Научная статья на тему 'Современные проблемы образовательного менеджмента в Монголии'

Современные проблемы образовательного менеджмента в Монголии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
418
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНЕДЖМЕНТ В ОБРАЗОВАНИИ / РУКОВОДИТЕЛИ ВУЗА / ОБРАЗОВАНИЕ МОНГОЛИИ / MANAGEMENT IN EDUCATION / LEADERS OF UNIVERSITIES / EDUCATION IN MONGOLIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Уржинсурэн Жаргал

В статье рассматриваются некоторые проблемы совершенствования управленческих аспектов в системе образования современной Монголии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Contemporary problems of management in educational organizations in Mongolia

This article is devoted to some issues of management improvement in the system of education in contemporary Mongolia.

Текст научной работы на тему «Современные проблемы образовательного менеджмента в Монголии»

каждому гражданину достойный уровень жизни и реализовать широкий набор социальных благ. Можно утверждать, что сформирована такая политическая система, в которой обеспечивается наивысший уровень социальной защищенности всех граждан данного государства. Социальная защита граждан немецкого государства регулируется Конституцией, а также другими высшими законодательными актами страны, т.е. максимально обеспечиваются материальные блага согласно принципу социальной справедливости для достижения каждым гражданином достойного уровня жизни, сглаживания социальных различий и помощи нуждающимся [12].

Таким образом, в результате анализа исто... рико-педагогической литературы нами выделены четыре этапа становления и развития социальной педагогики в Германии, а именно: исторический, профессиональный, академический, социально-государственный. Современный этап развития социальной педагогики в большей мере характеризуется развитием социального государства. В современных условиях политических, социальных, экономических преобразований страны данный этап развития науки является символом положительных изменений, которые нацелены на создание эффективной системы защиты, оказания помощи и поддержки населения Германии.

Литература

1. Андреева И.Н. Антология по истории и теории социальной педагогики: учеб. пособие для студ. пед. вузов. - М.: Академия, 2000. - С. 95-98: 144-146.

2. Бадя Л.В. Прогрессивные идеи социальной педагогики и социальной работы в России: история и современность. - М.: Академия, 1995. - 210 с.

3. Германия. - URL: http://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения: 6.05.13).

4. Германская служба академических обменов. - URL: http://www.daad.ru (дата обращения: 26.08.13).

5. Джуринский А.Н. История педагогики. - М.: ВЛАДОС, 1999. - С.17-72.

6. «Дружественные визитеры- и движение сеттльментов: основные направления деятельности. -URL: http://soc-work.ru/article/183 (дата обращения: 7.05.13)

7. История социальной педагогики. Хрестоматия-учебник / под ред. М.А. Галагузовой. - М.: Вла... дос, 2000. - 445 с.

8. История социальной педагогики: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. М.А. Галагузовой. - М., 2001. - 544 с

9. Каталог фирм и организаций Ульяновска. URL: http://simcat.ru/biznes (дата обращения: 20.08.13).

10. Нойфельд И. Методы социальной работы в ФРГ. Русский медицинский журнал. - 2005. - №9.

11. П. Райхенау. - URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 15.08.13).

12. Социальное государство. - URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1 (дата обращения: 25.09.13).

13. Торохтий B.C. Социально-педагогическая поддержка детей // Материалы 9-й Межвузовской научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения. - М., 2010. - С. 55-56.

14. Фребель Фридрих. - URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 7.07.13)

15. Эльберфельдская система. - URL: http://de.wikipedia.org/wiki/Elberfelder System (дата обращения: 26.09.13)

16. Deutschewellerussian. - URL: http://www.dw.de (дата обращения: 26.09.13)

Черняускас Анастасия Сергеевна, ассистент кафедры германистики и лингводидактики Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова. E-mail: nastasja-t@yandex.ru

Chernyauskas Anastasia Sergeevna, assistant, department of German studies and linguodidactics, Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov. E-mail: nastasja-t@yandex.ru

УДК 37.015.6 (517.3) © Уржинсурэн Жаргал

Современные проблемы образовательного менеджмента в Монголии

В статье рассматриваются некоторые проблемы совершенствования управленческих аспектов в системе образования современной Монголии.

