ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТАКОГНИТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ УЧЕБНОЙ И ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ СПО Соловьев Т.В. Email: [email protected]
Соловьев Тарас Викторович - аспирант, кафедра философии образования, Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования,
г. Санкт-Петербург
Аннотация: в статье рассматривается потенциал метакогнитивных технологий обучения в процессе интеграции учебной и внеучебной деятельности студентов образовательных организаций среднего профессионального образования. Анализируется возможность применения с указанной целью отдельных видов метакогнитивных технологий. Рассматриваются технологии проектной деятельности, учебно-исследовательской деятельности, проблемного обучения, как средства интеграции учебной и внеучебной форм организации образовательной деятельности студентов колледжа.
Ключевые слова: метакогнитивные технологии, студенты колледжа, интеграция, учебная деятельность.
USE OF METACOGNITIVE TECHNOLOGIES IN THE COURSE OF INTEGRATION OF EDUCATIONAL AND EXTRACURRICULAR ACTIVITIES OF STUDENTS OF COLLEGE Solovyov T.V.
Solovyov Taras Viktorovich - Graduate Student, OF DEPARTMENT OF PHILOSOPHY OF FORMATION, ST. PETERSBURG ACADEMY OF POST-DEGREE PEDAGOGICAL EDUCATION,
ST. PETERSBURG
Abstract: in article the potential of metacognitive technologies of training in the course of integration of educational and extracurricular activities of students of the educational organizations of secondary professional education is considered. The possibility of application with the specified purpose of separate types of metacognitive technologies is analyzed. Technologies of design activity, educational and research activity, problem training as integration tools of educational and nonlearning forms of the organization of educational activity of students of college are considered.
Keywords: metacognitive technologies, students of college, integration, educational activity.
УДК 371.31
Интеграция учебной и внеучебной деятельности обучающихся в системе среднего профессионального образования позволяет повысить познавательный интерес студентов, создать условия для самообучения и саморазвития, предоставить возможности для более углубленного изучения будущей профессии [5].
Одной из проблем при обучении студентов СПО (в отличие от системы школьного образования, где предусмотрена внеурочная деятельность и дополнительное образование) является создание в образовательном процессе колледжа таких условий, которые будут способствовать продолжению их познавательной деятельности и во внеучебной время.
Метакогнитивные образовательные технологии представляют собой технологии, позволяющие формировать у обучающихся интеллектуальные умения и усиливающие
основные рефлексивные механизмы в образовательной деятельности. Благодаря указанным свойствам метакогнитивные технологии способствуют формированию развитию метакогнитивных способностей [1; 2].
Особую роль среди метакогнитивных технологий играют такие, как проектная технология, технология проблемного обучения, учебно -исследовательская деятельность, предполагающие работу обучающихся по достижению конкретной цели, в качестве показателя достижения которой выступает результат познавательной деятельности.
На современном этапе проектная деятельность является одним из ведущих методов работы в педагогике, что обусловлено новой концепцией образования, на основе системно-деятельностного подхода, по которому разработаны требования ФГОС.
Проект предполагает обучение через деятельность, ввиду чего его использование в работе педагога не только позволяет сформировать у обучающихся отдельные знания и умения, но и создать условия заинтересованности в «продукте познания» - в достижении цели проекта.
Поскольку работа над проектом подразумевает достаточно большое количество времени, использование проектной технологии, обычно выходит за объем академических часов, отведенных на учебный процесс. В связи с этим, использование проектной технологии при обучении студентов колледжа в рамках аудиторных занятий позволяет педагогу помочь им спланировать дальнейшую внеучебную деятельность - как средство достижения цели проекта, а также и заинтересовать в результатах этой деятельности.
Проект - представляет собой решение, исследование конкретной проблемы, и ее теоретическая, либо практическая реализация. Этими характеристиками метод проектов отличается от стандартной работы над учебной темой, где достаточно просто усвоить новую информацию и возможно сделать это в рамках аудиторного занятия. От учебно-исследовательской деятельности, проект отличает наличие конечного продукта. Кроме того, любому проекту, в обязательном порядке, присуще исследование проблемы.
