Т. Р.Закиров
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В
ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗАХ
Рассматриваются основные современные проблемы физического воспитания студентов в российских технических вузах.
Установка на всестороннее развитие личности студентов предполагает глубокое овладение соответствующей программой обучения, слагаемым результатом которого являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знание экономических проблем в области физической культуры и спорта, мотивы и умения осуществлять личную физкультурно-оздоровительную деятельность в повседневной жизни. На это нацелена принятая в сентябре 2005 г. концепция федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 год».
Система физического воспитания в условиях вуза должна способствовать формированию личной физической культуры студента, выступая его интегральным качеством, как условие и предпосылка эффективной учебно-профессиональной деятельности, как обобщенный показатель профессиональной культуры будущего специалиста и как цель саморазвития и самосовершенствования.
Гуманизирующие и культурообразующие функции физической культуры нацелены, как и вузовская среда в целом, на социальное формирование личности студента. Профессиональная подготовка к трудовой деятельности предполагает развитие и совершенствование определенных сторон — свойств будущего специалиста, на основе образа, эталона, профессионального идеала, в «структуре которого представлены ценности физической культуры: здоровье, соматический облик, функциональное состояние, развитые психофизиологические способности.
Таким образом, система физического воспитания в условиях вуза проявляет себя в трех основных направлениях. Во-первых, определяет способность к саморазвитию, отражает направленность личности «на себя», что обусловлено ее социальным и духовным опытом, обеспечивает ее стремление к творческому «самостроительству», самосовершенствованию. Во-вторых, физическая культура — основа самодеятельного, инициативного самовыражения будущего специалиста, проявление творчества в использовании средств физической культуры, направленных на предмет и процесс его профессионального труда. В-третьих, она отражает творчество личности, направленное на отношения, возникающие в процессе физкультурно-спортивной, общественной и профессиональной деятельности, то есть «на других» [1].
Подготовка студентов осуществляется таким образом, чтобы выпускники технического вуза, начиная трудовую деятельность, могли быстро приспособиться к производственным условиям, овладеть новейшей технологией. Это становится возможным лишь в том случае, если выпускники обладают определенным уровнем развития профессионально важных физических качеств, способны управлять своими движениями и совершать их экономно, без затрат лишней энергии. На выполнение этой комплексной задачи должны быть направлены занятия в вузе физическими упражнениями с профессиональной направленно-
стью. Причем профессиональная подготовка не может быть изолированной, оторванной от общей физической подготовки [2]. Наоборот, ее эффективность возможна только на базе ОФП, и их тесная взаимосвязь позволит осуществлять подлинно разностороннее физическое воспитание студентов. Реформа высшего образования России, включение нашей страны в Болонский процесс ставит перед российскими вузами множество новых задач, в том числе проблему адаптации физического воспитания студентов к современным реалиям.
В совместном заявлении 29 министров образования европейских стран «Зона европейского высшего образования», сделанном 19 июня 1999 года на совещании в итальянском городе Болонья, записано, что в течение первого десятилетия нового тысячелетия в Европе должно быть создано единое образовательное пространство. Основные цели этого процесса следующие:
• принятие системы легко понимаемых и сопоставимых степеней, в том числе, через внедрение Приложения к диплому, для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования;
• принятие системы, основанной, по существу, на двух основных циклах - досте-пенного и послестепенного. Доступ ко второму циклу будет требовать успешного завершения первого цикла обучения продолжительностью не менее трех лет. Степень, присуждаемая после первого цикла, должна быть востребованной на европейском рынке труда как квалификация соответствующего уровня. Второй цикл должен вести к получению степени магистра и/или степени доктора, как это принято во многих европейских странах;
• внедрение системы кредитов по типу ECTS - европейской системы перезачета зачетных единиц трудоемкости, как надлежащего средства поддержки крупномасштабной студенческой мобильности. Кредиты могут быть получены также и в рамках образования, не являющегося высшим, включая обучение в течение всей жизни, если они признаются принимающими заинтересованными университетами;
• содействие мобильности путем преодоления препятствий эффективному осуществлению свободного передвижения, обращая внимание на следующее: учащимся должен быть обеспечен доступ к возможности получения образования и практической подготовки, а также к сопутствующим услугам; преподавателям, исследователям и административному персоналу должны быть обеспечены признание и зачет периодов времени, затраченного на проведение исследований, преподавание и стажировку в европейском регионе, без нанесения ущерба их правам, установленным законом;
• содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества образования с целью разработки сопоставимых критериев и методологий. Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества образования с целью разработки сопоставимых критериев и методологий;
• содействие необходимым европейским воззрениям в высшем образовании, особенно относительно развития учебных планов, межинституционального сотрудничества, мобильности, совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований [3].