Ключевые слова: менеджмент в образовании, руководители вуза, образование Монголии.

Urzhinsuren Zhargal Contemporary problems of management in educational organizations in Mongolia

This article is devoted to some issues of management improvement in the system of education in contemporary Mongolia.

Keywords: management in education, leaders of universities, education in Mongolia.

В сравнении с 90-ми годами прошлого столетия образование в Монголии находится в относительно стабильном состоянии, а по некоторым параметрам имеет позитивную динамику. Как известно, монгольское образование во многом является слепком советской системы образования, и по сей день в самых разных образовательных учреждениях трудятся выпускники советских, а также российских вузов. Вместе с тем именно в последнее десятилетие в монгольскую систему образования внедряются нормы и ценности западной образовательной системы, а также она находится под социально-политическим влиянием таких стран, как Япония, Южная Корея. «Обновленное правительство», сформированное в 2012 г., провозгласило свои приоритеты в образовании: гармоничное развитие каждого ребенка, формирование нового человека, сочетающего в себе этнические корни и адаптированного к глобальным изменениям современности. В общественном сознании отмечается осознание значимости образования для развития страны, реализуется ряд нацио... нальных проектов, выделяются гранты учителям начальных классов, образовательным учреждениям, региональным образовательным системам, успешно занимающимся всеобщим массовым образованием. Надо отметить, что медленно меняется ситуация с общим финансированием, улучшением материально-технической базы, увеличением заработной платы учителям и работникам ДОУ.

На наш взгляд, многие вопросы нашли бы более динамичное развитие, если эффективно решать вопросы менеджмента образовательной системы в стране, увеличения числа высококвалифицированных, способных специалистов, обеспечивающих экономическое и духовное развитие всей страны в целом.

Выделим общественно-значимые проблемы монгольского образования, характерные для сегодняшнего дня:

- общее снижение качества образования;

- неравенство в получении качественного образования;

- нехватка учебных мест для учащихся, медленное строительство школ и университетских комплексов;

- неправильная политика в подготовке преподавателей и руководящих кадров;

- недемократичность и непрозрачность выбора руководящих кадров;

- устаревшие образовательные технологии.

Основанием для этих утверждений являются опросы населения, преподавательских кадров,

учащихся, студентов и родителей. О необходимости изменений в системе образования Монголии были проведены общественные дискуссии и открытые дебаты на центральном телевидении, в общественных и в образовательных организациях.

Судя по опросам общественного мнения, основная масса учителей, родителей и учащихся, значительная часть населения выказывает недовольство существующим положением в системе образования и требует улучшения состояния всей системы образования (до 96% опрошенных.) Среди них нужно выделить мнение родителей - основных заказчиков образовательных услуг: «Платное обучение в школах и вузах является одной из серьезных причин, влияющих на рост числа бедных семей в стране.» Оплата за учебу в вузе, проживание и питание студентов составляет больше половины годового бюджета или дохода монгольской семьи.

На сегодняшний день самой злободневной проблемой в системе образования остается слабый уровень материально-технического оснащения образовательных организаций. Это касается почти всех школ, вузов и профессионально-технических училищ. Другой проблемой является низкая оплата работы преподавательского состава школ и вузов. Следствием этого является низкий уровень преподавания, равнодушное отношение к работе. Низкая заработная плата не стимулирует приток высококвалифицированных кадров. По мнению министра образования страны, повышение зарплаты учителей, самого многочисленного контингента государственных служащих, повлечет такого же повышения зарплаты полицейским, военным и врачам, чего не может позволить бюджет страны.

