Научная статья на тему 'Кластеры в туризме: особенности классификации, процесс формирования и методы оценки'

Кластеры в туризме: особенности классификации, процесс формирования и методы оценки Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6030
619
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕРНАЯ ТЕОРИЯ / КЛАСТЕР В ТУРИЗМЕ / КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО / ОЦЕНКА КЛАСТЕРА / ТУРИСТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рудченко Вероника Николаевна

С динамичным изменением производственных структур, инновационным развитием экономики туризм превращается в один из базовых элементов экономического развития различных стран. Кластерный анализ в основном применяется в промышленности, однако в данной работе акцент делается на анализе процесса формирования кластера в туризме, его базовых элементов, на основе чего предлагаются направления кластерного развития в данной сфере экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кластеры в туризме: особенности классификации, процесс формирования и методы оценки»

УДК 330.101 ББК 65.433

В.Н. Рудченко

кластеры в туризме: особенности классификации, процесс формирования и методы оценки

С динамичным изменением производственных структур, инновационным развитием экономики туризм превращается в один из базовых элементов экономического развития различных стран. Кластерный анализ в основном применяется в промышленности, однако в данной работе акцент делается на анализе процесса формирования кластера в туризме, его базовых элементов, на основе чего предлагаются направления кластерного развития в данной сфере экономики.

Ключевые слова:

кластерная теория, кластер в туризме, конкурентное преимущество, оценка кластера, туристическое развитие.

Рудченко В.Н. Кластеры в туризме: особенности классификации, процесс формирования и методы оценки // Общество. Среда. Развитие. - 2016, № 4. - С. 12-18.

© Рудченко Вероника Николаевна - кандидат экономических наук, доцент, Национальный исследовательский Университет «Высшая школа экономики», Санкт-Петербург; e-mail: verorud@yandex.ru

О

В последнее время туризм все чаще рассматривается как генератор экономического развития. Путешествия и туристические перевозки составляют около 30% мирового экспорта услуг и 6% общего экспорта товаров и услуг, по данным 2015 года ЮНВТО. При этом в отчете ЮНВТО подчёркивается, что в то время, как цены на товары падают, международный туризм расширяется и показывает рост на 3,7% в 2015 г. по сравнению с 2014 г. [3]. Туризм стал важным элементом планового экономического развития отдельных регионов и отраслей [2]. Однако, по мнению Тизделла, для развития туризма и сопутствующих с ним отраслей необходимо существование соответствующих экономических условий для формирования кластеров [20].

Ввиду актуальности исследований развития туризма как фактора развития экономики разных стран в данной работе автор ставит целью выявить особенности строения, формирования и оценки кластеров в туризме как основополагающего элемента развития туризма и связанных с ним отраслей. Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи: установить основополагающие элементы кластера в туризме; выявить общие и отличительные особенности между различными кластерными подходами в туризме; представить обобщающую технику управления кластерами различных туристских регионов на основе сформированной модели.

Методология исследования построена следующим образом: во-первых, на основе анализа отечественных и зарубежных работ, раскрывающих понятие кластер в экономике, представлена сущность кластера в

туризме и существующие виды кластеров; во-вторых, представлены преимущества, получаемые в зависимости от уровня взаимодействия с кластером на основе выявленных особенностей кластера в туризме; в третьих, построена методология оценки кластера в туризме на основе изучения отчетов по туризму ЮНВТО.

Полученные результаты. Определение сущности кластера

В 1998 г. кластер рассматривался М. Портером как объединение географически сконцентрированных предприятий [5]. При этом в исследованиях Грей уточняется: кластер -это предприятия, которые имеют общий интерес [13], что позволяет им объединить свои усилия для достижения преимуществ, таких как эффект масштаба [17]. Анализ работ данных исследователей показывает сфокусированность на бизнес-структурах кластеров в качестве единицы анализа [7] и стратегических альянсов [17]. Данный растущий интерес к кластерной теории и политике способствовали развитию отечественных исследований в данной области [4; 6].

