10.
профессиональное обучение : приказ Минобрнауки России от 27.06.2014 № 695 // Российская газета. -2014. - 11 августа.
Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 03.07.2012 № 663 // Российская газета. - 2012. -31 августа.
Приказ МВД России от 13.11.2012 № 1025 дсп [Электронный ресурс]. - Доступ из АИПС «Нормативно-правовые акты МВД России».
Приказ МВД России от 13.11.2012 № 1030 дсп [Электронный ресурс]. - Доступ из АИПС «Нормативно-правовые акты МВД России».
О дополнительном профессиональном образовании : письмо Минобрнауки России от 09.10.2013 № 06-735 [Электронный ресурс]. - Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
Остапенко А. А. Концентрированное обучение как педагогическая технология : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - Краснодар, 1998. - 200 с. Примерная программа повышения квалификации инспекторского состава подразделений по работе с личным составом территориальных органов МВД России на районном уровне (с дополнительными обязанностя-
11
12.
13.
14.
ми по организации профессиональной служебной и физической подготовки). - М., 2014. - 34 с. Примерная программа профессионального обучения (профессиональной подготовки) граждан, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел на должности среднего и старшего начальствующих составов (должностные категории, профессиональная деятельность которых не связана с раскрытием и расследованием преступлений, привлекаемые к охране общественного порядка в составе комплексных сил). -М.: ДГСК МВД России, 2014. - 83 с. Примерная программа профессионального обучения (профессиональной подготовки) лиц среднего и старшего начальствующих составов органов внутренних дел, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел на должности сотрудников подразделений по обеспечению безопасности дорожного движения (на базе среднего юридического образования или высшего неюридического образования). - М.: ДГСК МВД России, 2014. - 240 с.
Проект Положения о сетевой форме реализации образовательных программ [Электронный ресурс]. - URL: http://fgosvo.nu/uploadfiles/setev/Polozh_Setev_ vzaimodeistvie.pdf.
Ухтомский А. А. Доминанта. - СПб.: Питер, 2002. - 448 с.
УДК/uDC 378
О. Б. Гудожникова O. Gudozhnikova
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
в томском техникуме социальных технологий
PROFESSIONAL EDuCATION OF STuDENTS wITH DISABILITIES IN the TOMSK COLLEGE of SOCIAL technologies
В статье предлагается опыт создания социально активной среды, обеспечивающей повышение качества инклюзивного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе профессиональное обучение. Также проводится сравнительный анализ возможностей инклюзивного образования в России и за рубежом.
The article presents the experience of creating a socially active environment for improving the quality of inclusive education for persons with disabilities, including vocational training. Also a comparative analysis of the possibilities of inclusive education in Russia and abroad are discussed.
Ключевые слова: профессиональное обучение, студенты с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивное образование, социально активная среда.
Keywords: professional education, students with disabilities, inclusive education, socially active environment.
Основными показателями высокого развития и гуманности государства является решение не только экономических, но и социальных проблем своих граждан. В 2006 г ООН приняла Конвенцию о защите и поощрении прав и достоинства инвалидов, которая стала первым договором международного уровня о правах человека в XXI веке. Данный документ открыт для подписания и ратификации государствами-участниками. В нем на международном уровне закреплены права людей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидов на труд. С момента подписания Конвенции все государства должны принимать меры на экономиче-
ском, социальном и законодательном уровнях «по запрещению дискриминации по признаку инвалидности в отношении всех вопросов, касающихся занятости, включая условия приема на работу, найма и занятости, непрерывность занятости, продвижение по службе, предоставление инвалидам разумных удобств на рабочем месте» [1, ст. 27].
В зарубежных странах проблема социализации и трудоустройства людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) давно находится в центре общественного внимания. Исследователи данной проблематики (E. Schulte, A. Nervi, Sh. Tsuzuki и др.) подчеркивают, что в развитых странах человеку с любой формой и степенью ограничения трудоспособности предоставлено реальное право на полноценное профессиональное образование и освоение минимально ограничивающих интересы инвалидов профессий и видов труда.
