о
<N
£
и и с с о
рц
сз H <D
S
с а
(D «
и
И
^
S
5
с г
а
6
а
(D H <D
различий. Есть основания сделать предположение о том, что курсанты, не участвующие в «Школе Актива», оценивают свои поступки ниже (4 ± 1.98). Это может быть связано с тем, что постоянная занятость, которая присутствует у курсантов «Школы Актива», обеспечивает им более высокую оценку себя и общий фон настроения, т.к. человек деятельный должен иметь возможность осуществлять эту деятельность и получать от этого удовлетворение.
Очевидным становится то, что чем больше времени курсант посвящает университетской деятельности и чем больше он погружен в эту деятельность, тем выше его психоэмоциональное состояние.
В целом анализ результатов проведённого исследования показал, что мы можем с полным основанием утверждать, что «Школа Актива» университета - это возможность не только проявить себя в учебной деятельности, но и стать лучшим, стать активным участником и организатором всевозможных мероприятий, что позволяет курсантам реализовать их инициативы и творческие начинания. При этом достигается значительный социальный эффект, вы-
ражающийся в повышении привлекательности деятельности курсантов, сохранении психоэмоционального состояния, здоровья и поддержании высокой работоспособности. В связи с этим предлагается новый подход к проблеме организации образовательного пространства в университете - сетевое взаимодействие образовательных организаций системы МВД России между собой в целях повышения эффективности использования их совокупного потенциала, оптимизации используемых ресурсов и достижения высокого качества подготовки сотрудников ОВД.
Курсанты показывают, что способны решать проблемы разных направлений деятельности, и ориентированы на создание межвузовской молодежной сети через изучение лучших практик деятельности молодёжных объединений других университетов МВД России.
Таким образом, изучение психофизиологических показателей курсантов позволяет отметить, что «Школа Актива» - это шаг для подготовки уверенных в себе и активных сотрудников полиции. Она позволяет курсантам реализовать их инициативы и творческие начинания.
W
и
и н
с
<D
m
Список литературы
1. Об организации морально-психологической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 10 августа 2012 г. № 777 [Электронный ресурс] // Официальный сайт МВД России. - URL: http://www.dko-mvd.ru/docs-101-page-2.html. (дата обращения: 14.12.2015).
2. Анохин, П. К. Теория функциональной системы // Успехи физиол. наук. - 1970. - Т. 1. - № 1. - С. 19-54.
3. Большая энциклопедия психологических тестов / сост. А. Карелин. - М.: Эксмо, 2006. - 416 с.
4. Большой психологический словарь / Г. Мещеряков и др. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2005. - 672 с.
5. Ильин, Е. П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. - СПб.: Питер, 2011. - 416 с.
6. Немов, Р. С. Психология. - Кн. 1. - М.: Просвещение: Владос, 2004. - 576 с.
7. Плахтиенко, В. А., Блудов, Ю. М. Надежность в спорте. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 176 с.
8. Психология эмоций. / под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 288 с.
9. Стратегия развития молодёжи Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федерального агентства по делам молодёжи «Росмолодёжь». - Режим доступа: fadm.gov. ru>documents/download/450 (дата обращения: 05.12.2017).
© Рузавин В. В., Нимировская Ю. К., 2018
УДК 159.99
О. А. Ульянина
УЛЬЯНИНА, Ольга Александровна, доцент кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами Академии управления МВД России, кандидат социологических наук. Адрес: Россия, 125993, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8, +7(925)6492899, e-mail: lelia34@mail.ru.
ULYANINA, Olga Alexandrovna, Associate Professor of Psychology, Education and HR Department, MIA Academy of Management Russian Federation, Candidate of Sociological Sciences. Address: Russia, 125993, Moscow, Zoe and Alexander Kosmodemyanskikh St., Building 8. Ph.: +7(925)6492899. E-mail: lelia34@mail.ru.
Современные подходы к пониманию компетентности специалиста.
