МУДУЕВ Ш.С., ГАДЖИЕВ М.М.
РАЗВИТИЕ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ ДАГЕСТАНА (В КОНТЕКСТЕ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ЭКОНОМИКИ, ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ, МОДЕРНИЗАЦИИ СУЩЕСТВУЮЩИХ И СОЗДАНИЯ НОВЫХ ПРОИЗВОДСТВ)
Аннотация. В статье анализируется современное состояние реального сектора экономики Республики Дагестан, раскрываются основные причины, препятствующие развитию, а также представлен комплекс мероприятий, реализация которых приведет к устойчивому развитию производственной сферы республики; предложена модель тройной спирали для содействия развитию инновационной сферы республики. Ключевые слова: реальный сектор экономики, сельское хозяйство, промышленное производство, технико-технологическая модернизация, модель тройной спирали.
MOODUEV SH.S., GADJIEV М.М.
DEVELOPMENT OF THE REAL SECTOR OF ECONOMY OF DAGESTAN (IN THE CONTEXT OF DIVERSIFICATION OF ECONOMICS, INNOVATIONAL TRANSFORMATIONS, MODERNIZATION OF THE EXISTING ONES AND CREATION OF NEW PRODUCTIONS)
Abstract. The article analyzes the modern state of the real sector of the economy of the Republic of Dagestan, discloses the main reasons that are impeding its development, as well as giving a complex of arrangements the implementation of which will lead to the stable development of the production industry of the Republic. A model of a triple spiral to assist the development of the innovative field of the Republic is suggested.
Keywords: the real sector of the economy, agriculture, industrial production, technical and technological modernization, a model of a triple spiral.
Российская промышленная политика в настоящее время ориентирована на решение системных проблем, препятствующих переходу промышленности на инновационный путь развития. Промышленные предприятия испытывают дефицит современного оборудования, недостаток в кадровом обеспечении, низкий уровень производительности труда, высокий уровень материа-ло- и энергоемкости производимой продукции, дорогих денег.
Основными документами, определяющими государственную политику по развитию промышленного потенциала, является Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» [1], а также отраслевые стратегии [7] и программы [8].
Федеральные министерства и ведомства совместно с региональными властями реализуют ряд мер государственной поддержки отраслей промышленности, направленных на стимулирование предприятий к переходу на принципы и стандарты развитой экономической системы. Для этого применяется различный набор инструментов.
Во-первых, это государственные программы (ГП) и федеральные целевые программы (ФЦП), реализация которых предполагает развитие высокотехнологичных отраслей промышленности.
Для развития высокотехнологичных видов промышленности приняты и функционируют десять ГП: «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности (2012-2020
МудуЕв Ш.С., Гаджиев М.М.
РА&БИГИЕ РЕАЛЬНОГО СГКТОРА ЭКОНОМИКИ ДЛГГСТЛНЛ (Б КОНТЕКСТЕ ЩБЕРСИФИКЛЦИИ ЭКОНОМИКИ, ИННОВАЦИОННЫХ
гг.)», «Экономическое развитие и инновационная экономика (2013-2020 гг.)», «Развитие авиационной промышленности (2013-2025 гг.)», «Развитие судостроения (2013-2030 гг.)», «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности (2013-2025 гг.)», «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности (2013-2020 гг.)», «Космическая деятельность России (2013-2020 гг.)», «Развитие науки и технологий (2013-2020 гг.)», «Экономическое развитие и инновационная экономика (2013-2020 гг.)», «Развитие атомного энергопромышленного комплекса», «Энергоэффективность и развитие энергетики (2013-2020 гг.)». Составными элементами большинства этих госпрограмм являются ФЦП.
Второй важный блок мер государственной поддержки — это система субсидий процентных ставок по банковским кредитам и взносов в уставные капиталы, направленная на сохранение и развитие промышленного капитала.
В-третьих, финансирование НИОКР вне рамок ФЦП, в т. ч. выполнение НИОКР по государственным контрактам и научное сопровождение инновационных проектов государственного значения.
В-четвертых, набор нормативно-правовых и фискальных инструментов, обеспечивающих устойчивое функционирование отраслей промышленности, их инновационное развитие и модернизацию, а также выравнивание условий входа на зарубежные рынки.
