Научная статья на тему 'Современные подходы к разработке и отбору содержания профессионального туристского образования с учетом требований работодателей'

Современные подходы к разработке и отбору содержания профессионального туристского образования с учетом требований работодателей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
371
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
professional requirements / educational standards / knowledge and skills building / профессиональное туристское образование / профессионально-квалификацион- ные требования / образовательный стандарт / формирование знаний / умений и навыков / professional tourism education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Субботина Елена Викторовна

На основе изучения оценки работодателями профессиональной и личностной компетентности кадров для сферы туризма сформулированы подходы к разработке ключевых компетенций работ- ников туристской отрасли и показана их реализация в ФГОС ВПО «Туризм», обоснована необ- ходимость совместного участия в реализации основных образовательных программ подготовки кадров для сферы туризма представителей академического сообщества и работодателей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Субботина Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The articleis based on a study of assessing by the employers of professional and personal competence of personnel for the tourism industry, determined approaches to the development of key competencies of the tourism industry and demonstrates their implementation in the federal state educational standard of higher professional education «Tourism». The article proves the necessity of joint participation of representatives of academic community and employers in the implementation of the basic educational training programs for tourism industry.

Текст научной работы на тему «Современные подходы к разработке и отбору содержания профессионального туристского образования с учетом требований работодателей»

Современные подходы к разработке и отбору содержания профессионального...

лений жизнедеятельности различных социальных групп;

— проведение консультативно-информационной работы по юридическим, психологическим, медицинским, организационным и другим социальным проблемам, организация научно-практических конференций, семинаров, развитие издательской деятельности, обмен опытом на международном уровне;

— привлечение опытных специалистов из числа представителей старшего поколения к преподавательской деятельности и организации проведения практики студентов;

— организация через систему непрерывного социального образования вовлечение граждан старшего поколения в современное образовательное пространство на основе обучения их современным знаниям, технологиям, компьютерной грамотности;

— для содействия формированию гражданского общества в целом в масштабах муниципальных образований целесообразно ввести в практику деятельности образовательных учреждений курсов по подготовке социальных организаторов из числа активных граждан старшего поколения;

— воспитание активной гражданской позиции и уважения к представителям старшего поколения у выпускников системы социального образования должно стать основой формирования справедливого гражданского общества на местах [11. С. 156].

По нашему мнению, система российского социального образования способна оказывать серьезное влияние на формирование социально активных граждан любого возраста, развивать продуктивные взаимоотношения между поколениями, а также играть важную роль в осуществлении задачи вовлечения граждан старшего поколения в жизнедеятельность общества.

Литература

1. Гаранина О.Д. Философия человека. М.: САЙНС-ПРЕСС, 2006. 223 с.

2. Жуков В.И. Социальное образование и социальная сплоченность российского общества в условиях глобального кризиса. М.: Изд-во РГСУ, 2009. 80 с.

3. Никитин В.А. Проблемы и направления реализации социального в обществе. М.: МПСИ; Багира-2, 2006. 152 с.

4. Никитин В.А., Медведева Г.П. Направления и проблемы развития социального образования в современной России // Журнал исследований социальной политики. 2004. Т. 2. № 3. С. 336—346.

5. Смолин О.Н. Образовательная политика и человеческий потенциал России: декларации и реальность. Россия: путь к социальному государству / Материалы Всероссийской научной конференции (Москва, 6 июня 2008 года). М.: Научный эксперт, 2008. С. 53—60.

6. Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми. 6-е изд. М.: Дашков и К, 2009. 334 с.

7. Янова Е.П. Модульные технологии в преподавании психологии и педагогики // Личность и общество: проблемы педагогики, психологии и социологии: Сборник научных трудов ФГОУВПО «РГУТиС». М.: Изд-во МГОУ, 2010. С. 205—209.

8. Ярская-Смирнова В.Н. Миссия социального образования // Ученые записки. 2007. № 4. С. 28—36.

9. Ярская В.Н. Организационные и политические проблемы глобализации отечественного образования // Доступность высшего образования для инвалидов. Под ред. Д.В. Зайцева. Саратов: Научная книга, 2004. С. 6—16.

10. Социальные науки и социальное образование (научная школа члена-корреспондента РАН В.И. Жукова). М., 2004. С. 115—119.

