УДК 330.101 ББК 65.433
В.Н. Рудченко
кластеры в туризме: особенности классификации, процесс формирования и методы оценки
С динамичным изменением производственных структур, инновационным развитием экономики туризм превращается в один из базовых элементов экономического развития различных стран. Кластерный анализ в основном применяется в промышленности, однако в данной работе акцент делается на анализе процесса формирования кластера в туризме, его базовых элементов, на основе чего предлагаются направления кластерного развития в данной сфере экономики.
Ключевые слова:
кластерная теория, кластер в туризме, конкурентное преимущество, оценка кластера, туристическое развитие.
Рудченко В.Н. Кластеры в туризме: особенности классификации, процесс формирования и методы оценки // Общество. Среда. Развитие. - 2016, № 4. - С. 12-18.
© Рудченко Вероника Николаевна - кандидат экономических наук, доцент, Национальный исследовательский Университет «Высшая школа экономики», Санкт-Петербург; e-mail: verorud@yandex.ru
О
В последнее время туризм все чаще рассматривается как генератор экономического развития. Путешествия и туристические перевозки составляют около 30% мирового экспорта услуг и 6% общего экспорта товаров и услуг, по данным 2015 года ЮНВТО. При этом в отчете ЮНВТО подчёркивается, что в то время, как цены на товары падают, международный туризм расширяется и показывает рост на 3,7% в 2015 г. по сравнению с 2014 г. [3]. Туризм стал важным элементом планового экономического развития отдельных регионов и отраслей [2]. Однако, по мнению Тизделла, для развития туризма и сопутствующих с ним отраслей необходимо существование соответствующих экономических условий для формирования кластеров [20].
Ввиду актуальности исследований развития туризма как фактора развития экономики разных стран в данной работе автор ставит целью выявить особенности строения, формирования и оценки кластеров в туризме как основополагающего элемента развития туризма и связанных с ним отраслей. Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи: установить основополагающие элементы кластера в туризме; выявить общие и отличительные особенности между различными кластерными подходами в туризме; представить обобщающую технику управления кластерами различных туристских регионов на основе сформированной модели.
Методология исследования построена следующим образом: во-первых, на основе анализа отечественных и зарубежных работ, раскрывающих понятие кластер в экономике, представлена сущность кластера в
туризме и существующие виды кластеров; во-вторых, представлены преимущества, получаемые в зависимости от уровня взаимодействия с кластером на основе выявленных особенностей кластера в туризме; в третьих, построена методология оценки кластера в туризме на основе изучения отчетов по туризму ЮНВТО.
Полученные результаты. Определение сущности кластера
В 1998 г. кластер рассматривался М. Портером как объединение географически сконцентрированных предприятий [5]. При этом в исследованиях Грей уточняется: кластер -это предприятия, которые имеют общий интерес [13], что позволяет им объединить свои усилия для достижения преимуществ, таких как эффект масштаба [17]. Анализ работ данных исследователей показывает сфокусированность на бизнес-структурах кластеров в качестве единицы анализа [7] и стратегических альянсов [17]. Данный растущий интерес к кластерной теории и политике способствовали развитию отечественных исследований в данной области [4; 6].
Предложенные Портером основные признаки наличия потенциальных кластеров сводятся к следующим: концентрация участников кластера на географически ограниченной территории; наличие у региона базирования конкурентных преимуществ компаний-лидеров, способствующих формированию кластера и привлечению поддерживающих и обслуживающих предприятий; наличие взаимосвязи между участниками кластера (кооперация и координация).
Единицами кластера также могут стать представители администрации, научно-
исследовательские институты, образовательные учреждения, профессиональные объединения, представители общественности и т.д. Именно данные предприятия образуют идентичность кластера и его «ядро». При этом основной принцип предприятий, входящих в кластер, - создать преимущество кластера через сотрудничество на местном уровне, чтобы конкурировать на межрегиональном уровне.
В научной литературе и практической деятельности существует следующая классификация кластеров по отраслевой специфике, которую автор представил в табл. 1.
