ISSN 2311-8709 (Online) Инвестиционная деятельность
ISSN 2071-4688 (Print)
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ ДАГЕСТАНА
Назирхан Гаджиевич ГАДЖИЕВа% Муртазали Хулатаевич РАБАДАНОВЬ, Гаджимурад Идзиевич ИДЗИЕВс, Эльдар Магомедович ЭЛЬДАРОВЛ
2 доктор экономических наук, профессор, проректор по экономике и финансам, Дагестанский государственный университет, Махачкала, Российская Федерация [email protected]
ь доктор физико-математических наук, профессор, ректор,
Дагестанский государственный университет, Махачкала, Российская Федерация
с кандидат экономических наук, старший научный сотрудник отдела территориально-отраслевых пропорций в экономике региона,
Институт социально-экономических исследований ДНЦ РАН, Махачкала, Российская Федерация [email protected]
а доктор географических наук, профессор кафедры менеджмента, Дагестанский государственный университет, Махачкала, Российская Федерация [email protected]
• Ответственный автор
История статьи:
Принята 17.11.2016 Принята в доработанном виде 01.12.2016 Одобрена 13.12.2016 Доступна онлайн 16.01.2017
УДК 330.34
JEL: О18, Р25, Р48, R11, R58
Ключевые слова:
приоритетный проект, валовой региональный продукт, теневая экономика, новая индустриализация, импортозамещение, инвестиции, модернизация
Аннотация
Предмет. Состояние ведущих сфер экономики Дагестана: промышленности, энергетики, АПК и транспорта, ускоренное развитие которых, как считает большинство ведущих ученых-экономистов и географов, является приоритетной стратегической задачей для республики. Обсуждаются тенденции и возможные перспективы повышения экономического потенциала региона.
Цели. Комплексное исследование проблем развития экономики Дагестана на основе применения качественно нового подхода, ориентированного прежде всего на наиболее специализированные в масштабе межрегиональных связей производства, базирующиеся на передовых достижениях науки и техники и имеющие, соответственно, высокую долю добавленной стоимости конечной продукции. Методология. В процессе исследования проблем специализации экономики Дагестана использовались методы логического, статистического анализа. Результаты. Реализация всех приоритетных проектных мероприятий, несомненно, даст необходимый импульс экономике республики. В конечном счете это позволит создать благоприятные условия для жизни людей и обеспечить их занятость с возможностью получения достойной заработной платы, а также сформировать позитивный имидж Дагестана как стабильного и безопасного региона. Выводы. В современных условиях роль региональных и локальных производственных систем в социально-экономическом развитии страны резко возрастает. Судя по бюджету Дагестана в 2016 г., промышленность республики до сих пор финансируется «по остаточному принципу». Энергетика, агропромышленный комплекс, транспортная отрасль должны сформировать базу новой региональной системы современных отраслей кластерного типа, нацеленных на обеспечение гибкой и мобильной адаптации дагестанской экономики к непрерывно меняющимся запросам внешнего и внутреннего рынка. Высшую ступень в иерархии таких отраслей должны составить наиболее специализированные в плане межрегиональных связей производства, призванные обеспечить масштабное присутствие Республики Дагестан на общероссийском рынке и определять в будущем ее экспортный потенциал.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016
Введение политических условиях во многом зависит от
характера специализации отраслевой Эк°н°мический р°ст Республики Дагестан структуры ее хозяйственной системы в (РД) в современных общественно-
масштабе как общероссийского, так и в целом глобального рыночного пространства. При этом речь идет о тех отраслях региональной экономики, которые способны обеспечить рост ее конкурентоспособности на уровне межрегионального и международного рынка.
В свое время известный дагестанский ученый-экономист В.Г. Алиев ввел понятие о так называемых прорывных отраслях хозяйства, способных, по его мнению, обеспечить прогрессивное развитие экономики Дагестана в условиях рыночных реформ [1]. С точки зрения теории экономической географии, такие отрасли в республиканских системах хозяйствования призваны выполнять функцию «регионообразования» в противовес «регионообслуживающим» отраслям хозяйства. Такое противоречие в отраслевом развитии территорий особенно часто служит предметом исследования урбанистов, традиционно выделяющих градообразующие и гр ад о о б с л у жи в аю щ и е ф у н к ц и и
производственных систем городов [2, 3].
Структурная перестройка экономики РД проводится с учетом перспектив формирования многофункциональной, конкурентоспособной и открытой экономики, в принципе, адекватной исторически сложившейся в республике весьма пестрой и противоречивой общественной «ткани». Таким образом, утверждается задача формирования новой региональной системы современных отраслей кластерного типа, нацеленных на обеспечение гибкой и мобильной адаптации дагестанской экономики к непрерывно меняющимся запросам внешнего и внутреннего рынка. Высшую ступень в иерархии таких отраслей должны представлять наиболее специализированные в масштабе межрегиональных связей производства, призванные обеспечить масштабное присутствие РД на общероссийском рынке и определять в будущем ее экспортный потенциал. Основной критерий выделения такого рода производств - их базирование на передовых достижениях науки и техники и, соответственно, высокая доля добавленной стоимости конечной продукции [4]. Именно за счет этих компонентов может быть достигнута высокая конкурентоспособность региональной экономики в условиях ее максимально
открытости. При этом должны отвергаться и неуклонно преодолеваться прежние иерархии и централизации советского типа [5].
О главных требованиях и приоритетах современной экономической политики Дагестана очень коротко и емко выразился в 2010 г. российский постпред на Северном Кавказе А. Хлопонин, который завил, что более 40% населения Республики Дагестан работает в государственном секторе, и это означает, что экономика в Дагестане отсутствует [6]. Вместе с тем решение вопросов создания экономики должно сочетаться с исключительно сложными задачами преодоления общего спада производств в основных секторах дагестанской экономики (табл. 1), наращивания объема промышленного производства в основном экстенсивным путем, то есть путем ввода новых производственных мощностей, кардинального обновления как функционально-
технологической, так и отраслевой структуры регионального хозяйства.
При обосновании направлений структурной перестройки экономики необходимо учитывать общие тенденции и перспективы развития наукоемких производств на общегосударственном уровне, конкурентные преимущества региона, наличие и перспективы развития научно-
исследовательской инфраструктуры и ряд других условий. Еще в годы активных социально-экономических реформ ведущие ученые республики предложили перечень наиболее перспективных для Дагестана специализированных отраслей и сфер хозяйства [1, 4, 7]:
— комплексное использование ресурсов Каспия;
— интенсификация традиционных аграрных и рыбохозяйственных производств;
— производство лекарственных препаратов из местного минерального и растительного сырья;
— переработка высокоминерализованных геотер мальных в од, богатых редкоземельными металлами;
— широкое использование нетрадиционных источников энергии;
— производство наноматериалов из местного горно-рудного сырья;
— легкое авто- и авиастроение;
— точное приборостроение на базе нанотехнологий.
Последние три из перечисленных направлений развития дагестанской промышленности являются особенно важными с точки зрения задач эффективного решения весьма острой для республики проблемы безработицы, поскольку характеризуются мощным мультипликативным эффектом. Однако их становление немыслимо без централизованных закупок за рубежом соответствующих технологий, технического опыта и отдельных видов оборудования. Такой подход предполагает разработку и реализацию особой региональной программы развития наукоемких производств [8].