11. Солдатова Л.А. Социальная инклюзия старшего поколения в местном сообществе: Монография. М.: Изд-во РГСУ, 2008. 184 с.: табл. и диагр.

УДК 378.1

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ И ОТБОРУ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТУРИСТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ РАБОТОДАТЕЛЕЙ

Субботина Елена Викторовна, кандидат технических наук, доцент, зам. директора Института туризма и гостеприимства (г. Москва), филиал ФГОУВПО «РГУТиС»,

31

ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

зав. кафедрой «Технология и организация ресторанного и гостиничного сервиса»,

sova-sova@rambler.ru,

ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва

The articleis based on a study of assessing by the employers of professional and personal competence of personnel for the tourism industry, determined approaches to the development of key competencies of the tourism industry and demonstrates their implementation in the federal state educational standard of higher professional education «Tourism». The article proves the necessity of joint participation of representatives of academic community and employers in the implementation of the basic educational training programs for tourism industry.

На основе изучения оценки работодателями профессиональной и личностной компетентности кадров для сферы туризма сформулированы подходы к разработке ключевых компетенций работников туристской отрасли и показана их реализация в ФГОС ВПО «Туризм», обоснована необходимость совместного участия в реализации основных образовательных программ подготовки кадров для сферы туризма представителей академического сообщества и работодателей.

Keywords: professional tourism education, professional requirements, educational standards, knowledge and skills building

Ключевые слова: профессиональное туристское образование, профессионально-квалификационные требования, образовательный стандарт, формирование знаний, умений и навыков

Согласно данным Всемирной туристической организации (ЮНВТО), в 2010 году отмечается заметный рост международных туристских прибытий в мире: он увеличился по сравнению с 2009 года на 6,7%. Предполагается, что в 2011 году темпы роста будут более умеренными, но все-таки превысят многолетний средний показатель 4%. [1]. Факт полного восстановления темпов роста международного туризма подтверждается и увеличением численности работников, занятых в туристской отрасли. Показатель занятости работников в сфере туризма — важный индикатор современной инновационной экономики, поскольку новые рабочие места стимулируют развитие связанных с туризмом отраслей — строительства, инфраструктуры и всего сектора услуг. По расчетам Всемирного совета по путешествиям и туризму (The World Travel & Tourism Council — WTTC), одно рабочее место в туристском секторе приводит к появлению не менее 20 рабочих мест в сопутствующих отраслях.

Потенциал нашей страны оценивается как весьма умеренный, и прогноз WTTC в отношении роста занятости в сфере туризма РФ довольно скромен. Предполагается, что уровень занятости в туристской отрасли будет расти только на 0,3% в год. Такой низкий рост занятости будет недостаточен для удовлетворения потребностей развивающейся сферы туризма.

По мнению экспертов, в туристской отрасли России сейчас недостает около двух миллионов специалистов [2], поэтому на современном этапе важной задачей развития туристской индустрии является формирование современной стратегии профессионального туристского образования, основанной на учете требований работодателей к различным категориям работников сферы туризма.

Задачей проведенного исследования было выявление корреляции между образовательными стандартами и квалификационными требованиями, предъявляемыми к работникам сферы туризма на примере высшего профессионального туристского образования. Результаты проведенного исследования, в котором приняли участие руководители операторских и агентских компаний, показали, что на практике выделяются требования личностного и профессионального плана. Требования работодателей к работникам туристской индустрии с высшим образованием могут быть объединены в три группы:

1) общие требования — формирование требований проводится на уровне направления деятельности или специальности;

2) специальные требования — формирование требований проводится на уровне профиля, специализации или квалификации (профессии);

32 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2011/№ 2

Современные подходы к разработке и отбору содержания профессионального...

3) требования компетентностного характера — формирование требований проводится на уровне практической деятельности, характеристики способности работника на практике реализовать имеющиеся у него профессиональные знания, умения и навыки [2].

Требования общего характера позволяют определить основные типичные черты, характеризующие личность и ключевые профессиональные навыки специалистов туристской индустрии и охарактеризовать общий психологический и профессиональный портрет работника туристской индустрии. Специальные требования выделяют специфические черты, характеризующие профессию работника, и позволяют определить степень готовности специалиста выполнять определенные виды работ в рамках его профессиональных обязанностей. Данные требования предъявляются к работникам туристской индустрии с учетом направлений и профилей их деятельности, специальностей и специализаций, а также квалификаций (профессий), позволяют оценить готовность работника реализовать полученные знания, умения и навыки в конкретной практической ситуации.

