Библиография
Е. Б. Захарова
Современные проблемы педагогики и психологии (библиографический обзор)
Статья содержит обзор литературы, изданной редакционно-издательским центром МГГУ им. М.А. Шолохова по проблемам Психолого-педагогического цикла в 2009 году. Список сборников научных трудов, монографий и учебных пособий включает фамилии авторов, названия и аннотации, раскрывающие содержание книги.
Ключевые слова: библиография, сборник научных трудов, монография, учебное пособие, аннотация, обзор.
Журнальные издания
Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Серия «Педагогика и психология». № 1. - 118 с.
В журнал включены рубрики «История образования и педагогической мысли», «Современная педагогика и психология», «Библиография».
Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Серия «Педагогика и психология». № 2. - 118 с.
В журнал включены рубрики «История образования и педагогической мысли», «Современная педагогика и психология», «Педагогика высшей школы», «Библиография».
Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Серия «Педагогика и психология». № 3. - 120 с.
В журнал включены рубрики: «Проблемы практической психологии», «Проблемы клинической психологии», «Проблемы педагогической психологии и психологии образования».
Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Серия «Педагогика и психология». № 4. - 120 с.
В журнал включены рубрики: «Проблемы практической психологии», «Проблемы клинической психологии», «Проблемы педагогической психологии и психологии образования», «Библиография».
Педагогическая информатика. № 2. / Гл. редактор Я. А. Ваграмен-ко. - 96 с.
В журнал включены рубрики: «Компьютер в школе», «Информатика и информационные технологии в вузе», «Ресурсы информатизации», «Конференции».
Материалы конференции
В сборнике представлены материалы участников III Международной научно-практической конференции «смешанное и корпоративное обучение: проблемы и решения в сфере подготовки выпускников вузов для реального сектора экономики» (25-28 мая 2009 г.).
Сборник состоит из двух разделов: «Смешанное обучение» и «Корпоративное обучение», которые содержат опыт реализации этих видов обучения в России и некоторых зарубежных странах.
Рецензенты: Куракин Д.В., Липатов В.И.
ISBN 5-8288-1194-0.
Информатизация сельской школы и жизнедеятельности молодежи: Труды VI Всероссийского науч.-метод. симпозиума.
Содержание сборника отражает состояние, проблемы и перспективы информатизации российской сельской школы и жизнедеятельности молодежи. Представлены методологические, методические и организационные основы информатизации сельских школ, разработки новых образовательных информационных ресурсов, опыт использования информационных технологий в системе образования, а также подготовки соответствующих педагогических кадров. Сборник содержит 107 статей работников российской системы образования из 21 субъекта Российской Федерации.
Для руководящих, научных и практических работников систем общего и педагогического образования, учителей сельских школ.
Рецензенты: Коротков А.М., Русаков А. А.
ISBN 5-8288-1213-9.
Актуальные проблемы психологии: Материалы науч.-практич. конференции. - 120 с.
Сборник обобщает материалы докладов студентов и аспирантов, прозвучавших на научно-практической конференции «Актуальные проблемы
Педагогика и психология
Библиография
психологии», проходившей в МГГУ им. М. А. Шолохова на факультете психологии 21 мая 2009 г.
В сборник включены статьи, раскрывающие направления научных исследований на факультете психологии.
ISBN 978-5-8288-1243-1.
Актуальные проблемы психологии: Материалы науч.-практич. конференции. - 209 с.
Сборник обобщает материалы докладов преподавателей, прозвучавших на научно-практической конференции «Актуальные проблемы психологии», проходившей в МГГУ им. М. А. Шолохова на факультете психологии 23 апреля 2009 г.
В сборник включены статьи, раскрывающие проблемы повышения качества профессиональной подготовки психологов, усиления практической направленности получаемых студентами знаний, контекстного подхода к обучению будущих специалистов. Ряд статей посвящен вопросам психологии обучения, психологического консультирования и психодиагностики.
ISBN 5-8288-1232-7.
Монографии
Огнев А.С. Психология субъектогенеза личности: Монография. -137 с.
В монографии дано теоретическое описание процесса порождения человеком себя в качестве детерминирующего начала, первопричины собственной активности, изложены ключевые составляющие субъектогенетической практики. Монография адресована психологам, философам, социологам, а также читателям, интересующимся современными проблемами психологии личности.
