Научная статья на тему 'Современные подходы к определению туристских кластеров'

Современные подходы к определению туристских кластеров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2182
397
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / КЛАСТЕР / ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЕ КОМПЛЕКСЫ / РЕГИОН / TOURISM / CLUSTER / TOURIST-RECREATIONAL COMPLEXES / REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Большаков Алексей Игоревич

Развитие внутреннего и въездного туризма, выступающее как один из приоритетов развития отечественной экономики, обусловливает необходимость поиска эффективных методов и инструментов развития индустрии туризма, прежде всего, на региональном уровне. Известные проблемы российского туризма, связанные с качеством обслуживания, доступностью отдельных услуг, требуют целевых мер по их решению. Одним из таких инструментов становится кластерный подход к развитию туризма. В настоящей статье приведены отдельные результаты исследования подходов к определению туристских кластеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of inner and outer tourism as a priority of the Russian economys development stipulates the need for search of efficient methods and tools of tourism industrys development and first of all, at the regional level. The well-known problems of Russian tourism connected with the service quality and availability of certain services require target measures to solve them. One of such instruments is cluster approach to tourism development. The article offers certain results of the authors research of approaches to identifying tourist clusters.

Текст научной работы на тему «Современные подходы к определению туристских кластеров»

СЕКЦИЯ

«СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙ И ИНСТРУМЕНТОВ МЕНЕДЖМЕНТА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА»

УДК 338.48

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ТУРИСТСКИХ КЛАСТЕРОВ Большаков Андрей Игоревич, аспирант, iesmgus@gmail.com,

ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,

г. Москва

Развитие внутреннего и въездного туризма, выступающее как один из приоритетов развития отечественной экономики, обусловливает необходимость поиска эффективных методов и инструментов развития индустрии туризма, прежде всего, на региональном уровне. Известные проблемы российского туризма, связанные с качеством обслуживания, доступностью отдельных услуг, требуют целевых мер по их решению. Одним из таких инструментов становится кластерный подход к развитию туризма. В настоящей статье приведены отдельные результаты исследования подходов к определению туристских кластеров.

Ключевые слова: туризм, кластер, туристско-рекреационные комплексы, регион.

The development of inner and outer tourism as a priority of the Russian economy’s development stipulates the need for search of efficient methods and tools of tourism industry’s development and first of all, at the regional level. The well-known problems of Russian tourism connected with the service quality and availability of certain services require target measures to solve them. One of such instruments is cluster approach to tourism development. The article offers certain results of the author’s research of approaches to identifying tourist clusters.

Keywords: tourism, cluster, tourist-recreational complexes, region

Развитие теорий и концепций размещения предприятий на определенной территории стало предпосылкой формирования концепции кластера. Ее основоположник, М. Портер определял кластер как сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций в определенных областях, конкурирующих, но вместе с тем и ведущих совместную работу [8]. Уже в этой трактовке выделяются ключевые признаки кластера: географическая локализация, общность вида деятельности, рыночная ориентация. Тем самым, классическая трактовка кластера обусловливает его понимание как группы географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций определённой сферы, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга [9].

Специфика кластеров, их роль в национальной и региональной экономиках стимулировали высокий научный интерес к изучению сущности и содержания кластеров как за рубежом, так и в Российской Федерации. Ю.В. Смирнова [14], проанализировав работы H. Schmitz, G. M. P. Swann, M. Prevezer, D. Stout, W. Elsner, M. Steiner, E.M. Bergman, E.J. Feser, систематизировала зарубежные подходы к определению специфики кластеров. Основываясь на данной систематизации, обобщим существенные признаки кластеров, на которые опираются современные экономисты:

- принадлежность к одному сектору (отрасли), функционирование в тесной близости друг к другу;

- расположение в одной географической области;

- группа связанных компаний, взаимодействующих институтов, объединенная общностями и взаимодополнениями;

- наличие как вертикальной, так и горизонтальной функциональной связи между компаниями;

- присутствие в кластере коммерческих предприятий и некоммерческих организаций, для которых членство в группе является важным элементом индивидуальной конкурентоспособности, а также общественных, частных и полуобщественных исследовательских институтов и институтов развития.

