Известия высших учебных заведений. Поволжский регион
УДК 378.1
А. В. Куц
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ СПЕЦИАЛИСТА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Аннотация.
Актуальность и цели. В связи с вступлением России во Всемирную торговую организацию возникла объективная необходимость приведения института таможенной службы в соответствие с международными нормами таможенного дела и регулирования внешнеэкономической деятельности. Таможенная служба играет важную роль в сборе доходов, содействии торговле, обеспечении национальной безопасности и защите общества. Коррупция в таможенных органах отрицательно влияет на темпы социального и экономического развития страны. Поэтому компетентность специалиста таможенного дела в значительной степени определяется сформированностью его нравственных качеств. Целью исследования является разработка модели формирования нравственных качеств специалиста таможенного дела в процессе профессиональной подготовки.
Материалы и методы. Методологическую основу исследования составили основные положения системного, аксиологического, личностно-деятельностного и компетентностного подходов к формированию нравственных качеств специалиста таможенного дела. Методы исследования: теоретические (анализ, сравнение, обобщение, синтез, систематизация, моделирование); эмпирические (наблюдение, анкетирование, беседы, тестирование, изучение и обобщение передового педагогического опыта профессиональной подготовки студентов вуза, эксперимент); математические (статистическая обработка данных).
Результаты. Разработанная модель формирования нравственных качеств специалиста таможенного дела в процессе профессиональной подготовки отражает цель, задачи, подходы, принципы, содержание исследуемого процесса, а также формы, методы, средства формирования нравственных качеств и ожидаемые результаты.
Выводы. Разработанная модель представляет собой аналог педагогического процесса, организованного в Пензенском государственном университете по направлению подготовки (специальности) «Таможенное дело» и направленного на формирование как профессиональных компетенций, так и нравственных качеств специалиста.
Ключевые слова: модель, формирование, нравственные качества, специалист таможенного дела, педагогический процесс, профессиональная подготовка.
A. V. Kuts
MODEL OF MORAL QUALITIES FORMATION OF A CUSTOMS OFFICER IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL TRAINING
Abstract.
Background. Due to Russia’s joining the world trade organization, there is an objective necessity of bringing the custom service institute in accordance with international standards of customs and foreign trade regulation. Customs service plays an important role in the revenue collection, trade facilitation, national security and protection of society. Corruption in customs bodies has a negative impact on the pace of
242
University proceedings. Volga region
№ 3 (31), 2014
Гуманитарные науки. Педагогика
country’s social and economic development. Therefore, customs specialist’s competence is largely determined by the formation of his/her moral qualities. The aim of this study is to develop a formation model of the moral qualities of an expert in the customs training process.
Materials and methods. The methodological basis of the research included the system, axiological, personal activity and competence-based approaches to the moral qualities formation of a customs specialist. Research methods: theoretical (analysis, comparison, generalization, synthesis, systematization, modeling); empirical (observation, questionnaires, interviews, testing, study and generalization of the advanced pedagogical experience in professional training of university students, the experiment); mathematical (statistical data processing).
Results. The developed model of moral qualities formation of a customs officer in the professional training process reflects the aim, objectives, approaches, principles, content of the investigated process, as well as forms, methods, means of forming moral qualities and expected results.
Conclusions. The developed model represents the analogue of the teaching process organized in Penza State University at the «Customs» major (specialty) and is focused on specialist’s professional competence and moral qualities formation.
Key words: model, formation, moral qualities, customs officer, pedagogical process, professional training.
При подготовке нового поколения молодых специалистов для таможенной службы необходимо учитывать сложившуюся социально-экономическую ситуацию. В последнее время большую тревогу вызывают значительные изменения социальных ценностей и нравственных ориентиров у современной молодежи. Сегодня в молодежной среде на первое место в системе ценностей выходят проблемы материального и индивидуалистического характера, в то время как общественные и духовные интересы уходят на задний план.
