Удк 336.7
современные проблемы и перспективы развития розничного кредитования на региональном уровне*
Н. П. КАЗАРЕНКОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита E-mail: [email protected] Юго-Западный государственный университет
В статье проведено исследование розничного банковского бизнеса на региональном уровне с использованием инструментов банковского мониторинга, выделены основные проблемы и перспективы развития банковского ритейла.
Ключевые слова: банковские услуги, розничный банковский бизнес, депозиты населения, кредитование, розничное кредитование.
Современный этап развития российской банковской системы характеризуется:
— ростом спроса на банковские услуги, в том числе со стороны физических лиц;
— последовательно расширяющимся перечнем услуг, которые банки оказывают или готовятся оказывать своим клиентам;
— поисками наиболее эффективных способов оказания таких услуг;
— все более усиливающейся конкуренцией по большинству направлений банковского бизнеса.
Решение задачи эффективного продвижения розничных продуктов и услуг, расширения розничной деятельности банка лежит в области проведения мониторинга рынка розничных услуг на региональном уровне, позволяющем выявлять конкурентные преимущества банка и регулировать конкурентную позицию на рынке розничных услуг банка с учетом текущих изменений в предпочтениях потребителей.
* Статья предоставлена Информационным центром Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» при Государственном университете — учебно-научно-производственном комплексе.
Это и определяет актуальность выбранной темы исследования.
В современной учебной и научной литературе практически не встречается понятие «розничный банковский бизнес», хотя применение данного термина в практике наряду с «ритейловым» бизнесом достаточно распространено.
При этом можно сделать вывод о том, что почти все российские ученые понимают под розничным бизнесом некую совокупность предлагаемых банком продуктов и услуг для удовлетворения потребностей населения (частных лиц). Так, Г. Н. Белоглазова и Л. П. Кроливецкая называют розничным бизнесом «...комплекс услуг для частных клиентов банка». Причем они подразделяют его на состоятельных (VIP) клиентов и широкую рыночную клиентуру [1].
Экономист О. И. Лаврушин, хотя и не дает четкого определения розничному бизнесу банка, но выделяет «критических» клиентов в банковской сбытовой политике, обособляя частных клиентов в особую группу банковского обслуживания [2].
Большинство же авторов не выделяют услуги частным лицам в отдельную категорию, рассматривая их в комплексе активных и пассивных операций банка.
В основе современного розничного бизнеса лежат:
— изучение потребностей клиентов в финансовых услугах;
— разработка комплексных продуктов, максимально удовлетворяющих эти потребности.
рис.
Комплекс услуг для частных клиентов банки рассматривают как источник пассивов, комиссионных и процентных доходов.
Несмотря на последствия глобального финансового кризиса, относить сектор розничных банковских услуг к числу проблемных сегментов не стоит. Будет данный сегмент проблемным или перспективным, в первую очередь зависит от качества менеджмента. Тем не менее розничный бизнес был и остается основной движущей силой роста банковского сектора. Но при этом банковскому ритейлу приходится постоянно подстраиваться под меняющиеся запросы клиентов.
Столкнувшись с кризисной ситуацией, кредитные организации скорректировали св ои розничные стратегии, но практические никто не отказался от этого бизнеса. Сложности в настоящее время испытывают многие области банковской сферы, но перспектива розницы и ее роль очевидны. Новые правила развития рынка розничных банковских услуг просто подразумевают более продуманную стратегию — с учетом стратегических ориентиров и возможностей банка.
Участниками рынка розничных банковских услуг в рамках имеющихся лицензионных полномочий являются 350 крупных банков. Предоставление розничных услуг — полного их спектра или определенного набора тех либо иных видов услуг осуществляется разными структурными подразделениями банков:
— филиалы;
— отделения;
— расчетно-кассовые центры;
— центры банковских услуг;
— обменные пункты валют;
— передвижные кассы и др.
На начало 2012 г. банковские услуги населению оказывали более 2 100 тыс. банковских структурных подразделений. В среднем на одно такое подразделение в России приходится более 6 тыс. клиентов [3].
2012
78 76 74 72 70 68 66 64
1. .Динамика и структура привлеченных средств населения банками Курской области в 2008—2012 гг., млрд руб. (правая шкала — в процентах): 1 — привлеченные средства населения в рублях; 2 — доля депозитов; 3 — привлеченные средства населения в валюте
В Кутхкой облаити по со2тоянию та начало 2012 г. действовали 17 филиалов и порядка 30 подразделений коммерческих банков, оказывающих услуги населению. При этом следует отметить, что в районных городах и сельской местности практически нет банковских подразделений, за исключением операционных касс Сбербанка России и Россельхозбанка. Динамика депозитов населения, привлеченных в Курской области в разрезе средств в рублях и иностранной валюте, показана на рис. 1 и в табл. 1. Также прослеживается динамика доли депозитов населения в привлеченных средствах клиентов коммерческими банками региона.
В среднем на одного жителя России на 01.01.2012 приходилось 43 742,1 руб. сбережений, размещенных в банковских вкладах и сберегательных сертификатах. На одного жителя Курской области — 27 866,7 руб. (рис. 2).
Ведущим банком на рынке депозитов населения Курской области является Сбербанк России, удельный вес которого в общем объеме составляет 49,2 % (табл. 2).
Еще один вид услуг, наиболее востребованный населением, — кредитование. Повышение заработной платы, снижение ставок по кредитам, совершенствование законодательства, интенсивная
Таблица 1
Объем средств, привлеченных банками курской области в 2008—2012 гг., млрд руб.