Отечественные ученые и практики формулируют аналогичные определения, отражая в них сходные признаки кластера. Так, П.С. Руднева рассматривает кластер как группу географически локализованных взаимосвязанных компаний, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных услуг, инфраструктуры, научноисследовательских институтов, высших учебных заведений и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом [12]. Т.В. Цихан считает, что в научных и практических исследованиях и работах целесообразно опираться на представления кластеров как регионально ограниченной формы экономической активности внутри родственных секторов, обычно привязанные к тем или иным научным учреждениям (НИИ, университетам и т.д.); вертикальных производственных цепочек, узко определенных секторов, в которых смежные этапы производственного процесса образуют ядро кластера; отрасли промышленности или совокупности секторов, определенные на высоком уровне агрегации [16]. Используя теорию систем, Н.А. Ларионова определяет кластер как совокупность субъектов хозяйственной деятельности взаимосвязанных различных

отраслей, объединенных в единую организационную структуру, элементы которой находятся во взаимосвязи и взаимозависимости, совместно функционируют с определенной целью [6]. Новизной этой дефиниции следует считать указание на присутствие единой организационной структуры, являющейся, видимо, следствием совместного функционирования субъектов кластера.

Таким образом, видим, что в экономической науке в целом достигнуто единое понимание сущности и специфики кластеров. Авторские подходы к определению кластера дифференцированы в зависимости от акцента того или иного признака этого феномена.

К типам кластеров относят дискретные, процессные, инновационные (творческие), транспортно-логистические и туристские кластеры, которые «формируются на базе туристических активов в регионе и состоят из предприятий различных секторов, связанных с обслуживанием туристов, например, туристских операторов, гостиниц, сектора общественного питания, производителей сувенирной продукции, транспортных предприятий и других» [2]. Заметим, что только туристские и транспортно-логистические кластеры по своей сущности ограничены одной сферой деятельности. Другие могут складываться в различных отраслях и видах деятельности. Тем самым, научная проблематика формирования и развития туристского кластера обладает прикладным характером, накладывающим отпечаток специфики туристской деятельности на общую теорию экономических кластеров.

Туристско-рекреационный кластер определяется как «сконцентрированная на некоторой территории группа взаимосвязанных компаний: туроператоров, турагентов, сферы размещения, поставщиков туристических услуг, транспортных компаний, инфраструктуры; научно-исследовательских институтов; вузов и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом» [13]. Другие авторы рассматривают кластер как «совокупность сконцентрированных по географическому принципу организаций, представляющих тесно связанные между собой отрасли, имеющие отношение к индустрии гостеприимства» [1]. Потапова И.И. и Видищева Е.В. трактуют кластер как «устойчивое партнерство взаимосвязанных предприятий, учреждений, организаций, отдельных лиц», который может иметь потенциал, превышающий сумму потенциалов отдельных составляющих [10]. Видим, что эти определения отражают прикладной характер исследований туристских кластеров. Заметим, что ни в одном из определений экономических кластеров, приведенных выше, их признаков, не указывается на особенности процесса формирования кластеров. Практика показывает, что экономический

кластер может быть сформирован либо естественным способом в результате исторического развития какого-либо вида деятельности на определенной территории, либо целевым способом, как результат усилий по созданию такого кластера. В частности, на основе данного признака выделяют дирижистскую и либеральную модели туристских кластеров. В рамках дирижистской модели большую роль играет активная государственная (федеральная) политика развития кластеров, а либеральная модель рассматривает кластер как рыночный организм, где роль федеральных властей заключается в снятии барьеров для его естественного развития [7]. Подчеркнем, что ни в той, ни в другой модели кластер не связывается с особыми экономическими зонами. Различные формы поддержки как в дирижистской, так и в либеральной модели не подразумевают создание какой-либо организационной управленческой структуры.

