Научная статья на тему 'Внедрение кредитно-модульной и балльно-рейтинговой систем в образовательный процесс университета'

Внедрение кредитно-модульной и балльно-рейтинговой систем в образовательный процесс университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
788
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / КРЕДИТНО-МОДУЛЪНАЯ СИСТЕМА / БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ / BOLOGNA PROCESS / CREDIT AND MODULAR SYSTEM / RATING AND SCORING SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каточков Виктор Михайлович, Сафронова Маргарита Анатольевна

Рассматривается внедрение кредитно-модульной системы и балльно-рейтинговой системы оценки деятельности студентов в образовательный процесс факультета коммерции ЮУрГУ; характеризуются инновационные аспекты необходимого для этого информационного, методического, материально-технического, кадрового обеспечения; раскрываются преимущества и проблемы, возникающие при реализации новой формы организации образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каточков Виктор Михайлович, Сафронова Маргарита Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Adoption of credit and modular system and rating and scoring system into the educational process of the university

The article is devoted to the adoption of credit and module system and rating and scoring system into the educational process of the faculty of Commerce of the SUSU; to the characteristic of such innovative aspects as information, methodology, logistics and personnel support necessary for that; to the advantages and disadvantages of implementation of a new form of educational process organization.

Текст научной работы на тему «Внедрение кредитно-модульной и балльно-рейтинговой систем в образовательный процесс университета»

Теория и методика профессионального образования

УДК 378.4+336.77

ББК 4481.2+У9(2)26:Ч48+Ч484(0)

ВНЕДРЕНИЕ КРЕДИТНО-МОДУЛЬНОЙ И БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС УНИВЕРСИТЕТА

В.М. Каточков, М.А. Сафронова ЮУрГУ

ADOPTION OF CREDIT AND MODULAR SYSTEM AND RATING AND SCORING SYSTEM INTO THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE UNIVERSITY

V.M. Katochkov, M.A. Safronova South Ural State University

Рассматривается внедрение кредитно-модульной системы и балльнорейтинговой системы оценки деятельности студентов в образовательный процесс факультета коммерции ЮУрГУ; характеризуются инновационные аспекты необходимого для этого информационного, методического, материально-технического, кадрового обеспечения; раскрываются преимущества и проблемы, возникающие при реализации новой формы организации образовательного процесса.

Ключевые слова: Болонский процесс, кредитно-модульная система, балльно-рейтинговая система оценки.

The article is devoted to the adoption of credit and module system and rating and scoring system into the educational process of the faculty of Commerce of the SUSU; to the characteristic of such innovative aspects as information, methodology, logistics and personnel support necessary for that; to the advantages and disadvantages of implementation of a new form of educational process organization.

Keywords: Bologna process, credit and modular system, rating and scoring system.

Уже девять лет европейское образовательное сообщество живет под знаком так называемого Болонского процесса. С того момента, как Россия подписала Болонское соглашение, ряд вузов России, а их сегодня более 100, начали реализацию комплекса мероприятий, обеспечивающих интеграцию российской высшей школы в международное образовательное пространство.

Конечная цель прозрачна: дать возможность людям получать образование там, где это им по тем или иным причинам более удобно, и, может быть, проходить образовательную программу не в одном вузе, а по час-

тям - в разных. Возможно это в том случае, если в разных вузах не только программы и учебные планы, но и схемы обучения будут похожи. Пока такой глобальной схожести в мире нет нигде. Сегодня попытку устранить «университетские границы», обеспечить «образовательную прозрачность» предпринимают страны Европы [1].

Южно-Уральский государственный университет (в соответствии с приказом Минобрнауки) в 2007 году начал полномасштабный эксперимент в рамках реализации целей Болонской декларации на одном факультете (коммерции), начиная с первого курса, по всем

направлениям подготовки, имеющимся на факультете. Таким образом, из 4000 студентов факультета в рамках эксперимента в настоящее время обучается более 1500 человек.

В рамках интеграции вузов России в международное образовательное пространство ключевое значение имеет внедрение системы переноса и накопления кредитов - системы ЕСТ8. Именно система ЕСТ8 является основным инструментом обеспечения академической мобильности преподавателей и студентов вузов, гарантирующей сопоставимость учебных программ, признание квалификаций и применение их для образования в течение всей жизни.

