СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
© Патрусова А.М.*, Морнова Ю.В.*
Братский государственный университет, г. Братск
В статье отмечена роль агропромышленного комплекса (АПК) России в экономике страны, раскрыты направления преобразования сферы АПК с 1992 г., обозначены проблемы и перспективы переходного периода в аграрной экономике. Предложены пути развития АПК путем оптимального сочетания государственного регулирования и рыночных рычагов, разработки инновационных (инструментов и механизмов) моделей управления комплексами, формирования специальной инфраструктуры поддержки инноваций.
Ключевые слова агропромышленный комплекс, инновации, инновационная экономика, инвестиции.
Составной частью государственной экономической политики Российской Федерации является научно-обоснованная аграрная политика, важнейшее условие стабилизации и эффективного развития агропромышленного комплекса (АПК), основной фактор обеспечения продовольственной безопасности страны.
В современных условиях АПК относится к числу основных народнохозяйственных комплексов, определяющих условия поддержания жизнедеятельности общества, а также эффективность всего национального производства страны. В АПК России в настоящее время занято около 35 % всех работающих в сфере материального производства. В целом в АПК, по оценке экспертов, производится около 8,5 % внутреннего валового продукта, в том числе в сельском хозяйстве - 4,4 %, сосредоточено 3,4 % основных производственных фондов. Расходы федерального бюджета на сельское хозяйство составили в 2006 г. 44 млрд. руб. [1].
Из сельскохозяйственного сырья производится примерно 70 % всего набора производимых в стране предметов потребления. В розничном товарообороте продовольственные товары составляют примерно половину.
К АПК относятся все виды производств и производственного обслуживания, создание и развитие которых подчинены производству конечной потребительской продукции из сельскохозяйственного сырья.
В Российской Федерации, начиная с 1992 года, преобразования сферы АПК происходили по нескольким направлениям.
* Заведующий кафедрой Менеджмента и информационных технологий, кандидат технических наук, доцент.
* Аспирант.
Первое - реформирование АПК, включая земельную реформу, реорганизацию колхозов и совхозов, приватизацию предприятий отраслей, поставляющих сельскому хозяйству средства производства и услуги, перерабатывающих и доводящих до потребителя его продукцию. В стране произошло формирование новых земельных отношений, основу которых составляет частное землевладение, представленное сельскохозяйственными предприятиями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, хозяйствами населения, включающими личные подсобные хозяйства, садоводческие и огородные товарищества.
Второе - разгосударствление системы закупок и реализации продукции, продовольственной оптовой и розничной торговли. В результате произошло резкое сокращение закупки сельскохозяйственной продукции государственными заготовительными организациями и потребительской кооперацией. Стали развиваться новые каналы реализации, в том числе оптовые рынки, биржи, ярмарки и др.
Третье - изменение системы государственного регулирования аграрного сектора: перестройка организационных структур и методов управления АПК. Сформировалась адекватная рынку финансово-кредитная система, включающая ценовые дотации и компенсации, денежный кредит, выделяемый на льготных условиях (не более 25 % учетной ставки ЦБ), лизинг на поставку техники и оборудования, добровольное страхование сельскохозяйственной деятельности. Сельским товаропроизводителям предоставляются льготы по налогообложению. Начиная с 1994 г., складывается система защиты внутреннего рынка от импортных товаров путем установления таможенных пошлин, однако общий уровень тарифов у нас ниже, чем во многих странах с развитой экономикой.
Четвертое направление реформы связано с попытками освободить сельскохозяйственные организации от функций по содержанию объектов коммунального хозяйства и социальной инфраструктуры посредством передачи последних в ведение сельских муниципалитетов, сформировать систему социальной защиты безработных и стимулировать несельскохозяйственную занятость населения.
Однако, меры, предпринятые в ходе аграрных преобразований, не привели к росту сельскохозяйственного производства, а, наоборот, за период 19922002 гг. произошло его существенное сокращение. Так в 1992 г. площади зерновых культур составляли 19,2 млн. га, а в 1999 - только 12,3 млн. га.
Анализируя экономический рост в сельском хозяйстве, следует отметить, на сегодня удалось достичь и даже превзойти уровень 1990 г. в сфере растениеводства. В то же время в животноводстве дореформенный объем производства восстановлен лишь на половину (54 %) [1].