В современных условиях развития профессионального образования именно требования к ключевым компетенциям выдвигаются на передний план системы оценки квалификации кадрового состава и эффективности профессиональной подготовки. В быстро меняющейся социально-экономической среде, кроме способности реализовать стандартные профессиональные задачи, особенно ценными становятся такие качества работника, как способность адаптироваться к изменяющимся условиям жизни и профессиональной деятельности, творчески подходить к разрешению возникающих проблем, координировать свою деятельность с партнерами по бизнесу или членами трудового коллектива, постоянно повышать свой профессиональный и культурный уровень. Компетенции характеризуют способность работника справляться со сложными профессиональными ситуациями и изменениями, в том числе непредвиденными, конструктивно разрешать возникающие профессиональные и иные проблемы, принимать на себя ответственность и выполнять профессиональные и социальные роли в трудовом коллективе.

Профессиональное туристское образование направлено на реализацию потребностей личности, соотнесение этих потребностей с ее возможностями. Структурная организация профессиональной подготовки различна и зависит от исторических традиций, уровня развития страны, позиции государства, степени миграции населения и т. д., но направлена на возможность обучаемого самореализоваться в любой организационной структуре образовательного учреждения.

Современная стратегия подготовки кадров для сферы туризма характеризуется устойчивыми тенденциями ускоренного развития структуры и содержания профессионального образования. Профессиональные образовательные программы разрабатываются, утверждаются и реализуются образовательным учреждением с учетом потребностей работодателей, а также требований образовательных стандартов к уровню подготовки специалистов по соответствующему направлению (специальности).

Анализ потребностей туристской отрасли в профессиональных кадрах позволил установить, что основными вакансиями являются должности менеджеров по направлениям, менеджеров по работе с клиентами и менеджеров по бронированию. Велика также потребность в технических специалистах, в частности, курьерах и секретарях. Данная тенденция особенно характерна для крупных операторских компаний, имеющих разветвленную сеть агентств. В целом работодателями отмечается общая нехватка квалифицированных специалистов для всех туристских компаний, особенно менеджеров по узкопрофильным направлениям работы.

Путем анкетирования и опросов на специализированных туристических выставках определены конкретные требования работодателей к указанным категориям специалистов.

1. Для менеджера по направлению общие требования заключаются в наличии коммуникативных способностей, способности к аналитической работе (планирование и бюджетирование), инициативности работников. Профессиональные требования характеризуются хорошим знанием географии и туристских ресурсов, умением организовывать деятельность по направлению, интерпретировать информацию и прогнозировать развитие

33

ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

конкретного рынка, координировать и планировать деятельность подчиненных, владеть иностранным языком и компьютерной техникой.

Требования к ключевым компетенциям менеджеров по направлению сформулированы в виде следующих групп:

— уметь формировать и организовывать продвижение туристского продукта (владеть методами маркетинга спроса и предложений, техникой планирования турпродукта, разработки турпакета (размещение, питание, транспорт, дополнительные услуги), продвижения турпродукта на внутреннем и внешних рынках);

— уметь оформлять турпакет (владеть техникой оформления туристской документации, ведения учета и хранения туристской документации);

— осуществлять сбор и обработку статистических данных (владеть навыками сбора, обработки и анализа статистических данных, классификации статистики, формирования банков данных, анализа статистических данных);

— уметь вести отчетность (владеть навыками сбора, обработки и анализа информации, классификации информации и ее оценки, сверки информации, эффективной презентации информации, учета и хранения отчетных данных);

— уметь вести делопроизводство (владеть технологией делопроизводства, ведения документооборота компании).

2. Менеджер по работе с клиентами на уровне общих требований, по мнению работодателей, должен иметь презентабельную внешность, быть коммуникабельным и гибким. В рамках профессиональных требований он должен обладать навыками в области маркетинга и продаж, ведения переговоров, владеть иностранным языком, методами презентации информации, уметь работать с жалобами клиентов.

