Научная статья на тему 'Современные проблемы профессионального обучения учащихся с ограниченными физическими возможностями'

Современные проблемы профессионального обучения учащихся с ограниченными физическими возможностями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
421
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Linguistica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / УЧАЩИЕСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ФИЗИЧЕСКИМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ / ПРОФЕССИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корнеева Наталья Юрьевна

Раскрыты проблемы профессионального образования и пути выбора профессии учащимися с ограниченными физическими возможностями. Рассмотрены основные направления получения профессионального образования данной категорией учащихся

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Корнеева Наталья Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of vocational training and a way of a choice by pupils with the limited physical possibilities of the future trade are opened. The basic directions of reception of vocational training of the given category of pupils are considered

Текст научной работы на тему «Современные проблемы профессионального обучения учащихся с ограниченными физическими возможностями»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Астафурова, Т.Н. Стратегии коммуникативного поведения в профессионально-значимых ситуациях межкультурного общения (лингвистический и дидактический аспекты) [Текст]: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Т.Н. Астафурова. — М., 1997.— 47 с.

2. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества [Текст] / М.М. Бахтин. — М.: Искусство, 1997. — 224 с.

3. Кларин, М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследований игры и дискуссии [Текст] / М.В. Кларин. - Рига, 1995. - 176 с.

4. Ковальчук, М.А. Дискуссия как средство обучения иноязычному общению [Текст]: метод. пособие для преподавателей иностр. яз. / М.А. Ковальчук. —

М.: Высш. шк.; Науч.-образоват. центр «Школа Китайгородской», 2008. — 144 с.

5. Макар, Л.В. Обучение профессионально ориентированному общению на английском языке студентов неязыкового вуза [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Л.В. Макар. — СПб., 2000. — 21 с.

6. Сластенин, В.А. Педагогика: инновационная деятельность [Текст] / В.А. Сластенин, Л.С. Подымо-ва. — М.: Магистр, 1997. — 224 с.

7. Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / С.Д. Смирнов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Академия, 2005. — 400 с.

УДК 371.9:371

Н.Ю. Корнеева

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ФИЗИЧЕСКИМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

Одной из актуальных социально-педагогических и демографических проблем современного российского социума является включение людей с ограниченными возможностями в общество. Актуальность этой проблемы объясняется многими обстоятельствами, сложившимися в современной России.

Численность детей-инвалидов с физическими, интеллектуальными, психическими и сенсорными отклонениями среди населения страны неуклонно возрастает. Если в 1995 году число детей-инвалидов в России составляло 453,7 тыс. человек, то к 2010 году оно возросло до 780 тыс. человек, что составляет 2,8 % детского населения. Ежегодно в России рождается 50 тыс. детей, признанных инвалидами с детства. В Челябинской области численность детей-инвалидов составляет 8,4 тыс. человек, т. е. 1,4 % от общей численности детей области. Все это свидетельствует о том, что в условиях перехода к рыночным отношениям

в российском обществе активизировались неблагоприятные объективные условия и субъективные факторы, негативно влияющие на демографическую ситуацию. Во многих регионах ухудшается экологическая обстановка, растет травматизм, ухудшается здоровье населения, особенно женщин репродуктивного возраста. Кроме того, переход на платные медицинские услуги, трансформация жизненного уклада россиян, смена ценностных ориентаций и культурно-нравственных устоев общества позволяют предположить, что в этих условиях тенденция к увеличению численности инвалидов может сохраниться и в ближайшие годы.

Актуальность нашего исследования определяется также характерным для всего мира процессом гуманизации отношений между всеми элементами социальной структуры общества. Поэтому создание оптимальных условий для успешной адаптации детей-инвалидов является важнейшей социально-экономической и

политической задачей всех государственных и общественных структур.

В современном российском обществе наблюдается не только стабильное сокращение числа трудоспособного населения, но и сохраняется тенденция ухудшения его качественного состава на фоне роста инвалидизации детей и молодежи, что становится ощутимым ограничением экономического развития страны. В связи с этим решение основных социально-педагогических проблем детей и подростков с ограниченными возможностями, в том числе их обучение и трудоустройство, позволит во многом изменить не только положение этой группы людей в обществе, сформировать определенный уровень социокультурной толерантности к ним, но и стабилизировать трудовые ресурсы страны [3].