Показатель 2008 2009 2010 2011 2012
Привлеченные средства населения в рублях 20,5 25,6 35,3 39,7 44,5
Привлеченные средства населения в валюте 2 2,5 2,1 2,1 2,1
Доля депозитов, % 68,4 69,9 75,1 72,6 76,3
рекламная кампания кредитных продуктов банков — все это обусловило активизацию процесса кредитования в нашей стране. Увеличились объемы потребительского кредитования населения, и расширился спектр банковских кредитных продуктов,
Рис. 2. Динамика объемов вкладов на душу населения по региону и стране в целом в 2008—2012 гг., руб.
Таблица 2
Долевое распределение рынка депозитов населения, привлеченных коммерческими банками Курской области в 2012 г.
Банк Долевое распределение, °%
Сбербанк России 49,2
Курскпромбанк 16,5
ВТБ 24 11,4
АКБ «Росбанк 7,5
Россельхозбанк 12,7
Другие 2,7
Таблица 3 Структура кредитов, выданных населению Курской области в 2012 г.
Вид кредитования Структура розничного кредитования, %
Потребительское кредитование 60,7
Автокредитование 23,8
Ипотечное кредитование 15,5
Рис. 3. Динамика и структура розничного кредитования в Курской области в 2008—2012 гг., млрд руб. (правая шкала — в процентах): 1 — объем выданных населению кредитов; 2 — просроченная задолженность населения; 3 — доля розничного кредитования
что позволило более полно удовлетворить потребности населения в товарах, разнообразных услугах, а также в решении жилищных проблем.
Структура розничного кредитования в Курской области представлена в табл. 3. Онахарактеризует потребности жителей области в покупке жилья, автомобилей и товаров длительного пользования.
Однако с 2010 г. происходит постепенное снижение объемов кредитования населения Курской области, что обусловливает рост просроченной задолженности населения по полученным кредитам, а также снижение доли розничного кредитования в совокупном объеме выданных кредитов (рис. 3).
Что касается структуры рынка кредитования населения Курской области в разрезе основных банков-конкурентов, то по-прежнему лидером остается Сбербанк России. Однако на фоне снижения темпов роста розничного кредитования он также сдает свои позиции на рынке и постепенно снижает свою рыночную долю (до 45 %).
По данным банков, у населения наибольшим спросом пользуются:
— кредиты на приобретение автомобилей, бытовой техники, отдых и туризм, медицинские услуги, оплата образования
— кредиты молодым семьям, молодым специалистам и др.
Развитие получили традиционные виды кредитов, ориентированные на менее защищенные категории граждан, в том числе — сельских жителей и многодетные семьи (табл. 4).
Несмотря на то, что предоставление розничных услуг населению является в настоящее время наиболее динамичной сферой банковского бизнеса, существует целый ряд проблем, препятствующих развитию ритей-лового бизнеса в России.
К подобным причинам можно отнести:
— несовершенство законодательной базы;
— высокие издержки предоставления банковских услуг населению;
— риски кредитования населения, связанные со сложностью оценки платежеспособности заемщика, вызванной наличием недекларируемых (скрытых) доходов.
В то же время существуют факторы, способствующие развитию кредитных услуг населению:
14 ФИНАНСЫ И КРЕДИТ
Таблица 4
сравнительный анализ условий кредитования населения в банках курской области
Вид кредита Условия кредитования Сбербанк россии ВтБ 24 курскпромбанк
Жилищное Количество программ кредитования 7 6 2
кредитование Срок кредитования, лет До 30 До 50 До 30
Первоначальный взнос, % 0—20 10—20 20
Процентная ставка 9,5—14 10—13,75 10,5—15,5
Потребительско е Количество программ кредитования 6 3 3
кредитование Срок кредитования, лет До 11 До 5 До 5
Максимальная сумма кредита, млн руб. До 3 До 3 До 0,5
Процентная ставка 12—21,4 14,9—24,9 13—19
Автокредитование Количество программ кредитования 3 3 2
Срок кредитования, лет До 5 До 5 До 5
Первоначальный взнос, % От 15 От 10 От 30
Процентная ставка 7,5—16,5 13—20,5 13,5—16
— привлекательность розничного бизнеса для банков ввиду его высокой доходности;
— возможности диверсификации рисков по срокам кредитования и по заемщикам;
— большое количество потенциальных клиентов [4].
Таким образом, к основным тенденциям современного развития кредитования населения на региональном уровне можно отнести следующие:
— опережающий рост объемов кредитования населения, несоразмерно росту среднедушевых и реальных денежных доходов населения;
— основным источником формирования ресурсов для кредитования в настоящее время являются привлеченные во вклады средства физических лиц—в общей величине пассивов они занимают свыше 50 %;
— региональные банки вынуждены конкурировать с филиалами крупных столичных банков, что отражается на доле занимаемого ими рынка кредитования населения;
— величина потенциального рынка кредитных услуг населению региона значительно превышает реальный рынок, что означает для банков упущенные возможности в получении дохода от кредитования.
Преодоление обозначенных барьеров и динамичное отслеживание текущей ситуации на рынке услуг населению, применение инструментов банковского маркетинга и мониторинга позволят банку существенно повысить уровень работы с населением, увеличить собственную конкурентоспособность на региональном рынке, преумножив при этом свою клиентскую базу и прибыль.
Список литературы
1. Банковское дело: учебник / под ред. Г. Н. Белоглазовой, Л. П. Кроливецкой. М.: Финансы и статистика. 2008.
2. Банковский менеджмент / под ред. О. И. Лав-рушина. М.: КноРус. 2009.
3. Казаренкова Н. П., Клименко П. А., Маркина С. А. Управление филиальной сетью коммерческого банка. Курск. 2011.
4. Световцева Т. А., Казаренкова Н. П. Ме-тодико-организационные подходы к управлению конкурентоспособностью банка на региональном рынке кредитных услуг населению // Финансы и кредит. 2006. № 29.