Научная статья на тему 'Современные проблемы и особенности определения сущности понятия «Налоговое администрирование» в Российской Федерации'

Современные проблемы и особенности определения сущности понятия «Налоговое администрирование» в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
962
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
TAX ADMINISTRATION / TAX CONTROL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гиниятуллин Ф. К.

Проанализированы актуальные вопросы налогового администрирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern problems and features of definition the nfture of notion "tax administration" in Russia

Author analyses actual problems of the tax administration.

Текст научной работы на тему «Современные проблемы и особенности определения сущности понятия «Налоговое администрирование» в Российской Федерации»

УДК 352

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ОСОБЕННОСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СУЩНОСТИ ПОНЯТИЯ «НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ»

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ф. К. Гиниятуллин, соискатель кафедры теории управления Академии управления

МВД РФ

Проанализированы актуальные вопросы налогового администрирования.

Ключевые слова: налоговое администрирование, налоговый контроль.

Одной из основных проблем государства является обеспечение поступления в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды налогов, сборов и иных установленных законом платежей. Финансовая деятельность государства по получению налогов как одного из суверенных прав государства будет действенной только в том случае, если будет разработан оптимальный механизм налогового администрирования . Налоговое администрирование является одним из основных элементов эффективного функционирования налоговой системы и экономики государства. Эффективность налоговой системы обусловлена полнотой выявления источников доходов в целях обложения их налогами и минимизацией расходов по их мобилизации и обязанности уплате.

К сожалению, нет нормативно-правовых актов, регламентирующих конкретно администрирование, а в существующих правовых нормах имеются значительные недостатки, пробелы, и разрабатывались они без единого концептуального подхода к содержанию. Формирование налоговой политики происходит без учета интересов частного капитала, а неразумное налоговое администрирование ведет к массовому уклонению от уплаты налогов, «бегству» капитала и т.д.

Исследование теоретических и практических аспектов администрирования налогов напрямую связано с необходимостью реформирования и совершенствования этого института налогового права с целью обеспечения надлежащего правового регулирования деятельности исполнительных и судебных органов на практике, создания баланса публичных и частных интересов.

Положения ст. 57 Конституции РФ обязывают каждого платить законно установленные налоги и сборы. Но для исполнения зако-

на недостаточно издать соответствующие юридические нормы. Закон, в котором закреплены воля государства, право субъективного требования государства, является только абстрактной нормой, намечающей процесс поведения неограниченного круга субъектов. Для его исполнения, подчинения ему необходимы управляющие, организующие и контролирующие действия государства. Их осуществляют уполномоченные государством органы, управляющие и работающие непосредственно с организациями и людьми, а через них управляющие имуществом, работами, услугами и общественными процессами1.

Целью налогового администрирования является исполнение налоговой политики государства, которая проводится в отношении всех участников правоотношений, регулируемых налоговым законодательством. При этом согласие субъекта не является обязательным и необходимым условием возникновения налоговых правоотношений.

На настоящий момент одним из сдерживающих факторов повышения эффективности мобилизации налогов в бюджет являются сложившиеся методы налогового администрирования.

Возражения хозяйствующих субъектов вызывают в основном контролирующие функции: правила проведения налоговых проверок и, в частности, повторных; количество и сроки проверок в течение года; перечень документов, которые налоговые органы вправе затребовать при камеральных проверках. Отсутствие типовых процедур проверки, низкое качество проведения проверок, слабая доказательная база о взыскании налоговых санкций при рассмотрении дел в суде, широкое применение «фирм-однодневок», большое участие в обороте наличных денег и т.д. - все это указывает на неотлаженный механизм ад-

министрирования. Для борьбы с рассматриваемыми правонарушениями со стороны уполномоченных государством органов должен быть установлен постоянный контроль доходов и расходов организаций и физических лиц, преследующий цель изначально предоставить в распоряжение налоговых органов сведения, прямо или косвенно характеризующие объект налогообложения и налоговую базу по каждому налогоплательщику. Необходимо, чтобы система налогового администрирования не просто обеспечивала уменьшение уровня затрат на исполнение налогового законодательства для государства и для налогоплательщиков, но и формировала у последних понимание неотвратимости выявления нарушения и взыскания в бюджет полной суммы причитающихся к уплате налогов.

Указанные обстоятельства требуют определения и детального рассмотрения правовой природы администрирования налогов.

