УДК 37.015 DOI: 10.17853/1994-5639-2018-10-121-138
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ
О. А. Ульянина
Академия управления МВД России, Москва, Россия.
E-mail: lelia34@mail.ru Аннотация. Введение. Модернизация системы российского высшего образования, смена его концептуальной парадигмы и переориентация на ком-петентностный подход к подготовке специалистов, отвечающий первоочередным запросам информационно-технологического общества, обусловливают необходимость изучения и разработки методологических, содержательных и процессуальных аспектов реализации данного подхода.
Цель исследования, изложенного в статье, - выявление психолого-педагогических особенностей проектирования практико-ориентированной среды, способствующей формированию личностной компетентности курсантов образовательных организаций Министерства внутренних дел (МВД) России.
Методология и методы. В работе использовались методы сравнительного анализа, синтеза и обобщения содержания отечественных и зарубежных научных публикаций, описывающих теорию и опыт применения средового и компетентностного подходов в высшей школе.
Результаты и научная новизна. Рассмотрены возможности реализации средового подхода применительно к подготовке будущих специалистов в военном вузе. Обозначена концептуальная сущность таких категориально-понятийных единиц, как «среда» и «образовательная среда». Проанализирована категория практики и ее разновидностей в учебном заведении. Описана специфика практико-ориентированного пространства учебных заведений МВД России и показана значимость практической ориентации образовательной среды как необходимого условия обучения и воспитания курсантов. Выделены критерии эффективности этой среды и сформулированы конечные цели образования, среди которых главной является личностная компетентность будущих специалистов. Подчеркивается, что для достижения указанной цели необходимо наличие комплексной программы психологического сопровождения курсантов как неотъемлемого компонента практико-ориентированной образовательной среды ведомственного вуза. Представлены и охарактеризованы основные блоки данной программы: целевой, детерминирующий, содержатель-
ный, средовой, технологический, аналитико-мониторинговый, организационный и процессуальный.
Практическая значимость. Внедрение предлагаемой автором комплексной программы психологического сопровождения в образовательный процесс подведомственного МВД вуза будет способствовать непрерывному личностному совершенствованию курсантов, позволит максимально раскрыть их потенциал и в конечном счете существенно повысит качество профессиональной подготовки выпускников.
Ключевые слова: среда, образовательная среда, практико-ориентированное пространство, образовательные организации МВД России, курсанты, личностная компетентность, психологическое сопровождение.
Для цитирования: Ульянина О. А. Психологические аспекты создания практико-ориентированной среды в образовательных организациях МВД России // Образование и наука. 2018. Т. 20. № 10. С. 121-138. DOI: 10.17853/1994-5639-2018-10-121-138
PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF FORMATION OF A PRACTICE-ORIENTED ENVIRONMENT IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS
OF RUSSIA
O. A. Ulyanina
The Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Moscow, Russia.
E-mail: lelia34@mail.ru
Abstract. Introduction.. Modernisation of the Russian higher education system, change of conceptual paradigm and transition to competency-based approach to specialist training, which meets the urgent needs of informational technological society, make it necessary to study and develop methodological, content and procedural aspects of the implementation of this approach in practice.
The aim of the research was to study psychological and pedagogical features of the design of a practice-oriented environment, contributing to the formation of personal competency of cadets of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
Methodology and research methods. The methodological framework of the research was based on comparative analysis, synthesis and generalisation of the content of the Russian and foreign publications, which describe the theory and practice of environmental and competency-based approaches in higher education.
Results and scientific novelty. The peculiarities of the implementation of the environmental approach to the training of future specialists were shown. The con-
tent and conceptual meaning of such categorical-conceptual units concerning "environment" and "educational environment" was defined. The category of practice and its varieties in educational institution was analysed. The specificity of practice-oriented environment of educational organisations of the Ministry of Internal Affairs of Russia was described. The importance of practical orientation of educational environment as a prerequisite for cadets' education was shown. The criteria of efficiency of the practice-oriented environment were distinguished. The final purposes of education were formulated, including personal competency of future specialists as the main purpose of education. The author emphasises the significance of a complex programme realisation for cadets' psychological support as an integral component of practice-oriented educational environment of ministerial higher education institutions. The following main blocks of the program were highlighted and characterised: target, deterministic, content, medium, technological, analytically monitored, organisational and procedural.
On the basis of the allocated blocks and their substantial description the attention is focused on advantages of implementation of this program promoting continuous personal improvement and realization of potential of participants of educational process.
Practical significance. The author is convinced that the implementation of a comprehensive programme of psychological support in educational establishments of the Ministry of Internal Affairs of Russia will contribute to the continuous personal development and realisation of students' potential and, ultimately, will improve the efficiency of vocational education of graduates.
