ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ СФЕРЫ ТУРИЗМА
УДК 378.162
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ В СФЕРЕ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА (НА ПРИМЕРЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ОБУЧАЮЩИХ СИСТЕМ)
Голяс Светлана Валентиновна, старший преподаватель кафедры «Экономика и управление на предприятии (туризм и гостиничное хозяйство)», [email protected],
Буряк Карина Владимировна, студентка 3 курса, [email protected],
Институт туризма и гостеприимства (филиал) ФГБОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Москва, Российская Федерация
The article highlights the role and place of intelligent tutoring systems in modern economic training for students of bachelor's degree at higher schools of tourism. It gives the model of economic training of students using specialized computer software.
В статье рассматриваются роль и место интеллектуальных обучающих систем в современной экономической подготовке бакалавров высшими учебными заведениями туристского профиля. Приводится модель экономической подготовки студентов с использованием специализированных компьютерных программ.
Keywords: intelligent tutoring systems, economic training for students of bachelor's degree, higher tourism schools of tourism, specialized software
Ключевые слова: интеллектуальные обучающие системы, экономическая подготовка бакалавров, высшие учебные заведения туристского профиля, специализированные компьютерные программы
Современная туристская отрасль рассматривается в качестве одного из самых стабильно функционирующих и постоянно развивающихся направлений мировой экономической системы. При этом общая доля доходов РФ от данной отрасли существенно ниже по сравнению с большинством развитых государств Европы, Азии и Америки. Рост экономической эффективности в этой области может быть достигнут только путем соблюдения условий непрерывного повышения квалификации выпускаемых бакалавров, обладающих способностью грамотно оценивать ресурсный потенциал предприятия, в том числе финансовый, и рационально управлять им.
Одним из рекомендуемых подходов к экономической подготовке бакалавров в области туризма и гостеприимства должна стать ее компьютеризация. Информационные системы, не являясь по сути основными составляющими профессиональной экономической подготовки, тем не менее, достаточно глубоко проникают в сущность современного туристского
образования. Это вызвано, прежде всего, объективными изменениями в самом характере труда в данной сфере экономики. Так, в промышленно развитых европейских странах внедрение информационных технологий в деятельность туристских и гостиничных предприятий постепенно приводит к трансформации их организационной иерархии. Сотрудники предприятия, находясь в процессе выполнения тех или иных функций, сегодня, как правило, осуществляют большинство коммуникационных процессов путем обмена электронной информацией и, прежде всего, это относится к информации, имеющей экономическую направленность.
Прикладное значение экономической подготовки бакалавров туристских вузов с использованием специализированных программных продуктов определяется, в частности:
• требованиями к владению теоретическими и практическими основами ведения бухгалтерского учета, осуществления процессов бизнес-планирования, оценки стоимости
28
научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2013 / № 3
Современные подходы к экономической подготовке бакалавров в сфере туризма...
туристских и гостиничных организаций с помощью компьютерных программ;
• способами и методами составления и предоставления экономико-статистической отчетности, анализа конъюнктуры рыночных процессов деятельности организации, с учетом возможностей новейших компьютерных технологий;
• требованиями современного законодательства в части электронных форм и методов регулирования денежных потоков туристских и гостиничных организаций с использованием в этих целях специализированных информационных систем (финансовых, бухгалтерских, аудиторских и т. п.).
Одним из перспективных направлений использования компьютерных технологий в экономическом образовании является внедрение в деятельность высших учебных заведений туристского профиля интеллектуальных обучающих систем. Интеллектуальная обучающая система — это «компьютерная программа, которая в процессе работы может воспроизводить рассуждения, обычно применяемые спе-циалистом-экспертом при анализе и решении проблемы, для обучения человека какому-либо роду деятельности или используемая в процессе обучения школьников или студентов» [1, с. 254].
Специализированные компьютерные программы обладают двойственным характером: с одной стороны, это объект изучения для студентов, с другой — средство их обучения. При этом сам педагог перестает выполнять функцию первоисточника информации и становится посредником, помогающим ускорить и облегчить процесс ее получения.
