Научный журнал КубГАУ, №99(05), 2014 года
1
УДК 332.1
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В АГРАРНОЙ СФЕРЕ
Тюмерова Ирина Борисовна кандидат экономических наук, доцент Волжский филиал ФГБОУ ВПО "Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ) ", г. Чебоксары, Россия
428022, г. Чебоксары, пр. Мира, д.22, кв. 54, 89176571802, [email protected]
В статье проведен анализ деятельности агарной сферы в Чувашской Республике, разработана матрица возможностей развития аграрной сферы в совокупности с предпринимательством, выявлена стратегия развития предпринимательского кластера как основного фактора социальноэкономического развития региона
Ключевые слова: АГРАРНАЯ СФЕРА, ПОТЕНЦИАЛ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В АГАРНОЙ СФЕРЕ, ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ, МАТРИЦА ВОЗМОЖНОСТЕЙ
UDC 332.1
REGIONAL FEATURES OF ENTREPRENEURSHIP FUNCTIONING IN THE AGRARIAN SPHERE
Tyumerova Irina Borisovna
Candidate of Economic Sciences, associate professor Volga branch of VPO "Moscow State Automobile and Road Technical University (MADI) ", Cheboksary, Russia
428022, Cheboksary, Prospect Mira, 22, m. 54, 89176571802, [email protected]
The article analyzes the activities of the agrarian sphere in the Chuvash Republic; we have also developed a matrix of opportunities for the development of the agrarian sector in conjunction with the entrepreneurship, entrepreneurial development strategy identified the cluster as the main factor of socio-economic development of the region
Keywords: AGRARIAN SPHERE, POTENTIAL OF ENTREPRENEURSHIP IN THE FIELD OF AGRARIAN, FOOD SECURITY, CAPACITY MATRIX
Эффективное развитие аграрной сферы является одним из значимых механизмов в решении основных социально-экономических проблем Чувашской Республики.
Развитие аграрной сферы региона способствует решению следующих задач [1,2]:
1. Повышение качества жизни в сельской местности;
2. Сокращение миграционных процессов квалифицированных трудовых ресурсов, особенно из сельской местности;
3. Формирование условий для увеличения экономической привлекательности организации бизнеса в сельской местности;
4. Достижение продовольственной безопасности региона;
5. Обеспечение конкурентоспособности отечественных
производителей аграрной сферы в условиях глобализации;
http://ej.kubagro.ru/2014/05/pdf/43.pdf
Научный журнал КубГАУ, №99(05), 2014 года
2
6. Повышение экономической эффективности проводимой аграрной политики в условиях стагнации российской экономики и сокращения бюджетного финансирования ряда государственных программ;
7. Создание благоприятных условий развития всех муниципальных территорий в регионе с целью равномерности их развития, увеличения бюджетной самостоятельности.
Кроме того, становление эффективного аграрного сектора в республике будет являться фундаментом для становления устойчивых темпов экономического роста за счет воспроизводства аграрного сектора (увеличение объема производства аграрной продукции, создания дополнительных рабочих мест в сельской местности, увеличение доходов сельского населения и т.д.).
В последнее время развитие аграрной сферы региона характеризуется неустойчивой динамикой, т.е. присутствуют года с динамикой роста и снижения показателей. Данная ситуация не может способствовать исполнению в полном объеме Стратегии развития региона до 2020 года, а также выполнению основных задач принятых государственных программ развития аграрной сферы (Приоритетный национальный проект «Развитие АПК», Государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Чувашской Республики» на 2013-2020 годы, Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации [5]). Поэтому остро возникает необходимость в разработке аграрной политики, которая позволит обеспечить устойчивую динамику роста показателей развития аграрной сферы региона в долгосрочном периоде.
Чтобы определить стратегию развития аграрной сфере Чувашской Республики изучим основные показатели деятельности аграрной сферы за 2005-2013 гг. в аналитической таблице 1[6].
http://ej.kubagro.ru/2014/05/pdf/43.pdf
Научный журнал КубГАУ, №99(05), 2014 года
3
Таблица 1 - Показатели деятельности аграрной сферы Чувашской Республики
Показатели 2005 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.