В-пятых, создание эффективной системы технического регулирования, совершенствование национальной системы стандартизации и обеспечения единства измерений.
В-шестых, защита внутреннего рынка от давления импорта.
В-седьмых, привлечение ресурсов государственных институтов развития для реализации инвестиционных проектов.
На федеральном уровне приняты стратегии развития промышленных видов экономической деятельности: пищевой и перерабатывающей, медицинской, автомобильной, фармацевтической, судостроительной, металлургической, электронной, легкой, авиационной, химической и нефтехимической, энергетической.
На региональном уровне, в частности, в Дагестане в числе десяти утверждены планы реализации приоритетных проектов развития республики «Новая индустриализация», «Эффективный агропромышленный комплекс» и др., где определены пошаговые действия органов государственной власти и инвесторов по обеспечению реализации проектов развития производственной сферы.
Приняты государственные программы Республики Дагестан «Модернизация промышленности Республики Дагестан на 2014-2018 гг.» и «Развитие научно-технического и инновационного потенциала Республики Дагестан на 2014-2018 гг.», для реализации которых в республиканском бюджете на 2014 г. предусмотрено финансирование в сумме 152,3 млн рублей.
Главными целями реализации этих программ является диверсификация экономики республики и повышение ее конкурентоспособности путем реконструкции и модернизации существующих и создания новых современных высокотехнологичных инновационных промышленных предприятий.
Реализация программных мероприятий позволит привлечь федеральные средства на модернизацию и развитие научно-технического потенциала в размере около 5,0 млрд руб. до 2018 г., создать более 8,0 тыс. новых высокопроизводительных и высокооплачиваемых рабочих мест, довести уровень налоговых платежей с 170 млн руб., собранных в 2012 г., до 540 млн руб. в 2018 г.
Основу экономической базы республики в настоящее время составляют агропромышленный, промышленный, строительный, топливно-энергетический, туристско-рекреационный и торгово-транспортно-логистический комплексы, которые имеют значительный потенциал развития.
Анализ современного состояния экономики республики убеждает в необходимости сосредоточиться на «ударных» высокоэффективных направлениях, действуя по которым можно вывести из состояния депрессивной стагнации экономику республики.
Необходимо отметить, что промышленное производство занимает особое место в экономике Республики Дагестан, имея высокое мультипликативное влияние на другие виды экономической деятельности.
Ведущее место в структуре промышленного производства занимают топливно-энергетическая, машиностроительная, строительная и пищевая отрасли, которые вместе производят более 75 % всей продукции промышленности республики.
К наиболее крупным предприятиям промышленности относятся: Дагестанский филиал ОАО «РусГидро», ООО «Дагестанэнерго», ОАО «Нефтяная компания "Роснефть-Дагнефть"», ОАО «Дагнефтегаз», ООО «ГазпромТрансгаз Махачкала», ОАО «Завод Дагдизель», ОАО «Каспийский завод точной механики», ОАО «Завод им. Гаджиева», ОАО «Авиаагрегат», ОАО «Кизлярский электроаппаратный завод», ОАО НПК «Русская радиоэлектроника», ОАО «Электросигнал», ОАО «Избербашский радиозавод», ОАО НИИ «Сапфир», ОАО «Буйакский агрегатный завод» (табл. 1).
Таблица 1.
Количество действующих организаций в промышленности Республики Дагестан по видам экономической деятельности (крупные и средние организации)
Вид деятельности 2005 2010 2011 2012 2013
Всего, в том числе: 955 458 392 292 292
Добыча полезных ископаемых 11 22 21 13 13
Обрабатывающие производства 856 347 299 217 217
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 88 89 72 62 62
Источник: составлено по данным Дагестанстата за соответствующий год.
В качестве одного из основных стратегических направлений развития экономики республики определено создание современного конкурентоспособного промышленного производства на основе технического перевооружения и модернизации действующих производств и строительства новых промышленных предприятий в целях удовлетворения потребностей рынка в современной промышленной продукции.
Приоритетом в машиностроительном комплексе республики является производство автокомпонентов и автотехники, формирование на этой основе соответствующего кластера. Предприятия республики обладают определенным научно-техническим, производственным, кадровым потенциалом для организации и развития производства автокомпонентов и автотехники, располагают свободными производственными площадями (табл. 2).