Рецензенты: Анисимов О. С., Яковлева Е.Л.
ISBN 5-8288-1167-3.
Левченко И.Ю. Психологическое изучение детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста: Монография. - 138 с. Монография посвящена проблемам психолого-педагогического изучения детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста.
В монографии описаны экспериментально-психологические методики обследования детей, подходы к изучению личности детей на разных возрастных этапах, а также даны рекомендации специалистам в этой области.
Рецензенты: Ткачева В.В., Волковская Т.Н.
ISBN 5-8288-1092-8.
Ткачева В.В. Психолого-педагогическое сопровождение современной семьи: Монография. - 131 с.
В монографии представлены теоретическое обоснование и методика психологической помощи семье ребенка с отклонениями в развитии. Данная монография является одной из первых в отечественной науке по данной тематике.
Монография может быть полезна студентам дефектологических, психологических и педагогических факультетов вузов, слушателям курсов повышения квалификации, другим специалистам, осуществляющим коррекционную психологическую работу с семьями, имеющими детей с недостатками в психологическом развитии.
Монография, несомненно, представляет интерес для специалистов, работающих в учреждениях как общего, так и специального образования, в центрах лечебной педагогики, медицинских учреждениях, где получают помощь детям с отклонениями в развитии.
Рецензенты: Левченко Е.Ю., Волковская Т.Н.
ISBN 5-8288-1091-Х.
Ануфриев А.Ф. Основы практической психодиагностики: Монография: В 2 кн. - Кн. 1. - 144 с. Кн. 2. - 245 с.
В монографии представлена оригинальная трактовка психодиагностики в рамках казуального подхода, нашедшего выражение в авторской концепции постановки психологического диагноза или решения психодиагностических задач. Монография состоит из двух книг.
В первой книге показана специфика практической диагностики как действий, направленных на постановку психологического диагноза, выявление психологических причин характеристик запроса. Рассматриваются интуитивные и научные основания диагностической деятельности практического психолога. Обсуждается проблема предмета психодиагностики в рамках традиционного психометрического и казуального подходов, показывается место психодиагностики в системе психологического знания, раскрывается структура ее научных основ.
Во второй книге приводятся основные понятия, позволяющие теоретически описать процесс постановки психологического диагноза, диагностическое мышление психолога; анализируются случаи из диагностической практики, иллюстрирующие обсуждаемые положения; обсуждается проблема нормы в психологии; характеризуются принципы и этапы моделирования психодиагностических задач; на основе развиваемой концепции намечаются пути совершенствования психодиагностической практики, подготовки практических психологов, развития психологических исследований и научно-практической работы в области психодиагностики.
Педагогика и психология
Библиография
Адресована студентам и аспирантам психологических факультетов, профессиональным психологам, широкому кругу читателей, интересующихся проблемами психологической диагностики.
Рецензенты: Барабанщиков В. А., Филонов Л.Б.
ВБМ 5-8288-1169-Х ВБМ 5-8288-1170-3.
Жигорева М.В. Психолого-педагогическое изучение развития детей с комплексными нарушениями: Монография. - 155 с.
Монография посвящена проблеме психолого-педагогического изучения психического развития детей с множественными нарушениями. В ней подробно освещаются вопросы диагностики, раскрываются специфические особенности психического развития детей, имеющих различные сочетания первичных сенсорных, двигательных, речевых, интеллектуальных нарушений. Рецензенты: Левченко И.Ю., Филичева Т.Б.
ВБМ 5-8288-1183-5.
Огнев А. С. Субъектогенетический подход к психологической саморегуляции личности: Монография. - 188 с.
В монографии в рамках субъектогенетического подхода дано описание психологической природы различных видов и уровней саморегуляци личности, приведен вариант авторского курса аутогенной тренировки с подробным анализом выявленных закономерностей его практического применения. Монография адресована психологам, а также читателям, интересующимся практическим приложением психологии личности. Рецензенты: Анисимов О. С., Яковлева Е.Л.
ВБМ 5-8288-1176-2.
Березина Т.Н. Обоняние и эмоции: Монография. - 245 с.
