DOI: 10.12731/2218-7405-2015-10-4 УДК 614.23
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВРАЧЕЙ В НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Владимирцев В.А.
Российская система последипломного обучения врачей, имея неоспоримые исторические достоинства, отстает от международных стандартов непрерывного медицинского образования. Ожидания общества к повышению качества оказания медицинской помощи обуславливают возросшие требования к подготовке медицинских кадров. Оптимизация системы непрерывного медицинского образования и введение процедуры аккредитации врачей значительно повысят мотивацию к самообразованию и качество подготовки специалистов здравоохранения. Потребности в дополнительном профессиональном медицинском образовании будет постоянно возрастать. Непрерывное профессионального развитие врача предполагает построение индивидуальной образовательной траектории, отвечающей профессиональным интересам и потребностям, с использованием различных форм обучения - от традиционных и формальных до самых инновационных и неформальных.
Направления оптимизации системы непрерывного медицинского образования в значительной степени будут определяться свободным выбором специалистами образовательных организаций, форм и длительности повышения своей квалификации при контроле со стороны профессиональных сообществ и государства. Развитие рынка дополнительных медицинских образовательных услуг становится важным видом деятельности в коммерческом медицинском секторе.
Ключевые слова: непрерывное медицинское образование; непрерывное профессиональное развитие; инновации в системе непрерывного медицинского образования; взаимосвязь между программами профессиональной подготовки и качеством практической деятельности; коммерческая поддержка непрерывного медицинского образования.
PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION OF PHYSITIANS IN PRIVATE EDUCATIONAL INSTITUTIONS
Vladimirtsev V.A.
Russian system of postgraduate education of physicians having undisputable historical advantages is behind International Standards in continuing medical education. Society expectations in medical assistants quality upgrading bring about increased requirements to medical personnel training. Optimization of continuing medical education system and introduction of physitians accreditation procedure will considerably increase motivation to self-education as well as quality of specialists education in health services. Needs in additional professional medical education will steadily increase. Continuing professional development of physicians resupposes building of individual educational trajectory meeting professional interests requirements practicing very different educational forms starting from traditional andformal to the most innovational and non formal ones.
Directions in optimization in continuing medical education system will be determined to a considerable extent by free choice of specialists of the educational organizations, forms and terms of upgrading their qualifications under control exercised by professional associations and state. Development of additional medical educational services market becomes an important form of activity in commercial medical sector.
Keywords: continuing medical education; continuing professional development; innovations in system of continuing medical education; relationship between professional training programmes and subsequent practice; commercial support of continuing medical education.
Система последипломного обучения врачей в России имеет неоспоримые исторические достоинства [13]. Ее современное развитие проходит под влиянием модернизации здравоохранения, введения образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения и федеральных требований к формированию государственных образовательных программ дополнительного профессионального образования, развития номенклатуры специальностей медицинских и фармацевтических работников, изменения квалификационных требований к персоналу лечебно-профилактических учреждений, введения нового порядка допуска врачебных кадров к осуществлению ими профессиональной медицинской деятельности [3]. Это отражено в Концепции развития профессионального медицинского и фармацевтического образования [2].
Важнейшей частью системы последипломного образования является дополнительное профессиональное образование, основные задачи которого определяются необходимостью обновления и пополнения знаний, полученных специалистами ранее; адаптации персонала к конкретным условиям профессиональной медицинской деятельности; совершенствования профессиональных навыков в связи с появлением новых задач; приобретения знаний, профессиональных навыков и умений по новой специальности [7].
За последние годы отмечается отставание этой системы от международных стандартов непрерывного медицинского образования. Государственная система дополнительного профессионального образования монополизирована и неповоротлива. Не редко содержание дополнительных образовательных программ на циклах усовершенствования не отвечает текущим запросам слушателей. Отведенные на повышение квалификации 144 часа один раз в пять лет выглядят анахронизмом в постоянно обновляющемся информационном потоке современной мировой медицины.
