Инновации в образовании Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2011, № 4 (1), с. 25-30
УДК 37.018.46
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОВЫШЕНИЮ КВАЛИФИКАЦИИ: РЕФЛЕКСИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
© 2011 г. И.В. Муштавинская
Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования
Поступила 1 ркдакцию 12.06.2009
Представлены авторские разработки в области рефлексивного обучения в системе постдипломного педагогического образования, выявляются роль и значение рефлексивных технологий в формировании современного пространства повышения квалификации специалистов в области образования.
Ключевые слова: современное образовательное пространство повышения квалификации, рефлексия, педагогическая рефлексия, рефлексивные технологии, метакогнитивные умения, базовые компетентности.
Соответствие современного образовательного пространства повышения квалификации актуальным запросам образовательной практики является необходимым условием его эффективности и инновационности. Содержание и методы обучения педагогов в системе повышения квалификации - тема известная и постоянно обсуждаемая. Существующая практика не всегда удовлетворяет запросам современного учительства и имеет отдельные недостатки: узкая предметная направленность обучающих курсов, расплывчатость целей обучения, недостаточная мотивация к обучению и повышению квалификации, перегрузка учителя. Главным недостатком системы повышения квалификации в плане как содержания, так и методов обучения остается недостаточно оперативное реагирование на изменяющиеся задачи и потребности инновационной образовательной политики государства.
Один из путей модернизации образовательного пространства повышения квалификации -субъектный подход к формированию образовательных программ на основе достижений современной науки и мониторинговых исследований, которые позволяют учесть возможности и способности субъектов повышения квалификации выстраивать стратегию и тактику своего обучения. Такой подход основан на принципах развития педагогической рефлексии, лежащей в основе саморегуляции и самооценки человеком собственной образовательной деятельности.
В философии и психологии рефлексия понимается как фундаментальный ментальный механизм самоанализа, осмысления и критической оценки индивидом собственных действий, а также действий других людей, включенных в совместное решение задач. Рефлексия - это ос-
мысление форм и предпосылок деятельности, критический анализ знания и методов познания, процесс самопознания, раскрытия внутреннего строения и специфики духовного мира человека.
В 90-х годах XX века ведущие педагоги и психологи стали рассматривать рефлексию в контексте подготовки специалистов в области образования, в постдипломном образовании учителя. Это потребовало более глубокого анализа рефлексии, раскрытия специфики педагогической рефлексии деятельности [1]. В самом общем виде речь идет о субъектном подходе в обучении взрослых, рассмотрении рефлексии в контексте подготовки специалистов. Данный подход в последние десятилетия достаточно подробно рассматривался в научно-педагогической литературе в работах Ю.Н. Кулюткина и Г.С. Сухобской [2], И.А. Колесниковой [3]. Исследования раскрывают проблему развития рефлексии учителя как результата процесса становления у него познавательного опыта, теоретического и практического мышления, следствием которых является развитие гуманистических отношений педагога к самому себе и к ученикам, к социальной и педагогической действительности [4]. Этот подход позволяет, используя разнообразие содержания и методов образовательных программ, выйти на самостоятельное планирование собственной образовательной деятельности в рамках повышения квалификации.
Педагогическая рефлексия, как и всякая профессиональная рефлексия, связана с особенностями содержания педагогической деятельности, с опытом собственной работы (педагогическим опытом) и направлена как на собственную деятельность и деятельность коллег, так и на деятельность учащихся.
Ключевыми характеристиками педагогической рефлексии по отношению к собственной деятельности являются: осознание собственного педагогического опыта; выработка критериев успешности собственной педагогической деятельности; анализ изменений, происходящих в современном образовании. По отношению к содержанию образования педагогическая рефлексия проявляется в планировании и конструировании образовательного процесса и процесса повышения квалификации, в выборе стратегий и методов организации этих процессов, в корректировке целей и способов образовательной деятельности и процессов самообразования.
По отношению к ученику педагогическая рефлексия проявляется в умении налаживать адекватную обратную связь в системе «учитель - ученик», в умении вооружить учащихся методами рефлексии собственной учебной деятельности, то есть способности самостоятельно осмысливать собственный ход учения, в способности оценивать успешность собственной деятельности с позиций ученика.
