УДК 378
Гордиенко Евгения Алексеевна
Амурский государственный университет, г. Благовещенск
Evgenia5@mail. ш
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА В ВУЗЕ
В статье рассматриваются современные подходы к профессиональной подготовке будущих специалистов таможенного дела в вузе. Цель работы рассмотреть подходы, используемые в профессиональной подготовке будущих специалистов таможенного дела, проанализировать ФГОС ВПО по направлению подготовки «Таможенное дело».
Ключевые слова: будущий специалист таможенного дела, компетенции, профессиональная подготовка, подходы к профессиональной подготовке, ФГОС ВПО.
В настоящее время основным направлением в мировой экономике является развитие процессов интеграции, которое выражается в участии, как стран, так и отдельных их регионов в мировом хозяйстве. Значительную роль в развитии внешнеэкономических связей между регионами играет близость их территорий. На сегодняшний день наиболее перспективный и динамично развивающийся регион мира это Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР). Опережая другие регионы мира по темпам роста, АТР дает основания рассматривать международную экономическую интеграцию как процесс, который способствует развитию стран данного региона и их отдельных субъектов [8].
Сибирь и Дальний Восток играют важную роль в экономических процессах России. Имея огромный экономический потенциал, страны АТР стремятся использовать Дальний Восток России для осуществления выхода на товарные рынки сбыта других стран, а также приобретении доступа к дешевой сырьевой базе. В этом отношении слабозаселенная и экономически слаборазвитая территория Дальнего Востока России приобретает для них все большую привлекательность. Так как Дальний Восток все активнее участвует в процессах интеграции, укрепляется значимость таможенной системы в целом и местных таможенных органов в частности. Современная система профессиональной подготовки специалистов таможенной службы должна учитывать подобные особенности регионов, которые должны найти отражение в требованиях к подготовке таможенников.
На основе теоретического анализа и изучения практического опыта нами выделены следующие подходы, лежащие в основе профессиональной подготовки будущих специалистов таможенного дела в вузе.
Личностно-ориентированный подход. Лично-стно-ориентированный подход является одной из новых дидактических форм организации обучения в современной системе образования [15].
Исследованию проблем изучения личностно-ориентированного обучения посвящены работы А.Г. Асмолова [1], Е.В. Бондаревской [2], В.В. Серикова [13], Е.Г. Силяевой [14], И.С. Якиманс-
кой [16] и др., согласно которым только раскрытие индивидуальности каждого студента в процессе обучения обеспечивает построение образования в современной высшей школе.
В основе личностно-ориентированного подхода в процессе профессиональной подготовки лежит признание индивидуальности, самобытности, самоценности каждого студента, его развития не как «коллективного субъекта», а в первую очередь как индивида, наделенного своим неповторимым «субъектным опытом» [15].
В профессиональной подготовке специалистов таможенного дела специфика применения личнос-тно-ориентированного подхода заключается в ориентировке студентов на самостоятельную работу (собственные открытия, научно-поисковая деятельность и проч.); в стимулировании активности каждого студента с учетом его возможностей и индивидуальных склонностей (выбор тем сообщений, выбор базы практики и пр.); в предоставлении выбора групповой или только собственной работы; оценку ответа самим учащимся, а уж потом преподавателем; в использовании индивидуальных заданий (например, при прохождении производственной (таможенной) практики). Особое внимание уделяется выявлению и развитию тех уникальных качеств (например, умение управлять своими эмоциями, стрессоустойчивость, самоконтроль, самооценка своих поступков, коммуникабельность, красноречие, быстрота реакции и пр.), которые будут необходимы в будущей профессиональной деятельности будущих специалистов таможенного дела.
Таким образом, личностно-ориентированный подход реализует принцип индивидуального подхода, согласно которому в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов таможенного дела учитываются индивидуальные особенности каждого обучающегося.
Интегративный подход. В рамках исследования интегративный подход рассматривается нами с точки зрения взаимной интеграции теории и практики профессиональной подготовки будущих специалистов таможенного дела.
Интегративный подход рассматривался в работах М.Г. Гапонцевой [3], А.В. Курвина [9], Т.А. Непомнящей [11], К.П. Ягодовского и пр. Так, напри-
© Гордиенко Е.А., 2014
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 2
91
мер, М.Г. Гапонцева в своей диссертационной работе анализирует интегративный подход в содержании непрерывного естественно-научного образования [3].