Личностная компетентности сотрудников полиции
Modern approaches to understanding the competence of a specialist. Personal competence of police officers
В статье рассматриваются ключевые понятия в компетентностной модели специалиста: компетентность и компетенция. Анализируются имеющиеся подходы к классификации компетентности и компетенций. Выделяется проблематика исследований в компетентностном подходе соотносимая с современными условиями труда и процессами, происходящими в обществе. Обосновывается необходимость выделения новой инте-
гральной характеристики специалистов, позволяющей им быть успешными на протяжении всего профессионального пути. В этой связи формулируется понятие «личностной компетентности» и осуществляется дифференциация её со схожими терминами. На основании выделения специфических особенностей правоохранительной деятельности раскрываются сущность и структурные компоненты личностной компетентности сотрудников полиции. Описываются уровни её формирования.
Ключевые слова: компетентностный подход, профессиональная деятельность, личностная компетентность, сотрудник полиции.
The article deals with key concepts in the competence model of a specialist: competence and competence. The available approaches to the classification of competence and competencies are analyzed. The research problems in the competence approach are correlated with the modern working conditions and processes occurring in the society. The necessity of allocating a new integral characteristic of specialists, which allows them to be successful throughout the professional path, is justified. In this connection, the notion of «personal competence» is formulated and its differentiation is carried out with similar terms. On the basis of highlighting the specific features of law enforcement activity, the essence and structural components of the personal competence of police officers are revealed. The levels of its formation are described.
Keywords: competence approach, professional activity, personal competence, police officer.
Процесс становления и развития компетент-ностного подхода в России и за рубежом повлиял не только на модернизацию образовательной парадигмы и оценку качества обучения в контексте компетенций, но и на изменение теоретико-методологических подходов к определению и оценке профессиональной успешности действующих специалистов в мире труда. И если в недавнем прошлом специалиста оценивали в понятиях квалификации и профессионального мастерства, то сейчас все чаще речь идёт о его компетентности, а эффективность профессиональной деятельности находится в зависимости от набора сформированных частных компетенций. Данный набор компетенций, по мнению исследователей, позволяет решать сложные познавательные, мировоззренческие, коммуникативные, нравственные и иные проблемы в различных сферах жизнедеятельности.
Проблема заключается в том, что нет ни однозначности в понимании понятий «компетентность» и «компетенция», ни единого подхода к типологи-зации ключевых компетентностей и классификации частных компетенций, её составляющих.
Ряд исследователей выделяют общекультурные, профессиональные, социальные компетентности и компетенции, по-разному трактуя и определяя их содержание. Меж тем реалии современного мира профессий таковы, что человек находится в постоянной динамике событий, бесконечного прогресса информационных технологий, изменяющихся требований к профессии, появления новых видов деятельности и т.д. В мире просто нельзя стоять на месте, необходимо постоянно самообразовываться, осваивать новые формы, виды деятельности и социального взаимодействия, обучаться инновационным информационно-технологическим программам, приложениям и т.д. Нестабильность в политической, экономической, социальной сферах жизни повышают напряжённость труда, обусловливает наличие постоянных стрессовых факторов, дефицита временных ресурсов и непредсказуемости завтрашнего дня. В таких условиях возникает необходимость более глобального подхода
к определению комплекса возможностей и способностей человека, включая внутриличностный ресурс и потенциал. Поиск и определение некоей интегральной характеристики личности, которая позволила бы быть человеку гибким, мобильным, адаптивным и успешным в изменяющихся условиях жизнедеятельности, привела к формулированию такого понятия, как «личностная компетентность». Прежде чем перейти к авторскому пониманию содержания данной характеристики, следует обратиться к анализу имеющихся подходов в данной области исследования.