На заседании Совета руководителей таможенных служб при Интеграционном комитете ЕврАзЭС и Совета руководителей таможенных служб-участников СНГ проблема коррупции поставлена в один ряд с тремя другими угрозами национальной безопасности - организованной преступностью, терроризмом и экстремизмом. По этому поводу высказался и Президент РФ В. В. Путин: «Кто хочет зарабатывать деньги - пусть идет в бизнес, кто останется служить государству и реализовывать себя на госслужбе - живите на заработную плату, и давайте будем вместе бороться за ее повышение». Обеспечение таможенной службы не только профессионально компетентными, но и нравственно воспитанными кадрами является актуальным на сегодняшний день, что обусловливает необходимость создания модели формирования нравственных качеств специалиста таможенного дела в процессе профессиональной подготовки.
Настоящая модель формирования нравственных качеств специалиста таможенного дела в процессе профессиональной подготовки разработана в соответствии с положениями системного (С. И. Архангельский, В. П. Беспалько, И. В. Блауберг, В. В. Краевский, В. А. Сластёнин, Э. Г. Юдин и др.), аксиологического (Ю. В. Артюхович, П. П. Блонский, С. И. Гессен, П. Ф. Каптерев, А. П. Нечаев, М. М. Рубинштейн, И. А. Сикорский, В. А. Сла-стенин, К. Д. Ушинский и др.), личностно-деятельностного (В. И. Андреев, Е. В. Бондаревская, Л. П. Буева, И. А. Зимняя, А. А. Кирсанов, А. К. Маркова,
Humanities. Pedagogy
243
Известия высших учебных заведений. Поволжский регион
К. К. Платонов, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.) и компетентностного (П. П. Борисов, Н. С. Веселовская, А. Н. Дахин, Л. Ф. Иванова, И. А. Зимняя, А. Г. Каспржак, Н. А. Переломова, И. Д. Фрумин, А. В. Хуторский, Г. А. Цу-керман и др.) подходов.
Системный подход определяет процесс подготовки специалистов таможенного дела как целостную систему. Использование аксиологического подхода реализует основную задачу в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов таможенного дела - формирование ценностного отношения к своей будущей профессии. Личностно-деятельностный подход к организации педагогического процесса предусматривает гармоничное сочетание личных и общественных целей и решает основную задачу образования - создание условий развития гармоничной, нравственно совершенной, социально активной, профессионально компетентной и саморазвивающейся личности. Применение компетентностного подхода предполагает формирование компетенций, в рамках которых формируются нравственные качества специалиста таможенного дела. Применение вышеназванных подходов определило отбор основных принципов, составляющих основные идеи в построении педагогического процесса.
Принцип целостности образовательного процесса, как комплексность его задач и средств их реализации, находит выражение в согласовании процесса обучения и воспитания, в объединении знаний, умений и навыков в единую систему представлений о мире и способах его изменения.
Принцип аксиологичности предполагает активное включение ценностного компонента в содержание образовательной программы. Его реализация направлена на формирование общечеловеческих и общественно значимых ценностей специалиста таможенного дела. Особое значение данный принцип имеет при моделировании содержания дисциплин предметной подготовки.
Принцип гражданственности обуславливает отбор знаний, которые способствуют воспитанию патриотизма. Патриотизм предполагает эмоциональное отношение к Родине, выражающееся в готовности служить ей. Данный принцип в содержании образования в целом определяет взаимосвязь образовательного процесса и процесса становления личности будущего специалиста таможенного дела как гражданина РФ.
Принцип субъектности определяет такую организацию педагогического процесса, когда студент является субъектом собственного профессионального становления. Принятие субъектной позиции в учебно-профессиональной деятельности способствует осознанию мотивов получения профессии как личностно значимых.
Принцип рефлексивности обусловливает ориентацию на всемерное развитие профессионально-нравственного самосознания личности, понимание и принятие основной миссии профессиональной деятельности. В контексте моделирования педагогического процесса, направленного на формирование нравственных качеств специалиста таможенного дела, данный принцип предполагает не просто понимание личности как субъекта профессиональнонравственных отношений, но и выяснение того, как другие понимают его личностные особенности, качества, мотивы и т.д.
Строгое выполнение принципов, построение деятельности в соответствии с их требованиями определяют успешность достижения заданного ре-
244
University proceedings. Volga region
№ 3 (31), 2014
Гуманитарные науки. Педагогика
зультата. Конечной целью проектируемой модели является достижение такого личностного состояния, при котором специалист таможенного дела, обладая необходимыми нравственными качествами, может самостоятельно принимать обоснованные профессиональные решения в сложных, нестандартных условиях деятельности, ориентируясь на требования социального окружения и в соответствии с субъективной нравственной позицией.