В целом менеджер по работе с клиентами должен обладать следующими ключевыми компетенциями:

— уметь работать с российскими и иностранными клиентами, включая общение на иностранном языке, эффективно осуществлять устное общение с клиентами, в том числе телефонные переговоры, вести деловую переписку;

— знать и соблюдать деловой протокол и этикет, демонстрировать культуру межличностного общения;

— уметь предоставлять информацию клиентам, готовить рекламные и иные информационные материалы;

— эффективно осуществлять продажу туристского продукта и послепродажное обслуживание клиентов, взаимодействовать с туроператорами;

— уметь вести соответствующую статистику.

3. Специфика работы менеджера по бронированию по результатам анализа мнений работодателей на уровне общих требований состоит в его высокой работоспособности и внимании к деталям, на уровне профессиональных требований — в знании специальных компьютерных программ, иностранного языка, умении самостоятельно решать проблемы, владении навыками деловой корреспонденции. Ключевые компетенции включают в себя требования к работе с российской и иностранной клиентурой (на языке основной клиентуры), ведение деловой корреспонденции, осуществление бронирования услуг, их подтверждение и оформление, предоставление информации клиентам.

Таким образом, детальная проработка ключевых компетенций решает несколько проблем: во-первых, четко очерчивает круг профессиональных обязанностей работника и требований к уровню его профессионализма, во-вторых, позволяет спланировать карьерное продвижение сотрудника турбизнеса в той или иной организации, в-третьих, может быть использована при совершенствовании процесса профессиональной подготовки и повышении квалификации кадров для туристской индустрии.

Поэтому ядром концепции стандартизации в сфере профессионального туристского высшего образования должны выступать систематизированные профессионально-квалификационные требования к работникам туристской отрасли, соответствующие изменяющимся потребностям отрасли в знаниях, умениях и навыках будущих специалистов и способствующих формированию личности во всех ее проявлениях

В основу построения ФГОС ВПО по направлению подготовки «Туризм» заложена структура, в рамках которой формируются требования к профессиям в индустрии туризма

34 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2011/№ 2

Современные подходы к разработке и отбору содержания профессионального...

по квалификационным уровням, т. е. помимо уровней, связанных с получением образования, выстраиваются квалификационные уровни, «сопровождающие» работника в его трудовой жизни. Компетентностью модели подготовки выпускников образовательных программ разного уровня как основа нового ФГОС ВПО по направлению подготовки «Туризм» сформированы на основе действующих отраслевых профессиональных стандартов (профессионально-квалификационных требований) с учетом уровня выполнения конкретного вида профессиональной деятельности, выраженной в терминах компетенций, которая описывает измеряемые требования к результатам выполнения трудовых действий и их качеству.

При разработке ФГОС ВПО по направлению подготовки «Туризм» заложен интегративно -развивающий подход, основная функция которого заключается в том, чтобы процесс обучения, с одной стороны, формировал готовность к постоянному саморазвитию студента, и, с другой стороны, способствовал самореализации личности в профессиональной деятельности. Суть интегративно-развивающей компоненты при формировании профессиональной компетентности будущих бакалавров и магистров туризма заключается в следующем:

— интеграционной связи специальной, психологической и культурологической основ деятельности будущего выпускника;

— учете фундаментального и прикладного характера профессиональных знаний и умений при формировании профессиональной компетентности студентов;

— разработке интегративной формы самоуправления субъектов учебно-воспитательного процесса;

— применении интегративного критерия — творческого стиля деятельности при оценке результативности деятельности студента.

В рамках нового ФГОС ВПО по направлению подготовки «Туризм» предоставлена неизмеримо большая академическая свобода вузам в выборе конкретных дисциплин для приобретения той или иной компетенции. Суммарная трудоемкость базовых (обязательных) дисциплин не превышает 50% от общей трудоемкости учебных циклов основной образовательной программы бакалавра и 30% магистра. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения или углубления знаний, умений

и навыков, определяемых содержанием базовых дисциплин, позволяет студенту либо продолжить образование на следующем уровне ВПО для получения квалификации магистра в соответствии с полученным профилем, либо получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности. Основная образовательная программа должна содержать дисциплины по выбору студента в объеме не менее одной трети вариативной части каждого цикла. Порядок формирования дисциплин по выбору студента устанавливает ученый совет вуза. Такой подход, несомненно, повышает возможность маневра для образовательного сообщества в принципиально важных сегментах образовательного процесса.

