2. Рикардо Д. Начала политической экономии и податного обложения: пер с англ // Рикардо Д. Соч.: в 2 т. М.: Соцэкгиз, 1935. Т. 2.
3. Самуэльсон П. Экономика: в 2 т. М.: НПО «Алгон» ВНИИСИ, 1992. Т. 2.
4. Тороу Л.С. Отрасли, переживающие упадок // Экономическая теория: пер. с англ. / под
ред. Дж. Итуэлла и др. М.: ИНФРА-М, 2004. С. 200-205.
5. Уилсон Р.Б. Обмен // Экономическая теория: пер. с англ. / под ред. Дж. Итуэлла и др. М.:
ИНФРА-М, 2004. С. 295-307.
6. Финдли Р. Сравнительные преимущества // Экономическая теория: пер. с англ. / под ред. Дж. Итуэлла и др. М.: ИНФРА-М, 2004. С. 122-133.
7. Ohlin B. Interregional and international Trade. Cambridge, 1967.
ТУМАЛАНОВ НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ - доктор экономических наук, профессор кафедры региональной экономики и предпринимательства, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
TUMALANOV NIKOLAY VASILYEVICH - doctor of economics sciences, professor of Regional Economic Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.
УДК 658.5 ББК 65.290
И.Б. ТЮМЕРОВА
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В АГРАРНОЙ СФЕРЕ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Ключевые слова: предпринимательство, аграрная сфера, аграрная политика, государственное регулирование.
Изучены особенности развития предпринимательства в аграрной сфере в Чувашской Республике. Данное направление позволит обеспечить эффективное использование ограниченных финансовых ресурсов в рамках государственной поддержки, а также решить проблему занятости и роста покупательской способности в сельской местности.
I.B. TYUMEROVA
CURRENT PROBLEMS AND TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF BUSINESS ACTIVITIES IN THE AGRICULTURAL SECTOR OF THE CHUVASH REPUBLIC
Key words: entrepreneurship, agricultural sector, agricultural politics, government regulation.
The paper studied the characteristics of entrepreneurshih development in the agricultural sector in the Chuvash Republic This direction will ensure the efficient use of limited financial resources within the state support аnd also solve the problem of employment and growth in purchasing power in rural areas.
Современное развитие региональной экономики характеризуется низкими показателями экономического роста. Это было вызвано сокращением промышленного производства, в том числе и в аграрном секторе экономики, снижением инвестиций и ростом безработицы. Это означает, что экономика переживает стагнацию.
В развитии экономики Чувашской Республики основными угрозами являются следующие факторы. Во-первых, около половины численности населения составляет сельское население, доля которого с каждым годом уменьшается. Это способствует возникновению в будущем дефицита трудовых ресурсов в аграрной сфере. Во-вторых, высокая дотационность консолидированного бюджета региона и низкий уровень бюджетной обеспеченности, что приводит к сокращению государственных расходов на стимулирование развития региональной экономики и увеличению зависимости от федерального бюджета. В-третьих, низкие значения основных экономических индикаторов уровня жизни сельского населения и их отставание от среднероссийских показателей. Данная ситуация приводит к тому, что наиболее конкурентоспособное сельское
население выезжает с места проживания с целью получения более высокого уровня дохода, что приводит к сокращению экономической деятельности в целом, снижению величины налоговых отчислений и производительности труда. В-четвертых, наличие диспропорций в развитии районов и городов региона является существенным фактором, сдерживающим проведение эффективной социально-экономической политики в республике. В-пятых, низкий уровень развития предпринимательства в аграрном секторе.
Для выявления современных проблем развития предпринимательства в аграрной сфере Чувашской Республики проведен SWOT-анализ (табл. 1).