Предложенные Портером основные признаки наличия потенциальных кластеров сводятся к следующим: концентрация участников кластера на географически ограниченной территории; наличие у региона базирования конкурентных преимуществ компаний-лидеров, способствующих формированию кластера и привлечению поддерживающих и обслуживающих предприятий; наличие взаимосвязи между участниками кластера (кооперация и координация).

Единицами кластера также могут стать представители администрации, научно-

исследовательские институты, образовательные учреждения, профессиональные объединения, представители общественности и т.д. Именно данные предприятия образуют идентичность кластера и его «ядро». При этом основной принцип предприятий, входящих в кластер, - создать преимущество кластера через сотрудничество на местном уровне, чтобы конкурировать на межрегиональном уровне.

В научной литературе и практической деятельности существует следующая классификация кластеров по отраслевой специфике, которую автор представил в табл. 1.

Представленные теоретические исследования и классификации кластеров, широко нашли свое применение в практике функционирования различных стран. В Германии с 1995 г. действует программа создания биотехнологических кластеров Bio Regio. В Великобритании правительство определило районы вокруг Эдинбурга и Оксфорда как основные регионы размещения биотехнологических фирм. В Норвегии правительство стимулирует сотрудничество между фирмами в кластере «морское хозяйство» [19]. Правительства стран, настроенных на развитие кластера, способствуют развитию предприятий на основе природного, финансового и кадрового потенциалов территорий. Таким образом, основные причины формирования кластера - это преимущества, которые получает каждый участник, начиная от территории кластера, до предприятий, входящих в него. При этом преимущества, получаемые от кластера, зависят от места нахождения в кластере и роли в кластере. В табл. 2 представлены элементы, взаимодействующие с кластером, а также получаемые ими преимущества.

Кроме перечисленных выше в табл. 2 преимуществ, возникающих у различных структур при взаимодействии с кластером, кластер создает синерге-тический эффект в рамках созданной системы. Кластер функционирует как открытая сложная самоорганизующаяся система, элементы которой объединены матери-

альными, информационными и финансовыми потоками. Результатом интеграционных процессов возникающих при взаимодействии подсистем кластера является формирование синергетического эффекта, сущность которого заключается в установлении и развитии связей между экономическими субъектами для координации их деятельности в соответствии с общими интересами.

Особенности кластера в туризме

На сегодняшний день исследователи и руководители видят развитие туризма как совокупность следующих элементов: ориентация на прибыльность, развитие экологической составляющей и способствование развитию социальной справедливости. В [15] указывается на повышение качества жизни людей, находящихся на территории туристского кластера. Кроме того, специализированные туристические кластеры часто используются руководителями туристских направлений для улучшения конкурентоспособности. Портер указывает, что туристический кластер - это подход с точки зрения туристического бизнеса и рекреационного развития [5]. Также развитие туристических рекреаций можно представить в виде развития территории на основе кластерного взаимодействия предприятий туристической отрасли и взаимосвязанных с ней. Поэтому

Таблица 1

Виды кластеров

Вид кластера Основные элементы

Дискретный кластер Малые и средние предприятия

Туристический кластер Предприятия из разных отраслей

Логистическо-транспор-тные кластеры Хранение, доставка грузов, развитие инфраструктуры

Инновационный кластер Новые сектора, новые предприятия, продукты

Процессные кластеры Предприятия процессных отраслей

Горизонтальные/ вертикальные кластеры Между отраслями промышленности, используя общие технологии и ядро кластера

Искусственные кластеры Созданы по поручению правительства, администрации региона и т.д.

Натуральные (стихийные) кластеры Сформировались в силу естественных обстоятельств (предприятия различных отраслей или одной отрасли объединили свои усилия для создания общего продукта)

Региональные / отраслевые кластеры Формируются в отрасли или регионе

Зарождающийся, развивающийся, устаревший и т.д. В зависимости от этапа жизненного цикла кластера

Локальные, региональные, национальные, транснациональные Формируются в зависимости от масштаба кластера

Управляемые бизнес-структурами, управляемые органом государственной власти и т.д. Образуются по степени управления