Современное российское законодательство, формирующее определенный уровень толерантности к людям с ограниченными возможностями, отвечает общепризнанным международным стандартам и имеет гуманистическую направленность. В России создается и функционирует сеть реабилитационных учреждений, школ-интернатов, центров социальной помощи семье и ребенку-инвалиду, спортивно-адаптивных школ для инвалидов и т. д. Тем не менее существующая государственная система реабилитации детей с ограниченными возможностями недостаточно эффективно решает их социальные и образовательные проблемы и требует разработки нового подхода.

Для повышения эффективности решения социальных проблем детей-инвалидов необходим пересмотр подходов к явлению детской инвалидности согласно сложившейся в регионах ситуации, с учетом их индивидуальных потребностей и типов семьи, видов инвалидности и других факторов. Формирование и развитие социального и трудового потенциала детей с ограниченными возможностями, их активное участие в жизни общества могли бы способствовать дальнейшему развитию экономики страны и ее стабильному функционированию.

В настоящее время накоплен достаточно богатый опыт по исследованию детской инвалидности во многих отраслях научного знания, в том числе и социально-экономической. Особое внимание уделяется анализу причин

возникновения детской инвалидности и изучению проблем их адаптации к условиям социума.

Известно, что социализация представляет собой сложный процесс усвоения индивидом господствующих в обществе норм, правил поведения и ценностей, формирования у него качеств личности, активного субъекта социального взаимодействия в обществе. Теоретическими источниками исследования в этой области являются: теории когнитивного развития Ж. Пиаже и психологического анализа З. Фрейда, основанного на уравновешивании подсознательных порывов и сознания в процессе социализации ребенка; исследования М. Мид по воспитанию детей; концепция матернальной депривации Э. Гидденса; психология социализации Н. Смелзера; феноменология А. Шюца; теория«обобщенного другого» Дж.Г. Мида, согласно которой ребенок начинает осознавать себя через то, как другие ведут себя по отношению к нему, и постепенно приходит к пониманию «обобщенного другого», общих ценностей и культурных норм [2].

На основе решения коллегии Министерства общего и профессионального образования РФ от 9 февраля 1999 года № 3/1 «О психолого-педагогической и социальной реабилитации лиц с ограниченными физическими возможностями здоровья в системе образования» стала развиваться сеть учреждений НПО с адаптивной средой для выпускников коррекционных образовательных учреждений. К сожалению, профессиональное образование этой категории граждан пока не получило в нашей стране должного развития, что ограничивает их социальную защищенность и мешает решению проблемы их социализации.

Зарубежный опыт убеждает нас в том, что отстранение инвалидов от полноценного участия в общественной жизни и трудовой деятельности не только негуманно, но экономически нецелесообразно.

Сегодня выпускники коррекционных школ, специальных школ-интернатов обучаются различным профессиям и специальностям в ПТУ и колледжах.

По данным статистики, значительное число учащихся с ограниченными физическими возможностями здоровья не получает профессионального образования, поэтому актуализируется проблема профориентации и консультирования

учащихся специализированных учреждений общего образования, детских домов, интернатов, формирования у них готовности получать начальное и среднее профессиональное образование.

Большая часть таких детей, получив образование в специальных школах-интернатах или специальных группах колледжей, имеет повышенный риск деградации по следующим причинам:

• узкий круг общения (семья, интернат, сообщество инвалидов); особенности воспитания окружающего мира и определения в нем своего места; страх выхода за рамки сложившегося сообщества (глухих, слепых и др.);

• отсутствие в обществе культуры отношения к таким подросткам, а у них — коммуникативного опыта в новой для себя среде;

• ограниченные конкурентные возможностями в сравнении со здоровыми сверстниками;

• специфические сложности, определяемые патологией;

• заниженная самооценка на фоне ярко выраженного потребительства [3].

Указанные причины являются основанием для появления проблемы социализации и полноценной трудовой реабилитации данной категории молодых людей.

В настоящее время в учреждениях профобразования учащиеся с ограниченными физическими возможностями здоровья (62 % — с нарушениями в психическом развитии, 19 % — нарушениями слуха, 8 % — нарушениями опорно-двигательного аппарата, 11 % — нарушениями зрения, речи и прочими заболеваниями) обучаются по 19 профессиям НПО и 21 специальности СПО, в том числе по таким, как токарь, слесарь механосборочных работ, швея, портной, повар, мастер отделочных и строительных работ и др.

