Смертина Е.Н.
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ КОНВЕРГЕНЦИИ МСФО И ГААП
Расширение мирохозяйственных связей России, более активные попытки привлечь существенные иностранные инвестиции, выход отечественных эмитентов на международные рынки ценных бумаг выдвигают совершенно новые требования к языку межстранового общения. Насколько сам по себе бизнес интернационален, настолько необходим и адекватный международный язык межхозяйственного общения. Язык бизнеса должен быть открытым, стандартизированным.
В России работа с международными стандартами финансовой отчетности началась после принятия Указа Президента Российской Федерации от 3 апреля 1997 г. № 278 «О первоочередных мерах по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию «Порядок во власти — порядок в стране», в котором впервые подчеркивалась необходимость перехода на международные стандарты. В данном документе записано: «Разработать и утвердить программу перехода с 1998 г. на международные стандарты бухгалтерского учета».
Во исполнение Указа было принято постановление Правительства РФ от 6 мар-
та 1998 г. № 283 «Об утверждении программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности».
Бухгалтерский учет, существовавший в старой системе экономических отношений, определялся, во-первых, общественным характером собственности, во-вторых, потребностями государственного управления экономикой. Главным потребителем бухгалтерской информации выступало само государство в лице системы отраслевых министерств и ведомств, статистических и финансовых органов.
Необходимость адекватной трансформации бухгалтерского учета вызвана коренными изменениями гражданско-правовой среды и системы общественных отношений России. Целью реформирования системы бухгалтерского учета является приведение национальной системы счетоводства в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и в конечном счете с требованиями рыночной экономики в условиях ее государственного регулирования.
Необходимо сформировать систему стандартов учета и отчетности, обеспечи-
вающих информацией в первую очередь предполагаемых инвесторов, оказывающих практическую помощь руководителям хозяйствующих субъектов регионов России в осмыслении и внедрении новой реформированной модели бухгалтерского учета с одновременной увязкой реформ учета с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне.
Генеральные направления реформы — нормативно-правовое регулирование, формирование нормативной базы стандартов, методическое обеспечение (подготовка инструкций, методических указаний, пособий), кадровое обеспечение, международное сотрудничество. Для этого необходимо переориентировать нормативное регулирование с учетного процесса на финансовую отчетность, достигнуть органичного сочетания нормативных предписаний федеральных органов исполнительной власти и рекомендаций профессионалов.
Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу (Приказ Минфина РФ № 180 от 1.07.2004 г.) предусматривает формирование инфраструктуры применения МСФО и изменение всей системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности с более широким привлечением к этому процессу профессионального сообщества нашей страны.
Повышенный интерес к МСФО можно объяснить следующим:
- во-первых, формирование отчетности в соответствии с МСФО является одним из необходимых условий, которые открывают российским предприятиям возможность приобщения к международным рынкам капитала. Одной из причин недостатка притока инвестиций в Россию на сегодняшний день является отсутствие достоверной информации об истинном финансовом положении и финансовых результатах организаций. В настоящее время выход на крупнейшие фондовые биржи для российских компаний возможен лишь при условии признания ими
международных стандартов учета. Также развитие отечественного фондового рынка, его интернационализация могут быть ускорены в результате адаптации этих стандартов;
- во-вторых, как показывает международная практика, финансовая отчетность, которая сформирована согласно международным стандартам финансовой отчетности, отличается более высокой информативностью и полезностью для пользователей. Стандарты изначально ориентируются на конкретных пользователей и исходят из критерия полезности финансовой информации для принятия пользователями экономических решений;
- в-третьих, использование международных стандартов финансовой отчетности позволяет значительно сократить время и ресурсы для разработки принципиально новых национальных правил учета и отчетности. Приобщение российской системы учета к МСФО позволит наиболее рационально решить проблему создания эффективной системы бухгалтерского учета и отчетности, отвечающей потребностям рыночной экономики;
- в-четвертых, использование МСФО закладывает основу для развития бухгалтерской профессии, расширяя круг полномочий и обязанностей отечественных бухгалтеров, а также знаний и навыков, и в итоге ведет к увеличению значимости учета для устойчивого развития экономики.
Глобализация коммерческой деятельности и увеличившаяся возможность выхода на международные рынки капитала привели к выделению двух международных систем подготовки финансовой отчетности — МСФО и ГААП США. С 2001 г. Совет по Международным стандартам финансовой отчетности (Совет по МСФО) и Совет по стандартам финансового учета (США) уделяют все больше внимания сближению МСФО и Общепринятых принципов бухгалтерского учета США (ГААП). Это подтверждается заключенным в октябре 2002 г. в городе Норуолке (штат Коннектикут, США) соглашением и подписанным в феврале
2006 г. Протоколом о намерениях между Советом по стандартам финансового учета США (ССФУ) и Советом по МСФО. Для достижения согласованности Советы определили в качестве приоритетных следующие задачи: провести краткосрочный проект, который был бы направлен на исключение ряда расхождений между ГААП и МСФО; исключить прочие расхождения, которые существовали по состоянию на 1 января 2005 г., что планируется осуществить посредством будущих рабочих программ, т. е. при совместном рассмотрении основных проектов; продолжать сотрудничество по совместным проектам; содействовать тому, чтобы соответствующие органы интерпретации координировали свою деятельность. Советы обязались предоставить все необходимые ресурсы для того, чтобы завершить основные проекты и начать рассмотрение выявленных различий с целью достичь согласованности посредством принятия единых решений.