Многие исследователи, развивая идею необходимости рефлексивного обучения взрослых, говорят о следующих барьерах, возникающих в традиционных системах обучения [5]: в целеполагании, когда не учтены личностно ориентированные цели обучающихся; в построении содержания; в технологическом отношении, когда предпочтение отдано фронтальным, лекционным формам; в ограниченном выборе индивидуальных маршрутов обучения; в конструировании долгосрочных программ переподготовки и повышения квалификации (на основе модульных).
Именно современные образовательные технологии, которые мы определяем как рефлексивные, на наш взгляд, позволяют создать условия для развития «практической» рефлексии [4], присущей интеллектуальной деятельности человека, в которой заложены механизмы планирования, корректировки собственной педагогической деятельности, механизмы самообразования.
Изучение феномена рефлексии, с одной стороны, и освоение и создание технологий рефлексивного типа, с другой, позволяют сделать современными и практико-ориентированными теоретические положения о педагогической рефлексии. Технологический подход к целепо-лаганию, рефлексивная оценка результатов дают возможность корректировки собственной педагогической деятельности, освоения и создания технологий рефлексивного метакогни-тивного характера, создания рефлексивных моделей повышения квалификации. Процессом педагогической профессиональной рефлексии
можно и нужно управлять, т.е. сознательно влиять на него, поскольку рефлексия - не столько констатация наличия или отсутствия профессиональных качеств, сколько стимулирование их развития, обогащения, усиления. Один из путей управления рефлексией, формирования рефлексивных умений - использование современных образовательных технологий, в том числе и рефлексивных.
Проблема внедрения инновационных технологий, конструирование которых приобретает все больший масштаб не только в современном школьном или вузовском обучении, но и в постдипломном образовании учителя, может быть рассмотрена с разных точек зрения. Это и принципиальные подходы к разработке технологии (гуманистические ориентиры, личностно ориентированный подход); это и особенности содержания и структурной организации технологий; это и степень их новизны и сложности. Одним из чрезвычайно важных вопросов в данном контексте становится вопрос о способности учителя эффективно использовать уже имеющиеся технологии и самостоятельно их создавать. Мы говорим о феномене «мышления о мышлении», т.е. о рефлексии учителя над собственной мыслительной деятельностью по освоению и созданию технологий.
Строение рефлексии многоуровневое, мы выделяем особенности рефлексии педагогической по отношению к ученику, к содержанию образования, к взаимодействию всех названных компонентов в образовательном процессе. Рефлексия позволяет личности выйти из полной поглощенности непосредственной деятельностью, как бы подняться над ней, сделать ее предметом анализа, осознанного регулирования и контроля. Педагогическая рефлексия проявляется в умении учителя встать на позицию ученика, понять его и вести рассуждение с его точки зрения.
В последние годы большое значение уделяется рефлексии как методу стимулирования профессиональной деятельности через осмысление и перестройку профессионально-личностного опыта в рамках личностно ориентированного непрерывного образования. Педагогическая деятельность предполагает умение рефлектировать над полученными результатами и механизмами их достижения, что открывает возможность не просто к получению, но и осмысленному воспроизведению нового качества в опыте других педагогов.
Идея использования в системе повышения квалификации технологий рефлексивного характера, построенных на рефлексии и развивающих рефлексию, становится важным фактором формирования инновационного пространства постдипломного образования. Не менее
важной является и идея о соответствии целей и результатов использования подобных технологий задачам современного образования.
Педагогическая деятельность, при всем ее творческом характере, технологична, а значит, должна строиться не только на вдохновении учителя, но и на определенных алгоритмах, циклах, модулях, то есть всем том, что позволяет учителю «конструировать» образовательный процесс не «вообще», а применительно к его целям, задачам и условиям.
Важнейшие ориентиры современной педагогической науки и образовательной политики, цели образования нашли свое воплощение в новых образовательных стандартах. В самом общем виде их можно определить как формирование базовых компетентностей современного человека [6]:
- информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
- коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
- самоорганизации (умения ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);
- самообразования (готовности конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).