Понятие «природа» означает сущность, основное свойство чего-либо2. Выяснить сущность - значит выявить его основополагающие свойства, признаки, особенности и взаимосвязь с другими явлениями. Таким образом, выяснить правовую природу администрирования налогов можно через взаимосвязь с другими явлениями, через отношения, которые возникают в процессе исполнения налоговой обязанности и обеспечения поступления налогов.

Исследование вопросов налогового администрирования находится на начальной стадии в правовой науке. В современных официальных документах определение термину «налоговое администрирование» не дается. Сам термин «налоговое администрирование» зачастую встречается в контексте его совершенствования и улучшения3. Под администрированием толковые словари, как правило, понимают управление посредством приказов и распоряжений, часто без учета конкретных условий работы, существа, дела4. Вероятно, на настоящий момент такое определение не лишено доли истины. Но, по нашему мнению, в определение нужно вложить то, что должно истинно отражать последнее, такое, как дает классик французской административноправовой науки А. Файоль: «Администрировать - значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, руководить и контролировать»5.

Постановка вопроса об администрировании доходов и понятии администрирования

доходов впервые прозвучала в работе С. В. Запольского: «Под администрированием государственных доходов следует понимать деятельность по обеспечению возникновения, исполнения финансовых обязательств и мобилизации в бюджет предусмотренных законом денежных доходов государства»6.

Понятие налогового администрирования отражено в работах ученых-экономистов А. 3. Дадашева, В. А. Красницкого, А. В. Лобанова, И. А. Перонко, С. Г. Пепеляева и др.7

А. 3. Дадашев и А. В. Лобанов считают, что «налоговое администрирование, как организационно-управленческая система реализации налоговых отношений, включает совокупность форм и методов, использование которых призвано обеспечить налоговые поступления в бюджетную систему России. Основными методами налогового администрирования являются налоговое планирование, налоговое регулирование и налоговый контроль. Каждому из этих методов присущи свои формы реализации, призванные обеспечивать решение определенных задач. Целью налогового администрирования, таким образом, является обеспечение плановых налоговых поступлений в бюджетную систему в условиях оптимального сочетания методов налогового регулирования и налогового контроля»8.

По мнению И. А. Перонко и В. А. Красницкого, «налоговое администрирование - это система управления государством налоговыми отношениями. Налоговые отношения являются предметом налогового администрирования»9. «Понятие «налоговое администрирование» раскрывается с двух сторон. Во-первых, это система органов управления (законодательные и административные налоговые органы). В круг их обязанностей входит процедурное обеспечение прохождения налоговой концепции на очередной плановый период: рассмотрение и обсуждение, утверждение в законодательном порядке. Кроме того, они должны составлять отчеты об исполнении налогового бюджета, подвергать их всестороннему анализу. Во-вторых, это совокупность норм и правил, регламентирующих налоговые действия и конкретную налоговую технику, а также определяющих меры ответственности за нарушение налогового законодательства»10.

А. Г. Иванов с этим определением не соглашается, поскольку считает, что налоговое администрирование является определенной

Гиниятуллин Ф. К.

Современные проблемы и особенности определения сущности понятия «налоговое администрирование»...

правоприменительной и правореализующей деятельностью11.

Для обеспечения порядка поступления налогов недостаточно издать нормы, в которых закреплена господствующая воля, необходимо обеспечить подчинение граждан и организаций содержащимся в них правилам.

Как справедливо отмечает М. В. Карасева, «добровольное исполнение налогоплательщиком его налоговой обязанности путем собственных активных действий без помощи государственных органов — это то, к чему прежде всего стремится государство». «Что касается действий государственных органов, направленных на обеспечение исполнения налоговой обязанности, то они являются в системе налогового регулирования вторичными, вынужденными»12. Необходимо добавить, что добровольное исполнение налоговой обязанности невозможно без встречных действий со стороны уполномоченных органов.

В ходе налоговой реформы предстоит упростить налоговое администрирование. Одна из проблем налогового администрирования -реформирование системы учета крупнейших налогоплательщиков. С. Г. Пепеляев полагает, что действующая система не основана на законе и нарушает права организаций13.

На наш взгляд, в современных условиях администрирование налогов - это регламентированная законами и другими правовыми актами организационная, управленческая деятельность уполномоченных государственных органов и других уполномоченных законами субъектов по обеспечению возникновения, изменения и прекращения налоговой обязанности и обеспечению поступления налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

Налоговый контроль современными российскими учеными трактуется как элемент системы налогового администрирования, - считает И. М. Майорова14. Этот термин стал использоваться в научной, специальной и популярной литературе с 2000 года.

