УДК 378:616.31+37.0
Галонский Владислав Геннадьевич
Доктор медицинских наук, доцент, заведующий кафедрой-клиникой ортопедической стоматологии, Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В. Ф. Войно-Ясе-нецкого; ведущий научный сотрудник, Федеральный исследовательский центр «Красноярский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук», НИИ медицинских проблем Севера, [email protected], ORCID 0000-0002-4795-1722, Красноярск
Майгуров Александр Алексеевич
Кандидат медицинских наук, доцент кафедры-клиники терапевтической стоматологии, Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого, [email protected], ORCID 0000-0001-6233-3095, Красноярск
Тарасова Наталья Валентиновна
Кандидат медицинских наук, доцент кафедры-клиники стоматологии ИПО, Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого, tarasovastom1@mail. ги, ORCID 0000-0003-0405-5650, Красноярск
Алямовский Василий Викторович
Доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой-клиникой стоматологии ИПО, руководитель Института стоматологии - НОЦ инновационной стоматологии, Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого, [email protected], ORCID 0000-0001-6073-2324, Красноярск
Сурдо Эльвира Сергеевна
Аспирант, ассистент кафедры-клиники стоматологии детского возраста и ортодонтии, Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого, [email protected], ORCID 0000-0003-2070-936Х, Красноярск
Черниченко Андрей Александрович
Кандидат медицинских наук, доцент, завуч кафедры-клиники ортопедической стоматологии, Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого, [email protected], ORCID 0000-0003-1685-2729, Красноярск
СИМУЛЯЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТ КАЧЕСТВЕННОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ-СТОМАТОЛОГОВ
Аннотация. В статье раскрыта сущность одного из приоритетных направлений высшего медицинского образования - симуляционного обучения как эффективного педагогического инструмента качественной подготовки будущих врачей-стоматологов к предстоящей самостоятельной практической клинической врачебной деятельности. Симуляционное обучение в медицинском вузе направлено на развитие и совершенствование у обучающихся широкого спектра практических компетенций без риска нанесения вреда пациенту. Проанализирован и представлен опыт организации успешного симуляционного обучения путем создания межкафедрального фантомного центра в Красноярском государственном медицинском университете. Описаны преимущества данного подхода, позволяющего повысить качество усвоения практических манипуляционных навыков обучающимися. Приведены результаты социологического опроса выпускников Института стоматологии - НОЦ инновационной стоматологии Красноярского государственного медицинского университета, прошедших первичную аккредитацию в 2017 г., по ряду актуальных вопросов фантомного обучения.
Ключевые слова: симуляционное обучение, врач-стоматолог, педагогика в медицинском университете, первичная аккредитация специалиста.
Введение в проблему. Приоритетным направлением высшего медицинского образования в современных условиях, определяющим необходимость владения базовыми практическими компетенциями на момент завершения обучения, является усиление аспекта овладения мануальными навыками будущих врачей на фоне должного уровня теоретических знаний [1]. Широкое применение в медицинском образовании развитых стран симуляционных методов обучения позволило поставить отработку практических навыков медицинских работников на качественно новый уровень без угрозы жизни и здоровью пациентов [8]. Симуляционное обучение как обязательный компонент профессиональной подготовки предоставляет каждому обучающемуся возможность выполнять профессиональную деятельность в соответствие с профессиональными стандартами (порядками) оказания медицинской помощи [3]. Не является исключением данная тенденция в процессе подготовки специалистов стоматологического профиля [6; 7].
Широкое использование тренингов профессиональных компетенций в сфере подготовки будущих врачей-стоматологов стало возможным с появлением специальных средств и устройств обучения - тренажеров, симуляторов, фантомов и т. д. Данное обстоятельство обусловлено тем, что при обучении студентов на пациентах «у стоматологического кресла больного» приоритетом является сам пациент (больной человек), а не задача «научить студента-стоматолога практическим навыкам». Это приобрело особую актуальность с увеличением количества судебных исков к стоматологам на некачественно оказанную медицинскую помощь. В ходе обучения на пациентах не работает главное условие тренинга - личная ответственность обучающегося за результат своих действий. При обучении в условиях имитации профессиональной деятельности медицин-
ского персонала приоритетным является именно учебная задача, в процессе которой допускается любой исход оказания медицинской стоматологической помощи, чтобы обучающийся почувствовал всю меру личной ответственности за уровень своей подготовки. В этой связи именно создание искусственных, максимально приближенных к реальной профессиональной практической ситуации у кресла стоматологического больного клинических сценариев, без абстрактных иллюзионных ситуаций, формирует индивидуальную ответственность каждого конкретного обучающегося за конечный результат выполненных практических навыков, что является главным фактором, обеспечивающим успех симуля-ционного обучения [2; 5; 9].