В соответствии со структурой процесса обучения, предложенной Ю. К. Бабанским, модель включает в себя целевой, содержательный, операционно-деятельностный и оценочно-результативный блоки. В качестве основных компонентов системы, в которой протекает педагогический процесс, автор выделяет цель, задачи, методы, средства, условия, формы взаимодействия, а также достигаемые при этом результаты [1, с. 11]. Схематическая модель формирования нравственных качеств специалиста таможенного дела представлена на рис. 1.
Рис. 1. Модель формирования нравственных качеств специалиста таможенного дела
Humanities. Pedagogy
245
Известия высших учебных заведений. Поволжский регион
Целевой блок представлен единством цели, принципов и задач педагогического процесса, комплексное решение которых обеспечивает достижение поставленной цели. Цель как идеальное предвосхищение результата, на достижение которого направлена педагогическая деятельность, выступает в качестве системообразующего фактора, обуславливающего взаимосвязь и взаимодействие всех компонентов как внутри отдельных блоков, так и всей модели в целом, их подчиненность конечному результату. Приоритетная цель заключается в достижении высокого уровня сформированности нравственных качеств будущих специалистов таможенного дела в соответствии с требованиями, предъявляемыми социальным окружением, социально-профессиональным статусом и личными потребностями студентов.
Содержательный блок модели является отображением поэтапного процесса формирования нравственных качеств специалиста таможенного дела в процессе профессиональной подготовки. Для содержательного наполнения данного блока модели были проанализированы ФГОС ВПО, учебный план и рабочие программы некоторых дисциплин по направлению подготовки (специальности) «Таможенное дело». Было определено, что основой процесса формирования нравственных качеств специалиста таможенного дела является содержание некоторых дисциплин в базовой части ООП («Философия», «Отечественная история», «Основы таможенного дела»), в вариативной части («Этика деловых отношений»), изучаемых на первом курсе. Следует отметить, что в рамках дисциплины «Этика деловых отношений» изучаются этические нормы деловых отношений, основы делового общения, принципы и методы организации деловых коммуникаций; сущность и методы управления организационной культурой; причины возникновения и методы управления конфликтами и стрессами в организации. Этой дисциплиной заканчиваются занятия, освещающие нравственные аспекты профессиональной деятельности. Отсутствуют межпредметные связи дисциплин общепрофессионального и специального циклов, констатируется несистемность (на последующих курсах обучения) изучения вопросов теоретического и прикладного характера, связанных с формированием нравственности у специалистов таможенных органов при овладении вышеназванных учебных дисциплин. Поэтому целесообразно включить в учебный план курс «Деонтология таможенника», целью которого является ознакомление студентов с этическими основами их будущей профессии, основными этическими категориями, особенностями реализации принципов профессиональной этики в деятельности сотрудников таможенных органов.
Также содержание процесса формирования нравственных качеств специалиста таможенного дела определяется программой производственной (таможенной) практики (в структурных подразделениях ФТС России, региональных таможенных управлениях, на таможенных постах, в лабораториях вуза, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом).
На формирование нравственных качеств обучающихся оказывают влияние: организация взаимодействия преподавателей кафедры с представителями таможенных органов, государственных и общественных организаций; мастер-классы экспертов и специалистов.
Операционно-деятельностный блок модели содержит формы, методы и средства формирования нравственных качеств специалиста таможенного дела в процессе профессиональной подготовки.
246
University proceedings. Volga region
№ 3 (31), 2014
Гуманитарные науки. Педагогика
В нашем исследовании мы полагаем возможным интегративное использование аудиторных и внеаудиторных форм организации процесса формирования нравственных качеств в соответствии с предлагаемым содержанием (лекции, практические задания, ролевые игры профессиональной направленности, решение нестандартных профессиональных ситуаций, дискуссии, дебаты, диспуты, круглые столы, тренинги, экскурсии и др.).