Представленные теоретические исследования и классификации кластеров, широко нашли свое применение в практике функционирования различных стран. В Германии с 1995 г. действует программа создания биотехнологических кластеров Bio Regio. В Великобритании правительство определило районы вокруг Эдинбурга и Оксфорда как основные регионы размещения биотехнологических фирм. В Норвегии правительство стимулирует сотрудничество между фирмами в кластере «морское хозяйство» [19]. Правительства стран, настроенных на развитие кластера, способствуют развитию предприятий на основе природного, финансового и кадрового потенциалов территорий. Таким образом, основные причины формирования кластера - это преимущества, которые получает каждый участник, начиная от территории кластера, до предприятий, входящих в него. При этом преимущества, получаемые от кластера, зависят от места нахождения в кластере и роли в кластере. В табл. 2 представлены элементы, взаимодействующие с кластером, а также получаемые ими преимущества.
Кроме перечисленных выше в табл. 2 преимуществ, возникающих у различных структур при взаимодействии с кластером, кластер создает синерге-тический эффект в рамках созданной системы. Кластер функционирует как открытая сложная самоорганизующаяся система, элементы которой объединены матери-
альными, информационными и финансовыми потоками. Результатом интеграционных процессов возникающих при взаимодействии подсистем кластера является формирование синергетического эффекта, сущность которого заключается в установлении и развитии связей между экономическими субъектами для координации их деятельности в соответствии с общими интересами.
Особенности кластера в туризме
На сегодняшний день исследователи и руководители видят развитие туризма как совокупность следующих элементов: ориентация на прибыльность, развитие экологической составляющей и способствование развитию социальной справедливости. В [15] указывается на повышение качества жизни людей, находящихся на территории туристского кластера. Кроме того, специализированные туристические кластеры часто используются руководителями туристских направлений для улучшения конкурентоспособности. Портер указывает, что туристический кластер - это подход с точки зрения туристического бизнеса и рекреационного развития [5]. Также развитие туристических рекреаций можно представить в виде развития территории на основе кластерного взаимодействия предприятий туристической отрасли и взаимосвязанных с ней. Поэтому
Таблица 1
Виды кластеров
Вид кластера Основные элементы
Дискретный кластер Малые и средние предприятия
Туристический кластер Предприятия из разных отраслей
Логистическо-транспор-тные кластеры Хранение, доставка грузов, развитие инфраструктуры
Инновационный кластер Новые сектора, новые предприятия, продукты
Процессные кластеры Предприятия процессных отраслей
Горизонтальные/ вертикальные кластеры Между отраслями промышленности, используя общие технологии и ядро кластера
Искусственные кластеры Созданы по поручению правительства, администрации региона и т.д.
Натуральные (стихийные) кластеры Сформировались в силу естественных обстоятельств (предприятия различных отраслей или одной отрасли объединили свои усилия для создания общего продукта)
Региональные / отраслевые кластеры Формируются в отрасли или регионе
Зарождающийся, развивающийся, устаревший и т.д. В зависимости от этапа жизненного цикла кластера
Локальные, региональные, национальные, транснациональные Формируются в зависимости от масштаба кластера
Управляемые бизнес-структурами, управляемые органом государственной власти и т.д. Образуются по степени управления
о
Взаимодействующие с кластером элементы
Администрация региона
Предприятия в кластере
главная задача создания кластера в туризме это, прежде всего, - создание возможности развития для бизнеса и региона в целом на основе предприятий туризма как движущей силы. Н.Н. Волкова и Т.