Миграционный прирост, убыль (-), в том числе и сельского -521 -998 -3322 -2748 -4446 -4474
населения, человек
Доля сельское хозяйство в
стоимости валового
регионального продукта, в сумме, млн. руб. 9533,8 13583,7 12031,8 21054,6 20781
в % к общей сумме 13,7 9,7 7,6 11,2 9,6 -
Структура продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств (в % к общему итогу),
в т.ч.
сельскохозяйственные 34,9 34,7 29,2 30,0 34,4 32,1
организации
хозяйства населения 63,4 60,1 67,6 61,4 57,4 61,4
крестьянские (фермерские) хозяйства, в т.ч. ИП 1,7 5,2 3,2 8,6 8,1 6,5
Индекс производства 100,4 106,6 73,6 140,5 104,1 89,3
продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств (в % к предыдущему году), в т.ч.
сельскохозяйственные 106,1 108,6 64,8 156,1 110,4
организации 91,9
хозяйства населения 95,9 104,2 81,4 124,1 101,9
крестьянские (фермерские) 166,0 124,0 41,7 348,9 98,0 89,2
хозяйства, в т.ч. ИП 78,1
Среднемесячная номинальная заработная плата работников (руб.), в т.ч.
в целом экономике 5073,1 11529,0 13004,4 14896,3 17301,3
в сельском хозяйстве 1868,7 7240,7 7452,6 8352,1 9458,0 19423,8 10737,4
Численность занятых в сельском хозяйстве, в % к среднегодовой численности занятых в экономике 15,0 13,8 14,0 14,1 13,7 12,4
Численность безработных, 44,1 * 35,6 * 33,2 * 29,7 * 33,7 * 34,3 *
проживающих в сельской местности, в % 29,9 ** 20,8 ** 25,0 ** 21,1 ** 22,9 ** 25,9 **
Производительность труда в сельском хозяйстве, млн. руб. на 1 занятого работника 150,81 303,07 265,03 397,06 417,2 504,08
Объем производства сельского хозяйства на душу населения, млн. руб. на 1 тыс. чел. 10,4 19,1 17,1 25,8 26,2 28,7
Инвестиции в основной капитал в сельском хозяйстве, в % к 5,1 5,2 4,2 2,8 2,5 3,0
итогу
* По данным обследований населения по проблемам занятости (в среднем за год)
** По данным Государственной службы занятости населения Чувашской Республики (на
конец года)
http://ej.kubagro.ru/2014/05/pdf/43.pdf
Научный журнал КубГАУ, №99(05), 2014 года
4
По данным таблицы 1 можно сделать следующие выводы.
Увеличение уровня миграции и высокий показатель численности безработных в сельской местности ухудшают условия развития агарной сферы за счет оттока квалифицированных кадров.
Показатель «доля сельского хозяйства в стоимости валового регионального продукта» развивается нестабильно, что не способствует расширенному воспроизводству сельского хозяйства. Это в свою очередь ухудшают условия для развития других отраслей аграрной сферы. Кроме того, низкая доля участия сельского хозяйства в формировании стоимости валового регионального продукта снижает уровень продовольственной независимости, т.е. не обеспечивает автономность и экономическую самостоятельность региональной продовольственной системы.
Высокий удельный вес хозяйств населения (личные подсобные хозяйства) в структуре производства сельскохозяйственной продукции также не позволяет увеличить темпы экономического роста. Это связано с тем, что главная цель деятельности личных подсобных хозяйств связана с удовлетворением личных потребностей членов семьи, т.е. развивается натуральное производство. В тоже время деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств, включая индивидуальных предпринимателей, предполагает производственную деятельность в форме предпринимательства. Но их доля в общем объеме производства сельскохозяйственной продукции очень низкая.