В настоящее время наиболее актуальным представляется использование классификации методов обучения, разработанной в Военной академии РВСН имени Петра Великого. В соответствии с данной классификацией предлагаем выделить наиболее действенные методы нравственного воспитания:
- традиционно-нормативные (определяются организационно-методическими указаниями по воспитательной работе, приказами, директивами и другими нормативными требованиями);
- инновационно-деятельностные (обусловлены внедрением новых воспитательных технологий, которые целесообразно реализовывать в процессе военной службы и при решении различных задач: моделирование, алгоритмизация, творческая инвариантность и др.);
- неформально-межличностные (осуществляются через личностно значимых военнослужащих, авторитетных людей);
- тренингово-игровые (обеспечивают овладение индивидуальным и групповым опытом, а также коррекцию поведения и действий в специально заданных условиях: социально-психологические тренинги, деловые игры и др.);
- рефлексивные (направлены на осознание собственного «Я»: самооценка, самоанализ, самовоспитание) [2, с. 257].
Средства формирования нравственных качеств - это специально разработанные материалы, предназначенные для повышения эффективности профессиональной подготовки (формирования нравственных качеств у студентов).
На выбор средств обучения ориентирует классификация (предложенная Л. Г. Семушиной, Н. Г. Ярошенко) по совокупности двух признаков: поставленной дидактической задаче и способу ее реализации. Согласно названным признакам выделяют следующие группы средств обучения: учебно-наглядные пособия, вербальные средства обучения, специальное оборудование, технические средства обучения (ТСО).
Учебно-наглядные пособия - это совокупность средств обучения, предназначенных для демонстрации студентам и обеспечивающих формирование у них конкретных образов предметов и явлений действительности. Данная группа средств обучения используется для иллюстрации, дополнения, детализации учебного материала, для акцентирования внимания на отдельных положениях учебных вопросов, а также для обобщения и систематизации усвоенной информации.
К вербальным (словесным) средствам обучения относят научную и учебно-методическую литературу, словари, инструкционные карты, дидактические материалы. Данную группу средств применяют в учебном процессе для углубления знаний и умений студентов, для самостоятельного изучения ими учебного материала, выполнения практических заданий.
Специальное оборудование охватывает совокупность предметов, ориентирующих студентов на практическую деятельность. К ним относятся ору-
Humanities. Pedagogy
247
Известия высших учебных заведений. Поволжский регион
дия и средства труда, применяемые в профессиональной деятельности специалиста и используемые в учебных целях: лингафонные кабинеты, тренажеры, средства для проведения лабораторных и практических работ. Особые преимущества специальное оборудование имеет для формирования практических профессиональных умений.
Технические средства обучения - технические устройства, с помощью которых представляется учебная информация и контролируется ее усвоение. По выполняемым педагогическим функциям ТСО делятся на три группы: технические средства информации (аудиовизуальные); технические средства программированного обучения и контроля знаний (информационно-контро-лирующие); тренажерные.
К числу средств, претендующих на коренное преобразование образовательного процесса, следует отнести компьютерную и информационную технику и технологии:
- компьютерные обучающие программы: электронные учебники, лабораторные практикумы, тестовые системы;
- обучающие системы на базе мультимедиатехнологий, построенные с использованием персональных компьютеров, видеотехники;
- интеллектуальные и обучающие экспертные системы, используемые в различных предметных областях;
- распределенные базы данных по отраслям знаний;
- электронные библиотеки [3, с. 148-150].
Оценочно-результативный блок модели содержит критерии и показатели сформированности нравственных качеств специалиста таможенного дела в процессе профессиональной подготовки.
Критерий (от греч. kriterion - средство для суждения) - признак, на основании которого производятся оценка, определение или классификация чего-либо; мерило оценки. В качестве критерия обозначена профессионально-нравственная позиция, которая представляет собой совокупность четырех компонентов: мотивационно-ценностного, когнитивного, деятельностного, рефлексивного.
Сформированность каждого из компонентов конкретизировалась рядом показателей. Показатели мотивационно-ценностного критерия - ценностное отношение к получаемой профессии. Показатели когнитивного критерия -академическая успеваемость. Показатели деятельностного критерия - компетенции, в рамках которых формируются нравственные качества специалиста. Показатели рефлексивного критерия - нравственная самооценка.