Кардинальным отличием кредитной системы от традиционной является отказ от традиционной оценки уровня образованности в количестве времени, затраченного на образование (часы, семестры, годы). В кредитной системе делается попытка учитывать «количество образования», полученного студентом, мерой которого и является зачетная единица -кредит [2].

Эксперимент по использованию кредитной и балльно-рейтинговой системы (БРС) в условиях учреждения высшего профессионального образования в России проведен на факультете коммерции Южно-Уральского государственного университета.

Новые учебные планы построены в кре-дитно-модульном формате, трудоемкость дисциплин исчисляется не в академических часах, а в зачетных единицах. Определены модули, которые составлены исходя из формирования компетенций будущего специалиста. Расчет трудоемкости каждой дисциплины в кредитах проведен методом экспертных оценок с учетом ее значимости и весомости.

В учебных планах выделены блоки обязательных для изучения дисциплин, дисциплин специализации и дисциплин свободного выбора. При этом дисциплины специализации и дисциплины свободного выбора призваны обеспечить формирование индивидуальной траектории обучения студентов.

При составлении учебных планов соблюдалось оптимальное соотношение аудиторной и внеаудиторной работы по каждой дисциплине (из расчета, что внеаудиторная работа должна составлять не менее 50 % от общего объема дисциплины). Унифицирована значительная часть дисциплин федерального компонента циклов гуманитарных и социально-экономических (ГСЭ) и естественно-научных

(ЕН), изучаемых студентами на первых двух курсах.

Для оптимизации работы со студентами первого года обучения кафедрами-держате-лями учебных планов составлены типовые индивидуальные учебные планы студентов по направлениям подготовки (специальностям).

На основании разработанных и утвержденных учебных планов преподавателями составлены рабочие программы дисциплин, разработана методика текущего контроля успеваемости студентов, графиков текущего контроля и сформирован информационный пакет по каждой дисциплине.

Эксперимент предусматривает активное привлечение студентов к управлению собственным учебным процессом. Внедрение нового формата обучения предоставляет студенту возможность самостоятельно формировать собственную траекторию обучения, выбирать не только учебные дисциплины, но и преподавателей. Больше преподавателей и площадей не нужно, стирается понятие «академическая группа» и, возможно, «курс обучения», однако количество студентов в группах не изменяется и, следовательно, количество преподавателей и учебных аудиторий остается неизменным.

Кроме того, на факультете разработана анкета «Преподаватель глазами студента», с помощью которой по окончании изучения отдельных дисциплин проводится анкетирование студентов. По результатам анкетирования формируется рейтинг преподавателей, используемый для оценки удовлетворенности студентов качеством образовательного процесса и педагогической деятельностью преподавателей.

Реализация перечисленных действий привела к изменению организационно-функциональной структуры факультета следующим образом:

1. Общее руководство внедрением в учебный процесс системы зачетных единиц осуществляет декан факультета - базовой площадки эксперимента.

2. Введена должность заместителя декана, который является координатором внедрения новых технологий обучения на факультете в рамках эксперимента и осуществляет текущее руководство ходом эксперимента.

3. Из числа ведущих преподавателей организована служба академических консультантов (тьюторов). В среднем каждый тьютор

решает вопросы примерно 2 академических групп 1-го курса по 25-30 человек.

4. Скорректированы функции учебного отдела факультета.

В образовательный процесс была введена БРС оценки деятельности студентов. Она позволила ввести дифференцированный подход к оценке знаний, изменить технологию обучения за счет изменения соотношения аудиторной и самостоятельной работ студентов в рамках каждой учебной дисциплины. БРС позволила перенести основной акцент на самостоятельное освоение материала. Количество аудиторных часов перераспределилось в сторону увеличения практических, семинарских и лабораторных занятий. Возросла роль индивидуальных и групповых консультаций. В результате внедрения БРС успешность изучения каждой из дисциплин учебного плана, независимо от трудоемкости, стала оцениваться суммой баллов, исходя из 100 максимально возможных, и включать две составляющие:

- оценку преподавателем итогов учебной деятельности студента по изучению дисциплины в течение семестра;

- оценку знаний студента на экзамене или зачете.

Суммарный итог двух частей балльной оценки освоения дисциплины переводится по утвержденным шкалам в международную буквенную оценку и ее числовой эквивалент [3].