В. Сахно подчеркивают, что «для администрации кластеры, во-первых, наиболее современный, удобный инструмент в экономической политике; во-вторых, это хорошая площадка для взаимодействия с бизнесом, в-третьих, на региональные и муниципальные администрации возложен большой объем задач, для решения которых не хватает ни сил, ни средств, ни времени. Кластерный подход дает эффективный инструмент для достижения основных целей: доходности региона, занятости населения» [2]. Таким образом, после исследований промышленных кластеров в первых работах Портера [5], кластер как элемент исследования стал рассматриваться в различных секторах экономики, а также в исследованиях, проводимых Всемирной туристской организацией (ЮНВТО). Свои работы посвятили исследованию туристических кластеров также отечественные ученые [4; 6]. На конференции по туризму и рекреациям в 2010 г. было представлено определение туристического кластера как «географически соседствующие взаимосвязанные компании, общественные организации и связанные с ними органы государственного управления, формирующие и обслуживающие туристские потоки, использующие рекреационный потенциал территории» [7]. По мнению Ф.А.-М. Чотчаевой, в туристическом кластере соединяются различные предприятия туризма, такие как турагентства, туроператоры,
Таблица2
Преимущества, получаемые в зависимости от уровня взаимодействия с кластером
Регион, в котором развивается кластер
Преимущества от взаимодействия с кластером
1. Увеличивается количество налогоплательщиков
2. Укрепляется взаимодействие с бизнесом через диверсификацию экономического развития территории
3. Усиливается развитие региона через внедрение инноваций и расширение макроэкономических тенденций
4. Усиливается мотивация стратегического планирования затрат региона
5. В более полной мере выполняются социальные обязательства перед населением региона
6. Используя авторитет кластера, региональные власти более эффективно продвигать свои инициативы через федеральные структуры, создавая законопроекты
1. Субсидированные программы подготовки и переподготовки кадров для работников предприятий кластера
2. Создается улучшенная инфраструктура
3. Появляется больше возможностей для исследований и разработок
4. Снижаются издержки, совместно используя предприятиями кластера аналогичные услуги и поставщиков
5. Появляются возможности для более успешного выхода на международные рынки
6. Происходит повышение производительности труда и внедрение инноваций.
7. Усиливается обмен знаниями, сотрудничеству между организациями с взаимодополняющими активами
8. Снижается барьер выхода на рынки сбыта продукции и поставок сырья и материалов, рабочей силы
9. Возникают новые возможности доступа к финансовым ресурсам_
1. Расширяются рынки для местных товаров и услуг
2. Предотвращается или уменьшается миграция
3. Создаются предпосылки устойчивого развития региона на основе рационального природного и экономического использования его ресурсов
4. Развивается инфраструктура региональной экономики: страхование, банковский сектор, транспорт, сервис, производство и т.д.
5. Повышается инновационная активность предприятий, развитие науки и образования
6. Усиливается развитие национальной культуры, местных традиций и сохранение памятников культуры
7. Происходит рост занятости местного населения и доходов в бюджеты
гостиницы и т.д. и именно они в конечном итоге будут формировать инфраструктуру кластера [8]. На законодательном уровне в РФ принят законопроект «О внесении изменений в закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который определяет понятия туристического кластера и управляющей компании такого кластера [10]. В соответствии с документом, туристический кластер - это совокупность туристско-рекреационных особых экономических зон, созданных по решению
правительства РФ и расположенных на одном или нескольких участках территории субъектов РФ и муниципальных образований, определяемых правительством РФ.
Рассматривая более подробно понятие кластер в туризме, важно подчеркнуть, что его центральным элементом являются туристические ресурсы региона, так как именно ради них на данную территорию приезжают туристы. Например, в Законе РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» дается следующая трактовка туристских ресурсов - «это природные, исторические, социально-культурные объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию их физических сил» [10].
Причины создания кластера в туризме отличаются от причин создания промышленных кластеров. По мнению автора, основополагающими факторами создания кластерных формирований в туризме являются следующие:
1. Специфика формирования и реализации туристского продукта, связанные с техническими особенностями производства туристического продукта;
2. Географическое расположения туристского продукта;
3. Доступ к использованию уникальных туристско-рекреационных ресурсов;
4. При создании туристического продукта принимают участие значительная доля малого и среднего бизнеса.