о

Взаимодействующие с кластером элементы

Администрация региона

Предприятия в кластере

главная задача создания кластера в туризме это, прежде всего, - создание возможности развития для бизнеса и региона в целом на основе предприятий туризма как движущей силы. Н.Н. Волкова и Т.В. Сахно подчеркивают, что «для администрации кластеры, во-первых, наиболее современный, удобный инструмент в экономической политике; во-вторых, это хорошая площадка для взаимодействия с бизнесом, в-третьих, на региональные и муниципальные администрации возложен большой объем задач, для решения которых не хватает ни сил, ни средств, ни времени. Кластерный подход дает эффективный инструмент для достижения основных целей: доходности региона, занятости населения» [2]. Таким образом, после исследований промышленных кластеров в первых работах Портера [5], кластер как элемент исследования стал рассматриваться в различных секторах экономики, а также в исследованиях, проводимых Всемирной туристской организацией (ЮНВТО). Свои работы посвятили исследованию туристических кластеров также отечественные ученые [4; 6]. На конференции по туризму и рекреациям в 2010 г. было представлено определение туристического кластера как «географически соседствующие взаимосвязанные компании, общественные организации и связанные с ними органы государственного управления, формирующие и обслуживающие туристские потоки, использующие рекреационный потенциал территории» [7]. По мнению Ф.А.-М. Чотчаевой, в туристическом кластере соединяются различные предприятия туризма, такие как турагентства, туроператоры,

Таблица2

Преимущества, получаемые в зависимости от уровня взаимодействия с кластером

Регион, в котором развивается кластер

Преимущества от взаимодействия с кластером

1. Увеличивается количество налогоплательщиков

2. Укрепляется взаимодействие с бизнесом через диверсификацию экономического развития территории

3. Усиливается развитие региона через внедрение инноваций и расширение макроэкономических тенденций

4. Усиливается мотивация стратегического планирования затрат региона

5. В более полной мере выполняются социальные обязательства перед населением региона

6. Используя авторитет кластера, региональные власти более эффективно продвигать свои инициативы через федеральные структуры, создавая законопроекты

1. Субсидированные программы подготовки и переподготовки кадров для работников предприятий кластера

2. Создается улучшенная инфраструктура

3. Появляется больше возможностей для исследований и разработок

4. Снижаются издержки, совместно используя предприятиями кластера аналогичные услуги и поставщиков

5. Появляются возможности для более успешного выхода на международные рынки

6. Происходит повышение производительности труда и внедрение инноваций.

7. Усиливается обмен знаниями, сотрудничеству между организациями с взаимодополняющими активами

8. Снижается барьер выхода на рынки сбыта продукции и поставок сырья и материалов, рабочей силы

9. Возникают новые возможности доступа к финансовым ресурсам_

1. Расширяются рынки для местных товаров и услуг

2. Предотвращается или уменьшается миграция

3. Создаются предпосылки устойчивого развития региона на основе рационального природного и экономического использования его ресурсов

4. Развивается инфраструктура региональной экономики: страхование, банковский сектор, транспорт, сервис, производство и т.д.

5. Повышается инновационная активность предприятий, развитие науки и образования

6. Усиливается развитие национальной культуры, местных традиций и сохранение памятников культуры

7. Происходит рост занятости местного населения и доходов в бюджеты

гостиницы и т.д. и именно они в конечном итоге будут формировать инфраструктуру кластера [8]. На законодательном уровне в РФ принят законопроект «О внесении изменений в закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который определяет понятия туристического кластера и управляющей компании такого кластера [10]. В соответствии с документом, туристический кластер - это совокупность туристско-рекреационных особых экономических зон, созданных по решению

правительства РФ и расположенных на одном или нескольких участках территории субъектов РФ и муниципальных образований, определяемых правительством РФ.

Рассматривая более подробно понятие кластер в туризме, важно подчеркнуть, что его центральным элементом являются туристические ресурсы региона, так как именно ради них на данную территорию приезжают туристы. Например, в Законе РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» дается следующая трактовка туристских ресурсов - «это природные, исторические, социально-культурные объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию их физических сил» [10].