Известно, что достижения научно-технического прогресса внедряются в медицине гораздо быстрее, чем в других областях, изменяя методы диагностики, лечения и реабилитации. Ожидания общества к повышению качества оказания медицинской помощи обуславливают возросшие требования к подготовке медицинских кадров и переходу к медицине новой формации, более доступной и способной дать пациенту уверенность в высоком качестве оказываемой помощи.
В связи с этим, в последние годы особое внимание стало уделяться проблемам последипломного профессионального образования врачей, то есть того обновления знаний и практических навыков, которое начинается после завершения обязательной последипломной подготовки. Основной акцент делается на развитие системы непрерывного медицинского образования с применением в обучении дистанционных образовательных технологий и широких возможностей электронного обучения, общее направление развития которых с использованием телемедицинских технологий было дано в приказе Министерства здравоохранения РФ и Российской академии медицинских наук «Об утверждении концепции развития телемедицинских технологий в Российской Федерации и плана ее реализации» [5]. Намечается развитие сетевого взаимодействия государственных и негосударственных образовательных организаций для отбора лучших образовательных программ. В то же время, профессиональная подготовка врачей не может ограничиваться только электронными ресурсами и должна включать весь спектр образовательных мероприятий.
Можно сказать, что непрерывное медицинское образование - это система, обеспечивающая обновление знаний и навыков в течение всей профессиональной карьеры и способствующая постоянному расширению профессиональных компетенций врача.
Сегодня основная проблема заключается в недостаточности развития экономических, правовых и организационных механизмов, необходимых для обеспечения непрерывности процесса образования специалистов здравоохранения в течение всей профессиональной жизни. Кроме того, важно иметь в виду слабо мотивированное стремление к самообразованию у части врачей, а также отсутствие надежных объективных измерителей качества их квалификации.
В такой ситуации должна неизбежно повысится роль медицинских научных обществ и профессиональных врачебных ассоциаций [4], которые имеют опыт издания и распространения научно-практических материалов по актуальным проблемам медицины, а также - традиции проведения конференций и семинаров, обеспечивающих получение врачами-специалистами современной информации и стимулирующих их самообразование. О начале проведения общественной аккредитации образовательных организаций и профессионально-общественной аккредитации программ среднего профессионального, высшего и дополнительного профессионального образования (программ профессионального обучения) в сфере здравоохранения заявила Национальная медицинская палата, наделенная полномочиями Совета по профессиональным квалификациям в здравоохранении [1].
Многолетние результаты такой работы в зарубежных странах достаточно убедительны [16, 17]. Они свидетельствуют о том, что саморегулируемая система непрерывного профессионального развития, а также аккредитация врачей, контролируемая профессиональными медицинскими обществами и государством, - служит одной из основ повышения качества оказания медицинской помощи населению [14, 15]. Международные требования к процедуре аккредитации печатных и электронных образовательных материалов, а также образовательных мероприятий оформлены в четкую систему, признаваемую в Европейском союзе и Северной Америке [10].
Следует отметить, что понятие «непрерывное профессиональное развитие» шире понятия «непрерывное медицинское образование». По определению Министерства здравоохранения Великобритании «непрерывное профессиональное развитие - это предоставление современных медицинских услуг высокого качества путем обеспечения всем клиницистам возможностей для обучения, поддержания и повышения своих профессиональных компетенций». Его содержание включает развитие клинического опыта, врачебной этики, навыков коммуникации и работы в команде, преподавания, научной деятельности, знание правовых вопросов меди-
цинской практики, аудита, информационных технологий, методов управления и др. В зависимости от изменяющихся условий врачебной деятельности, предполагается коррекция индивидуальных образовательных траекторий с использованием самых различных форм обучения - от традиционных и формальных до самых инновационных и неформальных.