Новые требования к результатам обучения, интерес к технологиям обучения определяют необходимость формирования культуры инновационного поведения, прежде всего у педагогов в рамках системы повышения квалификации. Для формирования инновационного пространства повышения квалификации педагога ведущим основанием может стать выбор технологий рефлексивного характера, позволяющих:
- решать задачи современного образования;
- гибко сочетать теорию и практику современного образования;
- помочь участвовать в создании образовательных программ повышения квалификации;
- помочь педагогу самостоятельно выстраивать стратегию (маршрут) повышения квалификации;
- воспроизводить основное содержание и современный инструментарий образовательных программ повышения квалификации в опыте других педагогов;
- стать механизмом диссеминации в системе «педагог системы дополнительного профессионального образования - педагог школы - ученик».
Спектр образовательных технологий позволяет организаторам системы повышения квалификации сделать осознанный выбор технологий, позволяющих решать задачи образования на современном этапе. Мы выделяем два основных типа технологий. Основным критерием, который лежит в основе этого деления, является характер рефлексии. В первом случае рефлексия косвенно присутствует, но используется для более глубокого усвоения содержания конкретных учебных предметов. Во втором случае рефлексия сама является целью и конечным результатом овладения той или иной технологией надпредметного характера. Такие технологии можно определить как технологии по освоению способов рефлексивного мышления, которые, в конечном счете, работают на более глубокое усвоение содержания. В последние годы в связи с динамичными изменениями во всех областях жизни, в том числе и в образовании, появилась потребность в технологиях подобного рода. Мы считаем, что становление и развитие субъектно-сти взрослых в учении прямо связаны с освоением ими рефлексивного мышления [7].
«Уча рефлексивно», учитель может научить рефлексии своих учеников, рефлексивные умения становятся основой самообразования личности. С психологической точки зрения самообразование - это процесс, в котором человек выступает по отношению к себе и как «Я - ученик», и как «Я
- учитель». Умение управлять собственной учебно-познавательной деятельностью возникает у ученика по мере того, как он осознает управляющие функции учителя и обращает их на самого себя.
Перенося названные педагогические функции на самого себя, человек тем самым овладевает системой соответствующих «метакогнитивных умений» [4]:
1. Он должен уметь диагностировать то, что уже знает, и то, что еще не знает.
2. Он должен уметь ставить перед собой определенную учебную задачу и продумывать программу ее осуществления.
3. Он должен уметь реализовывать намеченные планы: подбирать необходимый учебный материал, прорабатывать его.
4. Он должен уметь регулировать процесс собственного учения и контролировать успешность своих действий.
5. Он должен уметь анализировать и осмысливать результаты своих учебных действий, сопоставлять их с намеченными целями.
6. Он должен уметь определять направления дальнейшей работы над собой.
Иными словами, самообразование (самообучение) основано на развитии способности взрос-
лого человека к самомотивации учебной деятельности, к ее саморегуляции и самооценке. Развитие этой способности происходит лишь в опыте самой учебной деятельности и в его постоянном рефлексивном осмыслении.
Современные образовательные технологии, такие как метод проектов, педагогические мастерские, дебаты, исследовательские и дискуссионные технологии, кейс-метод, технология портфолио, построены на рефлексии и в полной мере могут быть отнесены к технологиям рефлексивного характера. Они различаются по декларируемым задачам, по организации процесса обучения, одни в большей степени направлены на развитие творческого мышления, другие - на развитие коммуникативных способностей, но цели и конечный результат этих технологий можно в самом общем виде описать как формирование метапредметных умений, направленных на развитие способности к самообразованию, т.е. на развитие рефлексивных способностей. Это технологии рефлексивного характера, целью и конечным результатом которых является овладение субъектом способами самого рефлексивного мышления, надпредметными когнитивными умениями, которые бы в дальнейшем входили в интеллектуальный аппарат личности и применялись в процессе самостоятельных поисков и открытий [1].
