Научная статья на тему 'Современные подходы организации профессионального воспитания обучающихся в целостном образовательном пространстве'

Современные подходы организации профессионального воспитания обучающихся в целостном образовательном пространстве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
185
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / УЧЕБНАЯ И ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОВЕТ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / PROFESSIONAL EDUCATION / SOCIOCULTURAL COMPETENCE / COMPETENCE-BASED APPROACH / GENERAL CULTURAL COMPETENCE / EDUCATIONAL AND EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / STUDENT SELF-GOVERNMENT COUNCIL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макрушина Инна Васильевна, Еремина Елена Александровна

Рассматриваются современные подходы организации профессионального воспитания обучающихся в целостном образовательном пространстве в процессе формирования общекультурных компетенций. Процесс формирования общекультурных компетенций у обучающихся высшей школы происходит как в ходе учебной, так и во время внеучебной деятельности. Ресурсами формирования общекультурных компетенций обучающихся выступают в учебной деятельности: содержание образования, представленное спектром изучаемых дисциплин и используемыми подходами к их освоению, а во внеучебной деятельности: участие обучающихся в совете студенческого самоуправления, который является уникальной социокультурной средой, способствующей формированию социокультурной компетентности личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Макрушина Инна Васильевна, Еремина Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN APPROACHES TO THE ORGANIZATION OF PROFESSIONAL EDUCATION OF STUDENTS IN HOLISTIC EDUCATIONAL SPACE

The article discusses the modern approaches to the organization of professional education of students in a holistic educational space in the course of formation of general cultural competences. The process of formation of general cultural competencies in students of higher education institutions takes place both during the course of study and during extracurricular activities. Resources for the formation of universal cultural competencies in students in educational activities are the contents of education, represented by the spectrum of studied disciplines and the approaches used to master them, and in extracurricular activities: the participation of students in the student self-government council, which is the unique sociocultural environment promoting formation of sociocultural competence of the personality.

Текст научной работы на тему «Современные подходы организации профессионального воспитания обучающихся в целостном образовательном пространстве»

УДК 377 ББК 74.4 М 15

И.В. Макрушина

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-культурного сервиса и туризма Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма; E-mail: makrinna@yandex.ru

Е.А. Еремина

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-культурного сервиса и туризма Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма; E-mail: eremina-otdel-k@mail.ru

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

ОБУЧАЮЩИХСЯ В ЦЕЛОСТНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

(Рецензирована)

Аннотация. Рассматриваются современные подходы организации профессионального воспитания обучающихся в целостном образовательном пространстве в процессе формирования общекультурных компетенций. Процесс формирования общекультурных компетенций у обучающихся высшей школы происходит как в ходе учебной, так и во время внеучебной деятельности. Ресурсами формирования общекультурных компетенций обучающихся выступают в учебной деятельности: содержание образования, представленное спектром изучаемых дисциплин и используемыми подходами к их освоению, а во внеучебной деятельности: участие обучающихся в совете студенческого самоуправления, который является уникальной социокультурной средой, способствующей формированию социокультурной компетентности личности.

Ключевые слова: профессиональное воспитание, социокультурная компетентность, компетентностный подход, общекультурные компетенции, учебная и внеучебная деятельность, совет студенческого самоуправления.

I.V. Makrushina

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Sociocultural Service and Tourism of the Kuban State University of Physical Culture, Sport and Tourism; E-mail: makrinna@yandex.ru

E.A. Eremina

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Sociocultural Service and Tourism of the Kuban State University of Physical Culture, Sport and Tourism; E-mail: eremina-otdel-k@mail.ru

MODERN APPROACHES TO THE ORGANIZATION OF PROFESSIONAL EDUCATION OF STUDENTS IN HOLISTIC EDUCATIONAL SPACE

Abstract. The article discusses the modern approaches to the organization of professional education of students in a holistic educational space in the course of formation of general cultural competences. The process of formation of general cultural competencies in students of higher education institutions takes place both

during the course of study and during extracurricular activities. Resources for the formation of universal cultural competencies in students in educational activities are the contents of education, represented by the spectrum of studied disciplines and the approaches used to master them, and in extracurricular activities: the participation of students in the student self-government council, which is the unique sociocultural environment promoting formation of sociocultural competence of the personality.