В направлении международной конвергенции были достигнуты существенные результаты. Ряд стран обязались принять МСФО или привести в соответствие свои национальные стандарты в соответствие с МСФО начиная с 2005 г. или после этой даты. Однако крупнейший международный рынок капитала — рынок США — пока не принял на себя такого обязательства. Определенные сложности связаны с тем, что ССФУ имеет собственную структуру управления, которая выстроена с учетом интересов групп составителей и пользователей отчетности согласно ГААП, а также надзорной и законодательной среды. Принимая во внимание соглашения о совместной деятельности, крайне важно соблюдать баланс между интересами пользователей МСФО и пользователей ГААП США, так как деятельность Советов направлена на осуществление кон -вергенции МСФО и ГААП.
Пользователи МСФО выражают озабоченность тем фактом, что сближение МСФО и ГААП означает фактическое принятие МСФО принципов ГААП. Про-
блема заключается в том, что МСФО и ГААП представляют собой две совершенно разные системы подготовки финансовой отчетности. Система ГААП построена на подробных правилах, согласно которым в ряде случаев основной акцент сделан на юридическую форму сделок и соглашений, а не на экономическом содержании. Система МСФО, напротив, построена на своде принципов и менее подробна, акцент делается на экономическое содержание и применения суждения. Многие мировые экономисты считают, что конвергенция МСФО и ГААП должна быть направлена на разработку новых стандартов и единых механизмов интерпретации, а не на исключение специфических различий между действующими МСФО и ГААП.
Большое влияние на распространение и внедрение международных стандартов финансовой отчетности оказывает ряд международных экономических организаций. В частности, Международная организация комиссий по ценным бумагам и биржам рассматривает использование международных стандартов финансовой отчетности в качестве основы для листинга ценных бумаг, привлечения капитала и инвестирования на всем мировом пространстве. Большая часть крупнейших международных компаний-нерезидентов США зарегистрированы, помимо фондовых бирж своей страны, на Нью-Йоркской фондовой бирже и, следовательно должны выполнять требования Комиссии по ценным бумагам и биржам. Компании, предоставляющие финансовую отчетность на фондовую биржу, должны представлять сверку национальных стандартов с ГААП США по прибыли и капиталу.
В феврале 2000 г. Комиссия по ценным бумагам и биржам опубликовала Концепцию принятия международных стандартов. Концепция определяла основные проблемы, которые должны быть решены в рамках МСФО, для того чтобы МСФО стали приемлемыми для представления финансовой отчетности при размещении ценных бумаг на биржах
США. Этот документ был подготовлен в форме вопросов, которые касались возможности использования и практики применения МСФО. Помимо этого, Концепция затрагивала и ряд других вопросов, например, стандартов аудита, обеспечения качества аудита, регулирования и наблюдения за внедрением. Комиссия по ценным бумагам и биржам указывала на то, что она не концентрирует внимание на различиях между МСФО и ГААП, но она считает их наличие нежелательным и указывает, что в качестве основы, которой должны соответствовать МСФО, должны применяться ГААП. Большинство международных фондовых бирж (включая биржи ЕС, Сиднея и Цюриха) уже принимали финансовую отчетность, подготовленную согласно МСФО, в целях осуществления торговли ценными бумагами. Исключения составляли биржи Канады и США.
27 февраля 2006 г. ССФУ и Совет по МСФО опубликовали Меморандум о взаимопонимании, который вновь подтверждает совместные задачи Советов по разработке высококачественных стандартов финансовой отчетности с целью их использования на международных рынках капитала. Советы пришли к соглашению о том, что попытка исключить различия между стандартами, положения которых требуют улучшения, не является лучшим решением. Они считают, что необходимо разрабатывать новые совместные стандарты, и первоочередным является разработка концептуальных основ составления финансовой отчетности. Концепция подготовки финансовой отчетности должна представлять собой теоретические положения, по которым можно сверять вопросы теоретического применения и эффективность которых определяется тем, насколько адекватны полученные с их помощью решения практических вопросов. В настоящее время Совет по МСФО и ССФУ США работают над совместным проектом по разработке согласованной Концепции. До настоящего момента были опубликованы только предварительные проекты
по отдельным разделам предложенной Концепции.
Существование Концепции положительным образом отразилось на степени точности и последовательности стандартов бухгалтерского учета, выпущенных различными органами, занимающихся разработкой стандартов. Однако на практике разработчики стандартов использовали этот документ как механизм исключения нежелательной практики. Концепция Совета по МСФО и ССФУ предоставляет возможность финансовому сообществу критически рассмотреть и затронуть спорные моменты.
На международном уровне приведение в соответствие процесса подготовки финансовой отчетности продолжается значительными темпами. Следуя инициативе Европейского сообщества о введении в 2005 г. требования ко всем компаниям, зарегистрированным в ЕС, об обязательной подготовке консолидированной финансовой отчетности в соответствии с МСФО, транснациональные американские компании будут предоставлять отчетность по МСФО уже с 2010 г., а с 2014 г. МСФО будут обязательны для всех американских компаний. Как свидетельствует мировая практика, переход к использованию МСФО является постепенным и целенаправленным процессом. Невозможность такого перехода в один день (и даже в один год) обусловлена необходимостью реализации широкого круга мероприятий, делающих этот переход реальным. Предложения Комиссии по ценным бумагам и биржам будут обсуждаться. Совет по МСФО и ССФУ США принимает во внимание вопросы, актуальные для пользователей, лиц, занимающихся подготовкой финансовой отчетности, и регулирующих органов, а также включает в программу актуальные и значимые с практической точки зрения вопросы. Обязательным условием для этого является разработка стандартов на базе Концепции, одобренной всеми заинтересованными сторонами.
Библиографический список
1. Приказ Минфина РФ №180 от 1.07.2004 г «Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу».
2. Указ Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 283 «Об утверждении про-
граммы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности».
3. Оверченко М. Прощай, ОААР // Ведомости. — 29.08.2008.
4. Бонэм М., Кертис М. и др. Применение МСФО. — М., 2008.