Также автор считает важным подчеркнуть, что классификация кластеров в туризме (табл. 3) является более расширенной по сравнению с общей классификацией кластеров, представленной автором в табл. 1.
Таблица3
классификация туристических кластеров
Вид кластера Основные элементы кластера
Музейные, спортивные, экологические, этнографические, санаторно-курортные и т.д. Формируются на основе имеющейся туристической «особенности» региона. Важно отметить, что в одном кластере может быть комбинация аттрактов (особенностей).
Водные, лесные, горные, смешанные и т.д. Формируются в зависимости от имеющихся туристических ресурсов в регионе
Исторически сложившиеся современные Характеризуются способом формирования
Туристско-рек-реационные, автотуристские В зависимости от целевой ориентации потребителей продукции туристического кластера
Выделяя в табл. 3 наиболее часто встречающиеся классификации туристических кластеров, важно подчеркнуть, что размеры кластеров в туризме особенно важны и влияют на создаваемый туристический продукт. Например, можно выделить туристические кластеры в рамках стран (Камбоджа, Шотландия, Сингапур). Также можно сформировать туристические кластеры уже внутри самой страны (винодельни и гастрономия Франции, Испании, Греции). Следующий меньший по размеру будет туристический кластер внутри региона (Сардиния, Каталония), далее туристический кластер города (Санкт-Петербург, Барселона). Дополнительно можно рассмотреть туристические кластеры, сформированные вокруг уникального туристического объекта (биосферный заповедник в Сан-Паулу, долина бабочек на Родосе). Также в последние пять лет стали популярны различные туристические кластеры, сформированные на основе маркетинговых направляющих, такие как спортивный туризм (Альпы), шо-пинг-туризм (Милан, Андорра), бизнес-туризм (Люксембург), конгрессный туризма (Римини), учебный туризм (Уэльс).
На мировом уровне примерами успешных туристических кластеров могут служить следующие: кластеры Средиземного и Адриатического морей, Карибского бассейна; Объединенные Арабские Эмираты; горнолыжная индустрия Альпийского региона; развлекательная индустрия в Лас-Вегасе. Таким образом, кластер в туризме -это социально-экономический комплекс предприятий различных сфер, сконцентрированных на территории туристского региона. При этом важно подчеркнуть, что в туризме кластеры это проект, создаваемый на уровне государства, т.е. это в основном искусственные кластеры.
В Российской Федерации разработана стратегия инновационного развития государства на период до 2020 г., в этом документе представлено 25 инновационных территориальных кластеров различной специализации. Первое место по созданию на своей территории кластеров занимает Приволжский федеральный округ (9 кластеров). Рассматривая туристические кластеры, в настоящее время можно наблюдать следующую картину: туристско-рекреационная сфера имеет 19 кластеров из 61. Анализ показал, что «лидирующей» специализацией кластера является туристско-рекреационная сфера. По мнению автора, кластерная активизация в туристической сфере связана именно с тем, что РФ является одной и ведущих стран по ресурсному потенциалу для развития туризма [3]. Например, эффективность клас-
терного подхода туристской деятельности в РФ можно увидеть в Оренбургской области, аналогично - автотуристический кластер «Шелковый путь», историко-культурный кластер «Золотое кольцо Аксаковского Поволжья», туристско-рекреационный кластер «Эпоха бронзового века» и т.д.
Кроме того, по мнению автора, при формировании кластеров в туризме повышается конкурентоспособность всего региона за счет усиления работы и взаимосвязи всех предприятий, входящих кластер. Поэтому кластеризация в туризме поддерживается, начиная от региональных уровней всех стран, заканчивая международными проектами. Например, ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2011-2018 гг.) указано: «Кластерный подход предполагает сосредоточение на ограниченной территории предприятий и организаций, занимающихся разработкой, производством, продвижением и продажей туристского продукта, а также деятельностью, смежной с туризмом и рекреационными услугами» [9]. По мнению Александровой, особенностью возникновения туристского кластера является необходимость создания технологических связей между предприятиями и секторами экономики, участвующих как в производстве, так и в реализации туристского продукта и услуг, т.е. создании условий реализации туристс-ко-рекреационного потенциала региона [1]. Например, предприятия, объединенные в кластеры, могут ускорить темпы развития, обмениваясь бизнес-идеями, стимулируя различные подходы к НИОКР и совместно внедряя новые концепции туристического развития на основе кластера.
