ОБРАЗОВАНИЕ. ЗДОРОВЬЕ. БЕЗОПАСНОСТЬ
УДК: 373.51: 614.8:371
Абаскалова Надежда Павловна
Доктор педагогических наук, профессор кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности Новосибирского государственного педагогического университета, Abaskalova2005@mail.ru, Новосибирск
Казин Эдуард михайлович
Доктор биологических наук, профессор, заведующий кафедрой физиологии человека и животных и валеологии Кемеровского государственного университета, valeol@kemsu.ru, Кемерово
Шинкаренко Андрей Семенович
Заместитель директора по обеспечению безопасности жизнедеятельности, МБОУ «Лицей №62», andrey.c.shinkarenko@yandex.ru, Кемерово
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА ОБЖ В ШКОЛЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Аннотация. В работе рассмотрено значение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в системе образования. Показано, что потребность в безопасности является одной из важнейших в иерархии потребностей человека. Рассмотрены вопросы содержания и соответствия учебной литературы по ОБЖ новым ФГОС. Проанализирована полемика по вопросам значения и места курса ОБЖ в школьном образовании, а также обеспечение предмета методической литературой и электронными пособиями. Обсуждены проблемы современного состояния предмета ОБЖ в школьном образовании, формирование универсальных учебных действий через содержание ОБЖ, формирование компетенций учащихся, построение процесса обучения по ОБЖ в школе.
Ключевые слова: система образования, ФГОС, учебная литература, универсальные учебные действия, компетенции, образование в области безопасности жизнедеятельности.
Abaskalova Nadegda Pavlovna
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Anatomy, Physiology & Safety of life, Novosibirsk State Pedagogical University, Abaskalova2005@mail.ru, Novosibirsk
Kazin Еduard Mikhaylovich
Doctor of Biological Sciences, Professor, Head of the Department of Physiology of man and animals and valeology of Kemerovo State University, valeol@kemsu.ru, Kemerovo
Shinkarenko Andrey Semenovich
Deputy director for providing of safety of vital activity, MBOU "face of№62", andrey.c.shinkarenko@ yandex.ru, Kemerovo
PROBLEMS AND THE PROSPECTS FOR THE BY PROGRAM-SYSTEMATIC GUARANTEE OF AN OBJECT OBZH IN THE SCHOOL IN THE PRESENT STAGE
Abstract. Work examines the value of the object "of the bases of safety of vital activity" in formation system. It is shown that the need is out of danger one of most important in the hierarchy of demands of man. Are examined questions of content and correspondence of the training literature on OBZH new FGOS. Are discussed the problems of the contemporary state of object OBZH in the school formation, the formation of the universal training actions through the content OBZH, molding of the scopes of students, construction of the process of instruction on OBZH in the school.
Keywords: the system of formation, FGOS, training literature, universal training actions, scope, formation in the region of safety of vital activity.
EDUCATION. HEALTH. SAFETY
Любая педагогическая проблема - воспитательная или образовательная имеет универсальный характер. Общество, которое находится в постоянном развитии, в том числе и развитии образования, выдвигает к современному человеку новые требования, связанные с 21 веком. В содержании образования происходят крупные изменения, новые образовательные стандарты определяют требования не только к содержанию образования на всех его этапах, но и к образованности человека, выраженной в его компетенциях.
Курс ОБЖ, который был введен в школьное образование в 1991 году (Приказ Министерства образования РСФСР О введении в государственных общеобразовательных учебных заведениях РСФСР нового курса «Основы безопасности жизнедеятельности» от 27 мая 1991 г. № 196) в силу специфики своего содержания, индивидуальной направленности имеет реальные возможности формирования собственными методами и средствами системы специальных знаний и навыков, ряда физических и психологических качеств личности, необходимых для ускоренной адаптации к условиям среды обитания, а также успеха в сложных, наиболее опасных видах деятельности, в том числе и воинской. Согласно теории иерархии потребностей А. Маслоу, «потребность в безопасности и стабильности отражает стремление человека обеспечить удовлетворение физиологических потребностей на постоянной основе, сохранение определенного уровня жизни, предсказуемость и контроль за собственной жизнью» [4]. Необычное название предмета, его ориентация на личность повышают интерес учащихся к нему, что является первым шагом к его усвоению. Задача преподавателя - организовать учебный процесс так, чтобы курс стимулировал развитие личности учащегося в целом. Исходя из этого, можно сделать вывод, что при методически правильном преподавании ОБЖ, данный курс может оказать существенную помощь будущим выпускникам школы в подготовке к жизнедеятельности в условиях современного общества.