Основной целью проектной технологии является не повышение у обучающихся интереса к темам и разделам конкретного учебного курса, а развитие самообразовательной и познавательной (как индивидуальной, так и коллективной) активности, что крайне важно для студентов колледжа. При этом высокий уровень развития познавательной активности - как один из эффектов применения проектной технологии позволяет создать условия для последующего самостоятельного обучения студента во внеучебное время.
Следует отметить, что в процессе проектной деятельности происходит передача функций от учителя к ученику, ученик становится полноценным субъектом деятельности, действует на равных с педагогом, что отвечает требованиям ФГОС, системно-деятельностного подхода, а также способствует развитию познавательной активности, поскольку студент чувствует собственную вовлеченность в учебный процесс, возможность управления своей познавательной деятельностью [4].
Технология проблемного обучения предполагает решение обучающимися конкретной проблемы (которую они формулируют самостоятельно либо при помощи педагога), при этом результатом учебной деятельности является выработанное решение данной проблемы [3].
В связи с указанными особенностями технологии проблемного обучения, для обучающихся решение/отсутствие решения для выбранной проблемы является критерием успешности их познавательной деятельности и достаточности затраченных усилий [5]. Этим обусловлено то, что если выбранная проблема не решена в условиях аудиторных занятий, то ее решение будет продолжено обучающимися (либо обдумываться ими так или иначе) и во внеучебное время, что естественным образом позволяет интегрировать их учебную и внеучебную деятельность.
Учебно-исследовательская деятельность как образовательная технология моделирует условия проведения научного исследования, которое подразумевает такие обязательные части, как постановка целей, задач, проблемы, гипотезы (и ее последующей проверки), результатов, выводов и обсуждения [4].
Перечисленные этапы являются неотделимыми от технологии учебного исследования, ввиду чего ее применение в учебном процессе для студентов колледжа также подразумевает создание условий для последующего стремления студентов к логическому завершению учебного исследования.
Таким образом, метакогнитивные технологии формируют у обучающихся интеллектуальные умения и усиливают их рефлексивную деятельность, благодаря чему использование этих технологий позволяет ускорить и оптимизировать процесс формирования метапредметных образовательных результатов, создать условия для развития познавательной активности.
Однако помимо этого использование метакогнитивных технологий позволяет организовать процесс неформального общения обучающихся между собой и с педагогом, снижает напряженность учебного занятия, так как не предполагает жесткой оценочной деятельности со стороны педагога, уменьшает конкуренцию междустудентами.
Таким образом, можно отметить, что процесс интеграции учебной и внеучебной деятельности студентов колледжа требует таких условий, как наличие групповых форм работы, систематически организованной работы, условий развития познавательной активности.
Создание перечисленных условий в условиях организации образовательного процесса в колледже достижимо в том числе при использовании метакогнитивных технологий, которые позволяют усилить рефлексивную деятельность студентов, формируют их познавательный интерес и познавательную активность.
Список литературы /References
1. Кулюткин Ю.Н., Муштавинская И.В. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. СПб.: СПбГУПМ, 2002. 48 с.
2. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: Учеб.-метод. Пособие. СПб. КАРО, 2009. 144 с.
3. Тагунова И.А. Интеграция в образовании - развитие новой традиции в образовании // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2013. № 2 С. 67-77. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https :// elibrary.ru/download/elibrary_20681744_51419503.pdf/ (дата обращения: 15.06.2017).
4. Altbach P.G. The International Imperative in Higher Education. Centre for International Higher Education, Boston College, USA, 2013, pp 7-11.
5. Bragin L., Selyanskaya G., Stukalova I. Competitiveness assessment of Russian universities under the conditions of globalization // Life Science Journal, 2014, 11(12), Pp. 268-273.