Таблица 2.
Среднесписочная численность работников по видам деятельности
2005 2010 2011 2012 2013
Всего, чел., в том числе: 50 529 37 388 38 890 33 224 32 287
Добыча полезных ископаемых 4 662 2 882 3 231 3 073 2 900
Обрабатывающие производства 35 245 23 298 24 740 19 793 19 085
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 10 622 11 208 10 919 10 358 10 302
Источник: составлено по данным Дагестанстата за соответствующий год.
В то же время технологическое оборудование на промышленных предприятиях республики физически и морально изношено. В связи с этим промышленный комплекс Республики Дагестан нуждается в коренной модернизации в части привлечения новых технологий, установки современного промышленного оборудования (рис. 1).
Промышленные предприятия: ОАО «Избербашский радиозавод им. П.С. Плешакова» (Избербаш), ОАО «Электросигнал» (Дербент), ОАО «ДНИИ «Волна» (Дербент), ОАО «НПК "Русская радиоэлектроника"» (Махачкала), ОАО «Завод "Дагдизель"» (Каспийск) активно участвуют в четырех профильных ФЦП («Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники на 2008-2015 гг.», «Развитие морской техники на 2008-2015 гг.», «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 гг. и 2015 г.» и «Развитие оборонно-
МуДУЕв Ш.С., Гаджиев М.М.
РЛШПИЕ РЕАЛЬНОГО СШОРЛ ^ОНОМШИДМЕСТЛНЛ (Б КОНТЕКСТЕ ШВЕРОгаЖЛЦИИ экономики, инномшоннш.
промышленного комплекса Российской Федерации на 2011-2020 гг.», общая сумма предусмотренных средств на 2014 г. — 4,7 млрд руб. Работа по расширению участия промышленных предприятий в федеральных целевых программах и государственных программах России ведется непрерывно.
Рис. 1. Степень изношенности основных фондов промышленности Республики Дагестан, в процентах Источник: составлено по данным Дагестанстата за соответствующий год.
В настоящее время ОАО ДНИИ «Волна» участвует в ФЦП «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники на 2008-2015 гг.» и «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 гг. и на период до 2015 г.». В рамках реализации программных мероприятий в подпрограмме «Разработка базовой технологии создания несущих конструкций первого и второго уровней для внутриобъектовых сетей передачи-приема аудио- и видеотелеметрической информации» предприятием проводятся научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, направленные на создание перспективной цифровой аппаратуры внутренней связи и коммутации, комплексной электронной сервисной внутрисалонной системы связи для оснащения перспективных гражданских самолетов.
На ОАО «Избербашский радиозавод им. Плешакова» создано конструкторское бюро, которое занимается разработкой и внедрением самого современного аэронавигационного оборудования. Началось производство высокотехнологичных лифтов.
Вместе с тем, исходя из имеющегося перечня федеральных целевых программ и объемов их финансирования, в частности, по линии Минпромторга России и Минобороны России, имеются значительные резервы дополнительного участия в них промышленных предприятий республики. Ведется работа по расширению участия промышленных предприятий в ФЦП (дополнительно от 3 до 5 программ). Данное направление имеет значительный потенциал для развития.
Как показывает мировой опыт, переход на новую экономику инновационного развития требует создания нового инструментария, который позволит обеспечить благоприятный инновационный климат.
В целях развития научно-технического и инновационного потенциала промышленности на базе промышленных предприятий республики сформированы три технопарка: «Композиционные материалы и волокна» на базе ООО «НБТ Дагестан»; 1Т-парк полного цикла «Идея-серия» на базе ОАО «НПК "Русская радиоэлектроника"»; «Фотон» на базе ООО «Глобал-М». Планируется создание индустриальных парков на базе 5-7 предприятий республики. Ведется постоянная работа по формированию эффективной инновационной инфраструктуры.
В Республике Дагестан имеются предпосылки активизации инновационного процесса, проявляющиеся в настоящее время единично и главным образом на крупных предприятиях, имеющих собственную научно-исследовательскую и конструкторскую базы.