Развитие регионально-специализированных отраслей должно сочетаться с совершенствованием производств и технологий по их обеспечению сырьем и материалами: нефтехимия, разработка месторождений полезных ископаемых, промышленность стройматериалов, металлургия, тарные производства (стекольные, деревообрабатывающие, картонно-бумажные, пластиковые и др.), легкая, включая кустарные промыслы (ковроткачество, производство ювелирных изделий, национальной одежды, сувенирного оружия и т.д.) и пищевая промышленность.
В данной статье проанализированы наиболее общие тенденции и главные направления развития производственного комплекса Дагестана, которые были обозначены в работах ведущих ученых-экономистов республики.
Промышленность - локомотив республиканской экономики
Непосредственно производственный блок в отраслевой структуре хозяйства республики часто именуют реальным сектором экономики,
основные параметры которого принято измерять долей промышленности в структуре валового регионального продукта (менее 6,2% при 32,3% в среднем по России) и общим состоянием материально-технической базы индустриальных производств. Следует отметить, что фактически по всем базовым показателям экономики Дагестан значительно отстает от среднероссийских: по ВРП - в 2,8 раза, среднемесячной зарплате работников - в 1,9 раза, доходам консолидированного бюджета - в 2,1 раза. В республике проживает 2,1% населения страны, но при этом удельный вес ВРП в объеме валовой добавленной стоимости страны составляет всего 0,8%. Это говорит о том, что ее экономический потенциал не используется в должном объеме. На душу населения приходится 128,6 тыс. руб. ВРП1.
На дальнейший индустриальный подъем республики нацелены проект «Новая индустриализация» и государственная программа «Модернизация промышленности Республики Дагестан на 2014-2018 годы». Несмотря на то что заводы из года в год демонстрируют пусть небольшой, но достаточно устойчивый рост, вклад этого сектора экономики в общую копилку пока, как уже отмечалось, невелик - чуть больше 6% [9]. Чтобы совершить рывок и выйти на общероссийский уровень, необходимо, во-первых, создавать новые современные производства, во-вторых, в короткие сроки произвести модернизацию действующих промпредприятий2.
Единственным заводом, построенным за последние годы, является Каспийский завод листового стекла (поселок Тюбе) производительностью 600 т продукции в сутки. Хотя некоторые радужные перспективы этого завода уже очевидны, тем не менее уверенно утверждать, что он в ближайшие годы станет надежным подспорьем для
1 Идзиев Г.И., Рабаданова А.А. Структурные изменения и тренд «деиндустриализации» экономики региона. Сравнительный анализ // Региональная экономика: теория и практика. 2016. № 7. С. 35-48.
2 Гаджиев Н.Г., Вахромов Е.Н. Управление промышленной политикой и ее особенности в инновационной экономике // Региональная экономика: теория и практика. 2007. № 16.
С. 67-72.
дагестанской экономики, пока трудно. Так, в аудиторском заключении, которое прилагается к недавно опубликованному отчету предприятия за 2014 г., сказано, что у завода имеются признаки несостоятельности (банкротства). В 2014 г. чистый убыток КЗЛС превысил 3,8 млрд руб. (при выручке от продаж порядка 945,5 млн), что поставило предприятие перед серьезными рисками по взятым кредитам3.
На инвестиционной площадке в пос. Тюбе рядом со стекольным заводом турецкая компания «Нергиз» планирует построить текстильную фабрику, на которой будут работать более 5 тыс. чел. По сведениям Минэкономразвития РД проект заморожен по двум причинам: во-первых, из-за намерения ту р е ц ко й с то р о н ы , в ы я в л е н н о го «Внешэкономбанком», завезти в РФ устаревшее, использованное оборудование, а во-вторых, из-за возникшего в 2015 г. острого кризиса российско-турецких отношений. Вместе с тем была начата реализация проекта компании «Мараби» по производству напольной плитки и керамического гранита, основанному на новейшем технологическом оборудовании итальянской фирмы Sakmi.
К сожалению, список промышленных новостроек на этом кончается. И хотя о своей готовности начать в Дагестане строительство высокотехнологичных современных предприятий в последнее время заявили несколько серьезных иностранных инвесторов, пока дальше предварительных переговоров дело не пошло.
Несколько обнадеживающе протекает модернизация действующих заводов. В том же пос. Тюбе возводится филиал махачкалинского завода «Сапфир», а также выделена площадка под осуществление масштабного проекта махачкалинского завода «Авиаагрегат» по выпуску коммерческих автомобилей совместно с китайскими партнерами. В советскую бытность этот завод изготавливал мобильные пусковые установки для беспилотных летательных аппаратов КБ Туполева. В последние годы налажен выпуск
3 Танакян С. Каспийское стекло с прицелом на банкротство. URL: http://kavpolit.com/articles/kaspijskoe_steklo_s_pritselom_ na bankrotstvo-18578
электроусилителя руля для «АвтоВАЗ». Завод начал сотрудничество с предприятиями авиационной промышленности внутри страны и стал осуществлять поставку изделий на внешний рынок в более чем 40 стран мира (Китай, Индия, Алжир, Германия, Чехия, Аргентина и т.д.).
С приходом нового главы республики ОАО «Авиаагрегат» удалось получить
положительное заключение Минпромторга России по многомиллиардному проекту, который был отправлен на экспертизу во «Внешэкономбанк». Однако последний по не выясненным до конца причинам отказался финансировать проект российско-китайского производства коммерческих автомобилей. Тогда кредит предприятию пообещал выдать «Россельхозбанк». Но и с этим банком оформление договора не было доведено до конца. Взамен завод «Авиаагрегат» разработал проект, связанный с выпуском нового учебного самолета (СР-10) для Минобороны России4. Первоначально планировалось, что этот дагестанский завод будет выпускать большую часть изделий для сборки нового самолета, но помешало отсутствие современного оборудования. Вместе с тем у «Авиаагрегата» имелась реальная возможность решить эту проблему. Дело в том, что необходимые предприятию станки с числовым программным управлением планировалось закупить в рамках другого проекта -производства мини-грузовиков совместно с китайскими партнерами: и для грузовиков, и для СР-10 требуются одни и те же станки с цифровым управлением. Вся эта история закончилась весьма печально: весной 2016 г. директора завода ОАО «Авиаагрегат» задержали по подозрению в хищении бюджетных средств. Работники завода сразу выступили с митингами, вопрошая власти: о каком хищении бюджетных средств может вестись речь, если предприятие уже 10 лет вообще не получало каких-либо бюджетных ассигнований5? Одной из главных причин случившегося эксперты называют мотивы рейдерского захвата предприятия, часть
4МеламедовА. Импортозамещение может возродить дагестанскую оборонку. URL: http://regnum.ru/news/1863605.html
5 Махмудова П. Рабочие завода «Авиаагрегат» в Махачкале потребовали освобождения гендиректора. URL: http://www.kavkaz-uzel. eu/articles/281746/? utm source=twitterfeed&utm medium=twitter
территории которого еще несколько лет назад была заложена в одном из московских банков6.