Несмотря на значительный рост эффективности производства, АПК продолжает находиться в состоянии кризиса.
Одной из причин низкой эффективности сельского хозяйства является высокий износ основных средств, сохраняется дефицит техники, также существует проблема в обеспечении ГСМ, вследствие низкой платежеспособности сельхозпроизводителей наряду с опережающим ростом цен на нефтепродукты, по сравнению с ценами на сельскохозяйственную продукцию.
Таким образом, процесс реформирования в экономике АПК предполагает следующие пути развития:
1. Оптимальное сочетание государственного регулирования и рыночных рычагов (инвестиционная политика).
2. Формирование специальной инфраструктуры поддержки инноваций аграрного сектора экономики на уровне региона, города, отдельной организации [4].
3. Разработка инновационных инструментов и механизмов управления комплексами и реализации их на практике в АПК.
Главная роль в усилении инновационной деятельности в АПК принадлежит государству. В связи с модернизацией аграрной сферы необходимо усилить роль государства в определении приоритетных направлений развития инвестиционной и инновационной деятельности в сельском хозяйстве [2].
Государственное регулирование АПК предполагает формирование инновационной инфраструктуры, преимущественно, с применением экономических методов, и включает защиту отечественного продовольственного рынка от импорта, а также аграрного сектора от высокомонополизирован-ных отраслей, производящих средства производства для сельского хозяйства и закупающих его продукцию; сохранение и совершенствование функции государства в качестве заказчика и инвестора применительно к условиям переходного периода; содействие развитию рыночной инфраструктуры; поддержание государственного сектора АПК; развитие социальной сферы села; развитие аграрной науки и подготовка кадров для сельского хозяйства.
На нынешнем этапе перехода к инновационной экономике, когда не сформировался эффективный механизм экономического регулирования, роль государства особенно важна. Так как с помощью государственной поддержки субъектов инвестирования в АПК, по-нашему мнению, возможно реализовать выше поставленные цели - создать привлекательные условия привлечения иностранных инвесторов.
Россия является привлекательной инвестиционной площадкой для многих мировых компаний, которые готовы принимать участие в значимых и коммерчески привлекательных проектах. По нашему мнению, одним из эффективных методов возрождения АПК Российской Федерации может стать создание в определенных регионах страны специальных агропромышленных зон развития в целях модернизации всех отраслей сельского хозяйства, а также создании Агропромышленных холдингов. Формирование промышленных зон развития, главным образом, позволит создать модернизирован-
ную логистическую инфраструктуру, позволяющую обеспечить поставки сельскохозяйственной продукции исключительно российского производителя в близлежайшие регионы.
Для наиболее эффективного функционирования АПК необходимо уделить особое внимание разработке и внедрению инновационных технологий инвестирования в логистическую инфраструктуру АПК, которая включает в себя заготовку сельскохозяйственного сырья, транспортировку, хранение, торговлю потребительскими товарами, подготовка кадров для сельского хозяйства, а также строительство в отраслях АПК.
В своем обращении от 12 октября 2014 года Президент Российской Федерации В.В. Путин отметил «сельское хозяйство в последние годы демонстрирует весомые результаты, укрепляет свою роль в национальной экономике». Однако, по-нашему мнению, на фоне западных санкций, введенных после присоединения Крыма к России, что не было признано США и Евросоюзом, необходимо уделить особое значение разработке программ импор-тозамещения всех отраслей российской экономики, в первую очередь пострадавших от санкций.
Предложенные пути модернизации аграрной экономики могут быть реализованы в АПК в рамках действующей инвестиционной политики государства, опирающейся на документы федерального уровня, которые являются нормативно-правовой базой деятельности всех государственных органов власти и органов местного самоуправления [3]. Такими документами являются:
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р).
2. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. N 2227-р).
3. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года от 31.01.2013 г.
4. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 596 «О долгосрочной государственной экономической политике».
5. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг.
6. Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-Ф3 (ред. от 28.12.2013) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений и др.».