Доля инновационной продукции в гражданском машиностроении, особенно на предприятиях оборонно-промышленного комплекса республики, растет медленными темпами. Основной
объем затрат на технологические инновации составляют собственные средства промышленных предприятий, отсутствуют частные инвестиции в высокотехнологичное производство, практически не задействован механизм государственно-частного партнерства.
Удельный вес инновационных товаров в общем объеме отгруженных товаров республики составил 0,9 % (РФ — 8,0 %, СКФО — 7,8 %). Доля инновационно-активных организаций республики составила 6,5 % (РФ — 10,3 %, СКФО — 6,4 %). Количество созданных передовых технологий в республики составило 7 ед. (РФ — 1 324 ед., СКФО — 8 ед.). Количество используемых передовых технологий в республике составило 437 ед. (РФ — 191 372 ед., СКФО — 1 852 ед.). Объем затрат организаций на технологические инновации в республике 2012 г. составил 23,2 млн руб. (РФ — 904 560,8 млн руб., СКФО — 2 898,5 млн руб.).
Учитывая анализ, показывающий низкий уровень развития инноваций, следует отметить, что производственный комплекс в Дагестане нуждается в коренной модернизации в части применения новых технологий, установки современного промышленного оборудования, а также в совершенствовании нормативно-правовой базы, влияющей на развитие.
Существенным недостатком созданной инновационной инфраструктуры является разрозненность субъектов инновационной деятельности. Негативное влияние оказывает отсутствие тесной взаимосвязи между государством, наукой и производством, что приводит к снижению эффективности использования научных разработок и внедрения результатов фундаментальных и прикладных исследований в производство.
Инновационная деятельность ведется на многих предприятиях республики. В частности: ОАО «Авиаагрегат», ООО «Дагкремний», ОАО «Избербашский радиозавод им. Плешакова», ОАО «ДНИИ "Волна"», ОАО «Завод "Дагдизель"», ОАО «Концерн КЭМЗ», ОАО «Сапфир», ОАО «Электросигнал», ОАО «НПК "Русская радиоэлектроника"» и ряд других.
Разработаны и освоены новые изделия в ОАО «Авиаагрегат» для ОАО «АвтоВАЗ», аэронавигационное оборудование в ОАО «НИИ "Сапфир"» и ОАО «Избербашский радиозавод им. Плешакова» для наземных служб аэропортов. ООО «Дагкремний» освоило производство светодиодных светильников, начата реализация проекта по производству солнечных модулей для автономного энерготеплообеспечения. Внедряются современные ресурсо- и энергосберегающие технологии, направленные на экономию не только бюджетных расходов, но и средств населения.
Расширению взаимодействия между отраслевыми научно-исследовательскими учреждениями и бизнесом в инновационной сфере может содействовать развитие инновационной сферы республики по модели «тройной спирали». Данная модель заключается в тесном взаимодействии университетов, власти и бизнеса. Необходимо изучить примеры работы модели «тройной спирали» на опыте разных стран мира для внедрения положительного практического опыта в регионах России, в том числе в Республике Дагестан. Модель «тройной спирали» можно реализовать в виде инновационных кластеров на базе университетов, академических и прикладных научных центров в непосредственном взаимодействии федеральной и региональных властей в рамках принятой стратегии развития. В этом смысле политика, направленная на развитие инновационных кластеров в республике, является ключевым моментом развития инновационной экономики (рис. 2).
Среди мер поддержки долгосрочного инновационного партнерства по приоритетным технологическим направлениям для развития экономики — увеличение числа бизнес-инкубаторов, разработка инновационной программы развития с привлечение специалистов академического сектора науки, ведущих вузов и НИИ (стратегии или программы инновационного развития Республики Дагестан) с учетом опыта других регионов России [10].
Действующая практика государственной поддержки в виде предоставления налоговых льгот предусматривает получение инвестиционным проектом статуса приоритетного. Процедура получения статуса требует определенного временного интервала. В этой связи целесообразно внести в законодательство изменения, предусматривающие упрощенный порядок предоставления предприятиям и организациям в период освоения ими инноваций льгот по отдельным видам налогов на основании реализации инновационного проекта, внедрения инновационных разработок в производство. В качестве стимулирующих мер необходимо ускорить разработку порядка предоставления субсидий из республиканского бюджета на возмеще-
МуДУЕв Ш.С., Гаджиев М.М.