На наш взгляд, для решения этой задачи нужен совершенно другой взгляд на этот вопрос: экономически подсчитать риски и возможные прибыли от вложений капитала в систему образования; выявить возможности развития и роста экономики страны в зависимости от вложения денежных средств и привлечения инвестиций в образование; утвердить новую законодательную базу, которая позволит повысить зарплату работникам образования, т.е. повысить заинтересованность специалистов работать в этой отрасли, а значит, возникнет здоровая конкуренция. Законы рынка позволят утвердиться профессиональным руководителям.

Выделим следующие основные моменты, которые нуждаются в решении:

- это потребность в новой законодательной базе;

- необходимость новых государственных программ подготовки руководящих кадров для системы образования;

В начале 90-х годов проблема сохранения бесплатной системы образования остро стояла перед страной - нужны были реформы в образовании и в его менеджменте. Глядя на прошлое, как проводились реформы и сам процесс рефор-маций с сегодняшней точки, можно оценить и дать определение результатам этих реформ. С начала 1990-х гг. и по сей день были потрачены миллионы долларов США на поддержку системы образования, разработку новых программ, учебников, переподготовку преподавательских и руководящих работников. К сожалению, оптимистичных прогнозов и результатов так и не видно. Единственно, что остается постоянным -это дальнейший рост числа частных детсадов, школ и вузов, равно как и плата за учебу. Внедрение рыночных экономических отношений в систему образования продолжается на протяжении более двадцати лет, а проблем меньше не становится.

Способные и предприимчивые руководящие кадры из государственных образовательных организаций перешли в частный сектор и работают в частных образовательных организациях, другие основали свой бизнес в сфере образования и многие из них преуспевают. Часть частных образовательных учреждений развивается, хотя большое количество школ и вузов закрылось, перестало существовать (сейчас в Монголии существует 99 вузов, более 500 школ).

Некоторые из бывших руководителей, попробовав свои силы в частном секторе, вернулись в государственную систему образования. Здесь на государственной службе фиксированные зарплаты и не нужно нести ответственность за бизнес и за возможные убытки. Строгий отбор, существовавший при социализме на руководящие посты, когда при малейших ошибках понижали или снимали с должности, уже не действует, поэтому многие менеджеры и директора сегодня занимают свои должности, не имея достаточного опыта, личностных качеств, а благодаря связям и наличию денег. Установлено, что большинство случаев коррупции происходит именно в государственных организациях. Несмотря на новые положения законодательства о взятках и коррупции, это один из злободневных вопросов в монгольском обществе.

Хотя государственные организации придерживаются политики поддержки выпускников своих государственных вузов и стараются брать на работу именно выпускников национальных вузов, выпускники престижных иностранных

учебных заведений имеют более высокий спрос среди работодателей. В этом отношении качество государственного образования в Монголии оценивается ниже, по сравнению с частным или иностранным.

В системе образования Монголии претерпевают изменения взаимоотношения руководителя и подчиненного. За годы реформ и модернизаций люди изменились, изменилось мышление у людей, потребности и ценности тоже изменились. Теперь стало трудно управлять людьми, общество стало демократичным, люди перестали бояться высказываться о недостатках руководства. Становится очевидным, что успех в любом деле зависит от руководства и наличия коллектива работников, обладающих общим видением проблем и большим желанием достичь согласованности в совместном труде. Позиция менеджеров образования как только контролирующего и руководящего органа в современное время частично уступает другой позиции. Взаимоотношения между руководителями и работниками становятся более либеральными. Многие руководители осознают, что важна поддержка с обеих сторон, согласование в определении направлений развития, разъяснение приоритетных задач организации, большее доверие, разумное применение власти, свободы и всех форм стимулирования, поддержка инициатив сотрудников на основе взаимоуважения и толерантности.