Однако данный предмет в школе не был принят в качестве серьезной образовательной области. Это подтверждается и современной полемикой в отношении предмета при обсуждении новых образовательных
стандартов: от возведения предмета в ранг ведущих до исключения предмета из школьного образования [6].
Такие полярные точки зрения были обусловлены следующими аргументами: наличием или отсутствием компетентных педагогов по ОБЖ, отсутствием хорошей учебно-методической базы, перегрузкой учащихся и другими.
Действительно, подготовка педагогов организаторов ОБЖ ведется сравнительно недавно, и предмет зачастую ведут преподаватели не готовые к реализации его содержания. Важную роль играют и личностные качества такого педагога.
Так, И. С. Якиманская в своей работе отмечает, что для построения процесса обучения с максимальным использованием механизмов функционирования личности учащихся при решении вопросов реализации ФГОС необходимо:
- наличие различных вариантов программ, учебников, дидактических материалов, позволяющих на базовом содержании знаний варьировать и индивидуализировать процесс обучения;
- создание условий для самостоятельного выбора учащимися способов работы, типа заданий, вида и форм учебного материала;
- использование разнообразных интерактивных форм занятий;
- повышение компетентности педагогов через систему подготовки и переподготовки, личностные качества педагога;
- создание ситуации успеха для поощрения индивидуальных сдвигов в развитии обучающегося [8].
Более двадцати лет преподаётся курс ОБЖ в общеобразовательных учреждениях. Накоплен определённый опыт. К сожалению, до настоящего времени преподаватели и учителя школ не имеют пособия, где была бы освещена специфика преподавания основ безопасности жизнедеятельности.
Книга И. К. Топорова Методика преподавания курса «Основы безопас-ности жизнедеятельности» 1-9 классы -М.: Про-свещение,1996явилась первой попыткой создания такого учебно-методического пособия. В нём отражены результаты теоретических исследований по вопросам подготовки учащихся к действиям в чрезвычайных ситуациях, а также опыт преподавания курса ОБЖ
в школах и институтах повышения квалификации работников образования.
В данном пособии представлена лишь одна из возможных трактовок методики преподавания курса ОБЖ. Особенность этой трактовки состоит в том, что в ней выражено стремление автора к конкретизации школьной дидактики с возможно более полным учётом специфики основ безопасности жизнедеятельности человека как учебного предмета. Другая особенность заключается в том, что автор, учитывая разнообразие рабочих программ и специфику учебного процесса в разных школах, не ставит перед собой задачу всестороннего поурочного анализа всех аспектов обучения и воспитания вопросам безопасного поведения дома, на улице, в природе. Задача - облегчить учителю преподавание курса ОБЖ, сделать его труд эффективнее, преодолеть широко распространённое скептическое отношение, как в педагогических коллективах, так и среди школьников к курсу ОБЖ.
Содержание вышеназванного пособия согласовано с первым в России учебником по ОБЖ для 5-9 классов (И. К.Топоров. Основы безопасности жизнедеятельности.-М.:Просвещение,1996). Настоящая книга представляет собой первый опыт создания учебника по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся основной общеобразовательной школы. Структура и содержание учебника позволяли учащимся свободно и продуктивно пользоваться им независимо от того, с какого класса, по какой программе и в каком объёме изучался курс. В учебнике даны советы и рекомендации, как избежать опасностей, подстерегающих человека дома и вне родных стен. В целях удобства рассмотрения методики преподавания тех или иных вопросов курса, объёмные темы учебной программы разбиты на менее ёмкие, названия которых соответствуют названиям параграфов данного учебника, а программа курса ОБЖ для 5-9 классов от 1992 года предусматривала работу по одним и тем же темам. Это было сделано для более глубокого и прочного усвоения материала. При этом предполагалось, что при изучении каждой темы в каждом очередном классе происходит расширение и дальнейшее углубление знаний об опасностях повседневной жизни, а также совершенствование и на-
ращивание умений и навыков безопасного поведения в окружающей среде. Это достигалось путём увеличения от класса к классу числа выявленных связей и отношений, использования различных глубин проникновения в сущность рассматриваемых явлений, а также применения таких методов, приёмов и средств обучения, которые позволяли целенаправленно переводить знания - знакомства (5 класс) в знания - умения, знания-навыки (8 класс).
Сборник из серии официальных изданий Министерства образования РФ под названием «Оценка качества подготовки выпускников основной школы по основам безопасности жизнедеятельности». / Авт.-сост. Г. А. Колодницкий, В. Н. Латчук, В. В.Марков, С. К.Миронов, Б. И.Мишин, М. И. Хабнер. -М.: Дрофа, 2001., включает примерные программы, перечень требований к уровню подготовки учеников, образцы заданий для проверки уровня их подготовки. Книга даёт учителю эффективный инструмент контроля за успеваемостью класса и готовностью учащихся к экзаменам и аттестации. Пособие позволяет педагогу своевременно вносить необходимые коррективы в ход учебного процесса.