Современные условия развития АПК свидетельствуют о необходимости компетентного управления инновационными проектами в сфере аграрной экономики, что и обусловливает сосредоточение внимания к инструментам
и механизмам управления ими, обеспечивающими повышение эффективности функционирования объектов инновационной экономики [4-6]. Построение инновационных моделей управления АПК требует консолидации усилий высококвалифицированных специалистов со стороны представителей сектора аграрной экономики и научной общественности [7-9]. Такое сотрудничество возможно в рамках реализации федеральных целевых программ, например, «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», в которой обозначены 5 основных целей Программы, одна является - стимулирование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе путем создания благоприятных инфраструктурных условий в сельской местности.
Список литературы:
1. Жемухов А.Х., Хаджиев А.Р., Тарчокова М.В. Стратегия повышения эффективности функционирования агропромышленного комплекса производства // Вестник Челябинского государственного университета. - 2008. -№ 7. - С. 115-116.
2. Михайлушкин П.В., Баранников А.А. Основные приоритеты аграрной политики России // Научный журнал КубГАУ - 2013. - № 90 (06). -С. 13-14.
3. Черутова М.И., Патрусова А.М., Трапезникова Е.В. Центр инновационных методов управления // Проблемы социально экономического развития в Сибири. - 2012. - № 2. - С. 23-26.
4. Патрусова А.М. Развитие инновационной экономики в условиях действующего законодательства // Управление инновациями: теория, методология, практика. - 2014. - № 8. - С. 129-133.
5. Патрусова А.М. Применение методического инструментария инвестиционного менеджмента в управлении инновационными проектами // В сборнике: Модернизация экономики и управления. II Международная научно-практическая конференция / Под общей редакцией В.И. Бережного; Северо-Кавказский федеральный университет. - Ставрополь, 2014. -С. 87-89.
6. Патрусова А.М. Инструменты управления инновационными проектами // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. -2014. - № 24. - С. 232-236.
7. Патрусова А.М. Современные информационные технологии оценки эффективности инвестиционных 1Т-проектов // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. - 2014. - № 2 (42). - С. 92-96.
8. Белокобыльский С.В., Люблинский В.А., Луковникова Е.И., Патрусо-ва А.М. Подходы к разработке механизмов трансфера инновационных научных достижений в сфере вуза и предприятий // Проблемы социально-экономического развития Сибири. - 2013. - № 4 (14). - С. 9-13.
9. Луковникова Е.И., Патрусова А.М. Содержание подходов к разработке механизмов трансфера инновационных научных достижений в сфере вуза и предприятий // Управление инновациями: теория, методология, практика. - 2013. - № 7. - С. 111-116.
10. Патрусова А.М. Формы реализации механизмов трансфера инновационных научных достижений // Проблемы социально-экономического развития Сибири. - 2014. - № 2 (16). - С. 28-31.
СТИМУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ ЧЕРЕЗ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПОДДЕРЖКУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
© Солдатова А.О.*
МСП Лизинг, группа Внешэкономбанка, г. Москва
Как известно, малый и средний бизнес составляют основу конкурентоспособности экономики. Это новые рабочие места, дополнительные налоговые поступления в бюджет, обеспечение спроса товарами народного потребления. Для того чтобы создать для малого бизнеса нормальные условия функционирования необходимо сформировать соответствующую инфраструктуру. Это зрелое законодательство и проработанная нормативно-правовая база, государственная поддержка предпринимательства, стимулирующая бизнес система налогообложения.
Ключевые слова предпринимательство, конкурентоспособность, государственная поддержка.
Малый бизнес является движущей силой экономики и основой для здоровой конкуренции. Субъекты малого и среднего предпринимательства (далее - субъекты МСП) часто выполняют функции, которые либо не могут быть выполнены крупными компаниями, либо выполнятся ими недостаточно, в т.ч. вспомогательные функции или непрофильные для основной деятельности корпорации виды работ и услуг. Малый бизнес занимает свои собственные ниши, в которых крупные компании не столь эффективны (это традиционно торговля и сфера услуг). Не последнюю роль малый бизнес играет и во внедрении в экономику новых товаров и услуг, научных инноваций.
В целом малый бизнес выполняет важную социально-экономическую и фискальную функции для государства, создавая новые рабочие места и обеспечивая занятость населения и обеспечивая бюджет налоговыми поступлениями.
* Руководитель отдела внешних связей, кандидат экономических наук.