В нашей стране среди положительных тенденций построения системы непрерывного профессионального образования важно отметить пилотный проект Минздрава РФ и Национальной медицинской палаты по развитию непрерывного медицинского образования [5]. В ряде регионов России был инициирован и уже реализуется комплекс взаимосвязанных институциональных, нормативно-правовых и процессуальных мер по созданию новой системы саморегулируемого профессионального роста медицинских работников, важным аспектом которого является внедрение накопительно-кредитной системы и модульной организации образовательного процесса [12]. Потребность в кредитах связана с необходимостью введения единого измерителя для подтверждения участия в непрерывном медицинском образовании. Созданный при Минздраве РФ координационный совет по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования считает, что, начиная с 2016 года, каждый специалист должен накопить за 5 лет не менее 250 часов (кредитов) образовательной активности, то есть по 50 часов ежегодно. При этом рекомендовано 108 часов отводить на обучение в образовательной организации, 36 часов - на повышение квалификации за счет мероприятий профессиональных обществ, остальное время - на прочую образовательную активность, соответствующую регламенту. С учетом опыта мировой образовательной практики, будут развиваться информационно-коммуникационные технологии, разрабатываться и накапливаться электронные обучающие ресурсы. При поддержке Минздрава РФ стартовал проект создания Федерального центра электронного медицинского образования и Федеральной электронной медицинской библиотеки. При крупных медицинских вузах создаются симуляционные центры отработки практических навыков, обеспечивающие приобретение клинического опыта в виртуальной среде без риска для пациентов [2].
Вместе с тем, в условиях масштабного кризисного сокращения ресурсов здравоохранения этих усилий может оказаться недостаточно. Очередная реформа без должного финансового обеспечения может завершиться обычным бюрократическим формализмом и раздражением врачебного сообщества.
Важно подчеркнуть, что в структурах российского медицинского бизнеса стимулирование непрерывного профессионального роста специалистов давно уже рассматривается как ключ к коммерческому успеху. Развитие профессионального потенциала персонала составляет
важный вид деятельности в коммерческом секторе медицины, в котором напряженная конкурентная борьба неуклонно требует внедрения новых медицинских технологий и высокой квалификации медицинских кадров. Именно здесь можно наблюдать реальный переход от формального участия врачей в образовательном процессе к их мотивированной индивидуальной образовательной активности.
Направления оптимизации непрерывного медицинского образования будут в значительной степени зависеть от возможностей свободного выбора форм, длительности и клинических баз повышения квалификации. С учетом этого, можно предположить, что важный канал дальнейшего развития непрерывного медицинского образования будет проходить через негосударственную образовательную сферу, в формировании которой принимают участие лицензированные негосударственные образовательные учреждения, крупные коммерческие клиники, медицинские компании и их объединения. Инвестиции в развитие сектора дополнительного профессионального образования с их стороны будут способствовать созданию широкого спектра дополнительных образовательных услуг, ориентированных на конкретные профессиональные проблемы и запросы врачей.
Существует ряд успешных примеров инвестиционных вложений в негосударственную сферу дополнительного медицинского образования. Одним из них может служить образовательная активность инновационного медицинского холдинга «Мосмед», в состав которого входит многопрофильная клиника со стационаром и операционным блоком, амбулаторно-поликли-ническая служба и другие структуры. Важным направлением деятельности группы компаний «Мосмед» становится развитие дополнительного профессионального образования высокого качества, внедрение модульной подготовки специалистов со специальными знаниями и навыками. Для этого в составе холдинга создана Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Мосмед» (АНО ДПО «Мосмед»), которая осуществляет учебную, научно-методическую, экспертную и другие виды деятельности, направленные на повышение квалификации специалистов здравоохранения с высшим и средним специальным образованием. Эта деятельность проводится в соответствии с лицензией департамента образования г. Москвы на право осуществления образовательной деятельности по программам дополнительного профессионального образования, самостоятельной разработки и утверждения соответствующих программ, выдачи выпускникам удостоверений о повышении квалификации установленного образца и сертификатов участникам краткосрочных семинаров, тренингов, мастер-классов, стажировок и конференций.
Современная клиническая база инновационного медицинского холдинга «Мосмед» позволяет проводить учебный процесс в условиях многопрофильной клиники нового типа с широкими возможностями для развития непрерывного медицинского и психологического образования, проведения клинических испытаний и научных исследований.