РЛШПИЕ РЕАЛЬНОГО СШОРЛ ^ОНОМШИДМЕСТЛНЛ (Б КОНТЕКСТЕ Щ1ВЕРС11ФИКЛД11И ЭКОНОМИКИ. ИННОМШОННШ.
ние части затрат на реализацию инновационных проектов, включенных в Единый реестр инновационных проектов Республики Дагестан.
Рис. 2. Модель «тройной спирали» [9]
В рамках участия в федеральных целевых программах проводятся научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки на промышленных предприятиях республики:
В рамках Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике в Республике Дагестан» проводятся мероприятия по созданию и модернизации высокопроизводительных рабочих мест.
Так, по инициативе ОАО «НПК "Русская радиоэлектроника"» реализуется проект «Создание 1Т-парка полного цикла "Идея-серия"». Проект предполагает создание высокотехнологичных рабочих мест (около 1500 чел.) разработчиков радиоэлектронной аппаратуры различного назначения, доведение высокого инновационного потенциала до практической реализации (серийного производства).
Создание условий для развития в республике сети технопарков, разработки механизмов стимулирования ученых и изобретателей в подготовке инновационных проектов, имеющих реальные шансы на коммерциализацию, станет неоспоримым фактором развития инновационной активности промышленных предприятий республики.
Вместе с тем развитие промышленности сдерживается наличием значительного удельного веса оборонных предприятий, зависящих от государственного заказа. В настоящее время оборонную продукцию в Республике Дагестан выпускают 11 предприятий с численностью работников около 7,5 тыс. чел., являющихся социально-значимыми для развития экономики республики. Они выпускают оборонную продукцию, которая составляет более половины объемов всей продукции машиностроительного комплекса республики.
Однако объемы государственного оборонного заказа, размещаемого на этих предприятиях, не обеспечивают достаточную загрузку имеющихся мощностей. Потенциал оборонных предприятий Дагестана позволяет обеспечить исполнение госзаказа в 4-5 раз больше нынешних объемов.
За 2013 г. оборонными предприятиями Республики Дагестан выполнено контрактов всего на сумму около 2,4 млрд руб., за 2014 г. оборонный заказ составил 4,7 млрд руб., работа в этом направлении активно будет продолжаться (рис. 3).
Сохранение и увеличение государственного заказа на оборонную продукцию, размещаемую на предприятиях Республики Дагестан, является одним из приоритетов в развитии машиностроительного комплекса и промышленности республики в целом (табл. 3).
2010 г. 2011г. 2012 г. 2013 г,
Рис. 3. Доля оборонной продукции в общем объеме продукции машиностроительного комплекса Республики Дагестан
Таблица 3.
Объемы производства машиностроения по гособоронзаказу (млн руб.)
Наименование показателя 2010 2011 2012 2013 2014
Объем оборонного заказа 1 830,0 2 214,2 1 484,8 2 400,0 4 700,0
Источник: составлено по данным Дагестанстата, Минпромтрансэнерго Республики Дагестан за соответствующий год
Необходимо и дальше активизировать и налаживать устойчивые партнерские отношения и конкретную работу по взаимодействию с соответствующими федеральными структурами для принятия дополнительных мер по увеличению объемов гособоронзаказа, размещаемого на предприятиях республики в последующие годы.
Дагестан обладает большим потенциалом развития промышленного производства строительных материалов из местного сырья. Имеющиеся запасы сырья способны удовлетворить потребность в текущем и перспективном периоде в песке, гравийно-песчаной смеси, бутовом камне, кирпичных глинах, глинах для цемента, пильного известняка для производства строительных материалов. Обеспеченность месторождений строительных материалов на территории республики по разведанным запасам при существующих уровнях добычи составляет: глины и суглинки для кирпича и черепицы, глины для керамзита, песка стекольного и для силикатных изделий, песчано-гравийной смеси, камня облицовочного, карбонатной породы для строительной извести — более 100 лет, песка строительного — более 90 лет, камня строительного (бутового) — более 150 лет.