На наш взгляд, назрела реформа системы подготовки руководящих кадров, разработка государственных программ для подготовки нового поколения лидеров, обладающих особыми знаниями и качествами, инновационным мышлением и неравнодушным отношением к жизни людей. Новые лидеры должны помогать развиваться своим работникам, вдохновлять их, служить примером для них, обучать их, показывать на деле свои лидерские способности. Хорошо сплоченный коллектив преподавателей способен намного успешнее решать поставленные перед ним задачи. Качественное руководство создает условия для каждого работника адаптироваться в организации, постоянно развиваться и расти не только в профессиональном, но и в человеческом отношении. Нравственная атмосфера в хорошо управляемых организациях всегда находится на высоком уровне и бывает позитивной. В исторические времена монголами руководили ханы и шаманы, ноены и ламы, коммунисты и партия, теперь руководят бизнесмены и политики. Кому мы дадим возможность руководить страной в будущем, зависит от этих новых программ. В новых программах необходимо больше

внимания уделять педагогической стороне образовательного процесса, шире использовать практическую направленность в обучении, создать условия для обеспечения гендерного равенства в коллективах, создать материальные условия для привлечения лучших кадров в отрасли, умеющих работать и воспитывать других.

Согласно нашим опросам, которые были проведены в частных и государственных вузах, среди факторов, влияющих на эффективность работы вуза, были выделены следующие:

- благоприятный микроклимат в коллективе, деловые и честные взаимоотношения между сотрудниками и руководством - 91%;

- одобрение и похвала со стороны руководителя, моральные поощрения, которые улучшают самочувствие работников и атмосферу в коллективе - 52%;

- возможность проявлять инициативу и претворять свои идеи в жизнь - 49%.

Среди мнений, высказанных респондентами, были предложения как раз морального плана, а не материального. Можно было бы определить номинации: «самый честный директор», «самый деловой руководитель» и другие, которые, на первый взгляд, кажутся наивными, но эффективными. На самом деле получив эти номинации, руководители получают огромный стимул и мотивацию соответствовать этому званию. Участвующие в опросе респонденты отметили, что нужно изменить методы стимулирования и увеличить размеры премий - 46%, и при этом 29% считает достаточным нематериальные виды стимулирования: похвалы при коллективе, комплементы за хорошо выполненную работу и т.д. 49% сотрудников считают, что нужно постоянно применять различные формы поощрений и нужно менять методы стимулирований. При этом 26% сотрудников хотят продвигаться по служебной лестнице и делать карьеру.

Касаясь психологической атмосферы в государственных учреждениях, 76% работников выразили недовольство по этому поводу, выразив мнение, что они не могут свободно выражать свои мнения. И одновременно 71% сотрудников выразили стремление развиваться и совершенствовать профессиональные навыки, делать карьерную лестницу. Большинство из них ждут заслуженных наград и надеются получить их соответственно стажу работы.

92% сотрудников высказали мнение, что работа в государственном вузе - залог стабильности и постоянства, деловая обстановка, климат в коллективе, отношения между работниками и отношение руководства к работникам стали для них основой плодотворного труда. 70% сотруд-

ников проголосовали за изменение видов поощрения, за необходимость совмещения моральных и материальных стимулов. На вопрос об удовлетворенности зарплатой 60% работников вузов дали отрицательный ответ.

Таким образом, оценивая современное состояние системы образования в нашей стране, вопросы управления образовательными организациями, приходим к выводу о том, что нужны изменения, которые обеспечат позитивную динамику в развитии всей системы образования в Монголии. В первую очередь необходимо изменить законодательные механизмы, которые помогут в вопросах контроля за деятельностью образовательных организаций. Надо ввести ранжирование образовательных организаций путем аттестации и лицензирования, проведенного с учетом мнения преподавателей, учащихся и родителей. Руководство образовательными учреждениями назначать только на конкурсной основе, с учетом мнения местной общественности, преподавательского и родительского комитетов. Важно сформировать общественно-государственные органы контроля, обладающих полномочиями проводить аттестационные, ак-кредитационные и аудиторские проверки, прислушиваясь к общественному мнению.

Необходимо отменить назначение на руководящие должности министерством образования, администрациями районов, политическими партиями, а дать возможность трудовым коллективам совместно с общественным родительским коммитетом выбирать на демократической основе директоров, менеджеров и общественных работников в образовательных организациях, сделать открытым, прозрачным деятельность образовательных организаций.

