МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7/2015 ISSN 2410-6070
55. Сумарокова В.А., Журавлев А. Л. Изучение социально-психологических процессов адаптации в условиях длительного проживания на загрязненных территориях (Чернобыль в судьбе человека). /Чернобыльский след. // Отв. ред. М.И. Бобнева. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1992. С. 88-96.
56. Сумарокова В.А., Журавлева Л. А. Исследование типов доверия и отношения личности к людям // Ученые записки ИМЭИ. 2012. Том 2. № 1. С. 87-97.
57. Сумарокова В.А., Журавлева Л. А. Типы доверия и отношение студентов к окружающим на разных этапах профессионализации // Знание. Понимание. Умение. 2012. № 3. С. 244 - 251.
58. Сумарокова В.А., Журавлева Л.А. Исследоввание характеристик общительности личности. // Знание. Понимание. Умение. 2014. № 2. С. 176-183.
59. Сумарокова В.А., Журавлева Л. А. Особенности доверия и недоверия у студентов экономических Вузов // Вестник РУДН. Серия психология и педагогика. 2014. № 3. С. 60 - 65.
60. Сумарокова В.А., Журавлева Л. А. К вопросу о видах и функциях доверия // Современный взгляд на будущее науки. Уфа. 2014. С. 165-170.
61. Тырнова О.А. Психологические различия в проявлениях общительности у юношей и девушек. Дисс. ... канд. психол. наук. М., 1996. 139 с.
62. Шорин В.Г., Рубахин В.Ф., Журавлев А.Л. Индивидуальный стиль руководства производственным коллективом. М. 1976.
63. Щебетенко А.И. Динамическая характеристика общительности в формировании готовности к педагогической деятельности. Дисс. ... канд. психол. наук. М., 1984. 207 с.
64. Ушаков Д.В., Журавлев А.Л. Образование и конкурентноспособность нации: психологические аспекты // Психологический журнал. 2009. Т. 30. № 1. С. 5-13.
65. Ушаков Д.В., Журавлев А.Л. Фундаментальная психология и пракьтка: проблемы и тенденции взаимодействия // Психологический журнал. 2011. Т. 32. № 3. С. 5-16 .
66. Юревич А.В., Журавлев А.Л. Макропсихологическое состояние современного российского общества // Экономическая наука современной России. 2012. № 2. С. 137-140.
67. Якушева Т.Г. Психологические особенности общительности у школьников с различными типами темперамента // Ученые записки Саратовского госпединститута. Саратов, 1957. С. 111-126.
© Л.А.Журавлева, 2015
УДК159.9
Э.В. Лихачева, Кандидат психологических наук, доцент Кафедра общей, возрастной и педагогической психологии Институт психологии, педагогики и управления человеческими ресурсами Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова
г. Москва, Российская Федерация С.В. Бондаревская, Старший преподаватель Кафедра общей, возрастной и педагогической психологии Институт психологии, педагогики и управления человеческими ресурсами Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова
г. Москва, Российская Федерация Е.С. Беляева, Ассистент Кафедра педагогики
Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова
г. Москва, Российская Федерация
ИДЕАЛЬНЫЙ ВНУК И РЕАЛЬНЫЙ ВНУК ГЛАЗАМИ БАБУШЕК И ДЕДУШЕК
Аннотация
В статье рассматриваются результаты исследования содержания образов идеального внука/внучки и
186
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7/2015 ISSN 2410-6070
реального внука-внучки у бабушек и дедушек. Выявлено, что у бабушек более дифференцированный образ идеального внука, чем у дедушек. Дедушки и бабушки дают более высокие положительные оценки личности внукам более младшего возраста, чем старшим. Дедушки оценивают личностные параметры внуков/внучек в целом выше, чем бабушки. Бабушки более высоко характеризуют личность внуков и внучек, рожденных от дочери, в отличие от внуков и внучек, рожденных от сына.
Ключевые слова
Образ идеального внука, прародители, субъектогенетический дифференциал.
Во все времена исследователи и практики, авторы научных трудов и художественной литературы подчеркивали огромную роль семьи в воспитании ребенка. При этом одни авторы делают акцент на характеристике структуры и полноты состава семьи, подчеркивая их значимое влияние на формирование жизненно важных качеств личности у ребенка, потребности создавать собственную семью и способности заботиться о родных и близких и др. Другие авторы осуществляют поиск наиболее предпочтительных стилевых характеристик семейного воспитания и построения детско-родительских отношений. Есть группа исследований, посвященных изучению значения роли отца и матери в становлении личности ребенка. Важными являются не только те отношения, которые складываются у ребенка с каждым из родителей, но и отношения с другими близкими родственниками: сиблингами, бабушками, дедушками и др. Немаловажными являются и те оценки, которые ребенок получает от всех членов семьи, демонстрируемые в виде похвалы или порицания, поощрения или наказания, сравнений, комментариев наблюдаемого поведения и его предполагаемых мотивов и др. Эти оценки не только определяют эмоциональный фон отношений и содержание коммуникаций, но и влияют на восприятие ребенком своих личностных особенностей, способностей и возможностей, т.е. закладываются в самооценке личности, а также влияют на формирование моделей поведения [1], [7], [8].