Keywords: environment, educational environment, practice-oriented environment, educational organisations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, cadets, personal competency, psychological support.
For citation.: Ulyanina O. A. Psychological aspects of formation of a practice-oriented environment in educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The Education and Science Journal. 2018; 10 (20): 121-138. DOI: 10.17853/1994-5639-2018-10-121-138
Введение
В основных стратегических документах федерального значения и современных исследованиях, проведенных в рамках компетентностного подхода, обозначена необходимость усиления практической ориентации образования. Выполнить это требование возможно, во-первых, при помощи применения в образовательном процессе современных психолого-педагогических технологий, ориентированных на формирование компетенций будущих специалистов; во-вторых, за счет внедрения междисциплинарного подхода к подготовке, позволяющего формировать у обучающих-
ся способность решения комплексных, мультимодальных профессиональных проблем. Реализовать обозначенные позиции позволит создание в учебном заведении практико-ориентированной образовательной среды, способствующей переносу фундаментальных знаний в практический опыт и реализации личностного потенциала студентов.
В данной статье дан обзор теоретико-методологических подходов к пониманию таких категориально-понятийных единиц, как «среда» и «образовательная среда»; с учетом достижений средового подхода рассмотрены особенности среды и ее проектирования в образовательных организациях МВД России; представлено описание программы психологического сопровождения подготовки компетентных специалистов правоохранительных органов и обоснована необходимость ее реализации.
Обзор литературы
Современными исследователями среда определяется как некое единое пространство разнонаправленного взаимодействия - прямого или косвенного, в открытой или скрытой форме. Это пространство характеризуется неповторимостью, индивидуальностью и составляет фундамент обыденной культуры. Н. Б. Крылова, В. Л. Глазычев подчеркивают, что среда изменчива, она постоянно функционирует, развивается, обогащается [1, 2]. Являясь частью окружающего мира, среда выделяется из него посредством взаимодействия, поскольку существует только в соотношениях «система - среда», «субъект - среда»1. Средовое пространство не только объединяет субъектов взаимодействия, но и обогащает, развивает, формирует их личности.
П. Бергер, Т. Лукман2, С. И. Розум акцентируют двумерность рассматриваемого явления, выделяя внешнюю и внутреннюю среду [3]. Первая понимается как сфера физических объектов, людей, информации и их взаимовлияния. Вторая представляет собой мир личностного осозна-вания, осмысления, рефлексии социальных, духовных значений внешних объектов. Человек во взаимодействии с внешней средой вырабатывает собственную систему ценностей, мировоззренческих позиций, представлений и категорий, создавая, расширяя, пополняя свое внутреннее пространство. Таким образом, окружающая обстановка оказывает фасилити-
1 Хейдметс М. Феномен персонализации среды: теоретический анализ // Средовые условия групповой деятельности. Таллинн: Таллинский педагогический институт, 1988. С. 7-57.
2 Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Москва: Медиум, 2001. 324 с.
рующее воздействие на формирование личности, при этом уровень развития человека определяется индивидуально-личностным потенциалом его внутреннего содержания.
Среда проектируется самим человеком, а вектор ее развития зависит от индивидуальных психологических особенностей, способностей, интересов и ценностей. Соответственно, внутренняя среда выступает неким пространством самопознания, саморазвития и самоактуализации.
Согласно позиции Б. Г. Ананьева, создание внутренней среды происходит за счет проявления личностью социальной активности, т. е. человек своей деятельностью, поведением, взаимодействием с окружающими изменяет обстоятельства реальной жизни [4].
В отдельную категориальную единицу выделяется понятие «образовательная среда», которая, по мнению современных ученых, имеет системообразующее значение для обучающихся как в смысловом, аксиоматическом, общенормативном аспектах (Ю. В. Громыко, В. Давыдов, В. Зин-ченко, В. Шадриков и др.) [5], так и в личностно-деятельностной сфере субъектов среды (И. А. Зимняя, Б. Д. Эльконин, В. В. Рубцов, А. А. Леонтьев и др.) [6-8].
В настоящее время существует значительное количество научных исследований различных аспектов образовательной среды, ее структуры и подходов к ее проектированию (Т. Е. Исаева, В. И. Слободчиков, А. Н. Ши-мина, Н. И. Вьюнова, А. В. Хуторской, В. А. Ясвин и др.) [9-15].
Т. Е. Исаева, характеризуя современный этап развития средовой теории, акцентирует внимание на необходимости разработки концепции функционирования среды в образовательном заведении, отражающей потребности современного информационно-технологического общества [9].
В. И. Слободчиков, изучая предпосылки зарождения образовательной среды в предметности культуры, приходит к выводу о взаимовлиянии внутреннего мира, сущностных сил человека и культуры, определяющем границы содержания и структурных компонентов рассматриваемого явления [11, 16].