В учебнике «ОБЖ» (В. Н. Латчук, В. В. Марков. «Основы безопасности жизнедеятельности». Учебник. 5 класс. М.: Дрофа 2001) для 5 класса рассмотрены проблемы безопасного поведения в городских условиях. Впервые в учебнике рассмотрены психологические основы самозащиты. Разделы «Основы медицинских знаний» и «Основы здорового образа жизни» знакомят учащихся с правилами оказания первой медицинской помощи, значением движения и правильной осанки для здоровья человека.
В учебнике для 6 класса (В. Н. Латчук, В. В. Марков. «Основы безопасности жизнедеятельности». Учебник. 6 класс. М.: Дрофа 2001) раскрыты вопросы безопасного поведения человека в природных условиях, при автономном существовании, смене клима-тогеографических условий. Раздел «Основы медицинских знаний» знакомит учащихся с правилами оказания первой медицинской помощи. Учащиеся узнают о правильном питании и профилактике многих заболеваний человека.
В учебнике 7 класса (ЛатчукВ. Н., Марков
EDucATIoN. HEALTH. SAFETY
В. В. «Основы безопасности жизнедеятель-ности».Учебник.7 класс. М.: Дрофа 2001) рассматриваются причины возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера, их последствия и правила поведения в таких ситуациях. В разделе «Основы медицинских знаний» внимание учащихся акцентируется на выработке практических навыков наложения повязок, а также оказания первой медицинской помощи при переломах.
Для преподавателей, работающих по вышеуказанным учебникам, существуют методические пособия, которые предназначены для преподавателей-организаторов «Основ безопасности жизнедеятельности», а также учителей-предметников, работающих по примерной программе курса ОБЖ на второй ступени обучения (5-9 классы) основной школы.
В пособия включены контрольные работы для проверки полученных учащимися знаний, примеры различных чрезвычайных ситуаций природного характера, экстремальных ситуаций, способы выживания в условиях автономного существования, аварийных ситуаций и катастроф в жилом секторе и на транспорте, рекомендован перечень видеопродукции по тематике разделов и тем, а также список литературы, которую можно использовать при подготовке к занятиям. Региональный компонент представлен в пособиях методическими рекомендациями по организации и проведению «Дня защиты детей», практической отработке навыков, полученных учащимися в процессе изучения курса ОБЖ.
Приказом Минобрнауки России от 24 декабря 2010г. №2080 утвержден федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2011/2012 учебный год по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности».
Однако, в предлагаемых пособиях по ОБЖ не реализовано одно из перспективных направлений безопасности жизнедеятельности, ориентированное на развитие адаптированного поведения и психофизическую подготовку личности с учетом возрастных и психофизиологических особенностей орга-
низма учащихся.
Социальная адаптированность и психологическая подготовленность человека к действиям в опасных и экстремальных ситуациях - это нечто большее, чем простая обученность и техническое умение выполнять определённые действия. Прежде всего, это умение управлять собой, своими чувствами, мыслями и ощущениями.
Сегодня педагогу необходимы такие программы по ОБЖ и такие пособия, которые отражают требования ФГОС [7] и которые способствовали бы процессу самосовершенствования личности учащихся через:
- формирование навыков обеспечения системы личной безопасности, в основе которой лежат индивидуальные психофизические и адаптационные возможности организма;
- обучение способам безопасного поведения с учётом врождённых индивидуальных качеств учащихся;
- проведение занятий в режиме интерактивного обучения, проектной деятельности и активного применения различных форм самоконтроля.
Очевидны уникальные возможности предмета ОБЖ интегрировать, системно связывать и объединять в сознании учащихся ранее полученные разрозненные теоретические знания по другим предметам, показывать их значимость для обеспечения важнейших потребностей человека и комплексного решения повседневных практических задач. Ведь знания иных школьных предметов важны не сами по себе, а как средства для удовлетворения, в том числе и таких потребностей как обеспечение жизни, здоровья и безопасности жизнедеятельности, среды его обитания. Связанные в единую систему, отдельные знания, умения и навыки смогут формировать новую компетентность учащихся, важнейшую для сохранения жизни в XXI веке [1].