На ряде других дагестанских заводов модернизация производств все же начата. Так, завершен первый этап реализации инвестиционного проекта предприятия «ДагестанСтеклоТара» (бывший стекольный завод в Дагестанских Огнях). Сейчас в рамках второго этапа на заводе идет строительство еще одной линии по производству стеклотары европейского уровня. После успешного старта расширяется строительство линии по производству лифтов на Избербашском радиозаводе им. Плешакова. Правда, в 2015 г. данный проект приостановлен на неопределенное время.
Для широкомасштабной модернизации появились хорошие возможности у флагмана дагестанской индустрии - завода «Дагдизель» в Каспийске. Это в прошлом одно из ведущих дизелестроительных и торпедостроительных предприятий СССР возникло в 1932 г. До начала 1990-х гг. на заводе работало около 11 тыс. чел., в основном выполнявшие оборонные заказы. В 1992 г. объем госзаказа опустился почти до нуля, завод попал в полосу конверсии. В частности, был налажен серийный выпуск машин сельскохозяйственного, строительного и пищевого назначения. Завод стал совмещать оборонные заказы с выпуском гражданской техники. В 2013 г. число сотрудников предприятия достигло 2,4 тыс. человек, что составляло примерно 20% от уровня 1980-х гг.7. Обнадеживающие перспективы у «Дагдизеля» наметились после визита на предприятие в феврале 2015 г. вице-премьера Российской Федерации Дмитрия Рогозина и передачи контрольного пакета акций завода головному предприятию (концерну «Гидроприбор»). При этом ф е д е р ал ь н ы й ц е н т р о б я з а л с я профинансировать модернизацию «Дагдизеля», выделив на это более 2 млрд. руб., правда, не деньгами, а в виде поставок современного оборудования.
6 Проценко Н. Кому мешал глава махачкалинского завода «Авиаагрегат». URL: http://kavpolit.com/artides/direktor_aviaag regata_mog_stat_zhertvoj_gospodderz-25431
7 ОАО Завод «Дагдизель». URL: http://kommersant.ru/doc/2154674
Тем не менее судя по бюджету Дагестана в 2016 г., в целом промышленность республики до сих пор финансируется лишь по остаточному принципу. Другими словами, серьезные инвестиции в отрасль, которая многие годы являлась одним из главных бюджетных кормильцев республики, пока не отмечаются.
О необходимости рывка в развитии промышленности не раз говорил глава Дагестана Рамазан Абдулатипов. Собственно, п р и о р и те тны й п р о е кт « Но в ая индустриализация» был инициирован им как раз для того, чтобы обеспечить этот самый рывок. Для реализации этого проекта необходимо опираться прежде всего на внутренние резервы, о наличии которых говорят следующие показатели. Так, за 20132014 гг. индекс промышленного производства в республике по сравнению с 2012 г. вырос на 23%. Хорошо отработала промышленность и в 2015 г., в течение которого рост промышленного производства в Дагестане превысил 105%. Для сравнения: показатели в СКФО - 101%, а в целом по стране зафиксирован спад. Есть надежда, что по итогам 2016 г. цифра окажется еще выше, и промышленность республики сможет обеспечить рост не менее чем на 110%. Это будет связано в основном с участием республики в программе импортозамещения. Санкции - контрсанкции, по существу, пошли на пользу республике, активизировав работу наших предприятий. Кроме того, на руку сыграла и ситуация с ростом курса доллара. Достаточно сказать, что до введения санкций российская нефтяная компания Лукойл заказывала заводу им. М. Гаджиева менее 50 погружных насосов для добычи нефти, а остальные покупала у немецкой фирмы «НЭЧ». Но с ростом курса доллара продукция из ФРГ сильно подорожала. В итоге в 2015 г. было закуплено 150 насосов. Но на 2016 г. заводу заказано 240 изделий, и вполне вероятно, что эта цифра не окончательная8.
Вообще, возможности, которые открываются перед дагестанскими промпредприятиями по линии Минобороны в условиях
8МеламедовА. Импортозамещение может возродить дагестанскую оборонку. URL: http://regnum.ru/news/1863605.html
импортозамещения, огромны. Практически любой завод, имеющий современное высокотехнологичное оборудование, может получить заказы. К примеру, «Кизлярский электромеханический завод» («КЭМЗ»), который в последние годы активно занимался вопросами техперевооружения, за счет участия в программе импортозамещения планирует увеличить объемы производства в полтора раза. С учетом кадрового голода в Кизляре завод даже недавно смог открыть в Каспийске свой филиал, где создается до 500 рабочих мест. В программе импортозамещения активно участвуют и другие промышленные предприятия республики.
Как известно, глава Дагестана поставил задачу - крупный машиностроительный завод им. Гаджиева перенести за пределы Махачкалы. Предприятию выделили площадку в Карабудахкентском районе для ее обустройства за счет собственных средств. Деньги же на переселение планировалось заработать за счет строительства на его территории многоэтажных домов. Однако в последнее время строительство было заморожено из-за нарушения стандартов9.
Считается, что ситуацию с финансированием республиканской промышленности можно изменить к лучшему, если положиться на помощь Фонда развития промышленности страны, который выдает предприятиям займы под 5% годовых сроком на 5-7 лет. В 2015 г. в этот фонд было представлено 16 заявок, четыре из них приняты и находятся в работе. В 2016 г. в стране намечено внедрение практики софинансирования на конкурсной основе региональных программ развития промышленности из федерального бюджета в размере от 50 до 90%. То есть Москва может выделять регионам до 90% необходимых средств, доля же последних будет начинаться от 10%10. При указанной схеме софинансирования республика вполне сможет
9 Каниев Р. Перенос завода им. Магомеда Гаджиева на новую площадку обойдется в 3 млрд рублей. URL: http://www.riadagestan.ru/news/tourism_events/perenos_za voda_im_magomeda_gadzhieva_na_novuyu_ploshchadku_oboyd etsya_gosudarstvu_v_3_mlrd_rubley/
10Меламедов А. Импортозамещение может возродить
дагестанскую оборонку. URL: http://regnum.ru/news/1863605.html
найти средства для воплощения названных программ.
В целях развития научно-технического и инновационного потенциала на базе промышленных предприятий сформированы три технопарка: «Композиционные материалы и волокна» на базе ООО «НБТ Дагестан», IT-парк полного цикла «Идея-серия» на базе ОАО «НПК «Русская радиоэлектроника», «Фотон» на базе ООО «Глобал-М». В перспективе планируется продолжить работу по созданию индустриальных парков на основе действующих предприятий [10]. По мнению экспертов, осуществление всех указанных мер позволит дагестанской промышленности совершить рывок, увеличив к концу 2015 г. свой вклад в республиканский ВРП до 8-10% [11].
Энергетика как базовый сектор экономики региона
К началу 2013 г. промышленные запасы углеводородов в Дагестане составляли всего 5,9 млн т нефти (включая конденсат) и 2,5 млрд м3 газа. Если нынешнее падение объемов разведочных работ (разведка не осуществляется последние пять лет) не продолжится, то при существующих темпах добычи этого хватит, соответственно, примерно на 40 и на 10 лет. Эксперты считают, что резервом увеличения нефтедобычи мог быть выход на новые площади в Северном Дагестане [12]. Для повышения эффективности работы нефтегазового комплекса посредством привлечения инвестиций в разведку, а также разработку и добычу нефти и газа в марте 2014 г. указом главы республики и постановлением Правительства РД принято решение о создании ОАО «Государственная нефтегазовая компания Республики Дагестан»11.
