Научная статья на тему 'Современные подходы к понятию конкурентоспособности региона'

Современные подходы к понятию конкурентоспособности региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
759
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / РЕГИОН / НАУЧНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ. / COMPETITIVENESS / REGION / SCIENTIFICALLY-METHODOLOGICAL APPROACHES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Новоселова И. А.

Конкурентоспособность региона рассматривается как экономическая категория. Автором проанализированы научно-методологические подходы к понятию региональной конкурентоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN APPROACHES TO CONCEPT OF COMPETITIVENESS OF REGION

Competitiveness of region is considered as an economic category. The author analyses scientifically-methodological approaches to concept of regional competitiveness.

Текст научной работы на тему «Современные подходы к понятию конкурентоспособности региона»

♦

удк 332.1 и.А. Новоселова

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНЯТИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНА

Конкурентоспособность региона рассматривается как экономическая категория. Автором проанализированы научно-методологические подходы к понятию региональной конкурентоспособности.

Ключевые слова: конкурентоспособность, регион, научно-методологические подходы.

I.A. Novoselova

MODERN APPROACHES TO CONCEPT OF COMPETITIVENESS OF REGION

Competitiveness of region is considered as an economic category. The author analyses scientifically-methodological approaches to concept of regional competitiveness.

The key words: competitiveness, region, scientifically-methodological approaches.

Региональная экономика характеризуется абсолютными и относительными показателями социально-экономического развития, их динамикой, которые, однако, не отражают конкурентоспособности региона. В отечественной экономической науке к настоящему времени не в полной мере проработан вопрос о конкурентоспособности регионов как экономической категории, несмотря на то что он является одним из базовых в рыночной экономике.

В научных исследованиях конкурентоспособность как экономическая категория не имеет однозначного толкования. Так, например, Л.С. Шеховцева определяет конкурентоспособность как «способность выполнять свои функции (предназначение, миссию) с требуемыми качеством и стоимостью в условиях конкурентного рынка», уточняя при этом, что конкурентоспособность может определяться в сравнении с другими аналогичными объектами, часто лучшими. М.И. Гельвановский исходит из положения, что «конкурентоспособность в самом общем смысле - обладание свойствами, создающими преимущества для субъекта экономического соревнования». Б.А. Чуб считает, что эта экономическая категория позволяет оценить положение данного объекта относительно сходных объектов-конкурен-тов на рынке, выраженное через определенный набор показателей. Г. В. Копанев рассматривая конкуренцию как общую экономическую категорию, указывает на наличие своеобразной рыночной принудительной силы, заставляющей товаропроизводителей повышать производительность труда на своих предприятиях, расширять производство, осваивать новые технологии, материалы, модели.

Приведенные определения не позволяют в полной мере отразить особенности конкурентоспособности как исследуемой категории. Справедливо утверждение о том, что понимание конкурентоспособности как экономической категории должно отражать основные свойства предмета исследования: многовариантность (конкурентоспособность может оцениваться по самым различным характеристикам, зависящим от целей исследования); относительность (конкурентоспособность сохраняется только в определенных сложившихся условиях); системность (конкурентоспособность не мо-

жет быть определена по одному параметру); наличие ряда подходов к оценке конкурентоспособности на различных ее уровнях (товар, фирма, регион, страна).

Научное осмысление многочисленных определений конкурентоспособности позволило сделать вывод о том, что все они, как правило, сходные по сути, но отличаются конкретными формулировками. Понятийный аппарат конкурентоспособности, по мнению З.А. Васильевой, модифицируется в зависимости от целей и задач исследователей; требований субъектов рыночных отношений (потребителей, конкурентов, инвесторов, партнеров) и масштабов деятельности (внутренние, внешние рынки). Определения конкурентоспособности чаще всего ориентированы на оценку уровня текущего момента времени без учета факторов, определяющих потенциал роста. Отсутствие строгой иерархии по уровням управления (предприятие, отрасль, регион, государство) в связи с изолированностью исследований и отсутствием понимания значимости проблемы не позволяет учитывать при исследовании конкурентоспособности субъектов рынка значение более высоких уровней управления для низких уровней управления при решении задач усиления рыночных позиций на внешних рынках. Конкурентоспособность отдельных субъектов рынка не содержит единой методики оценки, что приводит к несопоставимости параметров и критериев, искажающих реальный уровень конкурентоспособности.

Л.С. Шеховцова в общем виде предлагает следующую классификацию конкурентоспособности: по элементам экономической системы (ресурсная, факторная, результативная, потоковая и др.); по функциям системы (экономическая, социальная, управленческая, инфраструктурная, институциональная, экологическая и др.); по уровням экономической системы (макро-, мезо-, микроконкурентоспособность); по отношению к стране пребывания (внутренняя и внешняя); по фактору времени (текущая и перспективная); по типу поведения (оперативная, тактическая и стратегическая).

