УДК 338:331.5
Л.К. Миронова
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В УПРАВЛЕНИИ ЗАНЯТОСТЬЮ МОЛОДЕЖИ
Определены сущность и место занятости молодежи в управлении территориальными экономическими системами, систематизированы социально-экономические факторы занятости молодежи, научные подходы и принципы формирования системы управления занятостью молодежи. При этом особое значение приобретают вопросы совершенствования государственной и региональной политики в области управления занятостью молодежи, определения приоритетных направлений занятости молодежи в территориальных экономических системах.
L.K. Mironova NEW APPROACHES IN YOUTH EMPLOYMENT MANAGEMENT
The essence and the place of youth employment in management of territorial economic systems are determined in this article. Social-economic factors of youth employment system management are studied as well. Special attentions acquire the questions of improvement of the state and regional policies in the field of youth employment management, and determination of priority lines of youth employment in territorial economic systems.
Будущее любого общества в значительной мере определяется общественным сознанием молодежи, ежегодно вступающей в активную социально-политическую, экономическую жизнь и пополняющей путем ротации политические, экономические и иные элиты страны. Не составляет исключения в этом плане и современная молодежь России, которая, по-своему воспринимая и оценивая окружающую российскую действительность, стремится включиться в процессы политического, экономического, социального развития страны и её территориальных систем. Однако у 53,9% молодежи преобладают негативные оценки окружающей действительности из-за остроты проблемы занятости молодежи и других деструктивных тенденций в стране.
Трансформационные процессы, происходящие с 90-х годов в России, оказали радикальное воздействие на все стороны жизнеустройства российского общества. В этой связи четко обозначились наиболее острые проблемы: чрезвычайное падение оплаты труда, пенсий и всех иных видов денежных выплат; социальная поляризация общества; формирование бедности и нищеты; обострение безработицы, которая для большинства работающих является своеобразным «дамокловым мечом»; деградация методов экономической и социальной защиты, а также отраслей социальной инфраструктуры.
Эти проблемы имеют два серьезных следствия. Во-первых, поляризация ведет к устойчивому расслоению общества и дестабилизирует ситуацию, негативным образом воздействуя на детей и молодежь. Это тем более опасно, что в социальный слой богатых и очень богатых входит политическая элита. При этом из общего состава бедняков около половины - дети и молодежь до 30 лет. Одна треть бедных формируется, прежде всего, по
экономическим причинам - низкая оплата труда, неплатежи заработной платы, безработица, низкий уровень пенсий и материального обеспечения одиноких матерей, многодетных семей и инвалидов.
Во-вторых, бедность, безработица, экономическая и социальная нестабильность, несбыточность надежд, крушение планов интенсифицируют процессы маргинализации населения. В результате эксклюзии появляется широкий слой пауперов, как следствие нисходящей экономической и социальной мобильности. Оценки специалистов показывают, что «социальное дно» составляет около 10% городского населения, среди которого около 1,3 млн. беспризорных и безнадзорных детей. Такая ситуация все более обостряет проблему управления занятостью молодежи, которая занимает одно из центральных мест в управлении территориальными экономическими системами [1, с.5-27].
Как известно, социально-экономическое положение любой территориальной экономической системы во многом определяется её ресурсным потенциалом, где творческое проявление экономической инициативы граждан и особенно молодежи, гарантирует политическую стабильность, осуществление подлинной демократии, отвечает коренным национальным интересам [2, с.175-192].
Значимость исследуемой проблемы определяется и тем, что плохо налажено взаимодействие территориальных единиц, как в плане обмена информацией и опытом по обеспечению занятости молодежи, так и в плане организации практического, хозяйственного взаимодействия предпринимателей, органов государственного и муниципального управления, других заинтересованных лиц между собой по вовлечению молодежи в различные секторы экономики.
В этой связи необходим акцент на выявление всех экономических и социальных факторов занятости молодежи, определение её роли и места в развитии территориальных экономических систем, закладывание основы для выработки общегосударственных и региональных программ по обеспечению и управлению занятостью молодежи в системе управления территориальными экономическими системами.
Управление занятостью молодежи представляет собой совокупность организационно-экономических отношений, которая направлена на достижение экономических и социальных интересов субъектов и объектов управления, обеспечивает развитие потенциала молодежи и реализуется в таких имманентных функциях как экономическая, трудоресурсная, социальная, демографическая, политическая. Конечной целью такой системы отношений является всестороннее развитие молодежи, её потенциала, которое активно воздействует на процесс создания всех видов благ и ценностей, обеспечивает устойчивое развитие территориальных экономических систем.