Причины создания кластера в туризме отличаются от причин создания промышленных кластеров. По мнению автора, основополагающими факторами создания кластерных формирований в туризме являются следующие:

1. Специфика формирования и реализации туристского продукта, связанные с техническими особенностями производства туристического продукта;

2. Географическое расположения туристского продукта;

3. Доступ к использованию уникальных туристско-рекреационных ресурсов;

4. При создании туристического продукта принимают участие значительная доля малого и среднего бизнеса.

Также автор считает важным подчеркнуть, что классификация кластеров в туризме (табл. 3) является более расширенной по сравнению с общей классификацией кластеров, представленной автором в табл. 1.

Таблица3

классификация туристических кластеров

Вид кластера Основные элементы кластера

Музейные, спортивные, экологические, этнографические, санаторно-курортные и т.д. Формируются на основе имеющейся туристической «особенности» региона. Важно отметить, что в одном кластере может быть комбинация аттрактов (особенностей).

Водные, лесные, горные, смешанные и т.д. Формируются в зависимости от имеющихся туристических ресурсов в регионе

Исторически сложившиеся современные Характеризуются способом формирования

Туристско-рек-реационные, автотуристские В зависимости от целевой ориентации потребителей продукции туристического кластера

Выделяя в табл. 3 наиболее часто встречающиеся классификации туристических кластеров, важно подчеркнуть, что размеры кластеров в туризме особенно важны и влияют на создаваемый туристический продукт. Например, можно выделить туристические кластеры в рамках стран (Камбоджа, Шотландия, Сингапур). Также можно сформировать туристические кластеры уже внутри самой страны (винодельни и гастрономия Франции, Испании, Греции). Следующий меньший по размеру будет туристический кластер внутри региона (Сардиния, Каталония), далее туристический кластер города (Санкт-Петербург, Барселона). Дополнительно можно рассмотреть туристические кластеры, сформированные вокруг уникального туристического объекта (биосферный заповедник в Сан-Паулу, долина бабочек на Родосе). Также в последние пять лет стали популярны различные туристические кластеры, сформированные на основе маркетинговых направляющих, такие как спортивный туризм (Альпы), шо-пинг-туризм (Милан, Андорра), бизнес-туризм (Люксембург), конгрессный туризма (Римини), учебный туризм (Уэльс).

На мировом уровне примерами успешных туристических кластеров могут служить следующие: кластеры Средиземного и Адриатического морей, Карибского бассейна; Объединенные Арабские Эмираты; горнолыжная индустрия Альпийского региона; развлекательная индустрия в Лас-Вегасе. Таким образом, кластер в туризме -это социально-экономический комплекс предприятий различных сфер, сконцентрированных на территории туристского региона. При этом важно подчеркнуть, что в туризме кластеры это проект, создаваемый на уровне государства, т.е. это в основном искусственные кластеры.

В Российской Федерации разработана стратегия инновационного развития государства на период до 2020 г., в этом документе представлено 25 инновационных территориальных кластеров различной специализации. Первое место по созданию на своей территории кластеров занимает Приволжский федеральный округ (9 кластеров). Рассматривая туристические кластеры, в настоящее время можно наблюдать следующую картину: туристско-рекреационная сфера имеет 19 кластеров из 61. Анализ показал, что «лидирующей» специализацией кластера является туристско-рекреационная сфера. По мнению автора, кластерная активизация в туристической сфере связана именно с тем, что РФ является одной и ведущих стран по ресурсному потенциалу для развития туризма [3]. Например, эффективность клас-

терного подхода туристской деятельности в РФ можно увидеть в Оренбургской области, аналогично - автотуристический кластер «Шелковый путь», историко-культурный кластер «Золотое кольцо Аксаковского Поволжья», туристско-рекреационный кластер «Эпоха бронзового века» и т.д.

