Научная статья на тему 'Современные подходы к формированию жизнеспособной личности студента'

Современные подходы к формированию жизнеспособной личности студента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
246
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЖИЗНЕСПОСОБНОСТЬ / VIABILITY / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / СТУДЕНТ / STUDENT / ФОРМИРОВАНИЕ / FORMING / УСЛОВИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ / CONDITIONS OF SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Афанасьева Л. И., Ноговицына Н. М.

В статье рассматриваются противоречия социального воспитания студентов в современном обществе, анализируются вопросы жизнеспособности личности студента с точки зрения философии, психологии, педагогики. Приведены результаты мониторинга уровня жизнеспособности обучающейся молодежи в Республике Саха (Якутия). Определены задачи формирования жизнеспособной личности в педагогическом вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with contradictions of social education of students in a modern society. It also analyzes the questions of viability of a students personality from a philosophical, psychological and pedagogical points of view. Results of monitoring of the level of viability of students in northern areas of the Republic of Sakha (Yakutia) are examined. The problems of forming a viable personality in the pedagogical University are defined.

Текст научной работы на тему «Современные подходы к формированию жизнеспособной личности студента»

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ЖИЗНЕСПОСОБНОЙ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА

Л.И. Афанасьева, Н.М. Ноговицына

Аннотация. В статье рассматриваются противоречия социального воспитания студентов в современном обществе, анализируются вопросы жизнеспособности личности студента с точки зрения философии, психологии, педагогики. Приведены результаты мониторинга уровня жизнеспособности обучающейся молодежив РеспубликеСаха (Якутия). Определены задачи формирования жизнеспособной личности в педагогическом вузе.

Ключевые слова: жизнеспособность, личность, студент, формирование, условия социализации.

Summary. The article deals with contradictions of social education of students in a modern society. It also analyzes the questions of viability of a student's personality from a philosophical, psychological and pedagogical points of view. Results of monitoring of the level of viability of students in northern areas of the Republic of Sakha (Yakutia) are examined. The problems of forming a viable personality in the pedagogical University are defined..

Keywords: viability, personality, student, forming, conditions of socialization.

Современное общество порождает новый тип личности, установки, образ поведения и деятельность которой отвечает задачам общественного развития. Данное обстоятельство выдвигает на первый план формирование у молодого поколения такого качества, как жизнеспособность, особенно у будущих педагогов. Специфика их деятельности предполагает системную и целенаправленную работу по воспитанию будущих поколений, подготовке их к успешной самореализации. Порождающиеся противоречия между требованиями общества и свойствами личности должны корректироваться системой воспитания.

Среди основных причин, актуализирующих проблему воспитания, на современном этапе выделяются: с одной стороны, деструктивность социально-

педагогической ситуации; с другой - реформирование образовательной системы, предполагающее непрерывность образования, создание единого образовательного пространства, формирование конкурентоспособной личности.

Формирование жизнеспособной личности - весьма тонкая воспитательная и психотерапевтическая проблема, затрагивающая интересы личности как субъекта гражданского общества. В справочной литературе «жизнеспособность» трактуется с двух позиций: 1) способность быть живым, сохранять жизнь; 2) способность существовать и развиваться, приспосабливаться к жизни [1]. Жизнеспособность есть интегральное качество личности, образующееся в процессе социализации личности.

В философии проблема жизнеспо-

57

НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, ТЕХНОЛОГИИ

58

собности рассматривается через соотношение альтруистического и эгоистического в человеческом поведении. В психологии существует несколько подходов к исследованию жизнеспособности. С позиции одного из них, она рассматривается как энергетический потенциал человека (Б.Г Ананьев, Д.А. Леонтьев, С. Мадди).

Введение понятия «жизнеспособность личности» в педагогику объясняется насущными запросами практики. В педагогических исследованиях жизнеспособность личности соотносят с социальной адаптацией, которая предполагает как процесс, так и результат приспособления. М.П. Гурьянова считает, что жизнеспособная личность умеет самостоятельно решать жизненные проблемы, что обусловлено высокой компетентностью, способностью преодолевать жизненные невзгоды [4]. С позиции педагогического целе-полагания, воспитание жизнеспособной личности связано с развитием следующих сфер: духовной, эмоционально-волевой и мотивационной.

В 1930-е гг. Л.С. Выготский отмечал, что «социальная среда организована самым дисгармоничным образом, следовательно, в силу заключенных в ней противоречий неизбежно должны возникать люди, подпадающие под влияние этих неблагоприятных условий и вырабатывающие в себе антисоциальные формы поведения. В этих случаях речь должна идти о социальном перевоспитании как о единственном педагогическом средстве борьбы с этим злом» [2, с. 216]. Эта мысль актуальна и в настоящее время. В условиях перехода к системе непрерывного образования процесс формирования жизнеспособной личности должен продолжаться в средних специальных и высших учебных заведениях. Реализа-

ция данного процесса осуществляется одновременно во всех сферах жизнедеятельности студента: учебной, общественной, воспитательной, социальной и др. Этому способствует модернизация системы образования в стране.