В отечественной психологической и педагогической литературе понятие «личностная компетентность» мало представлено. Часть исследователей (С. З. Гончаров, Г. К. Селевко, А. В. Хуторской, А. А. Ярулов и др.) выделяют компетенции, в т.ч. связанные с самореализацией и саморазвитием личности. У Г. К. Селевко это компетенция автоно-мизационная, у А. В. Хуторского компетенция личностного самосовершенствования, у И. А. Зимней, А. П. Ветошкина, С. З. Гончарова, А. А. Ярулова,
- социальная, у Л. А. Петровской, Ю. М. Жукова -социально-психологическая, у Э. Ф. Зеер, В. И. Бай-денко, Ю. В. Ахметшина, Е. М. Сартакова - социально-личностные компетенции.
Социально-психологическая компетентность рассматривается как совокупность специальных знаний, умений личности, установление отношений с окружающими людьми в системе межличностных отношений. Она включает умение ориентироваться в социальных ситуациях, определять личностные особенности и эмоциональное состояние других людей, выбирать адекватные способы общения с ними, реа-лизовывать их в процессе общения.
Автономизационная компетентность определяется Г. К. Селевко как способность к саморазвитию, самоопределению, самообразованию, конкурентоспособности [18]. Следовательно, сущность её состоит, с одной стороны, в самодостаточности, автономности личности от социального влияния, а с другой
- в умении использовать личностный потенциал в социальной среде.
о <м
£ «
«
о о
о рц
сз н <и
ё о а
<и «
«
и
^
8 а
о и
а &
а
<и н <и
И «
И
н о
<и
т
Так, в рекомендациях ЮНЕСКО под социально-личностной компетенцией понимается «умение жить и работать с людьми, с близкими, в трудовом коллективе, в команде» [15].
В.И. Байденко рассматривает социально-личностные компетенции как способность личности к психологическому, эмоционально-волевому и интеллектуальному саморазвитию и самосовершенствованию, а также готовность человека к достижению согласия и сотрудничества во взаимодействии с окружающими [4].
В понимании Э.Ф. Зеера социально-личностная компетенция - «готовность личности к жизнедеятельности во многих контекстах её социального взаимодействия, достижения согласия с другими» [8].
По мнению И.А. Зимней, социальные компетенции «характеризуют взаимодействие человека с обществом, социумом, другими людьми» [9].
Ю.В. Ахметшина обозначает социально-личностную компетенцию как «развивающуюся способность, структуру которую в самом общем виде представляют три основных умения: распознавать ценности социальной действительности и ориентироваться на них в выборе и самореализации (социальная идентичность); понимать и принимать другого (толерантность); понимать и слышать себя (аутентичность)» [3].
С позиции Е.М. Сартаковой, социально-личностные компетенции - это «совокупность компетенций, относящихся к самому человеку как к личности и к взаимодействию личности с другими людьми, группой и обществом» [17].
Анализ имеющихся дефиниций социально-личностных компетенций позволяет обозначить их как совокупность личностных свойств человека, формирующихся в деятельности и общении, интегрирующих и детерминированных ценностно-смысловым отношением к самому себе, окружающему миру и деятельности, которые призваны обеспечивать эффективное взаимодействие человека с социумом, другими людьми в различных сферах жизнедеятельности.
А.К. Маркова рассматривает личностную компетентность как разновидность профессиональной компетентности. Соотнося профессионализм с различными аспектами зрелости специалиста, она выделяет четыре вида профессиональной компетентности: специальную, социальную, личностную и индивидуальную [12]. Специальная компетентность интерпретируется ею как владение на высоком уровне профессиональной деятельностью и способность проектировать дальнейшее профессиональное развитие. Соответственно, специальная компетентность состоит из профессиональных компетенций, способствующих эффективному осуществлению профессиональной деятельности. Социальная компетентность определяется исследователем как способность осуществлять совместную профессиональную деятельность, выстраивать конструктивную деловую коммуникацию; умение нести ответственность за результаты работы. Индивидуальная компетентность предполагает спо-
собность личности к самореализации и развитию внутри профессии и включает ориентацию на профессиональный рост, сохранение самости, противостояние профессиональной деформации, умение рационально организовать свою деятельность с позиции энергозатрат и использования временных ресурсов.
