СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАТИКИ: ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ
УДК: 001.4
Денис Владимирович Власов
кандидат экономических наук, доцент кафедры Прикладной информатики в экономике МЭСИ
Тел. +7 (916) 166-77-43,
Эл. почта: denisvlasov@vandex.ru
В статье проводится анализ проблем современной информатики в философском аспекте. Рассмотрены проблемы трактовки понятия информации, проблемы соотношения мышления и искусственного интеллекта, проблемы «виртуальной реальности», терминологической неопределенности и информационной безопасности.
Кпючевые слова: информация, информатика, знания, понятие, мышление, искусственный интеллект.
Denis Vladimirovich Vlasov
candidate of economical science, assistant professor of Applied Informatics in Economics (Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics) Cell phone: +7 (916) 166-77-47, E-mail: denisvlasov@vandex.ru
THE MODERN PROBLEMS OF COMPUTER SCIENCE: THE PHILOSOPHICAL ANALYSIS
In article the analysis of problems of modern computer science in philosophical aspect is carried out. Problems of treatment of concept of the information, a problem of a parity of thinking and artificial intelligence, a problem of «a virtual reality», terminological uncertainty and information security are considered in this article.
Keywords: information, computer science, knowledge, concept, thinking, artificial intelligence.
1. Введение
Важнейшим следствием информационной революции в современном обществе стал особый статус и роль информации. Именно по этой причине современное общество называют «информационным» или даже «постинформационным». И если несколько десятилетий назад информация рассматривалась как основной ресурс и основа социальной структуры постиндустриальной эпохи, то сейчас главный акцент уже смещен с самой информации (её онтологического статуса, ценности, свойств) в сторону её обработки.
В сегодняшних условиях развития информационно-коммуникационных технологий, в частности глобальных сетей и доступности огромных массивов информации возникают принципиально новые проблемы, свойственные только эпохе компьютеризации. Лавинообразные и неструктурированные потоки данных, резкая интенсификация информационных процессов, повышение их значимости в жизни людей создают предпосылки для появления таких проблем и социальных парадоксов, которые невозможно было бы представить еще несколько десятилетий назад. В данной статье делается попыггка философского анализа современный проблем информатики в онтологическом, антропологическом, этическом, культурологическом и социально-историческом аспектах.
2. Современные подходы к пониманию информации
Междисциплинарный статус понятия «информация» определяется тем, что практически во всех науках информация выступает в качестве фундаментальной категории. Наиболее широкие научно-философские изыскания, связанные с определением и трактовкой понятия «информация», проводились в прошлом столетии (расцвет кибернетики и теории систем). Многие подходы к пониманию информации того времени отвечают и современным реалиям информатики, однако в последние десятилетия все же произошли некоторые изменения и дополнения к трактовке сущности информации. К настоящему времени можно отметить шесть основнык концепций понимания информации как научного понятия [1].
Первая концепция полностью отрицает существование информации (М.И. Сетров, А.В. Соколов). Вторая концепция не отрицает существования информации, однако, лишь за пределами нашего физического мира. Третья точка зрения предполагает существование «чистой» информации и базируется на суждениях, взятых из научных работ К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского и А.Д. Сахарова. Согласно четвертой концепции, информация имеет материальную природу и является атрибутом материи, равнозначным веществу и энергии (Э.Х. Лийв). Пятая концепция помещает информацию в основу мироздания, считая ее первичной, а материю - вторичной (И.И. Юзвишин). Шестая концепция представляет информацию как субъективную реальность (Н. Винер, Р.С. Мотульский). Она предполагает, что в объективном мире существуют разнообразные свойства и отношения между субстанцией и энергией, и что их часть воспринимается органами чувств, распознается, и субъективно воспринимается как информация. Таким образом, информация рассматривается как семантическая трансформация изображения модели или объективной реальности [2].
В 1960-е гг. главный научный центр в области научной информации ВИНИТИ определял информацию как «объективное содержание связи между взаимодействующими материальными объектами, проявляющееся в изменении состояний этих объектов». Однако данное определение, безукоризненное с точки зрения формальной логики, имеет прагматический недостаток: в информацию в этом случае превращаются буквально все взаимодействия бесконечно изменчивого мира, и практическое оперирование таким понятием становится бессмысленным. Получается, что информация трактуется как субъективная реальность. Однако следует различать два совершенно разных понятия «информация»:
1.Информации в понимании Н. Винера как «обозначение содержания (сигналов), полученного из внешнего мира в процессе нашего приспосабливания к нему и приспосабливания к нему наших чувств», то есть макроинформация;
2.Информации как акт взаимодействия между материальными объектами, то есть микроинформация.