Перечень профессий и специальностей довольно широк, однако далеко не всегда они престижны и хорошо оплачиваемы, не говоря уже о трудностях передвижения инвалидов по городу, общения и неадекватном восприятии обществом.

Одной из главных проблем социальной поддержки этих подростков наряду с обучением является трудоустройство. Так, из 1500

выпускников учреждений профобразования в возрасте от 18 до 23 лет, состоящих на социальном патронаже в учреждениях социальной защиты населения, около 400 (28 %) нигде не работают. Это тоже следствие отсутствия коммуникативного опыта

Профессиональное обучение выпускников коррекционных школ может быть организовано по нескольким вариантам.

1. Обучение в специальных (коррекционных) училищах, что позволяет обеспечить качественное обучение большого числа учащихся с ограниченными возможностями. Эффективность функционирования таких училищ можно повысить за счет оснащенности образовательного процесса специальным оборудованием, привлечения квалифицированных специалистов, в том числе дефектологов, психологов и педагогов, владеющих технологиями специального образования.

Но, на наш взгляд, переводя выпускников из одного коррекционного учреждения в другое, пусть другого образовательного уровня, нельзя предотвратить их изолированность от здоровых детей, что сводит к минимуму все попытки изменить отношение к ним общества, работодателей и ограничивает возможность адаптироваться в социуме.

2. Обучение в специальных (коррекционных) группах обычного училища (интегратив-ное учреждение НПО), обеспечивающее возможность использования в подобных группах специальных технологий, доброжелательные отношения со здоровыми детьми, приобретение выпускниками коррекционной школы не только профессиональных, но и социальных, коммуникативных навыков, участие вместе с другими обучающимися в различных конкурсах, спортивных мероприятиях, совместное прохождение производственной практики. Все это вместе взятое стирает грань между разными категориями учащихся, создает высокий уровень психологического комфорта.

3. Совместное обучение с учащимися, имеющими нормальное физическое и умственное развитие. Этот вариант позволяет учить ограниченное количество таких детей, в противном случае резко снижается общий темп обучения, что влечет за собой невозможность освоения профессии остальными учащимися

в установленные сроки. При этом возникает риск отторжения учащихся с отклонениями в развитии другими членами группы.

Инклюзия в образование составляет актуальное направление российской социальной политики: и по количеству проблем, которые сходятся в теме интеграции, и по необходимости осуществить мероприятия по усилению механизмов интеграции людей в образование.

Статусная позиция детей с ограниченными возможностями определяется наличием социальных барьеров со стороны общества, замедляющих процесс их социализации и включения в социум, маргинализацией этой группы населения. В этой связи актуальной является проблема адаптации детей с ограниченными возможностями к реалиям современной России.

Основной целью профессионального обучения учащихся с ограниченными физическими возможностями является формирование прочных базовых знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем адаптироваться (интегрироваться) в обществе. А их профессиональная подготовка, по нашему мнению, должна рассматриваться как основа социально-педагогической поддержки, позволяющая достигнуть и поддерживать оптимальный уровень самостоятельности и жизнедеятельности.

Учебный процесс строится на следующих принципах: педагогического оптимизма; коррекционно-компенсирующей, социально-адаптирующей направленности обучения; дея-тельностного подхода к обучению и воспитанию; дифференциации и индивидуализации; специального педагогического руководства [1].

Принимая на обучение учащихся с ограниченными физическими возможностями, сталкиваются со следующими проблемами: несоответствие профилей обучения в специальных (коррекционных) школах профессии, которую получают их выпускники в лицее; отсутствие необходимого учебно-программного материала; недостаточная нормативно-правовая база; подготовка специалистов, способных обучать этих подростков; медико-психолого- педагогическое сопровождение.

Практика показывает, что не каждый преподаватель может работать с такими учащимися, эффективно организовывать учебный процесс, добиваться ощутимых результатов и изменения

их поведения в освоении профессии, не у всякого педагога или мастера хватает готовности, эмоционально-психологической устойчивости, толерантности во взаимоотношениях с учащимися. Часто трудно найти контакт, наладить доверительные отношения, управлять ситуацией, находить нестандартные приемы в решении конкретных задач.

