УДК 323.343.8 DOI: 10.12737/20543
Мурашов Сергей Геннадьевич, магистрант,
Российская академия народного хозяйства и государственной службы
при Президенте РФ, Орловский филиал, (Российская Федерация, г. Орёл),
e-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РЫНКОМ ТРУДА РОССИИ
В статье рассмотрены актуальные вопросы государственного управления рынком труда в России. В результате проведенного анализа определены проблемы и перспективы государственного управления занятостью населения. Обозначены меры по государственному управлению в сфере занятости населения. Сделан вывод о том, что в России существуют условия для дальнейшего расширения занятости населения.
Ключевые слова: рынок труда, занятость, государственное управление занятостью, программы содействия занятости населения.
MURASHOV S.G., Student of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russian Federation, Orel), e-mail: [email protected]
PROBLEMS AND PERSPECTIVES OF PUBLIC ADMINISTRATION OF THE RUSSIAN LABOR MARKET
The article deals with topical issues of state management of labor market in Russia. The analysis identified the problems and prospects of government employment. Some measures in public administration in the field of employment are marked. It is concluded that there are conditions for further expansion of employment in Russia.
Keywords: labor market, employment, public employment management, program to promote employment.
Развитие рыночных отношений в России привело к глубоким изменениям во всех сферах социально-экономической жизни страны, в том числе и в области труда и занятости населения. Проблемы рынка труда всегда относились к числу наиболее актуальных, так как именно сфера занятости населения играет важную роль для роста экономики страны и повышения её конкурентоспособности на мировых рынках. Особенностью современного российского рынка труда является то, что он испытывает значительное воздействие со стороны внешнего мира в условиях возросшей в международной трудовой миграции населения. Уровень занятости
населения является одним из ключевых показателей экономического развития, так как он оказывает непосредственное воздействие на формирование денежных доходов населения и, как следствие, на платежеспособный спрос и уровень жизни граждан.
Современную ситуацию в экономике Российской Федерации можно охарактеризовать как кризисную, следовательно, для противодействия кризисным явлениям необходимо совершенствование основных направлений государственного управления занятостью.
Специфической особенностью современного российского рынка труда является наличие не-
полной занятости в экономике, в связи с чем реальный уровень безработицы превышает её официально зарегистрированный уровень.
Эффективная система государственного управления занятостью населения в России создавалась на протяжении длительного периода времени. Государственная политика занятости направлена на совершенствование трудового законодательства, развитие трудовых ресурсов, обеспечение всем гражданам страны равных возможностей на свободный выбор занятости, поддержку предпринимательской инициативы граждан, предупреждение и сокращение безработицы, повышение доступности занятости инвалидов и т.д.
Законодательной основой государственного управления рынком труда в РФ являются Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, Федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации». В России утверждена и реализуется государственная программа «Содействие занятости населения». На рынок труда значительное влияние оказывает также законодательство в области социального обеспечения. Помимо законодательных мер сфера труда управляется с помощью мер косвенного воздействия, таких как фискальная и кредитно-денежная политика государства. Такие меры являются средствами общего экономического регулирования, которые через конъюнктуру в стране оказывают воздействие на динамику занятости населения и безработицы в стране.
В настоящее время в РФ разрабатываются и реализуются федеральные, региональные и отраслевые программы содействия занятости населения, имеющие целью обеспечение высокого уровня занятости.
Государство на федеральном уровне осуществляет комплекс мер по реализации приоритетов для субъектов рынка труда. Федеральные программы содействия занятости направлены на обеспечение минимальных гарантий занятости для всего населения, а также на выделение особых групп (например, молодёжи, женщин и др.) и формирование для них специальных программ поддержки на рынке труда. Минимальные гарантии основаны в основном на обеспечении и совершенствовании законодательной базы. Регио-
нальные органы власти при разработке мер поддержки граждан на рынке труда учитывают специфику конкретной территории. В региональных программах содействия занятости ключевым направлением является сохранение рабочих мест, предотвращение массовых высвобождений работников. При этом важно то, чтобы региональные программы соответствовали федеральными. Например, общие подходы к дифференцированной поддержке различных групп безработных, разработанные на федеральном уровне, должны быть конкретизированы на уровне региона. Именно на региональном уровне представляется возможным учесть специфику и остроту проблемы поддержки той или иной группы безработных. Для каждой социально-демографической группы безработных на региональном уровне необходимо разрабатывать программы, которые будут учитывать положение данной группы в определённом регионе.