Вузы, осуществляющие подготовку кадров по специальностям, связанным с туристской индустрией, входящие в состав соответствующих учебно-методических объединений, самостоятельно разрабатывают содержание образовательных программ. В связи с этим существовавшие ранее диспропорции в количестве и структуре подготовки кадров обострились.

Концепция развития туризма в России до 2015 года предусматривает в области туристского образования повышение качества образования на основе широкого использования современных педагогических технологий и обязательного учета требований работодателей к компетенциям работников туристской отрасли. Как показала экспертная оценка, выпуск специалистов с высшим образованием удовлетворяет спрос предприятий и организаций туристской индустрии на 30—35%.

Имеющиеся недостатки связаны еще и с тем, что в условиях реформируемой экономики отсутствует централизованное определение потребности в кадрах, планирование подготовки и трудоустройства специалистов, а новая система связей с потребителями кадров пока находится на стадии формирования. Для повышения эффективности использования научно-педагогического потенциала и интеграции высших учебных заведений и соответствующих структур туристской индустрии целесообразно осуществление единой научнообоснованной кадровой политики подготовки специалистов.

Одним из наиболее эффективных подходов к созданию действенной системы подготовки кадров является развитие процесса профессионального образования через профилизацию.

35

ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ФГОС ВПО по направлению «Туризм» устанавливает примерный перечень профилей. Наименование профилей в перечне и про-филизация на их основе ООП могут трансформироваться с учетом прогнозных оценок тенденций развития техники, технологии, инноваций, услуг, видов экономической деятельности, потребительского спроса туристской индустрии и экономики в целом. Основным аргументом в данном случае является потребность, которая может выражаться как фено-

мен, или инновация, или в какой-либо иной форме, обусловленной сформировавшимися потребностями потребителя [3].

Компетентность работника туристской индустрии при этом состоит в том, чтобы на основе прогнозных оценок закономерностей и развития cферы туризма выстроить модели потребительского спроса, спроектировать и организовать процессы разработки турпродукта и др., развивая тем самым ключевые компетенции специалиста.

Литература

1. ЮНВТО и краткий обзор основных тенденций. Доклад Талеб Рифаи, генсекретаря ЮНВТО. М.: Совет Федерации, 14 марта 2011 года.

2. Субботина Е.В. Научно-методические подходы к формированию государственных требований к качеству подготовки специалистов для туристской индустрии. Монография. М.: МПГУ, ФГОУ «РГУТиС», 2010.

3. Федулин А.А., Ананьева Т.Н., Малолетко А.Н. и др. Научно-методическое обеспечение высшего профессионального туристского образования. Монография. М: ФГОУВПО РГУТиС, 2008.

УДК: 339.138:374.3

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ ИМИДЖА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

Христофорова Ирина Владимировна, доктор экономических наук, профессор кафедры «Менеджмент и маркетинг» Института сервиса (г. Москва), филиал ФГОУВПО «РГУТиС»,

hristo@list.ru,

Колгушкина Алина Викторовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Менеджмент и маркетинг» Института сервиса (г. Москва), филиал ФГОУВПО «РГУТиС»,

Раздымаха Юлия Юрьевна, начальник отдела материально-технического снабжения,

ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва

This article reveals the social significance of the higher education system that ensures the implementation of the priority trends of socio-political and socio-economic development. The importance of specific and substantial image of higher education as a multifactorial and complex object of study it is justified. The author presented the results of evaluation of the image of higher education of the Russian Federation that emerged at the present stage. The article identifies and summarizes the major problems associated with the image of higher education and the directions of their decision. The author presentes conceptual bases for promoting the image of higher education of Russia and the mechanism of its formation.

Статья раскрывает социальную значимость системы высшего образования, обеспечивающего реализацию приоритетных направлений общественно-политического и социально-экономического развития государства. Обосновывается важность и существенная специфика имиджа высшего образования как многофакторного и сложного объекта исследования. Приведены результаты оценки имиджа высшего образования РФ, сложившегося на современном этапе. Выявлены и обобщены основные проблемы, связанные с имиджем высшего образования, и обозначены направления их решения. Предложены концептуальные основы повышения имиджа высшего образования РФ и представлен механизм его формирования.

36 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2011/№ 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.