Кроме того, по мнению автора, при формировании кластеров в туризме повышается конкурентоспособность всего региона за счет усиления работы и взаимосвязи всех предприятий, входящих кластер. Поэтому кластеризация в туризме поддерживается, начиная от региональных уровней всех стран, заканчивая международными проектами. Например, ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2011-2018 гг.) указано: «Кластерный подход предполагает сосредоточение на ограниченной территории предприятий и организаций, занимающихся разработкой, производством, продвижением и продажей туристского продукта, а также деятельностью, смежной с туризмом и рекреационными услугами» [9]. По мнению Александровой, особенностью возникновения туристского кластера является необходимость создания технологических связей между предприятиями и секторами экономики, участвующих как в производстве, так и в реализации туристского продукта и услуг, т.е. создании условий реализации туристс-ко-рекреационного потенциала региона [1]. Например, предприятия, объединенные в кластеры, могут ускорить темпы развития, обмениваясь бизнес-идеями, стимулируя различные подходы к НИОКР и совместно внедряя новые концепции туристического развития на основе кластера.

Методы оценки результатов деятельности кластера

Анализ кластера является основополагающим элементом при определении его положения за прошедший период с целью выработки стратегии его дальнейшего развития. При анализе кластера применяются общеэкономические методы: индексный метод, анализ абсолютных, относительных и средних величин, методы группировки и сравнения. В настоящий момент одинаково популярны и применимы при изучении кластеров как количественный, так и качественный методы анализа. Большинство ученых считают целесообразным оценивать кластерную систему через уровень обслуживания потребителей, определя совокупность критериальных показателей [5; 14].

Развитие кластера можно определить через расчет экономических, научно-технических показателей и расчет экономического эффекта от вложенных инноваций (табл. 4).

Особенности анализа кластеров в туризме

В данном исследовании мы используем анализ результатов исследований, представленных в статьях, рассматривающих понятия «оценка туристических кластеров», «эффективность кластеров в туризме», «кластерная теория», «кластер в туризме», «туристическое развитие», «конкурентное преимущества и оценка кластеров». Обоснованность использования литературного обзора научных статей как базиса для развития изучаемой тематики поддерживает в своих работах С. Пайк. Он указывает, что анализ статей вносит вклад в развитие туризма при разработке различных стратегий или направлений развития туристических дестинаций [18].

По мнению Клаверия и Датзира, спрос на туристический кластер предпочтительнее измерять не только количеством посещений, но и количеством дней проживания, так как, по его мнению, именно данные показатели связаны с внутренней прибыльностью и устойчивостью развития туристического регионального кластера [11]. В то же время Мерсер и Селин [15; 17] выделяют в качестве одной из остро стоящих проблем современного туризма сложность сбора исходной информации и недостаток расчетных показателей экономической эффективности в туризме. Также в различных научных публикациях подчеркивается связь между туристическим кластером и инвестициями, торговым оборотом, процентными ставками в регионе, где расположен кластер [21].

Важно отметить, что обобщающие показатели оценки деятельности кластера, представленные выше, при применении в туризме необходимо уточнить и дополнить. Во-первых, полученные результаты при возможности необходимо сравнивать с данными ежегодных исследований и ранжировать по туристическим рынкам. Во-вторых, следует учитывать данные въездного и выездного туризма туристического кластера. В-третьих, необходимо рассчитывать и учитывать сезонность. В-четвертых, туристические ресурсы обладают спецификой, которую необходимо учитывать при анализе кластера. Именно туристические ресурсы являются определяющими при определении особенностей кластера и представляют собой составляющие его элементы. Именно уникальность туристских ресурсов и местные традиции влияют на выбор специфики туристского кластера. Поэтому дополнительно к показателям, представленным выше при оценке деятельности кластера, изучая туристический кластер, необходимо рассчитать следующие показатели: динамика и структура туристского потока; среднее количество дней

пребывания туриста на территории; доходы, получаемые предприятиями туристкой сферы на одного туриста; численность работников, занятых в туристской сфере, повторное посещение кластера и появление новых аттракций в кластере.

Важно отметить, что анализ туристического кластера и расчет представленных выше показателей должны строиться по определенному алгоритму, который автор представил следующим образом.

Этап первый. Определение локации туристического кластера.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Установить, отвечает ли данная территория кластерным характеристикам?

- Существуют ли уникальные туристические ресурсы или

аттракции на данной ?