Однако практика развития туристских кластеров в России реализуется именно в рамках особых экономических зон туристско-рекреационного типа. Еще в 2010 г. в Госдуму был внесен законопроект, определявший понятия туристского кластера и управляющей компании такого кластера. Под туристским кластером понималась совокупность туристско-рекреационных особых экономических зон, созданных по решению Правительства РФ и расположенных на одном или нескольких участках территории субъектов РФ и муниципальных образований, определяемых Правительством РФ. Управляющей компанией туристского кластера признавалось юридическое лицо в форме ОАО, учрежденное на основе принципов государственно-частного партнерства, которому по решению Правительства РФ могут быть переданы отдельные полномочия по управлению туристско-рекреационными ОЭЗ, входящими в туристский кластер [4]. В настоящее время составляющими нормативно-правовой базы развития туристских кластеров выступают:

- ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (дополнение от июля 2006г. о создании зон туристско-рекреационного типа);

- ФЗ «О местном самоуправлении» (дополнение от декабря 2008г., разрешающие планирование и расходование средств местных бюджетов на рекреационную и туристскую деятельность);

- ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», 2007;

- Концепция кластерной политики в РФ, 2008.

- ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2011-2018).

Видим, что ключевой особенностью отечественной трактовки туристских кластеров является их прямое государственное управление, включая вопросы планирования и создания, организации и менеджмента, а также инвестирования и контроля.

Ученые предлагают иное определение туристского (туристско-рекреационного) кластера, понимая под ним «группу географически локализованных взаимосвязанных компаний, поставщиков специализированных услуг, инфраструктуры, образовательных центров, органов государственной: власти и других организаций; взаимодополняющих друг друга и ориентированных на достижение, двуединой цели: 1) удовлетворение общественных потребностей в путешествиях, отдыхе, лечении и других формах рекреации средствами туристско-рекреационной деятельности; 2) формирование конкурентоспособного' сектора экономики, способствующего росту качества жизни населения и социально-экономическому развитию рекреационного региона [15]. Видим, что в предложенном определении заложено и особое восприятие региона, где создается кластер. Также и другие исследователи считают, что создание туристского (или туристско-рекреационного) кластера фактически определяет позиционирование территории и влияет на формирование имиджа региона [2]. Это обстоятельство является спецификой туристского кластера. Кроме того, следует отметить такие особенные следствия создания туристского кластера, как естественные ограничения развития иных видов деятельности на территории, прежде всего, тех, которые могут отрицательно влиять на экологическую ситуацию или состояние иных туристских ресурсов.

Выделим и еще одну черту, специфичную для туристского кластера. Интеграция предприятий в туристском кластере имеет под собой основу в виде создания туристского продукта. Поскольку туристский продукт по сути выступает как комплекс отдельных туристских услуг, воспринимаемый потребителем как единое целое, то ключевое значение для успешности функционирования кластера принимает обоснованная концепция и стратегия, в т.ч. специализация кластера, ключевые точки роста кластера, состав и структура предприятий в туристском кластере.

Таким образом, для туристского кластера характерны все вышеприведенные признаки территориального экономического кластера, однако они принимают особую форму, обусловленную спецификой туристской деятельности (табл.1).

