УДК 330.111
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К СТРАТЕГИЧЕСКОМУ УПРАВЛЕНИЮ ИННОВАЦИОННО-АКТИВНЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
Иванова Е.И., аспирант кафедры менеджмента и информационных технологий в экономике филиала ФГБОУВПО «Национальный исследовательский университет «МЭИ» в г. Смоленске, Россия, e-mail:[email protected]
В статье представлен авторский организационно-экономический механизм стратегического управления предприятиями информационно-консультативного обеспечения, как элемента организационной, структурной, финансовой и информационной оптимизации деятельности инновационно-активного IT-предприятия в современных условиях ведения бизнеса.
Ключевые слова: стратегическое управление, информационно-коммуникационные инфраструктура, механизм управления.
MODERN WAYS OF STRATEGIC MANAGEMENT OF INNOVATION ORGANIZATIONS IN DEVELOPMENT AND CONSULTING
Ivanova E., the post-graduate student, Management and Information Technology in the economy chair, National Research University «MPEI»,
Smolensk branch, Smolensk, Russia, e-mail:[email protected]
In article the organizational and economic mechanism of developers and consulters strategic management as the way to optimize structural, financial and informational activities of innovation IT-enterprises in modern business environment is given.
Keywords: strategic management, information and communication infrastructure, mechanism of management.
Одним из аспектов создания инновационной экономики на сегодняшний день является процесс ее информатизации, который представляет собой направленную системную интеграцию компьютерных, информационных и коммуникационных технологий, обеспечивающую более эффективную организацию бизнес-деятельности за счет обретения качественно новых общесистемных свойств.[1] Именно показатели общего уровня развития инфраструктуры информационной среды предприятия и покрытие информационно-коммуникационными технологиями его основных и вспомогательных бизнес-процессов являются важнейшими показателями приспособленности объекта к сложившейся рыночной конъюнктуре.[2]
Самым распространенным инновационным процессом информатизации, обеспечивающим реинжиниринг бизнес-процессов за счет их выстраивания под логику автоматизированной системы, является внедрение информационной системы, который выводит предприятие на качественно-новый уровень в структуре инновационной экономики. Ключевым субъектом данного процесса являются предприятия информационно-консультативного обеспечения. Деятельность таких предприятий в современных условиях информатизации, глобализации и интеграции относится к инновационной по причине того, что она постоянно требует разработки и освоения новых технологий и инструментария для создания принципиально новых 1Т-продуктов или модификации существующих, также она связана с внедрением принципиально новых методов и технологий на предприятиях для автоматизации существующих бизнес-процессов. Производственные процессы предприятий информационно-консультативного обеспечения характеризуются высокой наукоемкостью и трудоемкостью. Основная часть исследований и последующих инноваций приходится на область моделирования, проектирования и разработки сложных процессов, алгоритмов, систем кодирования, распознавания и тестирования.
Среди направлений инновационной деятельности в последнее время в основных федеральных документах (табл. 1), особое значение уделяется направлению информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), как приоритетному и перспективному направлению, способному обеспечить выгодное и конкурентоспособное положение страны на международном рынке. Наравне с данной отрасль в этих документах в качестве движущих сил инновационного развития экономики страны выделены авиационная промышленность и дви-гателестроение, ракетно-космическая промышленность, разработка био- и нанотехнологий, атомный энергопромышленный комплекс, как источники создания современной научно-технологической базы модернизации отечественной экономики.
При этом каждая из составляющих инновационной деятельности предприятий информационно-консультативного обеспечения несет в себе скрытые угрозы: потребность в высококвалифици-
рованном персонале, высокий объем внутренних затрат на НИР и лицензии, высокая стоимость и скорость морального износа материально-технической части, отсутствие систематизированной научной информации в сфере информационных технологий, небольшой опыт эффективной работы в рамках организационных структур управления проектами. Однако инновационное развитие в сфере информационных технологий важно не только с точки зрения технологического развития, но и по причинам провозглашенной политики импортзамещения в сфере программного обеспечения деятельности отечественных предприятий, высоким спросом на 1Т-продукцию, интегрированность которой в деятельность предприятий значительно повышает их рыночную стоимость, а также реальной возможностью выйти из кризиса посредством корректной реализации инновационного потенциала и его наращивания. В связи с этим особое значение приобретает наличие высокоэффективных инструментов стратегического управления инновационной деятельностью на предприятиях информационно-консультативного обеспечения, которые в чистом виде не предоставляются современной методологией инновационного и стратегического менеджмента по причине специфичности отрасли и высоких темпов ее развития. При этом актуальным является и вопрос опережающего развития инфраструктурной составляющей промышленных предприятий.[3,4]
Проведенные автором исследования современного опыта инновационной деятельности 1Т-предприятий показывают, что задача их направленного инновационного развития может эффективно решаться только в условиях оптимального использования всех доступных инвестиционных потоков с четкой идентификацией их инновационной направленности [5]. Для разграничения информационных и инвестиционных потоки и фиксирования специфики инвестиционных потоков в соответствии с принятой в документах из табл. 1. структурой инноваций предприятий информационно-консультативного обеспечения а втором разработан организационно-экономический механизм стратегического инновационного развития предприятий информационно-консультативного обеспечения, основанный на формировании оптимальной структуры портфеля стратегий инновационного развития данных предприятий, при этом согласно механизму, главная роль в решении этой задачи отводится выделенной организационной структуре - Центру инновационно-инвестиционного баланса (рисунок 1).