Объем разведанных запасов общераспространенных полезных ископаемых на территории Республики Дагестан составляет: глин и суглинков — 54,8 млн куб. м, песков — 54,8 млн куб. м, песчано-валунно-гравийных материалов — 230,7 млн куб. м, известняков — 20,3 млн куб. м., минеральных красок — 29 тыс. тонн, стекольного сырья — 57,0 млн тонн, сырья для производства строительной извести — 6 213 тыс. тонн, строительной извести и щебня — 38,6 млн куб. м, гипса — 7 135 тыс. тонн.
Несмотря на наличие такого потенциала, номенклатура выпускаемой продукции предприятиями промышленности строительных материалов не полностью удовлетворяет потребности современного строительного производства. Обеспечение строительства в республике многими материалами, изделиями и техникой осуществляется за счет завоза из других регионов.
Отсутствие в республике цементно-помольных предприятий вынуждает потребителей покупать цемент за пределами республики по монопольно завышенным ценам. Запасы сырья для производства цемента в Республике Дагестан предопределяют долгосрочное производство цемента. Установлено более 15 месторождений сырья для производства цемента. Прогнозные запасы составляют порядка 3 млрд тонн. По данным Института геологии ДНЦ РАН, прогнозные запасы глины — второй составляющей цементного сырья — равны более 2,5 млрд тонн. В связи с этим в республике имеется возможность строительства цементных заводов.
Республика Дагестан является перспективным регионом для развития и освоения энергетических природных ресурсов и твердого минерального сырья. Недра Дагестана обладают нефтью, газом, горючими сланцами, рудами цветных металлов. В Южном Дагестане находит-
МудуЕв Ш.С., Гаджиев М.М.
РА&БИТИЕ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ ДЛГГСТЛНЛ (Б КОНТЕКСТЕ ЩБЕРСИФИКЛЦИИ ЭКОНОМИКИ, ИННОВАЦИОННЫХ
ся самое крупное на Северном Кавказе медно-колчеданное месторождение «Кизил-Дере», которое, по предварительным оценкам, способно дать 1,1-1,3 млн тонн меди и более 130 тыс. тонн цинка.
По разным экспертным оценкам, на шельфовых месторождениях Каспийского моря сконцентрирован значительный объем углеводородного сырья. Однако дагестанские нефтяные компании не имеют технологий и ресурсов, необходимых для шельфовой разработки и добычи углеводородов.
При нынешних высоких мировых ценах на углеводородное сырье инвестиционная привлекательность данных проектов бесспорна. Однако вопросы привлечения инвестиций в эту отрасль пока еще затруднительны и не решены. На то могут быть как объективные, так и субъективные причины, которые необходимо преодолевать. Для стабильного роста добычи топливно-энергетических полезных ископаемых указом главы Республики Дагестан от 27 марта 2014 г. № 72 создано ОАО «Государственная нефтегазовая компания Республики Дагестан», которое будет осуществлять деятельность в сфере привлечения инвестиций в разведку, разработку и добычу нефти и газа, а также реализации газа, нефти и нефтепродуктов в республике.
Республика Дагестан относительно водообеспеченный регион (около 1800 рек и речушек). Крупные реки Дагестана используются для гидроэнергетики, мелиорации и водоснабжения. По запасам гидроэнергетических ресурсов республика превосходит такие богатые энергией страны, как Норвегия, Италия, Швеция и Финляндия. Республика имеет богатый опыт строительства и эксплуатации гидроэлектростанций, на ее территории построено и действуют 16 гидроэлектростанций (включая малые) общей мощностью 1 783 МВт. Ежегодно республика производит более 5,0 млрд кВтч электроэнергии.
По оценкам, общий объем валового гидроэнергетического потенциала Дагестана превышает 30,1 млрд кВтч, в том числе реальный для технического использования потенциал составляет 12,7 млрд кВтч годовой выработки электроэнергии. В республике существует возможность увеличения выработки электроэнергии за счет использования существующих мощностей и строительства новых крупных, средних и малых ГЭС, что позволит не только полностью обеспечить внутреннее потребление, но и экспортировать электроэнергию, прежде всего, в закавказские республики, которые, по прогнозам, в перспективе будут энергодефицитными [5].
Работа по строительству гидроэлектростанций в республике продолжается, и эта сфера, на наш взгляд, привлекательна для инвесторов и деловых кругов.