Таблица 1
SWOT-анализ развития предпринимательства в аграрной сфере ЧР [2]
8 (сильные стороны) W (слабые стороны)
Удобное географическое положение в центре европейской части населения Эффективная бюджетная политика Полная согласованность действий с федеральным центром Сформировавшийся имидж устойчивого делового партнера Высокая плотность населения, в том числе обеспеченность трудовыми ресурсами Хорошая кредитная история Проведение политики информационной открытости Низкие социальные риски Благоприятная климатическая обстановка Ограниченность минерально-сырьевых ресурсов и стратегических видов полезных ископаемых Значительный износ основных фондов Низкие показатели доходов и качества жизни сельского населения Изношенность инженерной инфраструктуры Отсутствие логистической инфраструктуры Неразвитость инфраструктуры инновационной деятельности Высокая дотационность консолидированного бюджета Высокая степень дифференциации муниципальных образований в республики Ухудшение качества окружающей среды Отставание уровня жизни населения от среднероссийских показателей
О (возможности) Т (угрозы)
Благоприятные условия для активного проведения социальноэкономических преобразований Повышение конкурентоспособности товаропроизводителей на национальном и мировом рынках Рост удовлетворения потребностей населения в продуктах питания Повышение качества жизни населения Устойчивое развитие социальной сферы, прежде всего образования, здравоохранения, ЖКХ Развитие рынка современных услуг связи, доступность информационных ресурсов «Старение» населения, возрастание демографической нагрузки на трудоспособное население Жесткая конкуренция на мировых рынках Увеличение дифференциации в уровне жизни населения Усиление неравномерности в социально-экономическом развитии отдельных муниципальных образований Усиление отставания в техническом развитии производства, снижение его эффективности и инновационной активности Последствия мирового экономического кризиса
Результаты анализа подтверждают наличие значительных возможностей для дальнейшего развития предпринимательства в аграрной сфере региона, которые должны быть использованы в полной мере при формировании стратегии развития регионального хозяйства. В данных условиях необходимо обеспечить эффективность проводимых мероприятий государственной поддержки.
На поддержку развития аграрной сферы ежегодно увеличивается объем выделяемых средств как за счет федерального бюджета, так и за счет республиканского бюджета Чувашской Республики. С 2000 г. по 2012 г. из федерального и республиканского бюджетов на поддержку агропромышленного комплекса выделено 14,5 млрд руб. [1]. Общий объем бюджетного финансирования на развитие агропромышленного комплекса в 2012 г. составил 2,1 млрд руб. (106,8% к 2011 г.), в том числе за счет федерального бюджета 1,4 млрд руб. (104,5%), республиканского бюджета - 0,75 млрд руб. (111,2%). Значительно увеличены объемы кредитных ресурсов, привлеченных сельхозтоваропроизводителями и организациями в аграрный сектор Чувашской Республики, - на 28%, что составило 7137,1 млн руб.
Таким образом, в регионе на развитие аграрного сектора выделяются финансовые ресурсы, суммы которых с каждым годом увеличивается. Но в условиях жесткой экономии финансирования из федерального бюджета и при высоком уровне дотационности регионального бюджета возникает необходимость эффективности использования ограниченных финансовых ресурсов в рамках государственной поддержки.
С целью анализа эффективности использования мер государственной поддержки изучены основные показатели развития аграрного сектора Чувашской Республики и проведено их сравнение с показателями экономической деятельности до введения национального проекта «Развитие АПК» (табл. 2).
Таблица 2
Показатели деятельности аграрного сектора Чувашской Республики [3]
Показатели 2005 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.
Структура продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств, % к общему итогу В том числе сельскохозяйственные организации хозяйства населения крестьянские (фермерские) хозяйства, в том числе ИП 34,9 63,4 1,7 34,7 60,1 5,2 29.2 67,6 3.2 30,0 61,4 8,6 34.4 57.4 8,1
Индекс производства продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств, % к предыдущему году В том числе сельскохозяйственные организации хозяйства населения крестьянские (фермерские) хозяйства, в том числе ИП 100,4 106,1 95,9 166,0 106,6 108,6 104,2 124,0 73.6 64,8 81,4 41.7 140,5 156.1 124.1 348,9 104,1 110,4 101,9 98,0
Среднемесячная номинальная заработная плата работников, руб. В том числе в целом экономике в сельском хозяйстве 5073,1 1868,7 11 529,0 7240,7 13 004,4 7452,6 14 896,3 8352,1 17 301,3 9458,0
Из данных табл. 2 можно сделать выводы, что основные показатели развития аграрного сектора региональной экономики находятся в пределах значений, которые были до внедрения национального проекта и других мер государственной поддержки. Данная ситуация характеризует низкий уровень эффективности проводимой аграрной политики.