Так, в Германии особое значение придается разнообразию форм и направлений профессиональной подготовки лиц с ОВЗ. В Аргентине данная категория обучающихся может получить практически те же профессии, что и любой гражданин, однако возможности их последующего трудоустройства весьма ограничены. В Японии год от года постепенно увеличивается число лиц с ОВЗ, которых готовят быть рабочими и служащими непосредственно на тех предприятиях, где им предстоит работать. В Великобритании и США на государственном уровне создана и эффективно работает «социальная модель» поддержки людей с ОВЗ и инвалидов. Такие категории граждан получают экономическую и моральную помощь, имеют право на получение образования, трудоустройство (с учетом проблем со здоровьем) и, соответственно, на трудовую пенсию и страховки. Социальная поддержка осуществляется с помощью специализированных инвалидных организаций и фондов, которые привлекаются муниципалитетами (за плату) их для оказания инвалидам значительной части положенных по закону услуг (адаптационная подготовка, помощь инвалиду в приспособлении к увечью или болезни, обучение использованию технических средств с целью обеспечения социальной и психологической самостоятельности, повышения дееспособности). Им оказывается помощь при самообслуживании, обустройстве жилья, обеспечиваются доставка в учебное заведение, на работу, выплата специальных пособий и компенсаций.
Интересна и практика социального обслуживания инвалидов в Великобритании. Систе-
ма организаций, оказывающих такого рода помощь, включает в себя 3 группы: местные власти, которые предоставляют большую часть социальных услуг инвалидам; домовладельцы, обеспечивающие уход, и общественный сектор, состоящий из благотворительных организаций, которые оплачивают штат и другие расходы за счет государственных фондов, пожертвований отдельных граждан и гонораров за предоставляемые услуги.
Центры социального обучения обслуживают людей с физическими недостатками или трудностями в обучении. В них работают профессиональные команды: социальных работников, психологов, медсестер, терапевтов и учителей. Организации работают с подростками с ОВЗ, помогая им при самообслуживании (совершение покупок, приготовление пищи, обращение с деньгами, пользование общественными местами и т. д.). Также проводятся занятия по развитию общих и специальных способностей: художественных, спортивных, общеучебных и т.д.
Центры подготовки взрослых ориентированы на профессиональную подготовку и переподготовку, имеют рабочие места для инвалидов (работа от простой сборки компонентов и рукоделия до более сложных процессов, включающих использование резных и электроинструментов). Прогресс пациентов регулярно оценивается во время подготовки, и в некоторых случаях они могут перейти на самостоятельную работу под наблюдением.
Инвалиды принимаются на работу с испытательным сроком (6 недель), при этом выплачивается субсидия. Одно из наиболее успешных направлений работы с уязвимыми группами получило за рубежом название «оккупационная терапия», т. е. терапия повседневными занятиями. Это форма профессиональной социальной работы, существующая в большинстве стран мира и занимающая важное место в команде специалистов социального блока, здравоохранения и образования. Она обеспечивает эффективность помощи людям с ОВЗ [5, с. 172].
В России по примеру других развитых стран также происходит разработка нормативной документации и направлений социальной политики, которая обеспечивает права лиц с ограниченными возможностями здоровья на образование, на трудоустройство, создаются условия для выравнивания возможностей данной категории людей, то есть для повышения качества жизни. Мероприятия, предлагаемые федеральными и региональными целевыми
программами, должны привести к качественному изменению положения лиц с ОВЗ в структуре общества. Наиболее приоритетным и закономерным направлением этой работы выступает инклюзивное (интегрированное) образование — процесс совместного обучения обычных и детей с особыми образовательными потребностями в одном классе общеобразовательной школы, установление между ними толерантных отношений в процессе воспитания. Развитие интегрированного образования дает возможность лицам с особыми нуждами пользоваться правом на получение образования, способствует их эффективной социализации. В России с 2011 г реализуется федеральный проект «Доступная среда», в котором важное место отведено созданию доступной среды для детей с ОВЗ. Во многих городах России накоплен значительный опыт в области инклюзивного образования (Москва, Петербург, Пермь и др.), а проблемам людей с ограниченными возможностями здоровья уделяется большое внимание.
Томская область одной из первых включилась в решение теоретических и практических проблем в этой сфере. Для общеобразовательных школ разработано научно-методическое обеспечение инклюзивного процесса обучения и воспитания, Томским государственным педагогическим университетом и центрами переподготовки осуществляется подготовка педагогических кадров для инклюзивного образования.
Идея инклюзивного образования предъявляет особые требования к профессиональной и личностной подготовке специалистов, которые имеют базовое коррекционное образование, и учителей с базовым уровнем знаний и специальным компонентом профессиональной квалификации. Профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных к потребностям указанной категории лиц.
В российских условиях начала XXI в. профессиональное образование лиц с ОВЗ включает:
• профессиональную ориентацию, основанную на развитии профессиональных потребностей, способствующую осознанию профессионального выбора, ценностей предпочитаемой профессиональной деятельности, профессионального самоопределения;
• знания и умения, способствующие пониманию значимости и смысла профессиональной деятельности; овладение конкретной спе-
циальностью или областью профессиональной деятельности;
• развитие адаптационных механизмов, свидетельствующих о необходимости закрепления человека на конкретном рабочем месте после овладения определенной специальностью [4].