Существенный вклад в современное определение понятия информации сде-
лал A.M. Хазен [3]. Информация и её мера энтропия - важнейшие аксиоматические понятия современной науки. Рассматривая информацию как физическую переменную Хазен A.M. по сути развивает концепцию Н. Винера, постулировавшего, что мера количества информации есть величина энтропии. Хазен A.M. утверждает, что [Там же]:
• мера количества информации в физических системах и в человеческой деятельности тождественно одинаково определена как иерархическая переменная;
• информация в неживой природе, при возникновении жизни и разума, в человеческой деятельности первично возникает на основе одинаковых процессов синтеза информации;
• второе начало термодинамики (стремление к максимуму беспорядка, ограниченное внешними и внутренними условиями), в частности, выфажен-ное принципом максимума производства энтропии, есть главная причина детерминизма природы.
Однако физическая переменная, как правило, есть аксиоматически введенное понятие. Отличие энтропии от таких переменных как, например, объем в том, что живые организмы не имеют органов для непосредственного ощущения энтропии. Поэтому некоторые утверждения Хазена A.M. создают определенные трудности в понимании его сциентистской концепции информации. И если Хазена A.M. можно упрекнуть в излишнем «механицизме», исключающем социальное понимание понятия «информации», то в этом свете весьма интересными являются современные исследования Лаборатории проблем развития информационного общества при Институте социально-экономических проблем народонаселения РАН, где профессор В.М. Жеребин делает попытку рассмотрения и интерпретации феномена информации в процессе эволюции, начиная с его возникновения и до современных социальных форм [4].
В результате этих исследований было установлено, что информация - это одновременно потребность, продукт и атрибут живой материи. Информация - это сведения, необходимые для адаптации, развития и деятельности живых организмов и работы систем и устройств, созданных человеком. Таким образом, если говорить о сегодняшнем общем восприятии понятия «информация», используемого в жизнедеятельно-
сти человека, то приходится признать, что интуитивно выводимое определение информации как сведений о чем-либо и необходимы« для чего-либо, оказывается совсем не таким уж неудачным, во всяком случае, с точки зрения его универсальности. Поэтому, принимая во внимание классификацию и основные виды информации, используемые в человеческом обществе, можно сформулировать ее определение, включающее несколько составляющих: информация - это сложный понятийный конгломерат, объединяющий: сведения о текущей ситуации, в том числе о состоянии и изменениях среды, ее отдельных объектов и явлений; сведения, формируемые и используемые для организации наших действий и управления; сведения, получаемые и накапливаемые в качестве знаний; а также сведения и программы, заложенные в нас природой и обеспечивающие наше биологическое развитие и в значительной степени определяющие наше поведение [5].
Следует также отметить, что на современном этапе развития науки практически невозможно дать единое, универсальное и строгое определение понятия информации, объединяющее его биологический, социальный и технический смыслы. Попытки выработки такого определения приводят либо к слишком абстрактному толкованию информации, либо требуют большой дополнительной интерпретации и расшифровки [6].
В монографии Власова Д.В. [7] на основании анализа концепций абстрактной теории информации К.Шеннона, И.И.Шмальгаузена, УР.Эшби, Л.Брил-люэна и др., описывающих информацию как атрибут материи, но не учитывающих участие субъекта в формировании и передаче информации, а также существенно дополняющие их концепции, учитывающие специфику информационных взаимодействий в живой природе (А.А.Харкевич, А.С.Пресман и др.), семантические свойства информации (И.Бар-Хиллел и Р.Карнап, Ю.А.Шрейдер и др.), было установлено, что качественно новый уровень организации информации достигается при участии в информационных взаимодействиях субъекта. Именно участие субъекта в производстве информации, ее хранении, обмене информацией порождает качественные и ценностные аспекты информации в современном её понимании.
3. Проблема «виртуальной реальности»
Процессы всеобщей информатизации в настоящее время приобретают глобальный характер и во многом определяют тенденции развития всех отраслей экономики, науки и производства. Однако всеобщая компьютеризация преобразует и социальный уклад жизни современного человека. Возникают принципиально новые проблемы особенностей развития человеческого интеллекта в условиях компьютеризации, проблемы осмысления социальных, интеллектуальных и культурных последствий массового внедрения информационных технологий.