Можно предложить следующие варианты применения специализированных программных продуктов в образовательном процессе вуза:
• прикладные и специализированные программы используются как объект рассмотрения и изучения в рамках курсов общих основ информатики и информационного обеспечения деятельности;
• использование компьютеров в рамках других (неинформационных) дисциплин;
• освоение преподавателем новых средств (мультимедийных технологий) для устранения рутинности в работе и т. д.
Можно выделить основные направления использования интеллектуальных обучающих систем применительно к высшему образованию в области туризма и гостеприимства:
• для разработки и внедрения в образовательную деятельность авторских обучающих программ;
• для овладения студентами практическими навыками в конкретной области знаний, отраженной в специализированных программных продуктах.
В результате внедрения вышеназванных систем в процесс экономической подготовки бакалавров в области туризма и гостеприимства можно говорить о формировании у студентов следующих профессиональных качеств и умений:
• информационная культура (компьютерная грамотность);
• исследовательский (творческий) подход к будущей профессиональной деятельности;
• способность к самообразованию;
• социальная адаптация в условиях современной рыночной экономики;
• выбор наиболее эффективного пути стратегического развития туристских и гостиничных предприятий с использованием специализированных компьютерных программ;
• проведение комплексной экономической оценки деятельности туристских и гостиничных предприятий;
• планирование и прогнозирование экономической эффективности деятельности туристских и гостиничных предприятий;
• владение методиками оценки предпринимательских и финансовых рисков и управления ими;
• использование современных принципов организации и методов управления финансами туристских и гостиничных предприятий для регулирования социально-экономических объектов, процессов и явлений в условиях рыночной экономики;
• использование современных информационных методик оценки инвестиционных проектов;
• использование современного программного обеспечения для разработки и реализации финансово-управленческих решений и оценки их эффективности и т. д. Разработанную нами модель экономической подготовки бакалавров туристского вуза с использованием специализированных компьютерных программ можно представить в виде следующей обобщенной схемы (рис. 1).
Основу представленной модели составляет методика экономической подготовки ба-
29
ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ СФЕРЫ ТУРИЗМА
калавров в области туризма и гостеприимства с применением специализированного программного обеспечения, которая представляет собой органическую взаимосвязь деятельности по передаче теоретических знаний и умений в области экономики, за счет преподавания таких дисциплин, как «Бухгалтерский учет и анализ», «Финансы», «Налоги и налоговая система», «Оценка стоимости бизнеса», «Контроль и ревизия», «Банковское дело», «Налоговый учет и отчетность», «Финансовое планирование и бюджетирование» и др. [2] и процессов передачи практических навыков в области освоения компьютерных технологий и программного обеспечения по преподаваемым дисциплинам. Рассматриваемые виды деятельности логически дополняют друг друга, способствуя формированию высокопрофессиональных бакалавров в сфере туризма и гостеприимства.
Основными задачами изучения данных дисциплин с использованием практического инструментария, предоставляемого современными информационными продуктами как средствами реализации процесса внедрения интеллектуальных обучающих систем, как следует из данной модели, являются: формирование профессионально направленных знаний и умений (обработка бухгалтерской документации посредством информационных технологий, проведение анализа и прогноза развития экономической среды с учетом возможностей современных программных про-
дуктов, выбор средств и путей развития предприятий туризма и гостиничного бизнеса с использованием специализированных компьютерных программ, применение программного обеспечения для разработки и реализации финансово-управленческих решений и оценки степени их экономической эффективности).
Дадим краткую характеристику представленных программных продуктов.
Корпоративная информационная система «Флагман» представлена в качестве типового, тиражного продукта, предназначенного для комплексной информатизации управления на уровне организаций или их объединений [3]. Может применяться в организациях и на предприятиях различных областей экономики, в том числе промышленности, сфере услуг, торговле, а также в бюджетных организациях.