А. Н. Шимина отмечает, что образовательная среда не ограничивается только пространством жизнедеятельности учебного заведения, поскольку обучающим и воспитывающим эффектом обладает социальная ситуация развития, вектор коллективного сознания, психологическая и социокультурная атмосфера в целом [12].
Н. И. Вьюнова считает образовательную среду частью социальной сферы и определяет ее как единство теории и практики, объективного и субъективного, интегративного и дифференцированного, коллективного и индивидуального [13].
Согласно А. В. Хуторскому, спонтанно складывающееся или целенаправленно создаваемое социокультурное пространство среды, включающее различные виды и средства образования, обеспечивает продуктивную деятельность субъектов взаимодействия [14].
Обобщая рассмотренные позиции исследователей, под образовательной средой в рамках данной работы мы будем понимать комплекс условий и факторов формирования личности и ее последующего непрерывного развития, содержащихся в социальном, психолого-педагогическом и информационном окружении.
Центральным вопросом средового подхода является определение содержательных характеристик среды, позволяющих оценивать качество ее влияния на формирование личности обучающихся. Так, В. А. Ясвиным были предложены следующие характеристики образовательной среды:
• широта - показатель, определяющий структурные компоненты среды и их содержательное наполнение, включающее объекты, субъекты, социально-психологические процессы и явления;
• устойчивость - показатель постоянства и стабильности среды во времени и пространстве;
• интенсивность - структурно-динамическая характеристика насыщенности среды условиями, возможностями, влияниями, а также определяющая степень их проявлений;
• мобильность - характеристика способности среды к органичным эволюционным изменениям в соответствии с динамикой развития общества и человечества в целом;
• когерентность - степень согласованности влияния образовательной среды с влиянием иных сред, в которые включена личность;
• активность - функциональный показатель среды, диапазон и интенсивность ее включенности в социальную ситуацию развития субъекта образования;
• доминантность - ценностно-смысловая и мотивационная значимость среды субъекта образования;
• рефлективность - степень осознания субъектами образовательной среды и своей включенности в нее;
• синтетичность - взаимозависимость и взаимосвязанность процесса и результата деятельности субъектов среды;
• личностная значимость - степень ассоциирования субъектами себя как части среды, представленность эмоциональной и рациональной составляющих в ней [15].
Указанные критерии в полной мере раскрывают основные аспекты образовательной среды и позволяют оценить эффективность ее воздействия на личность.
Особенности среды и ее проектирования в образовательных организациях МВД России
Содержание, сущностные характеристики и особенности проектирования среды варьируются в зависимости от конкретного учебного заведения и его направленности, сложившейся системы обучения и воспитания, существующих традиций, педагогического коллектива и т. д. [17].
В рамках нашего исследования акцентируется внимание на изучении особенностей среды и ее проектирования в образовательных организациях МВД России.
Ведомственные образовательные организации силовых структур отличает жесткая регламентация учебной, научной, служебной деятельности курсантов, построения образовательного и воспитательного процессов, коммуникативных связей субъектов, что находит свое отражение во всех компонентах внутренней образовательной среды [18]. Значимой отличительной характеристикой ведомственного вуза является также и определенная автономность, закрытость образовательной среды, что усиливает ее влияние на обучающихся и снижает возможность воздействия внешних факторов.
Курсанты, в отличие от студентов гражданских вузов, находятся в тесном и непрерывном взаимодействии в разнообразных сферах жизнедеятельности, которое формирует коллективное мировоззрение и повышает личностную значимость окружения. Кроме того, содержание образовательной среды ведомственного вуза определяется организационной культурой, нормами и традициями органов внутренних дел (ОВД), через призму которых осуществляется личностное, социальное и профессиональное становление будущих специалистов.
Дисциплинарные требования, строгая субординация взаимоотношений между курсантами и командирами-преподавателями ведомственной образовательной организации, пространственно-территориальные ограничения, ношение сотрудниками ОВД форменной одежды также определяют специфику содержания среды и социальной ситуации развития участников образовательного процесса.
Другой значимой особенностью образовательного пространства ведомственных вузов является его многообразие и разносторонность развития
курсантов посредством самореализации в служебной, учебной, научно-исследовательской, творческой, спортивной и иных сферах деятельности [19].
Проектирование и создание определенной среды позволяет диагностировать, оценивать, прогнозировать и моделировать результаты образовательной подготовки. В качестве одного из таких результатов можно рассматривать уровень сформированности личностной компетентности выпускников образовательных организаций МВД России.
С учетом достижений в области средового подхода в рамках данного исследования определены содержательные аспекты такой образовательной среды, которая будет способствовать формированию личностной компетентности курсантов.