Объем выработки электроэнергии в первый год реализации приоритетных проектов РД увеличился в 1,4 раза и составил 5,3 млрд кВт/ч. В связи с наблюдающейся тенденцией роста потребления электроэнергии в ближайшее время республика столкнется с
11 Алиев Ш. Пересохшие скважины против шельфовых перспектив. URL: http://kavpolit.com/articles/peresohshie_skvaz hiny_protiv_shelfovyh_perspektiv-13570/
проблемой дефицита мощности, которая составит к 2017 г. около 2 млрд кВт/ч. В целях покрытия ожидаемого дефицита необходимо содействие со стороны ОАО «РусГидро», как основного потенциального инвестора, в проектировании и строительстве Гоцатлинской ГЭС-2 на реке Аварское Койсу и малых гидроэлектростанций на реках Андийское Койсу и Самур. Планируется строительство солнечных станций в Шамильском и Гунибском районах (5,35 МВт и 12 МВт соответственно).
Кроме того, следует завершить мероприятия в зоне затопления Гоцатлинской ГЭС (мощность 350 млн кВт/ч, 520 новых рабочих мест, 540 млн руб. налоговых отчислений в год), без чего ввод в эксплуатацию гидроэлектростанции не может быть обеспечен даже в 2016 г. При остаточной стоимости работ свыше 1 млрд руб. в новой программе «Юг России» предусмотрено всего 330 млн руб. Вопрос увеличения финансирования мероприятий в зоне затопления в настоящее время решается
федеральными органами исполнительной
12
власти .
По мнению известного российского эксперта-экономиста М. Чернышова, Дагестан нуждается не столько в большом количестве электроэнергии, сколько в адекватных, привлекательных для потребителей тарифах [13]. В главных стратегических документах республики (Стратегия-2020) электроэнергетика обозначена в качестве одного из приоритетов с большим потенциалом роста. Согласно Стратегии-2020 за 10 лет планируется увеличить объемы выработки электроэнергии в 2,07 раза (увеличив мощности в 2,1 раза). Однако при этом не даются адекватные ответы на простые вопросы: какие именно объекты нужно строить, за счет каких факторов удастся ускорить темпы освоения энергоресурсов в республике? Всем хорошо известны проекты завершения строительства Ирганайской ГЭС, строительства Гоцатлинской, Агвалинской, Ахтынской ГЭС и 20 малых ГЭС. Но их
12Алиев Ш. Гоцатлинская ГЭС на сухом пайке. В Дагестане в очередной раз откладывается сдача крупнейшего строящегося энергообъекта. URL: http://kavpolit.eom/articles/g otsatlinskaja_ges_na_suhom_pajke-13257/
реализация может дать лишь менее половины того, что запланировано в Стратегии [14].
Агропромышленный комплекс -традиционный сектор экономики
Приоритетный проект «Создание точек роста» является основой развития в республике прежде всего агропромышленных
производств. Поэтому уже в первый год его реализации в Шамильском, Хасавюртовском и Буйнакском районах были организованы три логистические площадки для дальнейшего формирования агрокластеров с первичной переработкой сырья и овощехранилищами. Определены инвестиционные площадки и реестр резидентов под строительство около десятка других логистических центров, способствующих развитию рынков сырья и продуктов сельского хозяйства13.
Создание условий для привлечения частных инвестиций в республику также в центре внимания ее руководства. Для обеспечения притока дополнительных средств и реализуется приоритетный проект «Инвестиции в Дагестан». Уже проводится работа по осуществлению ряда крупных проектов за счет средств инвесторов. Так, завершается создание таможенно-логистического центра «Виадук», строительство завода по производству системных материалов несъемной опалубки и теплоизоляционных плит, возведение комплекса по переработке и хранению нефтепродуктов. Осуществляется работа по предоставлению государственных гарантий инвесторам для воплощения в республике инвестиционных проектов. Правительством б ы л и п р е д о с та в л е н ы гар ан ти и Дагагрокомплексу в объеме 1,8 млрд руб. для привлечения кредитных средств и приобретения сельхозтехники в лизинг, ООО «Мараби» - в объеме 70,5 млн руб. для строительства завода по производству напольной плитки и керамического гранита. Государственные гарантии Российской Федерации ООО «Мараби» в 2013 г. составили 493,4 млн руб. Одновременно проводится
13 К концу 2016 года мощность логистических центров Дагестана возрастет на 223,5 тыс. тонн. URL: https://kavkaz.versia.ru/k-koncu-2016-goda-moshhnost-logisticheskix-centrov-dagestana-vozrastet-na-2235-tys--tonn
работа по расширению участия республики в государственных программах Российской Федерации и федеральных целевых программах [11].
По примеру винно-коньячной отрасли, где перерабатывающие предприятия стали локомотивами развития виноградарства, решено всячески поощрять идею создания подобных кластеров и в других отраслях сельскохозяйственного производства.
Подвижки в этом направлении имеются -предприятия, создаваемые в рамках реализуемых и намеченных к реализации инвестпроектов, станут центрами
агропромышленных кластеров14 [15].
Главную ставку в этой работе предполагается сделать на инвесторов в рамках приоритетного проекта «Эффективный агропромышленный комплекс». В последнее время в этом направлении произошел коренной сдвиг. Полным ходом реализуется масштабный проект Дагагрокомплекса (строительство предприятий по переработке сахарной свеклы и овощей в северной части республики). К сожалению, сегодня он буксует, а у Дагагрокомплекса серьезные проблемы с выплатой кредитов. Заложен первый камень в основание
высокотехнологичного мясокомбината в Кизляре, который будет создан совместными усилиями ООО «Агрико» и компании «Нафта-Москва». Кроме того, в рамках проекта планируется построить рисоперерабатывающий завод в Кизляре, который со временем вполне может приобрести статус приоритетного.
В Южном Дагестане активно работают израильские специалисты, внедряющие в сельскохозяйственное производство самые передовые технологии. В Магарамкентском районе в 2015 г. компания «Эко-Продукт» начнет строительство крупной птицефабрики. Еще одну птицефабрику планирует построить в Бабаюртовском районе компания «АгроДагИталия», правда, и здесь в последнее время возникли сложности15.
14 Гаджиев Н.Г., Шараева Е.О. Стратегические направления реформирования экономики на региональном уровне // Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 36.
С. 2-6.
15 «АгроДагИталия» сменила птицу на баранину.
В Дагестане, где более половины населения проживает в сельской местности и на сельское хозяйство приходится 14,8% от общего объема ВРП, производство продуктов питания не удовлетворяет, тем не менее, потребности местного населения. К примеру, молоком республика обеспечена на 69%, мясом - 41%, яйцами - 23%, рыбой - 8%. Это ответ на вопрос, почему основные точки роста в Дагестане привязаны к агропромышленному производству. Проекты «Создание точек роста» и «Эффективный агропромышленный комплекс» направлены на развитие в первую очередь виноградарства, птицеводства, рисоводства, рыбохозяйственного комплекса, а также создание геотермальных агропарков16 [16].