Keywords: professional education, sociocultural competence, competence-based approach, general cultural competence, educational and extracurricular activities, student self-government council.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года отмечается, что развитие и подъем экономики страны возможны и находятся в прямой зависимости от качества подготовки профессиональных кадров. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-Ф подчеркивается, что подготовка профессиональных кадров должна проводиться на основе компетентностного подхода. Современная педагогика высшего образования формируется в соответствии с этим подходом. Современному выпускнику вуза необходимо в быстро меняющихся условиях развития современного мира, экономики, науки и техники обладать рядом таких личностных качеств, как способность быстро и эффективно адаптироваться к новым социально-экономическим условиям, обладать мобильностью, готовностью осваивать новые технологии.

Особую значимость в формировании личности будущих специалистов в современных социально-экономических условиях имеет формирование общекультурной компетентности. Вырабатывание личностной компетентности на высоком уровне будущих выпускников вузов организуется с позиций студентоориентированного подхода, с вовлечением обучающихся в разные виды учебной, внеучебной и социокультурной деятельности. Так, Д.Н. Машков считает, что «модель социокультурной компетентности выпускника представляет собой синтез деловых качеств, специальных и тех знаний, умений и опыта,

которые обеспечат эффективность его работы» [1]. Исследователи проблемы воспитания студенческой молодежи рассматривают социокультурные компоненты личности как сформированность всех общекультурных компетенций Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО).

Компетенция - это комплексная характеристика готовности выпускника применять полученные знания, умения и личностные качества в стандартных и изменяющихся ситуациях профессиональной деятельности. Важный компонент компетенции - опыт интеграции в единый процесс усвоенных отдельных действий, способов и приемов решения профессиональных задач [2].

Общекультурные компетенции являются структурной частью модели конкурентоспособного выпускника вуза и делают его востребованным на рынке труда, способным успешно реализовывать себя в различных сферах деятельности как социально активных граждан России. ФГОС ВО выделяют ряд общекультурных компетенций, которые в период обучения должны освоить обучающиеся. К ним относят: способность к системному и критическому мышлению, разработку и реализацию проектов, умение работать в команде и быть лидером, способность выстраивать коммуникацию и межкультурное взаимодействие, способность к самоорганизации и саморазвитию, а также способность создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности.

Общекультурные компетенции предусмотрены для всех направлений подготовки бакалавров и являются общими для всех направлен-ностей (профилей) образовательных программ. Под общекультурными компетенциями педагогическое сообщество понимает интегрированную способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в любой сфере общественной жизни, помогающей становлению инициативной, самостоятельной, ответственной личности выпускника [3].

Процесс формирования общекультурных компетенций у обучающихся высшей школы происходит как в ходе учебной, так и во время внеучебной деятельности. Одной из форм внеучебной деятельности, способствующей формированию общекультурных компетенций, является работа в студенческом самоуправлении. В современных условиях модернизации образования происходит переосмысление возможностей студенческого самоуправления в формировании социокультурных качеств личности и, в частности, в формировании общекультурных компетенций будущих специалистов. Ее потенциал в данном аспекте связывается с вовлечением студенческого коллектива в общественное управление вузом, что позволяет развивать коммуникабельность, выступать в роли организаторов всех видов деятельности. В Кубанском государственном университете физической культуры, спорта и туризма создаются определённые условия, которые обеспечивают повышение качества подготовки выпускников, их конкурентоспособности.