Среда, соответствующая данной целевой установке, а также представлению о личностной компетентности, должна иметь развивающую и практико-ориентированную направленность.
Указанным условиям отвечает образовательная среда, которая действительно служит источником личностного совершенствования. Ее отличительными признаками являются приоритет ценности самой личности и ориентация на становление внутренних факторов развития.
Развивающая образовательная среда предоставляет комплекс возможностей для саморазвития самой личности и той системы взаимоотношений и взаимодействий, в которую она включена. Она имеет два направления действия - духовно-пространственное и предметно-пространственное. Первое ориентировано на внутриличностный конструкт, второе предполагает воздействие внешних факторов, которые стимулируют появление личностных новообразований (Л. И. Божович)1. В совокупности эти направления обеспечивают не только отношение личности к среде, но и определяют степень активности индивида в ней.
Создание подобной среды предполагает развитие мотивационно-ценностного, когнитивного, эмоционально-волевого, деятельностного и коммуникативного компонентов структуры личностной компетентности, а также учет возрастных, гендерных, социокультурных и индивидуально-психологических особенностей курсантов. Достижение обозначенных целей возможно именно в практико-ориентированной образовательной среде, которая представляет собой специально смоделированное личностно-ориентированное образовательное пространство, находящееся в постоянной динамике. Соответствующая система является целос-
1 Божович Л. И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. Москва: Международная педагогическая академия, 1995. 208 с.
тной, образующей во всех взаимосвязях необходимые структурные компоненты: целевой, содержательный, процессуальный, оценочно-корректировочный.
Имеющая практическую направленность образовательная среда реализует информационно-транслирующую, социально-коммуникативную, профессионально-ориентированную, производственно-деятельностную функции и основывается на принципах взаимосвязи теоретической подготовки и возможности применить полученные знания и умения на практике [20, 21].
Практико-ориентированное обучение в образовательных организациях МВД России предполагает установку на формирование прикладных компетенций посредством использования современных психолого-педагогических технологий подготовки, моделирования ситуаций будущей профессиональной деятельности и решения возможных комплексных мульти-модальных проблем, проектируемых на основании междисциплинарного подхода.
Соответствующий процесс характеризуется нацеленностью на становление осознанной, инициативной самостоятельной профессиональной деятельности, с одной стороны, и готовности к профессиональной мобильности, с другой. В рамках такого обучения создаются условия для вырабатывания у курсантов ценностно-мотивационного и рефлексивно-оценочного отношения к получаемой профессии [22].
Для уточнения понятия «практико-ориентированная образовательная среда» и выявления ее роли в развитии личностной компетентности будущего специалиста необходимо обратиться к рассмотрению сущностной и функциональной составляющих практики как особого вида деятельности.
В. Е. Кемеров определяет практику как многообразие способов реализации человеческого бытия в различных формах создания, воспроизводства, накопления и преобразования опыта в существующих условиях жизнедеятельности.
Практика, с одной стороны, выявляет и разрешает возникающие проблемы социума, с другой - создает условия для взаимодействия людей в процессе социальной коммуникации. Это та форма социальной связи, которая позволяет накапливать и впоследствии транслировать человеческий опыт от эпохи к эпохе, выполняя функцию преемственности поколений.
Посредством практики осуществляется непрерывная передача когнитивного опыта, социально-значимой информации в процессе развития
человечества. Реализация информационно-транслирующей функции позволяет будущим специалистам применять знания и умения в профессиональной и других сферах жизнедеятельности. Причем, как отмечает В. Е. Кемеров, сама деятельность обусловлена потребностями личности, направляется внутренней системой ее мотивов, осознается индивидом и имеет эмоциональный окрас [23].
Таким образом, практика является смыслообразующей категорией понятия практико-ориентированной образовательной среды. Включенность курсанта в практическую деятельность способствует формированию его личностной компетентности.
Реализация обозначенных выше функций практики осуществляется в практико-ориентированной образовательной среде. Процесс обучения компетентных специалистов на современном этапе строится на основе синтеза теории и практики. В большинстве своем практическая составляющая предусматривает прохождение учебной, производственной, преддипломной практик.
Однако данный подход нельзя назвать исчерпывающим. Цель практической подготовки курсантов заключается в формировании комплекса знаний в их междисциплирной взаимосвязи, способности осуществлять перенос усвоенного в практическую деятельность. Результатом образования становится сформированная матрица компетенций будущего специалиста, обеспечивающая его профессиональную успешность, самостоятельность в решении сложных задач и мобильность в ситуации изменяющейся реальности [24].
Е. А. Леванова считает, что знания, умения, навыки являются лишь одной из ступеней освоения профессии. Заключительный этап профессиональной подготовки предполагает формирование компетентной личности, способной многопланово воспринимать, анализировать и оценивать происходящее, осуществлять прогноз развития событий и находить нестандартные, креативные решения сложных задач [25].