Только за первый год реализации приоритетных проектов была осуществлена закладка 1 337 га садов и посадка 1 847 га виноградников. Особое внимание уделялось созданию садов интенсивного типа с высокой урожайностью. Сады были заложены в пяти районах республики - Кайтагском, Шамильском, Кумторкалинском, Левашинском и Магарамкентском. Созданы тепличный комплекс по выращиванию огурцов и томатов в пос. Ленинкент, птицекомплекс в Хасавюртовском районе, хозяйство по разведению осетровых пород рыб в Кизлярском районе. Внедрен кластерный подход к развитию виноградарства, в рамках которого ведущими винодельческими предприятиями заложено более 1 тыс. га виноградников. Разработана концепция развития овощеводства закрытого грунта, воплощаются пять инвестиционных проектов в сфере тепличного хозяйства (всего под теплицы отводится около 30 тыс. м2). В настоящее время ведется работа по четырем крупным инвестиционным проектам в области АПК в Кизлярском, Тарумовском и Бабаюртовском районах. В целях развития рыбохозяйственного комплекса республики будут сформированы четыре инвестиционные
URL: http://expertsouth.ru/novosti/-agrodagitaHia-smemla-pticu-na-baranin.html
16 Идзиев Г.И., Рабаданова А.А. Структурные изменения и тренд «деиндустриализации» экономики региона. Сравнительный анализ // Региональная экономика: теория и практика. 2016. № 7. С. 35-48.
площадки по товарному выращиванию рыбы [15-17].
Дальнейшему развитию сельского хозяйства будут способствовать принятые нормативно-правовые акты по снятию ограничений для поддержки личных подсобных хозяйств при предоставлении субсидий из республиканского бюджета. Ограниченность у сельскохозяйственных товаропроизводителей собственных финансовых ресурсов, низкая ликвидность имеющихся фондов и доходность производства сдерживают привлечение в отрасль внешних инвесторов. В свою очередь отсутствие средств для перехода на новые технологии и приобретения в ы с о коп р о и з в о д и те л ь н о й те х н и ки ограничивают возможности основной массы агропроизводителей по входу на рынок с конкурентоспособной продукцией. Все это приводит к снижению роли
сельхозпредприятий в аграрной структуре региона. В целом происходит концентрация производства и ресурсов в сельском хозяйстве: доля крупнейших производителей быстро растет, а роль остальных сельхозпредприятий падает, они превращаются в малые или ликвидируются. В итоге сформировалась двухполюсная аграрная структура: на одном полюсе сосредоточен узкий круг относительно крупных, эффективных сельхозпредприятий, а на другом - абсолютное преобладающее число низкоэффективных, слабых сельхозпредприятий [18].
Общеизвестно, что для сельхозпроизводителей устойчивый сбыт порой важнее кредитов. В последнее время и здесь наметился сдвиг -в 2015 г. республика подписала соглашение с правительством Московской области о строительстве логистического центра в 14 км от МКАД. Он начнет работать уже в следующем году, и дагестанские сельхозпроизводители смогут отгружать туда урожай будущего года. Работа эта ведется и в рамках претворения в жизнь проекта по созданию торгового дома «Новый Дагестан».
В России большой популярностью пользуются дагестанские продукты: мясо, овощи, фрукты. В Минсельхозе республики уверены, что, наряду с этими продуктами, брендами
Дагестана вполне могут стать унцукульские и гергебильские абрикосы, кулинский сыр и другая высококачественная продукция наших сельских тружеников. Предполагается, что строящийся логистический центр компании «Агрико» выступит основой кластера по приему и предпродажной подготовке продукции дагестанских сельхозпроизводителей. Кураторы республиканского агропрома предполагают, что уже через год им удастся создать все предпосылки для рывка и выйти на уровень годового прироста от 16 до 26%17.
Транспортная инфраструктура региона
Не менее важной мерой подъема экономики Дагестана в ходе реализации приоритетного проекта «Создание точек роста» является развитие транспортной инфраструктуры. С этой целью предусматривается существенное расширение транспортной сети республики, обеспечивающей оптимальное передвижение грузов и пассажиров по транспортному узлу «Каспийский ХАБ» (Махачкалинский морской торговый порт, аэропорт Уйташ, железнодорожный узел, транспортно-логистическая и материально-снабженческая инфраструктура). Следствием этого станет заметное оживление смежных с транспортом отраслей [16].
Одной из важнейших инициатив главы РД по вовлечению транспортного потенциала республики в международную систему транзита и перевозок является строительство Аваро-Кахетинской автодороги через Главный Кавказский хребет по линии Махачкала -Тбилиси. К сожалению, после атак со стороны экстремистских сил с поджогом техники и похищением рабочих проект был заморожен. Вместе с тем выполнение данного проекта должно была не только обеспечить социально-экономическое оживление высокогорных районов республики, но и решить масштабные геоэкономические задачи России по оптимизации грузо- и энергопотоков в обширном Кавказско-Каспийском регионе18.
17 В Дагестане создается комплексный логистический центр. URL: http://www.riadagestan.ru/news/president/v_dagesta ne_sozdaetsya_kompleksnyy_logisticheskiy_tsentr
18 Раджабов H. Имеет ли перспективы Аваро-Кахетинская дорога? URL: http://ndelo.ru/politika-5/3746-imeet-li-perspektivy-avaro-kakhetinskaya-doroga
Теневая экономика
В целом модернизацией охватываются не только отрасли реального сектора экономики, но и система управления, а также восприятие людьми происходящих преобразований. Именно поэтому реализуется приоритетный проект «Эффективное государственное управление». Речь в нем идет о формировании механизмов действенного государственного управления как открытой, динамичной и социально ориентированной системы. В связи с этим, в частности, внимание уделяется вопросам преодоления теневой экономики.
Общепризнанный факт: большая часть дагестанской экономики (по различным оценкам, от 50 до 70%) работает в так называемой тени. Хотя эта проблема -общероссийская: по «серым» схемам работают тысячи предприятий страны. Но даже на этом фоне экономика Дагестана выделяется особой затененностью [18]. Считается, что теневая экономика - это в п е р в у ю о че р е д ь и с п о л ь з о в ан и е предпринимателями всевозможных механизмов уклонения от уплаты налогов, злоупотребление правом и низкий уровень налоговой культуры, серые схемы выплаты зарплаты на предприятиях [19, 20]. В настоящее время руководство республики делает ставку на усиление взаимодействия местных органов власти с налоговыми службами, а также на дополнительную работу с налогоплательщиками. В работе по увеличению доходов бюджета, проводимой в соответствии с распоряжением главы республики от 28.10.2013 № 112-рп, задействованы все уровни власти. Для этого были заключены соглашения между органами исполнительной власти и местного самоуправления, территориальными органами федеральной исполнительной власти о взаимодействии и обмене информацией.
2013 г. является базовым для отсчета показателей по реализации приоритетных проектов, инициированных новым главой республики. В этот год было выявлено около 3,5 тыс. субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность без регистрации, из которых почти половина
(1,7 тыс.) поставлена на учет. По информации налоговой службы РД, поставлены на учет плательщики как земельного налога - 2,3 тыс. ед., так и налога на имущество физических лиц - 8,5 тыс. чел. По данным Росреестра, по РД дополнительно внесены в государственный кадастр недвижимости сведения о 4,6 тыс. земельных участках, что в 1,8 раза больше, чем в 2012 г. (2,6 тыс. ед.). В итоге установленные задания по сбору налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет республики были исполнены в полном объеме. В целях увеличения поступлений по транспортному налогу принят Закон РД, определяющий новые ставки налога для транспортных средств с повышенной мощностью. До этого транспортный налог в республике являлся одним из самых низких по СКФО и не менялся с 2009 г. Данный закон позволит привлечь в бюджет республики дополнительно около 100 млн руб.19.