Дагестан имеет потенциальную возможность вовлечения возобновляемых источников энергии (геотермальной, ветровой, солнечной и т. д.) в энергетический баланс региона.
В структуре потенциальных запасов возобновляемых источников энергии наибольшую долю занимает геотермальная энергетика. Республика является уникальной геотермальной провинцией, где широко распространены термоаномальные зоны с локальными структурами и необычайно высокими пластовыми давлениями и температурами, имеются большие разведанные запасы геотермальных вод.
Геополитическое положение Республики Дагестан как южного региона России позволяет с экономической выгодой использовать транзитную составляющую грузовых и пассажирских перевозок по транспортным коридорам Север-Юг и Запад-Восток». Составными частями транспортного комплекса республики являются Махачкалинский морской торговый порт, Махачкалинский международный аэропорт, железнодорожные, автомобильные и трубопроводные магистрали [4].
Перечисленные факторы развития, диверсификация экономики, инновационные преобразования, модернизация существующих и создание новых производств создадут базовые условия для развития основных производственных отраслевых кластеров реального сектора экономики республики и позволят обеспечить рост уровня и качества жизни населения.
Литература
1. Консультант Плюс: О долгосрочной государственной экономической политике: Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 596. — Офиц. сайт компании «КонсультантПлюс» (www.consultant.ru), 2014. Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online -. cgi?req=doc;base=LA Ж;П=129343.
2. Консультант Плюс: Об утверждении Плана мероприятий по реализации в Республике Дагестан
экономики, №5, 2014
Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596: Постановление Правительства Республике Дагестан от 20.12.2012 № 448. — Офиц. сайт регион. информ. центра «КонсультантПлюс» в Республике Дагестан компании «Квадро» (kvadro-rd.ru), 2014. Режим доступа: http://base.consultant.ru/ regbase/cgi/-online. cgi ?req=doc;base=RLAW346;n=17454.
3. КонсультантПлюс: Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 г.: Закон Республики Дагестан от 15.07.2011 № 38 (ред. от 30.12.2013). — Офиц. сайт регион. информ. центра «Консультант Плюс» в Республике Дагестан компании «Квадро» (kvadro -rd.ru), 2014. Режим доступа: http://base.consultant.ru/regbase-/cgi/online.cgi?req=doc;-base=RLA W346;n=20928.
4. Мудуев Ш. С. Развитие реального сектора экономики Дагестана в 2006 г. // Вопросы структуризации экономики. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. — № 2. — Махачкала, 2007. — С. 82-87.
5. Мудуев Ш. С., Магомедова Д. К. Основные факторы и тенденции, которые необходимо учитывать при разработке стратегии развития регионального энергетического комплекса // Региональные проблемы преобразования экономики. — Махачкала: ГУП «Типография ДНЦРАН», 2012. — С. 125-129.
6. Официальный сайт Министерства экономики и территориального развития Республики Дагестан: О Программе деятельности Правительства Республики Дагестан на период до 2018 г.: Указ главы Республики Дагестан от 05.03.2014 № 60. — Офиц. сайт Минэкономразвития Республики Дагестан (www.minec-rd.ru), 2014. Режим доступа: http://www.minec-rd.ru/?id=data/ cont/1304499593/1371107560/1386674630/index.html.
7. Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации: Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г.: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 № 2227-р, Офиц. сайт Минэкономразвития Российской Федерации (www.economy.gov.ru), 2014. Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/ connect/economylib4/mer/activity/sections/innovations/doc20120210_04.
8. Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации: Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского федерального округа на период до 2025 г.»: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.12.2012 № 2408-р. — Офиц. сайт Минэкономразвития Российской Федерации (www.economy.gov.ru), 2014. Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/-connect/economylib4/mer/activity/sections/econreg/ investproject/doc20100906_004.
9. Федорова А. В. Вопросы управления знаниями при интеграции вузов и инновационных предприятий // Экономика и менеджмент инновационных технологий. — Декабрь 2013. — № 12. Режим доступа: http://ekonomika. snauka. ru/2013/12/3598.