Студенческое самоуправление реализует права обучающихся на развитие социальной активной позиции, на участие в решении вопросов, обеспечивающих деятельность вуза, способствует реализации права на принятие участия в управлении вузом [5]. Студенческое самоуправление - это особый механизм

воспитания молодежи. Выполняя определенные функции в организованном студенческом коллективе, обучающиеся приобретают навыки самостоятельно принимать решения и нести ответственность за принятые решения. Такая практическая организация деятельности позволяет создать условия для вступления молодого поколения во взрослую жизнь [6]. Будущий специалист имеет возможность получить навыки командного взаимодействия, толерантного отношения с учетом с учетом межличностного и межкультурного взаимодействия с участниками команды, принимать решения и нести ответственность, применять знания международного и российского права на практике с учетом задач социальной политики государства, опыта работы в социальных проектах только при условии работы в студенческих организациях.

Студенческое самоуправление - это система, работающая как целостный механизм, который позволяет обучающимся принимать участие в управлении университетом на всех уровнях, своей общественной жизнью по интересам, в том числе общежитием через коллегиально взаимодействующие органы самоуправления [7]. Объединение интересов молодого поколения с интересами вуза по подготовке будущих высококвалифицированных специалистов для экономики страны с возможностью гармоничной социализации в обществе для молодежи представляет собой студенческое самоуправление вуза [8].

В современной постановке студенческого самоуправления просматриваются такие основные функциональные предназначения, как:

1) студенческое самоуправление как реальная форма студенческой демократии с соответствующими правами, возможностями и ответственностью;

2) студенческое самоуправление как средство (ресурс) социально-правовой самозащиты;

3) студенческое самоуправление как условие реализации творческой активности и самодеятельности в учебно-познавательном, научно-профессиональном и культурном отношениях.

Основными целями деятельности студенческого самоуправления являются:

- защита и представление прав и интересов студентов;

- содействие студентам в решении образовательных, социально-бытовых и прочих вопросов, затрагивающих интересы студентов;

- привлечение студентов к решению всех вопросов, связанных с подготовкой высококвалифицированных специалистов, соответствующих требованиям, предъявляемым к современным специалистам и организаторам;

- создание условий для развития чувства социальной ответственности молодежи, участие в решении актуальных проблем Российского общества;

- сохранение и развитие демократических традиций студенчества;

- содействие органам управления в решении образовательных и научных задач, организации образовательного и воспитательного процесса, а также досуга и быта студентов [6].

Совет студенческого самоуправления Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма функционирует с начала образования университета. В его работе предусмотрен широкий спектр функций: оказания помощи в реализации социальных инициатив, формирования у студентов активной гражданской позиции, получения коммуникативных навыков и умений, воспитания патриотизма и уважения к традициям Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма.

Важнейшим направлением работы Совета студенческого самоуправления являются формирование

у обучающихся гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии, сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества, рассмотрение и решение материально-бытовых вопросов и организации культурного досуга студентов [9].

Совет студенческого самоуправления Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма имеет структуру, в которую входят секторы: научно-образовательный, культурно-массовый, сектор «спорт», сектор по связям с общественностью. Для решения важных вопросов студенческой жизни совет постоянно находится в тесном контакте с аппаратом управления вузом. Такое взаимодействие способствует формированию и развитию коммуникативных навыков и организационных способностей, а также умений работать в команде, что в итоге оказывает положительное влияние на развитие общекультурных компетенций у будущих специалистов.

Культурно-массовый сектор занимается организацией досуга обучающихся, проведением праздников, фестивалей, конкурсов, творческих вечеров и других мероприятий разного уровня значимости как внутри вуза, так и вне его. Принимает активное участие в работе Волонтерского центра вуза. Научно-образовательный сектор организует научную деятельность обучающихся, организует проведение конференций, круглых столов. Сектор по связям с общественностью отвечает за вовлечение обучающихся в общественную жизнь Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма через средства массовых коммуникаций, развитие межличностных коммуникаций и международного общения, интервьюирование для студенческих СМИ университета. Спортивный сектор своей целью ставит пропаганду здорового образа

жизни, занятий физической культурой, проведение спортивных состязаний, соревнований различного спортивного уровня, а также привлечение и освоение новых видов спорта для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Совет студенческого самоуправления Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма организует и принимает активное участие в таких мероприятиях, как:

- «День Матери»;

- новогодний гала-концерт Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма;

- интеллектуальная игра на тему: «Великая Отечественная война»;

- мероприятия, посвященные дню поэзии;

- организация и проведение акции «Георгиевская ленточка»;

- мероприятия, организованные государственными органами власти, а именно: культурно-просветительские мероприятия с участием современных кубанских писателей и мероприятия, направленные на патриотическое воспитание молодежи;

- акция «Бескозырка», посвященная 70-летию Победы в городе Новороссийске;

- философский форум «Алетейя» в молодежном лагере «Дубрава»;

- чествование ветеранов ВОВ в Президентском кадетском училище.

Одна из важнейших задач совета самоуправления - обеспечение преемственности поколений. Важное условие для адаптации к новым условиям обучения и дальнейшей активной позиции только поступивших обучающихся является вовлечение их в студенческую жизнь с самого момента поступления в университет. Особенно это касается обучающихся, проживающих в общежитии, так как им необходимо адаптироваться и к новым условиям проживания.

Старшекурсники из студенческого совета доводят до сведения

первокурсников информацию о деятельности студенческого самоуправления, роли, значении, целях и задачах структурного подразделения вуза. Обучающиеся из студенческого совета на своем примере мотивируют первокурсников постановкой целей перед собой и их достижением, а также разъясняют значимость активного участия в деятельности студенческого самоуправления для формирования социально-значимых качеств личности, повышения общего уровня культуры и интереса к общественной жизни.

Цели и задачи, функции и содержание деятельности студенческого самоуправления позволяют предположить, что оно обладает существенным ресурсным потенциалом в формировании общекультурной компетентности обучающихся. Данная гипотеза потребовала эмпирической проверки. В связи с этим на базе факультета сервиса и туризма Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма проводилось исследование по определению уровня сформированности и освоенности общекультурных компетенций обучающимися 2 и 3 курсов по направлению подготовки 43.03.02 «Туризм», участвующих и не участвующих в деятельности общественных объединений студенческого самоуправления университета. Исследование проводилось методом анкетирования, причем в состав респондентов были включены и педагоги, и обучающиеся.

Всего в исследовании приняли участие 20 преподавателей факультета сервиса и туризма, а также 45 обучающихся: 15% - обучающиеся 2 курса, 87% - обучающиеся 3 курса; все они уже проходили практику в организациях сферы индустрии туризма. Выявлено, что из них 33% активно участвуют в деятельности студенческого совета университета и факультета, а 67% респондентов не состоят в общественных объединениях студенческого совета.

В качестве инструментария в проведенном исследовании выступили фонды оценочных средств (ФОС) по дисциплинам основной профессиональной образовательной программы направления подготовки 42.03.02 «Туризм», на предмете которых формируются общекультурные компетенции. Фонды оценочных средств являются оптимальными средствами контроля качества обучения для определения уровня сформированности и освоения компетенций, определенных ФГОС ВО и дают возможность объективизации оценки качества освоения.

Современная оценка освоения компетенций обучающимися по уровням требует определенной технологии оценивания приобретаемых знаний, умений и навыков и социально-личностных характеристик, а процесс оценивания максимальной приближенности к будущей профессиональной деятельности. В фондах оценочных средств выделяют три уровня сформированности компетенций: пороговый - знание, понимание, применение, использование терминологии, описывает факты и явления, приводит примеры; повышенный - анализ, синтез, классификация, решает задачи в конкретных ситуациях; продвинутый - оценка, критическое суждение, видит и понимает проблему, вырабатывает новые подходы. По указанным уровням в ФОСах и определялся уровень сформированности и освоения общекультурных компетенций у обучающихся 2 и 3 курсов направления подготовки 43.03.02 «Туризм».

Результаты проведенной диагностики представлены на рисунке 1. В диаграмме по оси ОХ отмечены оцениваемые общекультурные компетент-ции, по оси ОУ - диапазон оценок, свидетельствующих об уровне сфор-мированности компетенций. Данные представлены в сравнении двух групп: студентов, участвующих в студенческом самоуправлении, и обучающихся, не участвующих в его работе.