Кроме того на экономический рост влияет увеличением объема потребления в условиях роста доходов потребителя. Низкий уровень и большой разрыв оплаты труда в сельском хозяйстве снижает покупательскую способность сельского населения, материальную заинтересованность в конечном результате производства, увеличивает отток из села наиболее экономически активного населения. В конечном
http://ej.kubagro.ru/2014/05/pdf/43.pdf
Научный журнал КубГАУ, №99(05), 2014 года
5
результате происходит замедление темпов экономического роста в регионе.
Низкий удельный вес объема инвестиций в основной капитал в сельском хозяйстве по сравнению с другими отраслями народного хозяйства не улучшает инновационные возможности в отрасли, что в итоге не способствует обеспечению конкурентоспособности аграрной сферы в условиях глобализации экономических отношений и вступления России в ВТО.
Таким образом, существует необходимость выработки новой стратегии проводимой аграрной политики по устранению негативных тенденций развития. Одним из стратегических направлений агарной политики является развитие предпринимательства в аграрной сфере.
Предпринимательство в аграрной сфере предполагает деятельность всех субъектов (государство, производители, покупатели) по следующим направлениям:
- эффективная государственная политика на основе целевого финансирования, активизация тесных связей между отраслями аграрной сферы, привлечение частных инвесторов и предоставление государственных гарантий при проведении активной инновационной политики производителями аграрной сферы;
- повышение экономической эффективности производственной деятельности за счет объединения экономической деятельности хозяйств населения (ЛПХ) в рамках крестьянских (фермерских) хозяйств, в т.ч. ИП, расположенных на одной территории, стимулирование организации собственного бизнеса наиболее экономически активной части сельского населения, рост производительности труда в аграрной сфере за счет мотивации труда работников и управляющих;
http://ej.kubagro.ru/2014/05/pdf/43.pdf
Научный журнал КубГАУ, №99(05), 2014 года
6
- улучшение качества жизни населения региона, в том числе и повышение платежеспособности с целью увеличения объемов потребления производимой продукции агарной сферы.
Развитие аграрной сферы в системе с предпринимательством позволит получить максимально положительный эффект исходя из следующих закономерностей предпринимательства:
- максимизация результата деятельности в условиях ограниченности примененных ресурсов за счет активной конкуренции;
- самозянотость наиболее активной части сельского населения и создание дополнительных рабочих мест в условиях экономической свободы предпринимательской деятельности;
- повышение мотивации труда не только наемного работника, но и управляющих (директоров) крупных сельскохозяйственных организаций с целью увеличения производительности труда;
- усиление ответственности руководителей муниципалитетов и сельских поселений при осуществлении государственных программ по повышению уровня жизни на закрепленной территории.
Сочетание возможностей предпринимательства в аграрной сфере позволит обеспечить наиболее эффективное использование всего потенциала агарной сферы в решении проблем социально-экономического развития региона и обеспечения продовольственной безопасности.
Для анализа взаимодействия потенциала предпринимательства и аграрной сферы составим матрицы возможностей в таблице 2. Анализ возможностей предпринимательства в аграрной сфере также будет способствовать выбору стратегии проводимой аграрной политики в республике.
http://ej.kubagro.ru/2014/05/pdf/43.pdf
Научный журнал КубГАУ, №99(05), 2014 года
7
Таблица 2 - Матрица возможностей предпринимательства в аграрной сферы региона.