«1С: Предприятие» представлено основной платформой и рядом прикладных решений, разработанных на его основе, для автоматизации деятельности юридических и физических лиц [4]. Состав прикладных продуктов «1С: Предприятие» ориентирован на решение задач по информатизации бухгалтерского учета и управления предприятием. Применение проблемно-ориентированных систем позволяет решать разнообразный круг задач бухгалтерского, управленческого, складского учета, начисления заработной платы, анализа данных и управления предприятием на уровне бизнес-процессов.
Программа «ИНЭК-АФСП» предназначена для проведения комплексного финансово-
Рис. 1. Модель экономической подготовки бакалавров в области туризма и гостеприимства с использованием
специализированных компьютерных программ
30
научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2013 / № 3
Современные подходы к экономической подготовке бакалавров в сфере туризма...
го анализа состояния организаций всех видов деятельности на основе данных бухгалтерской отчетности [5]. Кроме базовых форм, имеется возможность создания собственных таблиц в произвольной форме. Данные конфигурации могут быть сформированы в соответствии с официально утвержденными министерствами и ведомствами РФ формами отчетности или с внутриорганизационными стандартами, регламентирующими предоставление данных, необходимых для разработки и принятия тех и иных управленческих решений.
Система «БЭСТ-ОФИС» является доступным и одновременно мощным средством учета, планирования и анализа хозяйственной деятельности предприятий и организаций [6]. Программный комплекс «БЭСТ-ОФИС» предлагает автоматизацию процессов бухгалтерского, управленческого и налогового учета на предприятиях, функционирующих в сфере оптовой и розничной торговли и услуг.
Audit Expert — комплексная система диагностики, анализа и мониторинга финансового состояния предприятия или группы предприятий на основании данных финансовой и управленческой отчетности [7]. Гибкие технологии анализа исходных данных, процессов их обработки и составления отчетов позволяют не только формировать уникальные методики анализа, но и задавать собственные данные для анализа, например информацию по материальным, финансовым, трудовым ресурсам и т. д.
С другой стороны, анализ требований к составу учебно-методического обеспечения по экономической подготовке бакалавров сферы туризма и гостеприимства в части учебного
плана по направлению 080100.62 «Экономика» показывает, что осуществить ее практическую реализацию с использованием возможностей интеллектуальных обучающих систем, в рамках имеющихся образовательных стандартов, учебных планов и программ, представляется достаточно сложным. Одной из основных причин можно считать отсутствие необходимого соотношения между дисциплинами экономического цикла и дисциплинами, связанными с изучением информационных программных продуктов, предлагаемыми на разных курсах высшего учебного заведения.
Таким образом, основными подходами в рамках внедрения интеллектуальных обучающих систем в образовательную деятельность, предусматривающую экономическую подготовку бакалавров в области туризма и гостиничного бизнеса, должны стать:
• применение специализированных компьютерных программ, современных информационных технологий, методов и средств в целях развития процессов высшего образования;
• обеспечение логической взаимосвязи экономической и информационной составляющих учебно-воспитательной деятельности преподавателей вузов туристского профиля в целях роста ее качества и эффективности;
• практическая подготовка бакалавров в области туризма и гостиничного бизнеса для обеспечения оптимального уровня их трудовой деятельности в условиях возрастающей роли информатизации данных сфер рыночной экономики.
Литература
1. Аверкин А.Н., Гаазе-Рапопорт М. Г., Поспелов Д.А. Толковый словарь по искусственному интеллекту. М.: Радио и связь, 1992. 254 с. Компьютерная версия: И.Н. Листопад, А.Б. Прокудин, Е.Н. Щербаков. http://www.raai.org/library/tolk/aivoc. html (дата обращения: 27.05.2013).
2. http://op.rguts.ru/fgos_vpo/plany. html (дата обращения: 27.05.2013).
3. http://www.erp-online.ru/software/flagman/ (дата обращения: 27.05.2013).
4. http://www.erp-online.ru/software/1c/ (дата обращения: 27.05.2013).
5. http://www.inec.ru/it/automated-analysis/inec-afsp/ (дата обращения: 27.05.2013).
6. http://www.bestnet.ru/download/best-office. htm (дата обращения: 27.05.2013).
7. http://www.expert-systems.com/financial/ae/desc/ (дата обращения: 27.05.2013).
31