Рассматривая виды конкурентоспособности, следует отметить, что регион одновременно может быть и субъектом, и объектом формирования конкурентоспособности. Текущая (фактическая) конкурентоспособность характеризует фактическое (существующее) со-

♦---------------------------------------------------

стояние или положение субъекта (объекта) в текущий момент времени. Перспективная конкурентоспособность отражает возможное (прогнозируемое, будущее) состояние или положение субъекта (объекта) в перспективный момент времени. Оперативная конкурентоспособность означает состояние или положение субъекта при инерционном развитии и пассивном поведении. Стратегическая конкурентоспособность выражает состояние или положение субъекта (объекта) с точки зрения возможности достижения им стратегических целей развития при активном (проактивном) поведении. Стратегическая конкурентоспособность региона характеризует способность к своевременным и полноценным изменениям внутренней и внешней среды, обеспечивающим эффективное достижение целей развития. Она связана с возможностью региона эффективно создавать новые функции, товары, услуги, производить старые с новым качеством, на новом технологическом уровне и обеспечивать развитие региона на инновационной, интенсивной основе.

Современные экономисты под конкурентоспособностью понимают формирование и удержание устойчивых конкурентных преимуществ. Рассматривая конкурентоспособность как обладание свойствами, создающими преимущества для хозяйствующего субъекта, позволяющими одержать победу в экономическом соревновании, следует отметить, что эти свойства могут относиться к различным по своей природе объектам на микро-, макро-, мезоуровне.

Понятие конкурентоспособности региона нередко фокусирует внимание на географических признаках либо на признаках своеобразия хозяйствования. Так, в экономической литературе последних лет широко распространено применение теории М. Портера, который характеризовал конкурентные преимущества стран. Однако речь у Портера идет не о конкурентоспособности, а о конкуренции и ее характеристиках. Конкурентоспособность региона, по Портеру, характеризуется степенью развитости технологии, овладения факторами производства и сбыта, глобализации стратегий как опережения в действиях своих конкурентов. Все названные характеристики действительно определяют реализацию конкурентоспособности региона, но не дают характеристику содержания самой конкурентоспособности региона.

Сравнительный анализ понятий конкурентоспособности региона, проведенный автором, позволяет констатировать, что чаще всего конкурентоспособность региона рассматривают «как способность создавать условия на внутренних и внешних рынках» или «продуктивность (производительность) использования ресурсов». Однако нельзя не согласиться с утверждением З.А. Васильевой о том, что методологические подходы формулирования понятия конкурентоспособности региона, базирующиеся на «продуктивности (производительности) использования региональных ресурсов», позволяют только зафиксировать на данный момент времени уровень использования имеющихся региональных ресурсов и способность этих ресурсов обеспечивать динамику ВРП. Однако региональные ресурсы оказывают различное влияние на экономический рост Наращиванию региональных потенциалов способствуют наукоемкие, высокотехнологичные производства и производства с высокой добавленной стоимостью. Скорость наращива-

ния региональных потенциалов, в свою очередь, обеспечивает устойчивые темпы роста ВРП и качество жизни населения на уровне мировых значений.

По мнению автора, при исследовании данной экономической категории невозможно оставить без внимания еще один важнейший фактор, влияющий на оценку уровня конкурентоспособности региона, - геополитическое положение региона и его территориальную принадлежность к федеральному округу. Однако если конкуренция - это динамические действия хозяйствующих субъектов, то конкурентоспособность - это обладание субъекта свойствами, дающими ему возможность осуществлять эти действия. В том случае, если субъект лишен таких свойств, он не способен вступить в конкурентные отношения, т.е. неконкурентоспособен. По мнению С.С. Артоболевского, создание условий конкурентоспособности региональных экономических систем в переходной экономике России без государственного протекционизма в форме перераспределения средств между регионами невозможно. Нельзя не согласиться с автором, когда он говорит, что «предоставление государством без достаточных экономических обоснований исключительных преимуществ отдельным регионам не только не достигает предполагаемой цели, но и приводит к напряжению межрегиональных отношений и создает в условиях становления рыночных отношений неблагоприятный фон на конкурентном поле». Региональная политика должна строиться не только на принципах перераспределения, что выступает тормозом в социально-экономическом развитии дотационных регионов, но и на основе конкурентоспособности региона, что, безусловно, более эффективно. Справедливо в этой связи утверждение Н.Я. Калюжновой о том, что конкурентоспособность регионов выражает совокупность множественных отношений между регионами по поводу экономических ресурсов и потребителей в условиях конкурентного взаимодействия с другими регионами. Конкурентоспособность является не только свойством региона как экономической системы, но и сама выступает системой свойств, позволяющих региону эффективно вести конкуренцию для достижения своих целей.