Теоретический анализ проблемы. Идеология педагогической подготовки в медицинском вузе в настоящее время диктует требования по формированию дополнительных структурных подразделений - симуляционных центров, основной задачей которых является обучение студентов практическим навыкам на фантомах, в условиях, максимально приближенных к реальной клинической ситуации, в зависимости от конкретного назначения высокотехнологичного симулятора [4; 11]. С учетом того, что стоматология как научно-практическая дисциплина относится к особым медицинским специальностям, имеющим манульно-овеществленные формы результативности практической деятельности, внедрение и реализация данных педагогических технологий имеет особое значение [10]. В мире накоплен значительный опыт вузовской педагогической работы в области симуляции медицинских манипуляций [8]. Тем не менее ряд аспектов организации обучающих симуляцион-ных технологий в медицине, методы их применения в подготовке будущих врачей и оценке качества усвоения обучающимися мануальных навыков до сих пор до конца не раскрыты. Остаются неоднозначными
суждения на ряд таких вопросов, как: частота проведения занятий, техника и методология обучения практическим навыкам, модель симуляционного сценария, параметры и критерии оценки работы студентов и ординаторов, стандартизация оценочных критериев знаний и умений обучающихся, их унифицированность и ряд других.
Материалы и методы. Эффективным элементом интеграции симуляционного обучения в действующую систему высшего медицинского стоматологического профессионального образования является создание межкафедральных фантомных центров на стоматологических факультетах вузов [2; 6], основной целью которых является организация качественного обучения студентов и ординаторов с использованием современных технических средств обучения (виртуальные симулято-ры, роботы-симуляторы, манекены-имитаторы, фантомы-симуляторы, медицинские тренажеры и др.) и дистанционных образовательных технологий. Эти методы обучения находятся в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами к высшему образованию и Федеральными государственными требованиями к структуре основных профессиональных образовательных программ послевузовского профессионального образования (ординатура), а также с номенклатурой и квалификационными требованиями к должностям специалистов здравоохранения. Обучение студентов в таких симуляционных центрах целесообразно и наиболее эффективно, по нашему мнению и практическому педагогическому опыту, начинать с младших курсов.
Основными задачами и функциями межкафедральных фантомных центров на стоматологических факультетах вузов являются:
1) обеспечение последовательности и преемственности в освоении практических навыков по блоку дисциплин профессионального цикла у студентов и ординаторов;
2) формирование и поддержание на необходимом уровне профессиональных навыков у студентов и ординаторов с использованием муляжей, фантомов, симуля-торов, тренажеров и иного симуляционно-го оборудования;
3) повышение качества теоретической подготовки студентов и ординаторов путем использования в образовательном процессе дистанционных образовательных технологий;
4) организация практических занятий, способствующих повышению качества подготовки с помощью новых организационных форм, методов обучения и контроля;
5) обеспечение последовательности и преемственности в освоении практических навыков по программам высшего (специалитет) и послевузовского профессионального образования (ординатура);
6) создание методического обеспечения процесса практической подготовки студентов и ординаторов;
7) осуществление комплекса образовательных мероприятий, направленных на развитие и укрепление практических навыков у студентов и ординаторов.
Для решения задач по основным направлениям межкафедральный фантомный центр на стоматологическом факультете вуза осуществляет следующие виды деятельности:
1) учебно-методическое обеспечение учебного процесса по освоению практических навыков - формирование чек-листов по отдельным манипуляциям (пошаговый алгоритм выполнения манипуляции);
2) осуществление материально-технического обеспечения учебного процесса и контроль над соответствием полученных практических навыков стандартам;
3) организация обучения и обеспечение условий для его осуществления на фантомах, муляжах, тренажерах и ином симу-ляционном оборудовании практическим умениям проведения лечебно-диагностических процедур и лечебных манипуляций,
обусловленных программами обучения (учебная и производственная практика);
4) взаимодействие с сотрудниками профильных кафедр, привлечение их для практической работы в центре, а также при создании учебно-методических комплексов;
5) проведение аттестации обучающихся по практическим навыкам, освоение которых предусмотрено образовательными программами, программами учебных и производственных практик.