В монографии представлена новая теория обонятельного восприятия, в которой обоняние рассматривается в тесной связи с эмоциональной сферой. Подробно изложена роль слабых, подпороговых одорантов, не вызывающих у человека ощущение аромата, но влияющих на лимбическую систему и изменяющих функциональное состояние организма. Монография предназначена для психологов, физиологов, медицинских работников и специалистов в смежных с психологией областях. Рецензенты: Розенова М.Н., Ануфриев А.Ф.
ВБМ 5-8288-1193-2.
Ануфриев А.Ф., Рыжкова А.Н. Диагностические ошибки психолога: Монография. - 180 с.
В монографии излагаются результаты впервые проведенного специального исследования, направленного на изучение диагностических ошибок студентов-психологов.
Книга адресована студентам и аспирантам психологических факультетов, профессиональным психологам, а также широкому кругу читателей, интересующихся проблемами психологической диагностики.
Рецензенты: Яковлева Е.Л., Харитонова Е.В.
ВБМ 5-8288-1228-9.
Березина Т.Н. Интеллектуальные и творческие способности человека: Монография. В 2 ч. - Ч. 1. - 192 с. Ч. 2 - 209 с.
Книга посвящена резервным способностям и проблеме самосовершенствования человека. В качестве важнейших из способностей выдвигаются интеллект и креативность. Большое место уделяется практическим аспектам самосовершенствования: описаны упражнения для развития когнитивных способностей, интеллекта и креативности.
Книга предназначена для психологов, студентов соответствующих факультетов, а также всех, интересующихся проблемами совершенствования своих способностей.
Рецензент: Розенова М.Н.
ВБМ 5-8288-1206-8 5-8288-1207-6 (ч. 1)
5-8288-1208-4 (ч. 2).
Учебные пособия
Организация научно-исследовательской работы студентов: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. В.П. Борисенкова. - 175 с.
В учебно-методическом пособии рассмотрена роль научно-исследовательской работы в образовании и воспитании будущего специалиста. Определены цели, задачи, содержание, формы и методы исследовательской работы студентов, показы различные подходы к организации научно-исследовательской деятельности с учетом специализации факультетов вуза.
В приложениях представлены: речевые обороты научной речи, сущность и структура устного выступления, заключение экспертной комиссии по результатам публичной защиты курсовых работ по дисциплине «Основы предпринимательской деятельности».
Рецензенты: Данилюк А.Я., Сапрыкин И. Д.
ВБМ 5-8288-1144-4.
Яковлев В.А. Клиническая психология: Метод. пособие для молодых преподавателей по проведению лекций и семинаров.
В учебном пособии автор раскрывает научную основу знаний в области общей и клинической психологии. Показан процесс обучения в психологии, кратко представлены основные разделы клинической психологии,
Педагогика и психология
Библиография
изложен процесс ее преподавания. Особое внимание уделено требованиям к проведению лекций и семинарских занятий. Содержание учебного материала представлено с учетом имеющихся у преподавателей знаний в области общей и клинической психологии и основных медико-биологических дисциплин.
Пособие предназначено для преподавателей общей и клинической психологии вуза.
Методические материалы
Этическое и эстетическое воспитание: Методические рекомендации / Под общ.ред. Т.С. Комаровой, О.К. Крамаренко. - 2-е изд. - 75 с.
Данные методические рекомендации предназначаются для оказания помощи студентам при выполнении и оформлении научно-исследовательских работ (рефератов, докладов, курсовых и квалификационных работ) по проблемам эстетического воспитания.
Программы
Экологическое воспитание в процессе обучения биологии и экологии: Спецкурс / Авт.-сост. Д.Л. Теплов. - 30 с.
Программа предусматривает изучение теоретических основ экологического образования и воспитания, специфики организации экологического воспитания в школе и методики экологического воспитания в процессе формирования основных экологических понятий.
Рецензенты: Тайчинов М.Г., Титов Е.В.
Прикладная психология: Сборник программ. Для спец. «Педагогика и психология»: В 2 ч. / Отв. ред. и сост. Н.В. Шувалова. - Ч. 1 -120 с.
Программа государственных аттестационных экзаменов по специальности «Психология» / Отв. ред. З.Ф. Камалетдинова. - 54 с.
Общая психология. Психология. История психологии: Программа кандидатского экзамена / Отв. ред. Т.А. Ратанова. - 86 с.
Педагогическая психология: Сборник программ. Для магистратуры «Психология». В 2 ч. Ч. 1 - 185 с. Ч. 2 - 178 с.