Для эффективной организации самостоятельной работы студентов в университете создаются все условия. Мы приблизили существующую в вузе информационную систему к требованиям Болонского процесса. В университете действует развитая система свободного доступа к информационным ресурсам (электронным учебникам, методическим пособиям, нормативно-правовым материалам, 14 лицензионным полнотекстовым базам данных разного уровня, качественным сетевым ресурсам свободного доступа, коллекциям полнотекстовых документов и т.д.) через электронный читальный зал, оснащенные доступом в Интернет рабочие места в компьютерных классах и на кафедрах. Это дает возможность на высоком качественном уровне организовать самостоятельную работу студентов, обеспечить самостоятельный поиск, анализ, использование информации и информационный обмен.

Для эффективного внедрения в образовательный процесс университета системы зачетных единиц и балльно-рейтинговой оценки

деятельности студентов разработан и введен в действие интерактивный учебный портал факультета.

На этапе разработки технических заданий был изучен опыт многих вузов. Разработка портала проходила следующим образом: технические задания составлялись факультетом коммерции, исходя из нового формата образования, внедренного на факультете. Портал, с одной стороны, всесторонне отражает аспекты учебного процесса с учетом введения системы зачетных единиц, с другой - предоставляет широкие возможности по контролю и управлению учебным процессом, включая дистанционное обучение, с третьей - обеспечивает возможность многосторонней проверки знаний студентов, в том числе и в условиях удаленного доступа.

Интерактивный учебный портал повышает прозрачность учебного процесса, позволяет обеспечить точное и своевременное взаимодействие всех его участников. Его использование снижает риск возможных ошибок, вызванных необходимостью обработки больших объемов информации. Портал позволяет снизить временные затраты преподавателя на обработку и фиксацию результатов контрольных мероприятий и промежуточной аттестации студентов.

Еще одним преимуществом портала является его гибкость, вариативность, возможность вносить текущие изменения и дополнения в существующую функциональную схему. Кроме того, разработанный информационный портал пригоден для внедрения дистанционных технологий обучения.

Следующая особенность внедрения эксперимента обусловлена спецификой университета. В университете обучение студентов дисциплинам блоков ЕН и ГСЭ (проводимое, в основном, на первых двух курсах обучения) ведут преподаватели сервисных кафедр. Сервисные кафедры в большинстве своем организационно относятся к другим факультетам и, по сути, организационно не подчиняются находящему в эксперименте факультету коммерции. При этом они наделены рядом компетенций в рамках проходящего эксперимента.

Преподаватели осуществляют текущий контроль успеваемости студентов путем проведения контрольных мероприятий в строгом соответствии с составленными графиками. По мере необходимости проводятся дополнительные индивидуальные и групповые кон-

сультации со студентами. По итогам изучения дисциплины, по итогам данного семестра и всех завершившихся семестры обучения предусмотрено определение кумулятивной рейтинговой оценки студента.

Внедрение в образовательный процесс факультета БРС требует от преподавателей систематического контроля успеваемости студентов, постоянного проведения контрольных мероприятий. В связи с этим возникает необходимость в проведении групповых и индивидуальных консультаций со студентами. Для их организации факультет создал кабинет для проведения групповых и индивидуальных консультаций со студентами.

Кабинет оснащен 12 станциями современной компьютерной техники, объединенных в сеть и имеющих доступ в Интернет, и выполняет ряд учебно-методических задач:

1. Прежде всего, кабинет предназначен для работы в интерактивном информационном портале факультета студентов, преподавателей и тьюторов.

2. На базе кабинета проводятся тестовые контрольные мероприятия.

3. На базе кабинета на основе утвержденного плана-графика проводятся индивидуальные консультации преподавателей по всем дисциплинам.

В целях наиболее тесного взаимодействия с профессорско-преподавательским составом сервисных кафедр на факультете был назначен ответственный - тьютор по блокам ГСЭ и ЕН. Его основными задачами стали координация деятельности преподавателей сервисных кафедр, организационная работа с заведующими в области своевременного предоставления рабочих программ в новом формате, проведение дополнительной разъяснительной работы и со студентами, утверждение единого плана-графика проведения индивидуальных консультаций и т.д.

Тьюторы осуществляют постоянный мониторинг успеваемости студентов. Под руководством тьюторов каждый студент составляет индивидуальный учебный план на следующий год обучения.