Методы оценки результатов деятельности кластера
Анализ кластера является основополагающим элементом при определении его положения за прошедший период с целью выработки стратегии его дальнейшего развития. При анализе кластера применяются общеэкономические методы: индексный метод, анализ абсолютных, относительных и средних величин, методы группировки и сравнения. В настоящий момент одинаково популярны и применимы при изучении кластеров как количественный, так и качественный методы анализа. Большинство ученых считают целесообразным оценивать кластерную систему через уровень обслуживания потребителей, определя совокупность критериальных показателей [5; 14].
Развитие кластера можно определить через расчет экономических, научно-технических показателей и расчет экономического эффекта от вложенных инноваций (табл. 4).
Особенности анализа кластеров в туризме
В данном исследовании мы используем анализ результатов исследований, представленных в статьях, рассматривающих понятия «оценка туристических кластеров», «эффективность кластеров в туризме», «кластерная теория», «кластер в туризме», «туристическое развитие», «конкурентное преимущества и оценка кластеров». Обоснованность использования литературного обзора научных статей как базиса для развития изучаемой тематики поддерживает в своих работах С. Пайк. Он указывает, что анализ статей вносит вклад в развитие туризма при разработке различных стратегий или направлений развития туристических дестинаций [18].
По мнению Клаверия и Датзира, спрос на туристический кластер предпочтительнее измерять не только количеством посещений, но и количеством дней проживания, так как, по его мнению, именно данные показатели связаны с внутренней прибыльностью и устойчивостью развития туристического регионального кластера [11]. В то же время Мерсер и Селин [15; 17] выделяют в качестве одной из остро стоящих проблем современного туризма сложность сбора исходной информации и недостаток расчетных показателей экономической эффективности в туризме. Также в различных научных публикациях подчеркивается связь между туристическим кластером и инвестициями, торговым оборотом, процентными ставками в регионе, где расположен кластер [21].
Важно отметить, что обобщающие показатели оценки деятельности кластера, представленные выше, при применении в туризме необходимо уточнить и дополнить. Во-первых, полученные результаты при возможности необходимо сравнивать с данными ежегодных исследований и ранжировать по туристическим рынкам. Во-вторых, следует учитывать данные въездного и выездного туризма туристического кластера. В-третьих, необходимо рассчитывать и учитывать сезонность. В-четвертых, туристические ресурсы обладают спецификой, которую необходимо учитывать при анализе кластера. Именно туристические ресурсы являются определяющими при определении особенностей кластера и представляют собой составляющие его элементы. Именно уникальность туристских ресурсов и местные традиции влияют на выбор специфики туристского кластера. Поэтому дополнительно к показателям, представленным выше при оценке деятельности кластера, изучая туристический кластер, необходимо рассчитать следующие показатели: динамика и структура туристского потока; среднее количество дней
пребывания туриста на территории; доходы, получаемые предприятиями туристкой сферы на одного туриста; численность работников, занятых в туристской сфере, повторное посещение кластера и появление новых аттракций в кластере.
Важно отметить, что анализ туристического кластера и расчет представленных выше показателей должны строиться по определенному алгоритму, который автор представил следующим образом.
Этап первый. Определение локации туристического кластера.
- Установить, отвечает ли данная территория кластерным характеристикам?
- Существуют ли уникальные туристические ресурсы или
аттракции на данной ?
Показатели развития кластера
Таблица 4
территории
- Анализ инфра структуры, предпри ятий кластера и взаимосвязей между ними.
- Установить, есть ли в кластере государственные, некоммерческие организации и как они связаны с кластером?