Одной из таких проблем является проблема «виртуальной реальности». Виртуальная реальность - это высокоразвитая форма компьютерного моделирования, которая позволяет пользователю компьютера погрузиться в модельный виртуальный мир и непосредственно действовать в нём в реальном времени, симулируя зрительные, слуховые, осязательные и моторные ощущения. Виртуальная реальность открывает новые возможности и перспективы использования компьютеров практически во всех сферах человеческой деятельности: производстве, торговле, медицине, науке и искусстве, образовании, индустрии развлечений. Так, например, строительная компания может использовать программное обеспечение, позволяющее заказчикам виртуально посетить образ будущего архитектурного сооружения еще задолго до начала строительства.
Если выщелять существенные признаки виртуальной реальности, то можно выщелить два подхода, противоречащих друг другу. Первый подход заключается в том, что виртуальная реальность рассматривается как адекватная модель объективной реальности, то есть виртуальная реальность идентична настоящей реальности (включая пространство, время, движение и другие свойства объективной реальности).
Второй подход наделяет виртуальную реальность особыми артефактны-ми свойствами. Пространственно-временные процессы не связаны жестко однозначно фундаментальными и физическими постоянными, они могут быггь проявлены в большом количестве измерений, могут нарушать порядок времени. Технически это реализуется средствами мультимедиа, например, в виде эффектов стоп-кадра, замедления,
ускорения или, например отсутствием статуса абсолютной изменчивости в движении. Развитие может быть инверсионно, то есть может быть обращено вспять. Многообразие взаимодействий в такой виртуальной реальности может проявлять свойства, нетипичные в условиях привычной нам земной реальности [8].
Развитие систем, использующих эффект виртуальной реальности, создает новые социальные, психологические и философские проблемы из-за возможности манипуляции сознанием и подсознанием человека в таких системах. Не смотря на то, что для большинства людей виртуальная реальность пока воспринимается только на уровне компьютерных игр, даже в этой сфере становится возможным реализовывать манипуляции общественным сознанием и негативом здесь может являться культ насилия. Кроме этого, серьезной проблемой становится зависимость нахождения в виртуальной реальности. До сих пор до конца не изучено, каким воздействиям подвергается человек при продолжительном погружении в виртуальную реальность.
К разновидностям виртуальной реальности в широком смысле относят и бытие пользователей в социальных сетях. По своей сути проблема виртуальной реальности упирается в вопрос об определении онтологического статуса виртуальной реальности. Широкое развитие социальных сетей усиливает разобщенность общества. Человек, проводящий огромное количество времени в социальных сетях, погружается в «социальную виртуальную реальность». Данная проблема хорошо известна современным психологам, и проблемы виртуальности уже оформились в целый комплекс самостоятельных задач психологической науки. Ведь очевидно, что виртуальная реальность тесно связана с психологическими характеристиками личности, она представляет собой «другую реальность», в которой обнаруживается свобода человеческих мотиваций и образуются принципиально новые возможности свойства. Психологи изучают личностные цели моделирования виртуальной реальности, выделяя в качестве приоритетных: состояние удовлетворенности, компенсацию эмоциональных или ментальных потерь, поиск смыслов в условиях воображаемого диалога и др.
Очевидно, что проблемы виртуальности нуждаются в философской реф-
лексии. Необходим теоретический анализ основных свойств виртуального бытия, исследование уникальных особенностей этого феномена, его роли и влиянии на жизнь как отдельного индивидуума, так и обществ в целом. Направление данных исследований представляется чрезвычайно востребованным и актуальным.
Принципиально новыми, требующими научного исследования и философского осмысления являются следующие свойства виртуальной реальности:
• поливариативность: с одной стороны, виртуальная реальность обостряет проблемы личной самоидентификации, а с другой - полностью их снимает, делая личность безразличной ее объективному бытию;
• мультисемантичность: любое событие может быть прочитано и с точки зрения собственной интерпретации, и с многих других точек зрения;
• модальность: виртуальная реальность, фиксируя множество несводимых друг к другу, онтологически самостоятельных реальностей, является их моделирующей имитацией, причем виртуальная реальность моделируется в соответствии с потребностями телесного и экзистенциального характера и создает возможные поля и срезы проявлений двойственности человека. В качестве основных функций виртуальной реальности называют актуальность, автономность, интерактивность.
4. Проблема взаимодействия мышления человека и искусственного интеллекта
Одной из методологических проблем современной информатики является проблема соотношения мышления человека и искусственного интеллекта. Еще в семидесятые года прошлого века велись активные работы по моделированию и построению систем искусственного интеллекта. И если в то время, системы распознавания образов и другие задачи, решаемые интеллектуальными компьютерными системами, были нереализуемы ни практически, ни теоретически, то сейчас в эпоху компьютерной техники пятого поколения, стала возможной реализация практически всех основных функций искусственного интеллекта.