Анализ изученных работ показывает, что большинство авторов, исследующих содержание налогового администрирования, указывают на присутствие в его структуре налогового контроля.

М. Т. Оспанов отмечает, что «налоговое администрирование включает комплекс мер по оптимизации структуры налогов, совершенствованию механизма их взимания, налогового учета и отчетности, контролю за правильностью исчисления, своевременностью и

полнотой уплаты налогов, соблюдением законодательства» 15.

А. Хажински пишет, что «особенность администрирования состоит в превалировании контрольной функции над другими функциями управления, при этом администрированию свойственен формальный контроль, подробно изложенный в правилах и инструкциях. Администрирование есть властные отношения между контролерами и контролируемыми»16.

М. В. Мишустин отмечает: «Налоговый контроль есть функциональный элемент налогового администрирования, не исключающий таких его функций, как планирование (прогнозирование), организация и мотивация, осуществление которых подчинено контрольной функции налогового администрирования и направлено на повышение качества (эффективности) налогового контроля. Функция планирования в налоговом администрировании находит свое выражение не в определении будущего состояния налоговой системы и расчетах налоговых поступлений, а в составлении планов проведения всех форм налогового контроля, особенно последующего, осуществляемого методом налоговых проверок, в целенаправленной работе по выбору налогоплательщиков для выездных налоговых проверок, приоритетных с точки зрения большей вероятности обнаружения серьезных нарушений законодательства»17. «Налоговое администрирование есть осуществляемое бюрократией как организационной формой рацио-нально-правовой власти управление системой организации отношений между налогоплательщиками и органами управления, заключающееся в контроле за соблюдением норм и правил, регулирующих налоговые отношения

1 о

и их технологию» .

Таким образом, можно сделать вывод о том, что возникающие налоговые правоотношения в первую очередь являются организационными, т.е. направленными на исполнение процесса правореализации. Организационная деятельность по налоговому администрированию направлена на развитие процессуальных форм реализации прав и обязанностей субъектов налоговых правоотношений. Объектом налогового администрирования является исполнение налоговой обязанности.

Администрирование налогов является частью налогового процесса и представляет взаимосвязанную совокупность процессуальных действий, направленных на создание бла-

гоприятных условий и оказание мотивирующих воздействий на субъект, исполняющий налоговую обязанность, а также на обеспечение законных прав и интересов налогоплательщиков и других участников правоотношений.

1 Иванов А. Г. Понятие администрирования налогов // Финансовое право. - 2005 - № 9.

2 Большой толковый словарь русского языка / сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб., 1998. С. 988.

3 Иванов А. Г. Указ. соч.

4 Большой толковый словарь русского языка. С. 29.

5 Цит. по: Административное право зарубежных стран / под ред. А. Н. Козырина, М. А. Штатиной. М., 2003. С. 11.

6 Запольский С. В. О системе органов, администрирующих государственные доходы // Субъекты советского административного права: сб. науч. тр. Свердловск, 1985. С. 148.

7 Мы разделяем мнение А. Г. Иванова, считающего, что не все определения указанных ученых корректны.

8 Дадашев А. 3., Лобанов А. В. Налоговое администрирование в Российской Федерации. М., 2002. С. 4-5.

9 Перонко И. А., Красницкий В. А. Налоговое администрирование // Налоговый вестник. - 2000. -№ 10. - С. 22.

10 Там же. С. 23.

11 Иванов А. Г. Указ. соч.

12 Карасева М. В. Бюджетное и налоговое право России (политический аспект). М., 2003. С. 146.

13 Пепеляев С. Г. Налоги: реформы и практика. М., 2005. С. 108.

14 Майорова И. М. Статистическое наблюдение и оценка результатов камеральных проверок. Нижний Новгород, 2007. С. 10.

15 Оспанов М. Т. Налоговая реформа и гармонизация налоговых отношений. СПб., 1997. С. 289.

16 Хажински А. С. Гуру менеджмента. СПб., 2000. С. 154.

17 Машустин М. В. Информационно-технологические основы государственного налогового администрирования в России: монография. М., 2005. С. 16.

18 Там же. С. 18-19.

Статья поступила в редакцию 8 декабря 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.