Обращение к теории уровневого подхода (И. А. Зимняя, Н. В. Кузьмина) и учет вышеизложенных критериев и показателей сформированности нравственных качеств специалиста таможенного дела в процессе профессиональной подготовки позволили определить уровни сформированности нравственных качеств, которые могут быть обозначены как: низкий, средний и высокий [4, с. 61].
Низкий уровень - практическое отсутствие или наличие фрагментарных нравственных знаний, отсутствие стремления руководствоваться ими в профессиональной деятельности, отсутствие адекватной нравственной самооценки, неготовность взять на себя ответственность за совершаемые поступки.
248
University proceedings. Volga region
№ 3 (31), 2014
Гуманитарные науки. Педагогика
Средний уровень - наличие достаточно полных нравственных знаний, ожидание помощи от преподавателя при руководстве ими в профессиональной деятельности, наличие смешанного типа нравственной самооценки (завышенная/заниженная), ситуативная готовность взять на себя ответственность за совершаемые поступки.
Высокий уровень - глубокие нравственные знания, стремление руководствоваться ими в профессиональной деятельности, наличие адекватной нравственной самооценки, наличие устойчивых нравственных смыслообразующих мотивов профессиональной деятельности, готовность взять на себя ответственность за совершаемые поступки.
Все перечисленные уровни взаимосвязаны и могут иметь промежуточные позиции. Вместе с тем имеется в виду, что предшествующий уровень является подготовительным по отношению к последующему, более высокому, а каждый из последующих может включать в себя предыдущие.
В качестве ожидаемого результата разработанной нами модели выступает студент - будущий специалист таможенного дела, обладающий сформированными нравственными качествами, необходимыми при решении профессиональных задач (гражданственность, патриотизм, чувство служебного долга, способность принимать решения в нестандартных ситуациях нравственного выбора, ответственность).
Таким образом, предлагаемая модель формирования нравственных качеств специалиста таможенного дела в процессе профессиональной подготовки представляет собой аналог педагогического процесса, организованного в Пензенском государственном университете по направлению подготовки (специальности) «Таможенное дело» и направленного на формирование как профессиональных компетенций, так и нравственных качеств специалиста.
Список литературы
1. Бабанский, Ю. К. Педагогика : учеб. пособие / Ю. К. Бабанский. - М. : Просвещение, 1989. - 356 с.
2. Мамчур, A. M. Гуманитаризация высшего образования курсантов вузов / А. М. Мамчур. - Саратов : СВИРХБЗ, 2004. - 496 с.
3. Семушина, Л. Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях : учеб. пособие / Л. Г. Семушина, Н. Г. Ярошенко. - М. : Мастерство, 2001. - 272 с.
4. Зимняя, И. А. Педагогическая психология : учеб. для вузов / И. А. Зимняя. -М. : Логос, 2002. - 384 с.
References
1. Babanskiy Yu. K. Pedagogika: ucheb. posobie [Pedagogy: tutorial]. Moscow: Pros-veshchenie, 1989, 356 p.
2. Mamchur A. M. Gumanitarizatsiya vysshego obrazovaniya kursantov vuzov [Humanization of higher education at universities]. Saratov: SVIRKhBZ, 2004, 496 p.
3. Semushina L. G., Yaroshenko N. G. Soderzhanie i tekhnologii obucheniya v srednikh spetsial’nykh uchebnykh zavedeniyakh: ucheb. posobie [Content and technology at vocational educational institutions: tutorial]. Moscow: Masterstvo, 2001, 272 p.
4. Zimnyaya I. A. Pedagogicheskaya psikhologiya: ucheb. dlya vuzov [Pedagogical psychology: textbook for universities]. Moscow: Logos, 2002, 384 p.
Humanities. Pedagogy
249
Известия высших учебных заведений. Поволжский регион
Куц Анна Вячеславовна аспирант, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)
Kuts Anna Vyacheslavovna Postgraduate student, Penza State University
(40 Krasnaya street, Penza, Russia)
E-mail: [email protected]
УДК 378.1 Куц, А. В.
Модель формирования нравственных качеств специалиста таможенного дела в процессе профессиональной подготовки / А. В. Куц //
Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2014. - № 3 (31). - С. 242-250.
250
University proceedings. Volga region