По сути, современные операционные среды, прикладные экспертные системы и системы распознавания образов - это не что иное, как демонстрация на практике действия систем интел-
лектуального «машинного мышления» (или элементов интеллектуальной машинной деятельности). Существенными признаками искусственного интеллекта является возможность программной и аппаратной компьютерной имитации и моделирования реальности человека, его мышления, получения знаний, творческих процессов.
Непременным атрибутом компьютерного мышления является база знаний, которая пополняется в процессе жизненного цикла программы. Таким образом, программа или робот, обладающие искусственным интеллектом, имеют вначале чёткое целеполагание и поддерживают комплексное взаимодействие пользователя (внешнего мира) с базой знаний и программной оболочкой (интерфейс). Современные развитые средства мультимедиа позволяют системам осуществлять интерактивное диалоговое взаимодействие с пользователем в реальном режиме времени, мгновенно актуализировать базу знаний на основе экспертных алгоритмов с нечёткой (вероятностной) логикой. И именно на этой фазе и возникает методологическая проблема взаимодействия искусственного интеллекта и человеческого мышления.
Теоретически данная проблема была сформулирована еще в прошлом столетии в период расцвета кибернетики. Суть проблемы заключается в том, что способность системы искусственного интеллекта получать знания растет на первой стадии достаточно медленно по сравнению с количеством вложенных изначально данных. Однако после того как потребленные новые знания перейдут за некоторую количественную реперную точку, способность системы искусственного интеллекта потреблять дальнейшие знания и информацию начинает быстро увеличиваться. В итоге теоретически возможна такая ситуация, при которой полученные знания могут превзойти те знания, которые были изначально заложены в систему. А это означает, что в этом случае система искусственного интеллекта приобретает некую самостоятельность и свойства живой субстанции.
С одной стороны этот методологический парадокс не представляет ничего фатального и даже интересен для изучения. С другой стороны это порождает новую эпистемологическую парадигму. Мнения учёных на эту проблему соотношения человеческого мышления и искусственного интеллекта раз-
делились ещё во времена Н. Винера, который предостерегал специалистов-информатиков, что компьютер свободен от человеческих ограничений в отношении скорости и точности [9]. Тем не менее, даже множество ученых современности достаточно скептически относится к возможности быстрого и бесконечного прогресса в области развития систем искусственного интеллекта.
В своей посмертно изданной работе «Творец и робот», вышедшей впервые в 1964 году, Н. Винер отмечал несомненные достоинства и особенности мышления человека по сравнению с возможностями компьютерной техникой того времени. «Главное из этих преимуществ, - писал он, - по-видимому, способность мозга оперировать с нечетко очерченными понятиями. В таких случаях вытчислительные машины, по крайней мере в настоящее время, почти не способны к самопрограммированию. Между тем наш мозг свободно воспринимает стихи, романы, картины, содержание которых любая вычислительная машина должна была бы отбросить как нечто аморфное. Отдайте же человеку - человеческое, а вычислительной машине - машинное. В этом и должна, по-видимому, заключаться разумная линия поведения при организации совместных действий людей и машин» [Там же].
Однако на современном этапе развития компьютерной техники многие задачи, которые считались фантастическими во времена Н. Винера, уже блестяще реализованы, а появление глобальной сети Интернет создаёт еще большие перспективы развития систем искусственного интеллекта и распределённой обработки данный. С философских позиций методологии науки и техники возникает необходимость во внесении корректив в современную теорию познания (гносеологию), поскольку информационный взрыв и новые возможности компьютерной техники создают новые эпистемологические возможности. Процесс формирования знаний в системах искусственного интеллекта предполагает пересмотр или уточнение многих понятий традиционной гносеологии, рассматривающей интеллект как человеческое качество, в тесной связи с познавательными способностями человека и его деятельностью. В оценках современными исследователями роли искусственного интеллекта в развитии человечества в настоящем и будущем
можно выделить два подхода [10].