Через программы и содержание предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» возможна реализация федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 28 декабря 2010 г. № 2106 г. Москва «Об утверждении феде-
ральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников» Опубликовано: 16 февраля 2011 г. в «РГ» - Федеральный выпуск №5408 Вступил в силу: 27 февраля 2011 г. Зарегистрирован в Минюсте РФ 2 февраля 2011 г. Регистрационный N 19676). Требования сформированы с учетом факторов, оказывающих влияние на состояние здоровья обучающихся, воспитанников и включают восемь групп требований:
1) целостность системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников;
2) соответствие инфраструктуры образовательного учреждения условиям здоровьес-бережения обучающихся, воспитанников;
3) рациональная организация образовательного процесса;
4) организация физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в образовательном учреждении;
5) организация системы просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса по вопросам здорового и безопасного образа жизни;
6) организация профилактики употребления психоактивных веществ обучающимися, воспитанниками;
7) комплексное сопровождение системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников;
8) мониторинг сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников.
Одним из этапов осуществления модернизации базового звена системы образования по безопасности жизнедеятельности является переход старшей ступени на профильное обучение (обороно-спортивный профиль), как систему специализированной подготовки, ориентированную на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся с учетом реальных потребностей социума [3].
Специфика формирования безопасного и психологически стабильного поведения школьников связана с уровнем социализации (социальной адаптации), обеспечивающим связь с психофизиологическим состояния организма и окружающей действительностью. Важным является понимание обучающимися жизненной ситуации и эмоцио-
нальное реагирование на нее; уровень их тревожности, развитие коммуникативных навыков и информационной культуры. Социальная адаптивность у подростков проявляется в стремлении быть сопричастным к изменениям в жизни школы, в обществе в целом, осмыслении школьником повседневного своего опыта в социуме (общение с родителями, друзьями, сверстниками, педагогами, случайными знакомыми). В этом плане важно определение содержания процесса формирования культуры безопасности для семьи, личности, общества с учетом личностного восприятия информации школьником [5].
Согласно ФГОС в планируемые результаты освоения основной образовательной программы определены предметные, мета-предметные и личностные. Универсальные учебные действия (УУД) определяют ме-тапредметные результаты. Это овладение ключевыми компетенциями, формирования навыка умения учиться, владение метапред-метными понятиями, развитие эмоциональной и познавательной сфер личности.
«Основы безопасности жизнедеятельности» как учебный предмет способствует развитию УУД через различные технологии, методы и приемы, типологию учебных ситуаций, построенных на основе предметного содержания и носящих метапредметный характер:
- в области регулятивных действий развитию умений планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои действия в ЧС разного характера;
- в области коммуникативных действий развитию взаимодействия, ориентации на партнёра, сотрудничеству и кооперации (формированию умений планировать общую цель и пути её достижения; договариваться в отношении целей и способов действия, распределения функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение партнёра и вносить необходимые коррективы в интересах достижения общего результата).
Компетентность выпускников школы в области безопасности жизнедеятельности будет служить фундаментом дальнейшей подготовки специалистов в профессиональных учебных заведениях всех профилей,
EDUCATION. HEALTH. SAFETY
и в особенности профилей, связанных с обеспечением безопасности личности, общества и государства.
Библиографический список
1. Абаскалова Н. П., Акимова Л. А., Петров С. В. Методы обучения основам безопасности жизнедеятельности в школе: учеб. пособие для студентов пед. вузов.- Новосибирск: АРТА, 2011. - 304 с.
2. Айзман Р.И., Королев В. А. Значение курса «Основы безопасности и жизнедеятельности» в современной подготовке школьников // Сибирский педагогический журнал. - 2012, - №7. -С.210-215
3. Броневщук С. Г. Профильное обучение в школе. Вопросы организации и содержания. В помощь руководителям и учителям школ. - М.: Издательский дом «Витязь-М», 2004. - 208 с.
4. Войтик И. М. Психология труда: учебно-методическое пособие. - Новосибирск: СибАКС, 2000. - 168 с.
5. Казин Э. М., Абаскалова Н. П. и др. Роль
предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в формировании безопасного и здорового образа жизни школьников //Современные проблемы безопасности жизнедеятельности: настоящее и будущее. - Казань, 2014. - С. 205-211.
6. Смирнов Н. К. Модернизация предмета ОБЖ в школе, 2012//Межд. Научно-практическая конф. «Непрерывное педагогическое образование в контексте инновационных проектов общественного развития» [Электронный ресурс]. URL: -со^егепсе.аркрго.га(дата обращения: 26.04.2014).
7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - [Электронный ресурс]. URL: http://standart. edu.ru//(дата обращения: 26.04.2014).
8. Якиманская И. С. Личностно-ориентиро-ванное обучение в современной школе.- М.: Сентябрь, 2000 . - 143 с.
9. AhrensР., SolovovaЕ. Reflections on learning and teaching: Video based professional development materials for teachers of English: Teacher's manual. -London; Moscow: The British Council: Dinternal International BookDistribution LTD, 2000. - 122 p.