Результаты и их обсуждение. В Красноярском государственном медицинском университете им. проф. В. Ф. Войно-Ясе-нецкого описанная концепция симуляци-онного обучения практическим навыкам студентов-стоматологов и ординаторов реализуется в специализированном стоматологическом блоке кафедры-центра симу-ляционных технологий КрасГМУ, состоящем из ряда стоматологических станций, оборудованных высокотехнологичными симуляторами фирмы «Saratoga» (Италия). Каждая станция оборудована на четыре рабочих места, оснащенных качественными видео- и аудиорегистраторами, позволяющими записывать полученную информацию. Видеокамеры являются средством контроля качества выполнения практических манипуляций. Получаемые видеоматериалы позволяют провести пошаговый разбор допущенных ошибок, анализ мануальной коррекции по их устранению, а также служат в качестве доказательной базы в спорных ситуациях при наличии апелляций со стороны выпускников.
Стоматологический блок кафедры-центра симуляционных технологий КрасГМУ состоит из следующего набора станций:
станция № 1 - стоматологический осмотр пациента;
станция № 2 - удаление зуба / пломбирование полости зуба;
станция № 3 - стоматологическое препарирование;
станция № 4 - анестезия в стоматологической практике.
В дополнении к блоку стоматологических станций на территории кафедры-центра симуляционных технологий КрасГМУ студентами и ординаторами Института стоматологии - НОЦ инновационной стоматологии КрасГМУ осуществляется отработка навыков базового реанимационного комплекса и расширенной сердечно-легочной реанимации при стандартных ургент-ных состояниях на роботах-манекенах, позволяющих в реальном режиме времени отслеживать качество выполненных реанимационных приемов, с объективной визуализацией выявленных ошибок.
Закрепление ранее полученных теоретических знаний обучающимися проводится путем проведения дистанционного тестового контроля c применением базы тестовых заданий Методического центра аккредитации специалистов в компьютерном классе на 25 рабочих мест с выходом в интернет для онлайн-тестирования.
Для эффективной интеграции симуля-ционного обучения в действующую систему профессионального образования на всех уровнях, работа по формированию и контролю теоретической подготовки студентов и ординаторов ведется на всех профильных стоматологических кафедрах Института стоматологии-НОЦ инновационной стоматологии КрасГМУ, а кафедра-центр симуляционных технологий КрасГМУ используется в процессе обучения практическим навыкам. Включение в программу обучения освоения практических мануальных стоматологических навыков, контроля их выполнения позволяет в кратчайший промежуток времени определить возможные трудности усвоения материала персонально каждым из студентов или ординаторов и наметить педагогические вектора по коррекции соответствующего пробела в их знаниях и умениях. Также немаловажным аспектом объективного эффективного самоконтроля у обучающихся является видеофиксация, позволяющая «трезво» оценить порядок
и правильность выполнения отрабатываемых манипуляций самим обучающимся «при взгляде со стороны», что согласно принципу наглядности обучения, улучшает степень восприятия проводимых манипуляций и, соответственно, имеет важное значение в образовательном процессе.