Показатели развития кластера

Таблица 4

территории

- Анализ инфра структуры, предпри ятий кластера и взаимосвязей между ними.

- Установить, есть ли в кластере государственные, некоммерческие организации и как они связаны с кластером?

Прохождение данного этапа свидетельствует, что туристический кластер действительно существует и можно приступать к его анализу.

Этап второй. Идентификация каркаса кластера. После установления границ и географического каркаса кластера выявляются элементы структуры кластера, т.е. ядро кластера, основа кластера, смежные и обслуживающие кластер предприятия, инфраструктура кластера. Далее каждый из выделенных элементов детально анализируется. Также, проводя идентификацию туристского кластера, необходимо выявить его основные характеристики и уникальность.

Этап третий. Анализ кластера. На данном этапе исследуется уровень развитости кластера, т.е. его зрелость. Данный этап целесообразно разделить на внутренний анализ туристического кластера и внешний

Классификация показателей Показатели

Экономические Объема продаж; использование производственных мощностей; прибыль от улучшения инфраструктуры; прибыль от внедрения изобретений, патентов, ноу-хау; прибыль от лицензионной деятельности; прибыль от совместного продвижения турпродук-та; привлеченные инвестиций; срок окупаемости инвестиций; срок капитального строительства; производительность труда, фондоотдача, оборачиваемость оборотных средств и др.

Научно-технические Удельный вес новых информационных технологий; удельный вес новых технологических процессов; коэффициент автоматизации производства; уровень организации производства и труда; уровень конкурентоспособности предприятий и их турпродуктов на рынках с высоким платежеспособным спросом населения.

Инновационный уровень развития кластера Количество новых продуктов; затраты на инновации; количество усовершенствованных продуктов; количество инвестиции в модернизацию и создание новых технологий; количество совместных научных исследований в кластере

Уровень развития составляющих кластера Число предприятий, входящих в кластер; количество совместных проектов; количество совместных событий; количество новых предприятий в кластере за период времени; количество выполненных / не выполненных проектов за период времени; количество повторных проектов; количество новых проектов

Уровень развития ядра кластера Уровень образования работников; уровень сертифицированной продукции; уровень уникальности ядра (количество услуг, продуктов, объектов, присущих только ему)

Эффективность кластера Доход участников кластера; степень удовлетворения участников кластера; степень безопасности участников кластера; прирост рабочих мест; повышение квалификации; улучшение условий труда и т.д.

17

анализ. Внутренний анализ туристического кластера в первую очередь следует направить на выявление «узких мест» кластера. Под «узкими местами» в кластере автор подразумевает «проблемные места в туристическом кластере. Например, нехватка билетов, нехватка номеров в гостинице, неразвитая инфраструктура и т.д. На данном этапе также следует провести анализ взаимодействия между участниками кластера и выявить существует ли несогласованность. Внешний анализ туристического кластера подразумевает исследование политических, социальных, экологических условий функционирования изучаемого туристического кластера. На данном этапе необходимо сделать акцент на анализе кадров региона, которые задействованы в кластере, возможность получить финансирование на дальнейшее развитие кластера, изучить налоговую нагрузку региона, где развивается кластер, процедуру сертифицирования туристических услуг, количество выданных разрешений и сертификатов в области функционирования ту-

о

ристического кластера, налоговой политике многокомпонентной структуре, которая в данном регионе и т. д. удовлетворяет потребности в путешестви-Представленный алгоритм анализа ях конкретного потребительского сегмен-кластера в туризме, по мнению автора, мо- та. Именно кластерная модель позволяет жет упростить процедуру оценки данного учесть интересы всех активных участни-вида кластеров, сделать ее более детальной ков кластера, обеспечивает устойчивое сои разносторонней. Для расчета представ- циально-экономическое развитие турис-ленных показателей достаточно владеть тической территории и организации вхо-базовой информацией о функционирова- дящие в кластер получают преимущества. нии кластера. Проведенное исследование Рассматривая туристический кластер, показало, что сущность туристского клас- автор пришел к выводу, что именно турис-тера двойственна. Туристический кластер тический кластер влияет на формирова-представляет собой одновременно обособ- ние имиджа региона.