Данные технологии не только направлены на формирование общих способов познания, но и вооружают ученика и учителя отдельными приемами, механизмами, усиливающими рефлексивную деятельность. Это технологии, которые в целом помогают в формировании компетенций современного человека - умения учиться как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетентностями. Мы определяем эти технологии как нктакогнититык, ртфлтк-сиінріт, основанные на личностных механизмах мышления: осознание, самокритика, самооценка и т.д., формирующие интеллектуальные умения и усиливающие рефлексивные механизмы в образовательной деятельности, технологии, формирующие культуру мышления, его самостоятельность. Известно, что развитие рефлексивного мышления - процесс очень сложный и многомерный: от развития отдельных метаког-нитивных умений (способность планировать собственную образовательную деятельность, оценивать ее) к многоуровневой рефлексии, где человек осознает и оценивает собственные действия и мысли, использует при решении задач метакогнитивные умения, сформированные у него ранее. Эта рефлексивная саморегуляция подвергается вторичной рефлексии более высокого уровня, становясь специальным предметом
анализа и оценки другими людьми, выступающими в функции своеобразных «наблюдателей». В той мере, в какой индивид учитывает эти оценки, он и получает возможность осознавать собственные метакогнитивные качества и при необходимости их корректировать (например, открытость своего мышления, степень терпимости к критике, умение постигать смысл деятельности, адекватность самооценки и т. д.) [2].
Подобного рода ситуации многоуровневой рефлексии довольно часто возникают именно в технологиях рефлексивного характера. Так, в технологиях, связанных с разработкой педагогических проектов, нередко деятельность большой «команды» распределяется по малым группам проектов, которые разрабатывают отдельные подпроекты; затем их результаты выносятся на общее обсуждение, в процессе которого проводится их рефлексивный анализ, осмысление и оценка. Технология развития критического мышления предлагает методические приемы, ставящие обучающихся в ситуацию многоуровневой рефлексии, где результаты первичной рефлексии становятся предметом рефлексии более высокого уровня. Это технологии, которые в целом помогают в формировании компетенций современного человека -умения учиться как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетентностями.
Все вышеизложенное дает нам право с полной уверенностью утверждать, что данные технологии могут и должны стать важной составляющей и содержания, и методов создания инновационных образовательных программ системы повышения квалификации.
Мы можем говорить о двух типах программ (когда слушатель овладевает образовательными технологиями): в первом случае технологии являются основным содержанием данных программ, во втором - технологии становятся инструментом реализации предметных и межпредметных программ (модулей). В первом случае мы выбираем современную, но в значительной степени репродуктивную модель внедрения современных технологий в образовательный процесс системы повышении квалификации, где рефлексивные технологии (портфолио, метод проектов, педагогические мастерские, технология развития критического мышления и т.д.) становятся основным содержанием программ повышения квалификации. Тем не менее освоение подобных технологий - первый и абсолютно необходимый шаг на пути создания следующего поколения инновационных программ повышения квалификации - программ, построенных на предметном или авторском содержании, но в технологическом режи-
ме, когда избранные технологии становятся инструментом реализации предметных и межпредметных целей.
Важным в практике обучения остается:
1. Использование в ходе работы со взрослыми интерактивных приемов технологий для организации лекций, семинарских и практических занятий, самостоятельной работы.
2. Разработка системы семинаров по обуче-
нию различных групп преподавателей и руководителей образовательных учреждений, где может быть использован методический аппарат подобных технологий: технологии развития
критического мышления, игрового моделирования, проектных методов, портфолио (разнообразные приемы и стратегии). Раскрытие сущности подобных технологий: формирование интеллектуальных качеств личности, обучение способам работы с информацией, методам организации учения, способности к самообразованию, развитию коммуникативных умений, конструированию собственного образовательного маршрута.
3. Создание учебно-методических комплексов к программам повышения квалификации, методических пособий, рабочих тетрадей для учителя, где ведущим инструментом передачи содержания или организации процесса учения станут современные технологии.
4. Разработка и реализация дистанционных форм обучения.
5. Обучение самих педагогов системы повышения квалификации, методистов, трансляторов, диссеминаторов инноваций.
6. Использование опыта зарубежных сетевых проектов («Дебаты», «Чтение и письмо для развития критического мышления», «Step by step»).