Первый подход сформулировал А.П. Назаретян, полагая, что возрастание удельного веса умственного труда в человеческой деятельности отражает общеэволюционный закон, который требует для сложных систем опережающего развития интеллекта по отношению к двум другим векторам роста -технологическому потенциалу и организационной сложности - и соответственно к управленческим притязаниям [11]. По мере решения других проблем на передний план будут выступать отношения между естественным и искусственным разумом. И если человечество дорастет до реального возникновения этой проблемы, то конфрон-тационные подходы к ее решению будут сразу же отброшены. Формирование смешанных структур человеческого мышления и машинного интеллекта, по мнению А. П. Назаретяна, в будущем обеспечило бы снятие противоречий между безграничными возможностями интеллектуального развития и ограниченными возможностями биологического организма.
Оппозиционно этой точки зрения выглядят воззрения А.А. Мальцева, который ставит своей задачей взять под сомнение ожидания поклонников бесконечного развития и возможностей систем искусственного интеллекта и их надежды на решение всех проблем при помощи компьютерных технологий [12]. По мнению А.А. Мальцева уже сейчас приходится сталкиваться с некоторыми принципиальными ограничениями при составлении программных алгоритмов, по которым работают компьютеры.
Наряду с другими вопросами ставится и такой: если интеллект является ресурсом, то может ли в каких-то формах проявляться его переэксплуатация, истощение? Для ответа на этот вопрос А. А. Мальцев обращается к анализу ситуации с образованием. Образование как система во всем мире растет и развивается. Но во всем мире наблюдается недостаток действительно образованных людей. Педагогическая практика показывает, что не все дети могут окончить школу, а из числа окончивших многие весьма поверхностно усваивают программу. Аналогично обстоит дело и с высшим образованием. В качестве примера А.А. Мальцев ссылается на США, где есть определенные трудности с инженерными кадрами, текучесть которых составляет десять процентов в год. Еще более сложным
оказывается положение с научными кадрами: ученых, способных продуцировать новые идеи, - единицы. Даже число просто компетентных на своем уровне удивительно мало, особенно в сравнении с населением страны. И дело не просто в улучшении системы образования, методах отбора в вузы и аспирантуру, методах расстановки кадров. Имеется некоторый суммарный потолок, который говорит о том, что происходит процесс переэксплуатации интеллекта. В прежние времена требования к интеллекту были значительно ниже, его возможности, скорее всего, недоиспользовались. А сегодня есть точка зрения о наличии границ возможностей интеллекта. Интеллект как ресурс человечества, причем конечный ресурс, должен стать предметом тщательного научного исследования [13].
5. Проблема терминологической неопределенности
Лавинообразный рост технологических знаний порождает столь же лавинообразные изменения в языке. Эти изменения выражаются как в появлении новых слов, терминов, понятий, так и изменениях значений и способов употребления уже существующих понятий. Основная причина этих изменений - необходимость быстрой обработки огромных потоков слабоструктурированной, а часто и неформализуемой информации. Результатом этих изменений становится появление все новых технологий, методов обработки данных, подходов и принципов к автоматизации и программированию. Скорость, с которой одни технологии и способы обработки и хранения информации сменяют друг друга, превышает скорость изменений в других областях знания. В сфере информатизации новые знания устаревают за три-четыре года, а десятилетие становится сроком жизни парадигм. Столь радикальные изменения парадигмальных масштабов не могут не отражаться на состоянии языка. Поэтому в сфере информационных технологий нередко возникает ситуация, когда еще вчера вполне корректный терминологический аппарат оказывается устаревшим, непригодным в новых условиях: возникают новые термины, старые же обрастают новыми значениями либо уходят из языка.
Примеров этих процессов можно привести немало. Ограничимся лишь некоторыми. Так, под термином «информационная система» может пониматься система сбора, накопления, об-
работки и выдачи информации по запросам пользователя на основе использования средств вычислительной техники. Этим же термином может обозначаться совокупность информации в какой-нибудь предметной области, например, может быть статистическая информационная система. В то же время термин «статистическая информационная система», если он используется без специальной оговорки, может означать комплекс аппаратного, программного, математического, юридического, информационного и технологического обеспечения, организованного в виде единой системы, функционирующей в органах статистики [14]. Можно понимать это понятие и как совокупность всех информационных ресурсов статистики, баз данных, регистров, документооборот и т.д., либо как просто сложную распределенную комплексную программу, работающую в рамках локальной сети федеральных органов статистики. Аналогичные трудности вызывает и термин информационная технология. Одни авторы рассматривают информационную технологию как процесс, другие - как средство решения каких-либо задач с помощью компьютера, имея в виду всю совокупность программных средств, как физических, так и виртуальных.