Предлагаемая в рамках механизма методология именно стратегического управления обоснована необходимостью гибкого и сознательного управления изменениями в сложившихся условиях ведения бизнеса в информационном пространстве, сильно подверженном влиянию НТП и законодательной практике, которые не часто, но кардинально могут изменить расстановку сил рыночной конъюнктуры. Центр инновационно-инвестиционного баланса анализирует все доступные для реализации инновационные и вспомогательные
20 TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA j №1 2015 j
Таблица 1. Информационно-коммуникационные технологии в инновационном развитии страны, декларируемые на уровне программных документов федерального значения
Документ Назначение документа Целевое значение отрасли ИКТ
ФЗ №254 о внесении изменений в ФЗ «О науке и государственной научно-технической политики» Введено официальное определение понятий инновация, инновационный проект,инновационная инфраструктура и инновационная деятельность. Идентифицирован перечень мер государственной поддержки инновационной деятельности. Предложена система оценкиэффективности расходования бюджетных средств на НИОКР. В законе вводится понятие инновационной инфраструктуры, как совокупности организаций, обеспечивающих реализацию инновационных проектов. В качестве одного из элементов инновационной инфраструктуры выделены информационные технологии и предприятия, предоставляющие услуги в данной сфере.
Концепция долгосрочного развития Российской Федерации Поиск и идентификация основных источников повышения благосостояния страны. На основе проблем экономического развития, выявленных в этом документе разработана стратегия инновационного развития России. Учитывается при разработке федеральных целевых программ научно-технологической направленности. Проанализированы проблемы отрасли: слабая инфраструктурная и кадровая обеспеченность, отсутствие механизмов государственной поддержки инновационной деятельности, неэффективные механизмы интеграции науки и производства, отсутствие достаточного информационного обеспечения инновационного процесса.
Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года Основной документ, определяющий государственную инновационную политику. В рамках Стратегии предусмотрены меры по устранении проблем, выявленных на этапе разработки Концепции: развитие инновационно-активной составляющей сферы образования, повышение кадрового потенциала в научно-технологической сфере, стимулирование и поддержка открытых инноваций и инновационной активности предприятий. Стратегия содержит 45 ключевых показателей, которые должны быть достигнуты к 2020 году в условиях эффективной инновационной политики государства. Среди этих показателей есть прямые и косвенные показатели, позволяющие определить незначительную на данном этапе роль сферы информационных технологий в инновационном развитии страны.
План мероприятий (дорожная карта) «Развитие отрасли информационны х технологий» Документ является приложением к Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года, который детализирует ее в части конкретных показателей и сроков их реализации в разрезе стратегических инициатив, а также закрепляет сферу ответственности за ведомственными структурами. Основными мероприятиями являются: обеспечение долгосрочного государственного заказа на продуктовые и технологические инновации отрасли ИКТ; расширение исследовательской деятельности в сфере ИКТ; улучшение институциональных основ для ведения 1Т-бизнеса; совершенствование механизмов финансирования; повышение 1Т-грамотности населения.
инновационные проекты, а также доступные и потенциальные инвестиционные ресурсы и с использованием балансирующих механизмов, отвечающих долгосрочным целям развития предприятия и его обеспеченностью всеми видами ресурсов и условиями доступности этих ресурсов, формирует портфель стратегий для сформированного набора проектов. Причем данный набор может объединять в себе разные типы проектов (базовые, расширенные, уникальной касто-мизации), которые даже в рамках одного типа могу иметь разные сценарии входа, а также комбинации сегментов инновационно-адаптивной модели жизненного цикла информационной системы, которая была предложена в рамках первого пункта научной новизны данного диссертационного исследования.