7. Подготовка команд тьюторов в системе повышения квалификации.
8. Внутрикорпоративное обучение (по определенной тематике) в образовательных учреждений.
9. Самообразование. Научная и методическая литература, Интернет и другие источники дают возможность педагогу самостоятельно сделать выбор в многообразии современных методов и технологий, изучить инновационные технологии, выстраивать преподавание, используя их потенциал.
Новизна и практическая значимость предлагаемого подхода заключается:
- в утверждении необходимости рефлексивного подхода и рефлексивных технологий как условия повышения эффективности педагогического процесса и системы повышения квалификации;
- в выборе педагогами собственного образовательного маршрута (в рамках модульных программ повышения квалификации, разнообразия программ), в возможности конструирования его логики, последовательности теории и практики, форм и технологий обучения;
- в приоритете современных форм повышения квалификации;
- в появлении нового инструментария в системе программ повышения квалификации (ПК)
- рефлексивных технологий;
- в диссеминационном эффекте подобных технологических программ (педагог системы ПК - педагог - ученик).
Рефлексия - необходимое условие того, чтобы обучающийся видел схему организации образовательной деятельности, конструировал её в соответствии со своими целями и программами, осознавал возникающую проблематику и другие результаты.
Заключение
Одна из важнейших проблем, возникающих в процессе образования взрослого, состоит в том, чтобы определить такие психологопедагогические условия, которые позволят человеку занять позицию субъекта учения, способного самостоятельно и эффективно решать стоящие перед ним учебно-познавательные задачи.
Рефлексивный подход в формировании современного поля повышения квалификации складывается:
- «снизу» - из осуществления самостоятельного выбора учителем современных программ, формирования собственного маршрута ПК (накопительные и кредитно-модульные программы);
- «сверху» - из создания образовательных программ повышения квалификации, основным инструментарием которых становятся инновационные технологии рефлексивного типа.
Формирование рефлексивной культуры мышления учащихся, студентов, профессионалов становится одной из тенденций современного образования. При этом педагогическая рефлексия является универсальным механизмом самоизме-нения и саморазвития личности взрослого человека, включенного в образовательную деятельность. Другим важнейшим направлением современного образования становится инновационное движение, внедрение новых педагогических технологий. Мы делаем попытку объединить и осмыслить эти тенденции, используя при этом их позитивный потенциал и опыт апробации инноваций, психолого-педагогические исследования в области рефлексии и технологий.
На наш взгляд, объединение идеи развития педагогической рефлексии, с одной стороны, и идеи активного внедрения образовательных технологий рефлексивного типа, с другой стороны, в поле повышения квалификации специалистов -один из своевременных и эффективных путей формирования профессиональной культуры и инновационного поведения.
Список литкратуры
1. Кулюткин Ю.Н., Муштавинская И.В. Педагогическая рефлексия в образовательной деятельности взрослых // Новые знания. 2001. № 4. С. 7-9.
2. Мышление учителя: Личностные механизмы и понятийный аппарат / Под ред. Ю.Н. Кулюткина и Г.С. Сухобской. М., 1990. 104 с.
3. Колесникова И.А. Основы андрагогики. М.: Академия, 2003. 240 с.
4. Кулюткин Ю.Н. Диалог как предмет педагогической рефлексии. СПб.: СПбАППО, 2002. 56 с.
5. Современные технологии постдипломного образования //Андрагогика постдипломного образования/ Под ред. С.Г. Вершловского, Г.С. Сухобской. СПб.: СПбАППО, 2007. 196 с.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.standart.edu.ru
7. Кулюткин Ю.Н., Муштавинская И.В. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. СПб.: СПбГУПМ, 2002, 2003. 48 с.
MODERN APPROACHES TO PROFESSIONAL DEVELOPMENT:
REFLEXIVE TECHNOLOGIES
I. V. Mushtavinskaya
The article presents the author's ideas in the area of reflexive learning in postgraduate pedagogical education, and also highlights the role and importance of certain technologies in forming modern environment of postgraduate pedagogical education.
Keywords: modern educational environment of professional development, reflexion, pedagogical reflexion, reflexive technologies, meta-cognitive skills, basic competences.