Ведущие профессора-клиницисты, высококвалифицированные врачи и клинические психологи инновационного медицинского холдинга «Мосмед» образуют мощный кадровый потенциал АНО ДПО «Мосмед», способный на высоком теоретическом и практическом уровне решать задачи по подготовке специалистов как для российского здравоохранения, так и для здравоохранения стран ближнего и дальнего зарубежья.
В настоящее время АНО ДПО «Мосмед» предлагает широкий спектр программ повышения квалификации различной степени сложности и продолжительности, в том числе - уникальные авторские программы инновационных медицинских технологий, основанные на приоритетных научных разработках, созданных в кооперации с ведущими отечественными производителями медицинского оборудования. Одним из примеров такой интеграции служат программы по гистероскопии, позволяющие врачам акушерам-гинекологам практически осваивать этот метод на современном отечественном оборудовании.
Все авторские программы, направленные на решение конкретных профессиональных задач, имеют гибкую опережающую направленность и расчитаны на индивидуальный подход, приносящий ожидаемый практический эффект. В связи с началом общественной аккредитации программ дополнительного профессионального образования, объявленной Национальной медицинской палатой, АНО ДПО «Мосмед» намерено подать заявку на проведение этой процедуры [1].
Таким образом, формирующийся рынок медицинских образовательных услуг уже сегодня позволяет привлекать к преподавательской деятельности ведущих отечественных и иностранных специалистов, использовать в учебном процессе современную материально-техническую базу крупных коммерческих клиник, внедрять инновационные образовательные технологии и обеспечивать гибкость и непрерывность модульных образовательных программ. При этом создаются условия для развития образовательной кооперации с ведущими отечественными и зарубежными производителями современного медицинского оборудования и лекарственных средств, открываются новые возможности организации стажировок российских специалистов в отечественных и зарубежных высокотехнологичных медицинских центрах и компаниях и т.д. Важно отметить, что вступающий в силу с 1 января 2016 года Федеральный закон «О государ-
ственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» открывает широкие перспективы для частных операторов в области дополнительного медицинского образования [11].
Несомненно, что одну из основ дальнейшего совершенствования функциональной модели дополнительного профессионального образования врачей будет составлять образовательный блок, формируемый в негосударственном секторе и способный быстро и качественно удовлетворять возросшие профессиональные потребности специалистов в познании и общении, которые далеко не всегда могут быть реализованы в рамках традиционных курсов на факультетах повышения квалификации в государственных медицинских вузах. Формирование и развитие такого подвижного образовательного контура в единой информационно-образовательной среде будут способствовать реальному вхождению в международное медицинское образовательное пространство и повышению качества оказания медицинской помощи населению России. Показателем успеха должен стать переход от формального участия врача в образовательном процессе к мотивированной образовательной активности и дополнительной подготовке в тех образовательных центрах, которые наилучшим образом обеспечат его профессиональный рост по индивидуальной образовательной траектории [9], выполняя компенсаторную, адаптационную и преобразующую функции.
Выводы
• Вопросы доступности и качества медицинской помощи является приоритетными для граждан России.
• Ожидания общества к повышению качества оказания медицинской помощи обуславливают возросшие требования к подготовке медицинских кадров.
• Главные направления развития системы медицинского образования в современных условиях определяется необходимостью обеспечения непрерывной профессиональной подготовки врачей, которая уступает мировым стандартам и требует улучшения.
• Оптимизация системы непрерывного медицинского образования и введение процедуры аккредитации медицинских специалистов значительно повысят мотивацию врачей к самообразованию.
• В условиях формирования экономики знаний потребности в дополнительном профессиональном образовании, как составной части непрерывного профессионального образования, будет постоянно возрастать.
• Непрерывное профессионального развитие врача предполагает построение индивидуальной образовательной траектории, отвечающей профессиональным интересам и потребностям и позволяющей использование различных форм обучения - от традиционных и формальных до инновационных и неформальных.
• Методические задачи в области развития непрерывного медицинского образования заключаются в поиске оптимальных путей применения современных педагогических технологий, интенсивных средств и форм обучения. При этом показателем успеха будет переход от формального участия врача в образовательном процессе к мотивированной образовательной активности и дополнительной подготовке в тех образовательных центрах, которые наилучшим образом обеспечат профессиональное развитие.