Одним из основополагающих моментов эффективности симуляционного обучения является использование различных конфигураций фантомных сценариев в рамках оснащения одной станции - имитирующих различные клинические ситуации с отличительным алгоритмом их разрешения, что побуждает студента к мыслительной деятельности и адаптации к изменившейся ситуации. В специализированном стоматологическом блоке кафедры-центра си-муляционных технологий КрасГМУ данная вариативность реализуется на каждой станции по-разному в соответствии с их оснащением и моделируемой ситуацией. На станции «Стоматологический осмотр пациента» вариативность достигается путем установки в фантом моделей челюстей с временным или постоянным прикусом с последующим моделированием патологических изменений твердых тканей зубов и мягких тканей полости рта при помощи различных средств маркировки, мануального выдвижения зубов из лунки для имитации заболеваний пародонт. Следующая станция «Стоматологическое препарирование» позволяет имитировать кариозные полости любой локализации и размеров при помощи маркировки соответствующей поверхности зуба, что ведет к формированию понимания особенностей и нюансов препарирования кариозных полостей различных классов. Также на данной станции осуществляется препарирование твердых тканей зубов под различные виды несъемных ортопедических конструкций, имеющих индивидуальные требования к культе обточенного зуба и особенности методик препарирования. На станции «Удаление зуба / Пломбирование полости зуба» ис-
пользуются различные виды пломбировочных материалов, для практического применения которых необходимы общие навыки пломбирования кариозных полостей различных классов и знание особенностей работы с ними - основ стоматологического материаловедения. При осуществлении манипуляции по удалению зуба происходит практическое закрепление ранее полученных теоретических знаний по применению щипцов для удаления зубов и техники экстракции различных групп зубов. На станции «Анестезия в стоматологической практике» вариативность достигается путем выполнения различных видов анестезии, требующих знаний по анатомическим ориентирам челюстно-лицевой области, которые используются в соответствии с выбранной методикой местного инъекционного обезболивания. На всех стоматологических станциях при выполнении манипуляций отрабатывается алгоритм соблюдения принципов асептики/антисептики и инфекционной безопасности больных и медицинского персонала.
Важным моментом является временное ограничение выполнения той или иной симулированной стоматологической манипуляции, что зачастую воспринимается обучающимися как помеха. Однако в соответствии с приказом Министерства здравоохранения РФ № 973 от 19 декабря 2016 года «Об утверждении типовых отраслевых норм времени на выполнение работ, связанных с посещением одним пациентом врача-кардиолога, врача-эндокринолога, врача-стоматолога-терапевта» есть временные рамки для приема одного пациента для врача-стоматолога-терапевта, что делает ограничение времени важным образовательным фактором, имеющим отражение в клинической практике.
Данные социологического исследования выпускников Института стоматологии - НОЦ инновационной стоматологии КрасГМУ по вопросам применения фантомного оборудования при прохождении
первичной аккредитации специалистов в 2017 г. показали следующие результаты. Ответили на вопросы анкеты 80 выпускников (94 % от числа всех выпускников), средний возраст которых составил 23,2 года. До сих пор продолжаются дискуссии в медицинском сообществе об упразднении интернатуры. Почти половина выпускников (44,8 %) считают проведение первичной аккредитации специалистов сразу после окончания вуза необходимостью, регламентируемой законодательством. Пятая часть (21 %) анкетируемых полагают, что первичная аккредитация является хорошей проверкой теоретических знаний и практических умений перед самостоятельной врачебной практической деятельностью. Более трети выпускников (34,3 %) уверены, что такая система подготовки является оптимальной, так как позволяет трудоустроиться врачом-стоматологом сразу же после окончания обучения в вузе.
Поскольку первичная аккредитация была многоэтапная, интересно было узнать мнение выпускников, какой из этапов они считают наиболее сложным для прохождения. Хотя в ряде анкет были высказывания о тестировании как необъективном методе проверки знаний, сложным этот этап считают только 25 выпускников (35 %). Примерно такое же количество аккредитуемых (31 %) определили, что наиболее трудным для них был этап выполнения практических навыков на станциях симуляционного центра. Финальный этап аккредитации, на котором будущим врачам-стоматологам необходимо было решать конкретные клинические ситуации, был самым напряженным для 33,8 % выпускников. Следует отметить, что все выпускники стоматологического профиля КрасГМУ (100 %) достойно прошли этапы первичной аккредитации специалиста в 2017 г. и были допущены до самостоятельной врачебной деятельности в практическое здравоохранение.
Также при опросе выяснилось, что существует ошибочное мнение об исполь-
зовании фантомов и тренажеров только на додипломном обучении. Начинающие врачи предполагают получать дальнейшую профессиональную подготовку через программы повышения квалификации (33 %), через участие в мастер-классах (24 %), программы профессиональной переподготовки (14 %). И только 12 выпускников (9 %) планируют совершенствовать свои практические навыки на тренингах в симу-ляционном центре.