Психологическое сопровождение подготовки компетентных специалистов правоохранительных
органов
Достижение такой цели образования, как формирование компетентного специалиста, зависит от наличия практико-ориентированной образовательной среды, которая должна включать следующие компоненты:
• мотивация достижения успеха в личной и профессиональной сфере;
• внутреннее единство когнитивного, предметно-практического и лич-ностно-профессионального опыта;
• потребность в деятельности, в преобразовании себя и окружающего
мира;
• стремление к креативности и познавательной активности.
Поскольку ведущую роль в становлении профессионала играет приобретение опыта практической деятельности, содержание его подготовки должно включать такие направления психологической работы, как реализация практико-ориентированных тренинговых программ, психологическое консультирование и коррекция стратегии личностного развития; моделирование новых деятельностных форм, методов, психотехнологий. Данные направления деятельности предусматривают рассмотрение проблемных нестандартных ситуаций и практических задач, с которыми курсанты столкнутся в своей последующей профессиональной деятельности.
В этой связи значимой составляющей проектирования практико-ориентированной образовательной среды является реализация программы непрерывного психологического сопровождения становления личности будущих специалистов. Содержание программы целесообразно описать согласно блокам, определенным Л. Е. Солянкиной при анализе создания среды, направленной на развитие профессиональной компетентности обучающихся [20].
Сущностный блок раскрывает методологические основания, к которым могут быть отнесены следующие положения.
1. Формирование личностной компетентности курсантов не только обусловливает успешность их будущей профессиональной деятельности, но и способствует их самосовершенствованию и самореализации в целом. При этом важно учитывать специфику среды ведомственного вуза, особенности службы сотрудников полиции, кризисные периоды студенческого возраста и иные сложности, возникающие в процессе профессиональной подготовки.
2. Профессиональная деятельность сотрудника полиции по своей сути потенциально вариативна и многообразна, поскольку его индивидуальный карьерный путь предполагает несколько векторов развития внутри системы ОВД. Соответственно, и процесс формирования личностной компетентности не является однонаправленным, ведущим к одному и тому же состоянию, и не ограничивается определенным периодом, так как гибкость, мобильность, способность к самообразованию и саморазвитию сохраняются на протяжении всей жизни.
3. Личностная компетентность специалиста в рамках реализации программы психологического сопровождения выступает в качестве ин-тегративного образования, которое включает структурные блоки, состоящие из частных компетенций, в совокупности обладающих свойством целого. Направленность процесса ее формирования определяется опытом, индивидуально-психологическими особенностями, потенциалом курсантов и носит многомерный характер.
4. Эффективность процесса формирования личностной компетентности в практико-ориентированной образовательной среде обеспечивается за счет комплекса современных психолого-педагогических технологий, методов и приемов, необходимых для полноценной самореализации личности и успешной профессиональной деятельности сотрудников полиции.
5. Методологическую основу программы составляют компетентнос-тный, личностно-ориентированный, деятельностный и системный подходы. В рамках их реализации все процессы и новообразования личности рассматриваются через призму единства, неразрывности и взаимосвязи.
Целевой блок представлен единством акмеографической, професси-ографической, персонографической и карьерографической целей, реализация которых позволяет, с одной стороны, соответствовать требованиям к служебной деятельности в ОВД, с другой - быть успешным в профессии.
Детерминирующий блок обусловливает оптимизацию процесса формирования личностной компетентности курсантов посредством создания условий, необходимых для их максимальной самоактуализации и самореализации. К таким условиям относится прежде всего комплексное наполнение содержания программы психологического сопровождения, системный характер диагностической, тренинговой, консультационной и других форм психологической работы, индивидуализация психологического воздействия, динамический контроль и оценка личных достижений курсантов. Необходимым условием является и организация конструктивного взаимодействия курсантов с другими субъектами практико-ориентированной образовательной среды (руководством образовательных организаций МВД России, курсовыми офицерами, профессорско-преподавательским составом, психологами, воспитателями, родителями), заключающегося в паритетном сосуществовании переменных и постоянных характеристик формирования личностной компетентности курсантов.
Содержательный блок определяет основные направления психологической работы с курсантами, позволяющие развивать и формировать функциональные, специальные компетенции, являющиеся структурными единицами личностной компетентности.
Средовой блок включает сущностные характеристики программы, ориентированные на деятельностный, преобразующий и формирующий характер психологического воздействия, в результате которого происходит самореализация и саморазвитие личности в профессии и жизни. Таким образом, в процессе интеграции приобретенных в период профессиональной подготовки компетенций с условиями и особенностями будущей профессиональной деятельности в ОВД происходит личностное самосовершенствование.