Можно видеть, что почти по всем оцененным компетенциям

участники студенческого самоуправления демонстрируют более высокие результаты, чем представители группы обучающихся, не проявляющих общественную активность. По каждой компетенции - средние баллы каждой группы и достоверность различий. Можно также высказать ориентировочное предположение о том, почему по конкретной компетенции есть различия (что повлияло), а почему по другим - различий нет.

При этом индикаторы освоения компетенции ОК-3 (способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия) и ОК-8 (готовность пользоваться основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий) у обучающихся, состоящих студенческом совете, одинаковы с показателями обучающихся, не состоящих в студенческом совете.

Стоит отметить, что наиболее освоена у обучающихся, состоящих в студенческом совете, компетенция ОК-4 (способность работать в команде, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия). Наименее освоена у обучающихся, участвовавших в исследовании, компетенция ОК-5 (способность к самоорганизации и самообразованию). Наибольшая разница между уровнем освоения компетенции у респондентов 1 и 2 группы выявлена по показателю ОК-5 (способность к самоорганизации и самообразованию).

Среднее арифметическое по всем общекультурным компетенциям обучающихся, состоящих в студенческом совете, составляет 4,8; у обучающихся, не состоящих в студенческом совете, среднее арифметическое равно 4,2.

Проведя анализ полученных данных, можно говорить о том, что

I Lll I I Ы

in um

I обучающиеся, состоящие в студсовете

I обучающиеся,не состоящие в студсовете

ОК-1 ОК-2 ОК-3 ОК-4 ОК-5 ОК-6 ОК-7 ОК-8

Рис. 1. Диаграмма сформированности общекультурных компетенций у обучающихся направления подготовки бакалавров 43.03.02 «Туризм»

участие в студенческом самоуправлении играет значимую роль в формировании общекультурных компетенций у обучающихся направления подготовки 43.03.02 «Туризм». Таким образом, совет студенческого самоуправления Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма является уникальной социокультурной средой, которая способствует формированию социокультурной компетентности личности, общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций.

Еще одним ресурсом (собственно основным ресурсом) формирования общекультурных компетенций студентов выступает содержание образования, представленное, прежде всего, спектром изучаемых дисциплин и используемыми подходами к их освоению.

Процесс формирования общекультурных компетенций на общенаучном уровне строится на основе ведущей роли культуры как фактора развития личности, теории деятель-ностного подхода и концепции гуманизации образования. С первого семестра формирование общекультурных компетенций осуществляется в рамках изучения следующих дисциплин (модулей) ОПОП направления

43.03.02 «Туризм»: «Иностранный язык», «История», «Философия», «Русский язык и культура речи», «Основы социального государства», «Информатика», «География», «Психология делового общения», «История Кубани», «История туризма», «Культурология», «Мировая культура и искусство», «Физическая культура и спорт (элективные дисциплины)». В качестве образовательных технологий приоритетными являются коммуникативно-деловые и проективные (на начальных курсах), а на старших курсах - рефлексивные и проблемно-поисковые. Это позволяет достаточно эффективно формировать когнитивную базу общекультурных компетенций: результаты текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся, результаты компьютерного тестирования показывают, что в среднем по факультету более 80% студентов успевают по названным дисциплинам на высоком уровне.

Резюмируя, отметим, что в процессе реализации образовательной программы 43.03.02 «Туризм» на факультете сервиса и туризма была сформирована и прошла проверку педагогическая система реализации освоения общекультурных компетенций и формирования одаренной

личности обучающихся. В данной системе учебный процесс построен на основе слияния ресурсов творческой образовательно-воспитательной парадигмы и личности обучающегося как субъекта деятельности, что при оценке результатов обучения дает возможность констатировать высокий уровень освоения компетенций.

