' model of this process with its main components is presented; the paper has short characteristics to every of the components. The authors identify the following component structure in the professional training of bachelors of pedagogical education with the use of interactive methods of training: motivational, cognitive, activity - and evaluation-based. The general characteristics of the condition of being prepared for to use interactive learning tools the authors present on the following levels: elementary, basic (reproductive) and creative search. The developed model and software and methodological support contributes to the effectiveness of the educational process of any educational institution.

Key words: interactive teaching technologies, bachelor students, pedagogical education, readiness formation, model.

Р.А. Мусаева, канд. биол. наук, доц., ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет»,

г. Махачкала, E-mail: [email protected]

А.А. Шамсиева, канд. биол. наук, доц., ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет»,

г. Махачкала, E-mail: [email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНТЕРАКТИВНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

В работе описан процесс формирования готовности будущих бакалавров педагогического образования к использованию интерактивных средств обучения. Представлена авторская модель данного процесса с её основными составляющими и дана их краткая характеристика. Авторы выделяют следующую компонентную структуру в профессиональной подготовке бакалавров педагогического образования с использованием интерактивных средств обучения: мотивационный, когнитивный, деятельностный, оценочный. При этом обобщённую характеристику готовности будущих бакалавров педагогического образования к использованию интерактивных средств обучения авторы представляют по следующим уровням: начальному, базовому (репродуктивному), поисковому и творческому.

Ключевые слова: интерактивные средства обучения, будущий бакалавр, педагогическое образование, формирование готовности, модель.

Понятие «готовность» трактуется как состояние готовности, подготовка к чему-нибудь, решение на что-то [1]. По нашему мнению, термин «готовность» следует понимать, как состояние, установка на что-либо, результат.

В данной статье нами рассматривается процесс формирования готовности будущих бакалавров к использованию интерактивных средств обучения, которые дают возможность обеспечить самостоятельность при изучении учебного материала, а также оценить свой уровень подготовки. Анализ литературы [2 - 5] позволяет считать, что интерактивные средства обучения призваны обеспечить создание информационно-образовательной среды, содействующей:

1) достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы будущими бакалаврами;

2) использованию в образовательном процессе современных образовательных технологий;

3) организации эффективной самостоятельной работы студентов бакалавриата по поиску и усвоению знаний, умений и навыков, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики;

4) выявлению и развитию будущих бакалавров, в том числе за счёт формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов.

В нашем исследовании моделирование выступило как метод представления функциональных характеристик готовности к использованию интерактивных средств обучения в подготовке бакалавров педагогического образования. Не отвергая всех разнообразных способов использования интерактивных средств обучения, мы считаем целесообразным предложить модель использования интерактивных средств обучения в профессиональной подготовке бакалавров педагогического образования, которую можно было бы реализовать в каждом вузе.

Цель проектирования модели использования интерактивных средств обучения в профессиональной подготовке бакалавров педагогического образования определяется социальным заказом, сформулированном в документах, посвященных модернизации педагогического образования, в частности, в системе подготовки профессионально компетентных педагогов в области интерактивных средств обучения.

В модели одной из составляющих являются методологические основы, состоящие из: подходов (системный, ком-петентностный, личностно-деятельностный, практико-ори-ентированный), принципов (целостности, оптимальности, преемственности) и методов (частично-поисковый, поисковый, исследовательский, метод проектов).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.