Иными словами, процесс профессионального образования лиц с ОВЗ является процессом профессиональной реабилитации в единстве профессиональной ориентации, профессионального обучения, профессионально-производственной адаптации и трудоустройства [3].
В настоящее время в стране существуют различные уровни (профессиональная подготовка, начальное, среднее, высшее и дополнительное профессиональное образование) и формы (очная, очно-заочная, экстернат, надомное обучение) профессионального образования разных категорий лиц с ОВЗ, выбор которых должен определяться их индивидуальными психофизическими особенностями, уровнем общего образования и реабилитационным потенциалом. Однако формы реализации специальных образовательных услуг по профессиональному обучению во многом не соответствуют образовательным потребностям лиц с ОВЗ и не учитывают необходимые условия для их успешной реабилитации и последующей социально-трудовой интеграции. По сравнению с европейскими странами, в России резко сужен круг профессий, которые могут осваивать лица с ограниченной трудоспособностью, а те, которые традиционно предлагаются в специальных (коррекционных) школах/классах I—VIII видов, не только не являются привлекательными для обучающихся, но и не имеют спроса на современном рынке труда [3].
Проблемы реабилитации лиц с ОВЗ решаются в сторону расширения сферы реабилитационного процесса, где «объектами реабилитационного воздействия являются и инвалиды, и здоровая часть общества, и общая для обеих популяций среда жизнедеятельности», а «главным героем решения проблем инвалидности становится не сам инвалид, а все общество» [2]. Тем самым подчеркивается, что главной целью реабилитации становится не компенсация нарушенных функций или ограничений жизнедеятельности, а «социальная интеграция популяций неинвалидов и инвалидов», при этом сама реабилитация выступает в качестве основного инструмента преодоления инвалидности [2]. Исследователь З. И. Лаврентьева (2009) счи-
тает, что в последнее время обществом и инновационной практикой задаются новые смыслы реабилитации.
В этом контексте серьезно возрастает нагрузка на учреждения среднего профессионального образования, которым предстоит обеспечить реализацию права на качественное профессиональное образование для инвалидов и лиц с ОВЗ. Данная социальная группа составляет перспективную категорию обучающихся, которые хотят и при соответствующих условиях могут в разных формах обучаться в системе среднего профессионального образования. Для того чтобы процесс их профессионального обучения и дальнейшего трудоустройства был успешным, необходимо принимать во внимание реалии и тенденции развития системы профессионального образования, а также учитывать требования (регионального/столичного) рынка труда, который находится под давлением таких социально-экономических факторов, как демографическая ситуация, трудовая миграция и т.д.
Целесообразно комплексное решение проблем инклюзивного профессионального образования программно-целевым методом на основе концентрации ресурсов и накопленного опыта инклюзивной практики, координации усилий различных образовательных учреждений, имеющих практику инклюзивного образования, широкого межведомственного взаимодействия. Координатором такой деятельности в Томской области является Ресурсный центр областного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Томский техникум социальных технологий», который ставит качество предоставления образовательных услуг в прямую зависимость от реализации основных и дополнительных профессиональных программ посредством сетевого взаимодействия с участниками рынка труда, сформированности комплекса дополнительных образовательных услуг, расширения возможностей электронного обучения.
Внедрение в образовательный процесс социально активных и рефлексивных методов обучения, технологий социокультурной реабилитации позволяет организовать подготовку, переподготовку и повышение квалификации различных категорий населения. Создание открытого информационного пространства техникума расширит географию обучающихся и возможности профессиональной ориентации и трудоустройства. Техникум является ведущей образовательной организацией Томской области, реализующей программы инклюзив-
ного образования для лиц с особыми образовательными потребностями. На его базе создан Ресурсный центр по предоставлению услуг образовательным организациям СПО и педагогам, работающим с лицами с ОВЗ и инвалидами. Таким образом решается проблема повышения профессиональной компетентности педагогических кадров, работающих в сфере инклюзивного образования. Спектр услуг, предоставляемых Ресурсным центром, достаточно широк: от разработки адаптированных профессиональных программ, учебно-методических комплексов и индивидуальных учебных планов до консультаций по вопросам применения современных технических средств реабилитации и организации безбарьерной образовательной среды. Программа предусматривает разработку эффективной модели сетевого взаимодействия по вопросам социальной и профессиональной адаптации обучающихся с ОВЗ и инвалидов, их трудоустройства, научно-методическое сопровождение инклюзивного профессионального образования (кафедра инклюзивного образования). Социальная поддержка обучающихся с ОВЗ и инвалидов осуществляется посредством участия в социальных проектах, программах и акциях, предлагаемых Центром молодежных инициатив и Ассоциацией инклюзивного сотрудничества и творчества (АИСТ) — организатором волонтерского движения техникума. На ежегодной областной конференции «Социально-профессиональная адаптация обучающихся с ОВЗ в условиях образовательной организации» обсуждаются результаты реализации Программы и подводятся итоги проведенных мероприятий.