Технологический блок определяет состав приемов, методов и психотехнологий, необходимых для оптимизации процесса формирования личностной компетентности курсантов в практико-ориентированной образовательной среде.
Аналитический блок позволяет изучать динамику эффективности результатов реализации указанной программы и своевременно вносить необходимые коррективы, делая ее тем самым гибкой и способной учитывать индивидуальные особенности и потребности курсантов.
Организационный блок включает принципы, цели, основные концептуальные положения; взаимосвязи с внешней средой; условия формирования личностной компетентности; анализ и прогнозирование профессиональной успешности специалистов.
Процессуальный блок представлен адаптационным, содержательным, интегративно-деятельностным этапами процесса формирования личностной компетентности курсантов в практико-ориентированной образовательной среде ведомственного вуза.
Заключение
Успешность профессиональной подготовки и формирования личностной компетентности будущего специалиста в практико-ориентиро-ванной образовательной среде обеспечивается созданием условий, которые позволят обучающемуся самостоятельно оценивать и анализировать свои способности, личностный потенциал, стремиться к непрерывному самообразованию и саморазвитию. Для этого психолог в ходе совместной работы с курсантами ведомственного вуза использует метод проблемно-ситуационного моделирования, ориентируя подопечного на решение мультимодальных социальных, профессиональных задач. Очень важно при этом организовать психологическое сопровождение не только учебного процесса, но и периода прохождения производственной практики.
Таким образом, реализация комплексной программы психологического сопровождения как неотъемлемого компонента практико-ориентиро-
ванной образовательной среды является детерминантом развития личностной компетентности будущего специалиста, поскольку создает условия для самопродвижения курсанта от освоения различного рода компетенций к их применению и развитию в процессе взаимодействия со всеми объектами и субъектами среды. Соответственно, для достижения результативности и эффективности процесса формирования указанной компетентности необходимо придать образовательной среде развивающую и практико-ориентированную направленность. Это позволит повысить уровень мотивации курсантов к освоению будущей специальности, укрепить ценностное основание профессионального выбора, сформировать опыт реализации различных аспектов деятельности и готовность к дальнейшему непрерывному образованию.
Список использованных источников
1. Крылова Н. Б. Культурология образования. Москва: Народное образование, 2000. 272 с.
2. Глазычев В. Л. Устроение российского пространства // Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета. 2009. № 1 (11). С. 41-44.
3. Розум С. И. Психология социализации и социальной адаптации человека. Москва: Речь, 2006. 366 с.
4. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. С.-Петербург: Питер, 2001. 272 с.
5. Громыко Ю., Давыдов В., Зинченко В., Никандров Н., Поляков Н., Шадриков В. Изменение в содержании и оценке качества образования и образовательных технологий (очередной этап) // Alma mater (Вестник высшей школы). 2012. № 3. С. 17-27.
6. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Москва: Логос, 2009. 384 с.
7. Рубцов В. В., Эльконин Б. Д. «Культурно-историческая психология и деятельностный подход в образовании»: подготовка кадров для новой школы // От истоков к современности: 130 лет организации психологического общества при Московском университете: материалы юбилейной конференции, Москва, 29 сентября - 01 октября 2015 г. Москва: Когито-Центр, 2015. С. 231-234.
8. Леонтьев А. Н., Запорожец А. В., Гальперин П. Я., Эльконин Д. Б. Деятельность. Сознание. Личность. Москва: Смысл, 2005. 352 с.
9. Исаева Т. Е. Культурно-образовательная среда вуза как фактор совершенствования педагогической культуры преподавателя // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. Приложение. 2003. № 5. С. 98-108.
10. Слободчиков В. И. Гуманитарно-политический кризис отечественного образования // Психолого-педагогический поиск. 2017. № 1 (41). С. 10-14.
11. Слободчиков В. И. Психология становления и развития человека в образовании // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 2. История. 2016. № 1. С. 100.
12. Шимина А. Н. Ценностно-смысловое содержание отечественного образования и педагогической мысли / / Историко-педагогический журнал. 2016. № 3. С. 188-196.
13. Вьюнова Н. И. Психолого-педагогические компетенции в двухуровневой системе образования // Философские и психолого-педагогические проблемы развития образовательной среды в современных условиях: материалы международной научно-практической конференции, Воронеж, 29-30 апреля 2010 г. Воронеж: Воронежский государственный университет, 2010. С. 30-33.
14. Хуторской А. В. Методологические основания применения компе-тентностного подхода к проектированию образования / / Высшее образование в России. 2017. № 12. С. 85-91.
15. Ясвин В. А. Стандарт социального качества общего образования: опыт разработки и внедрения // Известия института педагогики и психологии образования. 2017. № 3. С. 4-17.