Таблица 1 - Сущность и особенности признаков туристского кластера

Признак кластера Сущность и особенности признаков туристского кластера

Принадлежность к сектору (отрасли) принадлежность к сфере туризма, но к различным видам деятельности, которые, тем не менее, объединяются в составе туристской индустрии и инфраструктуры

Г еографическая близость расположение в одной географической области, которая должна характеризоваться достаточной туристско-рекреационной привлекательностью туристских ресурсов

Объединяющий элемент группа связанных компаний, взаимодействующих институтов, объединенная общностями и взаимодополнениями, направленная на производство и сбыт туристского продукта

Наличие и характер связей между компаниями в туристском кластере присутствуют и горизонтальные, и вертикальные связи между компаниями

Состав институтов кластера присутствие в туристском кластере коммерческих предприятий и некоммерческих организаций, для которых членство в группе является важным элементом индивидуальной конкурентоспособности, а также общественных, частных и полуобщественных исследовательских институтов и институтов развития; кроме того, в условиях специфики российской практики развития туристских кластеров в нем функционирует управляющая компания, ответственная за эффективность деятельности кластера

Влияние на маркетинг территории создание туристского кластера оказывает прямое воздействие на позиционирование и имидж территории

Наличие специализации туристский кластер специализируется на представлении потребителю туристского продукта с определенными потребительскими характеристиками

В целом следует отметить, что в современной отечественной научно-практической литературе сложилось два подхода к трактовке сущности туристского кластера. Во-первых, туристский кластер рассматривается как туристско-рекреационная особая экономическая зона. Во-вторых, туристский кластер трактуют как географически локализованную группу предприятий, функционирующих в туристско-рекреационной сфере.

Однако заметим, что упомянутые трактовки туристского кластера во многом приравнивают его к другому понятию - «туристский (туристско-рекреационный) комплекс». Известные трактовки туристского (туристско-рекреационного) комплекса рассматривают этот объект исследования в зависимости от уровня его функционирования (микро-, мезо- или макроэкономический уровень):

- как предприятие/организацию, созданное на базе гостиницы или иного средства размещения, предоставляющее потребителю определенный набор услуг;

- как экономическую систему, состоящую из ряда элементов;

- как сектор экономики региона/страны, объединяющий предприятия различных видов деятельности, включая услуги перевозки, размещения, досуга, общественного питания и т.д.

С целью определения специфики сущности туристского кластера, в сравнении с туристским комплексом, в первую очередь определим критерии для сравнения. По нашему мнению, к таким критериям следует отнести:

- состав предприятий/организаций по характеру и виду деятельности;

- размещение предприятий/организаций, их локализация в пределах определенной географической территории;

- уровень интеграции, определяющий степень взаимозависимости объектов комплекса\кластера друг от друга;

- специализация комплекса/кластера - ее наличие и объекты;

- влияние на маркетинг территории, в т.ч. на позиционирование и имидж территории;

- ассортимент услуг, его глубина и широта, степень управляемости;

- управление, дифференцированное по субъекту, инструментарию и целям. Используя указанные критерии, проведем сравнительно-сопоставительный анализ

сущности туристских (туристско-рекреационных) комплексов и кластеров (табл. 2).

Таблица 2 - Сравнение сущности туристских (туристско-рекреационных) комплексов и кластеров

Критерий сравнения Туристский (туристско-рекреационный) комплекс (микроуровень) Туристский (туристско-рекреационный) комплекс (мезо- и макроуровень) Туристский (туристско-рекреационный) кластер

Состав предприятий/ организаций Бизнес-единицы юридического лица -предприятия, оказывающие туристско- рекреационные услуги гостям Коммерческие предприятия, осуществляющие деятельность в сфере рекреации, курортного дела и туризма Коммерческие и некоммерческие организации, общественные, частные и полуобщественные исследовательские институты и институты развития

Размещение предприятий/ организаций Локализованное в пределах сравнительно небольшой территории одного юридического лица Широко распределенное Г еографически локализованное в пределах одного или нескольких муниципальных образований

Уровень интеграции Высокий, обусловленный интеграцией в холдинговую или иную структуру Низкий, обусловленный системой сбыта туристского продукта Высокий, обусловленный структурой управления, туристским продуктом

Специализация По различным объектам По туристскому продукту/ сегменту потребителей По туристскому продукту

Влияние на маркетинг территории Косвенное, слабое Косвенное, слабое Сильное в случае региональной туристской специализации в Прямое, сильное