Следует отметить, что современное профессиональное образование ориентировано прежде всего на личность специалиста, поскольку успешность овладения профессией находится в прямой зависимости от соответствия уровня сформированности необходимых индивидуально психологических особенностей будущего специалиста требованиям профессии. Это становится весьма актуально для профессий системы «человек-человек».
В этой связи особенно значимым становится понятие личностной компетентности, которое предполагает интериоризированное отношение к любому, в т.ч. профессиональному и социальному знанию. Следовательно, понятие личностной компетентности гораздо шире понятия профессиональной компетентности и не может быть её подвидом или структурным элементом. Наоборот, высокий уровень сформированности личностной компетентности как некий каркас, основа определяет успешность самореализации личности в профессиональной и социальной сферах жизнедеятельности, позволяя проявлять гибкость, мобильность в зависимости от смены профессиональной сферы и социальной ситуации развития личности.
Таким образом, личностная компетентность определяет перспективность эффективной социальной и профессиональной реализации. Кроме того, личностная компетентность позволяет человеку контролировать актуальное положение дел и поддерживать состояние равновесия между внешними требованиями и своими внутренними ресурсами, принимать адекватные решения в сложных ситуациях.
Следует различать понятия «социальная компетенция», «социально-личностная компетенция» и «личностная компетентность».
Социальная компетенция - это совокупность знаний о социуме, ценностях, социальных нормах, возможностях и способах реализации потенциала личности в социальной среде посредством разных видов деятельности.
Социально-личностная компетенция - это способность к саморефлексии и социальной рефлексии; умение реализовывать потенциал в соответствии со своими ценностными ориентациями в социальной среде в процессе взаимодействия.
Личностная компетентность предполагает владение социальными и индивидуальными компетенциями, включает личностное отношение к компетенциям и к предмету деятельности, сложившееся в результате оценки эффективности - результативности действий.
Можно выделить прикладную, адаптационную, интегративную, ориентационную, статусную, ролевую функции личностной компетентности:
- прикладная функция подразумевает применение полученных знаний и умений в практической жизни;
- адаптационная оптимизирует процесс взаимодействия с другими людьми, социальными общностями, институтами, социумом в целом;
- интегративная позволяет включаться и быть принятым в разных социальных группах;
- ориентационная способствует осознанному выбору жизненного и профессионального пути;
- статусная определяет место человека в социальной структуре общества;
- ролевая позволяет освоить социальные, профессиональные роли.
Следует отметить, что личностная компетентность специалиста выступает некой первообразной и фундаментальной составляющей для таких характеристик, как профессиональная готовность, профессионализм, мастерство и др. Личностная компетентность, в отличие от других компетенций, является более устойчивым и постоянным образованием. Так, если профессиональные компетенции могут быть недолговечными (в силу смены вида деятельности, нарастающей технологизации, потери актуальности прикладных знаний и пр.), то компетентность личностную человек проносит через всю жизнь, имея возможность каждый раз выстраивать на её основе свой новый профессиональный облик. В этой связи одна из важнейших задач, стоящих перед системой высшего профессионального образования в области подготовки будущих специалистов, состоит прежде всего в необходимости содержательного наполнения всех элементов личностной компетентности и определении теоретической основы для формирования данной базовой компетентности.
В контексте данной работы актуальным является рассмотрение условий формирования личностной компетентности сотрудников полиции. В этой связи целесообразно начать с описания специфики самой правоохранительной деятельности.
Профессиональная деятельность сотрудников ОВД сложна и многогранна, протекает в условиях интеллектуальной, эмоциональной и физической напряжённости и предполагает постоянную коммуникацию. Это правовая деятельность в системе «человек-человек», направленная на создание и функционирование системы личной и общественной безопасности посредством правосудия.