Вероятность использования возможностей Аграрная сфера
Сильное влияние Среднее влияние Слабое влияние
Предпринимательство Высокая вероятность - Ускорение темпов экономического роста за счет развития материального производства; - Производство конкурентоспособного отечественного товара в условиях глобализации и вступления в ВТО; - Высокая концентрация производства на сельской территории, в том числе и переработка; - Развитие конкурентных отношений с целью повышения экономической эффективности; - Повышение активности инвесторов, в том числе при инновационных разработках Сокращение ограничения доступа к рынкам сбыта и отраслям переработки для производителей сельскохозяйственных товаров малых форм (хозяйства населения и крестьянские (фермерские) хозяйства, в т.ч. ИП) Развитие социальноориентированного бизнеса в сельской местности, что позволит повысить качество жизни
Средняя вероятность Устранение влияния внешних факторов (природноклиматические условия, мировые тенденции, конкуренты и т.д.) Удобное географическое расположение региона (развитая транспортная инфраструктура, близость к крупным рынкам сбыта г. Москвы, Н.Новгорода, Казани и т.д.) Стимулирование инвестиционной привлекательности за счет объединения государственных программ по развитию аграрной сферы и предпринимательств а
Низкая вероятность Уменьшение негативного влияния при выборе поставщиков и потребителей Сокращение доли крупных розничных сетей при реализации продуктов питания, что способствует уменьшению диспаритета цен в агарной сфере Развитие научнотехнического потенциала аграрной сферы в рамках инноваций предпринимательств а
http://ej.kubagro.ru/2014/05/pdf/43.pdf
Научный журнал КубГАУ, №99(05), 2014 года
8
Как видно из таблицы, 2 развитие предпринимательства в аграрной сфере региона осуществляется на максимально возможном использовании следующие возможности [3,4]:
1. Применение производственного потенциала обеспечивает наращивание темпов экономического роста за счет увеличения доходности при снижении производственных затрат. Данная ситуация формируется за счет увеличения доли крестьянских (фермерских) хозяйств, в т.ч. ИП, развития малых предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции в сельской местности, развитие сферы прочих услуг сельскому населению и т.д.
2. Развитие трудового потенциала предполагает стимулирование самозянотости сельского населения по месту проживания и осуществления предпринимательской деятельности, а именно в сельской местности. Увеличение мотивации труда приводит к росту производительности и увеличению доходов работников в аграрной сфере, что также стимулирует увеличение платежеспособности и качества жизни в сельской местности.
3. Природно-ресурсные возможности региона предполагает, прежде всего, эффективное использование земельных и прочих материальных ресурсов (восстановление неиспользуемого земельного фонда, разработка системы мелиорации, доступность производителей к новым более производительным видам сельскохозяйственных машин, семян и животных, средств защиты и т.д.) с целью сокращения рисков в аграрной сфере от природно-климатических условий.
4. Научно-технический потенциал предполагает разработку инновационного продукта, доступность к информационным ресурсам о мерах государственной поддержке агарной сферы, системы повышения квалификации трудовых ресурсов аграрной сферы. Эти мероприятия обеспечивают совершенствование производственного процесса продукции аграрной сферы на основе конкуренции на внутреннем и внешнем рынке.
http://ej.kubagro.ru/2014/05/pdf/43.pdf
Научный журнал КубГАУ, №99(05), 2014 года
9
5. Финансово-инвестиционный потенциал формирует
экономическую эффективность для инвестора и мер государственной поддержки в рамках аграрной политики. Для этого наряду с увеличение экономической эффективности производственной деятельности
необходимо выработать комплекс мер по эффективности государственного регулирования развития агарной сферы в целом. В этом случае механизмом повышения эффективности государственной аграрной политики является целевое финансирование, субсидирование процентных ставок по конкретным направлениям развития агарной сферы (например, производство молока, мяса с целью выполнения доктрины по продовольственной безопасности в республике), государственные
гарантии по перспективным инвестиционным проектам и т.д.
6. Экспортный потенциал предполагает развитие аграрной сферы, производящий продукты не только на потребление на региональном рынке, но на внешних рынках сбыта, включая и зарубежные рынки сбыта. Для этого необходимо развивать высокого качества и экологически безопасные продукты агарной сферы.