Некоторые сложности связаны с использованием таких понятий, как «адаптивность», «адаптивная система», «сервер», «открытая система» и др. Многие понятия устаревают или приобретают совершенно иной смысл. Они могут оставаться в обиходе у специалистов в области информационных технологий, но наполнение смыслом этих понятий происходит подчас спонтанно.
В связи с этим встает вопрос о том, как относиться к описанной терминологической неопределенности. Для ответа на этот вопрос целесообразно обратиться к логической теории понятия. В современной логике активно разрабатываются языковые аспекты теории понятия, что позволяет уточнить соотношение между категориями «понятие», «термин», «слово». Естественно предположить, что это разграничение может пролить свет на явления, происходящие в мире современного знания, с учетом его экспоненциального роста, наблюдаемого в последние десятилетия.
Разграничив такие явления, как слово, термин, понятие, необходимо также учитывать предметный контекст
описанной проблемы, то есть ту сферу действительности, для осмысления которой они используются. Как уже сказано, особенностью сфер деятельности, связанных с получением, обработкой, накоплением и хранением информации является непрерывно происходящие в них изменения. Темпы этих изменений постоянно увеличиваются, а их содержание носит не только и не столько количественный, сколько качественный характер: оно выражается в возникновении новых, ранее не существовавших объектов, с новыми свойствами, как взамен старых объектов, так и наряду с ними. Появляются новые отношения между объектами, не имеющие ранее существовавших аналогов. При этом новые объекты и системы объектов могут выполнять функции ранее существовавших объектов, могут возникать объекты с новыми функциями, а возможна и такая ситуация, при которой вследствие изменений в системе в целом определенные функции отмирают. Иными словами, изменяется сама структура предметной области, причем эти изменения носят радикальный характер.
При этом предметная область, о которой идет речь, имеет специфический характер, в том смысле, что она связана со специальной деятельностью, в основе которой лежат определенные научные теории и методы и которая для своего осуществления требует специальных знаний и профессиональной подготовки. Терминологическое разноязычие может быть симптомом серьезного непонимания - на понятийном уровне. Лишь в этом случае существует реальная проблема понимания. Однако это уже проблема не терминологического, а понятийного свойства, и надо сказать, что на практике она встречается лишь в сфере теоретических дискуссий.
Что же касается словесного уровня, то на этом уровне, как правило, описанные проблемы не возникают, поскольку предметную область интерпретации естественного языка образуют обыденные представления людей, которые являются относительно устойчивыми и не подвергаются столь стремительным изменениям, как мир информационных технологий. К тому же они, как правило, и разрешаются на интуитивном уровне, без особых затруднений. Таким образом, при возникновении проблем терминологического характера в информатике необходимо в
каждом конкретном случае выяснять, на каком уровне возникла эта проблема - словесном, терминологическом или понятийном, и исходя из этого принимать соответствующий способ решения проблемы.
6. Проблема информационной безопасности
Обеспечение информационной безопасности - одна из сложнейших и высоко значимых задач в сфере информационных технологий. В современном мире информация является полноценным ресурсом и товаром. При этом информация, в отличие от материальных продуктов, обладает наиболее уязвимыми свойствами в отношении способов хранения: данные могут быть похищены и при этом «оставаться на месте»; ценность некоторых данных заключается в обладании ими, а не в изменении или уничтожении.
Всеобщее распространение компьютерной техники привело к тому, что информационная безопасность становится не просто обязательным свойством и характеристикой информационных систем, но и частью экономической безопасности и политики. Так, по мере развития информационных технологий (электронные платежи, безбумажный документооборот, электронная почта и др.), сбой работы компьютерных сетей может повлечь за собой не просто моральный ущерб, а парализовать работу целых корпораций, банковских систем и сфер промышленности, что ведет к колоссальным материальным потерям. Поддержка информационной безопасности является комплексной задачей, решение которой зависит от множества факторов.
К опасным тенденциям глобальной информатизации можно отнести: возрастающее влияние на общество средств массовой информации; возрастающие возможности проникновения в частную жизнь граждан или организаций посредством использования информационных технологий, в том числе проблема компьютерного шпионажа; усложняющаяся проблема качественной и достоверной обработки данных; увеличение разрыва между разработчиками и потребителями информационных технологий до стратегически опасной величины; усиление проблемы адаптации части людей к среде информационного общества.
В России идет активная работа по разработке теоретических основ и формированию государственной политики
в области развития информационной безопасности. По поручению Комитета Государственной Думы по информационной политике и связи Федерального Собрания разработана Концепция государственной информационной политики, которая была одобрена этим Комитетом 15 октября 1998 года. Именно эта Концепция призвана сыграть роль организующего и координирующего документа, представляющего основу для подготовки государственной программы по вхождению России в информационное общество.