Заключение. Таким образом, можно заключить, что организация симуляционно-го обучения в условиях межкафедрального фантомного центра в Институте стоматологии - НОЦ инновационной стоматологии КрасГМУ, в дополнение к традиционным занятиям на профильных стоматологических кафедрах, производственной практике по отдельным стоматологическим специальностям, является эффективным методом качественного формирования практических навыков у будущих врачей-стоматологов. Многопрофильность симу-ляционного центра позволяет сократить затраты на закупку, содержание и техническое обслуживание дорогостоящего оборудования, а также потребность в большом количестве помещений, поскольку в одних и тех же фантомных классах (станциях) по расписанию преподаются разные разделы стоматологии.
Важными преимуществами симуляци-онных технологий обучения будущих врачей-стоматологов являются:
1) обучение практическим навыкам студентов и ординаторов с исключением теоретической и практической возможности нанесения вреда пациенту, на фоне визуальной объективной оценки достигнутого уровня профессиональной подготовки каждого специалиста;
2) привлечение каждого студента и ординатора к обучению в среде, максимально приближенной к реальной клинической практике;
3) формирование доступного психоло-
гического комфорта в осуществлении мануального навыка и индивидуальной ответственности каждого обучающегося за результат выполнения тех или иных медицинских стоматологических манипуляций, с возможностью пошагового разбора допущенных ошибок, их детализации и профилактики их возникновения в будущем;
4) возможность познакомиться с практическим выполнением технически трудных и/или болезненных для пациента практических медицинских стоматологических манипуляций, на доклиническом этапе их реализации специалистом, что в совокупности позволяет снизить стрессовую нагрузку на обучающегося, а также научить его фундаментальным этическим принципам медицины;
5) способность контролировать процесс за счет возможности последовательной пошаговой возможности повторения отработки того или иного мануального стоматологического навыка;
6) неограниченное число возможных повторов тренируемого стоматологического навыка, с возможностью непрерывного совершенствования отработки навыка, с использованием метода работы над ошибками.
Симуляционное обучение имеет колоссальные возможности для повышения уровня не только практической подготовки медицинского персонала, но и безопасности организации медицинской помощи, когда с самого начала обучения акценты расставляются на факторы безопасности (соблюдение установленных правил, алгоритмов, протоколов ведения больных, организацию целенаправленного взаимодействия между собой медицинского персонала и с пациентом). Для того чтобы эти подходы были приемлемыми в условиях подготовки будущих врачей-стоматологов, нужна особая организация симуляцион-ного обучения, одним из основных принципов которой является индивидуальный подход - один обучающийся (максимум
2-3) на одного тренера с возможностью повторной отработки обучающимися мануальных навыков до формирования их симулятивного совершенства. Обучающиеся должны приходить в симуляционный центр после специальной подготовки (изучения теории (возможно дистанционно)), наблюдения за работой профессионалов у кресла больного. Подготовка обучающихся должна быть такой, как если бы реально ему уже надо самостоятельно проводить все необходимые медицинские мероприятия. И в условиях симуляции каждый должен получить такой опыт, но с правом на ошибку. Задача тренера симу-ляционного обучения в ходе проведения разбора не сразу дать оценку, что было хорошо, и что - плохо, а выяснить, почему поступил так или иначе обучаемый, что помешало ему достичь нужного результата, что можно улучшить и как он планирует поступить в следующий раз. Для того чтобы обучаемый получил необходимый опыт симуляции, клинический сценарий должен быть максимально достоверным в сравнении с реальной клинической ситуацией: роль и задача должны быть очень близки обучаемому, перечень оснащения, реакция «пациента», окружающая обстановка должны способствовать повышению реалистичности выполняемых действий. Очень часто, когда для студентов симулируется ситуация, которая с ним может произойти в любой момент при их посещении медицинской организации, при прохождении учебной или производственной практики студенты теряются и не в состоянии воедино сконцентрировать все, чему их до этого учили, в пользу пациента. Но этот опыт позволяет по-новому посмотреть на свое обучение и повысить интерес к традиционным формам обучения в вузе. Очевидно, что подготовка специалистов, ответственных за жизнь и здоровье людей, в современном мире просто не может строиться без важнейшего симуляционного компонента.
1. Артюхов И. П., Самотесов П. А., Никулина С. Ю., ПетроваМ. М., Салмина А. Б., Росси-ев Д. А., Тимошенко В. Н. Воспитание молодого специалиста важнейшая, неотъемлемая часть высшего медицинского учебного заведения // Сибирское медицинское обозрение. - 2008. -№ 6 - С. 102-105.