16. Leong F. T. L., Wong P. T. P. Optimal Human Functioning From Cross Cultural Perspectives: Cultural Competence as an Organizing Framework // Counseling Psychology's Focus on Positive Aspects of Human Functioning. N. J.: Lawrence Erlbaum Associates, 2012. P. 123-150.
17. Rebrin O., Sholina I. Features of the modern educational environment for engineers // DAAAM International Scientific Book. Vienna: Published by DAAAM International, 2014. P. 501-508.
18. Kandula S. R. Competency-based Human Resource Management. Delhi: PHI Learning Private Limited, 2013. 279 p.
19. Мещерякова Е. И. О влиянии интегративно-педагогических закономерностей на деятельность ведомственных образовательных организаций // Вестник Воронежского института ФСИН России. 2016. № 4. С. 208-214.
20. Солянкина Л. Е. Влияние практико-ориентированной образовательной среды на развитие профессиональной компетентности обучающегося // Вестник Тамбовского университета. Серия: Общественные науки. 2015. № 4 (4). С. 36-39.
21. Mohrman S., Lawler E. E. Generating Knowledge That Drives Change // The Academy of Management Perspectives. 2012. Vol. 26. № 1. P. 41-51.
22. Рослякова С. В. Создание развивающей и практико-ориентирован-ной среды как фактор повышения эффективности процесса формирования познавательной компетентности у учащихся подросткового возраста // Вестник социально-педагогического института. 2012. № 2. С. 59-61.
23. Современный философский словарь / сост. и ред. В. Е. Кемеров, Т. Х. Керимов. С.-Петербург: Академический проект, 2015. 824 с.
24. Gibbs A., Kennedy D., Vickers A. Learning Outcomes, Degree Profiles, Tuning Project and Competences // Journal of the European Higher Education Area. 2012. № 15 (5). P. 71-87.
25. Серякова С. Б., Леванова Е. А., Пушкарева Т. В., Баскакова Я. А. Социально-педагогическая компетентность специалиста социальной сферы - теоретические положения и направления исследования // Педагогика и психология образования. 2016. № 3. С. 76-84.
References
1. Krylov N. B. Kul'turologija obrazovanija = Cultural studies of education. Moscow: Publishing House Narodnoe obrazovanie; 2000. 272 p. (In Russ.)
2. Glazychev V. L. Organisation of the Russian space. Izvestiya Kazanskogo gosudarstvennogo arhitekturno-stroitel'nogo universiteta = Proceedings of Kazan State University of Architecture and Construction.. 2009; 1 (11): 41-44. (In Russ.)
3. Rozum S. I. Psihologija socializacii i social'noj adaptacii cheloveka = Psychology of socialisation and social adaptation of a person. Moscow: Publishing House Rech'; 2006. 366 p. (In Russ.)
4. Anan'ev B. G. O problemah sovremennogo chelovekoznanija = On the problems of modern human consciousness. Saint-Petersburg: Publishing House Piter; 2001. 272 p. (In Russ.)
5. Gromyko Yu., Davydov V., Zinchenko V., Nikandrov N., Polyakov N., Shadrikov Changes in the content and quality assessment of education and educational technologies (next stage). Alma mater (Vestnik vysshej shkkoly) = Alma Mater (Bulletin of Higher Education). 2012; 3: 17-27. (In Russ.)
6. Zimnyaya I. A. Pedagogicheskaja psihologija = Pedagogical psychology. Moscow: Publishing House Logos; 2009. 384 p. (In Russ.)
7. Rubtsov V. V., Elkonin B. D. "Cultural and historical psychology and activity approach in education"»: training for a new school. In: Ot istokov k sovre-mennosti: 130 let organizacii psihologicheskogo obshhestvapri Moskovskom univer-sitete: materialy jubilejnoj konferencii, Moskva, 29 sentjabrja - 01 oktjabrja 2015 g. = From the Origins to the Modern Age: 130 Years of the Organisation of the Psychological Society at Moscow University. Proceedings of the Anniversary Conference; 2015 Sep 29 - Oct 01; Moscow. Moscow: Publishing House Kogito-Center; 2015. p. 231-234. (In Russ.)
8. Leontiev A. N., Zaporozhets A. V., Galperin P. Y., Elkonin D. B. Deja-tel'nost'. Soznanie. Lichnost' = Activity. Consciousness. Personality. Moscow: Publishing House Smysl; 2005. 352 p. (In Russ.)
9. Isaeva T. E. The Cultural and educational environment of higher school as the factor of improvement of pedagogical culture of the teacher. Izvestiya vysshih uchebnyh zavedenij. Severo-Kavkazskij region. Obshchestvennye nauki = News of Higher Educational Institutions. The North Caucasus Region Social Sciences. Supplement. 2003; 5: 98-108. (In Russ.)