Прохождение данного этапа свидетельствует, что туристический кластер действительно существует и можно приступать к его анализу.
Этап второй. Идентификация каркаса кластера. После установления границ и географического каркаса кластера выявляются элементы структуры кластера, т.е. ядро кластера, основа кластера, смежные и обслуживающие кластер предприятия, инфраструктура кластера. Далее каждый из выделенных элементов детально анализируется. Также, проводя идентификацию туристского кластера, необходимо выявить его основные характеристики и уникальность.
Этап третий. Анализ кластера. На данном этапе исследуется уровень развитости кластера, т.е. его зрелость. Данный этап целесообразно разделить на внутренний анализ туристического кластера и внешний
Классификация показателей Показатели
Экономические Объема продаж; использование производственных мощностей; прибыль от улучшения инфраструктуры; прибыль от внедрения изобретений, патентов, ноу-хау; прибыль от лицензионной деятельности; прибыль от совместного продвижения турпродук-та; привлеченные инвестиций; срок окупаемости инвестиций; срок капитального строительства; производительность труда, фондоотдача, оборачиваемость оборотных средств и др.
Научно-технические Удельный вес новых информационных технологий; удельный вес новых технологических процессов; коэффициент автоматизации производства; уровень организации производства и труда; уровень конкурентоспособности предприятий и их турпродуктов на рынках с высоким платежеспособным спросом населения.
Инновационный уровень развития кластера Количество новых продуктов; затраты на инновации; количество усовершенствованных продуктов; количество инвестиции в модернизацию и создание новых технологий; количество совместных научных исследований в кластере
Уровень развития составляющих кластера Число предприятий, входящих в кластер; количество совместных проектов; количество совместных событий; количество новых предприятий в кластере за период времени; количество выполненных / не выполненных проектов за период времени; количество повторных проектов; количество новых проектов
Уровень развития ядра кластера Уровень образования работников; уровень сертифицированной продукции; уровень уникальности ядра (количество услуг, продуктов, объектов, присущих только ему)
Эффективность кластера Доход участников кластера; степень удовлетворения участников кластера; степень безопасности участников кластера; прирост рабочих мест; повышение квалификации; улучшение условий труда и т.д.
17
анализ. Внутренний анализ туристического кластера в первую очередь следует направить на выявление «узких мест» кластера. Под «узкими местами» в кластере автор подразумевает «проблемные места в туристическом кластере. Например, нехватка билетов, нехватка номеров в гостинице, неразвитая инфраструктура и т.д. На данном этапе также следует провести анализ взаимодействия между участниками кластера и выявить существует ли несогласованность. Внешний анализ туристического кластера подразумевает исследование политических, социальных, экологических условий функционирования изучаемого туристического кластера. На данном этапе необходимо сделать акцент на анализе кадров региона, которые задействованы в кластере, возможность получить финансирование на дальнейшее развитие кластера, изучить налоговую нагрузку региона, где развивается кластер, процедуру сертифицирования туристических услуг, количество выданных разрешений и сертификатов в области функционирования ту-
о
ристического кластера, налоговой политике многокомпонентной структуре, которая в данном регионе и т. д. удовлетворяет потребности в путешестви-Представленный алгоритм анализа ях конкретного потребительского сегмен-кластера в туризме, по мнению автора, мо- та. Именно кластерная модель позволяет жет упростить процедуру оценки данного учесть интересы всех активных участни-вида кластеров, сделать ее более детальной ков кластера, обеспечивает устойчивое сои разносторонней. Для расчета представ- циально-экономическое развитие турис-ленных показателей достаточно владеть тической территории и организации вхо-базовой информацией о функционирова- дящие в кластер получают преимущества. нии кластера. Проведенное исследование Рассматривая туристический кластер, показало, что сущность туристского клас- автор пришел к выводу, что именно турис-тера двойственна. Туристический кластер тический кластер влияет на формирова-представляет собой одновременно обособ- ние имиджа региона.