2. Иванова Н. В., Волков А. П., Лобанков В. М. Роль регионального симуляционного центра в подготовке специалистов для практического здравоохранения // Сб. тез. конф. «Медицина и образование - 2015». - М.: Изд-во Первый МГМУ, 2015. - С. 151-152.
3. Коннова Т. В., Лазарева Л. А., Беликова О. В., Мунтян И. А. Интеграция симуляционного обучения в действующую систему профессионального образования // Сб. тез. конф. «Медицина и образование - 2015». - М.: Изд-во Первый МГМУ, 2015. - С. 176-178.
4. Косаговская И. И., Волчкова Е. В., Пак С. Г. Современные проблемы симуляционного обучения в медицине // Эпидемиология и инфекционные болезни. - 2014. - № 1. -С. 49-61.
5. Мазур Е. С., Килейников Д. В. Имитационные методы обучения в формировании практических навыков лечебно-диагностической работы // Верхневолжский мед. журн. -2017. - № 2. - С. 33-39.
6. Михальченко Д. В., Михальченко А. В., Прошин А. В. Роль симуляционного обучения
ескии список
в системе подготовки врача-стоматолога на примере фантомного центра волгоградского медицинского университета // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 3-1. - С. 126-128.
7. Онищенко Л. Ф., Иванова О. П., Фур-сик А. И., Куркина О. Н. Анализ влияния симуляционного обучения на уровень освоения практических навыков в системе подготовки врача-стоматолога с точки зрения студентов на основании социального опроса // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 8-1. -С. 135-139.
8. Свистунов А. А. Симуляционное обучение в медицине. - М.: Изд-во Первого МГМУ им. И. М. Сеченова, 2013. - 288 с.
9. Смаилова Ж. К., Каражанова Л. К., Жу-нусова А. Б., Амешова Г. Т., Смаилов Н. С., Ол-жаева Р. Р., Советов Б. С., Рахыжанова С. О., Сейтханова Б. Т. Симуляционный тренинг как новый метод клинического обучения // Наука и здравоохранение. - 2014. - № 3. - С. 55-56.
10. Фелькер Е. В., Бровкина И. Л., Крюков А. А., Бароян М. А. Роль симуляционных технологий в формировании профессиональных компетенций студентов-стоматологов // Международный журнал экспериментального образования. - 2015. - № 4-2. - С. 394-395.
11. Cooper J. B., Taqueti V. R. A brief history of the development of mannequin simulators for clinical education and training // Postgraduate medical journal. - 2008. - № 84 (997). - Р. 563-570.
Поступила в редакцию 11.01.2018
Galonsky Vladislav Gennadjevich
Dr. Sci. (Medic.), Assoc. Prof., Head of the Department of Clinical Orthopedic Stomatology, Federal Research Center Krasnoyarsk Scientific Center of the Siberian Branch of the RAS, Research Institute of Medical Problems of the North, Krasnoyarsk, Prof. V. F. Voino-Yasenetsky Krasnoyarsk State Medical University, [email protected], ORCID 0000-0002-4795-1722, Krasnoyarsk
Majgurov Alexandr Alexeevich
Cand. Sci. (Medic.), Assoc. Prof. of the Department of Clinical Therapeutic Stomatology, Prof.
V F. Voino-Yasenetsky Krasnoyarsk State Medical University, [email protected], ORCID 0000-00016233-3095, Krasnoyarsk
Tarasova Natalia Valentinovna
Cand. Sci. (Medic.), Assoc. Prof. of the Department of Clinical Stomatology IPO, Prof. V. F. Voino-Yasenetsky Krasnoyarsk State Medical University, [email protected], ORCID 0000-0003-04055650, Krasnoyarsk
Alyamovsky Vasily Viktorovich
Dr. Sci. (Medic.), Prof., Head of the Department of Clinical Stomatology IPO, Head of Institute of Dentistry-NOC InStom, Prof. V. F. Voino-Yasenetsky Krasnoyarsk State Medical University, [email protected], ORCID 0000-0001-6073-2324, Krasnoyarsk
Surdo Elvira Sergeevna
Advanced Student, Assistant of the Department of Clinical Infancy and Orthodontics, Prof. V. F. Voino-Yasenetsky Krasnoyarsk State Medical University, [email protected], ORCID 0000-0003-2070-936X, Krasnoyarsk
Chernichenko Andrew Alexandrovich
Cand. Sci. (Medic.), Assoc. Prof. of the Department of Clinical Orthopedic Stomatology, Prof.