Данный механизм также предполагает эффективное управление полученными результатами с точки зрения:
■ формирования прецедентной индуктивной аналитики, обрабатываемой статистическими методами анализа данных для последующего участия в балансирующих и распределительных процедурах;
■ удовлетворения материальных (через фонд инновационно-инвестиционного баланса) и нематериальных интересов основных инвесторов.
Под стратегией инновационного развития предприятий информационно-консультативного обеспечения понимается совокупность принятых направлений развития (проектов) его существующих практик или создания новых на основе сложившейся конъюнктуры рынка и тенденций ее развития, призванных обеспечить увеличение инновационного потенциала предприятия при условии достижения долгосрочных целей его развития. Каждый конкретный проект внедрения информационной системы в рамках портфеля стратегий является средством стратегического развития.
Поскольку инновация требует сравнительно продолжительного периода времени. Организация может успешно реагировать на ры-
ночные изменения, если она подготовилось, и в ее распоряжении имеются необходимые научно-технические разработки, а значит, организация должна основывать свое будущее на долгосрочной стратегии, которая соответствует накопленным знанию и опыту, внешним и внутренним условиям развития предприятия и его конкурентным преимуществам. Автором были проанализированы основные факторы, определяющие стратегию инновационного развития предприятий информационно-консультативного обеспечения. Среди них выделены три наиболее актуальных измерения (для определения уровня измерения разработана система показателей -табл. 2), обладающих наибольшим уровнем влияния на направление инновационного развития предприятия:
■ уровень технологий определяет степень инновационности применяемых в процессе внедрения информационной системы технологий: традиционные в виде использования классической платформы, либо приоритетные, такие как облачные вычисления, портальные приложения, мобильные приложения, В1-интеграция;
■ уровень интеграции определяет степень зависимости 1Т-предприятия от других компаний-интеграторов на рынке и соответственно общую вовлеченность в глобальный инновационный процесс;
■ уровень уникальности (инновационности)конечного решения, определяющий тип разработки: продуктовая или проектная (к проектной относятся, в том числе, и уникальные инновации).
На основании указанных показателей возможно сформировать эффективные стратегии, позволяющие не только повысить эффективность распределения и использования ресурсов, связанные с реализацией потенциала предприятия, но и содействовать стратегическим решениям в конкурентном поле: приобретению предприятий в новых отраслях, выходу из нежелательных отраслей, подбору эффективного бизнес-портфеля, что позволяет в свою очередь развить инновационный потенциал организации. При этом осуществляется не только адаптация промышленного предприятия к внешней среде, при которой
ТЯАШРОЯТ ВиЗШЕББ Ш ЯШВТА | №1 2015 | 21
Рис. 1. Организационно-экономический механизм стратегического инновационного развития предприятий информационно-
консультативного обеспечения
ставится задача обеспечить эффективное приспособление к изменению внешних факторов (экономические изменения, политические факторы, демографическая ситуация и др.) или изменению условий внешней среды в направлении, выгодном для предприятия, но и развивается уже сформированный инновационный потенциал.
При этом следует учитывать, что в настоящее время среда бизнеса постоянно изменяется, а значит, необходимо разработать набор альтернативных стратегий инновационного развития, чтобы иметь возможность перейти к реализации наиболее подходящей стратегии.
Функционально, при использовании организационно-
экономический механизма стратегического инновационного развития предприятий информационно-консультативного обеспечения, способствующего обеспечению единства управления инновационными и инвестиционными процессами на предприятии для активизации и развития инновационной деятельности, эта деятельность может концентрироваться в Центре инновационно-инвестиционного баланса, который призван обеспечить создание целостной организационной системы жизнеобеспечения инновационного процесса, начиная от идеи разработки, заканчивая опытным и промышленным производством и реализацией наукоемкого продукта.
22 ТЯАШРОКГ Ви8ЮТ88 Ш ЯШ81А | №1 2015 |
Таблица 2. Система показателей для формирования стратегии инновационного развития предприятий информационно-консультационного обслуживания
Измерение Уровень измерения Показатели
Уровень технологий Традиционные Приоритетные Доля расходов на НИР в общем объеме расходов предприятия; Доля сотрудников, занятых НИР; % реализованных инновационных проектов в денежном выражении; Обновляемость собственных фондов; Число патентов, ноу-хау, лицензий; Затраты на обучение и переподготовку сотрудников;
Уровень интеграции Низкий Высокий Доля затрат на аутсорсинг; Объем партнерских сделок; Доля кроссплатформенных решений; Доля совместных проектов в общем объеме реализации;
Уровень уникальности конечного решения Продуктовое решение Проектное решение Доля новых бизнес-процессов по отношению к расширенной версии ТЗ; Структурный коэффициент проектной команды; Доля лицензируемых решений, патентов или проданных прав в общем объеме затрат по проекту; Длительность жизненного цикла и его структура; Сменяемость требований ТЗ/целей проекта, предусмотренная условиями договора
Литература:
1. Теория инновационной экономики: учебник/Под ред. О.С. Белокрыловой. Ростов-на-Дону: Феникс, 2009 - С. 220.