10. Шматко А. Д. Применение концепции тройной спирали для развития научно-инновационного предпринимательства. // Сборник научных трудов аспирантов и молодых ученых Института проблем региональной экономики Российской академии наук. — СПб.: ГУАП, 2013. — С. 132-138.
References
1. ConsultantPlus: On the Long-term State Economic Policy: the Decree of the President of the Russian Federation as of07.05.2012 No.596, Official website of "ConsultantPlus" company [www.consultant.ru], 2014 - . -Retrieved from : http://base.consultant.ru/cons/cgi/online-.cgi?req=doc;base=LA W;n=129343;
2. ConsultantPlus: On the approval of a Plan of arrangements on implementation of the Decree of the President of the Russian Federation in the Republic of Dagestan as of May 7, 2012 No. 596: Resolution of the Government of the RoD as of20.12.2012 No.448, Official website of the regional informational center Consultant-Plus in RoD of "Kvadro" company [kvadro-rd.ru], 2014 - . - Retrieved from : http://base.consultant.ru/ regbase/cgi/-online. cgi ?req=doc;base=RLAW346;n=17454;
3. ConsultantPlus: On the approval of the Strategy of social-economic development of the Republic of Dagestan up to 2025: the Law of the Republic of Dagestan as of 15.07.2011 No. 38 (edited on 30.12.2013), Official website of the regional informational center ConsultantPlus in RoD of "Kvadro" company [kvadro-rd.ru], 2014 - . - Retrieved from : http://base.consultant.ru/regbase-/cgi/online.cgi?req=doc;-base=RLA W346;n=20928;
4. Mooduev Sh.S. Development of the Real Sector of Economy of Dagestan in 2006 // Issues of Economic Structurization. Materials of the inter-regional scientific-practical conference. - Makhachkala.: - No.2. - 2007. -P.82-87;
5. Mooduev Sh.S., Magomedova D.K. The Main Factors and Tendencies Necessary to Take into Account when Developing the Strategies of Development of the Regional Energy Complex // "Regional Problems of Economic Transformation". - Makhachkala, SUE "Tipographia DNTs RAN", 2012. - P. 125-129;
6. The official website of the Ministry of Economics and Territorial Development of the Republic of Dagestan: On the Program of Activity of the Government of the Republic of Dagestan for the period up to 2018: the Decree of the Head of the Republic of Dagestan as of 05.03.2014 No. 60, The official website of the Ministry of Economic Development of RoD [www.minec-rd.ru], 2014 - . - Retrieved from : http://www.minec-rd.ru/? id=data/cont/1304499593/1371107560/1386674630/index. html;
7. The official website of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation: On the approval of the Strategy of innovative development of the Russian Federation for the period up to 2020: the Decree of the Government of the RF as of 08.12.2011 No. 2227-r, The official website of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation [www.economy.gov.ru], 2014 - . - Retrieved from : http:// www.economy.gov.ru/wps/wcm/connect/economylib4/mer/activity/sections/innovations/doc20120210_04;
8. The official website of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation: On the approval of
МудуЕв Ш.С., Гаджиев М.М.
РАйБИТИЕ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ ДЛГГСТЛНЛ (Б КОНТЕКСТЕ ЩБЕРСИФИКАЦИИ ЭКОНОМИКИ, ИННОВАЦИОННЫХ
the state program of the Russian Federation "The Development of the North Caucasian Federal District" for the period of up to 2025": the Decree of the Government of the RF as of 17.12.2012 No. 2408-r, The official website of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation [www.economy.gov.ru], 2014 - . -Retrieved from : http://www. economy.gov.ru/wps/wcm/-connect/economylib4/mer/activity/sections/econreg/ investproject/doc20100906_004;
9. Fedorova A.V. Issues of Management of Knowledge during Integration of Universities and Innovating Enterprises // Economics and Management of Innovative Technologies. -December 2013. - No.12 - . - Retrieved from : http://ekonomika.snauka.ru/2013/12/3598;
10. Shmatko A.D. Using the Concept of a Triple Spiral for the Development of Scientific -Innovative Entrepre-neurship. // A collection of scientific work of PhD Candidates and young scientists of the Institute ofproblems of regional economics of Russian Academy of Sciences. - IPRE of RAS. SPb.: GUAP, 2013. - 144 p. - P. 132138.