Рабочей группой во время работы приемной комиссии проведена разъяснительная работа с абитуриентами и их родителями, касающаяся новой системы образования. Разработана памятка студенту-первокурснику, и создан информационный стенд, они отражают основные моменты организации учебного

процесса с использованием системы зачетных единиц.

Внедрение БРС позволило:

- стимулировать студента к интенсивному получению знаний в течение всего периода обучения;

- внедрить дифференцированный подход к оценке знаний;

- повысить объективность оценки знаний, исключая случайные факторы;

- коренным образом изменить технологию обучения в вузе;

- активизировать самостоятельную работу студента;

- сделать логичным и безболезненным переход учебного процесса от пятибалльной к европейской системе оценок;

- интенсифицировать и равномерно распределить учебную нагрузку в течение учебного года;

- привить студентам способность к систематическому напряженному труду по освоению образовательной программы вместо краткосрочной предсессионной мобилизации интеллектуальных и физических ресурсов.

Система зачетных единиц в образовательный процесс вуза вводится в качестве инструмента для обеспечения академической мобильности студентов и преподавателей. Вместе с тем серьезным препятствием для ее осуществления является то, что большая часть профессорско-преподавательского состава и студентов не владеют иностранными языками, без которых академическая мобильность не может быть реализована. В целях обеспечения академической мобильности студентам вуза предоставляется возможность получить усиленную языковую подготовку. Параллельно с освоением основной образовательной программы студенты очной формы обучения могут получить дополнительное образование «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации». Дополнительная языковая подготовка позволяет студентам свободно адаптироваться в англоязычной деловой среде и облегчает обучение в зарубежных вузах.

Переход к уровневой системе - это переход к новой идеологии образования, переход от коллективной к индивидуальной форме обучения студентов. В этой связи меняется роль преподавателя в учебном процессе. Преподаватель выполняет функцию советчика, консультанта, который мотивирует студента к самостоятельной работе и обеспечивает сту-

дентам возможность самостоятельно осваивать дисциплины. Этому способствует изменение соотношения аудиторной и внеаудиторной нагрузки студентов в сторону существенного увеличения времени их самостоятельной работы без изменения объема и глубины изучаемого материала. Каждый преподаватель формирует информационный пакет дисциплины, который, с одной стороны, обеспечивает ясность и прозрачность образовательных услуг для потребителя, с другой стороны, является эффективным инструментом управления качеством отдельных программ и образовательным процессом на факультете в целом.

В ходе внедрения системы зачетных единиц вуз столкнулся с рядом проблем, которые требуют комплексного решения

1. Образование студентов на первых двух курсах осуществляется в основном силами преподавателей сервисных кафедр, организационно относящихся к другим факультетам и не подчиняющихся факультету, находящемуся в эксперименте. Таким образом, эксперимент выходит за рамки одного факультета, значительно расширяются его масштабы (реально деятельностью охвачено более 30 кафедр и 20 факультетов вуза). В связи с этим возникает проблема сложной адаптации преподавателей в новых условиях. Далеко не все преподаватели сервисных кафедр с пониманием отнеслись к новому формату обучения, не все смогли перестроить систему обучения. Часто среди преподавателей встречается недопонимание сути Болонского процесса; многие не готовы включиться в экспериментальную работу. Вместе с тем эта проблема является естественной для первого этапа эксперимента и в будущем, думается, будет снята.

2. В результате внедрения нового формата обучения произошло резкое увеличение трудоемкости учебно-методической работы преподавателей, работающих в эксперименте. Это связано с необходимостью подготовки и обновления большого количества методических материалов, организации дополнительных индивидуальных и групповых консультаций, изменением соотношения аудиторной и самостоятельной работы студентов. По существу, проблема сводится к необходимости выделения дополнительного ресурса для поддержки балльно-рейтинговой оценки знаний студентов, связанного с дополнительным объемом работы каждого преподавателя, участ-

вующего в эксперименте. Однако и эта проблема в большей мере присуща первоначальному этапу эксперимента. Преподаватель, разработав полный пакет учебно-методических материалов по дисциплине, сможет неоднократно применять их в дальнейшем.

3. Полномасштабная работа интерактивного портала требует длительной подготовки, адаптации к его структуре действующей информационной системы университета. Необходимо поэтапное вписывание ее в интерактивный информационный портал, так как в рамках балльно-рейтинговой системы именно портал приобретает ключевое значение.