Прародители зачастую много времени проводят с внуками, активно участвуют в их воспитании, их мнение и советы, как людей умудренных опытом, оценочные характеристики людей и событий имеют большое значение для детей и внуков. Учитывая это, мы задались целью выяснить каково видение идеального внука/внучки у бабушек и дедушек, как оно соотносится с реальными оценками личностных характеристик внуков/внучек и определить различия в представлениях об идеальном и реальном внуке у бабушек и дедушек.
Для определения содержания образов идеального и реального внука использовался субъектногенетический дифференциал, разработанный А.С. Огневым. Субъектогентические визуальновербальные семантические дифференциалы успешно используются для проведения бланковых опросов и для тестирования с помощью аппаратуры с регистрацией трекинга глаз [2-6]. Бланковый вариант субъектогенетического дифференциала позволила нам структурировать образы идеального и реального внука по следующим одиннадцати параметрам, представленным как полярные характеристики: «безответственный - ответственный», «пессимист - оптимист», «враждебный - дружелюбный», «побежденный - победитель», «отталкивающий - привлекательный», «неуспешный - успешный», «несчастный - счастливый», «нецелеустремленный - целеустремленный», «депрессивный - жизнестойкий», «неорганизованный - организованный», «слабый - сильный». Респондентам предлагались бланки с парами противоположных качеств, и была дана инструкция: указать какое качество из каждой пары более точно характеризует их внука/внучку и оценить насколько ярко проявляется это качество (от нуля до трех, где три - это самое яркое проявление оцениваемого качества). После получения реальных оценок характеристик личности внуков/внучек бабушкам и дедушкам предлагали оценить, пользуясь бланком субъектогенетического дифференциала, какими характеристиками должен обладать внук/внучка в идеале.
В ходе проведения исследования нами также учитывались: возраст бабушки/дедушки, возраст, пол и количество внуков/внучек, занятость прародителя (продолжают активно трудиться на работе или находятся на пенсии), частота встреч с внуком и длительность совместного времяпрепровождения, внук/внучка является ребенком сына или дочери.
В целом в исследовании приняли участие 134 бабушки и дедушки Москвы и Подмосковья возрастом от 42 до 71 года, из них 58 пар бабушек и дедушек, имеющих одних и тех же внуков, из которых 51 пара имеют двое и более внуков. Возраст внуков/внучек колебался от новорожденности до 32 лет.
187
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7/2015 ISSN 2410-6070
Сначала остановимся на результатах анализа реальных оценок характеристик личности, полученных на основе субъектогенетического дифференциала.
Как показывают полученные данные, дедушки, в отличие от бабушек чаще дают более высокие оценки личностных качеств своих внуков и внучек. Анализ данных, полученных у пар бабушек и дедушек, имеющих одних и тех же внуков, также показывает, что дедушки дают более высокие оценки характеристик личности, представленных в субъектогенетическом дифференциале, по сравнению с бабушками. Значимые различия были получены по таким характеристикам, как «ответственный» и «организованный». Таким образом, бабушки строже оценивали внуков и внучек по этим параметрам. Вероятно, это обусловлено высокой значимостью этих качеств для бабушек.
Была также обнаружена отрицательная корреляционная связь между возрастом внучек и внуков и оценками бабушек по таким характеристикам как «дружелюбный» (р=0,01), «ответственный» и «организованный» (соответственно р=0,05). Таким образом, чем старше внук или внучка тем ниже оценки по указанным характеристикам. Мы полагаем, что это может быть связано с трудностями в общении с подрастающими внуками. Примечательно, что у дедушек значимые корреляционные связи между возрастом внуков и оценками характеристик личности не выявлено.
Значимой связи между возрастом самих бабушек или дедушек и показателями оценок личностных характеристик внуков не обнаружено.
Интересная тенденция обнаружилась при выделении таких показателей как частота встреч с внуком и трудовая активность бабушек и дедушек. На уровне тенденции наблюдаются более высокие оценки характеристик личности внуков и внучек у работающих и не часто видящих внуков бабушек и дедушек.