Актуальным проблемам изучения необходимых компетенций сотрудников ОВД для осуществления успешной деятельности, а также профессионально-психологической подготовки сотрудников посвящены работы таких авторов, как А.Д. Белоусов, Л.Н. Костина, В.Л. Кубышко, М.И. Марьин, И.Н. Носс, В.Е. Петров, А.М. Столяренко, С.Н. Федотов, В.Л. Цветков и др. [18]. В работах данных авторов обозначены требования к личным и деловым качествам сотрудников ОВД, определены условия и факторы их формирования.
С позиций системного подхода профессиональную деятельность в ОВД следует рассматривать как
динамическую систему, характеризующуюся многомерностью и иерархичностью. Выделяются следующие общие характеристики деятельности сотрудник ОВД [7]:
1) строгая нормативно-правовая регуляция всех аспектов профессиональной деятельности сотрудников;
2) ориентация на принципы законности, гуманизма, уважения прав человека;
3) наличие у сотрудников ОВД обширных властных полномочий, реализация которых зависит от их уровня правосознания и правовой культуры;
4) использование специфических средств психологического воздействия и физической силы, специальных средств огнестрельного оружия в рамках осуществления профессиональной деятельности;
5) наличие постоянного противодействия заинтересованных лиц при выполнении правоохранительных функций;
6) разноплановость социальных и профессиональных ситуаций, в которых приходится действовать сотрудникам;
7) разнообразие сфер профессиональной деятельности и высокая мобильность, связанные с изменением рода профессионально деятельности сотрудников внутри системы по различным внешним, внутренним, субъективным и объективным обстоятельствам (к примеру, организационно-штатные мероприятия);
8) неотъемлемым элементом деятельности сотрудника выступает коммуникация, состоящая в необходимости общения с гражданами различных возрастных категорий, социального, профессионального статуса и правового положения;
9) повышенная стрессогенность деятельности и риск для жизни и здоровья сотрудников (повышенная ответственность, неопределенность информации, дефицит времени, опасность служебных ситуаций и др.).
Обозначенные специфические особенности правоохранительной деятельности определили понимание личностной компетентности сотрудника полиции как сложного, интегрированного образования, представленного совокупностью частных компетенций, владение которыми позволяет специалисту эффективно самореализовываться в условиях постоянной мобильности и динамичности жизненного, социального и профессионального контекстов деятельности.
Выстраиваемая в рамках данного исследования структура личностной компетентности сотрудника полиции основана, с одной стороны, на критериях профессиональной пригодности сотрудника, обозначенных в постановлении Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2012 г. №1259 [2], с другой -на общекультурных компетенциях, представленных в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования по направлению подготовки специалитета [1].
Таким образом, личностная компетентность как интегральная, системообразующая основа част-
о <м
£ «
«
о о
о рц
сз н <и
ё о а
<и «
«
и
^
8 а
о и
а &
а
<и н <и
И «
И
н о
<и
т
ных компетенций представляет собой совокупность следующих компонентов [19].
1. Мотивационно-ценностный компонент. Индивидуальное восприятие реальности на основе ведущих ценностных ориентаций личности, предполагающее позитивную направленность мышления, этику и мораль собственных действий, в совокупности определяющих выбор целей, средств и методов реализации личности в социальной и профессиональной среде. Данный компонент связан с внутренней мотивацией, интересами, индивидуальным выбором личности и её способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения сотрудника полиции в ситуациях контекстной деятельности.
Мотивационно-ценностный компонент личностной компетентности включает в себя следующие частные компетенции:
- способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;
- высокий уровень правосознания, нравственных убеждений и правовой культуры;
- осознанность профессионального выбора и личностная значимость будущей специальности;
- мотивационная зрелость личности в отношении профессиональной деятельности, способность к самомотивированию в решении сложных задач;
- способность выполнять гражданский и служебный долг в соответствии с нормами общественной морали и профессиональной этики;
- способность самостоятельно ставить цели и строить стратегию их достижения в соответствии с внутренними личностными смыслами;
- высокий уровень самокритичности и уверенность в своих силах;
- стремление к личностному и профессиональному саморазвитию.