В ходе многочисленных совещаний, посвященных проблеме увеличения в республике сбора налогов, было выявлено, что важнейшим направлением должна быть не столько активизация работы налоговиков, как это практиковалось раньше, сколько создание для предпринимателей условий, при которых им было бы комфортнее работать «на свету». Так, к примеру, чтобы увеличить налоговую отдачу от обувной отрасли, в которой заняты многие дагестанцы, было предложено организовывать торговые дома в промышленных центрах страны, через которые можно было бы централизованно продавать обувь из республики. При этом часть прибыли, которая сегодня оседает в карманах многочисленных посредников, производители бы выплачивали в казну.
К сожалению, это предложение так и осталось
20
нереализованным20.
Наряду с чисто экономическими мерами решено также максимально использовать
19Алиева Э. Раюдин Юсуфов: «Вывод экономики из тени -это проблема, которую за небольшой промежуток времени решить непросто». URL: http://www.riadagestan.ru/news/intervi ew/rayudin_yusufov_vyvod_ekonomiki_iz_teni_eto_problema_ko toruyu_za_nebolshoy_promezhutok_vremeni_reshit_neprosto/
20МеламедовА. Мешанина клановых интересов и
дружеских связей. URL: http://www.gazeta.ru/politics/2014/01/0 4 a 5829881.shtml
административные рычаги. Характерный пример: анализ положения дел в строительной отрасли России показывает, что налоги в этой отрасли составляют примерно 10% от объемов вложенных средств, тогда как в Дагестане этот показатель чуть выше 1%. В связи с этим было предложено выделять деньги на строительные работы лишь после предоставления гарантий того, что подрядчики выйдут на общероссийский налоговый уровень. Предлагалось также обязать подрядчиков эти самые 10% отдавать авансом, сразу же после поступления на их счета выделенных средств. К сожалению, на практике это начинание реализовать так и не удалось. Строители готовы выйти на общероссийский налоговый уровень и даже выплачивать налоги авансом. Однако перед правительством они выдвинули следующее условие: плата за землю, а также коррупционная составляющая тоже должны соответствовать общероссийскому уровню21.
Решено максимально использовать административные рычаги в отраслях, которые традиционно являются «кормушками» для немногочисленных команд, находящихся под покровительством того или иного высокопоставленного чиновника. Речь идет прежде всего о самом распространенном виде общественного транспорта республики -маршрутных такси. Выяснилось, что организации, собирающие деньги с маршрутчиков, практически ничего не платят в бюджет. То же самое касается многочисленных дагестанских рынков, основную прибыль от работы которых получают их хозяева, при этом успешно укрывающиеся от уплаты налогов.
На оптовых и розничных (участковых) рынках работу по увеличению собираемости налогов намечено проводить в двух направлениях. Первое связано с обязательной постановкой на налоговый учет всех торговцев (сегодня из 18 тыс. чел., работающих на рынках Дагестана, на учете состоят лишь 10 тыс.). Второе направление нацеливает хозяев рынков «делиться» с бюджетом. Для этого
21 Меламедов А. Мешанина клановых интересов и дружеских связей. URL: http://www.gazeta.ru/politics/2014/01/0 4 a 5829881.shtml
задействован потенциал всех контролирующих органов - вплоть до принятия решений о закрытии рынка.
Подобную стратегию борьбы с тенью, сочетающую в себе экономические и административные методы, решено применять во всех секторах экономики республики. Итогом проведенной работы по «осветлению» предпринимательской сферы стало заметное увеличение заработной платы: в сельском хозяйстве - в 1,9 раз (с 3,8 до 7,1 тыс. руб.), в добыче топливно-энергетических полезных ископаемых - в 3 раза (с 6,2 до 18,7 тыс. руб.), в строительстве - в 1,5 раза (с 10,1 до 15,2 тыс. руб.)22.
Заключение
Проанализировав общие тенденции и главные перспективные направления развития основных секторов производственного комплекса Дагестана - промышленности, энергетики, АПК и транспорта, - которые были обозначены в работах ведущих ученых-экономистов республики, авторы пришли к следующим основным выводам.
Руководство республики утвердило задачу формирования новой региональной системы современных отраслей кластерного типа, нацеленных на обеспечение гибкой и мобильной адаптации дагестанской экономики к непрерывно меняющимся запросам внешнего и внутреннего рынка. Намеченные меры позволят совершить рывок, увеличив вклад производства в республиканский ВРП до 8-10%. Однако если судить по бюджету Дагестана на 2016 г., эта задача вряд ли решаема, поскольку, промышленность республики до сих пор финансируется лишь «по остаточному принципу». Другими словами, серьезные инвестиции в отрасль, которая многие годы являлась одним из главных бюджетных кормильцев республики, пока не отмечаются.
С учетом лидирующей роли энергетики в экономике региона, можно сделать вывод о
22 Алиева Э. В Дагестане взят курс на «обеление» и выведение экономики из тени. URL: http://www.riadagestan.ru/ news/analytics/v_dagestane_vzyat_kurs_na_obelenie_i_vyvedenie _ekonomiki_iz_teni/
том, что комплексное решение проблем этой отрасли благотворно отразится на всех сферах деятельности. Эта отрасль способна оказывать существенное влияние на структуру регионального хозяйства, обеспечивая развитие социальной сферы и создание предпосылок для экономического роста. В связи с этим актуальность приобретают задачи по повышению экономической эффективности функционирования энергетического комплекса региона как базовой инфраструктурной отрасли регионального хозяйства.
Агропромышленный комплекс является традиционной для Дагестана отраслью. Однако ограниченность у сельскохозяйственных товаропроизводителей собственных финансовых ресурсов, экономическая устойчивость, низкая ликвидность имеющихся фондов и доходность производства сдерживают привлечение в отрасль внешних инвесторов. В свою очередь отсутствие средств для перехода на новые технологии и приобретения высокопроизводительной техники ограничивают в о з м о жн о с ти о с н о в н о й м ас с ы агропроизводителей для входа на рынок с конкурентоспособной продукцией. Все это приводит к снижению роли сельхозпредприятий в аграрной структуре региона.
Не менее важной мерой подъема экономики Дагестана в ходе реализации приоритетного проекта «Создание точек роста» является развитие транспортной инфраструктуры, особенно в горной зоне. Следует отметить, что в последние годы масштаб и интенсивность автодорожного строительства в горах превосходят показатели предыдущих этапов экономической истории республики.
В качестве обобщения изложенного можно сделать заключение. В качестве приоритетов развития экономики Дагестана в среднесрочной (до 2020 г.) перспективе должны выступать не количественные и краткосрочные, а качественные и долговременные изменения производственного комплекса, нацеленные на реальное преумножение богатства республики и обеспечивающие ее по-настоящему устойчивое развитие. Реализация всех приоритетных мероприятий, несомненно, даст необходимый импульс экономике. В итоге это позволит создать благоприятные условия для жизни людей и обеспечить их занятость с возможностью получения достойной заработной платы, а также сформировать позитивный имидж Дагестана как стабильного и безопасного региона.