Девочки, как со стороны бабушек, так и со стороны дедушек, получили более высокие оценки личностных характеристик, чем мальчики (в большинстве случаев на уровне тенденции). Значимые различия по параметрам «привлекательный», «дружелюбный» и «успешный» (р=0,05).
У бабушек и дедушек двух и более внуков одного пола более высокие оценки получали младшие внуки, чем старшие. У бабушек и дедушек, имеющих разнополых внуков обнаружилась следующая тенденция. Бабушки выше оценивали старших внуков и младших внучек (на уровне тенденции).
Интересная особенность была выявлена при сопоставлении данных по «параметру внук или внучка является ребенком сына или дочери». Бабушки, имеющие внуков от сына и от дочери, склонны давать более высокие оценки внукам и внучкам от дочери, чем от сына. Вероятно, на оценки, приписываемые внукам/внучкам от сына, накладывается отпечаток напряженных отношений с невесткой. Однако это утверждение требует дополнительных исследований на более широкой выборке. Также выяснилось, что внуков/внучек от дочери бабушки видят чаще и проводят с ними больше времени, чем с внуками/внучками от сына.
Рассмотрим теперь результаты анализа образов идеального внука/внучки. По полученным данным дедушки, давая оценочную характеристику образа идеального внука, чаще отмечали все максимальные значения по всем параметрам субъектогенетического дифференциала, чем бабушки, которые в абсолютном большинстве случаев более четко дифференцировали образ идеального внука, оценивая более высоко отдельные параметры. Таким образом, по мнению бабушек, в число характеристик, которые должны быть максимально представлены у идеальных внука или внучки, включены: ответственность, оптимизм, целеустремленность, организованность, жизнестойкость, сила и успешность.
Важно отметить еще одну обнаруженную особенность. В отличие от дедушек, бабушки, имеющие двух и более внуков разного возраста и пола, давали различающиеся друг от друга характеристики идеального внука/внучки. Это также позволяет нам говорить о том, что у бабушек более дифференцирован образ идеального внука/внучки и, наиболее вероятно, при оценке наиболее значимых «идеальных» характеристик бабушка исходит из своих наблюдений, оценки происходящих реальных событий и обстановки в обществе, в стране и в мире в целом.
Какие же характеристики наиболее предпочтительны у внуков и внучек? Остановимся на выявленных различиях. Анализ представлений бабушек и дедушек об идеальных внуке и внучке показывает, что для внука более значимыми являются характеристики «победитель», «сильный» и «успешный» и менее высокие
188
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7/2015 ISSN 2410-6070
значения по параметру «привлекательность» и «дружелюбие». В свою очередь, для внучек наиболее значимые предпочитаемые характеристики - это «привлекательность», «дружелюбный».
Поученные в ходе исследования данные демонстрируют существование различий в оценках личностных характеристик внуков и внучек, которые дают бабушки и дедушки.
Список использованной литературы:
1. Кузьмишина Т.Л., Мелентьева Е.В. Проблема детско-родительского взаимодействия в современных зарубежных исследованиях // Современная зарубежная психология. - 2014. - Т.3 №3. - С. 16-26.
2. Лихачева Э.В., Огнев А.С. Метод определения приоритетных жизненных ценностей у студентов посредством айтрекера // Сборник публикаций Центра гуманитарных исследований «Социум» Международной конференции, посвященной проблемам общественных наук. - М.: Центр гуманитарных исследований «Социум», 2014. - С. 38-41.
3. Огнев А.С., Венерина О.Г., Виноградова И.А. Новые психодиагностические возможности трекинга глаз // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. - 2012. №3. - С. 107-112.
4. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Субъектогенез жизненного пути // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. - 2013. - №1. - С. 234-239.
5. Огнев А.С., Лихачева Э.В., Мельникова Д.В. Перспективы использования многополярных семантических дифференциалов в айтрекинге // Успехи современного естествознания. - 2015. - №1. - С. 858-862.
6. Огнев А.С., Лихачева Э.В., Мельникова Д.В. Перспективы использования многополярных семантических дифференциалов в айтрекинге // Успехи современного естествознания. - 2015. - №1. - С. 858-862.
7. Розенова М.И. Неосознаваемые установки отношения родителей к детям: Монография. - Омск: Изд-во ФГБОУ ВПО ОмГАУ им. П.А. Столыпина, 2011. - 158 с.
8. Шнейдер Л.Б. Семья оглядываясь вперед. - СПб.: Питер, 2013. - 368 с.
© Э.В. Лихачева, С.В. Бондаревская, 2015
189