2. Социальный компонент. Общение взаимодействие человека с окружающими, его включенность в функционирование общества. Социальный компонент личностной компетентности включает способность к сотрудничеству, умение решать проблемы в межличностном взаимодействии в различных жизненных ситуациях, владение навыками взаимопонимания, социальными и общественными умениями, мобильность в разных социальных условиях.
К социальному компоненту относятся следующие компетенции:
- способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы;
- высокий уровень социальной зрелости личности;
- умение самостоятельно определять приоритеты и последовательность в решении проблем;
- способность находить организационно-управленческие решения, координировать свои и чужие действия для достижения цели;
- способность к кооперации и умение работать в команде;
- способность к социальной перцепции (идентификации, эмпатии, социальной рефлексии, казуальной атрибуции);
- способность оценивать вклад и знания членов коллектива, учится у них;
- социальная целостность, умение определить личную роль в коллективе, находить баланс между личной и командной целью;
- способность к толерантности в процессе социального и профессионального взаимодействия с учётом этнокультурных и конфессиональных различий.
3. Коммуникативный компонент. Владение различными видами речевой деятельности. Умение устанавливать связи, способность к выбору и реализации программ речевого поведения в зависимости от контекста ситуации с учётом темы и задач, коммуникативных установок возникающих у человека до и во время диалога. Проявляется в готовности и способности к конструктивному вербальному и невербальному взаимодействию с другими людьми.
Коммуникативный компонент включает следующие компетенции:
- способность к быстрому установлению контактов с окружающими;
- способность располагать к себе людей, вызывать у них чувство доверия;
- способность планировать своё речевое и неречевое поведение;
- умение проявлять гибкость в общении и перестраивать его в зависимости от психологического состояния и индивидуальных особенностей собеседника;
- способность оценить контекст взаимодействия и выстроить адекватные границы в общении (личные и деловые формы общения);
- способность логически верно, аргументировано и ясно выстраивать речь;
- умение слушать и объективно воспринимать информацию;
- способность управлять процессом общения для достижения собственных целей;
- умение противостоять чужому влиянию и манипуляциям в процессе межличностного взаимодействия;
- способность к предупреждению и конструктивному разрешению конфликтных ситуаций в процессе профессиональной деятельности.
4. Когнитивный компонент. Знания, умения, навыки, находящиеся в постоянной динамике (высокая обучаемость, постоянное самообразование, непрерывность развития) и практический опыт, как интеграция в единое целое усвоенных человеком отдельных действий, способов и приёмов решения задач. Осознание личностью своих потребностей и соотнесение их с имеющимися возможностями, способностями. Механизмы рефлексии, влияющие на
самопознание, самоопределение, самореализацию в социальной и профессиональной средах.
К когнитивным или гносеологическим компетенциям можно отнести следующие:
- высокий уровень общего интеллектуального развития;
- способность к когнитивной саморегуляции;
- высокий уровень интеллектуальной лабильности;
- способность к рефлексивному мышлению;
- способность к логическому мышлению, анализу, систематизации, обобщению, критическому осмыслению информации;
- способность креативно мыслить и творчески решать профессиональные задачи в повседневной деятельности и нестандартных ситуациях;
- способность выбирать из большого количества информации, необходимую для решения конкретной задачи;
- способность запоминать и воспроизводить информацию в нужный момент;
- наблюдательность, умение отслеживать изменения в исследуемом объекте;
- способность распределять и быстро переключать внимание с одного вида деятельности на другой;
- способность длительное время сохранять устойчивое внимание, несмотря на усталость и посторонние раздражители.