Во-первых, переход к компетент-ностному подходу позволяет решать проблему использования полученных теоретических знаний в решении реальных практических задач. Поэтому данный подход можно рассматривать как один ведущих принципов воспитания жизнеспособности личности. Во-вторых, важным условием подготовки молодого поколения к жизненному успеху является возрождение системы социального воспитания, разрушенной в 90-е гг. прошлого века. Оно должно быть не декларативным и принудительным, а продуктивным, наполненным личностными смыслами. В-третьих, действенным средством воспитания жизнеспособности личности становятся все учебные дисциплины. Так, естественнонаучные предметы формируют природную составляющую личности, гуманитарные - духовные.

В подтверждение выдвинутых теорий с целью изучения жизненных планов студентов из сельской местности и выявления уровня их социальной адаптивности, было проведено анкетирование, в котором приняло участие 100 респондентов обоего пола в возрасте 18-20 лет из Булунского, Среднеколымского и Момского районов Республики. В анкету были включены вопросы, направленные на выявление уровня самооценки, видение жизненных перспектив, направленности на достижение успеха, на будущую профессию и семейным ценностям. Кроме того, при беседе уточнялось мнение респондентов по поводу субъективной интерпретации понятий «успех в

Преподаватель XX

ЕК

4 / 2012

жизни», «качество жизни», «трудная жизненная ситуация» и др.

Были получены следующие результаты. Высокий уровень самооценки показали 34% студентов, средний - 48%, низкий - 18%. Низкий уровень самооценки объясняется слабой успеваемостью и пассивностью в общественной жизни института. Жизненные перспективы студентов распределились между следующими показателями: карьерный рост выбрали 74% опрошенных, но не все связали его с получаемой специальностью; 26% студентов отдали приоритет созданию крепкой семьи, связывая свое будущее с воспитанием детей (девушки). Среди выпускников вуза 46% имеют семью, ребенка, а 27% респондентов ответили, что планируют создать семью в ближайшие 3-4 года. Это отчасти объясняется повышением уровня социальной ответственности к концу обучения в вузе. Предложенные термины студенты раскрывают следующим образом: «качество жизни» понимают как материальную обеспеченность (86%); «успех в жизни» - как самореализацию в выбранной профессии и в обществе (57%). Большинство респондентов «трудную жизненную ситуацию» связывают с потерей близких людей, одиночеством и отсутствием стабильного дохода (71%).

Из результатов анкетирования видно, что студенты видят жизненные перспективы достаточно узко, не связывают их с расширением мировосприятия, саморазвитием. Поэтому воспитательная система должна быть переориентирована на развитие внутреннего потенциала студента, формирования стрессоустой-чивости, смысложизненных установок. Студенты выступают как стратегический ресурс общеобразовательного уровня села, знающие проблемы села, и являются его интеллектуально-профессиональ-

ным ресурсом. Безусловно, молодой человек нуждается в индивидуальной помощи, личностно-ориентированном подходе со стороны преподавателя (куратора).

Формирование жизнеспособности предполагает решение ряда теоретических задач, включающих разработку де-терминационных, критериальных и структурно-функциональных оснований этого интегрального качества человека, обладающего совокупностью смысло-жизненных ориентации, установок, разносторонних способностей, базовых знаний, позволяющих ему успешно функционировать и гармонично развиваться в изменяющемся мире; обоснование новых подходов к отбору и структурированию содержания образования и новых педагогических технологий.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Большой толковый словарь русского языка / Гл. ред. С.А. Кузнецов. - 1-е изд. -СПб.: Норинт, 2009.

2. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 358 с.

3. Гидлевский А.В. Природные основания 59 витального и танатального в человеческом бытии: Дис. ... д-ра философ. наук. 19.00.01. - Омск, 2005.

4. Гурьянова М.П. Типология сельских школ России // Педагогика. - 2005. - № 2. - С. 20-29.

5. Ионеску Ж.К. Сопротивляемость и культура // Травматизм, психологическая безопасность, сопротивляемость и культура: Сб. науч. статей. - Ч. 1. - Челябинск, 2007. - 127 с.

6. Methodological and Contextual Challenges Researching Childhood Resilience an International Collaboration to Develop a Mixed Method Desing to Investigate Health-related Phenomena in At-risk Child Populions // Summmary Report on Year One Activities and First Halifax Team Meating, March 1315. - Canada, 2003. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.