В Концепции отмечается, что целью информатизации в России является создание эффективной сбалансированной экономики, ориентированной на внутреннее потребление и экспорт информационных технологий и услуг, базирующейся на принципах четкого разделения сфер ответственности принципов деятельности экономики и государства, максимального использования интеллектуального и кадрового потенциала, гармоничного вхождения в мировую постиндустриальную экономику на основе кооперации и информационной открытости. Целью перехода России к информационному обществу является развитие гражданского общества и демократических традиций, а также преодоление информационного неравенства и равноправное вхождение граждан России в глобальное информационное общество [15].
В соответствии с Законом о безопасности и содержанием Концепции под информационной безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства в информационной сфере. Совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности Российской Федерации представлены в Доктрине информационной безопасности России. На основе анализа положений, содержащихся в этом документе, можно выделить следующие жизненно важные интересы в информационной сфере:
• для личности: соблюдение прав человека на поиск, получение и передачу информации; реализация прав граждан на неприкосновенность частной жизни, защита информации; защита права на интеллектуальную собственность;
• для общества: обеспечение интересов личности в информационной сфере; построение информационного
общества; предотвращение манипулирования массовым сознанием; приоритетное развитие современных информационных технологий;
• для государства: защита государственных информационных систем и государственных информационных ресурсов; защита единого информационного пространства страны [15].
Очевидно, что только создание комплексной, продуманной концепции безопасности (политики безопасности), учитывающей специфику задач конкретного объекта управления, может свести риск к минимуму. Создание систем информационной безопасности на предприятиях и организациях должно основываться на системном подходе, означающем оптимальное сочетание взаимосвязанных организационных, программных, аппаратных, физических и других средств обеспечения информационной безопасности.
7. Заключение
Глобальность процессов информатизации привела к обострению многих онтологических проблем, требующих философской рефлексии и анализа. К таким проблемам относятся проблемы понимания сущности информации, проблемы соотношения мышления и искусственного интеллекта, проблемы «виртуальной реальности», терминологической неопределенности и вопросы информационной безопасности
Информация является элементом, связующим все природные объекты и события, весь живой и неживой мир. Более того, информация стоит в одном ряду с классическими фундаментальными и универсальными понятиями науки. Вместе с тем ясно, что нет достаточно емкого определения понятия информации. Информация - это одновременно потребность, продукт и атрибут живой материи. Информация - это сложный понятийный конгломерат.
Под воздействием новых информационных технологий меняется стиль мышления человека, способы общения, оценки окружающих и самооценки. В этой связи весьма актуальной становится проблема «виртуальной реальности», проявляющаяся в деструктивных и паталогических свойствах нахождения индивидуума в этой среде (например, компьютерная зависимость человека, манипуляции сознанием и др.). Следствием глобализации процессов информатизации в современном обществе явилось изменение не только содержания наших знаний о мире, но и
способов их получения, воспроизведения и передачи, что в конечном счете существенно влияет на внутренние структуры личности. Важнейшим нравственным принципом информационной цивилизации должен стать приоритет личности.
Одной из методологических проблем современной информатики является также проблема соотношения мышления человека и искусственного интеллекта. Данная проблема была сформулирована еще в прошлом столетии и заключается в том, что система искусственного интеллекта может со временем приобрести самостоятельность и свойства живой субстанции.
Лавинообразный рост знаний порождает изменения в языке, и это является еще одной проблемой современной информатики. В современной логике активно разрабатываются языковые аспекты теории понятия, что позволяет уточнить соотношение между категориями «понятие», «термин», «слово». Естественно предположить, что это разграничение может пролить свет на явления, происходящие в мире современного знания, с учетом его экспоненциального роста, наблюдаемого в последние десятилетия. При возникновении проблем терминологического характера необходимо в каждом конкретном случае выяснять, на каком языковом уровне возникла эта проблема -словесном, терминологическом или понятийном, и исходя из этого принимать соответствующий способ решения проблемы.
Информационные технологии стали мощным преобразователем экономической, социальной и других видов деятельности. Проблема информационной безопасности становится в настоящее время уже частью экономической безопасности страны и даже политики в целом. Поддержка информационной безопасности является комплексной задачей, решение которой зависит от множества факторов. В России идет активная работа по разработке государственной политики в области информационной безопасности.