В Российской Федерации созданы предпосылки для вхождения системы высшего профессионального образования в Болонский процесс. Действующее законодательство предусматривает возможность реализации многоступенчатой структуры высшего профессионального образования. В ряде вузов уже функционирует многоступенчатая структура основных образовательных программ. Действующие государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования создали возможность сопряжения на
первых-третьих курсах программ подготовки бакалавров, дипломированных специалистов и магистров с последующим выбором студентом траектории обучения. Развернуты эксперименты по организации образовательного процесса в вузах на основе зачетных единиц. Их внедрению в учебный процесс способствует расширение дистанционного обучения, стимулирование самостоятельной работы студентов. В России активно совершенствуется государственная система оценки качества высшего профессионального образования, а также формируются внутривузовские системы управления качеством образования.
Вопрос о роли физического воспитания в вузе в свете требований Болонского процесса довольно сложен. Физическая культура не является теоретической дисциплиной в принципе и никогда в вузах в качестве таковой не преподавалась. Она была присоединена к циклу ГСЭ по остаточному принципу, поскольку считать ее дисциплиной цикла ЕН, ОПД или СД было бы еще большей нелепостью. Физкультура как таковая не является обязательной дисциплиной в высшей школе европейских стран, ее невозможно определить в единицах «трудоемкости освоения» (в кредитах), наличие данной дисциплины в учебных планах вузов как предмета, за который начисляются «кредиты», будет порождать трудности для академической мобильности студентов [4]. В кредитной системе принято, что дисциплина осваивается в течение семестра. Отечественная практика преподавания физкультуры в вузах предполагает ее наличие в течение четырех семестров. Невозможно считать, что в течение четырех семестров студент занимается «разной» физкультурой.
Все это требует, на наш взгляд, выведения физкультуры не только за рамки дисциплин цикла ГСЭ, но и за рамки кредитной системы вообще. Но, учитывая важность в условиях нашей страны сохранения и приумножения у студенческой молодежи навыков здорового образа жизни (овладение компетенцией «здоровьесбережения» в терминах компе-тентностного подхода) проект предлагает считать преподавание физкультуры «национальной особенностью» российской системы высшего образования (что согласуется с принципами Болонской декларации) и сохранить ее преподавание в полном объеме в том виде, в каком оно фактически проходит сейчас: в течение четырех семестров, но за пределами общей аудиторной нагрузки студентов, и не считать затраченное на занятие физкультурой время рабочим временем студента.
Литература
1. Баева Ю.М. Физкультурно-оздоровительная деятельность в профессиональном становлении студента // Цельность человеческой сущности в физической культуре и спорте: Тез.конф. - Екатеринбург, 2007. - С.14 - 17.
2. Кудашова Л.Т., Назаренко М.В. Пути совершенствования процесса физического воспитания в вузе // Проблемы и перспективы физического воспитания и студенческого спорта в условиях модернизации высшей школы: Мат.конф. - Казань, 2007. - С.24.
3. Болонская декларация: Европейское пространство высшего образования: Совместное заявление европейских Министров образования, подписанное в Болонье 19 июня 1999 года // Вестник Рос. филос. о-ва. - 2005. - № 1 (33). - С. 74 - 77.
4. Кирабаев Н.С., Петров В.Б. О структуре цикла ГСЭ по системе зачетных единиц на основе компетентностного подхода для гуманитарных, естественнонаучных и технических специальностей // Вестник Рос.ун-та дружбы народов. Сер. Информатизация образования. - 2005. - № 1. -С.42 - 52.
© Т. Р. Закиров - ст. преп. каф. физического воспитания КГТУ.