При этом в реализации государственной политики занятости необходимо чёткое разграничение федерального и регионального уровней ответственности в отношении отдельных групп населения, усиливая ответственность региональных органов власти в реализации мер политики занятости.
Одним из важных направлений политики занятости на региональном уровне в настоящее время является сохранение существующих и создание новых рабочих мест, предотвращение массовых высвобождений. Однако при этом необходимо учитывать такой фактор, как качество рабочих мест, так как сохранение бесперспективных низкооплачиваемых рабочих мест в неконкурентоспособных производствах является фактом неэффективного использования средств. Поэтому одновременно с предотвращением высвобождений работников региональная политика занятости должна учитывать также конкурентоспособность предприятий региона. Так, например, если предприятие является градообразующим, то таким субъектам необходима финансовая поддержка, предоставление льготных режимов кредитования с целью нивелирования массовой безработицы. В настоящее время во
60 JOURNAL OF PUBLIC AND MUNICIPAL ADMINISTRATЮN •VOLUM 5» ISSUE № 2 • 2016
многих регионах РФ разработаны и реализуются программы содействия занятости населения.
В целях обеспечения населения полной и оперативной информацией о состоянии рынка труда РФ в стране работает Информационно-аналитическая система Общероссийская база вакансий «Работа в России», предоставляющая гражданам возможность быстрого поиска информации о существующих вакансиях, что поможет повысить мобильность рабочей силы и снизить тем самым напряжённость на рынках труда в отдельных регионах.
Однако наряду с положительными тенденциями в области управления рынком труда имеют место некоторые отрицательные моменты, в частности сокращение в 2015 году расходов на государственную программу содействия занятости населения.
Исходя из существующих тенденций на российском рынке труда, можно выделить следующие меры по государственному управлению в сфере занятости населения:
1)повышение эффективности использования трудовых ресурсов. Данная мера может быть реализована при помощи организации обучения работников предприятий, находящихся под риском увольнения. Это поможет в их дальнейшем трудоустройстве на предприятия, испытывающие потребность в рабочей силе;
2)внедрение гибких и дистанционных форм занятости населения, что во многом позволит решить проблему занятости женщин, имеющих малолетних детей, и многодетных родителей;
3)совершенствование системы профессионального образования и трудоустройства лиц с ограниченными возможностями;
4)повышение трудовой мобильности населения.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что к перспективам государственного управления рынком труда в Российской Федерации относится создание таких условий на рынке труда, которые позволили бы преодолеть несоответствие спроса на рабочую силу с её предложением, сократить долю неполной занятости, повысить трудовую мобильность населения. В России существуют возможности для расширения занятости, поэтому
механизм управления рынком труда должен постоянно совершенствоваться в соответствии с системой основных макроэкономических показателей, используемых в практике государственного регулирования.
Библиография:
1. Абдурахманова Г.К. Концептуальные подходы к формированию и совершенствованию государственной политики занятости // Вестник Омского университета. Серия Экономика. - 2014. - № 1. - С. 6 - 12.
2. Золин И.Е. Современный рынок труда: теоретические проблемы и их прикладное значение // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2015. - № 25 (310).
3. Седова Е.В. Управление занятостью населения как основа экономического роста // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2013. - № 8.
References:
1. Abdurakhmanova G.K. Kontseptual'nye pod-khody k formirovaniiu i sovershenstvovaniiu gosudar-stvennoi politiki zaniatosti //Vestnik Omskogo universiteta. Seriia Ekonomika.-2014. -№1.- S.6-12. (In Russ.)
2. Zolin I.E. Sovremennyi rynok truda: teoretich-eskie problemy i ikh prikladnoe znachenie // Natsion-al'nye interesy: prioritety i bezopasnost'. - 2015. -№25 (310). (In Russ.)
3. Sedova E.V. Upravlenie zaniatost'iu naseleniia kak osnova ekonomicheskogo rosta // Vestnik Kur-skoi gosudarstvennoi sel'skokhoziai-stvennoi akade-mii.-2013. -№ 8. (In Russ.)