Всеобщая компьютеризация выступает на современном этапе развития как важнейшая задача общества, как главный тренд социального развития. Без решения этой задачи невозможны гуманистические преобразования, экономическое развитие общества. Именно с таких позиций следует рассматривать философские проблемы информатики.
Литература
1. Столяров Ю.Н. Онтологический и метонимический смыслы понятия информация [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.gpntb.ru/win/inter-еуе^5/сптеа2001Аот/зес4/ Doc3.HTML (дата обращения: 20.03.2011).
2. Гагарин В.Е., Ерохин СВ., Ершов В.Д., Штепа В.И. Информация как фундаментальная категория // Вестник МГОУ Серия «Философские науки» -М.: Изд-во МГОУ 2009. - №4. Выпуск в серии №17.
3. Хазен А.М. Введение меры информации в аксиоматическую базу механики. - М.: МГУ, 1996.
4. Жеребин В.М. Теоретико-методологические проблемы перехода к информационному обществу (итоговый отчет по теме исследования) / Лаборатория проблем развития информационного общества при Институте социально-экономических проблем народонаселения РАН, Москва, 2008.
5. Жеребин В.М. Феномен информации: еще одна попытка интерпретации // Экономическая наука современной России, 2007, №2(37).
6. Власов Д.В. Информация как атрибут живой материи // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. - 2010. - №2.
7. Власов Д.В. Понятие как форма рационального познания. - М.: Издательство ОВЛ, 2008.
8. Лешкевич В. Н. Актуальные проблемы науки XXI века// Философия для аспирантов. - Ростов-на Дону, 2003.
9. Н. Винер. Творец и робот. - М.:
Прогресс, 1966.
10. Цвык И. В. Философские проблемы информатики. // Вестник РУДН, серия «Философия». - 2009. - №4.
11. Назаретян А. П. Интеллект во Вселенной: истоки, становление, перспективы. Очерки междисциплинарной теории прогресса. - М.: Недра, 1991.
12. Мальцев А.Л. Интеллект как ресурс // Мышление, когнитивные науки, искусственный интеллект. - М. : Наука, 1988.
13. Лавриненко В.Н. Философия -М.: Юрист, 2005.
14. Божко В.П., Благодатских В. А., Власов Д.В. и др. Предметно-ориентированные экономические информационные системы - М.: Финансы и статистика, 2011.
15. Лопатин В.Н. Информационная безопасность России: Человек Общество. Государство. - СПб, 2000.
References
1. Stolyarov U.N. Onto logical and metonymical senses of information - URL : www.gpntb.ru/win/inter-events/ crimea2001/tom/sec4/Doc3 .HTML (valid date: 20.03.2011).
2. Gagarin V.E., Erohin S.V, Ershov S.V, Stepa VI. Information as a fundamental category // Vestnik MGOU, Philosophy - М.: MGOU, 2009. - №4.
3. Hazen A.M. Introduction of a measure of the information in axiomatic base of mechanics. - М.: MGU, 1996.
4. Жеребин В.М. Теоретико-методологические проблемы перехода к информационному обществу (итоговый отчет по теме исследования)
/ Лаборатория проблем развития информационного общества при Институте социально-экономических проблем народонаселения РАН, Москва, 2008.
5. Jerebin VM. Information phenomenon: one more attempt of interpretation // Economical science of modern Russia, 2007, №2(37).
6. Vlasov D.V. The information as attribute of a live matter // Economy, statistics and information science. Vestnik UMO. - 2010. - №2.
7. Vlasov D.V Concept as the form of rational knowledge. - OVL, 2008.
8. Leshkevich VN. Actual problems of a science of the XXI-st century//Philoso-phy for post-graduate students. - Rostov na Donu, 2003.
9. N. Vinner. God and Golem, Inc. - М.: Progress, 1966.
10. Tsvyk I.V. Philosophical problems of computer science.//Bulletin RUDN, «Philosophy». - 2009. - №4.
11. Nazaretjan A.P. Intelligence in the Universe: sources, formation, prospects. Sketches of the interdisciplinary theory of progress. - М: Nedra, 1991.
12. Maltsev A.L. Intelligence as a re-source//Thinking, cognition sciences, artificial intelligence. - М: the Science, 1988.
13. Lavrinenko V N. Philosophy - М: Jurist, 2005.
14. Bozhko V. P, Blagodatsky А, Vlasov D.V etc. Subject-oriented economic information systems - М: the Finance and statistics, 2011.
15. Lopatin V N. Information security of Russia: the Person the Society. The state. - SPb, 2000.