V F. Voino-Yasenetsky Krasnoyarsk State Medical University, [email protected], ORCID 0000-00031685-2729, Krasnoyarsk
SIMULATION TRAINING AS AN EFFECTIVE PEDAGOGICAL INSTRUMENT FOR QUALITATIVE PREPARATION OF FUTURE DENTISTS
Abstract. In this article we show the main points of one of the priority directions in higher medical education - simulation training, as an effective pedagogical instrument for qualitative preparation of future dentists to their self-dependent practical clinical medical activity. Simulation training in Medical Institute is directed to development and enhancement of wide range students' practical abilities without any risks for patients. We have analysed and shown the experience of successful simulation training activity in Krasnoyarsk State Medical University with the help of formation Inter-department Phantom Center. We have also described the advantages of this training because it helps to improve students' practical manipulative abilities. The data of sociological interview about some actual problems in Phantom training are shown. The sociological interview was carried out among Institute of Dentistry - NOC InStom Krasnoyarsk State Medical University graduates, who had primary accreditation in 2017.
Keywords: simulation training, dentist, pedagogy in Medical University, primary accreditation for specialist.
1. Artjuhov, I. P., Samotesov, P. A., Nikuli-na, S. Ju., Petrova, M. M., Salmina, A. B., Rossiev, D. A., Timoshenko, V. N., 2008. Education of young staff is the most important, integral part of high medical educational institution. Siberian Medical Review, 6, pp. 102-105. (In Russ., abstract in Eng.)
2. Ivanova, N. V., Volkov, A. P., Loban-kov, V. M., 2015. Role of the regional simulation center in training specialists for practical healthcare. The collection of theses of conf. "Medicine and Education - 2015". Moscow: First MGMU Publ., pp. 102-105. (In Russ.)
3. Konnova, T. V., Lazareva, L. A., Belikova, O. V., Muntjan, I. A., 2015. Integration of simulation training into the existing vocational education system. The collection of theses of conf. «Medicine and Education - 2015». Moscow: First MGMU Publ., pp. 176-178. (In Russ.)
4. Kosagovskaja, I. I., Volchkova, E. V., Pak, S. G., 2014. Current problems of the simulation-based education in Medicine. Epidemiology and infectious diseases, 1, pp. 49-61. (In Russ., abstract in Eng.)
5. Mazur, E. S., Kilejnikov, D. V., 2017. Imita-tional training methods for forming practical skills of treatment and diagnostic activity. Verhnevol-zhsky medical journal, 2, pp. 33-39. (In Russ., abstract in Eng.)
6. Mihal'chenko, D. V., Mihal'chenko, A. V.,
Proshin, A. V., 2013. Role of simulation learning in the training of doctors, dentists per example phantom center of the Volgograd medical university. Basic research, 3-1, pp. 126-128. (In Russ., abstract in Eng.)
7. Onishhenko, L. F., Ivanova, O. P., Fursik, A. I., Kurkina, O. N., 2016. Test of the impact of a simulation training to the level of development of practical skills based on social survey of students. Modern high technologies, 8-1, pp. 135-139. (In Russ.)
8. Svistunov, A. A., 2013. Simulation training in medicine. Moscow: Sechenov University Publ., 288 p. (In Russ.)
9. Smailova, Zh. K., Karazhanova, L. K., Zhu-nusova, A. B., Ameshova, G. T., Smailov, N. S., Olzhaeva, R. R., Sovetov, B. S., Rahyzhanova, S. O., Sejthanova, B. T., 2014. Simulation training as new method of clinical education. Science and health, 3, pp. 55-56. (In Russ., abstract in Eng.)
10. Fel'ker, E. V., Brovkina, I. L., Krjukov, A. A., Barojan, M. A., 2015. The role of simulation technologies in the formation of professional competences of dental students. International Journal of Experimental Education, 4-2, pp. 394-395. (In Russ.)
11. Cooper, J. B., Taqueti, V. R., 2008. A brief history of the development of mannequin simulators for clinical education and training. Postgraduate medical journal, 84 (997), pp. 563-570.
Submitted 11.01.2018