4. Решение проблемы низкой активности преподавателей, вызванной неумением и нежеланием работать в учебном портале факультета, мы видим в усилении разъяснительной работы с преподавателями, обучении и применении административных мер воздействия (замена преподавателями сервисных кафедр).

5. Постоянно меняющиеся запросы рынка труда требуют создания системы потребительского мониторинга качества университетского образования. Это позволит оценить удовлетворенность работодателей качеством подготовки специалистов, определить их требования к профессиональной компетентности выпускников. На основе полученных результатов необходимо постоянно корректировать учебные планы образовательных программ вуза, их вариативную часть. К разработке и составлению учебных планов по образовательным программам необходимо привлекать работодателей, наиболее заинтересованных в квалифицированных специалистах. Кроме того, мониторинг должен осуществляться на уровне не только спроса, но и предложения. Вуз сам должен предлагать новые перспективные профессиональные образовательные программы.

Немаловажное значение для успешного хода эксперимента и расширения его на другие факультеты имеет слаженная организация всех процессов, связанных с двусторонним обменом преподавателями и студентами в рамках совместных образовательных программ. Организация международного обмена требует систематического решения сложного комплекса организационно-управленческих, юридических задач, текущих социально-бытовых вопросов, организации визовой поддержки, контроля за ходом стажировок, консультирования студентов по возникающим у них

проблемам и т.д. В этой связи важное значение приобретает активизация и выход на новый уровень уже действующей в университете структуры - отдела международных связей.

В рамках интеграции в европейское образовательное пространство предъявляются особые требования к подготовке профессорско-преподавательского состава. Особого внимания заслуживает повышение квалификации преподавателей.

С нашей точки зрения, задача повышения квалификации преподавателей должна решаться комплексно, на разных уровнях. Необходимо наладить систему текущего обучения преподавателей, задействованных в эксперименте, количество которых будет неуклонно расти. Они нуждаются в обучении, прежде всего, технологиям работы в новом формате: изучение особенностей работы в системе зачетных единиц, специфики балльнорейтинговой системы, работы в интерактивном портале и т.д.

Второй уровень проблемы - обучение преподавателей методическим особенностям работы по полной «Болонской схеме». Здесь, прежде всего, следует обращать внимание на особенности планирования учебной деятельности по дисциплине, методике составления информационного пакета учебных дисциплин, грамотному выстраиванию самостоятельной работы, содержательному наполнению аудиторных часов и др. На факультете проведена широкомасштабная информационно-разъяснительная работа по ознакомлению преподавателей факультета, преподавателей сервисных кафедр и студентов работе в новом формате. Проведены обучающие семинары с учеными секретарями кафедр-держателей учебных планов по составлению новых учебных планов в кредитном формате, а также с преподавателями по подготовке рабочих программ.

Наконец, третий уровень проблемы подразумевает постоянное повышение научной квалификации профессорско-преподавательского состава, научно-педагогического мастерства, организацию стажировок преподавателей, их участие в международных конференциях и симпозиумах, введение их в международную образовательную среду.

Построение такой многоуровневой системы повышения квалификации преподавателей является в настоящее время одной из актуальных проблем как факультета, так и университета в целом.

Проделанная работа показала, что введение зачетных единиц в высшем профессиональном образовании требует на федеральном уровне большой работы по серьезному пересмотру методических подходов к формированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ГОС ВПО).

На уровне вуза введение зачетных единиц требует пересмотра всех элементов сложившейся образовательной системы и, прежде всего, традиционной организации учебного процесса. Введение зачетных единиц в то же время предоставляет вузу возможности по введению новых технологий обучения, направленных на его индивидуализацию.

Литература

1. Болонский процесс и его значение для России. Интеграция высшего образования в Европе. - М. : РЕЦЭП, 2005. -199 с.

2. Каримов, 3. Болонский процесс и региональные вузы / 3. Каримов, H. Белобородова //Aima mater. - 2006. -№ 6. - С. 48-49.

3. Сазонов, Б.А. Система зачетных единиц и организационно-экономические аспекты модернизации высшего образования / Б.А. Сазонов. -М.: ШИВ О, 2005. - 95 с.

Поступила в редакцию 21 апреля 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.