2. Какатунова Т.В., Заенчковский А.Э. Основы стратегического развития инновационной инфраструктуры промышленных комплексов в регионе//Инновационный вестник Регион. - 2012. - №4. - С.46.
3. Заенчковский А.Э. Проблемы развития региональной инфра-
структуры поддержки инноваций в промышленности//Инновации.
- 2007. - №5. - С. 71.
4. Дли М.И., Какатунова Т.В. О перспективах создания техно-парковых структур//Инновации. - 2008. - №2. - С.118-120.
5. Дли М.И., Какатунова Т.В. Обеспечение эффективного взаимодействия элементов инновационной среды региона// Интеграл.
- 2008. - №2. - С.92-93.
УДК 336; 338
ВЛИЯНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА НА ФИНАНСИРОВАНИЕ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ПРОЕКТОВ
Коровин М.Ю., аспирант МГУПС (МИИТ), тел. +7 (926) 679-91-61, e-mail: [email protected]
В статье рассмотрены среднесрочные и долгосрочные вызовы, с которыми столкнулся российский транспортный комплекс, а также влияние текущего экономического кризиса на финансирование инфраструктурных проектов в России, кроме того предложены меры для выхода из текущей кризисной ситуации.
Ключевые слова: инфраструктурные проекты, инвестиции в инфраструктуру, проблемы развития транспорта, финансирование транспортной инфраструктуры.
IMPACT OF THE ECONOMIC CRISIS ON THE FINANCING OF INFRASTRUCTURE
PROJECTS
Korovin M., the post-graduate student, MIIT, tel.: +7 (926) 679-91-61, e-mail: [email protected]
The article deals with medium-dated and long-term challenges faced by the Russian transport system, as well as the impact of the current economic crisis on the financing of infrastructure projects in Russia, in addition propose measures to exit from the current crisis.
Keywords: infrastructure projects, investments in infrastructure, the problems of transport development, financing of transport infrastructure.
Сегодняшние объемные и качественные характеристики транспорта, особенно его инфраструктуры, не позволяют в полной мере и эффективно решать задачи нашей экономики, в том числе задачи удовлетворения спроса инновационного сектора на высококачественные транспортно-логистические услуги. Невысокое качество российской инфраструктуры согласно международным рейтингам (ниже приведены глобальный индекс конкурентоспособности России от экспертов Всемирного экономического форума, а также рейтинг качествалогистики от Всемирного банка) отчасти обусловлено существенным и долговременным технологическим отставанием так и относительно низким приростом инвестиций в транспортную инфраструктуру по сравнению с динамичным экономическим ростом за последние десять лет (в среднем, экономика росла на 4,0%).
Результатом этого расхождения стала резко возросшая нагрузка на существующую транспортную сеть, скорость доставки грузов замедлилась еще больше, в конечном итоге увеличив транспортные издержки для российский предприятий до 20% от совокупных затрат, в то время как в Европе данный показатель держится на уровне 8%. По оценкам Минтранса, потери от плохого состояния
инфраструктуры обходятся экономике примерно в 60 млрд. долларов или 3% от ВВП4.
Масштабы России свидетельствуют о неизбежности развития транспортной инфраструктуры страны в долгосрочной перспективе. Это обусловлено не только огромными расстояниями и необходимостью обеспечить качественную транспортную связь между многочисленными российскими городами и небольшими населенными пунктами, но также географическим положением страны между Азией и Европой. Через российскую территорию пролегают основные торговые путисоседних стран, однако дорожная сеть страны, являющаяся транспортным коридором, требует модернизации и увеличения пропускной способности, чтобы в полной степени задействовать географические преимущества России по сравнению с другими странами. Государству придется вкладывать значительные средства в инфраструктуру вне зависимости от общей экономической ситуации в стране и в мире. Качественные автомобильные и железные дороги не только существенно повышают уровень мобильности населения и товаров, обеспечивают снижение издержек экономики в целом (а не только транспортных расходов), а сам транспортный комплекс как системообразующий
TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №1 2015 | 23