Использование интегративного подхода при подготовке специалистов таможенного дела в современных условиях становится первостепенной задачей для повышения качества профессионального образования. Согласно А.Ю. Сагайдак, интеграция в образовании представляет собой не механическое соединение частей, а взаимопроникновение, которое дает новый качественный результат на целостное образование [12].
Интеграция базируется на следующих принципах: комплексном планировании наиболее важных задач обучения, воспитания и развития личности, активизации учебно-познавательной деятельности, формировании основных компетенций учащихся, в том числе навыков исследовательской деятельности.
Интегрирование в профессиональной подготовке можно представить как двусторонний процесс -внешний и внутренний. Внешняя интеграция необходима для устранения дублирования в содержании предметов образовательной области, для согласованности и синхронности задач обучения, для обоснованного углубления содержания на уровне профильного обучения. Организация процесса обучения, опирающаяся на оптимальный выбор общедидактических форм, методов, приемов и средств обучения, становится внутренней стороной интегрирования [11].
Согласно В.В. Скоторенко и И.Г. Мосягиной, интеграция возможна только при следующих условиях: объекты изучения, исследования совпадают или достаточно близки по содержанию; в интегрируемых учебных предметах используются одинаковые или близкие методы исследования; интегрируемые учебные дисциплины строятся на общих закономерностях, общих теоретических концепциях, положениях; в интегрируемых учебных предметах используются общие или одинаковые методы деятельности студентов [10].
Таким образом, процесс и результат создания неразрывного связного, единого и цельного в обучении осуществляется несколькими способами. Во-первых, путем объединения в одном синтезированном курсе (теме, разделе, программе) элементов разных учебных предметов, суммировании основ разных наук и в раскрытии междисциплинарных связей (например «Основы таможенного делопроизводства на иностранном языке») [10]. Во-вторых, как акцентирование внимания на характеристиках одного и того же явления при изучении разных дисциплин, что не требует разработки специальных учебных курсов. К примеру, при формировании компетентности специалистов таможенного дела ядром интеграции может стать содержание дисциплины «Теория таможенного дела».
Таким образом, интегративный подход подразумевает организацию профессиональной подготовки будущих специалистов таможенного дела на основе взаимной интеграции теории и практики, способствующей формированию основных знаний, умений и навыков и вхождению личности в будущую профессиональную деятельность.
Компетентностный подход. В рамках исследования компетентностный подход рассматривается нами с точки зрения формирования набора компетенций у будущих специалистов таможенного дела во время профессиональной подготовки в вузе.
В отечественной науке поиски в рамках компе-тентностного подхода направлены, главным образом, на связи компетентности и содержания образования. По мнению ученых (В.К. Загвоздкин, И.А. Зимняя, А.Г. Каспржак, Ю.Г. Татур и др.), ком-петентностный подход является способом достижения нового качественного образования. Отличие компетентного специалиста от квалифицированного в том, что первый обладает не только знаниями, умениями, навыками определенного уровня, но и способностью и готовностью реализовывать их в работе [4, 7].
Так, И.А. Зимняя под компетентностью понимает интегрированную характеристику качеств личности, результат подготовки выпускника вуза для выполнения деятельности в определенных областях. Компетентность, как и компетенция, включает в себя когнитивный (познавательный), моти-вационно-ценностный и эмоционально-волевой компоненты. Компетентность - это ситуативная категория, поскольку выражается в готовности к осуществлению какой-либо деятельности в конкретных профессиональных ситуациях [5].
Компетентность проявляется в личностно-ори-ентированной деятельности, поэтому и оценивается на основе сформированной у выпускника вуза совокупности умений (интегрировано отражающих эту компетентность) и его поведенческих (психологических) реакций, проявляющихся в разнообразных ситуациях.
В качестве цели при реализации компетентнос-тного подхода в профессиональной подготовке выступает формирование компетентного специалиста в определенной области [6]. В нашем случае целью реализации компетентностного подхода в профессиональной подготовке является формирование компетентного специалиста таможенного дела, готового к решению профессиональных задач, обладающего внутренней мотивацией к качественному осуществлению своей профессиональной деятельности и творческим потенциалом для саморазвития. Набор компетенций, которыми должен обладать будущий специалист таможенного дела прописывается в федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (ФГОС ВПО).