• Направления оптимизации системы непрерывного медицинского образования в значительной степени будут определяться расширением многообразия её организационно-институциональных форм и свободой выбора производителей дополнительных профессионально-образовательных услуг, форм и продолжительности повышения квалификации при контроле со стороны профессиональных сообществ и государства.
• Развитие рынка образовательных услуг в сфере дополнительного профессионального образования врачей становится важным видом деятельности в коммерческом медицинском секторе, расширяющем информационно-образовательную среду государственной системы медицинского образования.
Список литературы
1. Алексеев П.В. Стартовала общественная аккредитация // Медицинская газета. 22 сентября 2015.
2. Глыбочко П.В. Концепция развития профессионального медицинского и фармацевтического образования // Медицинское образование и вузовская наука. 2013. № 1. С. 4-8.
3. Гончар Н.Т. Научное обоснование совершенствования системы последипломного медицинского образования в Северно-Западном Федеральном округе Российской Федерации: Автореф. дисс. на соискание ученой степени д-ра мед. наук. - Санкт-Петербург, 2012. 40 с. URL: http://medical-diss.com/medicina/nauchnoe-obosnovanie-sovershenstvovaniya-sistemy-poslediplomnogo-meditsinskogo-obrazovaniya-v-severa-zapadnom-federalnom-
4. Дорофеев С.Б. Саморегулирование профессиональной деятельности: нерешенные вопросы // Бюллетень национальной медицинской палаты. Май 2015. С. 1-2.
5. Приказ Министерства здравоохранения РФ и Российской академии медицинских наук от 27 августа 2001 г. № 344/76 «Об утверждении Концепции развития телемедицинских технологий в Российской Федерации и плана ее реализации». URL: http://www.zdrav.ru/library/ regulations/detail. php?ID=26161
6. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 11 ноября 2013 г. № 837 «Об утверждении положения о модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования специалистов с высшим медицинским образованием в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, находящихся в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации, с участием медицинских профессиональных некоммерческих организаций» (в ред. Приказа Минздрава России от 09.06.2015 N 328). URL: http://docs.cntd. ru/document/499072081
7. Разумова Т.О., Алиева П.Р., Мирзабалаева Ф.И. Дополнительное профессиональное образование в рыночной экономике// Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). Modern Research of Social Problems, 2015. № 5 (49). С. 673-685. DOI: 10.12731/2218-7405-2015-5-55.
8. Свистунов А.А., Улумбекова Г.Э., Балкизов З.З. Непрерывное медицинское образование для улучшения качества медицинской помощи //Медицинское образование и профессиональное развитие. 2014. № 1. С. 21-31. URL: http://www.medobr.ru/ru/jartides/288.html?SSr= 1201335318062ae3069127c_2ae0d3bf
9. Трегубов В.Н., Сизова Ж.М. Формирование индивидуальной траектории самообразования врача-специалиста в системе непрерывного медицинского образования // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2014. № 4. С. 91-99. URL: http://www.medobr.ru/ m/jartides/323.html?SSr=030133788814ffffffff27c_07df04080e030d-fad
10. Улумбекова Г.Э., Балкизов З.З. Международные требования к электронным учебным материалам для дистанционного персонифицированного обучения // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2012. № 4. С. 18-26. URL: http://www.medobr.ru/ru/jartic-les/239.html?SSr=05013353140145c1740b27c_45bf9328
11. Федеральный закон Российской Федерации от 13 июля 2015 г. N 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». URL: http://www.rg.ru/printable/2015/07/17/g4p-dok.html