Планируется, что к 2018 г. доля выпускников, в том числе с ОВЗ и инвалидов, прошедших государственную итоговую аттестацию и получивших оценки «4» или «5», от общей численности выпускников по программам инклюзивного образования по очной форме обучения составит 74%; доля трудоустроившихся в первый год с учетом курсовой подготовки — 91,6%, а доля трудоустроившихся с ОВЗ и инвалидов в первый год после выпуска с учетом курсовой подготовки увеличится до 50 %. Уровень удовлетворенности работодателей качеством подготовки кадров, в том числе с ОВЗ и инвалидов, составит 95 %.
Для успешной реализации Программы в учреждении создана современная система профессиональной ориентации и консультирования по вопросам освоения квалификаций, востребованных на рынке труда. Мы понима-
ем профессиональную ориентацию как оказание помощи людям любого возраста и в любой момент их жизни по вопросам выбора направления обучения, профессиональной подготовки и сферы профессиональной деятельности. В настоящее время профессиональная ориентация и консультирование в техникуме осуществляются в соответствии с принципами:
1) непрерывности системы профориента-ционной ориентации и ее разнонаправленности;
2) организации профориентационной работы на основе механизмов межведомственного взаимодействия;
3) информационной открытости;
4) ориентации на рынок труда.
Принцип непрерывности системы профориентационной ориентации и ее разнона-правленности ориентирован на привлечение в учреждение различных категорий населения для освоения новых прикладных квалификаций в течение всей трудовой деятельности, их самоопределение с учетом возрастных, интеллектуальных, образовательных возможностей, состояния здоровья, социального положения, интересов и склонностей в условиях разно-направленности профессий, которые готов предложить техникум. Работа в инклюзивном режиме предполагает особое внимание в проф-ориентационной работе к лицам с ОВЗ и инвалидам и рассчитана на обучение трех групп.
Принцип организации профориентационной работы в ОГБПОУ «ТТСТ» на основе механизмов межведомственного взаимодействия с образовательными организациями общего, среднего и высшего профессионального образования, работодателями, Департаментом профессионального образования Томской области, Департаментом труда и занятости населения Томской области, ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Томской области», Томского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования, общественными организациями. Такое взаимодействие позволяет осуществлять комплексную программу профессиональной ориентации, которая включает в себя проведение мониторинга профессионального самоопределения обучающихся в общеобразовательных школах и специальных коррекционных общеобразовательных школах, школах-интернатах и детских домах, выявление обучающихся, проявивших интерес к деятельности в социальной сфере и сфере услуг, профессиональные пробы, использование деятельностных технологий и форм системной «из класса в класс» проф-
ориентационной работы в рамках программы курса допрофессионального образования «Мой жизненный выбор». Ежегодной коммуникативной площадкой всех участников межведомственного взаимодействия является профори-ентационный круглый стол.
Принцип информационной открытости реализуется через интернет-ресурсы. На сайте техникума есть возможность у лиц с ОВЗ, инвалидов и их родителей получить онлайн-консуль-тацию по вопросам инклюзивного образования (рубрика — «Вопрос специалисту»), также разработан виртуальный кабинет профориентации для различных категорий граждан. В СМИ освещаются профориентационные мероприятия, в том числе областные молодежные акции, что позволяет знакомить население с направлениями работы центра.
В 2014 г в соответствии с региональной программой «Совершенствование комплексных региональных программ развития профессионального образования с учетом опыта их реализации» проводится социологическое исследование о потребности работодателей в дополнительных квалификациях и о возможности применения труда граждан с ОВЗ и инвалидов, что отвечает принципу ориентации на рынок труда.
Учреждение осуществляет образовательную деятельность по программам среднего профессионального образования, профессионального обучения, а также профессиональной подготовки подростков с ОВЗ и инвалидов по адаптированным учебным планам и образовательным программам. Подростки с ОВЗ и инвалиды получают профессиональную подготовку по профессиям: «швея», «портной», «вышивальщица», «обувщик по ремонту обуви», «рабочий зеленого хозяйства». Программы, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, разработаны с учетом особенностей психофизического развития обучающихся и согласованы с работодателями.