Объективная необходимость управления занятостью молодежи в управлении территориальными экономическими системами определяется тем, что:
- в условиях динамизма общественной жизни и институциональных преобразований экономики молодежь становится важнейшим интеллектуальным, экономическим, трудовым ресурсом территориальных экономических систем;
- внутренним резервом, обеспечивающим развитие и саморазвитие важнейшего элемента системы управления территориальными экономическими системами как управления занятостью молодежи, является взаимодействие самих исполнителей, управленцев предпринимательских структур, органов государственной и муниципальной власти, общественности и семьи.
Данное положение основано на комплексном подходе к проблеме управления занятостью молодежи в управлении территориальными экономическими системами. Применение принципов системности и комплексности к исследованию проблем управления занятостью молодежи в территориальных экономических системах позволит рассматривать системы как объединение частей в единое целое, свойства которого могут отличаться от свойств входящих в него частей. Системный подход следует рассматривать как ряд взаимосвязанных аспектов: системно-элементный, системно-структурный,
системно-функциональный, системно-коммуникационный, системно-интегрированный и системно-исторический, которые, по мнению автора, необходимо учитывать при исследовании управления занятостью молодежи в территориальных экономических системах.
Принцип системности и комплексности подразумевает умение видеть наиболее значимый комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных подсистем, входящих в систему управления занятостью молодежи. Это последовательный, поэтапный подход к решению проблем управления занятостью молодежи, который позволяет осуществлять постановку целей, сбор информации, разработку альтернатив, оценку вариантов и выбор лучшего из них. При этом, по мнению автора, необходимо учитывать такое важное специфическое свойство системы, как мультиплицирующий эффект, который позволяет задействовать в развитие подсистемы управления занятостью молодежи развитие других подсистем управления территориальными экономическими системами.
Одним из важнейших инструментов в управлении занятостью молодежи является факторный подход, цель которого состоит в определении степени влияния внешнего и внутреннего окружения на производственно-хозяйственную и иную деятельность молодежи, а также выявление заинтересованных групп лиц в использовании труда молодежи, а зачастую и несовершеннолетних (см. рисунок). Важнейшими факторами воздействия внешнего окружения на занятость молодежи являются: изменения политической и экономической ситуации, процессов социализации личности, правового поля, технологии, информации, социальных норм и ценностей, культуры. Факторами внутреннего окружения молодежи являются: экономическое положение в семье, наличие времени, эгоистические мотивы, внутрисемейные отношения, традиции, устои и распределение ролей в семье, влияние друзей, субкультура молодежи.
Вышеуказанные факторы занятости молодежи определены как взаимосвязанные и взаимодополняющие, в отличие от традиционно принятого их разграничения, с учётом развития внутреннего окружения молодежи и изменений внешнего.
Взаимодействие внешних и внутренних факторов, воздействующих на занятость
молодежи
Проведенный автором анализ показывает, что наибольшее влияние на молодежь в настоящее время оказывают: семья, близкие родственники, друзья, внешнее окружение, средства массовой информации (см. таблицу).
Наиболее значимые факторы, влияющие на молодежь
Наибольшее влияние на молодежь в настоящее время оказывают: Исследуемая группа
Крестьяне (фермеры) Руководители предприятий Интеллигенция Работники органов власти Рабочие
% % % % %
Семья 39,3 22,9 28,1 27,6 34
Близкие родственники 15,5 2,9 0 0 0
Друзья 15,5 17,1 6,3 3,9 34
Внешнее окружение (школа, общество) 0 20 28,1 39,5 26
Средства массовой информации 29,8 37,1 37,5 28,9 6
Всего 100 100 100 100 100
Анализ позволяет сделать вывод, что почти 60% молодых оценивают свое материальное положение как среднее, более 20% молодежи - как плохое и очень плохое, и только 9,6% из них оценивают материальное положение своих семей как хорошее. И если, по мнению 18,7% молодых респондентов, их материальное положение за последний год скорее улучшилось, то для 54,3% оно осталось без изменений, а для 20,6% - скорее ухудшилось. При этом ведущими мотивами раннего трудоустройства молодежи являются желание заработать, помочь своим родителям, попробовать себя, получить квалификацию.
Однако исследования показывают, что работа для молодежи превращается в заработок. Желание заработать у молодежи и подростков, по мнению большинства опрошенных, чаще всего связано с низким доходом в семье. Причина отношения подростков к труду только как к источнику материального дохода заключается в недостаточной материальной обеспеченности семьи.