Для понимания конкурентоспособности региона необходимо, по мнению автора, отметить институциональную составляющую содержания данной экономической категории, которая проявляется не только в совокупности целого ряда факторов (признаков), но и, что особенно важно, в их взаимодействии. Таким образом, «конкурентоспособность региона» предлагается рассматривать как экономическую категорию, характеризующуюся институциональными формами взаимодействия системы производительных сил, расположенных на определенной территории, и хозяйственных отношений.

Теоретические и методологические исследования конкурентоспособности региона как экономической категории позволяют сделать следующие выводы: во-первых, конкурентоспособность региона - это основной результат хозяйственной деятельности региона, отражающий область отношений в сфере товарного производства. Во-вторых, сравнительная характеристика конкурирующих свойств региона в системе координат экономического пространства позволяет не только определить положение региона на конкретном рынке товаров и услуг, но и выявить регионы, наиболее эффектив-

но использующие ограниченные ресурсы. В-третьих, современные определения конкурентоспособности содержат указание не только на активные действия хозяйствующих субъектов, но и на состязательный характер конкурентоспособности как экономического явления. Объектно-субъектная составляющая данной категории подчеркивает ее сложный, многоуровневый характер.

1. Васильева З.А. Иерархия понятий конкурентоспособности субъектов рынка // Маркетинг в России и за рубежом. 2006. №2.

2. Копанев Г.В. Региональная экономика. Ижевск, 1994.

3. Меркушов В.В. Статистическое исследование дифференциации региональной конкурентоспособности: На примере регионов европейской части Российской Федерации. Самара, 2005.

4. Портер М. Международная конкуренция. Конкурентные преимущества стран. М., 1993.

5. Региональная экономика: учебник / под ред. В.И. Видя-пина, М.В. Степанова. М.: ИНФРА-М, 2007.

6. Шеховцева Л.С. Концепция конкурентоспособности региона // иР1_: http://www.m-economy.ru

УДК 338.45:621 А.Е. Pe3HUK

О НЕОБХОДИМОСТИ РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРЕВООРУЖЕНИЕМ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИИ

В статье акцентируется внимание на необходимости управления разработкой новых недорогих продуктов и осуществлением перевооружения производства машиностроительных предприятий для достижения конкурентных преимуществ на рынке. Обосновывается необходимость реализации резервов роста производительности труда.

Ключевые слова: производительность труда, управление предприятием, эффективность функционирования.

A.E. Reznik

DEVELOPMENT OF MACHINE-BUILDING IDUSTRY RE-EQUIPMENT MANAGEMENT

The author emphasises the necessity of management of creation of the new inexpensive products and realization of technical re-equipment of machine-building enterprises to gain market competitive advantages. The article points out the necessity of realization of reserves for labor productivity growth.

The key words: labor productivity, company’s management, performance efficiency.

В последние годы при подведении итогов развития отечественной экономики многие авторы обращаются к базовому показателю - валовому внутреннему продукту. Очевидно, это связано с тем, что его изменение считается главным свидетельством наших экономических успехов или неудач. И цениться он выше изменений других показателей. А уж о таком важнейшем показателе, как производительность труда, многие из них вообще стараются и не упоминать, потому что здесь имеются такие большие недостатки, о которых как-то неудобно говорить. А между тем такой подход обусловил утрату наших позиций на мировом рынке в обеспечении потребностей покупателей в машинах, оборудовании, транспортных средствах. Так, если в 1960 - 1980х гг. доля этой продукции в общей структуре экспорта стабильно составляла от 16 до 22%, то по итогам 2008 г. - всего 4,9%. С импортом зеркальная ситуация - по итогам 2008 г. 52,7% всего импорта заняли товары именно этой категории, причем более четверти (25,3%) - легковые и грузовые автомобили [3].

Близки мы к утрате своих позиций на рынке бытовой техники, чему в немалой степени способствует кризис, оказывающий негативное влияние на покупательскую способность потребителей. Поэтому многие ми-

ровые компании взяли курс на проектирование и запуск в производство дешевой бытовой техники и электроники, доступной для самых бедных слоев населения. Пионером здесь явилась компании Panasonic, где решили освоить выпуск телевизоров стоимостью в 50 дол., кондиционеров за 100 дол., холодильников и стиральных машин за 200 дол. По последним данным, ведущие японские корпорации остановили по стране уже более 100 заводов. Для сравнения с апреля по сентябрь 2009 г в Японии остановились конвейеры лишь на 28 предприятиях, а в 2010 г цифра выросла в 4 раза уже к марту. Иначе и быть не могло: внутри страны спрос постоянно падает, а на внешние рынки продавать становится все более невыгодно, ведь цена по отношению к мировым валютам только укрепляется [2]. При наблюдающемся укреплении рубля такая же участь ожидает и отечественных производителей бытовой техники. Поэтому целью производителей становится завоевание дешевого сегмента рынка, экономить необходимо на всем: материалах, дополнительных опциях, заработной плате, транспортных расходах. При этом они намерены учитывать предпочтения потребителей в каждой отдельной стране. А это означает необходимость создания бытовой техники с уче-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.