Таблица 1
Динамика основных экономических показателей развития РД за 1980-2015 гг. (в качестве базовых приняты показатели за 1980 г.)
Table 1
Changes in the main economic indicators of the Republic of Dagestan for 1980-2015 (core figures are indicators of 1980)
Показатель 1980 2006 2015
Добыча нефти, млн т 2,3 0,33 0,18
В том числе % к исходным данным 100 15 7,8
Добыча газа естественного, млн м3 1 600 603 252
В том числе % к исходным данным 100 37,7 15,8
Производство электроэнергии, млрд кВт/ч 4,5 3,9 4,3
В том числе % к исходным данным 100 86,7 95,5
Улов рыбы, тыс. т 57,8 7,1 4
В том числе % к исходным данным 100 12,3 6,9
Производство мяса, тыс. т 38,1 72,4 226,9
В том числе % к исходным данным 100 190 596
Производство виноградного вина, тыс. дал 2 200,4 135,7 291,3
В том числе % к исходным данным 100 6,2 13,2
Производство консервов, руб. 470,7 23,1 25,3
В том числе % к исходным данным 100 4,9 5,4
Производство продукции машиностроения, млрд руб.* 13,6 0,296 0,226
В том числе % к исходным данным 100 2,2 1,7
Производство продукции народных художественных 1,5 0,76 1,08
промыслов, млрд руб.** В том числе % к исходным данным 100 50,9 71,8
Длина автодорог с твердым покрытием, тыс. км 0,2 8,6 21,5
В том числе рост к исходным данным 100 в 43 раза в 108 раз
* В сопоставимых ценах.
** В сопоставимых ценах по данным Ниналалов С.А. Ювелирные промыслы Дагестана в современных условиях и перспективы их развития // Вестник Института языка, литературы и искусства им. Г. Цадасы ДНЦ РАН. 2013. № 3. С. 123-134.
Источник: составлено авторами с использованием данных Дагестанстата и [20] Source: Authoring, based on the data of Dagestan statistics and [20]
Список литературы
1. Алиев В.Г. Экономика Республики Дагестан в преддверии нового этапа реформ // Центральная Азия и Кавказ. 2004. № 2. С. 157-166.
2. Лаппо ГМ. Города России. Взгляд географа. М.: Новый хронограф, 2012. 504 с.
3. Перцик Е.Н. Геоурбанистика. М.: Академия, 2009. 432 с.
4. Перспективы развития дагестанской экономики в 21 веке / под ред. В.Г. Алиева. Махачкала: Юпитер, 2002. 336 с.
5. Блохин В. Абдулатипов и социально-экономическая ситуация в РД. URL: http://pravdiy.com/abdulatipov.
6. Dzutsati V. Khloponin Focuses on Dagestan's Economy While Others See Threat of Civil War. North Caucasus Analysis, 2010, vol. 11, iss. 8. URL: http://www.jamestown.org/single/?tx_ttnews %5Btt_news%5D=37044.
7. Сагидов Ю.Н., Эльдаров Э.М., Петросянц В.З. и др. Дагестан на пути в будущее: социально-экономические преобразования. Махачкала: ДНЦ РАН, 1996. 175 с.
8. Алиев В.Г. Системно-синергетический подход при разработке стратегии развития экономики Республики Дагестан до 2020 года // Стратегия экономического развития Республики Дагестан до 2020 года. Материалы научно-практической конференции. Махачкала: ДНЦ РАН, 2008. С. 155-164.
9. Бучаев Я.Г. Производственные приоритеты Республики Дагестан и механизмы их реализации // Региональные проблемы преобразования экономики. Материалы V Всероссийской научно-практической конференции. Махачкала: ИСЭИ ДНЦ РАН, 2014. С. 25-32.
10. Askerov N.S. Cluster Approach in Implementing the Socio-economic Development Strategy of the Region. International Journal of Econometrics and Financial Management, 2014, no. 2(4), pp. 124-129.
11. Джаватов Д.К., Маллаева М.И. Кластеры в городской экономике: сущность, объективные предпосылки и перспективы развития // Вестник Дагестанского государственного университета. 2015. Вып. 5. С. 34-45.
12. Eldarov E.M., HollandE.C., Kamilov M-K.B. Oil and Gas Production in the Russian Sector of the Caspian Sea: Public Opinion on Development Paths and Consequences. The Professional Geographer, 2015, vol. 67, no. 3, pp. 342-350.
13. Чернышов М.М. Долгосрочные ориентиры изменения структуры народнохозяйственного комплекса Республики Дагестан // Региональные проблемы преобразования экономики. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Махачкала: ИСЭИ ДНЦ РАН, 2010. С. 44-49.
14. Чернышов М.М. О мифотворчестве в сфере дагестанской электроэнергетики // Труды Географического общества Дагестана. 2010. № 38. С. 49-58.
15. Казиханов А.М. Проблемы инновационного развития АПК региона // Вестник Дагестанского государственного университета. 2015. № 5. С. 16-24.
16. Гаджиев Н.Г., Меламедов А.Л., Эльдаров Э.М. Приоритеты экономического роста Дагестана на современном этапе // Региональные аспекты социальной политики. 2015. № 17. С. 98-112.
17. Шарипов Ш.И. Структурные преобразования в аграрном секторе как инструмент обеспечения экономического роста // Стратегия экономического развития Республики Дагестан до 2020 года. Материалы научно-практической конференции. Махачкала: ДНЦ РАН, 2008. С. 819-927.
18. Чернышов М.М. Основы экономической теории коррупции // Современный Кавказ. 2006. № 3. С. 83-87.
19. Гаджиев Д.М. Система мер противодействия коррупции в Республике Дагестан // Региональные аспекты социальной политики. 2011. № 13. С. 112-115.
20. Алиев Б.Х. Актуальные направления стратегического развития Республики Дагестан // Стратегия экономического развития Республики Дагестан до 2020 года. Материалы научно-практической конференции. Махачкала: ДНЦ РАН, 2008. С. 124-131.
Информация о конфликте интересов
Мы, авторы данной статьи, со всей ответственностью заявляем о частичном и полном
отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было
третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи.
Настоящее заявление относится к проведению научной работы, сбору и обработке данных,
написанию и подготовке статьи, принятию решения о публикации рукописи.
ISSN 2311-8709 (Online) Investing
ISSN 2071-4688 (Print)
CURRENT ISSUES OF ECONOMIC SPECIALIZATION OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN
Nazirkhan G. GADZHIEV^, Murtazali Kh. RABADANOVb, Gadzhimurad I. IDZIEVc, El'dar M. EL'DAROVd
a Dagestan State University, Makhachkala, Republic of Dagestan, Russian Federation [email protected]
b Dagestan State University, Makhachkala, Republic of Dagestan, Russian Federation [email protected]
c Institute of Socio-Economic Research, Dagestan Science Centre of RAS, Makhachkala, Republic of Dagestan,
Russian Federation
d Dagestan State University, Makhachkala, Republic of Dagestan, Russian Federation [email protected]
• Corresponding author
Article history:
Received 17 November 2016 Received in revised form 1 December 2016 Accepted 13 December 2016 Available online 16 January 2017
JEL classification: 018, P25 P48, R11, R58
Keywords: priority project, gross regional product, shadow economy, new industrialization, import substitution
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2016
Abstract
Subject The article discusses trends and possible prospects for increasing the economic capacity of the Republic of Dagestan.