5. Эмоционально-волевой и деятельностный компонент. Эмоциональный интеллект, внутренний локус контроля, способность к саморегуляции, адаптации, способность мобилизовать внутриличностные ресурсы для реализации деятельности. Данный компонент предполагает также умение реализовывать личностный потенциал, вырабатывать индивидуальный стиль деятельности в соответствии с индивидуальными особенностями и способностями; умение представлять и создавать продукт деятельности.
- состав эмоционально-волевых и деятель-ностных компетенций включены:
- высокий уровень развития эмоционального интеллекта;
- эмоциональная лабильность;
- высокий уровень эмоциональной зрелости личности;
- способность адаптироваться к новым условиям и видам профессиональной деятельности, новому социальному окружению;
- высокий уровень волевой регуляции поведения (выдержка, смелость, решительность, настойчивость, целеустремленность);
- способность к внутренней локализации контроля волевого усилия;
- способность эмоционально-волевой регуляции в сложных и экстремальных условиях для оптимизации собственной деятельности и психологического состояния;
- способность к самоорганизации в деятельности (дисциплинированность, исполнительность и работоспособность);
- способность проявлять инициативность;
- способность изменять вид и характер своей профессиональной деятельности.
Определённые нами компоненты личностной компетентности отражают основные компоненты структуры личности, они позволяют произвести оценку как личностных результатов образовательной подготовки, так и успешности в профессии. Итогом изучения динамики формирования личностной компетентности сотрудника полиции является построение его личностного профиля, который позволяет более объективно спрогнозировать успешность служебной деятельности.
Понимание структуры личностной компетентности необходимо при проектировании программы психологического сопровождения профессиональной подготовки сотрудников.
Формирование личностной компетентности - это процесс, растянутый во времени, требующий постоянного самообразования, куда входит и период обучения в образовательной организации, и вся последующая профессиональная деятельность. Эту же мысль развивали Н.Ф. Радионова и А.П. Тряпицына [16] относительно системно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов в системе непрерывного образования.
В целом компетентностная модель специалиста оказывается достаточно сложным многоуровневым образованием [6]. На основе проведённого анализа литературы можно обозначить три уровня формирования личностной компетентности (о которых говорил также, А.Г. Бермус [6] применительно ко всем видам компетенций):
1) базовый, соответствующий освоению когнитивного компонента, он определяется по отношению к объектам (законодательным актам, научно-популярным текстам и пр.);
2) промежуточный уровень, соответствующий эмоционально-волевому и деятельностному компоненту и правильным действиям в некоторых типовых, стандартных ситуациях. Соответственно, для определения промежуточного уровня вводится представление о критериях (т.е. обобщённых формулах действий) и показателях (т.е. материализованных продуктах действий);
3) итоговый уровень, соответствующий моти-вационно-ценностному и коммуникативному компоненту, выражается в морально-психологической готовности к профессиональной деятельности.
Таким образом, сформированная личностная компетентность сотрудников полиции способствует более быстрому освоению специальных профессиональных компетенций и готовности к смене различных сфер профессиональной деятельности. Следовательно, личностная компетентность может рассматриваться как основа для формирования профессиональной мобильности специалиста. Личностная компетентность проявляется в готовности и способности понимать, анализировать и оценивать возможные пути развития, требования и ограничения в личной, трудовой и общественной жизни.
Психология 22 Список литературы
<n 1. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения
понятия и структуры государственного образовательного стандарта : федер. закон от 1 декабря 2007 г. № 309-^ч ФЗ (в ред. от 23 июля 2013 г.) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант-Плюс». - Режим доступа: http:// ^ www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_72965/ (датаобращения: 23.09.2016).
§ 2. Об утверждении Правил профессионального психологического отбора на службу в органы внутрен-
g них дел Российской Федерации : постановление Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2012 г. № ^ 1259 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант-Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ m cons_doc_LAW_138821/ (дата обращения: 13.01.2017).