ленную бизнес-среду и систему, созданную Установлено, что при оценке кластера
для реализации потребностей населения целесообразно использовать как качествен-
территории кластера и туристов, времен- ные, так и количественные методы анали-
но прибывающих на данную территорию. за. Однако при оценке кластера в туризме
необходимо делать акцент на особенности
Заключение туристического продукта и самого турис-
Автор установил, что многоаспектность тического кластера и рассчитывать допол-
туристского кластера выражается в его нительные туристические показатели.
Список литературы:
[1] Александрова А.Ю. Туристические кластеры: содержание, границы, механизм функционирования // Современные проблемы сервиса и туризма. - 2007, № 1. - С. 51-61.
[2] Волкова Н.Н., Сахно Т.В. Промышленный кластер. - Полтава: Асми, 2005. - 271 с.
[3] Всемирная туристская организация // Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.unwto.org/ (25.08.2015)
[4] Зорин И.В., Зорин А.И., Ирисова Т.А. Менеджмент туризма: Туризм и отраслевые системы. - М.: Финансы и статистика. 2002. - 242 с.
[5] Портер М. Конкуренция / Пер. с англ. яз. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2001. - 495 с.
[6] Рудченко В.Н. Алгоритм и особенности построения кластеров в туризме // Ученые записки Санкт-Петербургского университета управления и экономики. - 2014, № 2(46). - С. 5-13.
[7] Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования // Труды V Международной научно-практической конференции МГУ им. М.В. Ломоносова, геогр. фак-т, Москва, 28-29 апреля 2010. - СПб.: Д.А.Р.К., 2010. - 708 с.
[8] Чотчаева Ф.А.-М. Кластеризация туризма как предпосылка роста инвестиционной привлекательности регион // ТЕRRА EСONOMICUS (Экономический вестник Ростовского государственного университета). Т. 7. - 2009, № 3.- С. 176-179.
[9] Постановление Правительства РФ от 2 августа 2011 г. № 644 «О федеральной целевой программе "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)"» (с изменениями и дополнениями) // Интернет-ресурс. Режим доступа: http://base.garant.ru/55171986/ (15.09.2016)
[10] Федеральный закон Российской Федерации от 30.11.2011 г. № 365-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. - 2011, федер. вып. № 5651.
[11] Claveria O., Datzira J. Forecasting tourism demand using consumer expectations // Tourism Review. - 2010, № 65(1). - P. 18-36.
[12] Elkington J. Cannibals with Forks. - Oxford: Capstone Publishing, 1999. - 444 p.
[13] Gray B. Conditions facilitating interorganizational collaboration // Human Relations. - 1985, № 38(10). -P. 911-936.
[14] Kelleher J. Toronto: D.C. Health and Company {Toronto okrug: zdorovie irpoizvodstvo]/ - Nigel Piercy, 2003. - 327 p.
[15] Mercer C., Urban and Regional Quality of Life Indicators. - Brisbane: Institute of Cultural Policy Studies, Griffith University. 1994, - 245 p.
[16] Novelli M., Schmitz B., Spencer T. Networks, clusters and innovation in tourism: A UK experience // Tourism Management. - 2006, № 27(6). - P. 1141-1152.
[17] Palmer A., Bejou D. Tourism destination marketing alliances //Annals of Tourism Research. - 1995, № 22(3). - P. 616-629.
[18] Pike S. Destination image analysis: A review of 142 papers from 1973 to 2000 // Tourism Management. -2002, № 23(5). - P. 541-549.
[19] Selin S. Developing a typology of sustainable tourism partnerships // Journal of Sustainable tourism. - 1999, № 7(3). - P. 260-273.
[20] Tisdell C.A. Review of Tourism Economics with Some Observations on Tourism in India // Tourism and Development: Economic Social, Political and Economic Issues. - 1998. - 256 p.
[21] Wong K.N., Tang T.C. Tourism and openness to trade in Singapore: Evidence using aggregate and country-level data // Tourism Economics. - 2010, № 16(4). - P. 965-980.