Таким образом, по результатам проведенного анализа развитие агарной сферы в Чувашской Республике в современных условиях необходимо осуществлять в сочетании с предпринимательством. Развитие предпринимательского кластера в агарной сфере способствует решению основных социально-экономических задач по развитию не только аграрной сферы, но и сельской местности. Под предпринимательскими кластерами будем понимать совокупность субъектов предпринимательской деятельности разной отраслевой направленностью (сельское хозяйство, переработка, финансовые организации, страхование, образование, медицинское обслуживание и т.д.) на базе территориальной концентрации производителей сельскохозяйственной продукции, связанных
технологической цепочкой, и организации, предоставляющие прочие виды
http://ej.kubagro.ru/2014/05/pdf/43.pdf
Научный журнал КубГАУ, №99(05), 2014 года
10
услуг по организации и осуществлению предпринимательской деятельности в сельской местности.
Исследование показателей развития агарной сферы за 2005-2013 гг. показывает, что потенциал предпринимательского сектора в агарной сфере используется очень незначительно. Поэтому государство должно уделить особое внимание в рамках проводимой аграрной политики на развитие предпринимательских отношений. Для усиления социально-
экономического эффекта развития предпринимательства в аграрной сфере, в том числе и повышения эффективности проводимой государственной политики по развитию предпринимательства и аграрной сферы, подтверждается необходимость формирования предпринимательского кластера в регионе.
Доказано, что развитие предпринимательских кластеров будет способствовать социально-экономическому развитию в сельской местности по следующим направлениям:
- стимулирование темпов развитие аграрной сферы Чувашской Республики,
- повышение качества жизни в сельской местности,
- равномерное территориальное развитие муниципалитетов региона,
- повышение эффективности проводимой государственной политики в области развития АПК, сельской местности и предпринимательства.
Список использованной литературы
1. Государственная программа Чувашской Республики «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Чувашской Республики» на 2013-2020 годы.
2. Указ Президента РФ от 30 января 2010 г. N 120 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации".
3. Иванова Т.В. Государственное регулирование АПК / Т.В. Иванова, Архипова В.А., Гулечик А.И., Тюмерова И.Б. - Чебоксары: Изд-во Чуваш.ун-та, 2013. -148 с.
http://ej.kubagro.ru/2014/05/pdf/43.pdf
Научный журнал КубГАУ, №99(05), 2014 года
11
4. Медведева Татьяна Вячеславовна. Совершенствование потенциала агропромышленного комплекса и его влияние на развитие экономики региона: на примере Тульской области: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук: специальность 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (региональная экономика Москва, 2011.- 25 с.
5. Официальный портал органов власти Чувашской Республики (http://gov.cap.ru).
6. Сайт территориального органа федеральной службы государственной статистики по Чувашской Республике (http://chuvash.gks.ru).
References
1. Gosudarstvennaja programma Chuvashskoj Respubliki «Razvitie sel'skogo hozjajstva i regulirovanie rynka sel'skohozjajstvennoj produkcii, syr'ja i prodovol'stvija Chuvashskoj Respubliki» na 2013-2020 gody.
2. Ukaz Prezidenta RF ot 30 janvarja 2010 g. N 120 "Ob utverzhdenii Doktriny prodovol'stvennoj bezopasnosti Rossijskoj Federacii".
3. Ivanova T.V. Gosudarstvennoe regulirovanie APK / T.V. Ivanova, Arhipova V.A., Gulechik A.I., Tjumerova I.B. - Cheboksary: Izd-vo Chuvash.un-ta, 2013. - 148 s.
4. Medvedeva Tat'jana Vjacheslavovna. Sovershenstvovanie potenciala agropromyshlennogo kompleksa i ego vlijanie na razvitie jekonomiki regiona: na primere Tul'skoj oblasti: avtoreferat dissertacii na soiskanie uchenoj stepeni kandidata jekonomicheskih nauk: special'nost' 08.00.05 - Jekonomika i upravlenie narodnym hozjajstvom (regional'naja jekonomika Moskva, 2011.- 25 s.
5. Oficial'nyj portal organov vlasti Chuvashskoj Respubliki (http://gov.cap.ru).
6. Sajt territorial'nogo organa federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki po Chuvashskoj Respublike (http://chuvash.gks.ru).
http://ej.kubagro.ru/2014/05/pdf/43.pdf