3. Ахметшина, Ю. В. Развитие социально-личностной компетенции студентов вуза. - Хабаровск: Хаба-
Ö ровская государственная академия экономики и права, 2012. - 156 с. с
4. Байденко, В. И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стансу дартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы) : методическое § пособие; 5-е изд. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. - 114 с. ^ 5. Белоусов, А. Д. Использование современных психологических методов для повышения профессио-
§ нальной компетенции следователей по получению достоверных показаний подозреваемых и обвиняемых : о
г а
6. Бермус, А. Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании
& [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Эйдос». - 2005. - № 9-10 // Режим доступа:: http://www.eidos.ru/ <и
научно-практическое пособие. - М.: ВНИИ МВД России, 2016. - 43 с.
д ригпа1/2005/0910-12.Мт (дата обращения: 26.09.2017).
7. Жердева, Н. Н. Педагогические условия формирования профессиональной толерантности у курсан-!§ тов вузов системы МВД // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2011. - № 2. - С. 124-131. % 8. Зеер, Э. Ф. Тенденции модернизации профессионально-педагогического образования // Профессио-
| нальное образование. Столица. - 2016. - № 10. - С. 15-19.
и 9. Зимняя, И. А., Алексеева, О. Ф., Жуковская, М. Э., Князев, А. М., Кривченко, Т. А. Осваиваем социаль-
® ные компетентности. - Воронеж: НПО «Модек», 2011. - 591 с.
10. Костина, Л. Н., Перков, А. А. Психолого-педагогические методы развития психологического потенциала курсантов // Вестник Московского областного филиала Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя. - 2016. - № 4. - С. 164-166.
11. Кубышко, В. Л. Ведомственная профессионально-практическая психология в контексте 300-летия российской полиции // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2017. - № 2. - С. 8-13.
12. Маркова, А. К., Никонова, А. Я. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя // Вопросы психологии. - 1987. - № 5. - 41-48.
13. Марьин, М. И., Петров, В. Е., Сафронов, А. Д. Психологическая подготовка сотрудников полиции к профессиональной деятельности : учебно-метод. пособие. - Домодедово: ВИПК МВД России, 2014. - 156 с.
14. Носс, И. Н., Кравченко, А. В., Федотов, А. Ю. К вопросу о моделировании личностно-профессиональ-ной пригодности курсантов вузов МВД России // Инновации в образовании. - 2017. - № 2. - С. 94-106.
15. Переосмысливая образование. Образование как всеобщее благо? - Франция: Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), 2015. - 94 с.
16. Радионова, Н. Ф. Перспективы развития педагогического образования: компетентностный подход // Академический вестник Института образования взрослых Российской академии образования «Человек и образование». - 2005. - № 4, 5. - С. 7-14.
17. Сартакова, Е. М. Социально-личностные компетенции условия их развития [Электронный ресурс] // Сайт «Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. - 2008. - Режим доступа: http://www.jurna1. org/artic1es/2008/ped23.htm1 (дата обращения: 13.12.2016).
18. Селевко, Г. К. Компетентности и их классификация // Народное образование. - 2004. - № 4. - С. 38-43.
19. Скамницкий, А. А. Компетентностный подход в обучении // Среднее профессиональное образование. - 2014. - № 5. - С. 15-24.
20. Столяренко, А. М. Психология и педагогика : учебник для вузов / 3-е изд., доп. - М.: Юнити-Дана, 2016. - 543 с.
21. Федотов, С. Н., Дзендзель, Ю. В., Сударик, А. Н. Исследование толерантности как профессионального качества сотрудника полиции // Международный журнал психологии и педагогики в служебной деятельности. - 2017. - Т. 3. - № 3. - С. 22-25.
22. Цветков, В. Л., Рожков, А. А. Психолого-педагогические условия развития познавательного интереса у курсантов образовательных организаций системы МВД России // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. - 2017. - № 2 (33). - С. 191-193.
© Ульянина О. А., 2018