10. Slobodchikov V. I. Humanitarian and political crisis of domestic education. Psihologo-pedagogicheskij poisk = Psychological-Pedagogical Search. 2017; 1 (41): 10-14. (In Russ.)
11. Slobodchikov V. I. Psychology of formation and development of man in education. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta = Vestnik of Saint Petersburg University. Series 2. History. 2016; 1: 100. (In Russ.)
12. Shimina A. N. Value and semantic content of national education and pedagogical thought. Istoriko-pedagogicheskij zhurnal = Historical and Pedagogical Journal. 2016; 3: 188-196. (In Russ.)
13. Vyunova N. I. Psychological and pedagogical competence in the two-level system of education. In: Filosofske i psihologo-pedagogicheskie problemy razvi-tija obrazova-tel'noj sredy v sovremennyh uslovijah materialy mezhdunarodnoj na-uchno-prakticheskoj konferencii, Voronezh, 29-30 aprelja 2010 g. = Philosophical And Psychological-Pedagogical Problems of Development of Educational Environment in Modern Conditions. Materials of the International Scientific-Practical Conference; 2010 Apr 29-30; Voronezh. Voronezh: Voronezh State University; 2010. p. 30-33. (In Russ.)
14. Khutorskoy A. V. Methodological bases of application of the competence approach to the design of education. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. 2017; 12: 85-91. (In Russ.)
15. Jasvin V. A. The standard of social quality of General education: the experience of development and implementation. Izvestija instituta pedagogiki i psiho-logii obrazovanija = Proceedings of the Institute of Pedagogy and Psychology of Education.. 2017; 3: 4-17. (In Russ.)
16. Leong F. T. L., Wong P. T. P. Optimal human functioning from cross cultural perspectives: Cultural competence as an organising framework. Counseling Psychology's Focus on Positive Aspects of Human Functioning. N. J.: Lawrence Erlbaum Associates; 2012. p. 123-150.
17. Rebrin O., Sholina I. Features of the modern educational environment for engineers. DAAAM International Scientific Book. Vienna: Published by DAAAM International; 2014. p. 501-508.
18. Kandula S. R. Competency-based human resource management. Delhi: PHI Learning Private Limited; 2013. 279 p.
19. Meshcheryakova E. I. On the influence of integrative and pedagogical regularities in the activity of educational organizations. Vestnik Voronezhskogo in-stituta FSIN Rossii= Vestnik of Voronezh Institute of the Russian Federal Penitentiary Service. 2016; 4: 208-214. (In Russ.)
20. Solyankina L. E. Effect of practice-oriented educational environment on the development of professional competence of the student. Vestnik Tambovskogo universiteta. Serija: Obshhestvennye nauki = Bulletin of Tambov University. Series: Social Sciences. 2015; 4 (4): 36-39. (In Russ.)
21. Mohrman S., Lawler E. E. Generating knowledge that drives change. The Academy of Management Perspectives. 2012; Vol. 26, 1: 41-51.
22. Roslyakova S. V. Creation of the developing and practice-oriented environment as the factor of increase of efficiency of process of formation of cognitive competence at pupils of teenage age. Vestnik social'no-pedagogicheskogo instituta = Bulletin of the Socio-Pedagogical Institute. 2012; 2: 59-61. (In Russ.)
23. Sovremennyj filosofskij slovar' = Modern philosophical dictionary. Com. and ed. by V. E. Kemerov, T. H. Kerimov. Saint-Petersburg: Publishing House Akademicheskij proekt; 2015. 824 p. (In Russ.)
24. Gibbs A., Kennedy D., Vickers A. Learning outcomes, degree profiles, tuning project and competences. Journal of the European Higher Education Area. 2012; 15 (5): 71-87.
25. Seryakova S. B., Levanova E. A., Pushkareva T. V., Baskakov Y. A. So-cio-pedagogical competence of a specialist of social sphere - theory and research directions. Pedagogika i psihologija obrazovanija = Pedagogy and Psychology of Education 2016; 3: 76-84. (In Russ.)
Информация об авторе:
Ульянина Ольга Александровна - кандидат социологических наук, доцент кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами Академии управления МВД России, Москва, Россия. E-mail: lelia34@mail.ru
Статья поступила в редакцию 04.04.2018; принята в печать 17.10.2018.
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.
Information about the author.
Olga A. Ulyanina - Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor, Department of Psychology, Pedagogy and Organisational Work with Personnel, Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Moscow, Russia. E-mail: le-lia34@mail.ru
Received 04.04.2018; accepted for publication 17.10.2018.
The author has read and approved the final manuscript.