Критерий сравнения Туристский (туристско-рекреационный) комплекс (микроуровень) Туристский (туристско-рекреационный) комплекс (мезо- и макроуровень) Туристский (туристско-рекреационный) кластер

экономике

Ассортимент услуг Широта и глубина зависит от решений менеджеров комплекса Широкий и глубокий, на уровне комплекса не управляемый Широкий и глубокий, управляемый

Управление Менеджмент Г осударственное регулирование Программно-целевое, с использованием инструментов государственно-частного партнерства

Таким образом, видим, что туристский (туристско-рекреационный) кластер отличается высокой степенью интегрированности компаний, особым подходом к управлению, прямым влиянием на маркетинг территории своего расположения, явно выраженной географической локализацией. Вместе с тем, туристский кластер обнаруживает ряд общих черт с туристскими комплексами, в т.ч. стремление к расширению и углублению ассортимента, ориентацию на потребителя. Следовательно, в настоящее время туристские кластеры представляют собой как особый объект регулирования в туризме, так и инструмент развития туризма на определенной территории.

Литература

1. Анализ условий, способствующих или препятствующих развитию индустрии

туризма и оценка перспективности развития туризма в Республике Карелия.

Петрозаводск, 2007.

2. Бунаков О.А. Кластерный подход к позиционированию в туризме

[Электронный ресурс] // УЭкС. 2011. №4 // http://www.uecs.ru/marketmg/item/423-2011-05-23-10-00-04. (Дата обращения: 11.05.2012).

3. Горшенева О.В. Кластеры: сущность, виды, принципы организации и создания в регионах // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2006. № 4. Ч. 2.

4. Евпланов А. Договорились о термине. Депутаты выяснили, что такое

туристический кластер // Российская Бизнес-газета. 2011. №800 (18) .

5. Коль О.Д. Концептуальные основы формирования кластера туристских

предпринимательских структур по въездному туризму в крупном городе // Проблемы современной экономики. 2010. № 1 (33).

6. Ларионова Н.А. Кластерный подход в управлении конкурентоспособностью региона // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2007. №1. Ч.2.

7. Мантаева Э.И., Куркудинова Е.В. Мировой опыт кластерной модели развития [Электронный ресурс] // УЭкС. 2011. №4. Режим доступа: http://www.uecs.ru/uecs-38-382012/^/1085-2012-02-28-05-46-20. (Дата обращения: 11.05.2012).

8. Портер М. Конкуренция. М.: Вильямс. 2003.

9. Портер М. Международная конкуренция: конкурентные преимущества стран /Майкл Портер. М.: Междунар. отношения, 1993.

10. Потапова И.И., Видищева Е.В. Создание туристского кластера как фактор устойчивого комплексного развития туризма в регионе // Вестник Сочинского государственного ун-та туризма и курортного дела. 2008. № 3-4 (5-6).

11. Развитие кластеров: сущность, актуальные подходы, зарубежный опыт / авт.-сост. С.Ф. Пятинкин, Т.П. Быкова. Минск: Тесей, 2008.

12. Руднева П.С. Опыт создания структурных кластеров в развитых странах // Экономика региона. 2007. №18.

13. Сетевой проект развития туризма и формирование туристского кластера в регионе // www.forumstrategov.ru/upload/documents/kotkin.zip. (Дата обращения: 10.01.10).

14. Смирнова Ю. В. Кластеры как фактор инновационного развития // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.).Т. I. М.: РИОР, 2011.

15. Созиева З.И. Формирование стратегии кластерного развития туристско-рекреационного комплекса региона: на примере Республики Северная Осетия-Алания: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / Созиева Залина Игоревна; [Место защиты: Рос. эконом. акад. им. Г.В. Плеханова]. Москва, 2009.

16. Цихан Т.В. Кластерная теория экономического развития // Теория и практика управления. 2003.№ 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.