ленную бизнес-среду и систему, созданную Установлено, что при оценке кластера

для реализации потребностей населения целесообразно использовать как качествен-

территории кластера и туристов, времен- ные, так и количественные методы анали-

но прибывающих на данную территорию. за. Однако при оценке кластера в туризме

необходимо делать акцент на особенности

Заключение туристического продукта и самого турис-

Автор установил, что многоаспектность тического кластера и рассчитывать допол-

туристского кластера выражается в его нительные туристические показатели.

Список литературы:

[1] Александрова А.Ю. Туристические кластеры: содержание, границы, механизм функционирования // Современные проблемы сервиса и туризма. - 2007, № 1. - С. 51-61.

[2] Волкова Н.Н., Сахно Т.В. Промышленный кластер. - Полтава: Асми, 2005. - 271 с.

[3] Всемирная туристская организация // Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.unwto.org/ (25.08.2015)

[4] Зорин И.В., Зорин А.И., Ирисова Т.А. Менеджмент туризма: Туризм и отраслевые системы. - М.: Финансы и статистика. 2002. - 242 с.

[5] Портер М. Конкуренция / Пер. с англ. яз. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2001. - 495 с.

[6] Рудченко В.Н. Алгоритм и особенности построения кластеров в туризме // Ученые записки Санкт-Петербургского университета управления и экономики. - 2014, № 2(46). - С. 5-13.

[7] Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования // Труды V Международной научно-практической конференции МГУ им. М.В. Ломоносова, геогр. фак-т, Москва, 28-29 апреля 2010. - СПб.: Д.А.Р.К., 2010. - 708 с.

[8] Чотчаева Ф.А.-М. Кластеризация туризма как предпосылка роста инвестиционной привлекательности регион // ТЕRRА EСONOMICUS (Экономический вестник Ростовского государственного университета). Т. 7. - 2009, № 3.- С. 176-179.

[9] Постановление Правительства РФ от 2 августа 2011 г. № 644 «О федеральной целевой программе "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)"» (с изменениями и дополнениями) // Интернет-ресурс. Режим доступа: http://base.garant.ru/55171986/ (15.09.2016)

[10] Федеральный закон Российской Федерации от 30.11.2011 г. № 365-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. - 2011, федер. вып. № 5651.

[11] Claveria O., Datzira J. Forecasting tourism demand using consumer expectations // Tourism Review. - 2010, № 65(1). - P. 18-36.

[12] Elkington J. Cannibals with Forks. - Oxford: Capstone Publishing, 1999. - 444 p.

[13] Gray B. Conditions facilitating interorganizational collaboration // Human Relations. - 1985, № 38(10). -P. 911-936.

[14] Kelleher J. Toronto: D.C. Health and Company {Toronto okrug: zdorovie irpoizvodstvo]/ - Nigel Piercy, 2003. - 327 p.

[15] Mercer C., Urban and Regional Quality of Life Indicators. - Brisbane: Institute of Cultural Policy Studies, Griffith University. 1994, - 245 p.

[16] Novelli M., Schmitz B., Spencer T. Networks, clusters and innovation in tourism: A UK experience // Tourism Management. - 2006, № 27(6). - P. 1141-1152.

[17] Palmer A., Bejou D. Tourism destination marketing alliances //Annals of Tourism Research. - 1995, № 22(3). - P. 616-629.

[18] Pike S. Destination image analysis: A review of 142 papers from 1973 to 2000 // Tourism Management. -2002, № 23(5). - P. 541-549.

[19] Selin S. Developing a typology of sustainable tourism partnerships // Journal of Sustainable tourism. - 1999, № 7(3). - P. 260-273.

[20] Tisdell C.A. Review of Tourism Economics with Some Observations on Tourism in India // Tourism and Development: Economic Social, Political and Economic Issues. - 1998. - 256 p.

[21] Wong K.N., Tang T.C. Tourism and openness to trade in Singapore: Evidence using aggregate and country-level data // Tourism Economics. - 2010, № 16(4). - P. 965-980.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.