12. Чемезов С.А., Царькова С.А., Петрова Л.Е. Перспективы дополнительного профессионального образования педиатров на основе технологий E-LEARNING по пилотному проекту
НМО // Электронный научный журнал «Системная интеграция в здравоохранении». 2014. № 2 (24). С. 53-59. URL: http://sys-int.ru/sites/default/files/sys-int-24-6.pdf
13. Шестак Н.В. Дополнительное образование медицинских кадров в России: история, развитие, перспективы//Проблемы педагогики и психологии. 2010. № 1. С. 167-173. URL: http:// www.zpu-journal.ru/zpu/contents/2010/1/Shestak/25_2010_1.pdf
14. Accreditation Council for Continuing Medical Education (ACCME0): 2014 Annual Report. URL: http://www.accme.org/sites/default/files/630_20150707_2014_Annual_Report.pdf
15. American Board of Internal Medicine and Accreditation Council for Continuing Medical Education Announce Collaboration in Support of Physician Lifelong Learning. Published on Accreditation Council for Continuing Medical Education. URL: http://www.accme.org/news-publications/ news/american-board-internal-medicine-and-accreditation-council-continuing-medical
16. Continuing Professional Development (CPD) of Medical Doctors: WFME Global Standards for Quality Improvement. WFME Office: University of Copenhagen. Denmark. 2003. URL: http:// wfme.org/standards/cpd/16-continuing-professional-development-cpd-of-medical-doctors-eng-lish/file
17. Continuing Professional Development (CPD): A summary of the state of knowledge about physician training. Sweriges lakarforbung. Stockholm. 2012. URL: http://www.sls.se/Global/cpd/ cpd2012_english.pdf
References
1. Alekseev P.V. Startovala obshhestvennaja akkreditacija // Medicinskaja gazeta. 22 sentjabrja 2015.
2. Glybochko P.V. Koncepcija razvitija professional'nogo medicinskogo i farmacevticheskogo ob-razovanija // Medicinskoe obrazovanie i vuzovskaja nauka. 2013. № 1. Рр. 4-8.
3. Gonchar N.T. Nauchnoe obosnovanie sovershenstvovanija sistemy poslediplomnogo medicinskogo obrazovanija v Severno-Zapadnom Federal'nom okruge Rossijskoj Federacii: Avtoref. diss. na soiskanie uchenoj stepeni d-ra med. nauk. - Sankt-Peterburg, 2012. 40 р. URL: http:// medical-diss.com/medicina/nauchnoe-obosnovanie-sovershenstvovaniya-sistemy-poslediplom-nogo-meditsinskogo-obrazovaniya-v-severo-zapadnom-federalnom-
4. Dorofeev S.B. Samoregulirovanie professional'noj dejatel'nosti: nereshennye voprosy // Bjul-leten' nacional'noj medicinskoj palaty. Maj 2015. Рр. 1-2.
5. Prikaz Ministerstva zdravoohranenija RF i Rossijskoj akademii medicinskih nauk ot 27 avgus-ta 2001 g. № 344/76 «Ob utverzhdenii Koncepcii razvitija telemedicinskih tehnologij v Ros-
sijskoj Federacii i plana ee realizacii». URL: http://www.zdrav.ru/library/regulations/detail. php?ID=26161
6. Prikaz Ministerstva zdravoohranenija RF ot 11 nojabrja 2013 g. № 837 «Ob utverzhdenii polozhe-nija o modeli otrabotki osnovnyh principov nepreryvnogo medicinskogo obrazovanija specia-listov s vysshim medicinskim obrazovaniem v organizacijah, osushhestvljajushhih obrazovatel-nuju dejatelnost, nahodjashhihsja v vedenii Ministerstva zdravoohranenija Rossijskoj Federacii, s uchastiem medicinskih professional>nyh nekommercheskih organizacij» (v red. Prikaza Min-zdrava Rossii ot 09.06.2015 N 328). URL: http://docs.cntd.ru/document/499072081
7. Razumova T.O., Alieva P.R., Mirzabalaeva F.I. Dopolnitelnoe professionalnoe obrazovanie v ry-nochnoj jekonomike // Sovremennye issledovanija social>nyh problem (jelektronnyj nauchnyj zhurnal). Modern Research of Social Problems, 2015. № 5 (49). Pp. 673-685. DOI: 10.12731/22187405-2015-5-55.