В управлении занятостью молодежи необходимо использование специфических методологических подходов к исследованию занятости молодежи, исходя из предпосылки о существовании российского молодежного социума как чего-то относительно единого и целостного, а также использования методов анализа на основе социально-экономических характеристик.
Основными методологическими подходами и принципами управления занятостью молодежи в управлении территориальными экономическими системами должны стать: дифференцированный, интеграционный и вариантный подходы, а также принцип преемственности во времени, принцип инерционности развития.
С позиций методологии дифференцированный подход представляется целесообразным в управлении занятостью молодежи в территориальных экономических системах. Ведь разнообразию любой территории должна соответствовать система достаточно дифференцированных во временном и территориальном разрезах инструментов управления
занятостью молодежи. В рамках такого подхода государство призвано участвовать в поддержке программ молодежной занятости, с разным долевым участием федеральных средств участвовать в финансировании инфраструктуры, создавать благоприятный инвестиционный климат на территориях путем налоговых и инвестиционных льгот, направлять иностранные кредиты на проекты, способные улучшить территориальные пропорции. При этом поддержка государства не должна усиливать диспропорции и консервировать сложившуюся территориальную структуру.
Сущность принципа преемственности во времени состоит в использовании законов диалектики взаимодействия таких двух противоположностей, как стабильность и динамизм, то есть повторяющихся и изменяющихся явлений и процессов, характерных для функционирования системы управления занятостью молодежи в территориальной экономической системе.
Принцип инерционности в управлении занятостью молодежи в территориальных экономических системах сводится к продолжению в прогнозируемом периоде настоящих, достаточно хорошо изученных, устойчивых тенденций и закономерностей.
Вариантный подход в управлении занятостью молодежи означает, что окончательный выбор варианта занятости молодежи лучше делать на основе анализа всей полученной информации о состоянии и тенденциях развития территориальной экономической системы. Как свидетельствует практика развивающихся экономических систем, многовариантный подход всегда более эффективен, ибо обеспечивает предотвращение необоснованного выбора какого-либо другого варианта.
Комплексное исследование проблемы занятости молодежи поможет создать теоретическую модель, объясняющую данное явление, а также выявить факторы, позволяющие воздействовать на развитие этого явления в практическом применении.
Проведенный анализ показал, что в сегодняшней системе трудовой подготовки нет реальных механизмов стимулирования молодежи, и государство не имеет прямого отношения к их внешней мотивации к труду. Около У опрошенных респондентов считают, что проблема государственной мотивации к труду заключается в низком уровне практической отдачи от существующих форм профессионального обучения. Важно подчеркнуть, что здесь понятие «профессионализма» в принципе неприменимо к тем способам добывания средств, которые характерны для молодежи в большинстве случаев. Они возникают и приобретают смысл лишь на определенном уровне развития потенциала у молодежи.
Эффективность государственной (территориальной) программы трудоустройства молодежи, по мнению большинства респондентов, определяется совокупностью факторов: размерами финансирования данных программ, заинтересованностью в поддержании этих программ различными территориями, вовлеченностью в поддержание таких программ широких слоев общественности. Наиболее эффективные методы решения проблемы управления занятостью молодежи нашли отражение в предложенной автором территориальной Программе обеспечения занятости молодежи на основе развития молодежного предпринимательства. Задачи Программы определяются ее конечной целью
- созданием эффективной системы управления занятостью молодежи - и заключаются: в создании правовых, экономических, организационных условий для управления занятостью молодежи; в повышении эффективности использования инфраструктуры занятости молодежи; в совершенствовании механизмов финансовой поддержки, в консолидации средств финансирования приоритетных направлений занятости молодежи; в преодолении административных барьеров на пути управления занятостью молодежи; в предоставлении методической, информационной, консультационной, образовательной и правовой поддержки управления занятостью молодежи.
Программа представляет собой план действий администраций, служб регулирования занятости населения, фондов, общественных организаций по обеспечению
занятости молодежи, внедрению конкретных молодежных предпринимательских проектов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Комплексная оценка социально-экономического развития регионов РФ в 19982002 годах: Федеральная целевая программа «Сокращение различий в социальноэкономическом развитии регионов РФ на 2002-2010 гг. и до 2015 г.». М., 2001.
2. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество / Д. Белл. М., 2000. 220 с.
Миронова Лидия Корнеевна -
старший преподаватель кафедры «Социальная работа»
Института социального образования (филиал)
Российского государственного социального университета в г. Саратове, соискатель Поволжской академии государственной службы имени П. А. Столыпина