Учитывая опыт ведущих стран мира и внутреннюю потребность для таких изменений, необходимо принять меры по улучшению менеджмента на всех уровнях образования. В последние годы в Монголии получил распространение программно-целевой метод управления образовательной сферой, достоинства которого заключаются в концентрации ресурсов на ключевых проблемах, в использовании конкурсных начал, повышении качества инновационных проектных работ. Необходимо продолжить ориентацию на формирование гражданского общества, изменение форм политического участия, учитывая тот факт, что образование в Монголии входит в базовые ценности общества, поэтому отношение к проблемам образования остается у населения заинтересованным. Проявляется готовность к соучастию и осуществлению соци-

ального контроля над новыми образовательными учреждениями.

При подготовке, отборе и назначении на руководящие должности, гарантирующем защиту прав потребителей образовательных услуг, можно соединить самобытные монгольские формы организации образования народа с международно признанными образовательными стандартами. Сегодня реальностью стали международные связи Монголии в осуществлении образовательных программ и проектов, осознается противоречивое влияние современной глобализации жизни, и эти факторы важно учитывать в процессе модернизации образования Монголии.

Литература

1. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. - М., 1990.

2. Speck, M. & Knipe, C. (2005) Why can't we get it right?

Designing high-quality professional development for standards-based schools (2nd ed.). Thousand Oaks: Corwin Press.

3. National Professional Development Center on Inclusion. «What do we mean by professional development in the early childhood field?-. Chapel Hill: The University of North Carolina, FPG Child Development Institute, Author. - 2008.

4. Jasper M. Professional development, reflection, and decision-making. - Oxford: Blackwell Publishing, 2006.

5. URL: www.cie.org.uk.\ teacher support site.

Уржинсурен Жаргал, преподаватель университета Энх-Олчон (г. Улан-Батор), аспирант кафедры педагогики Бурятского госуниверситета. Тел. (301-2) 210411.

Urzhinsuren Zhargal, teacher of the Enkh-Olchon (Ulaan-Baatar) University, postgraduate student, department of pedagogy, Buryat State University.

УДК 37.015.4 © О.Б. Ховов

Формирование факторов развития социального пространства непрерывного образования

Автор анализирует понятийный аппарат, связанный с представлением о социальном пространстве непрерывного образования. Выявляет факторы возникновения новых направлений в образовательной деятельности.

Ключевые слова: пространство, социальное пространство, образовательное пространство, пространство культуры социальных отношений, персонализм.

O.B. Khovov

Formation of factors of social sphere development in continuous education

The author analyzes conceptual ideas, concerned with social sphere of continuous education. He also reveals some factors of arising the new trends in educational activity.

Keywords: sphere, social sphere, educational sphere, cultural sphere of social relations, personality.

Возникновение в понятийно-терминологическом аппарате педагогики вербальных представлений об образовательном пространстве, о социальном пространстве, о формировании образовательного пространства группы государств возвращают педагогическую науку к ее философским истокам, предлагая исследователю возможность анализа образовательных явлений и процессов в пространственно-временных координатах человеческого бытия.

Подобный подход уверенно встраивается в последнюю фазу эволюционного изменения оснований, с которых рассматривались процессы и явления в области непрерывного образования на протяжении ХХ в. Фактически возникшее в нашей стране в 20-30-е гг. ХХ в. непрерывное образование базировалось на психологии разви-

тия личности. Впервые такой подход был обозначен еще в работах П.Ф. Каптерева. В 60-80-х гг. ХХ в. в качестве основания использовался социально-психологический подход. Начиная с 90-х гг. ХХ в., все шире используются социально-философские основания [1].

Как показывает история развития европейской цивилизации, представление о пространстве возникает в конкретной науке на определенном этапе ее исторического развития. В Древней Греции это были астрономия и геометрия, в которых пространство представлялось абстрактным, но не «пустым». Более чем через 2000 лет, в ХУИ в. развитие физики привело к пониманию физического пространства, вслед за этим появилось математическое пространство. В самом конце ХХ в. в педагогике начинают фор-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.