Таким образом, для того чтобы обеспечить доступность качественного профессионального образования для каждого учащегося с ограниченными физическими возможностями в соответствии с его потребностями, необходимо реализовать следующие направления:

1. Совершенствование нормативно-правового обеспечения профессионального образования инвалидов. Необходимо закрепить в законодательстве вариативные условия для реализации права на образование всех категорий инвалидов с учетом особенностей их развития, включая организацию интегрированного образования. Это касается требований к созданию универсальной безбарьерной среды обучения инвалидов, включая, в частности, учебно-методическую и материально-техническую базу, кадровое обеспечение, а также систему психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями развития.

2. Совершенствование существующих моделей организации образовательного процесса для учащихся с ограниченными физическими возможностями, обеспечивающих получение качественного образования всеми лицами этой категории. Необходимо создание системы федеральных инновационных площадок в области профессионального образования инвалидов, в рамках реализации мероприятий по развитию инновационной инфраструктуры в сфере образования. Такие инновационные площадки смогут фактически выполнять функции ресурсных центров, осуществляющих координацию и организационно-методическое обеспечение развития инновационной деятельности образовательных учреждений, реализующих программы профессионального образования инвалидов. При этом такие федеральные площадки целесообразно создавать по различным направлениям, в том числе по разным уровням профессионального образования, типам

образовательных учреждений, по разным категориям нарушений развития и заболеваний обучающихся.

3. Модернизация образовательной информационной среды для получения профессионального образования инвалидами. Под этом подразумевается развитие информационных, в том числе дистанционных, образовательных технологий в сфере профессионального образования инвалидов. Для инвалидов, желающих получить профессиональное образование, вопрос о возможности обучения в дистанционной форме является не менее, если не более, актуальным, чем для детей, получающих общее образование на дому.

4. Совершенствование кадрового обеспечения образовательных учреждений, реализующих программы профессионального образования инвалидов.

5. Разработка современных моделей профессиональной реабилитации выпускников образовательных учреждений профессионального образования из числа инвалидов. Известно, что даже получение качественного профессионального образования не является гарантией последующего трудоустройства инвалида. Необходимо обеспечить создание эффективной системы трудоустройства инвалидов, получивших профессиональное образование, координацию деятельности в этом направлении органов и учреждений образования, службы занятости, службы медико-социальной экспертизы, объединений работодателей и других заинтересованных структур.

Примеры эффективного решения этой проблемы имеются. Например, в Челябинском государственном университете за период с 1998 года выпущено более 200 студентов-инвалидов, из них трудоустроено более 80 %. Красноярский государственный торгово-экономический институт с 2002года окончили около 100 студентов-инвалидов, более 90 % из них трудоустроено (в среднем в России трудоустраивается около 20 % инвалидов).

В соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» одной из форм гарантий трудовой занятости инвалидов, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда, является резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов. В связи с этим актуальным представляется определение примерного перечня наиболее востребованных на современном рынке труда профессий, рекомендуемых для инвалидов с учетом специфики нарушений их развития (в том числе профессий, получение которых возможно в дистанционной форме).

Основная задача на этом направлении нашей деятельности сформулирована Д.А. Медведевым в его выступлении на заседании Совета при Президенте по делам инвалидов 7 апреля 2009 года: «Мы просто обязаны, — подчеркнул Президент, — создать нормальную систему образования для инвалидов, чтобы дети могли обучаться среди сверстников в обычных общеобразовательных школах и с раннего возраста не чувствовали себя изолированными от общества».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Борисова, Е.М. Индивидуальность и профессия [Текст] / Е.М. Борисова, Г.П. Логинова. — М.: Маяк, 2005. — 80 с.

2. Буякас, Т.М. Процесс обучения как диалог между профессиональным и личностным становлением

[Текст] / Т.М. Буякас // Вестн. Моск. ун-та. — Сер. 14. Психология. — 2007. — № 2. — С. 69—77.

3. Социальная работа с инвалидами [Текст] / под ред. Е.И. Холостовой, А.И. Осадчих. — М.: Изд-во АПО, 2008. — 280 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.