Objectives The objective of the study is a complex research in the problems of Dagestan economy development under a new approach, which is primarily based on the most specialized production using the latest achievements of science and technology and thus having a high share of added value of the end product.
Methods In the course of the research, we employed methods of logical and statistical , analysis.
Results Implementation of priority projects will undoubtedly give impetus to the Republic's economy. Eventually, it will enable to create favorable living environment and ensure employment with decent remuneration, and to create a positive image of Dagestan as a stable and safe region.
Conclusions The power industry, agro-industrial complex, and the transport industry of the Republic should create a base of the new regional system of modern cluster-type industries to ensure flexible and mobile adaptation of the Dagestan economy to continuously changing demands of the foreign and domestic market. The top of the hierarchy of such industries should be the most specialized productions in the interregional relations that are designed to provide a large-scale presence of the Republic of Dagestan in the Russian market and determine its future export potential.
References
1. Aliev V.G. [The economy of the Republic of Dagestan in anticipation of a new stage of reforms]. Tsentral'naya Aziya i Kavkaz = Central Asia and the Caucasus, 2004, no. 2, pp. 157-166. (In Russ.)
2. Lappo G.M. Goroda Rossii. Vzglyad geografa [Cities of Russia. A geographer's view]. Moscow, Novyi khronograf Publ., 2012, 504 p.
3. Pertsik E.N. Geourbanistika [Urban geography]. Moscow, Akademiya Publ., 2009, 432 p.
4. Perspektivy razvitiya dagestanskoi ekonomiki v 21 veke [The prospects for the Dagestan economy development in the 21st century]. Makhachkala, Yupiter Publ., 2002, 336 p.
5. Blokhin V. Abdulatipov i sotsial'no-ekonomicheskaya situatsiya v RD [Abdulatipov and a social and economic situation in the Republic of Dagestan]. Available at: http://pravdiy.com/abdulatipov. (In Russ.)
6. Dzutsati V. Khloponin Focuses on Dagestan's Economy While Others See Threat of Civil War. North Caucasus Weekly, 2010, vol. 11, iss. 8. Available at: http://www.jamestown.org/single/? tx_ttnews%5Btt_news%5D=37044.
7. Sagidov Yu.N., El'darov E.M., Petrosyants V.Z. et al. Dagestan na puti v budushchee: sotsial'no-ekonomicheskie preobrazovaniya [Dagestan on the way to the future: Social and economic transformations]. Makhachkala, Dagestan Science Centre of RAS Publ., 1996, 175 p.
8. Aliev V.G. [A systems and synergy approach in designing the strategy of economy development of the Republic of Dagestan till 2020]. Strategiya ekonomicheskogo razvitiya Respubliki Dagestan do 2020 goda. Materialy nauchno-prakticheskoi konferentsii [Proc. Sci. Conf. Strategy of Economic Development of the Republic of Dagestan till 2020]. Makhachkala, Dagestan Science Centre of RAS Publ., 2008, pp. 155-164. (In Russ.)
9. Buchaev Ya.G. [Production priorities of the Republic of Dagestan and mechanisms of their implementation]. Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki. Materialy V Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Proc. 5th All-Rus. Sci. Conf. Regional Problems of Economy Transformation]. Makhachkala, Institute of Socio-Economic Research, Dagestan Science Centre of RAS Publ., 2014, pp. 25-32. (In Russ.)
10. Askerov N.S. Cluster Approach in Implementing the Socio-economic Development Strategy of the Region. International Journal of Econometrics and Financial Management, 2014, no. 2(4), pp. 124-129.
11. Dzhavatov D.K., Mallaeva M.I. [Clusters in the urban economy: Essence, objective prerequisites and prospects for development]. Vestnik Dagestanskogo gosudarstvennogo universiteta = Herald of Dagestan State University, 2015, vol. 5, pp. 34-45. (In Russ.)
12. Eldarov E.M., Holland E.C., Kamilov M-K.B. Oil and Gas Production in the Russian Sector of the Caspian Sea: Public Opinion on Development Paths and Consequences. The Professional Geographer, 2015, vol. 67, no. 3, pp. 342-350.
13. Chernyshov M.M. [Long-term reference points of change in the structure of economic complex of the Republic of Dagestan]. Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki. Mater. Vseros. nauch.-prakt. konf [Proc. 5th All-Rus. Sci. Conf. Regional Problems of Economy Transformation]. Makhachkala, Institute of Socio-Economic Research, Dagestan Science Centre of RAS Publ., 2010, pp. 44-49. (In Russ.)
14. Chernyshov M.M. [On mythmaking in the sphere of the Dagestan power industry]. Trudy Geograficheskogo obshchestva Dagestana = Proceedings of the Geographical Society of Dagestan, 2010, no. 38, pp. 49-58. (In Russ.)
15. Kazikhanov A.M. [Problems of innovative development of agrarian and industrial complex of the region]. Vestnik Dagestanskogo gosudarstvennogo universiteta = Herald of Dagestan State University, 2015, no. 5, pp. 16-24. (In Russ.)
16. Gadzhiev N.G., Melamedov A.L., El'darov E.M. [Priorities of economic growth of Dagestan at the present stage]. Regional'nye aspekty sotsial'noi politiki = Regional Aspects of Social Policy, 2015, no. 17, pp. 98-112. (In Russ.)
17. Sharipov Sh.I. [Structural transformations in the agrarian sector as an instrument to ensure economic growth]. Strategiya ekonomicheskogo razvitiya Respubliki Dagestan do 2020 goda. Materialy nauchno-prakticheskoi konferentsii [Proc. Sci. Conf. Strategy of Economic Development of the Republic of Dagestan up to 2020]. Makhachkala, Dagestan Science Centre of RAS Publ., 2008, pp. 819-927. (In Russ.)
18. Chernyshov M.M. [Backbone of the economic theory of corruption]. Sovremennyi Kavkaz = Modern Caucasus, 2006, no. 3, pp. 83-87. (In Russ.)
19. Gadzhiev D.M. [A system of anti-corruption measures in the Republic of Dagestan]. Regional'nye aspekty sotsial'noi politiki = Regional Aspects of Social Policy, 2011, no. 13, pp. 112-115. (In Russ.)
20.Aliev B.Kh. [Urgent areas of strategic development of the Republic of Dagestan]. Strategiya ekonomicheskogo razvitiya Respubliki Dagestan do 2020 goda. Materialy nauchno-prakticheskoi konferentsii [Proc. Sci. Conf. Strategy of Economic Development of the Republic of Dagestan up to 2020]. Makhachkala, Dagestan Science Centre of RAS Publ., 2008, pp. 124-131. (In Russ.)
Conflict-of-interest notification
We, the authors of this article, bindingly and explicitly declare of the partial and total lack of actual or potential conflict of interest with any other third party whatsoever, which may arise as a result of the publication of this article. This statement relates to the study, data collection and interpretation, writing and preparation of the article, and the decision to submit the manuscript for publication.