8. Svistunov A.A., Ulumbekova G.Je., Balkizov Z.Z. Nepreryvnoe medicinskoe obrazovanie dlja uluchshenija kachestva medicinskoj pomoshhi // Medicinskoe obrazovanie i professionalnoe raz-vitie. 2014. № 1. S. 21 - 31. . URL: http://www.medobr.ru/ru/jarticles/288.html?SSr=120133531 8062ae3069127c_2ae0d3bf
9. Tregubov V.N., Sizova Zh.M. Formirovanie individual>noj traektorii samoobrazovanija vracha-specialista v sisteme nepreryvnogo medicinskogo obrazovanija // Medicinskoe obrazovanie i professional>noe razvitie. 2014. №2 4. Pp. 91-99. URL: http://www.medobr.ru/ru/jarticles/323.htm-l?SSr=030133788814ffffffff27c_07df04080e030d-fad
10. Ulumbekova G.Je., Balkizov Z.Z. Mezhdunarodnye trebovanija k jelektronnym uchebnym ma-terialam dlja distancionnogo personificirovannogo obuchenija // Medicinskoe obrazovanie i professional>noe razvitie. 2012. №2 4. Pp. 18-26. URL: http://www.medobr.ru/ru/jarticles/239.htm-l?SSr=05013353140145c1740b27c_45bf9328
11. Federalnyj zakon Rossijskoj Federacii ot 13 ijulja 2015 g. N 224-FZ «O gosudarstvenno-chastnom partnerstve, municipalno-chastnom partnerstve v Rossijskoj Federacii i vnesenii izmenenij v ot-delnye zakonodatelnye akty Rossijskoj Federacii». URL: http://www.rg.ru/printable/2015/07/17/ g4p-dok.html
12. Chemezov S.A., Car'kova S.A., Petrova L.E. Perspektivy dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovanija pediatrov na osnove tehnologij E-LEARNING po pilotnomu proektu NMO // Jelektronnyj nauchnyj zhurnal «Sistemnaja integracija v zdravoohranenii». 2014. № 2 (24). Pp. 53-59. URL: http://sys-int.ru/sites/default/files/sys-int-24-6.pdf
13. Shestak N.V. Dopolnitel>noe obrazovanie medicinskih kadrov v Rossii: istorija, razvitie, perspe-ktivy // Problemy pedagogiki i psihologii. 2010. № 1. Рр. 167-173. URL: http://www.zpu-journal. ru/zpu/contents/2010/1/Shestak/25_2010_1.pdf
14. Accreditation Council for Continuing Medical Education (ACCME0): 2014 Annual Report. URL: http://www.accme.org/sites/default/files/630_20150707_2014_Annual_Report.pdf
15. American Board of Internal Medicine and Accreditation Council for Continuing Medical Education Announce Collaboration in Support of Physician Lifelong Learning. Published on Accreditation Council for Continuing Medical Education. URL: http://www.accme.org/news-publications/ news/american-board-internal-medicine-and-accreditation-council-continuing-medical
16. Continuing Professional Development (CPD) of Medical Doctors: WFME Global Standards for Quality Improvement. WFME Office: University of Copenhagen. Denmark. 2003. URL: http:// wfme.org/standards/cpd/16-continuing-professional-development-cpd-of-medical-doctors-eng-lish/file
17. Continuing Professional Development (CPD): A summary of the state of knowledge about physician training. Sweriges lakarforbung. Stockholm. 2012. URL: http://www.sls.se/Global/cpd/ cpd2012_english.pdf
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Владимирцев Вячеслав Анатольевич, ректор, профессор кафедры клинической психологии Международного славянского института, кандидат медицинских наук, доктор психологических наук
Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Мосмед»
ул. Габричевского, д. 5 корп. 3 г. Москва 125367 Россия
e-mail: vva9551@yandex.ru
SPIN-код в SCIENCE INDEX: 4236-3480
DATA ABOUT THE AUTHOR
Vladimirtsev Viatcheslav Anatolievich, Rector, M.D., Ph.D. Independent non-profit organization of additional professional education «Mosmed» 5 - 3, Gabrichevskogo street, Moscow, 125367, Russia e-mail: vva9551@yandex.ru