Профессиональное обучение в техникуме направлено на непрерывную профессиональную переподготовку и подготовку лиц, имеющих профессиональное образование, за пределами основных образовательных программ, в соответствии с квалификационными требованиями к профессиям.
Учреждение тесно взаимодействует с ОГКУ «Центр занятости населения Томской области» в части профессиональной подготовки и переподготовки уязвимых групп населения для
дальнейшего получения образования и их трудоустройства.
Полноценную интеграцию детей-инвалидов в общество и создание благоприятного социального климата в техникуме обеспечивает организация безбарьерной среды.
Участие в областной целевой программе «Комплексная реабилитация инвалидов Томской области» (2004-2008 гг.) способствовало значительному улучшению материально-технической базы и позволило учебному заведению:
• расширить перечень профессий для лиц с ОВЗ и инвалидов (глухие и слабослышащие): «парикмахер», «портной-вышивальщица»;
• приобрести новое бесшумное швейное японское оборудование для профессии «портной», «вышивальщица»; оборудование для парикмахерской.
• создать и приобрести технические средства реабилитации для компьютерного класса, класса по развитию слухового восприятия, зала релаксации и ЛФК;
• оснастить специальным оборудованием медицинский кабинет.
В рамках реализации государственной программы Томской области «Доступная среда на 2014-2016 гг. » за счет средств федерального и областного бюджетов приобретается техническое оборудование образовательного процесса. В учреждении накоплен большой опыт работы с разными категориями подростков, в том числе требующих повышенной социальной поддержки. С этой целью в техникуме разработан комплекс воспитательных мер, направленных на предупреждение, минимизацию или компенсацию социальных рисков студентов.
Учебный процесс в группах, в которых обучаются глухие и слабослышащие подростки, сопровождается сурдопереводом. Специальные технические средства обучения (звукоусиливающая аппаратура Аудиокласс АК-7 (М) «Сонет 01-1»; вибрационно-световой индикатор звука) позволяют этим обучающимся чувствовать себя максимально комфортно и лучше осваивать учебный материал.
В 2002 г. в рамках экспериментальной деятельности на базе учреждения было открыто коррекционное отделение (служба психолого-медико-педагогического сопровождения) с целью реабилитации подростков с ОВЗ и инвалидов. В его состав вошли: педагог-психолог, сурдопереводчик, сурдопедагог, олиго-
френопедагог, врач-невропатолог, социальные педагоги. Результатом работы специалистов стала авторская программа воспитательного процесса «Содружество», направленная на подготовку обучающихся общего и коррек-ционного контингента, в том числе инвалидов, к достойной совместной жизни в обществе. Программа включала следующие модули: «Весь мир — театр» (концертная деятельность); «Капля камень точит» (профилактическая работа); «Своя игра» (работа ученических органов самоуправления); «Я — Томич» (духовно-нравственное, патриотическое воспитание). Данная программа позволила целенаправленно и наиболее полно применять воспитательные технологии на практике.
На основе накопленного опыта воспитательной работы в техникуме разработана современная модель социальной поддержки обучающихся, которая направлена на их успешную социальную адаптацию в профессиональной деятельности, создана социально активная среда повышения качества и развития инклюзивного образования. Дальнейшей перспективой является создание Ресурсного центра инклюзивного профессионального образования — структурного подразделения ОГБПОУ «ТТСТ» для интеграции усилий и активного продвижения в решении проблем развития инклюзивной практики профессионального образования лиц с ОВЗ и инвалидов в образовательных учреждениях среднего профессионального образования Томской области и, конечно, для решения задач повышения квалификации преподавателей профессиональных образовательных организаций, работающих с лицами с ОВЗ и инвалидами в техникуме.
1. Конвенция о правах инвалидов [Электронный ресурс]. -URL: http://www.un.ong/nu/documents/decl_conv/ conventions/disability.
2. Лысенко А. Е. Этюды о реабилитации. Ч. I // Система реабилитационных услуг для людей с ограниченными возможностями в Российской Федерации: ежеквартальный бюл. - 2008. - № 3 (август). - С.6.
3. Малофеев Н. Н. О научных подходах к совершенствованию специального образования в России // Дефектология. - 2004. - № 6. - С. 67.
4. Стратегия развития непрерывного образования инвалидов как социальной группы: материалы науч.практ. конф. / под ред. С. С. Лебедевой, В. В. Тумалева. - Ч. I. -СПб., 2003.
5. Холостова Е. И. Социальная работа с инвалидами. -М.: Изд.-торг. корпорация «Дашков и К», 2007. - 240 с.