Гуманизация реализации образовательной программы, формирование и развитие у обучающихся общекультурных и профессиональных компетенций являются гарантом на современном рынке труда. При сформированности компетенций у выпускников университета они становятся востребованными и конкурентоспособными для потенциальных работодателей, потому как сформированные необходимые компетенции способствуют

мобильности, работе в команде, проектному видению решения организационных вопросов, потребности в непрерывном образовании в течение всей жизни, а также развитию личностного потенциала.

Неразрывный процесс обучения и воспитания организован творчески, студентоориентированно, с использованием здоровьесберегающих технологий. Используются механизмы реализации образовательных программ, когда в учебном процессе учитываются интересы и способности обучающихся, их личная творческая индивидуальность. Таким образом, можно заключить, что отдельные педагогические технологии заменяются комплексными подходами целостного обучения с учетом индивидуальности и творческого потенциала каждого обучающегося.

Примечания:

1. Машков Д.Н. Формирование социокультурной компетентности будущих специалистов по физической культуре и спорту в вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2011. 23 с.

2. Петрова Т.И. Студенческое самоуправление как средство формирования общекультурных компетенций у студентов. 2016. URL: https://novainfo.ru/ article/8485.

3. Миханова О.П. Интерактивные методы обучения как средство формирования универсальных компетенций // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. № 58. С. 427-432.

4. Лазаренко В.А., Шульгина Т.А. Роль студенческих отрядов в формировании профессиональных и личностных компетенций будущих специалистов // Молодежь в современном мире: материалы междунар. науч.-практ. конф. студентов и молодых ученых. Курск, 2015. С. 248.

5. Шульгина Т.А. Социокультурная среда вуза как объект управления // Высшее образование в России. 2015. № 1. С. 132-136.

6. Румянцева А.А. Студенческое самоуправление. 2012. URL: http://ck-30. ru/dwld/Studetscheskoe_samoupravlenie. _ Metodicheskie _rekomendatsii _v_po-mosch_studencheskomu_aktivu.pdf

7. Сырцова Е.Л. Студенческое самоуправление как фактор развития автономности студентов. 2007. URL: http://www.rae.ru/snt/?section=content&op= show_article&article_id=2478

8. Климович Л.В., Офицеров П.Л. Роль студенческого самоуправлениия в системе высшего образования. 2011. URL: https:// www.ulsu.ru

9. Положение о Совете студенческого самоуправления ФГБОУ ВО КГУФКСТ. 2007. URL: http://kgufkst.org.ru/localacts/Pologenie_sss.pdf

References:

1. Mashkov D.N. Formation of sociocultural competence of future specialists in physical culture and sports at higher school: Diss. for the Cand. of Pedagogy degree. M., 2011. 23 pp.

2. Petrova T.I. Student self-government as a means of formation of general cultural competencies of students. 2016. URL: https://novainfo.ru/article/8485.

3. Mikhanova O.P. Interactive teaching methods as a means of formation of universal competences // News of RGPU of A.I. Herzen. 2008. No. 58. P. 427-432.

4. Lazarenko V.A., Shulgina T.A. The role of student teams in the formation of professional and personal competencies of future specialists // Youth in the modern world: proceedings of the Intern. scient. and pract. conf. of students and young scientists. Kursk, 2015. P. 248.

5. Shulgina T.A. Sociocultural environment of the university as an object of management // Higher education in Russia. 2015. No. 1. P. 132-136.

6. Rumyantseva A.A. Student self-government. 2012. URL: http://ck-30.ru/dwld/ Studetscheskoe_samoupravlenie. _ Metodicheskie _rekomendatsii _v_pomosch_stu-dencheskomu_aktivu.pdf

7. Syrtsova E.L. Student self-government as a factor in the development of student autonomy. 2007. URL: http://www.rae.ru/snt/?section=content&op= show_article&article_id=2478

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Klimovich L.V., Ofitserov P.L. The role of student self-government in higher education system. 2011. URL: https: // www.ulsu.ru

9. Regulations on the Student Self-Government Council of FGBOU VO KGUFKST. 2007. URL: http://kgufkst.org.ru/localacts/Pologenie_sss.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.