92
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20
Следует отметить, что в соответствии с изменениями в законодательстве в области образования отечественная высшая школа в 2011 году перешла на новую - «уровневую» - систему высшего профессионального образования (ВПО) и новые - «федеральные» - государственные образовательные стандарты (ФГОС). Это очередной шаг России, как участницы Болонского процесса, предусматривающего создание в Европе единого пространства высшего образования. Это и стремление согласовать цели и результаты образования с реальными потребностями студентов, выпускников вузов, работодателей и общества.
Новая система (структура) ВПО включает в себя основные образовательные программы (ООП) подготовки бакалавров (первый уровень) и магистров (второй уровень). Однако наряду с ними продолжают действовать и программы подготовки дипломированных специалистов, в частности это касается специальностей, отвечающих за экономическую безопасность страны, таких как таможенные сотрудники и специалисты ВЭД.
Для новой системы ВПО разработаны и новые государственные образовательные стандарты -ФГОС ВПО («ГОС третьего поколения»). Основное отличие ФГОС от ГОС в том, что в них прежде всего определены требования к результатам освоения ООП, к которым относятся не только соответствующие знания, умения и навыки, но в первую очередь компетенции (общекультурные и профессиональные) выпускника вуза. ФГОС ВПО определяет необходимость разработки компетентност-но-ориентированных образовательных и учебных программ, результатами освоения которых должно быть формирование у обучающихся требуемых компетенций.
ФГОС ВПО по направлению подготовки «Таможенное дело» 036401 от 08.11.2010 г. содержит требования к структуре и условиям реализации ООП. Однако, он не содержит полного перечня обязательных учебных дисциплин с соответствующими дидактическими единицами и трудоемкостями их изучения. Так, всего четыре дисциплины составляют базовую (обязательную) часть программы подготовки специалистов таможенного дела - «История», «Философия», «Иностранный язык», «Безопасность жизнедеятельности». Остальные дисциплины составляют вариативную (профильную) часть. Поэтому каждый вуз при проектировании своих ООП должен сам разработать компетентно-стную модель выпускника, определить перечень и содержание учебных дисциплин и практик.
Наличие во ФГОС ВПО вариативной части дает вузам возможность реализовать региональный компонент при составлении ООП. Так, например, во ФГОС ВПО по направлению подготовки «Таможенное дело» прописано знание одного иностранного языка (английского) и второго иностранного язы-
ка, но нет уточнения какого именно, это дает возможность вузам самим решать какой иностранный язык изучать как второй. Учитывая особенности географического и геополитического положения Амурской области, в качестве второго вузы выбирают китайский язык, в Хабаровском и Приморском краях, помимо китайского, вузы выбирают японский и корейский языки. Таким образом, ООП вузов обеспечивают получение качественного высшего образования, ориентированного на потребности рынка труда, и повышают конкурентоспособность вуза на рынке образовательных услуг.
Итак, профессиональная подготовка будущих специалистов таможенного дела в образовательном процессе вуза представляет собой систему организационных и педагогических мероприятий, обеспечивающих формирование у них профессиональной направленности, а также знаний, умений и навыков, полученных в результате изучения учебных дисциплин и прохождения различных видов практик, что способствует формированию профессиональной готовности к таможенной работе.
Специалист таможенного дела должен владеть арсеналом профессиональных умений, навыков, обладать глубокими знаниями в области наук ВЭД, владеть основами психологии, владеть как минимум одним иностранным языком, чтобы быть компетентным специалистом, готовым к решению профессиональных задач. Компетентностый подход в совокупности с другими подходами могут способствовать достижению этих целей.
Библиографический список
1. Асмолов А.Г. Личность: психологическая стратегия воспитания // Новое педагогическое мышление / под ред. А.В. Петровского. - М.: Педагогика, 1989. - 420 с.
2. Бондаревская Е.В. Личностно-ориентирован-ный подход к качеству образования в условиях модернизации: Доклад на августовской конференции работников и организаторов образования г. Ростова-на-Дону. - Ростов н/Д., 2003. - 40 с.
3. Гапонцева М.Г. Интегративный подход в содержании непрерывного естественнонаучного образования: Дис. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2002. - 218 с.
4. Загвоздкин В.К. Реформирование преподавания и обучения на основе компетентностного подхода: на материалах немецких источников // Ком-петентностный подход как способ достижения нового качества образования. - М., 2003. - 240 с.
5. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 34-42.
6. Зимняя И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека // Интернет-журнал «Эйдос». - 2006. - 4 мая. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2
93
www.eidos.ru/journal/2006/0504/htm (дата обращения: 05.03.2014)
7. Каспаржак А.Г. Компетентностный подход в профессиональном образовании - М., 2002. - 240 с.
8. Киреев А.П. Международная экономика. В 2-х ч. - Ч.1: Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства. - М.: Междунар. отношения, 1999. - 361 с.
9. Курвина А.В. Реализация интегративного подхода к профильному обучению старшеклассников (культурологический аспект) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http.//tsu.tmb.ru/ culturology/ journal /6/kurvina_5_2006-2.htm (дата обращения: 09.03.2014)
10. Максимова В.Н. Интеграция в системе образования. - СПб., 1991. - 174 с.
11. Непомнящая Т.А. Ожидания и возможности участников образовательного процесса: состоя-
ние и перспективы развития образовательного сообщества // Университетское управление: практика и анализ. - 2003. - № 5-6 (28). - С. 121-125.
12. Сагайдак А.Ю. Интеграция и межпредметные связи в системе непрерывного профессионального образования: Тез. докладов межвуз. конф. -Л., 1990. - С. 3-5.
13. Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика. - 1994. - № 5. - С. 16-21.
14. Силяева Е.Г. Методологические аспекты формирования культуры личности в процессе социализации // Гуманитарное образование: традиции, новации. - СПб., 2001. - 158 с.
15. Симоненко В.Д. Общая и профессиональная педагогика. - М.: Вентана-Граф, 2005. - 368 с.
16. Якиманская И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе // Директор школы. - М.: Сентябрь, 1996. - 96 с.
УДК 174
Кравченко Елена Павловна
Институт педагогического образования и образования взрослых Национальной Академии педагогических наук Украины, г. Черкассы, Украина
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ БУДУЩИХ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА
В статье на основе проведенного анализа педагогической и психологической литературы определен комплекс педагогических условий, реализация которых необходима для обеспечения эффективного формирования профессиональной этики будущих медицинских сестер в учебно-воспитательном процессе медицинского колледжа.
Ключевые слова: педагогические условия, формирование профессиональной этики, медицинская сестра, учебно-воспитательный процесс.
Быстрое развитие современных медицинских технологий, социальный запрос на качество медицинских услуг обусловливают особые требования к профессиональной деятельности медицинских сестер. Востребованными становятся такие нравственные качества личности, как гуманное отношение к человеку, милосердие, ответственность, глубокое понимание общечеловеческих моральных ценностей и осознание гражданского долга, толерантность, эмпатия.
Учитывая это, особую актуальность приобретает проблема формирования профессиональной этики будущих медицинских сестер в учебно-воспитательном процессе медицинского колледжа.
Анализ научных источников показывает, что проблема формирования профессиональной этики специалиста освещалась в контексте рассмотрения методологических основ непрерывного профессионального образования (Г. Васянович, С. Гончаренко, А. Дубасенюк, И. Зязюн, В. Кремень, Н. Ничкало и др.). Внимание ученых приковано к проблеме формирования профессионально-этических (нравственных) качеств специалистов разных профессий: будущих служащих-таможенников (Н. Тимченко), го-
сударственных служащих (О. Козиевська), инженеров (О. Лапузина), специалистов сферы бытового обслуживания (Л. Гасюк), мастеров производственного обучения (А. Кривошеев) и др. В контексте исследования весомыми являются труды ученых о специфических особенностях врачебной деятельности, этики и деонтологии, формирования личности медицинского работника (Н. Пирогов, П. Назар, М. Шегедин). Отдельные аспекты формирования морально-нравственных качеств личности будущих медицинских сестер нашли отражение в работах, где рассматривается специфика формирования коммуникативной культуры (О. Уваркина), профессиональных ценностей (К. Куренкова), готовности будущих медицинских сестер к коммуникативному взаимодействию (С. Поплавская).
Вместе с тем анализ научно-педагогических источников свидетельствует об отсутствии работ, касающихся научного обоснования педагогических условий формирования профессиональной этики будущих медицинских сестер в учебно-воспитательном процессе медицинского колледжа.
В рамках статьи осветим педагогические условия формирования профессиональной этики буду-
94
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20
© Кравченко Е.П., 2014