Для повышения эффективности аграрной политики необходимо выделить основные направления для устойчивого развития сельскохозяйственного сектора региональной экономики:
1. Увеличение доли крестьянских (фермерских) хозяйств, в том числе ИП в структуре производства аграрного сектора. Необходимо заметить, что их доля в общем итоге очень незначительна и в 2012 г. наблюдалась тенденция снижения, вызванная в том числе и ростом сумм обязательных страховых взносов во внебюджетные государственные фонды предпринимателей. Данная ситуация демонстрирует неэффективную экономическую политику государства по стимулированию развития малого и среднего бизнеса в аграрном секторе региональной экономики.
2. Стимулирование роста иного дохода в сельской местности помимо заработной платы. Существенный разрыв между размером заработной платы в целом по экономике и в сельском хозяйстве является причиной снижения покупательской способности в сельской местности, а также роста безработицы и оттока трудоспособного населения в крупные города. Обеспечение условий для развития малого и среднего бизнеса со стороны государства будет
способствовать решению данных проблем с наименьшими финансовыми затратами.
3. Развитие малого и среднего бизнеса в аграрном секторе региональной экономики с целью реального роста объемов производства сельскохозяйственной продукции. При этом необходимо обеспечить льготные условия для сельскохозяйственных предпринимателей для «входа» на рынки сбыта (госзакупки, сельскохозяйственные ярмарки и выставки и т.д.).
Эффективность деятельности субъектов предпринимательства в аграрной сфере региона во многом зависит от действий государственных органов Чувашской Республики. Разработка эффективной аграрной политики в области развития предпринимательства является приоритетным направлением государственной поддержки.
Государственная поддержка предпринимательства в аграрной сфере сдерживается макроэкономическими условиями, а именно снижением госсубсидиро-вания в рамках финансирования из федерального бюджета в условиях высокой степени дотационности консолидированного бюджета региона. Поэтому возникает необходимость повышения эффективности проводимых мероприятий государственной поддержки развития предпринимательства в аграрной сфере региона с помощью нефинансовых механизмов. Необходимо принимать конкретные меры по сокращению административных барьеров развития бизнеса, улучшению законодательной среды, совершенствованию налогового администрирования, обеспечению доступа к недвижимому имуществу, рынкам сбыта, а также по гарантии общественной защиты интересов и прав предпринимателей, что позволит предпринимательству занять достаточно прочные позиции в отраслях реального сектора экономики, повысить его роль как источника поступления доходов бюджетов различных уровней и сформировать в республике стабильный цивилизованный бизнес.
Таким образом, формирование эффективной формы государственного регулирования аграрного сектора региональной экономики является основой для стимулирования темпов экономического роста.
Литература
1. Министерства сельского хозяйства Чувашской Республики: офиц. сайт. 1^1.:
Ь|Нр://сар.ги/ОеГаиК.а8рх?доу_1<^=16.
2. Тюмерова И.Б. Развитие аграрного сектора региональной экономики на основе стимулирования предпринимательской деятельности: дис. ... канд. экон. наук. Казань, 2010. 184 с.
3. Чувашстат: федеральная служба государственной статистики по Чувашской Республике: сайт. иР1_: http://chuvash.gks.ru.
ТЮМЕРОВА ИРИНА БОРИСОВНА - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента, Волжский филиал Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ), Россия, Чебоксары ([email protected]).
TYUMEROVA IRINA BORISOVNA - candidate of economics sciences, associate professor of the Economics and Management Chair, Volga Branch of Moscow State Automobile and Road Technical University, Russia, Cheboksary.